Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорKopytin A I Diagnostika v art-terapii Metod Mandala.pdf
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKopytin_A_I_Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40455
страница4 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Мандала
в
качестве
проективного
средства
Чтобы моя интерпретация мандалы была точна и содержательна, я стараюсь рассматривать ее «свежим взглядом», «наивно», воспринимать ее не разумом, а чувствами, так, как воспринимают музыку. Часто я располагаю лишь самыми краткими сведениями о пациенте — я знаю только, мужчина это или женщина и в каком положении следует рассматривать работу.
Также на рисунке обычно ставится дата. В тех же случаях, когда я имею опыт личного общения с пациентом, я пытаюсь соотнести свои впечатления о нем с его работой. И в той, и в другой ситуации есть свои преимущества и недостатки.
В процессе восприятия работы пациента, я думаю, у меня происходит изменение состояния сознания и я становлюсь с ней одним целым. Мандала становится для меня своеобразным катализатором: возникают определенные ощущения, чувства, мысли и ассоциации. Я начинаю испытывать глубокую эмпатию к автору рисунка. Мандала воспринимается мной как моментальный снимок, фиксирующий один из моментов жизненного процесса, и в этом смысле имеющий временные границы.
Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи
«здоровым» мандалам, так же как они присущи здоровым живым организмам.
Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагающий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валидным, как и рациональный, аналитический.
- 32 -
Одна из книг, оказавших на меня большое влияние, — это книга «Символическое и реальное» Иры Прогофф (Progoff, 1963). Говоря об интеграции, Прогофф приводит хасидский текст: «Это дорога, но не та дорога, по которой просто идут. Это дорога, которую ты создаешь своими руками. Один за другим ты носишь тяжелые камни и потом мостишь ими свой путь.
Дорога возникает у тебя под ногами, ибо реальность - это не символ, который ты интерпретируешь. Реальность, как и отношения человека с истиной, растет как ткань его жизни»
(Progoff, 1963, р. 212). Этот текст в свое время поразил меня, и я продолжаю обращаться к нему до сих пор. Он помог мне понять многие вещи, связанные с восприятием мандалы и внутренним диалогом с нею. Большее значение в ходе последнего имеет символическая коммуникация. Чтобы эффективно использовать мандалу в качестве психотерапевтического и диагностического средства, психотерапевт должен обладать двумя важнейшими качествами — развитым эстетическим чувством и толерантностью к неопределенности. Иногда, глядя на мандалу, невоз-
можно в ней уловить никакого смысла. Тогда я останавливаю свое рациональное мышление и просто жду. Такое ожидание в состоянии покоя, так же как пауза в музыкальном произведении
(или как пустота в сосуде), предполагает временное подавление потребности в понимании (в данном случае, визуального материала) и часто оказывает интегрирующее воздействие. Моменты тишины и «молчания» разума обычно предшествуют переходу на новый, более глубокий, уровень восприятия и понимания работы.
Для понимания содержания мандалы — как психотерапевтом, так и пациентом — бывает полезно представить, что созданный пациентом визуальный образ — это один из моментов сновидения. Иногда на рисунок нужно помедитировать, прежде чем он откроет свой смысл. Иног- да изображение вызывает у психотерапевта и у пациента волну разных чувств и мыслей. Открывая свое сознание для всей этой информации, ее следует затем подвергнуть вторичной «переработке».
Иногда, если пациент создает за определенный период времени Целую серию мандал, можно видеть, как цвета из внутренней части изображения перемещаются во внешнюю его часть или наоборот, что отчасти напоминает то, как распускается цветок. В других случаях оп- ределенные цвета и формы с течением времени перемещаются из левой нижней части мандалы
(той части, которая отражает преимуще-
- 33 - ственно бессознательные процессы) в ее верхний левый сектор и далее — в ее верхнюю точку и в правую часть (те части, которые отражают сознательные процессы и трансформацию сознания).
Мой опыт показывает, что существуют две основные категории изображений. Одна из них включает симметричные мандалы, напоминающие цветок или апельсин в разрезе. Такие мандалы отражают исключительно текущий момент времени; при этом отсутствующие в рисунке цвета и формы связаны с тем психическим материалом, который в настоящий момент находится за пределами осознания. Композиционно более сложные мандалы, в разных секторах которых представлены разные цвета и формы, относятся ко второй категории изображений. Такие мандалы часто отражают как осознаваемый, так и неосознаваемый материал, который, возможно, более полно раскроется в дальнейшем.
- 34 -
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ
Джоанна
Келлогг
(Joan Kellogg)
Введение
Чтобы понять психологическое содержание мандалы, необходимо учитывать как особенности ее цвета, так и особенности формы. Однако нужно иметь в виду, что формы, психологическое содержание которых описывается в данной главе, редко присутствуют в мандале в чистом виде! Все эти формы имеют свои вариации и нередко сочетаются между собой.
Последовательность, в которой эти формы здесь приводятся, прослеживается далеко не в каждой серии рисунков. В случаях патологии обычно имеет место ограниченный набор форм.
Серия работ отражает определенный цикл развития и изменений и должна интерпретироваться с учетом данного обстоятельства. Эти рисунки представляют собой архетипические этапы пути, который проходят и больной, и здоровый человек. Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.
Число мандал в приведенном ниже наборе, так же как и характер их форм, являются фиксированными. Всякая психологическая и философская система предполагает свое понимание процесса развития. Выбор мною тринадцати стадий произволен, хотя циркулярная форма, с помощью которой я иллюстрирую процесс развития, является очень важной.
Каждая стадия процесса развития иллюстрируется двумя формами, включенными в карточный тест © MARI ® (аббревиатура Mandala Assessment and Research Instrument). В моих более ранних публикациях (Kellogg, 1978, 1981) приводились несколько иные рисунки для каждой стадии. Эти рисунки представлены на странице 65. Первоначально ну-
- 35 -
левая стадия не была представлена никакой формой и рассматривалась как составная часть первой стадии. В публикации. 1984 г. я уже пришла к «списку» из 13 стадий с соответствующими им формами.
Нулевая
стадия
:
«Чистый
свет»
«Чистый свет» отражает первичную дуальность, опыт которой, возможно, хранится в клеточной памяти, —- дуальность света и тьмы. Она может быть связана с моментом зачатия, который запечатлевается в клеточной памяти подобно взрыву.
В некоторых случаях мандалы этой стадии отражают идентификацию с одной лишь стороной дуального опыта, например с энергией света, воспринимаемой как вибрация.
Переживание же темноты и неподвижности может ассоциироваться с тишиной. И в том и в другом случае чувство пространства и времени утрачивается.
Данное состояние может иметь мистическую окраску и в то же время переживаться во время психоза. Слова раввина Дова Баера точно передают это состояние: «Прежде чем из яйца появится курица, оно должно перестать быть яйцом. Всякая вещь должна утратить свою из- начальную идентичность, прежде чем она станет чем-то иным. Поэтому, прежде чем вещь превратится во что-то иное, она должна пережить состояние небытия». «Чистый свет» как раз выражает данный опыт небытия (Epstein, 1978, р. 116).
Вербальные ассоциации с «Чистым светом»: вибрация, невесомость, утрата чувства пространства и времени, сосуществование со всем, объединяющий опыт, положительное переживание полной темноты и тишины, единство с источником творенья, творчества, Нети-Нети.
Первая
стадия
:
«Пустота»
Данное состояние в некоторых случаях может отражать момент временной бессознательности, следующий за переживанием оргазма. У лиц, страдающих эпилепсией, оно может быть связано с переживанием следующего за припадком измененного состояния сознания.
Mo-
- 36 -

Рис.1. КартыА и В (к нулевой стадии: «Чистый свет»)
- 37 -

Рис. 2. Карты С и D (к первой стадии: «Пустота»)
- 38 -
жет иметь место ощущение соединения с материей, приходящее на смену ощущению света, а также идентификацией с чёрным углём. Может возникать и ощущение различных препятствий, чувство тяжести, неподвижности и сдавливания.
Подобные переживания могут быть характерны для депрессии, а также передавать пренатальный опыт выхода из матки. В качестве иллюстрации этой стадии можно использовать миф об Озирисе.
Данная стадия может ассоциироваться с паутиной, а также с пренатальным опытом, когда оплодотворённая яйцеклетка на ранних стадиях её деления прикрепляется к стенкам матки.
Вербальные ассоциации с «Пустотой»: чернота, тяжесть, инерция, холод, влажная бездна, покинутость, безнадёжность, одиночество, окаменелость, раздавленность, мрак, изгнание из Рая.
Вторая стадия: «Блаженство»
Данное состояние, по-видимому, связано с внутриматочным опытом. Оно может ассоциироваться с некоторыми моментами мифов, повествующих о сотворении мира, с
«первомиром», а также с космическим семенем, кормящей грудью и ощущением безграничных возможностей, Млечным Путём. Это состояние может быть также связано с переживанием Бога- творца, незримо присутствующего во всём окружающем. Если внутриутробное развитие было осложнено, к данному состоянию может примешиваться ощущение бренности существования, желание пережить опыт диссоциации, утраты контакта с собственным телом и его потребностями.
Усиливая ассоциации с разрушением, в мандалах данной стадии могут присутствовать изображения множества фрагментов того, что некогда являлось единым целым, точки разного цвета, рассеянные по всему пространству рисунка.
Поскольку данная стадия связана с внутриматочным опытом, она может вызывать ассоциации с водой, способной питать жизнь, очищать и растворять. Для мандал этой стадии характерна текучесть и отсутствие чёткой структуры. Связанные с ними переживания, с одной стороны, соотносятся с оплодотворением и регенерацией физического мира и с очищением и духовным возрождением – с другой.
- 39 -
Данная стадия предшествует появлению раскручивающейся по часовой стрелке спирали, которая, в конце концов, приводит к седьмой стадии. Это состояние редко присутствует в чистом виде, чаще всего оно проявляется в ощущении удовольствия, блаженства и пассивности, а также
«растворения» в других, когда утрачивается привычное чувство «я». На мифологическом уровне могут возникать ассоциации с расчленением Озириса Ургном и Геей. Данное состояние может также отражать внутриутробные переживания, предшествующие выходу из материнского организма и развитию самосознания. У пациента, создавшего такую мандалу, высока вероятность внетелесных переживаний, вызванных спонтанным регрессом.
Используемые на данной стадии света различны, однако следует выделить голубой цвет. В тех же случаях, когда регресс не столь глубок и ощущение утраты чувства «я» отсутствует, может использоваться сочетание более темных и более светлых оттенков синего цвета, дополняемых изображением белых или желтых точек в виде звезд. В некоторых случаях может присутствовать сиреневый цвет в сочетании с желтыми или золотыми вкраплениями, что указывает на духовные переживания. Вторая стадия в большей степени связана с раскрытием потенциальных возможностей, чем с проявлением актуально присутствующих качеств.
Формирование границ круга является значимом показателем дифференциации, так же как осознание целостности круга указывает на развитие чувства собственной уникальности. Слабо же обозначенные на второй стадии внешние границы круга указывают на низкую степень психической дифференциации.
При переживании второй стадии может визуализироваться эффект «перелива» или
«мерцания» цветов, которые затем проецируются на мандалу. Данный эффект характерен как для галлюцинаторных переживаний, так и для видений мистиков.
Вербальные ассоциации с «Блаженством»: внутриматочный опытï полет, бесплотность, невидимость, воздушность, доверие, пространство, самоотдача, пассивность, «я» без границ, нарциссизм, отпущение грехов, опыт полного принятия, бытие как противоположность деянию расплавление, идентификация со всем, женский оргазм, самадхи, опьянение.
- 40 -

Рис.3. Карты E u F (ко второй стадии: «Блаженство»)
- 41 -

Третья
стадия
:
«Лабиринт
,
спираль
,
вихрь»
Все мы находились в период внутриутробного развития в связи с материнским организмом, и эта связь осуществлялась с, помощью пуповины Отчасти из-за этого в ситуациях сепарации мы испытываем тревогу Парадоксальным образом тревога возникает и в момент угрозы и в момент освобождения. Являясь отражением психического макрокосма, круг изначально двойственен: в одно время он ассоциируется с целостностью, в другое - с той утратой первичной целостности, которую несет опыт рождения.
Ассоциация с пуповиной была бы неполной, если бы мы ограничились лишь индивидуальным опытом. Мифологические и религиозные тексты изобилуют описанием того космического чрева, в котором первоначально протекало развитие земли и человека. Иногда символом этого чрева считается Млечный Путь. Различные храмовые сооружения с древнейших времен имели наверху отверстие для того, чтобы свет звезд проникал в их внутреннее пространство. Это отверстие также является символической пуповиной, с помощью которой человек соединяется с Вселенной.
Когда рыба мечет икру, выбрасываясь в воду, она формирует нити молочной субстанции, распространяющиеся в виде сетки или спирали В наиболее характерном виде мандалы этой стадии могут включать голубой и розовый цвета — цвета мадонны и младенца. Когда же лабиринт изображается черным цветом на белом поле-, это может указывать на формирование ощущения пространственно-временной протяженности. К этой же стадии относится образ сутрамы — серебряной нити, связывающей феноменальный мир с его первопричиной (Cirlot 1962, р. 111).
«Представление о мире как о лабиринте... ведет к идее' «центра» как символа высшей цели человека, символа обретенного рая или небесного Иерусалима» (Cirlot, 1962, xxvii). Можно отметить, что если древний человек воспринимал видимые формы феноменального мира как подвижные и «текучие», то представители более зрелых культур воспринимали его как нечто статичное, передавая это преимущественно в геометрических фигурах. Поэтому можно предполагать, что в состоянии психического регресса будут использоваться преимущественно извилистые линии в виде изображений спирали или вихря.
- 42 -

Рис.4. Карты Gи H (к третьей стадии: «Лабиринт, спираль, вихрь»)
- 43 -

Характерные для этой стадии изображения лабиринта могут ассоциироваться с путешествием, которое не имеет конечной дели, поиском того, о чем нет ясного представления:
«Мы обнаружили, что, лежа на кушетке и погружаясь в ... состояние, пациенты начинают ощущать вихреобразное движение. Во время движения по родовому каналу ребенок также совершает вращательные движения. Лабиринт же имеет два выхода: один ведет к смерти, забытью, во чрево; другой ведет наружу и связан с пробуждением. Поэтому я полагаю, что связанные с движением по лабиринту ритуалы отражают опыт погружения в сон, которое, в свою очередь, может отражать опыт биологического рождения. Это может быть вторым вариантом интерпретации символа лабиринта, наряду с ассоциацией с движением экскрементов по кишечнику» (Roheim, 1973, р. 290-291).
Как отмечает Херманн (Hermann, 1935, р. 415-418), примитивные животные и молодые особи некоторых более высокоорганизованных видов передвигаются не прямолинейно, а по извилистой траектории. Поэтому Херманн считает, что прямые линии в большей степени отра- жают функции Эго, в то время как спираль — функции Оно или первичные процессы. С этим трудно не согласиться: «Если вихреобразное или спиралевидное движение отражает опыт погружения в сон и подчинение Эго Оно, мы можем понять, почему врата подземного мира также представляют собой лабиринт» (Roheim, 1973, p. 291). Лабиринт является одним из вариантов мандал, создаваемых австралийскими аборигенами. Эти мандалы изображаются в виде концентрических кругов и ассоциируются с влагалищем и маткой.
Мировое древо, жезл шамана и другие схожие с ними, образы ассоциируются у меня с той пуповиной, которая связывает нас с Самостью или отвергнутой частью нашего «я», что также предполагает идентификацию с плацентой и архаичными воспоминаниями: «Тесно связанной с мистической доктриной идентификации является вера в духовных двойников. В Центральной
Австралии мистические двойники ассоциируются с предками, выступающими в качестве ангелов- хранителей... Аналогичное представление бытует среди представителей племени барди, где духовный двойник ассоциируется, однако не с предками, а с плацентой. Хотя плацента во время рождения чело века погибает, считается, что ее душа растет как ребенок и умирает вместе со своим «хозяином». Она обычно остается на родине челове
- 44 - ка, даже если он временно отсутствует. Она может приходить к нему во сне и говорить ему о том, что «неблагополучно» у него дома» (Roheim, 1971, p. 239).
Символ лабиринта также, возможно, имеет отношение к биологической памяти.
Вспомните хотя бы о том, что нуклеиновые кислоты ДНК и РНК представляют собой спирали. На мифологическом уровне символу лабиринта соответствует образ женщины-паука и её шёлковой паутины. Другим мифологическим образом, отражающим процессы раннего биологического развития, является образ Бога, творящего жизнь своим дуновением на воду. Это, однако, предполагает связь спиралевидного, порождающего жизнь движения со ртом, а не с гениталиями.
Вербальные ассоциации с «Лабиринтом»: внутриматочный опыт, сосредоточение, оплодотворение, дыхание Бога, вихрь, дуновение, вонзённая в сердце стрела, ранение (стигма, карма), проникающий в яйцеклетку сперматозоид, вхождение во храм, ощущение предначертанности, судьба, подчинение силе, безнадёжность, серебряная нить, паутина, майя, виноградная лоза, ДНК, наследственность.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей