ЛАНДШАФТ
Ландшафт, построенный на песочном пространстве, отражает картину внутреннего состояния человеческой психики, проявляющегося на внешнем плане. Вершины отражают стремление достичь социальных и духовных вершин. Путь к философским понятиям или к карьерному росту. Вершины или множественные холмы могут показать трудные пути, ведущие к цели, преодоления или препятствия перед ними. Кроме того, высоты могут перекрыть видение какой-то части поля, но, взобравшись на вершину, человек может увидеть, понять и почувствовать гораздо больше, чем он бы мог познать, находясь внизу. Вершины могут обозначать приближение к богам или сверхжелание самому быть богом. Покорение вершин и стремление преодолеть препятствия особенно характерны для мужского подсознания. Если все идет хорошо, то они сами придумают себе препятствия, и сами будут их преодолевать. Преодолев, они почувствуют глубокое удовлетворение, хотя сделают меньшее количество дел с ббльшими затратами и усилиями. Построенные на песочном поле горы могут показать высокий уровень притязаний человека. Путь его достижений.
В вершинах и горах могут присутствовать пещеры. Эти углубления притягивают и пугают одновременно. На них обязательно надо обратить внимание, ибо в них спрятано самое сокровенное. Это может быть нечто спрятанное ото всех и разрешенное только для себя. У женщин пещера может быть связана с гинекологическим заболеванием или с сексуальным опытом, который хочется скрыть. Тот, кто скрыт в пещере, может наблюдать за другими или миром, при этом его никто не видит и никто не слышит. В пещеру могут загнать страх и незащищенность. Находясь в пещере, можно дрожать от каждого шороха, вздрагивать при мысли о том, что когда-нибудь придется выйти. Нежелание общаться, уйти от мира, погрузиться в свои мысли или чувства. Что сокрыто в пещере, можно узнать по фигурке, затаившейся внутри, и по связи с контекстом песочного поля. Такие глубокие переживания могут стать разгадкой всех неудач. Все углубления оставляет такая история, которая, зарываясь в
2-1581 18
Часть вторая песок, вовнутрь, оставляет шрам. Запрятанные проблемы прорываются наружу и могут проявиться болезнью, болью или нервным поступком. Если на песочном поле появились ямы, то это может обозначать ловушки, по также ямы, как и пещеры, могут быть местом глубокого уединения; это желание спрятаться в уютном месте, похожим на утробу. Находиться внутри матери — это самое лучшее, что переживает большая часть человечества. Поэтому человеку, которого тянет укрыться от мира, кажется опасным выходить в мир, проявлять свои поступки и действия. Опасность заключена в нем самом, в его неготовности двигаться по жизни и расти. Опасность также состоит в том, что если человек не хочет двигаться и расти, жизнь сделает это любым способом, возможно, через трагедию. Так или иначе человек взрослеет и хочет соответствовать своему взрослению, и осознание того, что происходит на данном этапе развития, становится ведущей целью человека. Нахождение внутри ямы, пещеры или любого укрытия означает, что человек не видит путей своего проявления, продвижения. Скрыты и душевные порывы и земной путь. Такой человек замыкается на себе, закрывает чувства, становится депрессивным и апатичным. А так как чувства отключены, то нечем почувствовать, что, собственно, с ним происходит, как изменить сложившуюся ситуацию. Ландшафт может оставаться ровным. Ни подъемов, ни спадов. Это может быть похоже на депрессивное состояние или нежелание общаться. Возможно, человек только что вышел из какой-то ситуации или завершил предыдущий этап, а с новым еще не определился. Ровное состояние — оно и есть ровное. Как в душе, так и на поверхности. Это и вспаханное ровное поле, на котором еще ничего не проросло, может, даже и не посеяно. Равнины представляют собой гармоничные поверхности, и общая ровная поверхность может быть создана человеком, достигшим высокого духовного уровня личностного роста. Реки, моря и океаны говорят нам о человеке эмоциональном, исполненном любви. Без воды нет жизни, это одна из ее составляющих. И если вода символизирует любовь, значит, нет жизни без любви. Водные пространства на песочном поле могут означать потребность в проявлении любви. Кроме того, в действии создания озер, рек и морей заключено желание увидеть то, что спрятано глубоко в подсознании, так как голубое дно под слоем песка — это и есть метафора скрытого от взора подсознания. Ландшафт
19 Создавая ландшафт, человек прокладывает дороги. Если композиция объединена единым пространством поля, то человек, создавший такую композицию, имеет доступ во все части своего внутреннего пространства. Дороги, тропинки, мосты, дополнительные следы появляются тогда, когда что-то отделено, и нужно это соединить. Сначала человек потратил силы для того, чтобы отделить событие или проблему, потом приложил усилия, чтобы проложить туда путь или построить мост, затем он тратит энергию на посещение отделенного пространства.
Таким отделенным пространством может быть и остров. На остров вообще не проложен путь. Хорошо, если есть лодка. Лодка в водном пространстве перед островом может означать, что остров — это место уединения, место личного пространства. Отсутствие средств соединения может означать, что на остров выселена проблема, которую человеку не хочется решать. В любом случае остров — это нечто отделенное, изолированное, не стыкующееся с общей картиной.
Лесные массивы на песочном поле принято считать социумом. Чем больше заросли, тем напряженнее отношения с социумом, с окружающими людьми, с семьей. Деревья с плодами говорят о стремлении человека получить результат своей деятельности и признание в обществе. Колючий социум показывает страх человека проявить себя в обществе; отсутствие деревьев в ландшафте показывает, что человек погружен в личные проблемы.
Обращая внимание на ландшафт или на его отсутствие (есть люди, которые не прикасаются к песку), можно понять, что творится в душе, потому что ландшафт является отражением событийного и сенсорного опыта. Ландшафт покажет, какой путь выстроил себе человек, как он будет его проходить.
Орнамент на песке может показать то, что человек очень сильно защищается: для того чтобы начать общаться с таким человеком, нужно приложить усилия, чтобы войти с ним в контакт; такому человеку, прежде чем создать что-то новое, нужно что-то сломать, преодолеть свою законченность. Такие люди ощущают трагичность своего существования и волнение перед общением. Им проще общаться с богами, чем с людьми.
ПЕСОЧНОЕ ПОЛЕ
Переведи меня через майдан...
Виталий Коротич, пер. Юнны Мориц
Песочное поле — размеров небольших, но спорных. Главное, чтобы это поле можно было увидеть единым взором, и чтобы за краями поля был запас пространства. Так говорят психологи, использующие песочное поле.
Мое предложение состоит в том, что песочное поле должно быть организовано по принципу «золотого» сечения. Тогда главным станет сохранение «золотой» пропорции. Правило «золотого» сечения гласит следующее. Если отрезок АВ мы разделим точкой С, то весь отрезок будет относится к большему отрезку, как больший отрезок к меньшему, и соответствовать числу 1,618. АВ:СВ = СВ:АС (1,618). Или, наоборот, отношение меньшего отрезка к большему будет относиться, как больший отрезок ко всему отрезку, и составлять 0,618. Это будет золотой пропорцией. АС:СВ = СВ:АВ (0,618).
Чем же привлекателен размер «золотого» сечения? Тем, что, являясь условным числом развития Вселенной, он будет воздействовать на человека, и, общаясь с таким полем, человек будет гармонизироваться со своей естественной природной целостностью, потому что и сам человек устроен по принципу «золотого» сечения — его физическое соотношение частей тела, его сердцебиение, дыхание, шагание. По тому же принципу устроены растения, животные, заданы расстояния между планетами — так почему же не использовать то, что предлагает сама Вселенная? Статьи о «золотой» пропорции можно прочесть в интернете или в библиотеке. Можно познакомиться и с «кроликами Фибоначчи»1. Значение чисел можно взять из этого ряда Фибоначчи, в котором сумма двух предыдущих чисел равна последующему числу, или рассчитать самому по известной пропорции, в которой отношения длин сторон ящика равны 0,618 или 1,618. Что мы
1 Наблюдая за размножением кроликов, Фибоначчи выстроил ряд чисел, определяющих пропорции «золотого сечения», который получил название ряд Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377. Песочное поле
21 и сделали. Размер 55 х 89 очень подходит для работы, как индивидуальной, так и семейной или групповой. Также для групповой терапии подходит поле размером 89 х 144, что соотносится с рядом Фи-боначчии и является «золотой» пропорцией. Поскольку, как уже говорилось выше, поле должно охватываться единым взглядом, то очень хорошо подходит размер 70x43,3. Для сведения сообщаем, что классические размеры в опубликованных ранее источниках — 50 х 77, высота борта — 10 см, либо 50 х 70, высота борта — 8 см; есть еще размер 60 х 75 х 10. Если взять одну сторону ящика 77 см, то другая будет 47,6 (77 х 0,618 = 47,586). Если сторона ящика равна 50 см, то другая будет 80,9 (50 х 1,618 = 80,9). Песочное поле, сделанное по пропорции «золотого» сечения, будет воздействовать на человека гармоничным образом и способствовать его целостности. Статьи и книги о «золотом» сечении или «божественной» пропорции впечатляют математической точностью и вселенским размахом. Так, говоря о принципах формообразования в природе, ученые заметили, рассчитали и описали, что все живое, образовывается, растет, стремится занять какую-то форму в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах — рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали. В формообразовании принцип «золотого» сечения проявляется в пропорциях тела и в действиях, совершаемых насекомыми, млекопитающими, птицами, моллюсками и т. д. Проявление этого закона мы можем наблюдать в паутине, сплетенной пауком, в расположении семян в подсолнечнике, в шишках сосны, в ананасе, в строении кактуса. Спирально закручивается ураган, и стадо оленей разбегается по спирали; при этом проявляется динамический закон золотого сечения. И в ящерице улавливаются приятные для взгляда пропорции: от кончика хвоста до носа соблюдается «золотая» пропорция во взаимоотношениях различных частей ее туловища. Соотношение вертикального и горизонтального размера яйца птицы и ее крыла и ее туловища также соответствует «божественной» пропорции. По «золотому» сечению развиваются листья на растениях и по тому же принципу располагаются на ветках. Закономерности «золотой» динамической симметрии наблюдаются в энергетических переходах элементарных частиц, в строении некоторых химических соединений, в расстоянии между планетами Солнечной системы, в генных структурах живых организмов. Секреты золотого деления были известны только посвященным и хранились в строгой тайне. Об этой тайне было известно жрецам древних Цивилизаций, таких как Египет и Вавилон. Лука Пачоли, опублико-
22
Часть вторая вавший трактат по принципам «золотого» сечения, написал, что «божественная» пропорция, или «золотое» сечение, является олицетворением бога-отца, бога-сына, бога-духа, их триединством. Рост человека делится в «золотых» отношениях по линии талии, а также кончиками пальцев опущенной руки по бедру, нижняя часть лица — ртом, верхняя — глазами и т. д. Соотношения частей человеческого тела, отношения между систолой и диастолой, между вдохом и выдохом, нижним и верхним давлением и в других процессах являются «золотыми». При нарушении «золотых» отношений в организме человек начинает заболевать, деформироваться (когда женщины борются с полнотой, они фактически хотят вернуть себя в «золотые» отношения). Так что это космический принцип следует заложить в размеры песочного поля и использовать для гармонизирования человека с самим собой и с окружающей средой. Песок, привезенный с берегов моря, или озера, или реки, просеивается, промывается и прожаривается, тогда он становится чистым, привлекательным и свободным от всяческих примесей. Ящик, в который будет насыпан песок, делается из дерева, потому что дерево — не только природный материал, воздействующий положительно; он также символизирует pra materia, из которой создано все на Земле. Дерево, а не пластмасса, используется потому, что мистико-терапев-тический эффект работы с подсознанием усиливается от архидревнего поклонения дереву, от его природной принадлежности и от естественной экологии кинестетических ощущений и осязания, от энергетики натурального материала, которым обладает дерево. Внутренняя поверхность ящика — голубого цвета. Под песком внутри ящика можно раскопать символическую воду, реку, озеро или ручей, то есть докопаться до дна. Одновременно голубой или синий цвет ассоциируется с глубиной подсознания. Голубые борта ящика выше песка — это небо. Вот в таком пустом пространстве с бесконечным небом, глубинным подсознанием и подвижным песком, человек создаст свое понимание самого себя, свою страну, свою сказку, свою историю, свою жизнь. Лучше сделать два ящика: один для сухого песка, другой для мокрого. У человека должен быть выбор: какой песок ему больше подходит. Количество пескав ящике человек может увеличивать и уменьшать. Прослойка песка является границей между сознанием и подсознанием. Почему-то одним людям хочется расчистить как можно больше голубого дна, а другим — посильнее все засыпать. Итак, песочное поле — инструментарий для общения с подсознанием, — подготовлено. Теперь необходимо создать коллекцию миниатюрных фигурок. Песочное поле
23 МИНИАТЮРНЫЕ ФИГУРКИ Гулливер — личность известная. (Из курса литературоведения)Современному человеку, особенно вовлеченному в бизнес, трудно остановиться, оглянуться вокруг себя, а уж тем более — заглянуть в свои глубины. А может, и заглядывать не надо — и так хорошо. А коли хорошо, так и живи себе хорошо. Но если замечаешь, что тебе неспокойно и неуютно, — поиграй в песок. Не просто на берегу моря со своими детьми, а профессионально. Не стереотипно, строя домики из мокрых капель, а повернувшись лицом к подсознанию. В песочном ящике с голубым дном и небесными боками ты увидишь свой неповторимый облик. Ты узнаешь себя и свое состояние. Поймешь, что тебе оставить, а что изменить и с чем расстаться. Ведь меняемся мы не по дням, а по часам. И частенько забываем, что меняют не только одежду по размеру, но и свои привычки, реакции, ведь взрослому человеку не к лицу детские обиды, а поди разберись, какие детские, а какие взрослые. Психотерапевтическая культура прорастает теперь и в России. Уважающие себя фирмы уже обзавелись психологами и провели психологические тренинги, становятся популярными кабинеты психологической разгрузки, пришла пора семейных психологов и психотерапевтов. Песочная семейная терапия проложит путь к сердцам семейных людей. Песочная терапия является арт-терапией, только очень большой ее плюс в том, что не надо учиться рисовать или сочинять. Готовые фигурки, из которых нужно выбрать самые подходящие, делают тебя непревзойденным мастером по созданию собственного произведения. Ты выглядишь, как Гулливер, а страна твоя мала, как Земля с точки зрения космоса. В этом-то вся и прелесть песочного действа и песочного воздействия, ибо ты всегда будешь чуть больше своего мира привычек, желаний, мечтаний и действий. Фигурок нужно много. Десятки и сотни. По темам и на каждую тему различные варианты. Например, человек. Человек в различ- Миниатюрные фигурки
25 ных эмоциональных состояниях, разных профессий, разных исторических периодов, разных возрастов, разных поз, различных социальных слоев. Животные, активные и пассивные, агрессивные и покладистые, дикие и домашние, существующие и не существующие, реальные и мультяшные, активные и инфантильные. В животных более всего и сосредоточены различные символические, культурологические значения и мифологическая память. Воздействие Китая на европейскую культуру также надо учитывать. В песочной терапии используются и знаки Зодиака, и нэцке, и фэн-шуй. И тут вы уже понимаете, что песочный психолог должен быть семи пядей во лбу. Вот примерный список миниатюрных фигурок, которые понадобятся в песочной терапии: Люди.
Животные.
Звери.
Дома.
Транспорт — морской, воздушный, земной.
Оружие.
Фантастические фигуры.
Сказочные персонажи.
Предметы быта: мебель, посуда и т. п.
Символические: боги, нэцке, обереги и т. п.
Насекомые.
Религиозные символы всех времен.
Вымершие животные.
Геометрические предметы: шары, пирамиды и т. п.
Космические аппараты.
Инопланетяне.
Герои мультфильмов.
Деревья всех широт.
Раковины, камни, сучки, мох, перья, то есть природные материалы.
Миниатюрные живые растения: кактусы, фиалки и др.
Искусственные цветы.
Исторические здания и костюмы.
Символические конструкции: Эйфелева башня, Кремль, Биг-Бэн и др.
Птицы.
26
Часть Вторая 25. Рыбы и водные жители.
|
| 26. Экзотические фигурки:
| индейцы, рыцари, гадалки и др.
| 27. Фрукты, овощи.
|
| 28. Национальные костюмы.
| 29. Стены, заборы.
|
| 30. Кубики.
|
| 31. Бижутерия.
|
| 32. Воины.
|
| 33. Военная техника.
|
| 34. Фигурки детей всех возрастов.
| 35.Деньги.
|
| 36. Волшебные предметы и
| персонажи.
| 37. Книги.
|
| 38. Атрибуты спорта, науки
| , искусства.
| Не много ли? Может, еще и маловато. Новые свершения, новые символы, попробуйте найти музыкальные инструменты, разве что сами сделаете. Или компьютер. Символ нашего времени во многих коллекциях отсутствует. Создавая коллекцию, помните, что размер фигурок должен быть не более 10—12 см. Их количество и качество даст широкий выбор человеку, строящему свой неосознанный мир. Кроме того, шоу песочного мира сыграет свою роль в становлении человека. Сколько бы фигурок у вас ни было, клиент все равно будет сетовать на то, что фигурки не совсем такие, как ему хотелось бы. Что они недостаточно хороши, что они не того цвета и не совпадают по масштабу. Так что же?! Все это весьма условно, и это всего лишь символы. СЕМАНТИКА МИНИАТЮРНЫХ ФИГУР
Фигурки в миниатюре, копирующие окружающий мир, несут в себе концентрированное метафорическое значение. Это зашифрованный способ выражения идеи. Такое значение идеограмм прошло исторический путь, прежде чем оформиться в миф или историю. Источником по большей части является античная культура, и символическое мироощущение, сложившееся в средние века.
Православный и языческий мир также пронесли сквозь века культовые, обрядовые ритуалы, воздействующие на человека и по сегодняшний день. Обряды и поверья экзотических религий волнуют современный мир, как природное давно отвергнутое толкование мироустройства. Эротический символизм предложил нам Зигмунд Фрейд. На современном этапе приняты во внимание результаты различных современных психологических исследований, большая часть которых ориентирована на здорового человека, на развитие личности, на космос и духовные практики. Объединив эти знания, мы можем получать дополнительную информацию.
Однако, несмотря на исторически зафиксированные значения фигурок, более всего мы должны ориентироваться на ту расшифровку, которую нам предложит клиент. То, что для него в его мире является главным, то и будет для него самым значимым. А так как мир для нас един, то всеобщее мировое значение также будет дополнительной ценной информацией в работе с клиентом. Выбор информации будет зависеть от той задачи, которую поставил клиент. Песочное поле чаще всего переполнено смыслами. Задача терапевта — ориентироваться не на свои эмоции и знания, а на то, что в данный момент важнее всего для человека, пришедшего решить свои задачи. Большая часть семантики миниатюрных фигурок — амбивалентна. Эти значения могут быть зловещими и благодетельными, позитивными и негативными, оптимистическими и пессимистическими. Именно поэтому все рассматривается в контексте общей композиции, а что именно значит каждая фигурка — рассказывает сам автор песочного произведения. 28
Часть вторая СВЯЩЕННЫЕ ПЕРВОСТИХИИ КОСМОСА: ВОДА, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ
Создавая композицию на песочном поле, человек волей-неволей становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Человек и сам — воплощение этих стихий, и таким образом является самодостаточной планетой, или микрокосмосом, или космической системой в системе мировоплощения. Организуя себя, человек приводит мировой хаос в состояние ритма. Стихийные проявления эмоций чередуются с осознанным покоем. В песочном поле закодированы все четыре стихии: это песок — земля, небо — воздух, голубое дно под слоем песка — вода, огонь — душа, которая соприкоснется с тремя другими стихиями.
Земля — познавший дух земли имеет твердую опору под ногами, материальное покровительство и благополучие. Глубинная сущность земли — рождение и хранение того, что на ней родилось. Танец Земли, ее вращение в космосе, наполняет исцеляющей силой и силой духа.
Огонь — в духе огня страсть и порыв к новому, всепоглощающая энергия освобождения, мужество, сила и здоровье, творческое вдохновение и радость общения. Танец огня изменчив и непредсказуем. В духе огня — мощь и неистовое движение, воплощение перемен и сила жизни.
Вода — дух воды текуч и изменчив. Владеющий духом воды обладает интуицией, пророческой речью, гибкостью ума и подвижностью мысли. Танец воды пластичен и чувственен. Танцующий входит в состояние медитации и дает очищение всем, кто созерцает танец воды. Зеркальная поверхность воды отражает мысли и чувства и передает их божественным силам. Покровительство воды способствует любви, удовольствию и семейному великодушию.
Воздух —дыханиежизни, еелогика и разум. Вдох — вдохновение, выдох — выход мудрости, деятельности, творчества и музыки. Беспрепятственное передвижение, инициатива, перемены и работоспособность дает этот дух. Танец воздуха легок и стремителен. Трепетная дрожь и сильный порыв вовлекает в движение все вокруг.
На песочное поле человек часто ставит символы стихий. Обратив внимание на то, какие символы присутствуют в поле, можно понять, что движет человеком, какая стихия ему покровительствует, какую стратегию он применяет в своей жизни.
Семантика миниатюрных фигур29
Например, при влиянии водной стихии очищение может происходит через купание, мытье посуды, стирки, посещение бани, подводное плавание и т. п.
При покровительстве стихии огня можно жечь костер, или поставить в храме свечу, зажечь лампаду, то есть сжечь накопленный негатив.
Земля возьмет в себя все накопленные негативные эмоции, переварит их и взрастит новый урожай. Люди, находящиеся под влиянием стихии земли, заводят дачные участки, выращивают цветы, плоды и ягоды, консервируют овощи и фрукты, любят поесть и хорошо приготовить пищу.
Под воздействием стихии воздуха люди любят свежий ветер. Постоять под сильным ветром или использовать его силу (планеры, яхты, дельтапланы, воздушный змей и т. п.) — этими действиями можно снять напряжение. Можно также, закрыв глаза, слушать шорох ветра в листве, камыше или шум волн.
ПРЕДМЕТЫ
Акула — эмоциональная агрессия.
Ангел — желание защиты Высшей власти.
Бабочка — эстетическое восприятие мира, недолговечность, напряжение перед утратой красоты, краткость земного существования, эротизм. Знак богини неба. Баба — языческая небесная богиня. Бабочка, буквально, — производное от слова «баба».
Башни, трубы, конусы, пирамиды, бутылки, груши — устремленные верх фаллосы (могут означать сексуальное самоутверждение, сексуальные проблемы, или могут быть выставлены просто по количеству сексуальных связей), акцент на секс.
Боги — потеря собственных ориентиров, надежды, переложение ответственности за свою жизнь на волю богов.
Божья коровка — так же, как бабочка, знак богини неба (корова — первая богиня неба), из небесной свиты, сопровождающей богиню неба.
Бородатый персонаж — скрытность или непонимание ситуации.
Венец, корона, нимб — ожидание похвалы от окружения, общества. Возможно, головные боли. 30
Часть вторая Вода — все, что принадлежит морю, воде, обозначает любовь.
Военная техника — что-то нужно захватить, завоевать; желание защиты, разрушение живого природного начала, механическое отношение к жизни, деформация личности.
Воин — желание служить во всем исправно.
Волк — раздражение, угождение плоти.
Волк, заяц, медведь, лисица, кабан, сова, лось — тотемные животные.
Волшебники, феи — вера в то, что кто-то за тебя все решит волшебным образом; разочарование в себе.
Ворон — мудрость или ожидание сверхъестественной помощи.
Ворота — оплодотворение. Желание куда-то проникнуть.
Всадник — сексуальная потребность. Сексуальная незащищенность. Страх перед сексом. Желание обуздать собственные чувства.
Гном — символ земли, хранитель ценностей.
Голубь — образ бога, мира. Может оказаться закамуфлированной агрессией, инфантильностью, маской.
Гора — начало создания мира, приближение к богам, небу, символ богослужения и жертвоприношения, соединение бога земли и неба. Потребность самореализации. Стремление к достижениям. Высокие требования к себе.
Гусеница — перерождение.
Дверь — что-то скрыть, закрыться или куда-то проникнуть, открыться. Дозирование эмоций. Нерешительность.
Дворцы — амбициозность.
Дельфин — здоровое сексуальное влечение, любовь, дружба.
Деньги, монеты — искушение, недостигнутые цели, сниженная самооценка, акцент на материальные ценности, стереотипы, социальный статус.
Дерево — праматерия, из которой создано все. Древо мира. Соединяет три мира: крона уходит в верхний мир, корни — в нижний, ствол — стержень мироздания. Этапы человеческой жизни: из дерева изготовлены люлька, стол, кровать, гроб. Родословное дерево. Упорядочение хаоса. В современной интерпретации — социум. Взаимоотношения с людьми, работой, школой и т. п. Занимаемое место в обществе или желание его занять. Адаптация в социальной среде.
Динозавры — древние утраченные знания.
Дом — сакральное пространство.
Домашние животные — доверчивость, беззащитность, желание заботы и защиты.
Семантика миниатюрных фигур31
Дорога — путь, возможно, желаемый.
Драгоценности — стремление быть значимым в социуме. Самоутверждение. Космические символы планет, звезд и солнца. Стремление украсить свою жизнь.
Дракон — творец мира. Податель дождя (также оплодотворение). Мудрость. Хранитель подземных сокровищ. Обладание целительной силой.
Еда — источник жизни, сытости, благоденствия. Желание значимости.
Елка — желание, чтобы жизнь изменилась сама по себе, обман, фальшь.
Животное — жертвоприношение, жертвенность. Маска. Желание скрыть истинные чувства. Неуправляемые эмоции. Чувство вины. Сдерживаемые инстинкты.
Жираф — амбиции, желание быть заметным и значимым, экзотичность, экстравагантность.
Забор, границы — преграды, барьеры, желание что-то скрыть, ограничение общения, стремление к самостоятельности, стыдливость, страх угрозы или чужого вмешательства, ожидание наказания.
Замок — стереотипы, регламентирующее ограничение, сверхконтроль, уход в себя.
Звезды, Солнце, планеты — связь с космосом, желание избавиться от суеты и земных проблем, покровительство.
Зебра — истеричность, буквально полосатая жизнь, неумение делать выбор, желание положиться на судьбу.
Земля — женщина. (По другим источникам — мужчина.)
Зеркало — изначально было изобретено как волшебный прибор, принимающий изображение бога и передающий образ человека богу.
Зеркало, дверь, пещера, ворота — выходы в иные пространства.
Зерна, злаки, орешки — мифическое значение зерен относится к древним обрядовым представлениям о бесконечности перерождений. Чтобы зерно возродилось, его надо похоронить. То же относится и к человеческим похоронам. Смерть есть возрождение. То же самое можно сказать о духовном или возрастном перерождении.
Змея — мудрость. Страх. Препятствия. Змий — охрана, хранитель мирового древа. Воплощение оплодотворяющих сил. Мистический страх. Неистощимая жизненность. Бессмертие. Исцеление. Повышенные эротические наклонности.
Кабан — сила, напор, влиятельность или стремление к этому.
Камни — обратить особое внимание, так как они могут обозначить болезнь, препятствие, душевную боль (камень на сердце). Вдрев- 32
Часть вторая них мифах о происхождении человека говорится о том, что птица превратилась в женщину, а камень — в мужчину. Камни — кости земли, в норвежских мифах камень — обиталище души умершего. Драгоценные кристаллы, камни и металлы символизируют связь с богами земли, дающими силу и твердую опору. Камень — мольба о деторождении. Наказание (побивание камнями), прикосновение к потустороннему (могильные камни), священному (ритуальные камни). Камень связан и с богом земли и с богом неба (метеорит, молния). Камень может быть амулетом.
Кит — сексуальность.
Клетка — зажатость, страх самостоятельности, зависимость от чужой воли.
Клоун — кривлянье смерти. Нарывистость. Заигрывание с опасностью. Пофигизм.
Козел, коза — принесение себя в жертву обстоятельствам, семье, любимому человеку и т. п. Эротизм.
Колокольчик — внутренний мир. Желание быть услышанным.
Конь — символ сексуальности. Быстрота мысли. Желание свободы.
Кораблекрушение — душекрушение, катастрофа.
Корабль — храм. Когда мысль носится и туда и сюда — собирай ее воедино.
Корова — древняя богиня неба; Млечный Путь — пролитое молоко небесной коровы. Благополучие, благо для человека.
Костер —душевное, эмоциональное тепло или нехватка его. Энергетический расход вхолостую.
Кот, кошка — самостоятельность, семейное тепло. Кот часто принадлежит волшебнику, олицетворяет связь с потусторонними мирами.
Крест — солярный знак. Несение креста, отрешение от собственного Я.
Кровать, колыбель — усталость, неудовлетворенность.
Круг — небо (купола в храмах, культовые сооружения и т. п.), женский знак. Замкнутость. Ограничения. Ограждения себя от внешних воздействий. Желание общаться. Инфантильность. Стремление к справедливости любой ценой. Круг — гармония, совершенство или стремление к нему
Кувшин — сосуд знаний. Женское начало, творчество. Стремление к проявлению женственности.
Куры гриль — утраченная свобода, ограничения.
Ггмантика миниатюрных фигур33
Лампа, свеча, солнце, крест — желание быть увиденным, недостаточно высокая оценка окружающими.
Лебеди — верность, стремление к гармонии в семье, красота взаимоотношений.
Лестница — путь в никуда, средство к падению, бегство.
Лисица — притворство, неискренность, кокетство.
Лодка, ладья — может означать, кроме реального путешествия, память об иных мирах, вояж в подсознание.
Лягушка — амбивалентность, умение жить в разных стихиях, то же, что и птицы, просьба или моление богам. Мудрое существо, обладающее даром пророчества. Хранительница жилища. Плодородие, плотская любовь, сексуальность.
Медали, ордена, значки, награды — внешняя референция, заниженная самооценка, стремление к признанию в обществе или в семье.
Медведь — древняя ипостась бога земли; лучше не привлекать его внимание, чтобы избежать беды. Сила.
Мельница, карусель, качели, юла — всегда одинаково движутся. Суетность, видимость движения и развития, заданная программа.
Меч — война, распри, вражда.
Море — любовь.
Мост — соединение разъединенного.
Мудрец — то, чего не хватает, или то, чем обладаешь.
Музыкальные инструменты — прикованность к чему-то определенному, ограничение, отсутствие гибкости.
Мультяшные герои — инфантильность. Остановка в развитии. Непонимание ситуации.
Мышь, крыса — неизбежность.
Насекомые — страхи. Низкая самооценка. Полагание на божественную защиту. Инстинкты.
Небо — мужской знак (по другим источникам — женский знак).
Непричесанные волосы — неуправляемая энергетика.
Ноги — порицание, недовольство собой или другими.
Нэцке — различные значения символов нэцке прилагаются к каждой фигурке при ее покупке.
Обезьяна, осел, попугай, маска, арлекин — утраченная целостность, кривлянье, угодничество, эмоциональное притворство.
Обувь — желание растоптать. Часто спотыкаются и получают раны и боль. Недовольство собой. Желание подчинить партнера.
Овца — кротость.
3-1581 34
Часть вторая Озеро — выход в подсознание, желание любви.
Олень, конь, бык, лось, дельфин — хтонические животные, связанные с подземным миром. Каждый день такое животное выносит на своих рогах или спине Солнце из преисподней.
Орлы, грифы — представители небесных богов. Гордыня. Символ воздушных стихий. Обращение к богам, мольба.
Орнамент — приобщение к космосу, древним ритуалам, обрядам, желание украсить все вокруг. Стремление к духовному. Может означать замкнутость, закрытость (законченность, закрашенность) для других людей и чувств. В древности орнаменту придавали не украшательское значение, а сакрально-практическое: защита от злых духов, покровительство богов, пожелание удачи и благополучия, увеличение силы, благосклонность божественных воплощений.
Оружие: пистолеты, пушки, танки — фаллические символы.
Осел — потерянные почести.
Остров — изолированность, уединение.
Очки — ослепление, неведение, нежелание видеть проблему или человека.
Пауки, тараканы, жуки, черви — страхи, фобии, застревание вдетстве.
Паутина — путаница, силки собственного страха, боязнь продвижения, внутренний тормоз.
Пеликан — самопожертвование.
Перья — желание легкости, соответственно, ее отсутствие. Церемониальный атрибут, символизируют прописные истины, полеты к иным мирам, желание царствовать. Символ воздуха.
Песок — вечность.
Петух — труженик; жизнь по режиму, расписанию.
Пещера — место, откуда появляется все человечество и куда оно возвращается. Сексуальность, тайна, страх и любопытство, вход в преисподнюю. Фактически, утроба. Может обозначать гинекологические заболевания. Вынашивание негативных мыслей. Подверженность чужому воздействию. Страх быть увиденным. Чувство вины.
Пирамида, конус — символ горы, огня, фалла, плодородия.
Пища — чревоугодие — обман для глаз, оно подстрекает нас проглотить все сразу.
Пиявка — ложь.
Плоды — социальная реализация, достижения, собираемое в юности питает и утешает изнемогших к старости.
Попугай — многоговорящий, болтун, человек, провозглашающий стереотипы, принятые в обществе.
Сенихнтика миниатюрных фигур3 5
Птицы — свобода, связь с небом, богами, полет, стремление, легкость, способность жить в разных стихиях. Посредники между Небом и Землей, через них можно обращаться к богам с просьбами.
Пчела — одно из воплощений богини неба. Трудолюбие. Подверженность правилам.
Рак — движение задом наперед.
Раковина — букв, вагина. Символ сексуальности, женственности, зарождение физического и духовного.
Расческа — желание привести все в порядок. Ограничения.
Река — путь, память, подсознание, жизнь, сила, очищение, (спираль, змея). Обрядовое действо очищения сохраняется тысячелетиями: крещение (обеспечение покровительства божества), омовение покойника (предстать перед богом чистым, без ipexa) и новорожденного (приобрести благосклонность богов). Омовение есть акт приобщения к божеству. Соприкосновение с водой является духовным священнодейством.
Ромб, квадрат — символ земли, поля, мужской знак (по другим источникам земля — женский знак).
Руки — поощрение, созидание, поддержка, похвала.
Русалка — символ воды. Безответная любовь. Страх перед сексуальными притязаниями.
Рыба —любовь. Образец молчания. Боязнь проболтаться. Исполнение желаний. Свободные инстинкты.
Саламандра — символ огня.
Свадебная пара — одиночество. Желание быть вместе. Препятствия личностного плана. Подверженность стереотипам. Ограничения. Обряд, предшествующий новой жизни. Также обряд завершения предыдущих поисков.
Свет — желание быть увиденным, пониженная самооценка, желание переродиться (свет в конце тоннеля).
Свеча — страх смерти, эмоциональная непроявленность; отношение к себе, как к избранному человеку.
Свеча, рыбы, крест, ягненок, голубь — Христос. Следование авторитетам. Стремление к идеализации, совершенству.
Свинья — солнечное животное, символ плодородия.
Семена — рост, развитие, энергия жизни, процесс формирования личности, проявление подземного божества (Царь Горох), плодородие, осыпание новобрачных различными семенами и орехами, как пожелание деторождения и благополучия.
Сердце — потребность любви, недостаточность ощущения любви или ее проявления.
з* 36
Часть вторая Сеть — магическая защита от злых духов, желание удачи, ловушка, нежелание попасть в сети или невозможность выпутаться из них.
Сильф, Сильфида — символ воздуха.
Сказочные герои — персонификация. Обратить внимание на то, что данная сказка может быть жизненной программой.
Слон — сексуальность, трудолюбие, покорность, сила, значимость, собственное мнение.
Собака — одиночество, зависимость от другого человека.
Сова — мудрость или ее нехватка.
Спираль — (змея, вода) многозначный культовый и философский символ. Возвращение, приход и уход, рождение и смерть, восход и заход, возникновение и умирание. Спираль не имеет ни начала, ни конца. Она — образ рождения, образ воды и волны, движение верха и низа, неба и ада, Ян и Инь. Движение солнца и бесконечность Вселенной.
Старик — знания прошлого, природы, жизни. Мудрость и опыт. Целостное восприятие жизни. Понимание причинно-следственных отношений. Хозяин своей судьбы.
Страх (страшилища, страшные и агрессивные персонажи) — предварительно обдумываемая опасность, детская немощь, лишение надежды и опоры.
Страшилища, баба-яга, леший и т. п. — внедрение чужеродной программы, утраченное «Я». Разрушение изнутри, изнуренность, борьба с невидимыми врагами, детские страхи.
Стул, трость — подпорка, костыль, усталость.
Сундук, ларец — аналогичен пещере, желание что-то скрыть.
Транспорт —те же подпорки, костыли, только механизированные; желание ускорить процессы, как внешние, так и внутренние. Неестественность, возможно, ведущая к саморазрушению. Психосоматические нарушения. Желание изменить ситуацию, не прилагая усилий. Желание избавиться от чего-то. Желание быть более сильным и влиятельным.
Треугольник — умение поставить цель и достичь ее, целеустремленность.
Украшения (браслеты, кольца, бусы) — атрибуты космоса, планет. Приобщение к космическим силам.
Флаг — провозглашение своей жизненной программы или присоединение к чужой.
Фонтан — сексуальность, эротические желания, воспоминания, фантазии.
Семантика миниатюрных фигур 37
фрукты — принадлежность райскому саду, жизненная активность, наслаждение жизнью.
Хищные животные (львы, пантеры, медведи и т. п.) — утверждение собственной силы, территории, агрессия.
Храм — желание божественной защиты. Желание встроиться в готовую программу и жить в соответствии с общепринятыми правилами, то есть ощущать себя правильным.
Цветные люди — восприятие себя непохожим на других людей, особенным, избранным.
Часы, время — желание структурировать свою жизнь, нехватка времени, контроль извне.
Чаши, кувшины, бокалы — утроба, матка, символ женского начала, любовь, удовольствие, чувствительность, брак.
Человек — соответствие с автором композиции песочного поля.
Череп, черепаха, раковина, кости — символы смерти и бессмертия, связь с потусторонними силами, ритуальные вещи, вечность жизни и возможность воскрешения.
Шприц — внедрение инородной информации, отречение от себя, боль.
Экран, компьютер, телевизор — утраченные духовные ценности, подверженность социальным стереотипам, давление со стороны общества.
Яблоко — любовь, соблазн, искушение, умиротворение, наслаждение жизнью.
Яйцо — неизвестно, что из этого родится. Спрятанный страх. Страх, порождающий страх.
Несмотря на то что знание символического и мифологического значения персонажей помогает работе психолога, мы настаиваем на том, чтобы человек, построивший свой мир на песочном поле, проговаривал свою интерпретацию фигурок, которые также покажут события и эмоции, зашифрованные в песочной композиции. Проблема сама по себе имеет не одну причину, а многие, так что нет единого правила для дальнейшего пути, но человек сам знает, как ему выйти из создавшейся ситуации. Первый способ выхода — найти причину самих страданий. А кто, как не тот, кто скрыл от себя самого причину происходящего, может ее отыскать? Поэтому психологу следует смирять свою гордыню и помнить, что он всего лишь обучен технологиям. Работают технологии, апсихолог — лишь проводник, изучивший путь психологических практик. Поэтому психологу следует запастись .58
Часть вторая терпением и мудростью, не спешить наставлять людей на путь истинный, потому что путей много, но для каждого человека — свой. Здесь подходит принцип глубины молчания, отложение рассуждения при богатстве рассуждения. «Когда душа, изменив сама себе, утратит блаженную и вожделенную горячность, тогда пусть исследует прилежно, по какой причине лишилась ее, и против этой причины вооружится всем своим желанием и усердием, потому что горячность возвратить можно не иными вратами, а теми же, которыми она удалилась» («Лествица» Прп. Иоанн Лествичник. М., 2000).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |