ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК
ДИНАМИЧНАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2010
УДК 159.9 ББК 88.4 Э 53
Эль Г. Н.
Э 53 Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.— 208 с.
ISBN 5-9268-0536-8
Книга представляет собой пособие для практического психолога в организации кабинета психологической разгрузки и консультировании с использованием песочной терапии. В книге описаны стратегия психотерапевта, символические значения песочного поля и миниатюрных фигурок, способы ведения консультаций, а также оборудование кабинета.
Практика использования арт-терапии, в частности, песочной терапии, говорит о том, как творческое отношение к себе, к своей жизни способствует развитию человека, открывает то, что было закрыто, освобождает энергию, закованную комплексами, направляет человека на его собственный путь с использованием его собственных сил. Почувствовав пульс своего сердца, человек приобретает самый верный ориентир и компас для своей жизни.
УДК 159 ББК 88.4
ISBN 5-9268-0536-8
© Г. Е. Эль, 2007
© Издательство «Речь», 2007
© П. В. Борозенец, оформление, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
ЧАСТЬ 1, в которой рассказывается о песке, как о метафоре жизненных
внутренних и внешних процессов 7
Человек, играющий в песок 8
Коммуникация с подсознанием 10
ЧАСТЬ 2, в которой расказывается о семантике миниатюрных фигурок,
о ландшафте, как о рельефе внутреннего состояния, окпесочном поле, распределенном на символические значимые части, о кодировании и
расшифровке символов 13
Мифы и символы песочного поля 14
Ландшафт 17
Песочное поле 20
Миниатюрные фигурки 24
Семантика миниатюрных фигур 27
Священные первостихии космоса: вода, земля, огонь, воздух 28
Предметы 29
ЧАСТЬ 3, В которой говорится, что внутренний мир человека дороже любой драгоценности, а также о представлениях о принципах работы
психотерапевта на песочном поле 39
Что изменилось — мы или мир? 40
Структура сеанса 44
Стратегия психотерапевта 49
Гадание на подсознании 51
Философия рук 53
Исцеление 55
Созерцание 56
ЧАСТЬ 4, в которой рассказывается о некоторых способах и приемах
выхода на песочное поле и работе с ним 59
Страусиные манеры 60
Что бы вы хотели закопать 61
Спрячьте под слоем песка то, что вам не нравится 63
Выберите фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создайте на песочном поле
композицию из них 65
Выберите здесь «себя » и найдите свое место 68
Место под солнцем 70
Создайте сюжет битвы 71
Путь в песках 74
ЧАСТЬ 5, где говорится, что кроме внешних планов есть еще вибрационное
восприятие песочного пространства 77
Эмоциональное восприятие поля 78
Энергетика песочной картины 80
Прожить жизнь на песочном поле 87
ЧАСТЬ 6, в которой можно прочесть о том, что композиция и цвет влияют
на внутреннее состояние и отражают это состояние на песочном поле 95
Композиция пространства 96
Ритм песочного сюжета 104
Равновесие 106
Золото на синем 111
ЧАСТЬ 7: немного о любви, немного о жизни и о песке с водой 117
Эмоциональный огонь 118
Изложение на прожитую тему 121
Мираж 126
Ритуалы 129
ЧАСТЬ 8, в которой говорится о прописных истинах, имеющих
непосредственное отношение к человеку 133
Состояние 134
Мирное сосуществованием конфликты 140
Песочные тексты 142
Жизнь как любовь 149
Творчество как необходимость 156
ЧАСТЬ 9 про завершение работы на песочном поле и немного лирики 161
Море 162
История моей души 165
Что мы выбираем 168
Завершение 174
Послесловие 176
ПРИЛОЖЕНИЕ. Иллюстрации некоторых композиций 177
Литература 202
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я, Галина Эль, автор книги «Человек, играющий в песок», практикуя психологические техники, пришла к очень интересному заключению, которым хочу поделиться. Вот какой парадокс происходит в работе психолога. Освоив психологические приемы и методы, психолог начинает применять их на практике. Для применения техник психологу нужны пациенты, то есть люди нездоровые, нуждающиеся в помощи. После нескольких лет работы я поняла, что я ищу таких людей, мне нужны клиенты, чтобы я им помогла, применив техники NLP. Когда я пришла к пониманию, что мне гораздо больше нужны люди беспомощные, я оставила практику психологии на целый год и погрузилась в глубокие размышления. Чтобы продолжать деятельность психолога, я даю запрос, что мне нужны пациенты, и я их получаю, — то есть я постоянно нуждаюсь в людях нездоровых. Мысль эта не давала мне покоя. Я своей деятельностью провоцирую то, чтобы люди были недостаточно хороши, а я помогу им сделаться цельными, здоровыми, уверенными. Я понимала, что участвую в мировом процессе «создания» нужных мне людей.
Мысль материальна, и космос отвечает мыслям, чувствам и желаниям. И нездоровые люди будут появляться, чтобы потом быть исцеленными. Я чувствовала, что здесь что-то не так. Мне не нужна была такая провокация. В результате раздумий я поняла, что хочу совсем другого. Люди рождаются цельными, готовыми радоваться жизни, проявлять активность чувств, мыслей и действий.
Пройдя путь общения с родителями и учителями современной школы, где их буквально заковывают, пригвождают к парте, к традициям, к семейной иерархии, дети, став взрослыми людьми, теряют данные им изначально силу и мудрость. Вернее, не теряют: ее перекрывает система взаимоотношений, принятая в обществе и семье. Задача взрослого человека — найти самого себя.
Хорошо, если он себя не терял. Родители, которым удалось сохранить и свою целостность и целостность своего ребенка, достойны высшей награды. Задача психолога — снять перекрытия и освободить душевные силы человека. Не имея опыта общения с подсознанием. 6
Предисловие человек не знает, где у него стоит барьер между ним и его стремлениями, что препятствует его пути, какой камень лежит на его душе, что нужно убрать, чтобы сделать путь развития свободным. Современные техники направлены именно на то, чтобы человек узнал, как сформировано его подсознание, какие у него взаимоотношения с сознанием. На данном этапе я создала «Школу практической психологии», где знакомлю людей с практиками NLP и песочной терапией. Эти практики позволяют заглянуть в глубины разума, и глубже — в чувства, и глубже — в предчувства и далее в подсознание, и далее, насколько готов человек погружаться. ЧАСТЬ 1,
в которой рассказывается о песке как о метафоре жизненных внутренних и внешних процессов
ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК
Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.
Песочная игра позволяет окинуть взором собственное подсознание и без болтовни социально воспитанного мозга, без лжи и притворства увидеть свои плюсы и минусы. Плюсы можно усилить, а минусы изменить. В этой чудесной возможности сокрыты сокровища мирового разума. Песочные волны податливы и изменчивы. Они пропускают через руки то, что не слышит сознание.
Песок послушен. Он при мет ту форму, которую захотели вы. И под руками он будет перетекать, пока не станет абсолютно созвучным с вашим состоянием, вашим видением. Он ляжет картой Таро, но не случайной, а рукотворной. И вы можете лицезреть свое прошлое, свое настоящее и свое будущее. Затем вы примете решение, как выстроить себя, или ничего не меняя, сохранить те ресурсы, которые вам обозначило песочное поле.
Представьте, что вы на берегу моря. Тепло. Что вы построите из песка? То, чему однажды уже научились, — замки из капель мокрого песка. А из сухого? Сделаете дороги или зароете кого-нибудь в песок, оставив одну только голову на поверхности. А может, посадите цветочки или сухие палочки, обозначающие деревья. Сделаете скульптуры, простирающиеся по горизонтали, или начертите круги и спирали, а можно что-нибудь еще. Сердце, пронзенное стрелой, или «я + мой дорогой человек». Никто не пишет: «я — (минус) мой нелюбимый». Стараются запечатлеть любимые события и состояния. Все правильно. Пройдитесь по раскаленному песку до берега моря и, коснувшись охлажденного песка, получите незабываемые впечатления. Еще более незабываемые впечатления можно получить на сеансе песочной терапии.
«Я собирала в корзинку фигурки, стоящие на полках, те, которые мне нравились, из которых я собиралась строить песочную страну. И вдруг заметила, что мне нравятся только черные фигурки. „Что ж это я? Выберу и цветные". Я взяла желтенькое „не пойми что". Потом я набрала много домиков, животных, деревьев, пароходик, посуду и только потом людей. Может, потому что я разочарована в них? Человек, играющий в песок
9 А может, в себе. Но вот что меня удивило больше всего. Расставив дома, я увидела, что количество их совпадает с числом моих детей. А в руках у жителей этих домов инструменты и предметы, которые меня интересуют, например, гитара или книга. В один из домиков я не поселила никого, а только это желтенькое существо. Я спросила у психолога: „Что это за дом? Почему в нем никто не живет?" „Это храм, — ответила она, — в нем живет душа". „А что же это желтенькое?" Я взяла маленькую мягкую фигурку. Это оказалась пчелка. А более всего меня поразило то, что, уже построив городок, я сказала, что жителям нужен храм, и поставила на высоком берегу озера огромный храм, а храм-то уже был. Он уже стоял среди домиков, принадлежащим жителям, которыми оказались мои дети. Я его не заметила, я не видела его, но подсознание видело. Мне стало спокойно, будто я смотрела, как внутри меня течет мое время». Играя в песочнице, человек, также играя, входит в свой мир таинственного подсознания. Нет гипноза, нет страха перед вопросами психолога, есть поле и множество фигурок, среди которых каждый найдет подходящие. Поэтому вовлечение в игру с собой — момент очень важный — становится доступным любому. Каждый человек находит то, что ему нужно в данное время. Это похоже на ритуал инициации, который человек проводит сам по своему чуткому повелению. КОММУНИКАЦИЯ С ПОДСОЗНАНИЕМ
Человеку важно понять, насколько он сам себя устраивает. Можно быть олимпийским чемпионом и оставаться недовольным собой, а можно всю жизнь печь пирожки и быть самым счастливым человеком на свете. Как говорят классики, лучше первосортный обед, чем третьесортные стихи. Прислушавшись, что самому себе говоришь, присмотревшись к образам, которые проплывают перед глазами, всмотревшись в события, которые вспоминаются, почувствовав свое настроение, можно понять, насколько ты адекватен своим представлениям о жизни. Вступив через работу на песочном поле в общение со своим подсознанием, человек осознает причины своего состояния, видит свои выселенные на остров и задвинутые в углы желания. На поле проявляются проблемы детства. Пропустив песок сквозь пальцы, можно почувствовать, чем была травмиро7вана душа, где таится психотравма, воздействующая на формирование личности. Благодаря работе с песком и составлению композиции снижается психоэмоциональное напряжение, открывается доступ к возможностям, где-то перекрытым. Столкнувшись лицом к лицу со своими проблемами, посмотрев на них со стороны и проработав на песочном поле или отработав посредством определенного формата, человек получает доступ к утраченным ресурсам и формирует новое позитивное состояние.
Вместо порабощения страстями и душекрушения приходят пытливость и простота.
В правом нижнем углу были посажены цветы вниз головой, а в левом верхнем насыпан холм. Цветы она высаживала, стоя с другой стороны песочного поля, а не там, где строила всю композицию, то есть, если перевернуть изображение, то растения, посаженные в землю цветком, окажутся на холме. Мы предположили, что это могила, впоследствии так и оказалось. Дорога, выложенная камнями, производила крайне тяжелое впечатление. Я спросила: что у нее болит? Она ответила: ничего. Но потом сказала, что вспомнила, что у нее болят суставы на ногах. Коммуникация с подсознанием
11 Проживя большую часть жизни под влиянием психотравмы, она отключила желание чувственно познавать мир и не чувствовала ничего, кроме негативных эмоций, которые подтачивали ее душу. Работу она назвала «Паломничество». И шла она совершенно деревянная к богу, к озеру, к дельфину, к чувствам, к любви. После проведенных дополнительных форматов ей было предложено создать композицию «Любовь». Это задание пробудило в ней такой мощный поток, что она заполнила фигурками все поле, как обычно делают дети или люди с активной жизненной позицией. На песочном поле человек создает объемное познавательное пространство с ощущением реальности за счет активного участия в предлагаемой системе; это позволяет моделировать события, процессы. Человек выставляет на поле предметы, кодируя объекты реальной жизни. Фигурки, выставленные на поле, и само поле являются информационными эквивалентами событий. Это пространство человек чувствует так, будто он имеет дело с естественной реальностью. Клиент моделирует актуальную для него ситуацию, которая связана с прямыми телесными ощущениями, но которую он не может осознать напрямую. Психолог исследует информацию, включая активность клиента. Полное или частичное погружение внутрь искусственно со- 12
Часть первая зданного мира дает клиенту возможность получить информацию (визуальную, аудиальную, кинестетическую) при помощи своих органов чувств. При работе на песочном поле происходит глубокое погружение в подсознательные структуры, при этом расширяется сознание человека, и он вооружается видением и знанием, которые позволяют ему созерцать информацию, исследовать ее и владеть ею. В зависимости от характера взаимодействия человека со средой можно наблюдать различное отношению к происходящему на песочном поле. Клиент пассивно как зритель получает информацию, но не управляет ею. Клиенты такого типа не решаются что-то изменить и нуждаются в тщательном переосмыслении того, что они узнали на сеансе. Клиенты другого типа могут исследовательски перемещать фигурки внутри поля, находя им новое положение, новое взаимодействие, создавая новый тип взаимоотношений, но сохранять при этом общий баланс выставленных на поле предметов. Клиенты третьего типа активно вносят коррективы, убирая, добавляя, меняя фигурки и ландшафт, в зависимости от целей конструируя новую систему. В любом случае контакт человека со своими скрытыми глубинными процессами происходит, и решение о том, как использовать полученную информацию, остается за клиентом.
ЧАСТЬ 2,
в которой расказывается о семантике
миниатюрных фигурок, о ландшафте,
как о рельефе внутреннего состояния,
о песочном поле, распределенном
на символические значимые части,
о кодировании и расшифровке символов
МИФЫ И СИМВОЛЫ ПЕСОЧНОГО ПОЛЯ
Песочное поле — уже готовый символ. Это метафора подсознания. Опираясь на предыдущий опыт распределения значений информации, песочное поле разделилось на участки, которые заключают в себе определенную семантику. Древний опыт гадальщиков, предсказателей, расклад карт Таро и современное представление о размещении информации, NLP-время, психологический опыт арт-терапев-тов — все это синтезировалось в работе и расшифровке песочного поля. Левая часть поля является представлением о прошлом, правая — будущее, прямо перед человеком — настоящее. Помещая фигурки в определенную часть поля, человек достает из информационных глубин свои воспоминания и свои программы на будущее. Таким образом, самая простая и доступная информация считывается из взаимоотношений прошлого, настоящего и будущего. Из расстановки фигур видно, на чем больше акцентируется человек, что его волнует, что может быть препятствием в достижении целей, которые он себе ставит, и почему не свершается то, чего он хочет. Все, что поставлено справа, является самоисполняющимся пророчеством. Но если в правую часть поставлены события из прошлого, то они автоматически становятся препятствием к достижению цели, потому что если какое-то событие или мысль не дает покоя, то об этом-то постоянно и заботится подсознание: простить — не простить, забыть — не забыть, менять — не менять. Все силы, вся энергия уходит на решение предыдущих проблем, а на свершения не остается ни сил, ни времени, ни энергетических запасов.
Напротив, если будущие представления размещены в левой части — они никогда не сбудутся, а останутся лишь мечтами и фантазиями. Потому что события, даже если их не было, в левой части воспринимаются подсознанием, как прошлое, и кодируются, как свершенные. Пустота и незаполненность средней части, которая является метафорой сегодняшнего дня, говорят о том, что человек ничего не делает для исполнения своих желаний и достижения целей. Мифы и символы песочного поля
15 По горизонтали песочная поверхность разделена условно на три составляющих части. Верхняя часть символизирует разум, мыслительную деятельность, воображение, мечты — все, что относится к размышлению и анализу. Средняя часть — эмоции, чувства, здесь самые чувствительные моменты отношения к себе, окружающим людям и чувственное восприятие мира. Чаще всего все «собаки зарыты» здесь, потому что именно на чувствах, а не на событиях человек утрачивает свою целостность. Нижняя часть поля показывает нам свершенные или не свершенные действия. По ним человек может увидеть свои промахи и возможности, успешные или безуспешные события своей жизни. Центральная часть — наиболее значимая, в ней ключ ко всей картине; центр сообщает нам о самом человеке, об эмоциональном отношении человека к себе самому. Фигурка, размещенная в середине, — это и есть автор созданной композиции. Пустота центральной части говорит о том, что актуальная задача человека — увидеть себя, свое присутствие в реальном мире. На поле еще есть углы — в них-то и запрятаны основные нерешенные проблемы и комплексы. Более того, спрятанные в углу фигурки указывают на то, что эти проблемы решаться не будут. Человек будет мучиться, биться лбом в стену, но он не увидит путей решения, пока что-нибудь не изменит, не передвинет в своем подсознании. Пока проблема запрятана в угол, ее не будет ни видно, ни слышно. «Сначала мы задвинем в угол проблему, а потом она задвинет нас». Вытащив проблему из угла, можно понять, как ее решить, или же она решится автоматически уже потому, что на нее обратили внимание и достали на обозрение. Увидев со стороны или с высоты птичьего полета свое подсознание, о котором ему рассказало песочное поле, человек почувствует, что пора принимать решение о дальнейших действиях. Может, он просто задумается, может, начнет действовать, может, ничего не будет менять. Проводник «только показывает воду, но не заставляет пить». Так говорит древняя мудрость, так поступает и психотерапевт. Песочное поле показало основной камень преткновения, человек увидел, где его пути перекрыты. Он может расчистить этот путь и двинуться дальше, может улучшить пространство вокруг себя, или улучшить отношения с семьей, коллегами и с собой. Для этого он просто меняет свою композицию так, чтобы успех сопутствовал ему, и прилагаемые усилия были направлены на исполнение жизненных задач, а не на переживания и страдания. Левый средний квадрат песочного поля покажет, на что опирается данный конкретный человек в своей 16
Часть вторая жизни. Пустые пространства покажут, что еще человек не использует, где его дополнительные ресурсы, Правая часть покажет, какие задачи скрыты в глубинах подсознания, к чему он стремится на самом деле и чего ждет от себя и от жизни. На песочном поле человек собирает себя в единое целое, достигая душевного единства. На приведенной ниже схеме показано, как распределяется значение пространства на песочном поле. Разум, мысли, рассуждения
| Эмоции, чувства
| Действия
| Прошлое
| Настоящее
| Будущее
| Значимое
| Актуальное
| Социальное
| Отношение
к значимой
женщине
| Отношение к себе
| Отношение
к значимому
мужчине
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |