Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. Диагностический комплекс для психолого-педагогического


НазваниеДиагностический комплекс для психолого-педагогического
Дата16.10.2019
Размер11.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#64293
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ
Кафедра специальной педагогики и психологии
Л.Ф.ФАТИХОВА
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Уфа 2011
2
ББК 74.3
Ф 27
Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для
психолого-педагогического
обследования
детей
с
интеллектуальными нарушениями
/ Л.Ф. Фатихова. – Уфа:
ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова»,
2011. – 80 с.; 65 карт.
Рецензенты:
Е.Ф. Сайфутдиярова, канд. психол. наук (БирГСПА);
И.Ш. Шавалиева,канд. психол. наук (БГПУ им. М. Акмуллы)
В данном пособии представлен диагностический материал для дифференциальной диагностики детей с интеллектуальными нарушениями – задержкой психического развития и умственной отсталостью.
В пособии также излагаются теоретические представления о дифференциальной диагностике, особенностях психологической диагностики детей с интеллектуальными нарушениями.
Пособие предназначено для практических психологов специального образования, специалистов психолого-медикопедагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектованию дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Материалы пособия могут использоваться специалистами, работающими в области здравоохранения, социальной защиты, студентами дефектологических факультетов вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.
ISBN 978-5-98061-068-5
© Уфимский филиал ГОУ ВПО
«МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011
© Фатихова Л.Ф., 2011
3
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 4
Что такое дифференциальная диагностика..……………………………... 5
Классификация методов дифференциальной диагностики
…………………..
7
Состояние дифференциальной диагностики в области изучения детей с отклонениями в развитии………………………………………………...
10
Психолого-педагогическое обоснование обучающего эксперимента как способа дифференциальной диагностики детей с нарушениями интеллектуального развития……………………………………………….
18
Построение процесса дифференциальной диагностики………………… 21
Комплекс диагностических методик……………………………………... 22
Методика 1. Чего не стало (модифицированная методика
С.Д. Забрамной)?...........................................................................................
22
Методика 2. Что изменилось (модифицированная методика
С.Д. Забрамной)?...........................................................................................
25
Методика 3. Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева)………………………………………..
27
Методика 4. Раскрась предметы (разработка Л.Ф. Фатиховой)……….... 30
Методика 5. Изучение восприятия формы (разработка
Л.Ф. Фатиховой)……………………………………………………………
32
Методика 6. Подбери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера)…………………………………………………....
35
Методика 7. Разрезные картинки модифицированный вариант)……….. 38
Методика 8. Сложи круг (разработка Л.Ф. Фатиховой)………………… 40
Методика 9. Группировка предметов (модифицированная методика
У.В. Ульенковой
)
………………………………………………………...…
43
Методика 10. Исключение не подходящих к группе предметов
(модифицированный вариант)……………………………………………..
46
Методика 11. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф. Фатиховой)…….…………………………..
49
Методика 12. Закрашивание фигур (разработка Л.Ф. Фатиховой)..……. 52
Методика 13. Изучение понимания сохранения количества (разработка
Л.Ф. Фатиховой)……………………………………………………………
55
Методика 14. Упорядочивание (модифицированный вариант методики
И.И. Аргинской)…………………………………………………………….
58
Методика 15. Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой)…….………
60
Методика 16. Сказка (разработка Л.Ф. Фатиховой)…………………….. 66
Методика 17. Изучение способности определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации (разработка Л.Ф. Фатиховой)...
70
Методика 18. Я и школа (разработка Л.Ф. Фатиховой).………………… 74
Литература………………………………………………………………….. 78
4
Введение
Одна из важнейших задач помощи детям с отклонениями в развитии в целом и детям с отклонениями в интеллектуальном развитии – определение образовательного маршрута (вида образовательного учреждения и программы обучения и воспитания ребенка). Данная задача решается в рамках одного из институтов сопровождения детей с отклонениями в развитии – психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК). Ее решение является конечным итогом дифференциальной диагностики, направленной на отграничение сходных состояний, выявление первичных и вторичных нарушений детей с отклонениями в развитии.
Материалы, представленные в пособии, содержат как авторские, так и модифицированные и апробированные автором диагностические методики, направленные на изучение познавательной сферы
(внимания, восприятия, памяти, мышления) и эмоциональноличностной сферы (способности к распознаванию эмоций, нравственных инстанций и др.), и могут использоваться как диагностический инструментарий не только в деятельности ПМПК, но и в экспертной деятельности психологов и педагогов психологомедико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, в работе специалистов реабилитационных учреждений.
Предлагаемое пособие состоит из 2 частей:
1) методических рекомендаций с описанием стратегии организации и проведения психолого-педагогической диагностики и диагностических методик. В методических рекомендациях также представлены дифференциальные признаки выполнения нормально развивающимися детьми и детьми с нарушениями интеллектуального развития
(умственной отсталостью и задержкой психического развития) заданий той или иной диагностической методики;
2) приложения, содержащего стимульный материал, предлагаемый ребенку в процессе диагностики.
Наличие в пособии теоретического материала, раскрывающего теоретические подходы к организации дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии, описывающего этапы психолого-педагогической диагностики, историю развития взглядов на дифференциальную диагностику и ее современное состояние, позволяют использовать данное издание в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов вузов, а также слушателей курсов, занимающихся профессиональной подготовкой к работе в системе оказания помощи детям с нарушениями развития в целом и детям с интеллектуальными нарушениями, в частности.
Пособие опубликовано при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта
РГНФ
«Дифференциальная диагностика детей с интеллектуальными нарушениями» (проект №10-06-84607а/У).
5
Что такое дифференциальная диагностика
В целом психолого-педагогическая диагностика направлена на выявление проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, изучение особенностей их развития, интересов, способностей, сформированости личностных образований.
Психолого-педагогическая диагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью диагностических методов. Результаты диагностических измерений показывают наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития.
Информация, получаемая психологом в процессе психодиагностического исследования, может быть использована также и учителями, воспитателями, родителями.
Наиважнейшая задача психолого-педагогической диагностики – помочь специалисту определиться с выбором оптимального пути педагогического воздействия, создать условия для психологопедагогической коррекции.
Таким образом, психологопедагогическую диагностику можно рассматривать как предтечу и основу коррекционной работы.
Выделяют различные виды и уровни психолого-педагогической диагностики.
В процессе скрининговой диагностики осуществляется обследование группы детей. Данный вид диагностики не ставит задачу точной квалификации отклонения (такая задача реализуется в процессе дифференциальной диагностики), он направлен на выявление детей с отклонениями в психическом развитии, дифференциацию их от нормально развивающихся сверстников.
В специальном образовании широко применяется такой вид диагностики, как динамическая диагностика. Если динамическую диагностику проводит психолог, его задачей является наблюдение динамики развития ребенка с психофизическими нарушениями.
Динамическая диагностика, которую осуществляет учительдефектолог, направлена на определение эффективности предпринятого коррекционно-развивающего обучения.
В процессе такого вида диагностики, как итоговая
диагностика, оценивается состояние ребенка с особыми образовательными потребностями в конце этапа обучения или комплекса коррекционных мероприятий.
Дифференциальная
диагностика представляет собой самостоятельный вид диагностики, и в то же время в специальном образовании любой диагностический процесс изначально являет собой дифференциацию. Дифференциальная диагностика решает следующие задачи:
6 1) уточнение диагноза и определение типа учреждения, в котором необходимо проводить коррекционно-педагогическое обучение ребенка, программу его обучения и воспитания;
2) отграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза (данная задача реализуется психолого-медико-педагогическими комиссиями);
3) прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития, а также определение путей и средств развивающе-коррекционной работы.
При проведении дифференциальной диагностики неизменно встает вопрос оперирования терминологией, касающейся детей с нарушениями психического развития и вопросов их психологопедагогической диагностики. Одним из центральных понятий в этой ситуации является «психологический диагноз». Данное понятие, прежде всего, указывает на тесную связь с медициной, а точнее, с психиатрией, где оно первоначально применялось для обозначения психических нарушений или состояний, отклоняющихся от нормы.
Отсюда цель психодиагностики – постановка диагноза, то есть определение отличий, выявленных у конкретного человека, психологических характеристик от известного на данный момент норматива. В настоящее время термин «психологический диагноз» понимается более широко и позволяет более четко дифференцировать патопсихологию от нормальных психических феноменов.
Структура психодиагностического исследования в специальной психологии ориентирована на постановку психологического диагноза.
Понятие «психологический диагноз» на сегодняшний день – ключевое в психологической диагностике, однако является одним из наименее разработанных. Единое представление о сути, специфике и содержании психологической информации, необходимой для постановки диагноза, отсутствует.
Понятие «диагноз развития» в психологию ввел Л.С. Выготский
[4]. Данное понятие, интегральное по содержанию, включает оценку уровня развития разных систем организма (как психологических, так и физиологических), рассмотренных в их системном взаимодействии; это определенный этап онтогенеза, которому присуще определенное качество.
Л.С. Выготский установил три ступени психологического диагноза [4].
Первая ступень – симптоматический диагноз. Ограничивается только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым делается практический вывод. Такой диагноз не является чисто научным, он доступен практически всем, кто окружает обследуемого.
Основные способы постановки
7 симптоматического диагноза – наблюдение и самонаблюдение, которые характеризуются субъективизмом.
Вторая ступень – этиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Выяснение возможных причин состояния человека – важный компонент психологического диагноза, однако тот факт, что данное состояние обычно обусловлено множеством причин, установить которые в полном объеме психолог не в состоянии, данный вид диагноза имеет свои ограничения.
Третья ступень – типологический диагноз. Является высшим уровнем и заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности.
Диагноз развития, по мнению Л.С. Выготского, является и прогнозом развития, который строится на умении понимать внутреннюю логику развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее [4].
Классификация методов дифференциальной
диагностики
Выделяют следующие направления дифференциальной диагностики:
1) дифференциальная диагностика интеллектуальных нарушений
(умственной отсталости и задержки психического развития);
2) дифференциальная диагностика различных форм дефицитарного развития (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);
3) психологическая диагностика нарушений эмоциональной сферы и поведения (аутизма, психопатий др.).
По формам проведения исследования дифференциальная диагностика не имеет существенных различий от других видов психолого-педагогической диагностики. Различие состоит, прежде всего, в стратегии и направленности исследования. Таким образом, в дифференциальной диагностике так же, как и в психологопедагогической диагностике в целом, выделяют различные методы.
Однако следует отметить, что в конкретном исследовании ребенка они посредством введения дополнительных способов и в связи с постановкой узких задач обычно преобразуются в методику исследования. Основным средством дифференциальной диагностики являются диагностические методы. В дифференциальной диагностике используются две группы методов:
1) тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению;
8 2) приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.
В дифференциальной диагностике применяются и классические тесты интеллекта (тесты Векслера, Амтхауэра, Старфорд-Бине), однако использование метода тестов в диагностике отклоняющегося развития затрудняется и ограничивается содержанием тестовых заданий (это содержание определяется чисто статистическим подходом к тестированию и представлениями автора тестов о структуре психики). Выявление с их помощью зоны ближайшего развития как одна из целевых задач подхода к диагностике в отечественной дефектологии противоречит самому принципу построения тестов и проведения тестирования. Таким образом, использование классических тестов интеллекта для дифференциальной диагностики нарушений развития нецелесообразно. С их помощью может быть получена скрининговая оценка и реализоваться лишь возрастной подход к оценке результатов тестирования.
В диагностике отклоняющегося развития преимущественно используются диагностические методы второй группы, т.е. приемы качественной диагностики. Однако и эти методы имеют ограничения, т.к. при их использовании ограничиваются или вообще утрачиваются возможности учета возрастно-психологического подхода к диагностике детей.
В.И.
Лубовский подчеркивает, что дифференциальнодиагностическое обследование должно быть оснащено набором методик, который сочетает в себе лучшие стороны каждого из применяемых на современном этапе способов обследования.
Наиболее плодотворным, по его мнению, может быть сочетание экспериментально-психологического метода с количественнокачественной оценкой и учетом возрастных особенностей, заложенных в тестах [11].
Диагностика отклонений в развитии
– это всегда дифференциальная диагностика. Нельзя заниматься диагностикой умственной отсталости или задержки психического развития.
Разработка дифференциально-диагностических методик должна основываться на представлении о наличии структур психической деятельности (в первую очередь познавательной деятельности), специфичных для каждого типа нарушенного развития. За основу такой специфичности должна быть взята классификация нарушений развития, в которой заложена идея специфики каждого типа дизонтогенеза, учтен диапазон индивидуальных различий внутри него.
9
Диагностика нарушений психического развития должна включать три этапа:
I этап – это скрининг, в процессе которого осуществляется выявление отклонений в развитии без точной их квалификации. По содержанию данный этап диагностики повторяет одноименный вид диагностики. Обычно данный этап реализуется психологом в массовых образовательных учреждениях: дошкольных и школьных учреждениях общего типа.
II этап – собственно дифференциальная диагностика, цель которой – определение типа (вида, категории) нарушения развития и направленности обучения ребенка, вида образовательного учреждения для него. Данный этап диагностики представлен в деятельности
ПМПК.
III этап соответствует углубленному (феноменологическому) варианту обследования, имеет задачей раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.
Данное обследование – типичный компонент диагностической деятельности специального психолога. Выявленные при этом особенности ребенка с нарушениями развития должны приниматься во внимание при индивидуальной коррекционно-развивающей работе с ним.
Качественная работа ПМПК предполагает последовательную и системную реализацию данных этапов, однако чаще всего все три этапа в деятельности ПМПК смешаны, при этом углубленная диагностика не реализуется или реализуется частично. Кроме того, качество методов дифференциальной диагностики далеко от совершенства, часто зависит, по мнению В.И. Лубовского [10], от наличия специалистов, их подготовленности, личного опыта и предпочтений (в разных учреждениях применяются разные методы).
В процедуре дифференциальной диагностики ПМПК отсутствует четкая система критериев нарушенного развития и стандартизированных или хотя бы унифицированных наборов диагностических методик.
Как показывает практика, в диагностической деятельности специалистам
ПМПК часто приходится сталкиваться с детьми, отклонения в развитии у которых не позволяют применять традиционные диагностические методики, которые носят, как правило, вербализованный характер, т.е. включают инструкцию, предъявляемую в речевой форме, предполагают вербальную деятельность ребенка (ответы на вопросы, составление рассказов и др.). Такого рода диагностические задачи вызывают трудности у детей, поскольку нарушения психического развития часто сопровождаются той или иной степенью речевой недостаточности, вплоть до полного безречия. Такие результаты не могут объективно
10 свидетельствовать об уровне интеллектуального развития, затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности.
Чаще всего в таких случаях применяется экспериментальнопсихологический метод, иногда и его особая форма – обучающий эксперимент.
Последний дает большие возможности для качественного анализа психической деятельности ребенка и для выявления его потенциальных возможностей, однако ограничивает возможности соблюдения необходимых в диагностике отклоняющегося развития принципов системного подхода и учета возрастных особенностей, поскольку нормативы и схемы применительно к экспериментально-психологическим методикам отсутствуют. Поэтому обучающий эксперимент дает достаточно надежные результаты лишь в руках высококвалифицированного и многоопытного специалиста.
Квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной
(психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой диагностической методики, но и способами научного анализа полученных данных.
Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, – от исследования степени овладения детьми различными перцептивными, мнемическими и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности до выявления личностных особенностей исследуемых.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей