Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Дифференциальная диагностика форм дизартрий, ди... Диагностика дизартрии по локализации очага поражения


НазваниеДиагностика дизартрии по локализации очага поражения
АнкорДифференциальная диагностика форм дизартрий, ди.
Дата23.09.2017
Размер101 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДифференциальная диагностика форм дизартрий, ди...doc
ТипДокументы
#18020
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Диагностика дизартрии по локализации очага поражения

Дизартрия


Очаг поражения мозга


Патогенез


Клинические проявления (синдромы фонетических рас­стройств и вторичной системной недостаточности)


1


2


3


4

Бульбарная


Одностороннее (правое или левое) или двусторон­нее поражение перифери­ческих двигательных ней­ронов V, VII, IX, X,XI,XII черепно-мозговых нервов шейно-грудного уровня.


Избирательные вялые (право-, лево- или двусторонние) парали­чи мышц языка,губ, мягкого неба, гортани, глотки; дыхательных мышц и поднимающих нижнюю челюсть. Наблюдается их атрофия и атония (язык вялый, дряблый); снижены или отсутствуют глоточ­ный и нижнечелюстной рефлек­сы. Отмечаются расстройства не­произвольных движений в соот­ветствующих группах мышц


Голос слабый, глухой, истощающийся; гласные и звонкие согласные оглушены (Б — П, Д — Т и др.) Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости (Б — М, Д — Н и др.). Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку э. Артикуляция согласных упрощена; смычные и Р заменяются щелевыми (П — Ф,Т -С). Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избиратель­ным распределением вялых параличей. Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, резко утомляет больного


Псевдобуль-барная


Часто наблюдается пора­жение центральных двига­тельных кортико-бульбар-ных и пирамидных нейро­нов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. Поражение двусто­роннее, неравномерно ла-терализованное


Характерны пирамидные спасти­ческие параличи мышц речево­го аппарата. Мышечных атрофии нет. Гипертрофия мышц (язык напряжен, отодвинут кзади), гло­точный и нижнечелюстной реф­лексы усилены. Нередки насиль­ственный смех и плач. Парали­чи всегда двусторонние, но возможно их преобладание с од­ной стороны, во-первых, произ­вольные движения и, во-вторых, самые тонкие движения кончи­ком языка


Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (у, о) и твердые со­гласные со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ц). Артикуля­ция гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и р заме­няются на щелевые (п—ф, т—с), щелевые согласные преобразуются в плоскощелевые, страдает артикуляция согласных со сложными укладами (р, л, ш, ж, с, з, ц,ч), артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких. Больной старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, пропуску согласных при стечении, недоговариванию кон­цов слов, замедлению темпа речи, нарушениям ее плавности и модули-рованности




Окончание табл. 2.10

1


2'


3


4

Корковая ' апраксическая: постцентральная

Корковая апраксическая премоторная


Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого ) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей

Одностороннее поражение коры доминантного (обыч­но левого) полушария моэга, а именно нижних отде­лов премоторных полей


Кинестетическая артикуляторная апраксия

Кинетическая артикуляторная апраксия


Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонемати­ческие обобщения, смешения признаков согласных по способу и месту образования; глухости—звонкости, твердости—мягкости. Эти расстрой­ства непостоянны, зависят от контекста. В тяжелых случаях под контро­лем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений ребенок ак­тивно ищет слоги, что приводит к нарушениям плавности речи и к ее замедлению.

Наблюдается распад ритмических слоговых структур слов, возрастают напряженность речи, степень ее локализации. Темп речи замедляется, появляются персеверации (перестановки) и замены щелевых соглас­ных в составе слога на смычные, звонких — на глухие, мягких — на твердые. Стечения согласных упрощаются за счет пропусков; аффрика­ты расщепляются на составные звуки


Подкорковая (экстрапира-мидная)


Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими струк­турами мозга, в частности с корой головного мозга


Вопросы патогенеза дизартрии мало разработаны, однако несо­мненна связь с распадом или с расстройствами использования в акте речи врожденных синергий, что делает речь напряженной и неплавной


Расстройства речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики. Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сег­ментными, нарушены звуковая сторона речи, внятность и членораздель­ность. Могут быть выделены еще недостаточно изученные клинические синдромы


Мозжечковая


Поражения мозжечка и его связей с другими структу­рами мозга


Статическая и динамическая атаксия речевых движений


Речь скандированная, недостаточно внятная, искажаются ее норматив­ные характеристики, часто напоминает речь «пьяного» человека


2.6.2. Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является певдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизарт­рии дифференцируют по степени поражения (табл. 2-11, 2.12).

Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наи­более оптимальную, адекватную коррекционную методику с

Таблица 2.11




Дизартрия 111 степени (легкая)


Дизартрия 11 степени (средней тяжести)


Дизартрия 1 степени (тяжелая)


Одностороннее пораже­ние доминантного полу­шария, чаще левого, ни­жнего отдела передней центральной извилины


Одностороннее поражение коры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга (к.г-м.)'


При односторонних поражеииях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга





  1. Возникает избиратель­ный центральный корко­вый парез мышц артику­ляционного аппарата, чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изоли­рованных движений, осо­бенно затруднен Подъем кончика языка вверх.

  2. Избирательно повыша­ется мышечный тонус, что чаще всего концен­трируется в мышцах кон­чика языка.

  3. 3. В легких случаях нару­шаются темп и плавность произношения




  1. недостаточность кинетического праксиса

  2. Поиск нужного артикуля­ционного уклада, что замед­ляет темп, затрудняет плав­ность речи.

  3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведениии отдельных артикуляци­онных укладов.

  4. Недостаточность лицево­го гнозиса, особенно в об­ласти артикуляционного аппарата. Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностики




  1. Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений.

  2. . Недостаточность кине­тического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечени­ем согласных










Нарушаются темя, плав­ность речи.

Произношение замед­ленное.

Какуминальные соглас­ные: Ш. Ж, Р - отсут­ствуют или заменяются дорсальными С, 3, СВ,

ЗВ,Т,Д,Н.

Часто страдает Л, ЛЬ


Темп речи замедлен,из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность.

Нарушения авукопроизно-шения неоднозначны, непостоянны.

Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аф­фрикаты (Ч, Ц).

Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остает­ся нечеткой, смазанной


Речь напряженная из-за трудностей при воспроизведении серий последова­тельных движений.

Аффрикаты распадаются на части: Ц =ТС, Ч=ТЬЩ. Щелевые звуки заменяют­ся на смычиые: С =Т, 3 = Д и т. д. (разлитой тетизм). При стечении согласных звуки опускаются.

Возможна избиратель­ность оглушения звонких согласных, преимущес­твенно смычных


учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентиро-ванный подход при коррекции речевых нарушений.

- ' Таблица 2.12

Черепно-мозговые нервы


Дизартрия 111 степени, легкая


Дизартрия 11

степени, средняя


Дизартрия 1 степени, тяжелая


111, 1V,V1пара глазодвигательный, блоковый, от­водящий


Грубых параличей нет. Возможен односторонний вариант косоглазия или сла­бость отводящего нерва. Причина — парез


Косоглазие, возмож­но двустороннее. Слабая аккомодация. Незначительный птоз (опущение века). Причина — парез


Наблюдается двусто­роннее сходящееся косоглазие. Зрачко­вая реакция недоста­точная. Явный птоз. Причины —паралич


V Пара ч.м.н. — тройничный нерв обеспечивает ак­тивностьжеватель-ной мускулатуры


Акт жевания атруднен,замедлен. Пищу ребенок отправляет за щеку и длительно сосет


Акт жевания и глотания затруднен на­столько, что пища скапливается во рту. Ребенок может по­давиться


Акт жевания практи­чески невозможен. Ребенок может упот­реблять только про­тертую пищу


VII пара ч.м.н. — лицевой, обеспе­чивает иннерва­цию мимики лица, мускулатуру губ, щек, шеи


Отмечается сглажен­ность носогубных складок, реже одной. Произвольные дви­жения смазаны. Ар­тикуляция вялая


Артикуляция чрез­мерно вялая. Носогубные складки от­сутствуют, реже еле намечены с одной стороны (чаще слео­ва}. Легкая асимметрия лица

Лицевая мускулатура практически неподвижна.Лицо маскообразное. Стойкая асимметрия лица, губ, парез круговой мыш­цы, в результате рот в покое приоткрыт


1Х пара ч.м.н.- языкоглоточный нерв иннервирует мягкое небо, ко­рень языка, частично – голосовые связки, надгортанник


Точные движения языка затруднены, смазаны. Возможна незначи­тельная назализация, дисфония.

Голосоподача мягкая


Голосоподача жесткая, голос затухающий.Часто наблюдается дисфоиия. слабый небногпоточный затвор, а резуль­тате назализация. Отмечается девиация языка, легкие гиперкииеаы


Голос слабый, пре­рывистый, до полно­го исчезновения или резкий. Причина — неравномерность смыкания голосовых связок. Язык колообразный, стойкая асимметрия, возможна полная или частичная атрофия


XII пара ч.м.н. — подъязычный нерв обеспечивает тон­кие, дифференци-рованные движения языка.


Язык по средней ли­нии симметричен. Кончик языка сфор­мирован, ярко выра­жен, но дифференцированные движения заруднены. Из-за пареза повышена утомляемость, отмечается слабость мышц.

Цианичность языка.

Язык широкий, недостаточно подвижен, кончик плохо выра­жен. Отмечается девиа­ция. Отсутствует точ­ность движений. На­блюдается частичный боковой парез, что провоцирует боковой сигматизм.парез кон­чика языка —призуб-ный, а сочетание па­реза языка и губ при­водит к межзубному сигматизму звуков

Язык массивный, тол­стый, колообразный; подвижность затруд­нена, ребенок «еле ворочает языком», говорит, будто каша во рту. Возможна атрофия языка, стойкая асим­метрия, циаиичнооть. Иногда гиперкинезы настолько сильны, что делают речь не­возможной


Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположения, удержание артикуляционной позы; произволение дви­жения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы, Оральные синкинезии, звукопроизношение (табл. 2.13).

Таблица 2.13;

Пока­затели


Дизартрия III степени — стертая форма


Дизартрия 11 степени — средней тяжести


Дизартрия 1 степени: — тяжелая форма


1


2


3


4


1. Мимика


Выразительная симметричная. Наблюдается полный кон­троль за мимикой, управляе­мость ее


Маловыразительная. Незначительная асим­метрия лица. Недо­статочный контроль за положением губ: в покое рот приоткрыт


Стойкая гипомимия, тяжелые случаи— амимия лица, асимметрия; Произвольные мими­ческие движения затруднены, наблюдают­ся синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта


2.Дыхание


Тип дыхания смешанный: грудобрюшной. Обе половины работают рав­номерно


Дыхание поверхност­ное, ключичное, воз­можна аритмия


Дыхание слабое, по­верхностное, аритмич­ное. Выдох ослаблен, звтруднено задувание спички


3. Голосообразова-ние


Голосоподача мягкая. Голо-содыхательная струя в полном объеме, дли­тельная


Голосоподача жест­кая, голос затухающий. Голосовые связки полностью не смы­каются (парез)


Голос слабый, преры­вистый, затухающий, до полного исчезнове­ния. Возможна афония. Смыкание голосовых связок неравномерно, что отражается на го­лосе (от тихого до резких выкриков)


4. Рефлек­торные дви­жения язы­ка


В полном объ­еме, достаточ­ном темпе (же­вание, облизываниегуб)


Объем и темп не­сколько ограничены, отмечается истощае-мость речевых функ­ций


Стойкие ограничения движений, объема, темпа (пожуй, , оближи варенье)


5. Формо-положения языка


По средней ли­нии. Кончик ярко выражен


Широкий, кончик не сформирован, девиа­ция языка (отклоняется в здоровую сторону)


Стойкая асимметрия, колообразный или па­ретичный с односто­ронней атрофией



Окончание табл. 2.13

1


2


3


4


6. Удержа­ние арти­куляцион­ной позы


Без труда под счет до 10 и более. Цианич-ность отсут­ствует. Незна­чительная са­ливация


Удерживается до 10, но наблюдаются эле­менты беспокойства, тремора, цианичности, саливации


Удерживается до 5 с трудом. При спасти­ческой и гиперкинети­ческой формах дизар­трии — ярко выражен тремор,возбуждение. При паретичной—язык выходит за пределы рта


7. Произ­вольные движения языка.


Все движения — в полном объеме и тем­пе, незначи­тельные нарушения дифференцированных-

артикуляцион-ных движений


Легкая асимметрия. Темп замедлен. За­труднена смена арти­куляционных движе­ний.Отмечается истощаемость речевых функций


Стойкая асимметрия языка. Переход от од­ного артикуляционного уклада к другому за­труднен настолько, что речь становится мало­понятной, «говорит будто каша во рту»


8. Мягкое небо


Расположено по средней ли­нии.При каш­ле, на твердой атаке активно

сокращается


Асимметрично, паретично. В результате возможна легкая назальность

Мягкое небо паретично настолько, что неб-ноглоточный затвор не образуется, отмечает­ся утечка воздуха, в ре­зультате сильная назальность


9.Произвольные движения губ:трубочка,вибрация, улыбка


Симметричны, осуществляют­ся в полном объеме и темпе. Возможны движения с со­противлением


Асимметричны в здо­ровую сторону, дви­жения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротив­лением затруднены


Асимметрия. Темп зна­чительно замедлен. Объем резко ограни­чен. Сопротивление отсутствует


10. Гиперкинезы


Отсутствуют


Непостоянны


Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь


11. Ораль­ные синки-незии


Отсутствуют


Непостоянны, слабо выражены


Постоянны, при попыт­ке к речи усиливаются, затрудняют общение


12. произношение.


Изолированно все звуки в норме,но в спонтанной речи от­мечается сма-занность во всех фонети­ческих группах


Возможно правиль­ное, но отмечается не­разборчивость, стра­дают определенные группы звуков


Чаще наблюдаются ис­кажения (межзубный, боковой сигматизмы), голос приобретает на­зальный оттенок, стра­дает просодика: тембр, интонация, темп, выра­зительность







  1. У соматически ослабленных де­тей. Органики нет.

  2. Неврологическая симптоматика отсутствует.

  3. Двигательная сфера без патоло­гии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.

  4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.

  5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный.

  6. Речевая активность повышена

  7. К своему дефекту критичен.

  8. Вегетативные нарушения прояв­ляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.

  9. Гигиенические навыки вырабаты­ваются быстро/удерживаются стой­ко. Внешне дети опрятны,

  10. Сон спокойный без ночных стра­хов и сновидений.

  11. Диафрагмально-речевое дыха­ние в норме.

  12. В контакт ребенок входит лег­ко. Его поведение адекватное.

  13. Память, внимание, работоспо­собность, мыслительные процессы, интеллект—в норме, редко наблю­дается задержка психического раз­вития (з.п.р.).

14. Дети активны, подвижны, зани­маются охотно, без особого труда переключаются с одного вида дея­тельности на другой

  1. Связана с поражением централь­ной нервной системы (ц-н.с.)




  1. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое при­открыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок




  1. Страдает общая, мелкая и артикуляторная моторика



  1. наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.



  1. Голос глухой, слабый, сдавленный,затухающий, прерывистый.

  2. Речевая активность снижена.




  1. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».

  2. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные,


  1. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.



  1. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения,




  1. Дыхание поверхностное, ключич­ное, диафрагмально-речевое, несформировано




  1. Поведение неровное, часты сме­ны настроения.




  1. Память снижена, кратковремен-

на. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект сни­жен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.


14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятй, жалуются на головную боль, с трудом переключа­ются с одного вида работы на другой





дифференциальная диагностика сходных речевых патологии бульбарной формы дизартрии от псевдобульбарной

Критерии


Бульбарная


Псевдобульбарная


Характер пареза, или паралича речевой мус­кулатуры


Периферический


Центральный


Характер нарушения речевой моторики


Произвольные и непро­извольные движения


Преимущественно стра­дают произвольные дви­жения


Характер поражения артикуляционной мото­рики


Диффузный


Избирательный, с нару­шением тонких диффе­ренцированных артику­ляционных движений


Специфика нарушения звукопроизношения


Гласные приближаются к нейтральному, гласные и звонкие согласные — оглушены


Артикуляция гласных Отодвинута назад, наря­ду с оглушением наблю­дается озвончение

В неврологической симптоматике


Мышцы органов артику­ляции паретичны


Даже при паретичности в отдельных мышцах от­мечается спастичность




Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию

Произношение звуков у детей с алалией


Произношение звуков у детей с дизартрией


1. Общая характеристика произношения звуков


  1. Достаточная сохранность мотор­ной деятельности артикуляторного механизма.

  2. Характерны преимущественно фонематические нарушения, наибо­лее ярко проявляющиеся на знако­вом уровне деятельности артикуля­торного механизма.

  3. Многие звуки, подверженные на­рушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.

  4. Разнотипные нарушения произ­ношения звуков, его искажения, за­мены, пропуски.

  5. 5) В нарушениях произношения до­минируют замены звуков




1) Выраженное нарушение артикуля­торного механизма.

2) Преимущественно характерны фонетические нарушения.

3) Изолированные звуки, подвержен­ные нарушениям (искажениям, заме­нам, пропускам}, имеют одновременно и правильное произношение.

4) Однотипные нарушения-произно­шения звука (только его искажения, замена либо пропуск).

5) В нарушениях произношения до­минируют искажения звуков


2. Искажения звуков


  1. Искажение небольшого количес­тва звуков.

  2. Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.

  3. Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществова­ние искаженной и правильной ар­тикуляции




  1. Искажение большого количества звуков.

  2. Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.

  3. Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение




3. Замены звуков


  1. Замены артнкуляторно сложных звуков.




  1. Непостоянные замены звука.

  2. Разнообразные замены звука.

  3. Взаимозамены звуков сравни­тельно часты




  1. Замены преимущественно артику­ляторно сложных звуков.

  2. Постоянные замены звука.

  3. Однообразные замены звука.

  4. Взаимозамены звуков сравнитель­но редки




4. Пропуски звуков


1) Непостоянные пропуски.

2) Пропуски как артикуляторно слож­ных, так и простых звуков


  1. Постоянные пропуски.

  2. Пропуски преимущественно арти­куляторно сложных звуков







перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей