Главная страница
qrcode

Эль Г.Н., Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия


Скачать 11.68 Mb.
НазваниеДинамичная песочная терапия
АнкорЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
Дата21.10.2017
Размер11.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
ТипКнига
#29607
страница2 из 10
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ЛАНДШАФТ

Ландшафт, построенный на песочном пространстве, отражает кар­тину внутреннего состояния человеческой психики, проявляющего­ся на внешнем плане. Вершины отражают стремление достичь соци­альных и духовных вершин. Путь к философским понятиям или к карьерному росту. Вершины или множественные холмы могут пока­зать трудные пути, ведущие к цели, преодоления или препятствия перед ними. Кроме того, высоты могут перекрыть видение какой-то части поля, но, взобравшись на вершину, человек может увидеть, по­нять и почувствовать гораздо больше, чем он бы мог познать, нахо­дясь внизу. Вершины могут обозначать приближение к богам или сверхжелание самому быть богом. Покорение вершин и стремление преодолеть препятствия особенно характерны для мужского подсо­знания. Если все идет хорошо, то они сами придумают себе препят­ствия, и сами будут их преодолевать. Преодолев, они почувствуют глубокое удовлетворение, хотя сделают меньшее количество дел с ббльшими затратами и усилиями. Построенные на песочном поле горы могут показать высокий уровень притязаний человека. Путь его достижений.

В вершинах и горах могут присутствовать пещеры. Эти углубле­ния притягивают и пугают одновременно. На них обязательно надо обратить внимание, ибо в них спрятано самое сокровенное. Это мо­жет быть нечто спрятанное ото всех и разрешенное только для себя. У женщин пещера может быть связана с гинекологическим заболе­ванием или с сексуальным опытом, который хочется скрыть. Тот, кто скрыт в пещере, может наблюдать за другими или миром, при этом его никто не видит и никто не слышит. В пещеру могут загнать страх и незащищенность. Находясь в пещере, можно дрожать от каждого шороха, вздрагивать при мысли о том, что когда-нибудь придется выйти. Нежелание общаться, уйти от мира, погрузиться в свои мысли или чувства. Что сокрыто в пещере, можно узнать по фигурке, затаившейся внутри, и по связи с контекстом песочного поля. Такие глубокие переживания могут стать разгадкой всех не­удач. Все углубления оставляет такая история, которая, зарываясь в

2-1581

18

Часть вторая

песок, вовнутрь, оставляет шрам. Запрятанные проблемы проры­ваются наружу и могут проявиться болезнью, болью или нервным поступком.

Если на песочном поле появились ямы, то это может обозначать ловушки, по также ямы, как и пещеры, могут быть местом глубокого уединения; это желание спрятаться в уютном месте, похожим на ут­робу. Находиться внутри матери — это самое лучшее, что переживает большая часть человечества. Поэтому человеку, которого тянет ук­рыться от мира, кажется опасным выходить в мир, проявлять свои поступки и действия. Опасность заключена в нем самом, в его него­товности двигаться по жизни и расти.

Опасность также состоит в том, что если человек не хочет дви­гаться и расти, жизнь сделает это любым способом, возможно, через трагедию. Так или иначе человек взрослеет и хочет соответствовать своему взрослению, и осознание того, что происходит на данном этапе развития, становится ведущей целью человека. Нахождение внутри ямы, пещеры или любого укрытия означает, что человек не видит путей своего проявления, продвижения. Скрыты и душевные поры­вы и земной путь. Такой человек замыкается на себе, закрывает чув­ства, становится депрессивным и апатичным. А так как чувства от­ключены, то нечем почувствовать, что, собственно, с ним происходит, как изменить сложившуюся ситуацию.

Ландшафт может оставаться ровным. Ни подъемов, ни спадов. Это может быть похоже на депрессивное состояние или нежелание об­щаться. Возможно, человек только что вышел из какой-то ситуации или завершил предыдущий этап, а с новым еще не определился. Ров­ное состояние — оно и есть ровное. Как в душе, так и на поверхнос­ти. Это и вспаханное ровное поле, на котором еще ничего не пророс­ло, может, даже и не посеяно.

Равнины представляют собой гармоничные поверхности, и общая ровная поверхность может быть создана человеком, достигшим вы­сокого духовного уровня личностного роста.

Реки, моря и океаны говорят нам о человеке эмоциональном, ис­полненном любви. Без воды нет жизни, это одна из ее составляющих. И если вода символизирует любовь, значит, нет жизни без любви. Вод­ные пространства на песочном поле могут означать потребность в про­явлении любви. Кроме того, в действии создания озер, рек и морей заключено желание увидеть то, что спрятано глубоко в подсознании, так как голубое дно под слоем песка — это и есть метафора скрытого от взора подсознания.

Ландшафт

19

Создавая ландшафт, человек прокладывает дороги. Если компо­зиция объединена единым пространством поля, то человек, создав­ший такую композицию, имеет доступ во все части своего внутрен­него пространства. Дороги, тропинки, мосты, дополнительные следы появляются тогда, когда что-то отделено, и нужно это соединить. Сначала человек потратил силы для того, чтобы отделить событие или проблему, потом приложил усилия, чтобы проложить туда путь или построить мост, затем он тратит энергию на посещение отделенного пространства.

Таким отделенным пространством может быть и остров. На ост­ров вообще не проложен путь. Хорошо, если есть лодка. Лодка в вод­ном пространстве перед островом может означать, что остров — это место уединения, место личного пространства. Отсутствие средств соединения может означать, что на остров выселена проблема, кото­рую человеку не хочется решать. В любом случае остров — это нечто отделенное, изолированное, не стыкующееся с общей картиной.

Лесные массивы на песочном поле принято считать социумом. Чем больше заросли, тем напряженнее отношения с социумом, с окружа­ющими людьми, с семьей. Деревья с плодами говорят о стремлении человека получить результат своей деятельности и признание в об­ществе. Колючий социум показывает страх человека проявить себя в обществе; отсутствие деревьев в ландшафте показывает, что человек погружен в личные проблемы.

Обращая внимание на ландшафт или на его отсутствие (есть люди, которые не прикасаются к песку), можно понять, что творится в душе, потому что ландшафт является отражением событийного и сенсор­ного опыта. Ландшафт покажет, какой путь выстроил себе человек, как он будет его проходить.

Орнамент на песке может показать то, что человек очень сильно защищается: для того чтобы начать общаться с таким человеком, нуж­но приложить усилия, чтобы войти с ним в контакт; такому человеку, прежде чем создать что-то новое, нужно что-то сломать, преодолеть свою законченность. Такие люди ощущают трагичность своего суще­ствования и волнение перед общением. Им проще общаться с бога­ми, чем с людьми.

ПЕСОЧНОЕ ПОЛЕ

Переведи меня через майдан...

Виталий Коротич, пер. Юнны Мориц

Песочное поле — размеров небольших, но спорных. Главное, что­бы это поле можно было увидеть единым взором, и чтобы за краями поля был запас пространства. Так говорят психологи, использующие песочное поле.

Мое предложение состоит в том, что песочное поле должно быть организовано по принципу «золотого» сечения. Тогда главным ста­нет сохранение «золотой» пропорции. Правило «золотого» сечения гласит следующее. Если отрезок АВ мы разделим точкой С, то весь отрезок будет относится к большему отрезку, как больший отрезок к меньшему, и соответствовать числу 1,618. АВ:СВ = СВ:АС (1,618). Или, наоборот, отношение меньшего отрезка к большему будет от­носиться, как больший отрезок ко всему отрезку, и составлять 0,618. Это будет золотой пропорцией. АС:СВ = СВ:АВ (0,618).

Чем же привлекателен размер «золотого» сечения? Тем, что, явля­ясь условным числом развития Вселенной, он будет воздействовать на человека, и, общаясь с таким полем, человек будет гармонизиро­ваться со своей естественной природной целостностью, потому что и сам человек устроен по принципу «золотого» сечения — его физи­ческое соотношение частей тела, его сердцебиение, дыхание, шага­ние. По тому же принципу устроены растения, животные, заданы расстояния между планетами — так почему же не использовать то, что предлагает сама Вселенная? Статьи о «золотой» пропорции мож­но прочесть в интернете или в библиотеке. Можно познакомиться и с «кроликами Фибоначчи»1. Значение чисел можно взять из этого ряда Фибоначчи, в котором сумма двух предыдущих чисел равна последу­ющему числу, или рассчитать самому по известной пропорции, в ко­торой отношения длин сторон ящика равны 0,618 или 1,618. Что мы

1 Наблюдая за размножением кроликов, Фибоначчи выстроил ряд чисел, определяющих пропорции «золотого сечения», который получил название ряд Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377.

Песочное поле

21

и сделали. Размер 55 х 89 очень подходит для работы, как индивиду­альной, так и семейной или групповой. Также для групповой тера­пии подходит поле размером 89 х 144, что соотносится с рядом Фи-боначчии и является «золотой» пропорцией. Поскольку, как уже говорилось выше, поле должно охватываться единым взглядом, то очень хорошо подходит размер 70x43,3. Для сведения сообщаем, что классические размеры в опубликованных ранее источниках — 50 х 77, высота борта — 10 см, либо 50 х 70, высота борта — 8 см; есть еще размер 60 х 75 х 10. Если взять одну сторону ящика 77 см, то другая будет 47,6 (77 х 0,618 = 47,586). Если сторона ящика равна 50 см, то другая будет 80,9 (50 х 1,618 = 80,9). Песочное поле, сделанное по пропорции «золотого» сечения, будет воздействовать на человека гар­моничным образом и способствовать его целостности. Статьи и кни­ги о «золотом» сечении или «божественной» пропорции впечатляют математической точностью и вселенским размахом. Так, говоря о принципах формообразования в природе, ученые заметили, рассчи­тали и описали, что все живое, образовывается, растет, стремится за­нять какую-то форму в пространстве и сохранить себя. Это стремле­ние находит осуществление в основном в двух вариантах — рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали. В формообразовании принцип «золотого» сечения проявляется в про­порциях тела и в действиях, совершаемых насекомыми, млекопита­ющими, птицами, моллюсками и т. д. Проявление этого закона мы можем наблюдать в паутине, сплетенной пауком, в расположении се­мян в подсолнечнике, в шишках сосны, в ананасе, в строении какту­са. Спирально закручивается ураган, и стадо оленей разбегается по спи­рали; при этом проявляется динамический закон золотого сечения. И в ящерице улавливаются приятные для взгляда пропорции: от кончика хвоста до носа соблюдается «золотая» пропорция во взаимоотноше­ниях различных частей ее туловища. Соотношение вертикального и горизонтального размера яйца птицы и ее крыла и ее туловища также соответствует «божественной» пропорции. По «золотому» сечению развиваются листья на растениях и по тому же принципу располага­ются на ветках. Закономерности «золотой» динамической симметрии наблюдаются в энергетических переходах элементарных частиц, в стро­ении некоторых химических соединений, в расстоянии между плане­тами Солнечной системы, в генных структурах живых организмов. Секреты золотого деления были известны только посвященным и хра­нились в строгой тайне. Об этой тайне было известно жрецам древних Цивилизаций, таких как Египет и Вавилон. Лука Пачоли, опублико-

22

Часть вторая

вавший трактат по принципам «золотого» сечения, написал, что «бо­жественная» пропорция, или «золотое» сечение, является олицетво­рением бога-отца, бога-сына, бога-духа, их триединством.

Рост человека делится в «золотых» отношениях по линии талии, а также кончиками пальцев опущенной руки по бедру, нижняя часть лица — ртом, верхняя — глазами и т. д. Соотношения частей челове­ческого тела, отношения между систолой и диастолой, между вдохом и выдохом, нижним и верхним давлением и в других процессах явля­ются «золотыми». При нарушении «золотых» отношений в организ­ме человек начинает заболевать, деформироваться (когда женщины борются с полнотой, они фактически хотят вернуть себя в «золотые» отношения). Так что это космический принцип следует заложить в размеры песочного поля и использовать для гармонизирования че­ловека с самим собой и с окружающей средой.

Песок, привезенный с берегов моря, или озера, или реки, просеи­вается, промывается и прожаривается, тогда он становится чистым, привлекательным и свободным от всяческих примесей. Ящик, в ко­торый будет насыпан песок, делается из дерева, потому что дерево — не только природный материал, воздействующий положительно; он также символизирует pra materia, из которой создано все на Земле. Дерево, а не пластмасса, используется потому, что мистико-терапев-тический эффект работы с подсознанием усиливается от архидрев­него поклонения дереву, от его природной принадлежности и от ес­тественной экологии кинестетических ощущений и осязания, от энергетики натурального материала, которым обладает дерево.

Внутренняя поверхность ящика — голубого цвета. Под песком внут­ри ящика можно раскопать символическую воду, реку, озеро или ручей, то есть докопаться до дна. Одновременно голубой или синий цвет ассо­циируется с глубиной подсознания. Голубые борта ящика выше песка — это небо. Вот в таком пустом пространстве с бесконечным небом, глу­бинным подсознанием и подвижным песком, человек создаст свое по­нимание самого себя, свою страну, свою сказку, свою историю, свою жизнь. Лучше сделать два ящика: один для сухого песка, другой для мок­рого. У человека должен быть выбор: какой песок ему больше подходит. Количество пескав ящике человек может увеличивать и уменьшать. Про­слойка песка является границей между сознанием и подсознанием. По­чему-то одним людям хочется расчистить как можно больше голубого дна, а другим — посильнее все засыпать. Итак, песочное поле — инст­рументарий для общения с подсознанием, — подготовлено. Теперь не­обходимо создать коллекцию миниатюрных фигурок.

Песочное поле

23











МИНИАТЮРНЫЕ ФИГУРКИ

Гулливер — личность известная.

(Из курса литературоведения)

Современному человеку, особенно вовлеченному в бизнес, труд­но остановиться, оглянуться вокруг себя, а уж тем более — заглянуть в свои глубины. А может, и заглядывать не надо — и так хорошо. А ко­ли хорошо, так и живи себе хорошо. Но если замечаешь, что тебе не­спокойно и неуютно, — поиграй в песок. Не просто на берегу моря со своими детьми, а профессионально. Не стереотипно, строя доми­ки из мокрых капель, а повернувшись лицом к подсознанию. В пе­сочном ящике с голубым дном и небесными боками ты увидишь свой неповторимый облик. Ты узнаешь себя и свое состояние. Поймешь, что тебе оставить, а что изменить и с чем расстаться. Ведь меняемся мы не по дням, а по часам. И частенько забываем, что меняют не толь­ко одежду по размеру, но и свои привычки, реакции, ведь взрослому человеку не к лицу детские обиды, а поди разберись, какие детские, а какие взрослые.

Психотерапевтическая культура прорастает теперь и в России. Уважающие себя фирмы уже обзавелись психологами и провели психологические тренинги, становятся популярными кабинеты психологической разгрузки, пришла пора семейных психологов и психотерапевтов. Песочная семейная терапия проложит путь к сер­дцам семейных людей. Песочная терапия является арт-терапией, только очень большой ее плюс в том, что не надо учиться рисовать или сочинять. Готовые фигурки, из которых нужно выбрать самые подходящие, делают тебя непревзойденным мастером по созданию собственного произведения. Ты выглядишь, как Гулливер, а стра­на твоя мала, как Земля с точки зрения космоса. В этом-то вся и прелесть песочного действа и песочного воздействия, ибо ты все­гда будешь чуть больше своего мира привычек, желаний, мечта­ний и действий.

Фигурок нужно много. Десятки и сотни. По темам и на каждую тему различные варианты. Например, человек. Человек в различ-

Миниатюрные фигурки

25

ных эмоциональных состояниях, разных профессий, разных исторических периодов, разных возрастов, разных поз, различных социальных слоев.

Животные, активные и пассивные, агрессивные и покладистые, дикие и домашние, существующие и не существующие, реальные и мультяшные, активные и инфантильные. В животных более всего и сосредоточены различные символические, культурологические зна­чения и мифологическая память.

Воздействие Китая на европейскую культуру также надо учиты­вать. В песочной терапии используются и знаки Зодиака, и нэцке, и фэн-шуй. И тут вы уже понимаете, что песочный психолог должен быть семи пядей во лбу.

Вот примерный список миниатюрных фигурок, которые понадо­бятся в песочной терапии:

  1. Люди.

  2. Животные.

  3. Звери.

  4. Дома.

  5. Транспорт — морской, воздушный, земной.

  6. Оружие.

  7. Фантастические фигуры.

  8. Сказочные персонажи.

  9. Предметы быта: мебель, посуда и т. п.

  10. Символические: боги, нэцке, обереги и т. п.

  11. Насекомые.

  12. Религиозные символы всех времен.

  13. Вымершие животные.

  14. Геометрические предметы: шары, пирамиды и т. п.

  15. Космические аппараты.

  16. Инопланетяне.

  17. Герои мультфильмов.

  18. Деревья всех широт.

  19. Раковины, камни, сучки, мох, перья, то есть природные материалы.

  20. Миниатюрные живые растения: кактусы, фиалки и др.

  21. Искусственные цветы.

  22. Исторические здания и костюмы.

  23. Символические конструкции: Эйфелева башня, Кремль, Биг-Бэн и др.

  24. Птицы.

26

Часть Вторая



25. Рыбы и водные жители.




26. Экзотические фигурки:

индейцы, рыцари, гадалки и др.

27. Фрукты, овощи.




28. Национальные костюмы.

29. Стены, заборы.




30. Кубики.




31. Бижутерия.




32. Воины.




33. Военная техника.




34. Фигурки детей всех возрастов.

35.Деньги.




36. Волшебные предметы и

персонажи.

37. Книги.




38. Атрибуты спорта, науки

, искусства.

Не много ли? Может, еще и маловато. Новые свершения, новые

символы, попробуйте найти музыкальные инструменты, разве что сами сделаете. Или компьютер. Символ нашего времени во многих коллекциях отсутствует. Создавая коллекцию, помните, что размер фигурок должен быть не более 10—12 см. Их количество и качество даст широкий выбор человеку, строящему свой неосознанный мир. Кроме того, шоу песочного мира сыграет свою роль в становлении человека. Сколько бы фигурок у вас ни было, клиент все равно будет сетовать на то, что фигурки не совсем такие, как ему хотелось бы. Что они недостаточно хороши, что они не того цвета и не совпадают по масштабу. Так что же?! Все это весьма условно, и это всего лишь символы.

СЕМАНТИКА МИНИАТЮРНЫХ ФИГУР

Фигурки в миниатюре, копирующие окружающий мир, несут в себе концентрированное метафорическое значение. Это зашифрован­ный способ выражения идеи. Такое значение идеограмм прошло исторический путь, прежде чем оформиться в миф или историю. Ис­точником по большей части является античная культура, и символи­ческое мироощущение, сложившееся в средние века.

Православный и языческий мир также пронесли сквозь века куль­товые, обрядовые ритуалы, воздействующие на человека и по сегод­няшний день. Обряды и поверья экзотических религий волнуют со­временный мир, как природное давно отвергнутое толкование мироустройства. Эротический символизм предложил нам Зигмунд Фрейд. На современном этапе приняты во внимание результаты раз­личных современных психологических исследований, большая часть которых ориентирована на здорового человека, на развитие лично­сти, на космос и духовные практики. Объединив эти знания, мы мо­жем получать дополнительную информацию.

Однако, несмотря на исторически зафиксированные значения фигурок, более всего мы должны ориентироваться на ту расшифров­ку, которую нам предложит клиент. То, что для него в его мире явля­ется главным, то и будет для него самым значимым. А так как мир для нас един, то всеобщее мировое значение также будет дополни­тельной ценной информацией в работе с клиентом. Выбор инфор­мации будет зависеть от той задачи, которую поставил клиент. Пе­сочное поле чаще всего переполнено смыслами. Задача терапевта — ориентироваться не на свои эмоции и знания, а на то, что в данный момент важнее всего для человека, пришедшего решить свои задачи. Большая часть семантики миниатюрных фигурок — амбивалентна. Эти значения могут быть зловещими и благодетельными, позитив­ными и негативными, оптимистическими и пессимистическими. Именно поэтому все рассматривается в контексте общей компози­ции, а что именно значит каждая фигурка — рассказывает сам автор песочного произведения.

28

Часть вторая

СВЯЩЕННЫЕ ПЕРВОСТИХИИ КОСМОСА: ВОДА, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ

Создавая композицию на песочном поле, человек волей-неволей становится участником взаимоотношений четырех стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Человек и сам — воплощение этих стихий, и таким образом является самодо­статочной планетой, или микрокосмосом, или космической систе­мой в системе мировоплощения. Организуя себя, человек приводит мировой хаос в состояние ритма. Стихийные проявления эмоций че­редуются с осознанным покоем. В песочном поле закодированы все четыре стихии: это песок — земля, небо — воздух, голубое дно под слоем песка — вода, огонь — душа, которая соприкоснется с тремя другими стихиями.

Земля — познавший дух земли имеет твердую опору под ногами, материальное покровительство и благополучие. Глубинная сущность земли — рождение и хранение того, что на ней родилось. Танец Земли, ее вращение в космосе, наполняет исцеляющей силой и силой духа.

Огонь — в духе огня страсть и порыв к новому, всепоглощающая энергия освобождения, мужество, сила и здоровье, творческое вдох­новение и радость общения. Танец огня изменчив и непредсказуем. В духе огня — мощь и неистовое движение, воплощение перемен и сила жизни.

Вода — дух воды текуч и изменчив. Владеющий духом воды обла­дает интуицией, пророческой речью, гибкостью ума и подвижностью мысли. Танец воды пластичен и чувственен. Танцующий входит в состояние медитации и дает очищение всем, кто созерцает танец воды. Зеркальная поверхность воды отражает мысли и чувства и передает их божественным силам. Покровительство воды способствует люб­ви, удовольствию и семейному великодушию.

Воздух —дыханиежизни, еелогика и разум. Вдох — вдохновение, выдох — выход мудрости, деятельности, творчества и музыки. Бес­препятственное передвижение, инициатива, перемены и работоспо­собность дает этот дух. Танец воздуха легок и стремителен. Трепетная дрожь и сильный порыв вовлекает в движение все вокруг.

На песочное поле человек часто ставит символы стихий. Обратив внимание на то, какие символы присутствуют в поле, можно понять, что движет человеком, какая стихия ему покровительствует, какую стратегию он применяет в своей жизни.

Семантика миниатюрных фигур29

Например, при влиянии водной стихии очищение может проис­ходит через купание, мытье посуды, стирки, посещение бани, под­водное плавание и т. п.

При покровительстве стихии огня можно жечь костер, или поста­вить в храме свечу, зажечь лампаду, то есть сжечь накопленный нега­тив.

Земля возьмет в себя все накопленные негативные эмоции, пере­варит их и взрастит новый урожай. Люди, находящиеся под влияни­ем стихии земли, заводят дачные участки, выращивают цветы, пло­ды и ягоды, консервируют овощи и фрукты, любят поесть и хорошо приготовить пищу.

Под воздействием стихии воздуха люди любят свежий ветер. По­стоять под сильным ветром или использовать его силу (планеры, яхты, дельтапланы, воздушный змей и т. п.) — этими действиями можно снять напряжение. Можно также, закрыв глаза, слушать шорох ветра в листве, камыше или шум волн.

ПРЕДМЕТЫ

Акула — эмоциональная агрессия.

Ангел — желание защиты Высшей власти.

Бабочка — эстетическое восприятие мира, недолговечность, на­пряжение перед утратой красоты, краткость земного существования, эротизм. Знак богини неба. Баба — языческая небесная богиня. Ба­бочка, буквально, — производное от слова «баба».

Башни, трубы, конусы, пирамиды, бутылки, груши — устремлен­ные верх фаллосы (могут означать сексуальное самоутверждение, сек­суальные проблемы, или могут быть выставлены просто по количе­ству сексуальных связей), акцент на секс.

Боги — потеря собственных ориентиров, надежды, переложение ответственности за свою жизнь на волю богов.

Божья коровка — так же, как бабочка, знак богини неба (коро­ва — первая богиня неба), из небесной свиты, сопровождающей бо­гиню неба.

Бородатый персонаж — скрытность или непонимание ситуации.

Венец, корона, нимб — ожидание похвалы от окружения, обще­ства. Возможно, головные боли.

30

Часть вторая

Вода — все, что принадлежит морю, воде, обозначает любовь.

Военная техника — что-то нужно захватить, завоевать; желание защиты, разрушение живого природного начала, механическое от­ношение к жизни, деформация личности.

Воин — желание служить во всем исправно.

Волк — раздражение, угождение плоти.

Волк, заяц, медведь, лисица, кабан, сова, лось — тотемные жи­вотные.

Волшебники, феи — вера в то, что кто-то за тебя все решит вол­шебным образом; разочарование в себе.

Ворон — мудрость или ожидание сверхъестественной помощи.

Ворота — оплодотворение. Желание куда-то проникнуть.

Всадник — сексуальная потребность. Сексуальная незащищен­ность. Страх перед сексом. Желание обуздать собственные чувства.

Гном — символ земли, хранитель ценностей.

Голубь — образ бога, мира. Может оказаться закамуфлированной агрессией, инфантильностью, маской.

Гора — начало создания мира, приближение к богам, небу, сим­вол богослужения и жертвоприношения, соединение бога земли и неба. Потребность самореализации. Стремление к достижениям. Высокие требования к себе.

Гусеница — перерождение.

Дверь — что-то скрыть, закрыться или куда-то проникнуть, от­крыться. Дозирование эмоций. Нерешительность.

Дворцы — амбициозность.

Дельфин — здоровое сексуальное влечение, любовь, дружба.

Деньги, монеты — искушение, недостигнутые цели, сниженная самооценка, акцент на материальные ценности, стереотипы, соци­альный статус.

Дерево — праматерия, из которой создано все. Древо мира. Со­единяет три мира: крона уходит в верхний мир, корни — в нижний, ствол — стержень мироздания. Этапы человеческой жизни: из дере­ва изготовлены люлька, стол, кровать, гроб. Родословное дерево. Упо­рядочение хаоса. В современной интерпретации — социум. Взаимо­отношения с людьми, работой, школой и т. п. Занимаемое место в обществе или желание его занять. Адаптация в социальной среде.

Динозавры — древние утраченные знания.

Дом — сакральное пространство.

Домашние животные — доверчивость, беззащитность, желание заботы и защиты.

Семантика миниатюрных фигур31

Дорога — путь, возможно, желаемый.

Драгоценности — стремление быть значимым в социуме. Само­утверждение. Космические символы планет, звезд и солнца. Стрем­ление украсить свою жизнь.

Дракон — творец мира. Податель дождя (также оплодотворение). Мудрость. Хранитель подземных сокровищ. Обладание целительной силой.

Еда — источник жизни, сытости, благоденствия. Желание значимости.

Елка — желание, чтобы жизнь изменилась сама по себе, обман, фальшь.

Животное — жертвоприношение, жертвенность. Маска. Желание скрыть истинные чувства. Неуправляемые эмоции. Чувство вины. Сдерживаемые инстинкты.

Жираф — амбиции, желание быть заметным и значимым, экзо­тичность, экстравагантность.

Забор, границы — преграды, барьеры, желание что-то скрыть, ог­раничение общения, стремление к самостоятельности, стыдливость, страх угрозы или чужого вмешательства, ожидание наказания.

Замок — стереотипы, регламентирующее ограничение, сверхкон­троль, уход в себя.

Звезды, Солнце, планеты — связь с космосом, желание избавить­ся от суеты и земных проблем, покровительство.

Зебра — истеричность, буквально полосатая жизнь, неумение де­лать выбор, желание положиться на судьбу.

Земля — женщина. (По другим источникам — мужчина.)

Зеркало — изначально было изобретено как волшебный прибор, принимающий изображение бога и передающий образ человека богу.

Зеркало, дверь, пещера, ворота — выходы в иные пространства.

Зерна, злаки, орешки — мифическое значение зерен относится к древним обрядовым представлениям о бесконечности перерождений. Чтобы зерно возродилось, его надо похоронить. То же относится и к человеческим похоронам. Смерть есть возрождение. То же самое мож­но сказать о духовном или возрастном перерождении.

Змея — мудрость. Страх. Препятствия. Змий — охрана, хранитель мирового древа. Воплощение оплодотворяющих сил. Мистический страх. Неистощимая жизненность. Бессмертие. Исцеление. Повы­шенные эротические наклонности.

Кабан — сила, напор, влиятельность или стремление к этому.

Камни — обратить особое внимание, так как они могут обозна­чить болезнь, препятствие, душевную боль (камень на сердце). Вдрев-

32

Часть вторая

них мифах о происхождении человека говорится о том, что птица превратилась в женщину, а камень — в мужчину. Камни — кости зем­ли, в норвежских мифах камень — обиталище души умершего. Дра­гоценные кристаллы, камни и металлы символизируют связь с бога­ми земли, дающими силу и твердую опору. Камень — мольба о деторождении. Наказание (побивание камнями), прикосновение к потустороннему (могильные камни), священному (ритуальные кам­ни). Камень связан и с богом земли и с богом неба (метеорит, мол­ния). Камень может быть амулетом.

Кит — сексуальность.

Клетка — зажатость, страх самостоятельности, зависимость от чу­жой воли.

Клоун — кривлянье смерти. Нарывистость. Заигрывание с опас­ностью. Пофигизм.

Козел, коза — принесение себя в жертву обстоятельствам, семье, любимому человеку и т. п. Эротизм.

Колокольчик — внутренний мир. Желание быть услышанным.

Конь — символ сексуальности. Быстрота мысли. Желание свобо­ды.

Кораблекрушение — душекрушение, катастрофа.

Корабль — храм. Когда мысль носится и туда и сюда — собирай ее воедино.

Корова — древняя богиня неба; Млечный Путь — пролитое мо­локо небесной коровы. Благополучие, благо для человека.

Костер —душевное, эмоциональное тепло или нехватка его. Энер­гетический расход вхолостую.

Кот, кошка — самостоятельность, семейное тепло. Кот часто при­надлежит волшебнику, олицетворяет связь с потусторонними мира­ми.

Крест — солярный знак. Несение креста, отрешение от собствен­ного Я.

Кровать, колыбель — усталость, неудовлетворенность.

Круг — небо (купола в храмах, культовые сооружения и т. п.), жен­ский знак. Замкнутость. Ограничения. Ограждения себя от внешних воздействий. Желание общаться. Инфантильность. Стремление к справедливости любой ценой. Круг — гармония, совершенство или стремление к нему

Кувшин — сосуд знаний. Женское начало, творчество. Стремле­ние к проявлению женственности.

Куры гриль — утраченная свобода, ограничения.

Ггмантика миниатюрных фигур33

Лампа, свеча, солнце, крест — желание быть увиденным, недоста­точно высокая оценка окружающими.

Лебеди — верность, стремление к гармонии в семье, красота вза­имоотношений.

Лестница — путь в никуда, средство к падению, бегство.

Лисица — притворство, неискренность, кокетство.

Лодка, ладья — может означать, кроме реального путешествия, память об иных мирах, вояж в подсознание.

Лягушка — амбивалентность, умение жить в разных стихиях, то же, что и птицы, просьба или моление богам. Мудрое существо, об­ладающее даром пророчества. Хранительница жилища. Плодородие, плотская любовь, сексуальность.

Медали, ордена, значки, награды — внешняя референция, зани­женная самооценка, стремление к признанию в обществе или в се­мье.

Медведь — древняя ипостась бога земли; лучше не привлекать его внимание, чтобы избежать беды. Сила.

Мельница, карусель, качели, юла — всегда одинаково движутся. Суетность, видимость движения и развития, заданная программа.

Меч — война, распри, вражда.

Море — любовь.

Мост — соединение разъединенного.

Мудрец — то, чего не хватает, или то, чем обладаешь.

Музыкальные инструменты — прикованность к чему-то опреде­ленному, ограничение, отсутствие гибкости.

Мультяшные герои — инфантильность. Остановка в развитии. Непонимание ситуации.

Мышь, крыса — неизбежность.

Насекомые — страхи. Низкая самооценка. Полагание на боже­ственную защиту. Инстинкты.

Небо — мужской знак (по другим источникам — женский знак).

Непричесанные волосы — неуправляемая энергетика.

Ноги — порицание, недовольство собой или другими.

Нэцке — различные значения символов нэцке прилагаются к каж­дой фигурке при ее покупке.

Обезьяна, осел, попугай, маска, арлекин — утраченная целост­ность, кривлянье, угодничество, эмоциональное притворство.

Обувь — желание растоптать. Часто спотыкаются и получают раны и боль. Недовольство собой. Желание подчинить партнера.

Овца — кротость.

3-1581

34

Часть вторая

Озеро — выход в подсознание, желание любви.

Олень, конь, бык, лось, дельфин — хтонические животные, свя­занные с подземным миром. Каждый день такое животное выносит на своих рогах или спине Солнце из преисподней.

Орлы, грифы — представители небесных богов. Гордыня. Символ воздушных стихий. Обращение к богам, мольба.

Орнамент — приобщение к космосу, древним ритуалам, обрядам, желание украсить все вокруг. Стремление к духовному. Может озна­чать замкнутость, закрытость (законченность, закрашенность) для других людей и чувств. В древности орнаменту придавали не укра­шательское значение, а сакрально-практическое: защита от злых ду­хов, покровительство богов, пожелание удачи и благополучия, уве­личение силы, благосклонность божественных воплощений.

Оружие: пистолеты, пушки, танки — фаллические символы.

Осел — потерянные почести.

Остров — изолированность, уединение.

Очки — ослепление, неведение, нежелание видеть проблему или человека.

Пауки, тараканы, жуки, черви — страхи, фобии, застревание вдетстве.

Паутина — путаница, силки собственного страха, боязнь продви­жения, внутренний тормоз.

Пеликан — самопожертвование.

Перья — желание легкости, соответственно, ее отсутствие. Цере­мониальный атрибут, символизируют прописные истины, полеты к иным мирам, желание царствовать. Символ воздуха.

Песок — вечность.

Петух — труженик; жизнь по режиму, расписанию.

Пещера — место, откуда появляется все человечество и куда оно возвращается. Сексуальность, тайна, страх и любопытство, вход в преисподнюю. Фактически, утроба. Может обозначать гинекологи­ческие заболевания. Вынашивание негативных мыслей. Подвержен­ность чужому воздействию. Страх быть увиденным. Чувство вины.

Пирамида, конус — символ горы, огня, фалла, плодородия.

Пища — чревоугодие — обман для глаз, оно подстрекает нас про­глотить все сразу.

Пиявка — ложь.

Плоды — социальная реализация, достижения, собираемое в юно­сти питает и утешает изнемогших к старости.

Попугай — многоговорящий, болтун, человек, провозглашающий стереотипы, принятые в обществе.

Сенихнтика миниатюрных фигур3 5

Птицы — свобода, связь с небом, богами, полет, стремление, лег­кость, способность жить в разных стихиях. Посредники между Не­бом и Землей, через них можно обращаться к богам с просьбами.

Пчела — одно из воплощений богини неба. Трудолюбие. Подвер­женность правилам.

Рак — движение задом наперед.

Раковина — букв, вагина. Символ сексуальности, женственности, зарождение физического и духовного.

Расческа — желание привести все в порядок. Ограничения.

Река — путь, память, подсознание, жизнь, сила, очищение, (спираль, змея). Обрядовое действо очищения сохраняется тысячелетиями: кре­щение (обеспечение покровительства божества), омовение покойника (предстать перед богом чистым, без ipexa) и новорожденного (приобре­сти благосклонность богов). Омовение есть акт приобщения к божеству. Соприкосновение с водой является духовным священнодейством.

Ромб, квадрат — символ земли, поля, мужской знак (по другим источникам земля — женский знак).

Руки — поощрение, созидание, поддержка, похвала.

Русалка — символ воды. Безответная любовь. Страх перед сексу­альными притязаниями.

Рыба —любовь. Образец молчания. Боязнь проболтаться. Испол­нение желаний. Свободные инстинкты.

Саламандра — символ огня.

Свадебная пара — одиночество. Желание быть вместе. Препят­ствия личностного плана. Подверженность стереотипам. Ограниче­ния. Обряд, предшествующий новой жизни. Также обряд заверше­ния предыдущих поисков.

Свет — желание быть увиденным, пониженная самооценка, же­лание переродиться (свет в конце тоннеля).

Свеча — страх смерти, эмоциональная непроявленность; отноше­ние к себе, как к избранному человеку.

Свеча, рыбы, крест, ягненок, голубь — Христос. Следование ав­торитетам. Стремление к идеализации, совершенству.

Свинья — солнечное животное, символ плодородия.

Семена — рост, развитие, энергия жизни, процесс формирования личности, проявление подземного божества (Царь Горох), плодоро­дие, осыпание новобрачных различными семенами и орехами, как пожелание деторождения и благополучия.

Сердце — потребность любви, недостаточность ощущения любви или ее проявления.

з*

36

Часть вторая

Сеть — магическая защита от злых духов, желание удачи, ловуш­ка, нежелание попасть в сети или невозможность выпутаться из них.

Сильф, Сильфида — символ воздуха.

Сказочные герои — персонификация. Обратить внимание на то, что данная сказка может быть жизненной программой.

Слон — сексуальность, трудолюбие, покорность, сила, значи­мость, собственное мнение.

Собака — одиночество, зависимость от другого человека.

Сова — мудрость или ее нехватка.

Спираль — (змея, вода) многозначный культовый и философский символ. Возвращение, приход и уход, рождение и смерть, восход и заход, возникновение и умирание. Спираль не имеет ни начала, ни конца. Она — образ рождения, образ воды и волны, движение верха и низа, неба и ада, Ян и Инь. Движение солнца и бесконечность Все­ленной.

Старик — знания прошлого, природы, жизни. Мудрость и опыт. Целостное восприятие жизни. Понимание причинно-следственных отношений. Хозяин своей судьбы.

Страх (страшилища, страшные и агрессивные персонажи) — пред­варительно обдумываемая опасность, детская немощь, лишение на­дежды и опоры.

Страшилища, баба-яга, леший и т. п. — внедрение чужеродной программы, утраченное «Я». Разрушение изнутри, изнуренность, борьба с невидимыми врагами, детские страхи.

Стул, трость — подпорка, костыль, усталость.

Сундук, ларец — аналогичен пещере, желание что-то скрыть.

Транспорт —те же подпорки, костыли, только механизированные; желание ускорить процессы, как внешние, так и внутренние. Неес­тественность, возможно, ведущая к саморазрушению. Психосомати­ческие нарушения. Желание изменить ситуацию, не прилагая уси­лий. Желание избавиться от чего-то. Желание быть более сильным и влиятельным.

Треугольник — умение поставить цель и достичь ее, целеустрем­ленность.

Украшения (браслеты, кольца, бусы) — атрибуты космоса, планет. Приобщение к космическим силам.

Флаг — провозглашение своей жизненной программы или при­соединение к чужой.

Фонтан — сексуальность, эротические желания, воспоминания, фантазии.

Семантика миниатюрных фигур 37

фрукты — принадлежность райскому саду, жизненная активность, наслаждение жизнью.

Хищные животные (львы, пантеры, медведи и т. п.) — утвержде­ние собственной силы, территории, агрессия.

Храм — желание божественной защиты. Желание встроиться в готовую программу и жить в соответствии с общепринятыми прави­лами, то есть ощущать себя правильным.

Цветные люди — восприятие себя непохожим на других людей, особенным, избранным.

Часы, время — желание структурировать свою жизнь, нехватка времени, контроль извне.

Чаши, кувшины, бокалы — утроба, матка, символ женского нача­ла, любовь, удовольствие, чувствительность, брак.

Человек — соответствие с автором композиции песочного поля.

Череп, черепаха, раковина, кости — символы смерти и бессмер­тия, связь с потусторонними силами, ритуальные вещи, вечность жизни и возможность воскрешения.

Шприц — внедрение инородной информации, отречение от себя, боль.

Экран, компьютер, телевизор — утраченные духовные ценности, подверженность социальным стереотипам, давление со стороны об­щества.

Яблоко — любовь, соблазн, искушение, умиротворение, наслаж­дение жизнью.

Яйцо — неизвестно, что из этого родится. Спрятанный страх. Страх, порождающий страх.

Несмотря на то что знание символического и мифологического значения персонажей помогает работе психолога, мы настаиваем на том, чтобы человек, построивший свой мир на песочном поле, про­говаривал свою интерпретацию фигурок, которые также покажут со­бытия и эмоции, зашифрованные в песочной композиции. Пробле­ма сама по себе имеет не одну причину, а многие, так что нет единого правила для дальнейшего пути, но человек сам знает, как ему выйти из создавшейся ситуации. Первый способ выхода — найти причину самих страданий. А кто, как не тот, кто скрыл от себя самого причину происходящего, может ее отыскать? Поэтому психологу следует сми­рять свою гордыню и помнить, что он всего лишь обучен технологи­ям. Работают технологии, апсихолог — лишь проводник, изучивший путь психологических практик. Поэтому психологу следует запастись

.58

Часть вторая

терпением и мудростью, не спешить наставлять людей на путь ис­тинный, потому что путей много, но для каждого человека — свой. Здесь подходит принцип глубины молчания, отложение рассуждения при богатстве рассуждения. «Когда душа, изменив сама себе, утратит блаженную и вожделенную горячность, тогда пусть исследует при­лежно, по какой причине лишилась ее, и против этой причины воо­ружится всем своим желанием и усердием, потому что горячность возвратить можно не иными вратами, а теми же, которыми она уда­лилась» («Лествица» Прп. Иоанн Лествичник. М., 2000).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом