Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорKopytin_A_I__Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKopytin_A_I_Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40455
страница5 из 12
Каталог

С этим файлом связано 43841 файл(ов). Среди них: и ещё 43831 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Четвёртая стадия: «Начало»
Эта стадия ассоциируется с началом мира и человека в мире или во вселенной чрева, с оплодотворённым яйцом или развившимся плодом, всё ещё являющимся частью Великой Матери, представляющими собой самостоятельные сущности, заключённые в материнский «контейнер»…
Эту стадию также можно связать с оральной стадией психосексуального развития, с нарциссической установкой.
Используемые для создания мандалы этой стадии цвета позволяют понять особенности её содержания. Розовый центр, окружённый голубым цветом, указывает на инфантильный характер переживаний. Фиолетовый центр свидетельствует о нарциссических тенденциях. Красный центр на синем фоне будет указывать на пассивно-агрессивный стиль реагирования. То же справедливо для мандалы с синим центром на красном фоне. Поскольку возможно множество вариантов сочетания цветов, следует соотнести психологической содержание цвета с содержанием формы.
- 45 -

Рис. 5. Карты I и J (к четвертой стадии: «Начало»)
- 46 -

Круг с точкой посередине использовался в качестве обозначения Бога или того единого источника, из которого всё произошло. В то же время это символ для обозначения плода во чреве матери, где центр – это плод.
Внешние границы круга могут символизировать при этом «вселенную» материнского организма. Положительный характер переживаний на этой стадии передаётся через цвет: розовый, голубой или сиреневый цвета выражают ностальгию по утраченному. Изображённые с использованием этих цветов мандалы могут указывать на потребность в регрессе, с тем чтобы пережить состояние счастливого забытья. Об этом состоянии нам, в частности, напоминают изображения мадонны с младенцем.
Нарциссизм как характеристика этой стадии указывает на потребность в утверждении собственной уникальности, однако при этом человек остаётся пассивным и проявляет зависимость от окружающих. Как уже было отмечено, эта стадия может соотноситься с оральной фазой психосексуального развития. При этом форма мандалы может символизировать материнскую грудь.
Данная стадия может также передавать опыт зачатия и рождения. Мандалы этой стадии иногда символизируют Эго, расположенное в центре психики. Характер изображения центра может многое сказать о самооценке: размер центра говорит об экспансивности или, наоборот, сдержанности и стеснительности. Ощущение безопасности или её отсутствия будет проявляться в тех линиях и формах, которые поддерживают центральный элемент. Как и на предыдущей стадии, здесь будут преобладать извилистые линии.
Немало мандал этой стадии можно найти среди изображений готической розы и буддистских изображений. При этом часто передаётся глубина пространства. Центр как источник внутренней энергии стимулирует развитие и, в конце концов, достижение стадии «оквадрачивания круга». На более зрелых стадиях развития квадрат, заключённый в круг, выступает в качестве канала для прохождения психической энергии.
Если внутриутробное развитие протекало благоприятно, центр может изображаться в виде окружённого водой острова или корабля. Воспоминания об этом периоде развития часто служат своеобразным убежищем для тех, кто переживает стресс на более поздних стадиях развития.
Алкоголики склонны регрессировать именно к этой стадии, к
- 47 - отказу от всякой активности. В крайних случаях мандалы этой стадии могут также указывать на проявление магического сознания с восприятием себя в качестве центра вселенной.
Вербальные ассоциации с «Началом»: круг внутри круга, мать и дитя, мадонна с младенцем, оплодотворение, плод во чреве, новая жизнь.
Пятая
стадия
:
«Мишень»
Данная стадия ассоциируется с обсессивно-компульсивными проявлениями, навязчивым движением по кругу. Она отражает опыт завершения блаженного пребывания плода во чреве матери и начала родов. В этом случае можно предполагать у пациента дефензивность или даже паранойяльные проявления, а также стремление сохранить за собой свою территорию. Трудно исключить проявления ритуального поведения и магического мышления. Связанное с этой стадией поведение изменить бывает трудно, однако, когда изменения все же происходят, они хорошо проявляются в создаваемых в последующем мандалах. Иногда мандалы этой стадии имеют не плоскостной, а объемный характер.
Компульсивные проявления на этой стадии связаны со стереотипным поведением; магическое же мышление предполагает проекцию психологического материала на внешний мир.
Иногда, когда имеются паранойяльные проявления, внешний мир может восприниматься как угрожающий, несущий боль и напряжение. Нередко мандалы этой стадии ассоциируются с воронкой, что связано со стремлением индивида сохранить контроль над ситуацией.
Ощущение беспомощности и уязвимости может вести к проявлениям магического мышления и совершению ритуальных действий, способных оградить индивида от враждебных сил. При заболевании анорексией данное состояние подобно крепости, в которой сам человек становится узником. Когда окружающая среда воспринимается как враждебная, внешние границы мандалы становятся очень толстыми и изображаются темными оттенками. На этой стадии нередки также проявления зависимого поведения.
- 48 -

Рис.6. Карты К и L (к пятой стадии: «Мишень»)
- 49 -

«Концентрические круги или различные их варианты ассоциируются... с чревом, пупком... вичиной. Заключительная стадия инициации называется инхура (отверстие), поскольку отверстие является цен, тральным символом во всем ритуале» (Roheim, 1973; р. 125).
Вербальные ассоциации с «Мишенью»: давление, засасывание воронка, паранойя, угроза, обсессивно-компульсивные реакции, защитные ритуалы, магия
Шестая
стадия
:
«Парадоксальное
расщепление
,
единоборство
с
драконом»
Шестая стадия представлена расщепленным кругом, символизирующим «я» и тень, борьбу противоположностей, эдипальную стадию космических масштабов, когда небесный бог борется с земной богиней. Что касается ассоциаций с опытом внутриутробного развития, то данная стадия может символизировать отношения плода с плацентой, играющей в этом случае роль «другого» — темной части «я». Любопытно читать отчеты лиц, переживших регрессивные состояния, свя- занные с внетелесными переживаниями, когда человеку кажется, что на его спине или шее находится некая серая масса. Это напоминает описания Роберта Монро (Monroe, 1971, р. 140): «Я лежал в состоянии глубокой релаксации поздним вечером в своей спальне, когда начал ощущать легкие вибрации. Я заметил перекинутую через мое тело маленькую ногу и ощутил сидящее на моей шее тело».
Расщепление или ощущение расщепления может ассоциироваться с разделенным надвое кругом, предшествующим появлению примиряющего, объединяющего центра. Это напоминает деление клетки и предполагает ощущение отчуждения, одиночества, а в некоторых случаях и депрессии.
На данной стадии укрепление границ Эго имеет большое значение. Мандалы этой стадии часто напоминают, пейзаж, на котором имеется линия горизонта, делящая рисунок на две половины, подобно той трещине, которая разделяет мир у Кастанеды. Это разделение предше- ствует восходу солнца или появлению нового «я». Прежде чем это про изойдет, следует ожидать усиления борьбы противоположностей, амбивалентности, полярности и непримиримых противоречий. Все это делает данную стадию периодом парадоксов.
- 50 -

Рис.7. Карты M и N (к шестой стадии: «Парадоксальное расщепление, единоборство с
драконом»)
- 51 -

Расщеплённый круг с его парадоксами прекрасно описан в работе Дэвида Вилласенора
(Villasenor, 1963, p. 14, 38) при интерпретации песочных композиций. Одна из них представляла собой поделённый белой лентой надвое круг; лента символизировала Млечный Путь, по одну его сторону располагалась оранжевая гремучая змея, а по другую сторону – чёрная. В нижней половине круга находился круг оранжевого цвета с чёрным центром, выступающий в качестве объединяюще го обоих родителей символа.
Данная стадия, воспринимаемая часто как инициация во взрослое состояние и как эдипальная фаза психосексуального развития, может предполагать переживание страха кастрации.
Образы небесного бога и земной богини присутствуют в разных мифах. Противостояние между ними передается через изображения пейзажного характера. В случаях психической патологии разделение круга пополам иногда бывает несимметричным, когда, например, линия горизонта рисуется выше центра. Присутствие встающего над горизонтом солнца может иметь большое значение: «Король Ашанти является правителем священной страны. Будучи избранным матерью- королевой и народом, король выступает земным воплощением солнца, считается его сыном. Его душа наполнена энергией солнца и является источником жизни и благословения. Являясь сыном солнца, король называется «тем, кто утверждает начало времени». Он говорит о себе: «Я — центр мира, вокруг которого все вращается». Король изображается в виде креста — символа солнца.
Золотой цвет является его священным цветом, который используется во многих орнаментах, и в ходе некоторых церемоний тело короля покрывается золотой пылью (Parrinder, 1976, р. 70).
«Единоборство с драконом» является значимой стадией индивидуального развития, обозначающей дистанцирование от родителей окончательное преодоление зависимости от матери
— зависимости от бессознательного, которое удерживает сына или дочь в состоянии зависимости от инстинктов. «Единоборство с драконом» также означает преодоление зависимости от отца как символа коллективных ценностей и традиций своего времени. Лишь одержав «победу» над родителя ми, герой может стать хозяином своего мира и приступить к реализации своей индивидуальной миссии, когда архетипы отца и матери при обретают новое содержание. Отныне они воспринимаются уже не как
- 52 - враждебные герою фигуры, сдерживающие его активность, а как компаньоны, благословляющие его на героические свершения (Neumann, 1972, p. 21). «Когда-то все люди пребывали в Великом
Круге Матери и не могли из него выбраться. Бросить вызов дракону и одержать над ним победу значило обрести мужское сознание и выйти из этого Круга» (Bly, 1973, p. 32).
Другой значимой для этой стадии темой является тема расщепления Эго и проявления в нём противоположных тенденций, вплоть до полной утраты чувства «я», что характерно для некоторых психотических состояний. Однако следует различать, когда переживание расщепления
«я» является временным состоянием, а когда оно устойчиво. Разные состояния могут переживаться нами в те или иные моменты жизни, например во время медитации, психотерапии, творческой деятельности, однако при психозе имеет место фиксация на ограниченном круге состояний.
Седьмая стадия: «Оквадрачивание круга»
Данная стадия имеет экспансивный характер. Символизирующее Эго солнце встаёт над горизонтом. Иногда эта стадия имеет маниакальные проявления, характерны ощущение наполненности энергией и повышенная самооценка. Его можно связать с определённым моментом ритуала инициации, когда человеку даётся новое имя. На этой стадии индивид окончательно отделяется от родителей, обретая независимость и беря всю ответственность за свою жизнь на себя. Он устанавливает контакт с материнскими и отцовскими качествами на внутреннем уровне.
Характерно использование прямых линий, указывающее на развитие рационального мышления. В отличие от предыдущей стадии, на данной стадии индивид воспринимает себя уже не объектом постороннего воздействия, но свободно действующим субъектом. Происходит объединение рецептивных и активных аспектов личности и активизация Эго-идеала. Размытые на предыдущем этапе сексуальные ощущения фокусируются на гениталиях.
Негативные проявления данной стадии могут включать переживания опустошённости и подавленности, что характерно для маниакально-депрессивного психоза.
- 53 -

Рис. 8. Карты О и Р (к седьмой стадии: «Оквадрачивание круга»)
- 54 -

Восьмая стадия: «Функционирующее Эго»
Данная стадия связана с проявлением индивидуальности. Мандалы могут включать прямые линии, однако рисунки не вызывают ощущение ригидности. В случае если такое ощущение возникает, можно предполагать проявление дефензивности, связанной с противодействием разрушению «я».
Когда в психотерапии имеет место проявление положительного переноса, может изображаться молния, направленная на ту точку, где на циферблате расположено число «1». Это указывает на то, что исцеляющие энергии психотерапевта начинают воздействовать на пациента.
Молния изображается в виде полосы света («Освещающей» проблемы) желтоватого (если психотерапевт – мужчина) или голубоватого цвета (если психотерапевт – женщина): «Данная аллегория (Зевс) – это символ обретения действиями психологического значения. Зевс – символ духа, а молния – внезапного появления освещающей всё вокруг мысли (интуиции), идущей от самого Бога» (Cirlot, 1962, p. xii). Эта стадия ассоциируется у меня с одной из работ
Микеланджело – изображением Творца в Сикстинской капелле, на котором Бог простирает к человеку свою руку, словно пытаясь передать ему энергию жизни. Вход энергии в мандалу в большинстве случаев передаётся посредством изображения цветной линии, идущей через верхний правый её сегмент, что может передавать положительные изменения в психотерапевтических отношениях. Иногда, однако, эта линия пролегает через нижний левый сегмент мандалы; в этом случае можно предполагать, что положительные изменения в психотерапевтических отношениях произойдут позже.
В случае изображения крупного центра оранжевого или жёлтого цвета вероятны проявления мессианских тенденций и психологической инфляции. Данная стадия имеет большое значение в плане оформления телесного образа. В отличие от предыдущей, на данной стадии ощущается движение тела в пространстве. С этой точки зрения изображение свастики может символизировать «я» как центр силы и энергии, которые реализуются в действии и двигательной активности. Другим часто встречающимся изображением, хотя и не связанным с передачей движения, но символизирующем человеческое тело, является пятиконечная звезда или цветок с пятью лепестками.
- 55 -

Рис. 9. Карты Q и R (к восьмого стадии: «Функционирующее Эго»)
- 56 -

Вербальные ассоциации с «Функционирующим Эго»: дифференцированное Эго, центральная форма как источник силы, мессианский комплекс, маниакальность.
Девятая
стадия
:
«Кристаллизация»
Мандалы этой стадии обычно очень красивы, симметричны и напоминают цветы или плоды в разрезе. Их появление в некоторых случаях может отражать нежелание и страх изменений. В норме эти мандалы появляются на некоторое время, после чего исчезают. Когда такие мандалы создаются с использованием одних и тех же цветов, можно усомниться в том, что цвет имеет какую-либо динамическую функцию. Скорее всего, он играет стабилизирующую роль, если речь идет, например, о процессе лечения, сопряженном с психологическими изменениями.
Мандалы этой стадии передают отношения человека с другими людьми после оформления его психологической идентичности. В большинстве случаев они содержат центр, который связан с периферией четным числом радиальных элементов вроде лучей звезды или лепестков цветка. Эти мандалы свидетельствуют о состоянии гармонии и устойчивом социальном положении. Иногда они характерны для состояния невроза и указывают на психологическую ригидность и отсутствие динамики. Эти мандалы статичны и выражают в большей мере установку на бытие, чем на деятельность, а также желание сохранить существующий порядок вещей. Мандалы такого типа более характерны для зрелых, хорошо социализированных индивидов, возможно находящихся в динамично изменяющейся среде и пытающихся к ней адаптироваться.
Вербальные ассоциации с «Кристаллизацией»: пластика и прямота, гармония, функциональность, эстетический опыт, "я" и другие, Эго в обществе.
Десятая
стадия
:
«Ворота
смерти»
Мандалы этой стадии часто включают изображение «колеса фортуны» и отражают страх изменений и преодоление привычных форм сознания. Нередко изображается напоминающий перекресток дорог диа-
- 57 -

Рис. 10. Карты S и Т (к девятой стадии: «Кристаллизация»)
- 58 -

Рис.11. Карты U и V (к десятой стадии: «Ворота смерти»)
- 59 -
тональный крест, а также направленный вершиной вниз треугольник указывающий на погружение в бессознательное и.потребность в обновлении. Если такие изображения сохраняются, эта может быть связано с переживанием тревоги, депрессии и нерешительности. Эти мандалы характерны для лиц, переживающих кризис середины жизни с характер, ной для него потребностью в переоценке жизненных приоритетов. Подобные изображения статичны и часто производят впечатление жертвенности. Иногда они передают ощущение утраты физической целостности и напоминают о распятии. У автора такой мандалы можно предположить наличие мазохистических тенденций и переживания собственной беспомощности. Ощущение утраты физической целостности и мазохистические тенденции могут выражаться в разделении круга на четыре окра- шенных в разные цвета сегмента, которые воспринимаются как отдельные, не связанные друг с другом элементы. Для того чтобы они воспринимались как части единого целого, необходимо присутствие пятого элемента в виде центра. В этом случае можно предполагать достижение вершины страдания — своего рода «пикового переживания».
Мандалы этой стадии могут ассоциироваться с прикованным к колесу Иксионом, а также с
«колесом сансары»: «Мандала жизненного цикла основана на четырех природных элементах — воде, земле, огне и воздухе. Над ними — справа и слева — расположены спасительные силы
Будды, положительное колесо доктрины, которое нейтрализует отрицательные энергии колеса жизни» (Neumann, 1972, р. 238).
Вербальные ассоциации с «Воротами смерти»: скорбящая мадонна, распятый Христос,
Адонис, казненный Озирис, Иксион, унижение, поражение, чрево-могила, встреча со смертью, завершение, отвергнутость, депрессия, кататония, статика, изоляция, одиночество, покинутость, отчаяние, муки, импотенция, ригидность, череп, паралич.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом