Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Эль Г.Н., Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия


Скачать 11.68 Mb.
НазваниеДинамичная песочная терапия
АнкорЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
Дата21.10.2017
Размер11.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
ТипКнига
#29607
страница1 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10






ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК

ДИНАМИЧНАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ



РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2010

УДК 159.9 ББК 88.4 Э 53

Эль Г. Н.

Э 53 Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.— 208 с.

ISBN 5-9268-0536-8

Книга представляет собой пособие для практического психолога в организации кабинета психологической разгрузки и консультировании с использованием песочной терапии. В книге описаны стратегия психоте­рапевта, символические значения песочного поля и миниатюрных фигу­рок, способы ведения консультаций, а также оборудование кабинета.

Практика использования арт-терапии, в частности, песочной тера­пии, говорит о том, как творческое отношение к себе, к своей жизни способствует развитию человека, открывает то, что было закрыто, осво­бождает энергию, закованную комплексами, направляет человека на его собственный путь с использованием его собственных сил. Почувствовав пульс своего сердца, человек приобретает самый верный ориентир и ком­пас для своей жизни.

УДК 159 ББК 88.4

ISBN 5-9268-0536-8

© Г. Е. Эль, 2007

© Издательство «Речь», 2007

© П. В. Борозенец, оформление, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 5

ЧАСТЬ 1, в которой рассказывается о песке, как о метафоре жизненных

внутренних и внешних процессов 7

Человек, играющий в песок 8

Коммуникация с подсознанием 10

ЧАСТЬ 2, в которой расказывается о семантике миниатюрных фигурок,

о ландшафте, как о рельефе внутреннего состояния, окпесочном поле, распределенном на символические значимые части, о кодировании и

расшифровке символов 13

Мифы и символы песочного поля 14

Ландшафт 17

Песочное поле 20

Миниатюрные фигурки 24

Семантика миниатюрных фигур 27

Священные первостихии космоса: вода, земля, огонь, воздух 28

Предметы 29

ЧАСТЬ 3, В которой говорится, что внутренний мир человека дороже любой драгоценности, а также о представлениях о принципах работы

психотерапевта на песочном поле 39

Что изменилось — мы или мир? 40

Структура сеанса 44

Стратегия психотерапевта 49

Гадание на подсознании 51

Философия рук 53

Исцеление 55

Созерцание 56

ЧАСТЬ 4, в которой рассказывается о некоторых способах и приемах

выхода на песочное поле и работе с ним 59

Страусиные манеры 60

Что бы вы хотели закопать 61

Спрячьте под слоем песка то, что вам не нравится 63

Выберите фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создайте на песочном поле

композицию из них 65

Выберите здесь «себя » и найдите свое место 68

Место под солнцем 70

Создайте сюжет битвы 71

Путь в песках 74

ЧАСТЬ 5, где говорится, что кроме внешних планов есть еще вибрационное

восприятие песочного пространства 77

Эмоциональное восприятие поля 78

Энергетика песочной картины 80

Прожить жизнь на песочном поле 87

ЧАСТЬ 6, в которой можно прочесть о том, что композиция и цвет влияют

на внутреннее состояние и отражают это состояние на песочном поле 95

Композиция пространства 96

Ритм песочного сюжета 104

Равновесие 106

Золото на синем 111

ЧАСТЬ 7: немного о любви, немного о жизни и о песке с водой 117

Эмоциональный огонь 118

Изложение на прожитую тему 121

Мираж 126

Ритуалы 129

ЧАСТЬ 8, в которой говорится о прописных истинах, имеющих

непосредственное отношение к человеку 133

Состояние 134

Мирное сосуществованием конфликты 140

Песочные тексты 142

Жизнь как любовь 149

Творчество как необходимость 156

ЧАСТЬ 9 про завершение работы на песочном поле и немного лирики 161

Море 162

История моей души 165

Что мы выбираем 168

Завершение 174

Послесловие 176

ПРИЛОЖЕНИЕ. Иллюстрации некоторых композиций 177

Литература 202

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я, Галина Эль, автор книги «Человек, играющий в песок», прак­тикуя психологические техники, пришла к очень интересному за­ключению, которым хочу поделиться. Вот какой парадокс происхо­дит в работе психолога. Освоив психологические приемы и методы, психолог начинает применять их на практике. Для применения тех­ник психологу нужны пациенты, то есть люди нездоровые, нуждаю­щиеся в помощи. После нескольких лет работы я поняла, что я ищу таких людей, мне нужны клиенты, чтобы я им помогла, применив техники NLP. Когда я пришла к пониманию, что мне гораздо больше нужны люди беспомощные, я оставила практику психологии на це­лый год и погрузилась в глубокие размышления. Чтобы продолжать деятельность психолога, я даю запрос, что мне нужны пациенты, и я их получаю, — то есть я постоянно нуждаюсь в людях нездоровых. Мысль эта не давала мне покоя. Я своей деятельностью провоцирую то, чтобы люди были недостаточно хороши, а я помогу им сделаться цельными, здоровыми, уверенными. Я понимала, что участвую в ми­ровом процессе «создания» нужных мне людей.

Мысль материальна, и космос отвечает мыслям, чувствам и жела­ниям. И нездоровые люди будут появляться, чтобы потом быть исце­ленными. Я чувствовала, что здесь что-то не так. Мне не нужна была такая провокация. В результате раздумий я поняла, что хочу совсем другого. Люди рождаются цельными, готовыми радоваться жизни, проявлять активность чувств, мыслей и действий.

Пройдя путь общения с родителями и учителями современной школы, где их буквально заковывают, пригвождают к парте, к тради­циям, к семейной иерархии, дети, став взрослыми людьми, теряют данные им изначально силу и мудрость. Вернее, не теряют: ее пере­крывает система взаимоотношений, принятая в обществе и семье. Задача взрослого человека — найти самого себя.

Хорошо, если он себя не терял. Родители, которым удалось сохра­нить и свою целостность и целостность своего ребенка, достойны высшей награды. Задача психолога — снять перекрытия и освободить душевные силы человека. Не имея опыта общения с подсознанием.

6

Предисловие

человек не знает, где у него стоит барьер между ним и его стремлени­ями, что препятствует его пути, какой камень лежит на его душе, что нужно убрать, чтобы сделать путь развития свободным. Современ­ные техники направлены именно на то, чтобы человек узнал, как сформировано его подсознание, какие у него взаимоотношения с сознанием. На данном этапе я создала «Школу практической психо­логии», где знакомлю людей с практиками NLP и песочной терапи­ей. Эти практики позволяют заглянуть в глубины разума, и глубже — в чувства, и глубже — в предчувства и далее в подсознание, и далее, насколько готов человек погружаться.

ЧАСТЬ 1,

в которой рассказывается о песке как о метафоре жизненных внутренних и внешних процессов

ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК

Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.

Песочная игра позволяет окинуть взором собственное подсозна­ние и без болтовни социально воспитанного мозга, без лжи и при­творства увидеть свои плюсы и минусы. Плюсы можно усилить, а ми­нусы изменить. В этой чудесной возможности сокрыты сокровища мирового разума. Песочные волны податливы и изменчивы. Они про­пускают через руки то, что не слышит сознание.

Песок послушен. Он при мет ту форму, которую захотели вы. И под руками он будет перетекать, пока не станет абсолютно созвучным с вашим состоянием, вашим видением. Он ляжет картой Таро, но не случайной, а рукотворной. И вы можете лицезреть свое прошлое, свое настоящее и свое будущее. Затем вы примете решение, как выстро­ить себя, или ничего не меняя, сохранить те ресурсы, которые вам обозначило песочное поле.

Представьте, что вы на берегу моря. Тепло. Что вы построите из песка? То, чему однажды уже научились, — замки из капель мокрого песка. А из сухого? Сделаете дороги или зароете кого-нибудь в пе­сок, оставив одну только голову на поверхности. А может, посадите цветочки или сухие палочки, обозначающие деревья. Сделаете скульптуры, простирающиеся по горизонтали, или начертите круги и спирали, а можно что-нибудь еще. Сердце, пронзенное стрелой, или «я + мой дорогой человек». Никто не пишет: «я — (минус) мой нелюбимый». Стараются запечатлеть любимые события и состояния. Все правильно. Пройдитесь по раскаленному песку до берега моря и, коснувшись охлажденного песка, получите незабываемые впечатле­ния. Еще более незабываемые впечатления можно получить на сеан­се песочной терапии.

«Я собирала в корзинку фигурки, стоящие на полках, те, которые мне нравились, из которых я собиралась строить песочную страну. И вдруг заметила, что мне нравятся только черные фигурки. „Что ж это я? Выберу и цветные". Я взяла желтенькое „не пойми что". По­том я набрала много домиков, животных, деревьев, пароходик, посу­ду и только потом людей. Может, потому что я разочарована в них?

Человек, играющий в песок

9

А может, в себе. Но вот что меня удивило больше всего. Расставив дома, я увидела, что количество их совпадает с числом моих детей. А в руках у жителей этих домов инструменты и предметы, которые меня интересуют, например, гитара или книга. В один из домиков я не поселила никого, а только это желтенькое существо. Я спросила у психолога: „Что это за дом? Почему в нем никто не живет?" „Это храм, — ответила она, — в нем живет душа". „А что же это желтень­кое?" Я взяла маленькую мягкую фигурку. Это оказалась пчелка. А бо­лее всего меня поразило то, что, уже построив городок, я сказала, что жителям нужен храм, и поставила на высоком берегу озера огром­ный храм, а храм-то уже был. Он уже стоял среди домиков, принад­лежащим жителям, которыми оказались мои дети. Я его не заметила, я не видела его, но подсознание видело. Мне стало спокойно, будто я смотрела, как внутри меня течет мое время».

Играя в песочнице, человек, также играя, входит в свой мир таин­ственного подсознания. Нет гипноза, нет страха перед вопросами пси­холога, есть поле и множество фигурок, среди которых каждый най­дет подходящие. Поэтому вовлечение в игру с собой — момент очень важный — становится доступным любому. Каждый человек находит то, что ему нужно в данное время. Это похоже на ритуал инициации, который человек проводит сам по своему чуткому повелению.

КОММУНИКАЦИЯ С ПОДСОЗНАНИЕМ

Человеку важно понять, насколько он сам себя устраивает. Можно быть олимпийским чемпионом и оставаться недовольным собой, а мож­но всю жизнь печь пирожки и быть самым счастливым человеком на свете. Как говорят классики, лучше первосортный обед, чем третьесорт­ные стихи. Прислушавшись, что самому себе говоришь, присмотрев­шись к образам, которые проплывают перед глазами, всмотревшись в события, которые вспоминаются, почувствовав свое настроение, мож­но понять, насколько ты адекватен своим представлениям о жизни. Всту­пив через работу на песочном поле в общение со своим подсознанием, человек осознает причины своего состояния, видит свои выселенные на остров и задвинутые в углы желания. На поле проявляются пробле­мы детства. Пропустив песок сквозь пальцы, можно почувствовать, чем была травмиро7вана душа, где таится психотравма, воздействующая на формирование личности. Благодаря работе с песком и составлению ком­позиции снижается психоэмоциональное напряжение, открывается до­ступ к возможностям, где-то перекрытым. Столкнувшись лицом к лицу со своими проблемами, посмотрев на них со стороны и проработав на песочном поле или отработав посредством определенного формата, че­ловек получает доступ к утраченным ресурсам и формирует новое пози­тивное состояние.

Вместо порабощения страстями и душекрушения приходят пыт­ливость и простота.

В правом нижнем углу были посажены цветы вниз головой, а в левом верхнем насыпан холм. Цветы она высаживала, стоя с другой стороны песочного поля, а не там, где строила всю композицию, то есть, если перевернуть изображение, то растения, посаженные в зем­лю цветком, окажутся на холме. Мы предположили, что это могила, впоследствии так и оказалось. Дорога, выложенная камнями, произ­водила крайне тяжелое впечатление. Я спросила: что у нее болит? Она ответила: ничего. Но потом сказала, что вспомнила, что у нее болят суставы на ногах.

Коммуникация с подсознанием

11



Проживя большую часть жизни под влиянием психотравмы, она отключила желание чувственно познавать мир и не чувствовала ни­чего, кроме негативных эмоций, которые подтачивали ее душу. Ра­боту она назвала «Паломничество». И шла она совершенно деревян­ная к богу, к озеру, к дельфину, к чувствам, к любви. После проведенных дополнительных форматов ей было предложено создать композицию «Любовь». Это задание пробудило в ней такой мощный поток, что она заполнила фигурками все поле, как обычно делают дети или люди с активной жизненной позицией.

На песочном поле человек создает объемное познавательное про­странство с ощущением реальности за счет активного участия в пред­лагаемой системе; это позволяет моделировать события, процессы. Человек выставляет на поле предметы, кодируя объекты реальной жизни. Фигурки, выставленные на поле, и само поле являются ин­формационными эквивалентами событий. Это пространство человек чувствует так, будто он имеет дело с естественной реальностью. Кли­ент моделирует актуальную для него ситуацию, которая связана с прямыми телесными ощущениями, но которую он не может осознать напрямую. Психолог исследует информацию, включая активность клиента. Полное или частичное погружение внутрь искусственно со-

12

Часть первая

зданного мира дает клиенту возможность получить информацию (ви­зуальную, аудиальную, кинестетическую) при помощи своих органов чувств. При работе на песочном поле происходит глубокое погруже­ние в подсознательные структуры, при этом расширяется сознание человека, и он вооружается видением и знанием, которые позволяют ему созерцать информацию, исследовать ее и владеть ею. В зависи­мости от характера взаимодействия человека со средой можно наблю­дать различное отношению к происходящему на песочном поле. Кли­ент пассивно как зритель получает информацию, но не управляет ею. Клиенты такого типа не решаются что-то изменить и нуждаются в тщательном переосмыслении того, что они узнали на сеансе. Клиен­ты другого типа могут исследовательски перемещать фигурки внут­ри поля, находя им новое положение, новое взаимодействие, созда­вая новый тип взаимоотношений, но сохранять при этом общий баланс выставленных на поле предметов. Клиенты третьего типа ак­тивно вносят коррективы, убирая, добавляя, меняя фигурки и ланд­шафт, в зависимости от целей конструируя новую систему. В любом случае контакт человека со своими скрытыми глубинными процес­сами происходит, и решение о том, как использовать полученную информацию, остается за клиентом.

ЧАСТЬ 2,

в которой расказывается о семантике

миниатюрных фигурок, о ландшафте,

как о рельефе внутреннего состояния,

о песочном поле, распределенном

на символические значимые части,

о кодировании и расшифровке символов

МИФЫ И СИМВОЛЫ ПЕСОЧНОГО ПОЛЯ

Песочное поле — уже готовый символ. Это метафора подсозна­ния. Опираясь на предыдущий опыт распределения значений инфор­мации, песочное поле разделилось на участки, которые заключают в себе определенную семантику. Древний опыт гадальщиков, предска­зателей, расклад карт Таро и современное представление о размеще­нии информации, NLP-время, психологический опыт арт-терапев-тов — все это синтезировалось в работе и расшифровке песочного поля. Левая часть поля является представлением о прошлом, правая — будущее, прямо перед человеком — настоящее. Помещая фигурки в определенную часть поля, человек достает из информационных глу­бин свои воспоминания и свои программы на будущее. Таким обра­зом, самая простая и доступная информация считывается из взаимо­отношений прошлого, настоящего и будущего. Из расстановки фигур видно, на чем больше акцентируется человек, что его волнует, что может быть препятствием в достижении целей, которые он себе ста­вит, и почему не свершается то, чего он хочет. Все, что поставлено справа, является самоисполняющимся пророчеством. Но если в пра­вую часть поставлены события из прошлого, то они автоматически становятся препятствием к достижению цели, потому что если ка­кое-то событие или мысль не дает покоя, то об этом-то постоянно и заботится подсознание: простить — не простить, забыть — не забыть, менять — не менять. Все силы, вся энергия уходит на решение пре­дыдущих проблем, а на свершения не остается ни сил, ни времени, ни энергетических запасов.

Напротив, если будущие представления размещены в левой час­ти — они никогда не сбудутся, а останутся лишь мечтами и фантази­ями. Потому что события, даже если их не было, в левой части вос­принимаются подсознанием, как прошлое, и кодируются, как свершенные. Пустота и незаполненность средней части, которая яв­ляется метафорой сегодняшнего дня, говорят о том, что человек ни­чего не делает для исполнения своих желаний и достижения целей.

Мифы и символы песочного поля

15

По горизонтали песочная поверхность разделена условно на три составляющих части. Верхняя часть символизирует разум, мыслитель­ную деятельность, воображение, мечты — все, что относится к раз­мышлению и анализу. Средняя часть — эмоции, чувства, здесь самые чувствительные моменты отношения к себе, окружающим людям и чувственное восприятие мира. Чаще всего все «собаки зарыты» здесь, потому что именно на чувствах, а не на событиях человек утрачивает свою целостность. Нижняя часть поля показывает нам свершенные или не свершенные действия. По ним человек может увидеть свои промахи и возможности, успешные или безуспешные события своей жизни. Центральная часть — наиболее значимая, в ней ключ ко всей картине; центр сообщает нам о самом человеке, об эмоциональном отношении человека к себе самому. Фигурка, размещенная в середи­не, — это и есть автор созданной композиции. Пустота центральной части говорит о том, что актуальная задача человека — увидеть себя, свое присутствие в реальном мире. На поле еще есть углы — в них-то и запрятаны основные нерешенные проблемы и комплексы. Более того, спрятанные в углу фигурки указывают на то, что эти проблемы решаться не будут. Человек будет мучиться, биться лбом в стену, но он не увидит путей решения, пока что-нибудь не изменит, не пере­двинет в своем подсознании. Пока проблема запрятана в угол, ее не будет ни видно, ни слышно. «Сначала мы задвинем в угол проблему, а потом она задвинет нас».

Вытащив проблему из угла, можно понять, как ее решить, или же она решится автоматически уже потому, что на нее обратили внима­ние и достали на обозрение.

Увидев со стороны или с высоты птичьего полета свое подсозна­ние, о котором ему рассказало песочное поле, человек почувствует, что пора принимать решение о дальнейших действиях. Может, он просто задумается, может, начнет действовать, может, ничего не бу­дет менять. Проводник «только показывает воду, но не заставляет пить». Так говорит древняя мудрость, так поступает и психотерапевт. Песочное поле показало основной камень преткновения, человек увидел, где его пути перекрыты. Он может расчистить этот путь и дви­нуться дальше, может улучшить пространство вокруг себя, или улуч­шить отношения с семьей, коллегами и с собой. Для этого он просто меняет свою композицию так, чтобы успех сопутствовал ему, и при­лагаемые усилия были направлены на исполнение жизненных задач, а не на переживания и страдания. Левый средний квадрат песочного поля покажет, на что опирается данный конкретный человек в своей

16

Часть вторая

жизни. Пустые пространства покажут, что еще человек не использу­ет, где его дополнительные ресурсы, Правая часть покажет, какие за­дачи скрыты в глубинах подсознания, к чему он стремится на самом деле и чего ждет от себя и от жизни. На песочном поле человек соби­рает себя в единое целое, достигая душевного единства.

На приведенной ниже схеме показано, как распределяется значе­ние пространства на песочном поле.

Разум, мысли, рассуждения

Эмоции, чувства

Действия



Прошлое

Настоящее

Будущее



Значимое

Актуальное

Социальное



Отношение

к значимой

женщине

Отношение к себе

Отношение

к значимому

мужчине
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей