Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорKopytin A I Diagnostika v art-terapii Metod Mandala.pdf
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKopytin_A_I_Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40455
страница3 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МАНДАЛА
КАК
ОТРАЖЕНИЕ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
И
ИЗМЕНЕНИЙ
Джоанна
Келлогг
(Joan Kellogg)
Эффект
зеркала
Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осознания материала бессознательного. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, можно предполагать процесс психического регресса. Изменения глубины психических процессов отражают непрерывный диалог объективности и субъективности.
Принимая во внимание то, что мандала служит своеобразным зеркалом, отражающим особенности психического состояния, следует, по-видимому, лучше понять природу отражения:
«Отражающие поверхности обладают уникальными свойствами. Когда человек смотрится в зер- кало, он видит отраженный образ самого себя, который всегда в той или иной степени искажен.
Если человек поднимает правую руку, то его отражение поднимает левую. Если он моргает левым глазом, то его отражение — правым. Поэтому мы видим себя в зеркале не такими, какими нас видят окружающие. Зеркало на самом деле не передает то, что находится справа и слева, оно лишь воспроизводит в обратном порядке не правую и левую, верхнюю и нижнюю части предмета, но его переднюю и заднюю части. Все те образы, которые мы видим в зеркале, представляют собой отражения реальных объектов в обратной перспективе» (Stiskin, 1972, р. 101).
Исходя из этого, можно предположить, что происходящее в мандале движение по часовой стрелке или против нее отражает характерную для человека в тот или иной момент времени кортикальную активность. Характерные для психической деятельности колебания отражаются в ощущении движения и передаются в рисунке. Поэтому статичные формы в рисунке мандалы не могут считаться характерными для чело
- 22 - века со здоровой психикой. Потоки психической энергии могут быть направлены либо вперед, если речь идет о сознательной активности, либо назад — если речь идет о психическом регрессе и измененных состояниях сознания, что отражается в динамике рисунка. Движение в том и в другом направлении одинаково важно и присуще психической жизни. Движение вправо связано с высокой степенью сознательного контроля, а влево — с состоянием сна и другими измененными состояниями.
Психика действует по принципу гироскопа, совершающего колебания то в одном, то в другом направлении.

Мировое
древо
Существует определенное сходство между символом кадуцея и строением спинного мозга и пуповиной. И в том, и в другом случае восхождение по мировому древу, позвоночнику или пуповине означает воссоединение с Великой Матерью. Пуповина состоит из образующих спираль двух артерий и одной вены, связывающих ребенка с матерью (Stiskin, 1972, р. 142).
Спираль, как и зеркало, является весьма удачной моделью путешествия через разные состояния сознания. Каждый виток спирали связан с трансформацией и переходом на новый уровень зрелости.
Колесо
В некоторых культурах движение по часовой стрелке рассматривается как более совершенное по сравнению с движением против часовой стрелки. Так, например, в одной из каббалистических работ под названием «Книга Творенья» пишется: «Если сфера вращается вперед, это несет добро, если она вращается назад, то несет зло». Сходство колеса с буддистским колесом молитвы, предполагающим чтение священных мантр, очевидно. Симпсон (Simpson, 1970, р. 152-153) также связывает вращение колеса с идеей добра и зла: «Хождение вокруг священных мест, ступ и храмов, так же как и вокруг святых и некоторых священных предметов, можно рассматривать как еще одну форму цир-
- 23 - кулярного движения, связанного с символом колеса. Движение в противоположном направлении, когда левая рука обращена к центру, связано с погребальными церемониями. В то же время такое движение предвещает несчастье и порождает зло... Многие места священных книг Востока подтверждают, что ритуальное движение с правой рукой, обращенной к центру, имитирует движение солнца» (Simpson, 1970, р. 259).
В своем введении к книге Симпсона Омар Харрисон (Simpson, 1970, p. iv) пишет следующее: «Во всех ритуальных изображениях колеса, которые Симпсон видел на Тибете, его поражало и заставляло задуматься об их символическом назначении то, что они неизменно вращались в направлении движения солнца. Он также заметил, что, когда путники или пилигримы двигались вокруг святилищ или возвышенностей под названием ридримани, их правая рука всегда была обращена к центру; таким образом они имитировали движение солнца по небу или движение
«доброго» колеса».
Священное
место
Священным местом у индейцев племени Навахо является так называемый хоган, где совершаются различные ритуалы Хоганы имеют форму мандалы: у них круглый пол и направленный к востоку вход. Последний символизирует связь человека с миром природы.
Ритуальное пространство не отделено от повседневной жизни, но является его частью. Поэтому при создании хогана используются различные растения, включая деревья и их ветви, которые играют роль в создании внутренней структуры хогана. Животные элементы используются для соединения растительных материалов, а глина - для покрытия этих сооружений снаружи. Пыльца кукурузы втирается в главный расположенный внутри хогана ствол в момент его освящения.
Хоганы создаются теми и для тех, чье мироощущение тесно связано с формой круга. Огромные, создаваемые на полу хогана композиции из песка представляют собой двухмерные диаграммы, передающие взаимодействие природных сил. Когда пациент в процессе ритуального действия входит в такую песочную композицию, создается четырехмерная реальность, в которой он окружен священными символами и с ними взаимодействует» (Toelken, 1976, р. 35-36).
- 24 -
В понятии «священного места» важны его динамические характеристики: это, как правило, место, где происходит нечто особенное. Ожидания участников ритуала при этом играют большую роль. Так же как на алтаре, где происходит сошествие священных энергий, в мандале проявляются те аспекты «я», которые мы стремимся освоить и интегрировать. Мы привыкли представлять себе священные места как вполне определенные географические точки: гора, на которой Моисей получил скрижали Завета, эдемский сад, Голгофа, древо Будды. Все эти места связаны с определенными трансперсональными событиями. Однако в процессе болезни и выздоровления
пациент также может пережить нечто подобное, ощущая себя, например, изгнанным из Рая, нарушающим законы Моисея, страдающим и возрождающимся к новой жизни и т.д. Слово
«сакральный», то есть святой, имеет и иное содержание, обозначая нижнюю часть спины. Таким образом, мандала может считаться личным сакральным пространством пациента, на которое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.
Круги
В традиционных сообществах круг нередко обозначает связь с бессознательным: «Индеец по имени Черный Буйвол в 1931 г. сказал: «Сейчас плохо жить, потому что квадрат не имеет силы.
Вы, наверное, заметили, что индейцы все делают круглым... все стремится быть круглым. В старое время мы были сильным и счастливым народом; вся наша сила проистекала из священного обода народа... все, что создается Силой Мира, создается круглым... Набравший наибольшую силу ветер превращается в вихрь. Птицы строят свои гнезда круглыми, потому что они исповедуют ту же самую религию, что и мы... Наши вигвамы были круглыми, как птичьи гнезда... но белый человек поселил нас в эти квадратные дома. Наша сила ушла, и мы вымираем» (В1у, 1973, р. 32-33).
Извилистые линии в рисунке мандалы часто означают неограниченные возможности и энергии психики человека. Эти энергии должны быть укрощены и освоены, чтобы человек стал сильным и эффективным. Они должны найти для себя определенное русло. Человек живет среди этих энергий, находящихся внутри и вне его. Те структу-
- 25 - ры мозга, которые организуют и направляют эти энергии, выражаются в мандале в виде прямых линий. Поэтому круг получается в той или иной мере «оквадраченным» или «оквадрачивается» в определенный момент времени. При планировании и сооружении своего жилища человек использует прямые линии. Разбивая сад, он заключает бесконечность природного круга в определенные границы. Мандалы, включающие как прямые, так и извилистые линии, указывают на гармоничное взаимодействие полушарий. Для многих такое взаимодействие достигается с трудом. В каждый момент времени они реализуют преимущественно одну модальность мозговой деятельности и, переключаясь на другую, переживают измененное состояние сознания. Так, например, человек с преобладанием рационального мышления над чувствами использует в основном прямые линии. Чтобы ощутить эмоциональную близость с другими людьми, он, возможно, прибегнет к алкоголю. Тот же, чья психическая жизнь плохо организована и в ней преобладают эмоциональные проявления, использует преимущественно извилистые линии.
Некоторые индивиды, однако, редко используя прямые и извилистые линии в одной мандале, могут рисовать их в разных мандалах, что видно, когда анализируешь их продукцию за определенный период времени.
- 26 -
МАНДАЛЫ
В
АРТ
-
ТЕРАПИИ
Джоанна
Келлогг
(Joan Kellogg)
Создание
мандал
в
качестве психотерапевтического
приема
«Такая психотерапия гибка, это не процедура, а приключение. Процесс работы заключается не в том, как это часто ошибочно думают, что доктор ищет, что с пациентом «не так», и затем говорит ему об этом, а в том, что пациент рассказывает доктору о своей жизни. Диалог психотерапевта с пациентом удается ровно в той мере, в какой психотерапевт принимает то, что он слышит от пациента. Неважно, рассказывает ли пациент о чем-либо по настоянию доктора или по своей воле. Суть в том, что психотерапевт не пытается что-то разузнать о пациенте и затем его чему-то научить, но показывает пациенту, как, являясь живым организмом, он должен функционировать, причем эта демонстрация, посути, невербализуема» (Perlz, 1951, р. 15).
Наиболее важным в практике психотерапевтического использования мандал является должное отношение психотерапевта к этому процессу. Что касается материалов, вам понадобятся: белая бумага форматом 12 на 18, пастельные мелки (набор из 24, 36 или 48 цветов), бумажная тарелка 10,5 дюймов в диаметре и простой карандаш, чтобы ее обводить. В творческих,
экспрессивных группах, где основной акцент делается не на диагностике, а на психотерапии, следует также иметь акварельные краски. Важно, чтобы бумажная тарелка была указанного выше размера, который примерно соответствует размеру головы человека, что способствует проявлению зеркального эффекта.
Практика показала, что создание медитативной, созерцательной атмосферы способствует успешности метода. Этим данная техника отчасти напоминает ритуал. Любой полученный в результате рисунок априори следует считать осмысленным, даже если в данный момент его смысл определить трудно. Это не означает, что смысл мандалы всегда глубок,однако уважение нужно проявлять к любым рисункам: оно ста-
- 27 - нет свидетельством того, что участники данной практики вовлечены в своего рода сакральный акт, каковым является их диалог с самими собой. Они в определенном смысле должны в результате рисования мандалы «родить ребенка», и этот ребенок — их «я». Всякий раз, когда при этом затрагиваются травмы развития, они проявляются в работе. Как и на рентгеновских снимках, результат травмы проявляется не напрямую, а в присутствии / отсутствии тех или иных цветов, форм, линий и отношений между ними. Регулярное рисование мандал в группе создает условия для проявления самоисцеляющих возможностей психики. Часто бывает трудно сказать, какой момент процесса лечения был решающим для выздоровления. Как бы то ни было, его результаты проявляются в мандале в том, что пациент преодолевает фиксацию на ограниченном круге связанных с перенесенной травмой состояний и начинает осваивать новые формы опыта.
Я хотела бы рассказать о том, как я использую мандалы в своей работе с пациентами. Арт- терапия в больницах, как правило, проводится в группах. Я обычно работаю с группами до 15 человек, проводя сессии продолжительностью от двух до трех часов. Большинство моих пациентов имеют острые психические нарушения, многие из них получают лекарства.
Направление пациентов в группу, как правило, осуществляется их лечащим врачом. Среди моих пациентов немало инвалидов и лиц с низкой мотивацией к работе. Многим из них обстановка в арт-терапевтической группе сперва кажется необычной, поскольку в ней основное внимание уделяется изобразительным материалам и процессу творчества, а не внешнему виду или поведению участников. В нашей культуре изобразительное искусство считается занятием, требую- щим специальной подготовки. Поэтому, знакомя пациентов с изобразительными материалами, я рассказываю им о других культурах, где нет художественных музеев и где люди своими руками создают барабаны, одеяла, одежду, различные ритуальные объекты, скульптуры из песка и т. д. В этих культурах изобразительное творчество часто является не только индивидуальным, но и семейным занятием. Люди занимаются им не только ради выживания, но и для того, чтобы удовлетворить присущую им потребность в создании красивых вещей.
Кроме пастели, красок и бумаги я раздаю участникам бумажные тарелки для обводки. Те, кто хочет работать самостоятельно, в том числе дома, могут это сделать, однако я заметила, что практика создания
- 28 - мандал более эффективно воздействует при работе в группе. Карл Юнг свое время обнаружил, что его пациенты в определенный момент психотерапии спонтанно рисуют мандалы. Я даю пациентам возможность сделать это уже на начальном этапе лечения.
Вербальная инструкция по технике создания мандал, которая дается пациентам в арт- терапевтической группе, в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутрен- нее пространство. Если пациент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт-терапии считается приемлемой любая созданная пациентами продукция. Ведущий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации.
Большинство пациентов с готовностью используют предоставляемые им возможности творческого самовыражения посредством создания мандалы, поскольку ее циркулярная форма служит той организующей структурой, которая помогает им преодолеть неуверенность и тревогу.
Я часто говорю своим пациентам: «Нарисуйте что-нибудь в центре круга, на некоторое время сосредоточьтесь на этой части изображения, и она подскажет вам, что нарисовать дальше». В кабинете вскоре воцаряется тишина, свидетельствуя об атмосфере глубокой внутренней работы.
Пока участники группы рисуют, я негромко рассказываю им о сакральной природе мандалы и ее многообразных значениях. Я говорю им об использовании мандал в церемониях исцеления, при
создании витражей и строительстве храмов. Я подчеркиваю то, что мандалы создаются не профессиональными художниками, а любым, кто желает сконцентрировать свою жизненную энергию.
Создание мандалы, как правило, успокаивает пациентов, они словно на время забывают о словах «должен» и «могло бы быть» и погружаются в состояние созерцания. Продолжая обращаться к участникам группы, я говорю им о том, что каждая мандала уникальна, что нет двух идентичных мандал и что даже созданные одним человеком мандалы с течением времени изменяются. Тем самым я знакомлю их с понятием процесса психических изменений.
Осознание пациентами того, что они являются частью этого процесса, стимулирует их к поиску новых форм. Работа становится сакральным актом, актом творчества; акцент делается на том, что пациен-
- 29 - ты участвуют в создании того, что не существовало никогда раньше, и на том, что, если бы пациенты не создали свои мандалы, запечатленные на них образы никогда бы не увидели свет.
Когда пациенты делятся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие, в том, что раньше казалось им безобразным, они видят красоту. Кроме того, в каждой мандале присутствуют зачатки сотен новых мандал, что подталкивает пациента к осознанию своих неисчерпаемых возможностей.
Таким образом, каждый полностью принимает работу другого как представляющую несомненную ценность и выражение его существа и его присутствия в группе. При правильном ходе терапевтического процесса мандала каждого участника воспринимается остальными как от- ражение своего создателя, как моментальный снимок процесса изменения, происходящего в нем, как живой организм.
По мере продолжения работы процесс создания мандал «затягивает» пациентов, в них просыпается все больший интерес к этому делу. Когда это происходит, я предлагаю участникам группы развесить свои работы там, где они смогут часто их видеть, и после этого перехожу к обсуждению. Мы говорим об изменениях, которые уже проявились в мандалах участников и могут проявиться в них в будущем: появлении новых цветов, новых форм, выражающих те или иные аспекты личности. Подобные обсуждения вызывают у пациентов большой интерес и способствуют активизации у них внутреннего диалога.
В процессе обсуждения рисунков участников я часто использую метафоры. Я говорю о священных аспектах творческого процесса, о круге как магическом сосуде и красках как творческом огне. Иногда я привлекаю ассоциации с лингамом и йони, но чаще предпочитаю избегать фрейдистского толкования изображений, большей степени акцентируя магические аспекты творчества. Часто я объясняю, что в творческом акте происходит взаимодействие активных и рецептивных свойств психики. Сессия продолжается до тех пор, пока все участники не разместят свои работы на стене; если же кто-то еще не готов это сделать, я разрешаю ему взять свой рисунок в палату и некоторое время на нем помедитировать. Как ни странно, большинство пациентов охотно вывешивают свои рисунки, особенно после моего рассказа о Мистическом Теле
— групповом «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.
- 30 -
Иногда бывает полезно напомнить собравшимся, что лучше быть живой клеткой печени, чем синтетической «клеткой» искусственного сердца. Так я подчеркиваю необходимость быть верным самому себе. В этих словах, конечно, есть что-то от проповеди, но, по сути, они пред- ставляют собой метафорический способ коммуникации с членами группы который ими с готовностью воспринимается. Я не обсуждаю е участниками вопросов, которые обычно являются предметом беседы при вербальной психотерапии. На первый взгляд может даже показаться, что никакой психотерапии не происходит, но это не так. Просто в арт-терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно артикулировать. Эта работа включает, прежде всего, утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок.
Некоторым их работы не нравятся. Такому участнику нужно помочь осознать, что в данном случае факт самовыражения важнее, чем соответствие продукции эстетическим критериям. Осознание пациентом того, что в следующий раз он сможет нарисовать другую
мандалу, более точно отражающую его состояние и потребности, способствует его вовлечению в психотерапевтический процесс.
У пациентов иногда возникает ощущение, что не они создают мандалу, а мандала создает их, или что, создавая мандалы, они создают себя. Это осознание помогает им глубже анализировать свои и чужие работы.
Мандала может рассматриваться как сосуд, который вмещает в себя все содержание психики — как сознания, так и бессознательного. Даже отсутствие в мандале того или иного цвета может многое сказать о вытеснении определенных переживаний.
Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается участниками в процессе создания мандал, у них могут развиваться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. В этом случае мандала начинает восприниматься иначе, чем в состоянии бодрствования. При этом высока вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в ходе обсуждения, может быть подвергнут сознательной оценке.
В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены. Ценность рисования мандал заключается в их
- 31 - стимулирующем воздействии на психическую жизнь. Независимо от того, нравится человеку или нет выполненная им работа, он все равно создал что-то новое. Правда, чтобы он это осознал, его восприятие реальности и самого себя должно измениться.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей