Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Помощь разведенным родителям и их детям. Диана видра помощь разведенным родителям и их детям


НазваниеДиана видра помощь разведенным родителям и их детям
АнкорПомощь разведенным родителям и их детям.doc
Дата04.10.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПомощь разведенным родителям и их детям.doc
ТипКнига
#25413
страница10 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19

108

Отношения с отцом на втором и третьем году жизни при­званы во многом облегчить трудный и конфликтный процесс индивидуализации ребенка, они открывают ему альтерна­тивный опыт отношений, благодаря которому малыш может и должен начать воспринимать себя отдельно от матери. От­ношения родителей преподносят ему модель, в какой-то сте­пени утешающее доказательство принципиальной возмож­ности существования независимо от матери и в то же время сохранения с нею добрых и близких отношений. Пример отца учит гибкости в автономно-регрессивных конфликтах и об­легчает конфликты с матерью. И если таким образом про­цесс индивидуализации состоялся, то это означает, что ре­бенок приобрел способность строить и сохранять одновре­менно многие зрелые отношения. Психическое отсутствие отца, будь то по причине смерти, развода или, как у Симо­ны, по причине отхода отца от семьи, отнимает у ребенка эту возможность. Правда, бывает и так, что «третий объект» все же существует — хотя это не обязательно отец, — и он час­тично восполняет потери. Но бывает и так, что отец живет в семье, поддерживает интенсивные отношения с ребенком, но у него нет любовных отношений с матерью. Конечно, та­кой отец тоже чрезвычайно важен для ребенка и его разви­тия, но в этом случае отсутствует, во-первых, прогрессивный опыт собственного исключения, когда мать и отец заняты друг другом, и, во-вторых, ребенок видит на примере отца, что освобождение от симбиоза становится синонимом осво­бождения от отношений. Ребенок общается или с отцом, или с матерью. Одновременные отношения с обоими родителя­ми становятся для него не только трудными, но и взаимоис­ключающими, в результате чего он по причине своей «невер­ности» постоянно боится потерять одного из них. Но и все же даже такие отношения могут в большой степени смягчить страхи, связанные с процессом индивидуализации. Однако, если в дальнейшем родители все же расходятся и ребенок чув­ствует себя целиком во власти матери, он начинает отчаянно обороняться против опасности оказаться ею поглощенным и отчаянно борется за свою автономию, завоеванную, не в последнюю очередь, все же при помощи отца.

109

Пока отец остается досягаемым, дети — даже те, у кото­рых уже наметились заметные нарушения в объектных отно­шениях, — часто способны удерживать относительное душев­ное равновесие без необходимости прибегать к образованию тех или иных невротических симптомов. Но существует и так называемое агрессивное триангулирование, которое вступа­ет в силу, когда между родителями не существует любовных отношений. В переживаниях маленьких детей отсутствие любви соединяется с агрессивностью. Открытие, что роди­тели не только не любят друг друга, но и воюют друг с дру­гом, внушает ребенку — и не только маленькому — огромный страх. Реакции детей на этот страх очень различны. Фигдор приводит один удивительный пример.

Герберту было пять лет, когда его родители готовились разойтись. У мальчика к этому времени сложились замеча­тельные отношения как с матерью, так и с отцом. Ссоры ро­дителей и даже рукоприкладство отца, казалось, не произво­дили на него никакого впечатления. Чаще всего он, остава­ясь в той же комнате, преспокойно играл. Не только психо­аналитик, но и родители предполагали, что это равнодушие лишь фасад, однако исследование тоже не выяснило каких-либо серьезных страхов или нарушений: он не мочился в по­стель, не выказывал никаких фобий, не вызывал жалоб ни в детском саду, ни дома, был нормально развитым и не слиш­ком болезненным ребенком. В результате дальнейшего об­следования выяснилось однако, что равнодушие Герберта и в самом деле было лишь фасадом, но фасадом, за которым скрывался не страх, а огромное удовлетворение и, пожалуй, даже удовольствие. Он использовал агрессивность родите­лей по отношению друг к другу, чтобы освобождать себя са­мого от проявлений агрессивности по отношению к ним. Ко­роче говоря, он «загребал жар чужими руками». Выяснилось и то, что отношение Герберта к матери носило для его возра­ста слишком сильно выраженный «симбиотический» харак­тер и поэтому было чрезвычайно обременено внутренними конфликтами. Когда родители начинали ссориться, мальчик брал сторону жестокого отца и таким образом освобождал себя от необходимости самому проявлять агрессивность по

10

отношению к матери; таким образом он избавлял себя от страхов, которые неизменно сопровождают ссоры ребенка с матерью. Как разовьется характер Герберта в дальнейшем? Во всяком случае ни для кого не секрет, что жестокость не только пережитая на себе, но даже просто виденная в дет­стве, формирует жизнь человека страшным образом, в ре­зультате он становится если не «прирожденной» жертвой, то в том или ином смысле «прирожденным» преступником. Психологически это выглядит так: человек этот потом, на протяжении всей жизни, так и не в состоянии научиться воспринимать другую персону «целиком»: он либо восхи­щается человеком, либо окончательно разочаровывается в нем и тот с одной минуты на другую может диаметрально менять свое лицо в его глазах, превращаясь из лучшего дру­га в злейшего врага.

Естественно, мать очень болезненно воспринимает тот факт, что ее дети, до этого полные любви, вдруг после развода становятся ужасно агрессивными и это напоминает о той аг­рессивности, которую она, может быть, вынуждена была тер­петь от мужа. Кажется, эти дети, порой бессознательно отож­дествляя себя с отцом, занимают теперь его — агрессивное — место, чтобы в какой-то степени отомстить матери за потерю. Но часто отождествление это происходит уже задолго до раз­вода, в результате вышеупомянутого агрессивного триангули­рования, то есть в результате родительских ссор, и часто даже у тех детей, которые сами страдали от агрессивности отца, независимо от того мальчики это или девочки. Но мы уже зна­ем, что агрессивность — это способ борьбы со страхом. В даль­нейшем ребенок начинает бояться и своей собственной аг­рессивности, считая ее угрозой добрым отношениям с мате­рью. Кроме того, дети верят в свои магические силы и поэтому всерьез боятся исполнения своих злых пожеланий (сознатель­ных и бессознательных), возникающих в моменты гнева. Тог­да они вытесняют агрессивность, адресованную матери,и пе­реадресуют ее отцу. Иногда они ненавидят обоих. Когда ребе­нок видит агрессивные отношения родителей, он берет их себе за образец поведения, точно так же как другие дети подража­ют отношениям любовным.

111

Мы уже говорили, что дети, чьи первые годы протекали в семьях, где родители часто ссорились, не выказывают после развода каких-либо особенных изменений, они, казалось бы, ведут себя как обычно и переживают не сильно, а все дело в том, что они уже задолго до этого развили в себе невротичес­кие формации защиты, которые и оберегают их от новых сры­вов. Платить за это во всяком случае приходится весьма жес­токой ценой, а именно: сохранением и укреплением незрело­го объектного отношения. Развитие таких детей с самого на­чала проходило, можно сказать, в тени будущего ра5вода.

Мы уже говорили о том, как важно, чтобы у ребенка была возможность в момент конфликта с матерью найти утешение у отца. Если у него уже сложились теплые отношения с отцом, то за время отхода к отцу любовь его к матери восстанавлива­ется, гнев и страх проходят, грозные тучи рассеиваются и сно­ва светит солнышко. Нельзя это отцовское утешение понимать слишком примитивно: мол, если мама запретила сыну высо­вываться из окна, то отец должен сказать: «Я разрешаю!». Най­ти утешение у отца — это значит, что отцовская позиция дол­жна выглядеть примерно так: «Сынок, мама права, но я тебя и понимаю, когда я был маленьким, мне тоже... Давай лучше поиграем...» Вот это и называется утешением и поддержкой. Конечно, родители не должны делать что-то наперекор друг другу, но они и не должны ожидать друг от друга точного по­вторения своей собственной реакции, как если бы это были не два разных человека, а одна персона, поделенная пополам, где один — лишь эхо другого.

Колебания между отцом и матерью только тогда облегча­ют объектное отношение ребенка, когда отец готов предоста­вить ребенку компенсацию. Как часто бывает так, что мать то ли в силу своих убеждений, то ли по причине своих психичес­ких возможностей не в состоянии удовлетворить те потребно­сти малыша, которые в принципе вполне удовлетворимы. Вспомним Манфреда и вспомним о том, как страшно травми­ровало его известие о разводе. Его мать, учительница, очень серьезно воспринимала свои задачи по воспитанию сына. Осо­бенно в первый год: она целиком предоставила себя в распо­ряжение ребенка и очень гордилась его успехами в физичес-

12

ком, моторном и интеллектуальном развитии. Но что касает­ся эмоциональных аспектов и развития отношений, то здесь ее заинтересованность была незначительной. По складу своей натуры она относилась к тем женщинам, которые побаивают­ся мужчин, и ей трудно входить с ними в физический контакт, кроме того, воспитание самостоятельности было ее педагоги­ческим руководством по отношению к сыну. Но, как сказано, у Манфреда был очень хороший первый год жизни. Напом­ним, что дети в первые месяцы жизни включают в свое пред­ставление об образе матери также и свой опыт с другими пер­сонами, а отец любил своего сына нежно и преданно и нахо­дился с ним в тесном физическом контакте. Он часто вставал ночами к ребенку и, когда тот плакал и не мог заснуть, часами носил его на руках. Так что, если в отношениях с матерью ему и не хватало тепла и близости, отец целиком восполнял этот пробел и таким образом «комплектовал» и защищал образ ма­тери в глазах ребенка. Следующие полгода прошли также бес­проблемно: мать продлила свой декретный отпуск и радова­лась вместе с ребенком его открытию мира. Но тем не менее потом начались трудности — она оказалась психически не в состоянии воспринимать внезапные потребности «фазы но­вого приближения». Ей не хотелось опять иметь дело с «мла­денцем», ведь Манфред уже был таким самостоятельным маль­чиком! Мать чувствовала себя одураченной этими колебани­ями малыша между желаниями автономии и регрессиями. Когда между матерью и ребенком началась борьба, значение отца повысилось еще больше. Отец, очевидно, имел для Ман­фреда гораздо большее значение, чем возможность обретения в нем замены матери на то время, пока любовные отношения с нею восстановятся: он постоянно удовлетворял те потреб­ности ребенка, в которых мать точно так же постоянно отка­зывала. Со временем Манфред научился ждать с исполнени­ем некоторых своих регрессивных желаний «фазы нового при­ближения», пока отец не придет домой. В конфликтах с мате­рью мальчик утешал себя мыслью об отце и сама эта мысль — даже в отсутствие отца — расслабляла ситуацию и защищала его отношение к матери от нарастания агрессивности. Отец все больше репрезентовал собой свойства, которые поначалу

8-3435

ребенок приписывая матери, но которые та постепенно теря­ла. Отец, можно сказать, играл в глазах мальчика не столько роль «острова», который облегчал ему освобождение от «ма­терика-матери», сколько роль гавани, о которой мечтают мо­ряки в штормовом океане, и помогал ему выстоять в опаснос­тях океана — днях, проведенных с матерью. Этим в большой степени и объясняется тот факт, что психическое равновесие Манфреда внезапно разрушилось непосредственно после раз­вода. Ребенку грозила не только потеря отца, он практически потерял свою психологическую мать. И это — во второй раз. Таким образом, в ребенке вновь активизировались архаичес­кие страхи раннего детства.

История Манфреда показывает, что триангулированная си­стема отношений часто оказывается в состоянии открыть ре­бенку те условия развития, которых нельзя ожидать от индиви­дуальной позиции или личности лишь одного из родителей, поскольку она компенсирует дефицит личности каждого из mix. Бывает наоборот, мать чересчур опекает ребенка и не может его освободить, но существует отец, который бесстрашно позволя­ет автономию. Или, предположим, мать ужасно боится всяких агрессивных столкновений, но отец воспринимает конфликты намного легче. Мать в настоящий момент не в состоянии в пол­ной мере проявлять любовь по причине рождения нового ре­бенка, но отец восполняет этот недостаток. Или слишком стро­гие требования одного из родителей по воспитанию чистоп­лотности, манер, достижению результатов смягчаются либе­ральностью другого. Огромное значение, которое имеет отец для этих детей, превращает развод в катастрофу.

Тройственная система отношений защищает также и отца от разочарований и агрессий ребенка. В этом кроется еще одна причина, почему дети тоскуют и по тем отцам, которые, с точ­ки зрения матери, совершенно о них не заботились, а порой даже причиняли им боль.

ЭДИПОВО РАЗВИТИЕ (С ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ)

Итак, мы уже знаем, если развитие ребенка проходит в бла­гоприятной, доброжелательной атмосфере и его страхи, такие естественные для раннего возраста, остаются в допустимых гра­ницах, то вскоре он начинает понимать, что в его чувствах отно­сится к нему лично и что — к матери. Проще говоря, в те момен­ты, когда он сам зол на мать, он уже не приписывает ей своей злости, а кроме того, он учится верить, что злые свойства ма­тери не уничтожают ее добрых свойств (здесь речь идет о по­нятии амбивалентности) и любовь превалирует над теми «ча­стями» матери, которые переживаются как агрессивные. По­думайте сами, ведь и мы, взрослые, чувствуем себя так же: че­ловек, который в настоящий момент зол на меня, но я тем не менее точно знаю, что он меня любит или я уверен, что он принципиально хорошо ко мне относится, не воспринимает­ся мною как угроза моему благополучию. Мы уже поняли так же, какое огромное значение в процессе развития этих столь необходимых для жизни свойств играет присутствие так на­зываемого «третьего объекта», то есть отца.

Если все хорошо, то приблизительно к трем годам в распо­ряжении у ребенка имеются две надежные персоны, отличаю­щиеся друг от друга так же, как каждый из них отличается от са­мого ребенка. Но это не все. Главное — ребенок уже способен поддерживать с ними одновременные отношения, что, как мы видели, в самом раннем возрасте было ему недоступно. И это — значительная часть того фундамента, на котором будет строить­ся вся его дальнейшая психическая жизнь. Однако на четвер­том году ребенок вступает в новую фазу развития, в это время акценты в тройственной системе отношений сдвигаются в сто­рону половой специфики. Обычно мальчики направляют боль­шую часть нежных чувств на мать, а девочки — на отца. В то же время по причине любви родителей друг к другу однополый родитель становится «соперником». Соперничество с матерью

115

способствует некоторому росту агрессивности у маленьких девочек по отношению к ней в то время как мальчики, наобо­рот, свои агрессивные влечения передвигают с матери на отца. В психоанализе говорят так: «Однополое объектное отноше­ние превращается в поле массивных психических конфлик­тов, которые создают опасность для нарциссических и само-сохранительных потребностей ребенка». Это значит, что ре­бенок по причине своей сексуально окрашенной любви к од­ному из родителей начинает панически бояться мести друго­го, потому что воспринимает его как «соперника» или «сопер­ницу». Но если опасения его все же не оправдываются, мама и папа остаются принципиально добрыми и никто даже не по­мышляет наказывать ребенка за его любовь, то путем иденти­фикации (отождествления) себя с однополым родителем ре­бенку удается в большой степени преодолеть эти свои «эди­повы» страхи. Одновременно идентификация с так называе­мым «эдиповым соперником» защищает отношение к «эди­пову объекту любви», как в свое время отношения с отцом ос­вобождали отношения с матерью от чрезмерных агрессивных побуждений. И это очень важно, потому что в это время фор­мируется решающая способность к гибкости представлений ре­бенка об окружающем его мире, что так необходимо ему для бу­дущей жизни. Если раньше речь шла об отказе от симбиотичес-ких иллюзий, то теперь ребенку предстоит отказаться от не принятых в человеческом обществе сексуальных отношений девочки с отцом или мальчика с матерью.

Период этот связан для ребенка с большим страданием, но пройти через него необходимо, а именно для того, чтобы в результате идентификации с отцом (или девочки с матерью) в характере развилось то, что в психоанализе называется «сверх-Я», а в обычной жизни именуется совестью. Однако это не все. В этот период закрепляется также половая идентификация ребенка, защищающая психику от сдвигов в сторону гомосек­суализма.

Благополучно преодолев период эдипова развития, дети приобретают способность признавать разницу поколений. Если в «эдипов» период превосходство родителей доставляло столько страха и обид, то по завершении его ребенок учится

I IA

наслаждаться уверенностью и защищенностью, которые ис­ходят от родительской силы. Обретенное спокойствие дает ему возможность вновь обратить свое внимание на «внешний мир». Как в свое время существовал отец, «иной, чем мать», так те­перь существует мир, «иной, чем родители».

Если же «эдипов» конфликт не разрешился, не получил сво­его нормального завершения, то есть по причине неблагополу­чия в семье страхи ребенка не растворились, а, наоборот, закре­пились (в глазах ребенка родительские ссоры служат доказа­тельством справедливости его самых худших опасений), то по­корение несемейных областей жизни становится чрезвычайно трудным. Душевная энергия и внимание ребенка в таких случа­ях остаются направленными на его неразрешенные внутрен­ние конфликты, что приводит к тому, что новые отношения переживаются как повторение тех, которые известны ему по его печальному семейному опыту. А поскольку перенос чувств с одних персон на другие является нормальной составной час­тью нашей психической жизни, то такой ребенок может на­всегда оказаться «заключенным» в клетке своих детских пред­ставлений о мире. Психоаналитиками установлено, что нема­лая часть школьных трудностей объясняется именно этим пе­реносом непреодоленных «эдиповых» конфликтов на учителей, одноклассников или систему в целом.

Поскольку изгнанное в бессознательное психическое со­держание конфликтов остается полностью изолированным от дальнейшего познавательного и эмоционального развития (мы уже знаем, что у бессознательного нет прошлого, оно всегда актуально), то оно и в зрелом возрасте оказывает печальное воздействие на жизнь человека. Поэтому эдипов период разви­тия чрезвычайно важен, он просто обязан состояться — со всеми присущими ему страданиями и конфликтами, — и он должен быть в результате благополучно разрешен, только в этом случае человек получает возможность дальнейшего благополучного пси­хического развития.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей