Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

реферат. Девятьсот блокадных дней Ленинграда


Скачать 47.22 Kb.
НазваниеДевятьсот блокадных дней Ленинграда
Дата25.03.2019
Размер47.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат.docx
ТипРеферат
#44193
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История Отечества»

на тему: Девятьсот блокадных дней Ленинграда.

Санкт-Петербург

2018

Содержание


Введение………………………………………………………………………

3

1.

Ход военных действий………………………..………………………..……

5

2.

Жизнь блокадного Ленинграда……………..……………………………….

7

3.

Ладожское озеро – путь к спасению …………………………………….....

16

4.

Заключительный этап………………………………………………………..

21


Вывод……………………………………………………………………….....

23


Список использованной литературы………………………………………..

25


ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная Война – слова, заставляющие встрепенуться сердце любого человека. Прошло вот уже 73 года со дня победы СССР над фашистской Германией, но память об этих событиях еще свежи, и их мы будем хранить вечно.

Смелый советский народ и его доблестная армия с честью и достоинством выдержали все тяготы войны, отстояли Родину и выполнили свой долг. Сколько было вложено сил, сколько потеряно жизней ради этой победы! Ничто не могло сломить объединенных общей задачей людей. Советские люди никогда не забудут тех, кто мужественно добивался этой победы в тылу и на фронте, тех, кто отдал свои жизни, тех, кто так и не узнал исхода этих событий.

Война не обошла стороной ни один город, каждая деревня пережила ужасающие события. Многие из городов удерживали длительные осады и одерживали победу, но исключительно трудной оказалась блокада Ленинграда, которая началась осенью 1941 года в условиях полного окружения с суши.

Оборона Ленинграда – один из ярчайших примеров стойкости и мужества народа того времени. Мужчины и женщины, старики и дети – все они, несмотря на невыносимые условия вражеской блокады, постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки, сумели выжить, выстоять, а главное, одержать победу над гитлеровскими войсками.

Участие в этой битве принимали не только жители Ленинградского фронта и Балтийского флота, но и вся страна собрала все свои силы ради победы. На протяжении почти двух с половиной лет вся страна обеспечивала город вооружением, лекарствами, топливом и едой. Каждый день вся страна помогала ленинградцам, не оставляя их в столь тяжелой ситуации, и именно благодаря этой поддержке жители города сумели пережить самое страшное время.

Несмотря на то, что сообщение с городом было почти невозможно, основным и единственным путём связи было Ладожское озеро. Много сил было приложено к тому, чтобы проложить маршруты самолетов, телефонные, электрические кабели.

Первые водные перевозки начались еще осенью, в 1941 году, тогда на озере не хватало судов и причалов, а немецкая авиация открыла огонь над озером.

Даже зима и лед не останавливали армию СССР: на ледяном озере была построена военно-автомобильная дорога, по которой доставлялось все самое необходимое. Весной же были возобновлены водные перевозки – это были самые значительные перевозки за все блокадное время.

Так, в столь тяжелейшее время Ленинград не был брошен на произвол судьбы, все силы были направлены на спасение горожан. Всё необходимое поступало в город летом по воде, зимой по льду. Сохранение этой дороги было жизненно важным вопросом. Благодаря коммуникации со страной и мужеству жителей Ленинград выстоял и пережил это тяжелейшее время.

Ход военных действий

Гитлеровская Германия начала войну против СССР, нарушив договор о ненападении. Немецко-фашистские войска, готовившиеся к нападению, имели серьезные преимущества. Заранее сосредоточенные на границе, они располагали большим количеством танков и самолетов.

22 июня враг обрушился на Советский Союз. К моменту нападения фашистской Германии значительная часть Советских Вооруженных Сил еще не была отмобилизована, а войска, расположенные в приграничных округах, были рассредоточены по фронту и в глубину обороны.

Опираясь на единство народа, советское командование привлекает все средства для борьбы с врагом. По призыву правительства ленинградцы в короткий срок сформировали 10 дивизий народного ополчения, сыгравших большую роль в защите города. Заявления о вступлении в ряды народного ополчения поступали тысячами. Все их силы были направлены на то, чтобы не подпустить врага к Ленинграду. Советское командование форсировало строительство оборонительных полос вокруг Ленинграда, где ежедневно работало до 500 тысяч человек.1

Упорные атаки немцев, их усилия прорвать оборону и захватить Ленинград, ни к чему не привели. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. Все заводы и фабрики города были переоборудованы на выпуск боеприпасов, средств связи, электротехнического оборудования и другой военной продукции.

Преследуя цель взломать оборону и штурмом взять город, немецко-фашистское командование ввело в бой более одной тысячи танков, до тысячи самолётов, большое количество миномётов и артиллерии; враг превосходил советские войска в боевой технике в шесть раз. Противник охватил Ленинград со всех сторон, нанося удары с юга, юго-запада и севера.

Планируя захват Ленинграда, враг учитывал огромное экономическое и стратегическое значение города на Неве. Фашисты стремились уничтожить Балтийский флот, овладеть наиболее удобными морскими и сухопутными путями и приобрести выгодный плацдарм для нанесения удара в тыл советским войскам. Значение для гитлеровцев приобретал захват Ленинграда с точки зрения организации снабжения своих войск морским путем.

Немецко-фашистским войскам удалось в короткий срок захватить почти всю Прибалтику и вторгнуться в пределы Ленинградской области. Однако наступление немецко-фашистских войск на Ленинград было приостановлено на всех направлениях.

Советское командование во второй половине июля 1941 г. приняло ряд мер по укреплению обороны города. Войска Северо-Западного направления стали усиливаться пополнениями, в числе которых были вновь сформированные в Ленинграде дивизии народного ополчения. Большое внимание уделялось созданию в Ленинграде различных инженерных сооружений — огневых точек, противотанковых и противопехотных заграждений, бомбоубежищ и укрытий.

В августе 1941 г. бои под Ленинградом развернулись почти одновременно на всех направлениях. Положение советских войск на этом участке фронта было весьма неблагоприятным. В результате боев, длившихся целый месяц, наши войска понесли большие потери в людях и вооружении. К 1 сентября наступление противника на этом рубеже было остановлено.
Жизнь блокадного Ленинграда

В августе 1941 г. главные силы немецко-фашистских войск под Ленинградом сосредоточились на южных подступах к городу. Здесь сложилась наиболее трудная, напряженная обстановка. Советские войска оказывали врагу ожесточенное сопротивление, но силы не были равны. Для того чтобы ускорить захват Ленинграда, Гитлер сосредоточивал все силы. В связи с непосредственной угрозой Ленинграду Главком Северо-Западного направления потребовал от воинов мужества.

30 августа противник вышел к Неве, захватил ст. Мга, последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. 8 сентября немцы захватили Шлиссельбург, блокировав город с суши. С этого дня началась оборона Ленинграда в условиях осады.

Для миллионного населения города наступил период борьбы в кольце вражеской блокады в условиях голода, холода и ежеминутной угрозы смерти от артиллерийских обстрелов и бомбардировок с воздуха. Захват Мги и выход немецких войск к Неве вселил в фашистов полную уверенность в падении Ленинграда. Уверенность фашистов в быстром захвате Ленинграда была столь велика, что был даже намечен день банкета в гостинице «Астория».

Наступление немецко-фашистских войск на красногвардейцев началось 9 сентября. Силы советских частей были слабыми, чтобы сдержать напор противника. 11 сентября немцы взяли Дудергоф — важное место на подступах к Ленинграду, а 12 сентября — Красное Село. После этого гитлеровское командование решило сломить сопротивление защитников города длительной блокадой, систематическими артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха.

Ленинград был блокирован с суши, а движение судов с Ладожского озера по Неве парализовано. Результат битвы за Ленинград зависел от того, сумеет ли город выдержать блокаду. А это зависело от того, удастся ли установить надежную связь и наладить доставку в Ленинград всего того, в чем нуждались город и фронт. Страшная опасность нависла над Ленинградом, тяжелые бои шли днем и ночью. 900 блокадных дней были настоящим испытанием для ленинградцев.

В 1942 году жители города освоили производство более 50 видов вооружения и боеприпасов, выпустили свыше 3 млн. снарядов и мин, около 40 тысяч авиабомб, 1260 тысяч ручных гранат. Трудовой героизм ленинградцев дал возможность выступить и направить на фронт 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов. Для помощи Ленинграду и его защитникам по решению ЦК партии и Правительства была создана "Дорога жизни".

Вражеские обстрелы и бомбардировки изматывали ленинградцев, затрудняли работу промышленности и городского хозяйства. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Всего от разрывов снарядов и бомб за время блокады погибло около 17 тыс. и ранено около 34 тыс. человек.

В итоге ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

С 18 июля 1941 г. в соответствии с решением Советского правительства в Ленинграде была введена карточная система на основные продовольственные товары, т.к. продовольствия на всех не хватало. Хлеба рабочие стали получать в день 800 г, иждивенцы и дети — 400 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда».

Ленинград в сентябре стал городом-фронтом. Рвались снаряды у порогов жилищ, обрушивались дома. Но при этом ужасе войны горожане сохраняли верность друг другу, проявляли товарищество и взаимопомощь и заботу тем, кто лишённый сил, не мог обслужить себя.

На одной из улиц Володарского района вечером в булочную вошёл мужчина. Он взглянул на всех находящихся в магазине людей и двух продавцов, вскочил за прилавок и начал выбрасывать с полок хлеб, выкрикивая: "Берите, нас хотят заморить голодом, не поддавайтесь уговорам, требуйте хлеба!" Заметив, что буханки никто не берёт, неизвестный толкнул продавщицу и бросился бежать к двери. Но уйти ему не удалось. Люди, находившиеся в магазине, задержали провокатора и передали органам власти.

История блокады Ленинграда отрицает доводы о том, что под влиянием страшного чувства голода, люди теряют нравственные устои. Ленинградцы при всех страданиях не потеряли ни чести, ни мужества.

Зима. Шофёр грузовой машины спешил доставить свежевыпеченный хлеб к открытию магазинов, вблизи грузовика разорвался снаряд. Буханки хлеба рассыпались по мостовой, шофёра убило осколком. Прохожие заметив, что хлеб никем не охраняется, не уходили, пока не приехала другая машина с экспедитором хлебозавода. Буханки были собраны и доставлены в магазины. Голодные люди, охранявшие машину с хлебом, не позволили себе взять и куска хлеба.2

В самое тяжёлое время всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Многие участки строительства находились в непосредственной близости от противника и подвергались артиллерийскому огню. Люди работали по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде.

В стороне не оставались и юные ленинградцы. Они вместе с взрослыми рыли окопы, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для раненых все необходимое. Школьники делали все, чтобы поднять настроение раненых бойцов.

Наравне с взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли "часовыми ленинградских крыш". Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи.

На Кировском заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины, женщины и даже подростки стояли у станков. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.

На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые препятствия общей длинной 25 км, построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек. Гражданское население было готово к уличным боям. В помощь чекистам были созданы специальные комсомольско-пионерские группы разведчиков и связистов. Во время воздушных налетов они выслеживали вражеских агентов, которые с помощью ракет показывали немецким летчикам цели для бомбометания. Такого агента обнаружили на улице Дзержинского ученики 6-го класса Петя Семенов и Алеша Виноградов. Благодаря ребятам чекисты его задержали.

Для победы над фашистскими захватчиками немало сделали и советские женщины. Они наряду с мужчинами героически трудились в тылу, самоотверженно выполняли свой воинский долг на фронте, сражались против ненавистного врага на территориях, временно оккупированных гитлеровскими армиями.

В обороне города исключительно важную роль сыграл Балтийский флот. Моряки давали достойный отпор врагу. Кронштадт и его форты, корабельная артиллерия из своих орудий открывали ураганный огонь по позициям неприятеля, причиняя серьёзный ущерб живой силе и технике врага. С сентября 1941 года по январь 1942 года Балтийским флотом было выпущено по войскам противника 71508 снарядов крупного калибра.

Ладожское озеро – путь к спасению

Ладожское озеро - "Дорога жизни". День за днём по нему перевозили эвакуируемых ленинградцев, детей, женщин и всё, что нужно для обороны великого города.

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная дорога - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов.

С наступлением ноября Ладога стала понемногу затягиваться льдом. Все ждали морозов. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. На лёд вышли конные обозы, была проложена ледовая автомобильная дорога, которую назвали «Дорогой жизни». От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября на лёд вышли машины.

Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом. С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера.

23 декабря через озеро перевезли 700 тонн продуктов, 24 декабря - 800 тонн. Обратно вывозили раненых и детей. Особенно трудны воспоминания о детях: голодных, легких как пушинки, с землистым цветом лица, провалившимися глазами, беспомощных и доверчивых.

За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419 тонн различных грузов, из которых 262 419 тонн продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов.

Ледовая дорога сыграла важную роль в эвакуации населения города. Массовая эвакуация началась во второй половине января 1942 г., после того как Государственный Комитет Обороны 22 января 1942г. принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда. По-настоящему решать задачу коммуникаций должна была Ладога. Командование Ленинградского фронта принимало все необходимые меры для спешного строительства портовых сооружений на западном берегу Ладоги, без чего невозможны были водные перевозки.

В связи с угрозой со стороны противника командование Ленинградского фронта принимало меры по защите водных перевозок. Кроме зенитных средств, Ладожскую водную коммуникацию прикрывали самолеты и истребители авиации Краснознаменного Балтийского флота. Пассажиры перевозились на транспортах и боевых кораблях Ладожской флотилии.

С наступлением морозов была прекращена перевозка водным путём, но начались зимние перевозки по ледовой трассе через Ладожское озеро. Первые рейсы грузовых автомашин по ледовой дороге совершили автомобили 389-го отдельного автотранспортного батальона. И уже в полночь 21 ноября 1941года первая колонна в составе 60 автомашин под командованием В. А. Порчунова отправилась за продовольствием для ленинградцев. К машинам были прицеплены сани.

Чтобы облегчить движение по льду и уменьшить потери транспорта, принимались различные меры предосторожности и, прежде всего, было организовано постоянное наблюдение за состоянием льда.

Заключительный этап

Военный совет Ленинградского фронта принял важные решения, направленные на увеличение грузооборота дороги. Постановлением Военного совета от 4 января 1942 г. было предусмотрено с 5 января выпускать на линию как минимум 1500 автомашин. Ледовая трасса функционировала как обычная и находилась в зоне досягаемости вражеского огня. В целях безопасности и бесперебойности движения на льду были сооружены отдельные трассы для гужевого, тракторного, автомобильного движения.

Для успешного проведения эвакуации населения Ленинграда надо было создать эвакуационные пункты на западном и восточном берегах Шлиссельбургской губы. Перед отправкой каждому эвакуируемому выдавали на дорогу хлеб и горячее питание. Вспоминал один из шоферов Ладожской ледовой дороги В. И. Сердюк: «Трудно передать словами чувства, которые мы испытывали, видя исхудалых, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети — по-взрослому серьезные, молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода на озере, вели машину как можно осторожнее, чтобы их не трясло, не швыряло. Мы, шоферы, были по-настоящему счастливы, когда во время таких рейсов нам удавалось проскочить через озеро, не попав под артиллерийский обстрел или бомбежку».3

Одновременно с эвакуацией населения из Ленинграда по ледовой дороге вывозилось промышленное оборудование, материальные и культурные ценности, чтобы спасти их от уничтожения.

С конца марта 1942 г. наступил один из самых трудных и героических периодов в работе ледовой дороги, период борьбы за продление ее работы на возможно больший срок. Это было связано с приближением весны и постепенным ослаблением прочности льда. Несмотря на невероятные трудности, вызванные разрушением ледовых трасс под действием весеннего солнца, результаты перевозок в апреле 1942 г. были довольно значительными.

Командование Ленинградского фронта, понимая, что гитлеровцы сделают все, чтобы сорвать перевозки через озеро, с самого начала организации ледовой дороги предпринимало необходимые меры по ее защите.

Принятая система обороны дороги полностью себя оправдала. Все работники дороги, преодолевая множество трудностей и проявляя мужество и боевое мастерство, стойко ее защищали. Благодаря этому в течение всей зимы 1941-1942 г. ледовая дорога действовала бесперебойно и эффективно.

Вывод

27 января 1944 г. на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют, возвестивший о полном освобождении Ленинграда от фашистской блокады, о великой победе Советских Вооруженных Сил. Советские воины нанесли фашистским соединениям жестокое поражение и к концу января 1944 г. отбросили их от стен Ленинграда на 70—100 км.

Разгром немецкой группировки, державшей город в осаде в течение неслыханно тяжелых 900 дней, стал одним из важных этапов на пути полного изгнания с советской земли и уничтожения немецко-фашистских захватчиков.

«Ленинградская победа, — говорил М. И. Калинин, — это военная победа, имеющая значение не только для Ленинграда, но и для всего хода борьбы советского народа против немецких захватчиков».4

Великая ленинградская эпопея победоносно закончилась. 900 дней блокады остались позади. Жители Ленинграда и защитники города на Неве, испытывая нечеловеческие трудности фашистской блокады, показали великое мужество и стойкость.

Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины, остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы отборных фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта.

Огромное практическое и моральное значение героической обороны Ленинграда состоит в том, что город, несмотря на неслыханные испытания и лишения, остался непокоренным и служил образцом непоколебимого мужества. Даже в условиях вражеского окружения промышленный потенциал Ленинграда продолжал служить делу борьбы с врагом на всех фронтах.

Все эти обстоятельства позволяют с полным основанием констатировать, что оборона Ленинграда стоит в ряду важнейших узловых сражений Великой Отечественной войны. И то обстоятельство, что успех этой небывалой по своей длительности и напряженности битвы за Ленинград в решающей степени зависел от Ладожской коммуникации, достаточно убедительно говорит о ее историческом значении.

И тогда и теперь, когда прошло более полвека с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?

Ленинград выдержал столь длительную осаду в течение 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город. Защита города стала для них долгом гражданским, национальным, социальным.

По-разному и о разном рассказывают его монументы и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны шрамам, оставшимся от суровых испытаний и кровопролитных сражений.

Рассекая небо, поднялся на въезде в город, в его южных парадных воротах, четырехгранный обелиск, по сторонам которого, как современники наши, наших внуков и правнуков, застыли бронзовые фигуры героических участников легендарной обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Вдоль Дороги жизни от Ленинграда до Ладожского берега выстроились памятные путевые столбы. Вечные огни пылают на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.

Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг. Каждое новое поколение стремиться отдать свою дань преклонения перед легендарным подвигом ленинградцев, которые стояли насмерть.

На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено около 470 тысяч ленинградцев. И они умирали во имя и ради будущего, которое стало сегодня нашим счастьем.

Список использованной литературы

Зубаков В.Е. Ленинград - город-герой / В.Е. Зубаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Воениздат, 1981.

Калинин М.И. Статьи и речи (1941-1946) / М.И. Калинин. – М.: Издательство политической литературы, 1975.

Ломагин Н.А. Неизвестная блокада / Н.А. Ломагин. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2002.

Адамович А.М. Блокадная книга / А.М. Адамович, Д.А. Гранин. – Л.: Лениздат, 1984.

Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля / В.М. Ковальчук – М.: Наука, 1975.

Никулин Н.Н. Воспоминания о войне / Н.Н. Никулин – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008.

Дмитриев В.П. История Отечества ХХ века: учебник / В. П. Дмитриев, В. Д. Есаков, В. А. Шестаков. – М.: Наука, 2003.



1 См.: А.М.Адамович, Д.А.Гранин. Блокадная книга. – 1984. – С.1

2 См.: А.М.Адамович, Д.А.Гранин. Блокадная книга. – 1984. – С.256-264


3 Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля. – 1975. – Гл. 3

4 См.: Калинин М.И. Статьи и речи (1941-1946). – 1975. – С.438


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей