Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорKopytin_A_I__Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKopytin_A_I_Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40455
страница7 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Значение
формы
в
мандалах
Я кратко охарактеризую некоторые формы, присутствующие в мандалах. Центральная их часть, конечно же, является наиболее важной: ее цвет и форма могут очень многое сказать о человеке. Если, например, изображение в центре мандалы имеет вид эмбриона или чем-то его напоминает, это может указывать на неспособность человека справляться со стрессом.
Напоминающую эмбрион форму часто можно увидеть в центре мандал, созданных алкоголиками, что отражает их повышенную ранимость и слабохарактерность.
Следует учесть, что изображения эмбриона в мандалах предполагают извилистые линии.
Мандалы могут включать как извилистые, так и прямые линии. Первые обычно указывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с фемининностью. В отличие от извилистых
линий, прямые указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин. Поэтому изображение звезды можно считать символом мужественности, а изображение цветка — женственности. Пятиконечная звезда в середине мандалы — признак уверенно стоящего на ногах человека. Так же как и эмбрион, звезда может указывать на связь с материальным миром, физическим телом, однако звезда говорит о силе, в то время как изображение эмбриона — об уязвимости и слабости.
Крест в центре мандалы можно трактовать как крест (христианскую символику) или перекресток. Можно предполагать, что автор рисунка пребывает в состоянии нерешительности либо чувствует себя распятым. Нередко крест также ассоциируется с жертвой, и если он находится в центре, то может отражать состояние дезинтеграции, за которым следует формирование нового центра «я».
Расположенный в середине мандалы квадрат может соответствовать в воображении пациента саду или двору. В этом случае следует спросить, является ли он открытым или закрытым. Если «вход» во
- 75 -
«двор» или «сад» закрыт, возможно, что автор рисунка переживает состояние стресса. В эзотерической традиции квадрат или куб являются обозначением земли и физического пространства. Если изображен оранжевый квадрат, автор рисунка, возможно, в жизни пытается сопротивляться давлению, которое оказывается на него извне, со стороны социальных авторитетов. Если же у квадрата есть «вход» или «выход», его можно расценивать как дверь или ворота, через которые проходит энергия.
Треугольник в центре мандалы указывает на движение. Если треугольник направлен вершиной вверх, это признак активности и стремления защитить свои интересы. Если же вершина треугольника направлена вниз, прогноз неблагоприятен: такой треугольник указывает на движение вниз, к земле, возможность смерти и разрушения. Сочетание треугольника, направленного вершиной вверх, с треугольником, направленным вершиной вниз, формирует звезду Давида, сочетающую в себе созидательное начало с разрушительным.
Когда внешняя граница мандалы представлена цветной линией, это является благоприятным признаком. В случае отсутствия такой границы можно предполагать утрату психической целостности, поскольку мандала характеризует «я» ее автора; при этом то, что находится вне круга, ассоциируется с внешней по отношению к личности средой. Если же внешняя граница мандалы очень плотная, можно предполагать наличие паранойяльной настроенности или стремление защитить хрупкое «я». В то же время это может являться признаком интроспективной ориентации.
Обширное незакрашенное пространство в мандале свидетельствует о желании автора рисунка скрыть или подавить свои чувства. В сочетании с едва заметной внешней границей круга это, однако, указывает на готовность к контактам.
Оценивая состояние автора мандалы, обратите внимание на размер ее центра. Если он невелик, у автора можно предположить сниженную самооценку. Если же центр вовсе отсутствует, тогда не исключено, что вся мандала характеризует Эго автора. Если вся мандала раскрашена ярко-оранжевым или желтым цветом, высока вероятность инфляции: это, в частности, характерно для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза.
- 76 -
Общие
рекомендации
В мандалах здоровых индивидов, как правило, присутствуют все основные цвета.
Рассматривая мандалу, следует обратить внимание на то, какой из основных цветов отсутствует.
Если в женских мандалах неизменно присутствуют оранжевый, желтый и красный цвета, но отсутствуют синий и голубой, можно предполагать наличие очень сильного animus, препятствующего развитию фемининных качеств женщины. Если же мужчина при создании мандал не использует желтый цвет и пользуется в основном зеленым и синим цветами, можно предполагать, что его мужские качества недостаточно проявлены и что он слишком пассивен.
Состояние каждого из нас может меняться, поэтому, используя мандалу как средство оценки процесса психического развития, следует быть готовым к тому, что характер изображения будет со временем меняться. Задача первичной оценки, которая зачастую происходит на ма- териале всего нескольких мандал, — определить, каково состояние человека в данный момент,
допуская при этом, что через некоторое время оно может стать другим. Было бы ошибочным на основе анализа мандал навешивать на людей ярлыки и рассматривать их рисунки как нечто неизменное. Мандала становится эффективным средством работы лишь в том случае, если мы рассматриваем ее как часть непрерывного процесса развития и изменений.
Мандала
как
индикатор
изменений в
ходе
психотерапии
Использование
мандал
в
сочетании с
музыкальной
терапией
*
Основой для написания данного раздела послужила совместная работа авторов на базе
Мэрилендского центра психиатрических исследований в г. Катонсвилле, штат Мэриленд.
Клиентка проходила краткосрочную интенсивную индивидуальную психотерапию у Хелен Бон-
__________________
* Хелен Бонни и Джоанна Келлогг
- 77 - ни — музыкального терапевта, — предлагавшей клиентке в конце почти всех сессий нарисовать мандалу. После этого, без какой-либо иной сопроводительной информации, за исключением даты исследования и пола клиентки, рисунки отсылались Джоанне Келлогг с целью их интерпретации.
Джоанна Келлогг и Хелен Бонни в течение психотерапевтического процесса ни разу не обсуждали материал совместно.
25-летняя клиентка по имени Черил проходила психотерапию с использованием техники под названием «направленная визуализация и музыка» (НВМ). В ходе сессий, продолжавшихся от одного до двух часов, после периода релаксации клиентке предлагалась для прослушивания определенная музыка, эффективность которой в плане фасилитации тех или иных переживаний была определена на основе тестирования.
При прохождении НВМ-процедур у клиентки происходило формирование потока ярких, образных представлений, которая она затем описывала. Данные образные представления, в свою очередь, являются составной частью психотерапевтической интервенции. Было обнаружено, что рисование мандал в конце сессий является полезным по целому ряду причин. Так как мандалы для своего создания требовали значительной концентрации, они давали клиентке возможность успо- коиться после периода, наполненного подчас очень сильными переживаниями. Кроме того, она могла передать связанные с музыкой переживания и образы на бумаге.
В данном описании мы постараемся показать, насколько богатую, глубокую и точную информацию может содержать мандала. Есть веские основания считать, что она является не только ценным диагностическим инструментом, но и средством проверки субъективных впечат- лений психотерапевта. В некоторых случаях мандала даже может являться основой для прогнозирования дальнейших изменений в состоянии клиента и построения психотерапевтического процесса.
Клиентка — миловидная молодая женщина — обратилась за психотерапевтической помощью по настоянию своего мужа — безработного музыканта, посетившего несколько тренингов, проводимых Институтом сознания и музыки. Черил имела степень бакалавра и прохо- дила последипломную подготовку в области сценического искусства. Однако в тот период, о котором идет речь, она работала совсем в другой сфере. Она жаловалась на сильную тревогу, чувство вины и различ-
- 78 - ные социальные фобии. Она ощущала свою несостоятельность, затруднялась в принятии решений, испытывала резкие смены настроения и ночные страхи и считала себя фригидной.
В данном описании приводится четыре из 17 созданных Черил мандал. Выбор именно этих четырех мандал был в определенной степени продиктован ограничениями, которые свойственны черно-белым репродукциям. Нам пришлось отобрать рисунки, на которых основные элементы изображения «читались» лучше всего.
В ходе восьмой НВМ-сессии Черил не слушала музыку, а в течение двух часов рассказывала о своих переживаниях. Черил, в частности, много говорила о том, что ее больная мать ставит свою болезнь ей в вину и постоянно придирается к ней. Хотя Черил знала, что она не виновата в болезни матери, она все равно испытывала чувство вины. Более того, всякий раз, когда те, с кем она общается, не получали того, что они хотели, она винила в этом себя. В ходе большинства сессий она плакала, но когда психотерапевт пыталась проявить к ней искреннее
сочувствие, Черил замыкалась. Однажды она сказала, что не заслуживает сочувствия со стороны окружающих, хотя и нуждается в нем. В ходе этой сессий Черил впервые заговорила о своем детстве. На следующую сессию она принесла своего рода письменный отчет о своих мыслях и переживаниях: «Проявления сочувствия со стороны Хелен и мое отстранение спровоцировали оживление неприятных воспоминаний о детстве... Я разозлилась на Хелен, на свою мать, просто разозлилась... когда я села рисовать мандалу... мне показалось, что все цвета такие некрасивые, но мне было приятно рисовать ими... я хотела наказать Хелен, рисуя такую некрасивую мандалу... я словно пыталась неприятно удивить ее и саму себя... и от этого мне стало хорошо... Наиболее значимым результатом психотерапии явилось то, что я стала прислушиваться к себе... Чем больше я погружалась в свой внутренний мир, тем более уверенно я себя чувствовала... Мне было плохо... оттого что я не могла наказать Хелен, что я очень высоко ценю ее искреннее сочувствие ко мне...
Отвергнув ее помощь, я почувствовала, что она тоже очень ранима... и я словно ее за это наказала».
Арт-терапевт представила следующий комментарий к выполненной Черил в тот момент мандале (рис. 15): «Данный рисунок хорошо отражает (благодаря использованию телесного цвета) озабоченность клиентки своим соматическим состоянием и (черный цвет) проблемой
- 79 -
Рис. 15. Черил: рисунок № 1
смерти/ бессмертия и беззащитности перед смертью. Общий характер изображения указывает на потребности в защите и склонность к эмоциональной зависимости (судя по тому, что черная паутина выходит за пределы круга). Синий цвет, в силу того что он занимает центр мандалы и присутствует в других ее частях, указывает на значимость материнской фигуры психотерапевта.
Клиентка готова доверять психотерапевту. Клиентка словно говорит: «Я разрешаю тебе приблизиться ко мне; ты видишь, как я напугана. Выведи меня, пожалуйста, из этой западни».
Клиентка также использует большое количество серого цвета, который часто является признаком чувства вины, ощущения собственной загрязненности и раскаяния».
В ходе десятой сессии Черил сообщила психотерапевту о том, что обнаружила в груди уплотнение и что смерть призывает ее к себе. Она также добавила, что ей нравится, что с ней происходит нечто очень важное. Слушая музыку Скрябина, Черил испытывала сильное чувство вины, связанное с воспоминаниями о тех моментах, когда она остро ощущала связь сексуальных переживаний с переживанием смерти. Она также ощущала боль в животе и тошноту, вспоминая о добрачной половой связи со
- 80 -
своим мужем. Она вспоминала про один фильм, в котором, утопая, пара занималась сексом; она сказала: «Я рыдала, когда смотрела эту сцену. Сцена жизни сменялась сценой смерти». Другой возникший у нее в процессе прослушивания музыки образ еще явственнее указывал на ее страх перед возможным раковым заболеванием и операцией. Однако прежде чем сессия закончилась,
Черил позволила психотерапевту успокоить ее: психотерапевт накрыла Черил одеялом и включила кассету с записью медитативной музыки. Рассказывая о переживании физического и эмо- ционального тепла, Черил отметила, что раньше она «любила это, но не позволяла себе этим насладиться». Сейчас же она, наконец, позволила себе испытать чувство глубокой удовлетворенности от этого.
Рис. 16. Черил: рисунок № 2
Созданная в конце этой сессии мандала (рис. 16) получила следующую трактовку арт- терапевта: «Это очень интересное изображение; оно состоит лишь из белого круга, который окружен красным. Думаю, оно передает идею небытия — небытия, вызывающего ощущение комфорта в силу наличия этого красного, внешнего круга. Есть основания считать, что клиентка сильно озабочена состоянием своего здоровья. В настоя-
- 81 - щее время, поскольку никакого серьезного заболевания у нее, по-видимому, нет, она, скорее всего, пытается справиться со страхом смерти, что означает формирование определенной философской позиции, позволяющей как-то объяснить физическую смерть. В то же время это тесно связано с философским объяснением жизни. Она так старалась уклониться от жизни, используя для этого свое тело! Она питалась сделать его источником физического неблагополучия, которое воспрепятствовало бы изменениям, ведущим к более полноценной и полнокровной жизни — жизни, которая разительно отличается от ее жизни в настоящий момент».
Черил стоило больших усилий решить, стоит ли ей согласиться с предложением хирурга удалить образовавшуюся у нее кисту молочной железы как можно раньше. Она ждала, что скажет врач психиатрического центра. Поговорив с ним, она поняла, что восприняла кисту как наказание за успешную психотерапию и свое желание иметь ребенка. Эта мысль способствовала снятию психического напряжения и помогла ей, наконец, принять решение относительно операции. После того как она договорилась с хирургом об очередной встрече, киста стала быстро уменьшаться в размерах и необходимость в ее удалении отпала.
Тринадцатая НВМ-сессия завершила цепь вышеописанных событий и вызвала у Черил ряд образов, которые можно назвать образами субличностей (Assagioli, 1965). Говоря о них, Черил
(являющаяся представительницей европеоидной расы) сказала, что она увидела свое «старое Я» в
черном цвете, а «новое Я» — в белом. Когда Черил оплакивала свое старое, умирающее «Я», психотерапевт ее обнимала. Черил при этом говорила, что это старое «Я» «более реально», чем
«новая, белая женщина». Она высказывала сожаление по поводу того, что белая субличность должна занять господствующее положение. Она воспринимала эту новую субличность как всесильную, мужественную и способную контролировать ситуацию. В ходе сессии она сказала, что ей, скорее всего, удастся установить равноправные отношения и с любимым черным ребенком внутри себя, и с белым родителем: «Никто из них не сможет мною управлять». Позже в ходе сессии она представила себе сад, земля в котором была черной, а затем увидела свою кисту белого цвета. Она приветствовала этот образ как свидетельство того, что киста теперь стала частью ее тела. Затем она рассказала психотерапевту о том, что негативно относится к тем частям своего тела, которые связаны с проявлениями сексуальности.
- 82 -
Рис. 17. Черил: рисунок 3
Арт-терапевт следующим образом проинтерпретировала созданную в конце этой сессии мандалу (рис. 17): «Данная мандала отражает состояние напряжения и растерянности. Здесь проявляется негативное отношение клиентки к своей груди, которая у женщин часто становится объектом отреагирования отрицательных переживаний. В этой мандале грудь — это темно- зеленая фигура (темно-зеленый — цвет лесной ведьмы); возможно, она связана с отрицательными воспоминаниями клиентки о материнской груди. Верхний элемент — это другая грудь, нарисованная черным цветом. Она являет собой противоположность груди кормящей, что еще больше усиливает впечатление о негативном отношении клиентки к этой части своего тела. Это позволяет задуматься о том, что некоторые женщины испытывают потребность в том, чтобы пройти операцию на молочных железах. Возможно, клиентка интроецировала образ «плохой» груди, что заставляет ее ненавидеть свою собственную грудь и свою женственность. Двойственное отношение к мужчинам проявляется в черной раскраске правой части мандалы. Черный квадрат внизу ассоциируется с разрушением и указывает на нежелание клиентки принять женскую роль, которая воспринимается ею как ворота смерти. Ее мать, независимо от того, живая она или мертвая, до сих пор присутствует рядом с
- 83 - ней в виде спутника, вращающегося вокруг мандалы. Она также присутствует внутри мандалы.
Клиентка сдерживает сильные чувства. Положительным признаком являются красные линии в центре мандалы; это указывает на то, что она активно пытается преодолеть препятствия на пути проявления этих чувств. Ей действительно необходимо занять более активную позицию. Ее жизнь всецело находится в ее собственных руках, и она имеет достаточно сил, чтобы решить свои
проблемы. Однако она должна сама начать процесс изменений и не пытаться вернуться в прежнее состояние. Хуже всего, если она попытается адаптироваться к внешним обстоятельствам. Все, кто ее окружает, хотят, чтобы она к ним адаптировалась, однако клиентка чувствует, что исцеление возможно лишь если она будет опираться на активную, мужскую часть своей личности».
В ходе 18-й НВМ-сессии — одной из завершающих — Черил находилась в радостном настроении. Эта сессия была посвящена подведению итогов предыдущих сессий. В частности, мы говорили о том, что ей следует быть верной самой себе, открыто выражать свои чувства, а не пытаться удовлетворить потребности и ожидания других. Она неохотно говорила о скором завершении психотерапии, очевидно не желая обращаться к решению наиболее острых для себя проблем. Она говорила о том, что в ней до сих пор имеется много «темных пятен», однако, по ее словам, они стали доступнее для осознания.
Арт-терапевт дала следующую интерпретацию созданной в конце этой сессии мандалы
(рис. 18): «Эта мандала является примером «оквадрачивания круга» и указывает на то, что изменения осуществимы (квадрат) и связаны с выбором из огромного количества различных возможностей (круг). Они требуют от клиентки большой смелости; альтернативой являлись бы мечты об изменениях и жизнь в мире фантазий. Я полагаю, что черные змеи сомнений были добавлены в последний момент. Когда клиентка пытается предпринять активные действия во имя изменений, эти змеи пытаются ее ужалить. Обращает на себя внимание параноидный глаз одной из таких змей слева — это не что иное, как отголосок опасений, которые были внедрены в бессознательное клиентки ее матерью и теперь заставляют ее испытывать чувство вины всякий раз, когда она пытается что-либо предпринять. Клиентка, наконец, пришла к новому пониманию себя и своей роли, и восклицание «Ой!» является ее реакцией на неожиданное появление змей. Я бы также обратила внимание на изображение вод жизни, которое отражает ее новое понимание реальности».
- 84 -
Рис. 18. Черил: рисунок № 4
Результаты психотерапии были впечатляющими, и на момент написания данной статьи стабильное состояние клиентки сохранялось уже более двух лет. Есть основания считать, что рисование мандал напрямую и опосредованно влияло на достижение этих результатов. По мере совершенствования техники интерпретации мандал этот метод, скорее всего, будет использоваться все чаще, в качестве составной части различных моделей психотерапии.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом