ЧАСТЬ 4,
в которой рассказывается о некоторых способах и приемах выхода на песочное поле и работе с ним
СТРАУСИНЫЕ МАНЕРЫ
— Что за птица? Не поет, не летает.
(Африканский бытовой разговор)
Прятать голову в песок небезопасно. Зато приятно. Ничего не вижу, не слышу, не знаю, как-нибудь обойдется. Ничего не решается само, а усилия прилагать не хочется. Что же делать? То же, что и раньше, то же, что и всегда. Только на каждом следующем витке развития удар грабель будет все сильнее. Не хотите — не надо. Не надо ничего менять, не вздумайте сыграть в песок. Ибо однажды встав на Путь, вы уже не сможете с него сойти. Почему Маргарита ушла от своего обеспеченного счастья? Потому что необеспеченный Мастер дал ей больше — вечность. Ой, ну зачем так много! Мне бы сейчас и в денежном эквиваленте! Что ж, в этом тоже следует разобраться. Сыграйте в песок! В нем запечатлеется все, что спрятало от вас же ваше подсознание. Захвативший разум золотой телец перекрыл вашу настоящую сущность, вы уже не помните, какая она. Разум обмануть легко — подсознание невозможно. Погрузите руки в песок и ощутите его вселенское понимание вас. Найдите и берег, и остров, и дорогу, и вершину — что есть в вас, то и найдите. Никто не призывает вас взлететь, но то, что вас удерживает, вы увидите наглядно, и сами поймете свой дальнейший путь. Непорядок в вашем внутреннем мире определяет внешние несоответствия вашего поведения вашим представлениям. Взглянув на свой внутренний мир со стороны, вы убедитесь, что несоответствий нет, а есть то, что есть, и вы можете привести все это в порядок и соответствие. Песчаный берег привлекает к себе чем-то. Чем? Не знаю. Море, озеро, песок, небо — лаборатория маленького ящика, в котором находится в данный момент ваш закодированный мир, вы можете прочитать его, вы можете с ним познакомиться, вы можете удивиться или восхититься. Вы можете менять или не менять свой мир, потому что он ваш, и вы всегда в нем правы
ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ЗАКОПАТЬ
С глаз долой — из сердца вон.
(Пословица)
Один из способов работы на высочайшем уровне — закапывание негатива в песок с последующим извлечением. Этот способ требует от психолога профессионализма, чутья и понимания клиента. По известным рецептам друзей и соседей («не бери в голову», «с глаз долой — из сердца вон», «время все исправит», «не обращай внимания») ситуация, которая привела человека к психологической травме, прячется им как можно глубже. Иногда сидящая внутри заноза, или незаживающая рана, или нарыв прорывается бурными слезами или бешеным криком. Значит, что-то глубоко спрятанное подтачивает человека изнутри и не дает ему покоя. Вот здесь-то и приходит на помощь предложение спрятать в песок те фигурки, которые не по нраву, которые вызывают у человека негатив, страх, раздражение или просто не нравятся. Выбирая фигурки, человек испытывает противоречивые чувства: ему нужно взять то, что он не хочет брать. Но психолог знает, что человек выберет именно то, что в подсознании уже имеется. Выбрав фигурки или предметы, клиент закапывает их поглубже и облегченно вздыхает, отряхивая от песка руки. Страусиная программа выполнена. Человек не видит, что у него спрятано в недрах психики, и доволен тем, что не надо обращать внимания на то, чего не видно. А раз не видно, значит, этого нет. Далее следует выкапывание спрятанного. Постепенно, по одной фигурке, человек извлекает из-под слоя песка свои нерешенные проблемы, преодолевая сильное нежелание посмотреть в глаза проблеме или страху. Психолог задает вопросы: «Что это может значить для вас?», «Что это за Фигурка?», «Что это такое?», «Что вы спрятали здесь?» Соотнося фи-гурку со значением поля, в которой она спрятана, психолог задает вопрос, связанный с местоположением фигурки или предмета: «Что в своем прошлом вы так глубоко спрятали, что даже не хотите этого вИдеть?», «Что вы не хотите видеть в своем будущем?», «Что такое, значимое для вас, спрятанное в центре, вас беспокоит?», «Что за фи- 62
Часть четвертая гурка спрятана в той части поля, которая обозначает взаимоотношения со значимой женщиной?» Вопросы должны быть обтекаемы и не конкретны. Ответы на вопросы знает подсознание клиента. Известная вещь: «Если посмотреть страху в глаза, он исчезнет» — работает на песочном поле уникально. Вытащив на свет свои проблемы и поставив их перед собой, человек способен их решить, потому что, по крайней мере, он их видит, слышит, ощущает. Решение глубинных задач поспособствует решению внешних. ■щ—
СПРЯЧЬТЕ ПОД СЛОЕМ ПЕСКА ТО, ЧТО ВАМ НЕ НРАВИТСЯ
Эту задачу предлагается решить, выбрав из множества фигурок те, которые настолько неприятны, что их хочется спрятать или закопать. Продвигаясь вдоль полок и выбирая неприятные фигурки, девушка К. произносит лишь одну фразу: «Я заметила, что здесь так много красивого!» Выбрав несколько фигурок, она закапывает их в песок, ставя сверху отметки в виде пик на холмике, и только одну фигурку не отмечает ничем. После каждого закапывания отряхивает руки с определенным ритмом. Когда человеку что-то не нравится, ему не хочется или некогда решать, почему так произошло, и он задвигает подальше то, что ему не нравится или неприятно. И вот наступает момент, когда нужно посмотреть, что же там глубоко в подсознании вытеснено, что там копошится и ползает и не дает покоя. Откапывать не хочется, страшно, потому что придется посмотреть в лицо чему-то такому, чего не хочется видеть. Процесс откапывания сопровождается вопросами, ответы на которые всегда непредсказуемы. «Что это?», «Что ты прячешь?», «Почему тебе это не нравится?», «Почему ты это так ненавидишь, что даже не хочешь видеть?» Человек, отвечая на вопросы, узнает, что в нем затаилось и колет его, давит или не дает покоя. Как избавиться от страха? Посмотреть ему в лицо. Что и делает человек под защитой психотерапевта. Доставая фигурки из-под слоя песка, К. рассматривает их и ищет ответ. Девушка вдруг обнаруживает, что, кроме неприятных моментов, закопала символ красоты и развития.
Отыскав ответы, она уже не хочет прятаться, как страус в песок, а хочет понять, как же так произошло, что, закапывая нечто страшное, она не заметила, как похоронила в себе собственную красоту и развитие и даже метки не поставила.
Когда взрослый человек работает на поле, он старается найти фи-гурки покрасивее. В отличие от детей, которые ставят на поле все, Что их заинтересовало, не думая — страшный это герой, смешной, Или волшебный. Взрослые люди уже приспособились к общению в 64
Часть четвертая масках, и потому хотят и на поле выглядеть привлекательно. Но как бы человек ни камуфлировал свои состояния, они проявляются на поле. Задача усложняется, когда человек высматривает среди фигурок те, которые ему не нравятся. Человек из практических соображений игнорирует те или иные проблемы. Поскольку не все события поддаются осмыслению, некоторые цели оказываются трудно достижимыми. Некоторые моменты не совпадают с идеалами и правилами, установленными обществом или индивидуумом. Предлагая клиенту спрятать в песок фигурки, которые у него вызывают неприятные ассоциации, психолог провоцирует дотронуться до проблемы, пережить ее, понять и убрать из своего поля. Или вытащить проблему на поверхность, оставить ее на поле в видимом обозрении, что будет поводом ее решить в жизни. Встреча с воспоминаниями и переживание правды очистят энергию жизненного пространства. Если проблема остается спрятанной, она будет беспокоить человека постоянно и методично. Она будет проявляться странными, непредсказуемыми реакциями. Без предупреждения, без повода, вдруг испортится настроение. Или вспыхнет очаг болезни. Или собственный ребенок начнет вести себя так, что захочется его наказать. Или сотрудники начнут выводить из себя. На самом деле они начнут выводить из человека то, что так глубоко захоронено, засыпано, поглощено песком. На песочном поле можно достать свои запрятанные страшилки, страхи, негативы, неврозы, неудачи и посмотреть на них диссоциированно. Убедиться в том, что этот опыт — тоже опыт, и его надо использовать, как и позитивный. То есть, как опыт собственного пути. Негативный опыт нас правит, шлифует и направляет к другим более привлекательным действиям или реакциям. Запрятав негатив, человек будет вновь и вновь повторять свои ошибки и в результате разочаруется в себе или зайдет в духовный тупик. Осознавая ошибки, человек имеет возможность их исправлять. Что бы вы хотели закопать? Этот вопрос имеет подтекст: что бы вы хотели достать из себя? Что вам мешает? От чего вы хотите освободиться? Освободившись от груза проблем, от тяжести переживаний, человеку будет легче идти по жизни. Он посмотрит на мир другим взглядом. Ибо жизненная задача человека — жить не в страданиях, а в свободе. Не в приспособленчестве и маске, а открыто и жизнерадостно. ВЫБЕРИТЕ ФИГУРКИ ТЕХ ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ ПОДХОДЯТ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, И СОЗДАЙТЕ НА ПЕСОЧНОМ ПОЛЕ КОМПОЗИЦИЮ ИЗ НИХ
Выбирая фигурки животных, человек навешивает на них ярлык, или метафору, или миф и через это может более глубоко прочувствовать, что происходит в его семье, каков он сам в этих взаимоотношениях, что его огорчает и что радует. Разместив на песочном поле свою проблему и посмотрев на нее со стороны, он прислушается к тому, что ему подскажет осознание происходящего. Психолог через дополнительный формат поможет решить проблему или положить начало $е решению. Ведь это очень важно, чтобы современные семейные отношения были гармоничны, чтобы чувствовать опору и одобрение; Это дает дополнительные ресурсы, такие как вера в себя и в жизнь. .Как человеку с нарушенной собственной атмосферой возможно создать теплую атмосферу в семье? Прежде всего, следует начать с себя, ибо мы не можем приказать другим уважать и любить себя.
Восстанавливая свою целостность, человек гармонизирует свое окружение и воздействует на семью не агрессией и приказами, а своим присутствием, своей теплотой, ожиданием любви и понимания. Чтобы получить любовь, нужно иметь ее в себе. Если ты ненавидишь Всех за то, что они тебя не любят, то и получаешь ненависть, хотя тебе кажется, что ждешь любви.
Каждый человек от общения в семье ждет поддержки, понимания и добра. Когда что-то не устраивает, человек начинает испытывать дискомфорт, искать причину происходящих конфликтов и даже готов разорвать отношения. Причиной конфликтов, конечно, становится тот, кто ведет себя несоответственно нашим правилам. Человек никогда не признается, что во всех конфликтах виноват он сам. Что причина раздражения и недовольства накопилась в нем 66
Часть четвертин хитефигурки,которыеподходятдлякаждогочленасемьи...67 самом и ищет повода выплеснуться на окружающих. На первой фотографии можно увидеть гориллу, которая выходит из милой женщины и начинает устраивать разборки с домашними. На второй фотографии девушка хочет гармоничных взаимоотношений. При угом человека, с которым она ищет гармонии, она выставляет козлом. Если ваше подсознание выставило человека в виде неприятного для вас образа, оно сделает все, чтобы доказать, что это так и есть. Что бы хорошего человек ни делал, вы будете замечать только плохое. Девушка не стала менять образ, но приблизила всех родственников к себе, соединив их в круг, сначала вокруг очага, затем вокруг плодов. Плоды, как символ гармоничных взаимоотношений, будут находить подтверждение таковых в том обществе, в котором девушка находится. Семья — это маленькая Вселенная, где каждый хочет любить, заботиться и украшать окружающее его пространство. Нарушение системы ценностей в этом маленьком мире случайным жестом или шагом может повлечь разрушение всего пространства. Восстановить или выстроить все заново гораздо сложнее, чем постоянно хранить и совершенствовать свои отношения в семье. Негативные эмоции по отношению к членам семьи затмевают разум и воздействуют беспощадно. Кто-то из разрушителей должен остановиться и одуматься или расчувствоваться. Почему любовь покинула этот дом? Где источник радости для этих людей? Если вы поспешили и «сожгли лягушачью кожу», то вам придется отправиться за тридевять земель, за тридевять морей и, пройдя долгий путь, сразиться за свою любовь. С чудовищем, которого вы взрастили в себе. Семейная тема — самая сложная тема в психологии. Происходящее в семье огорожено десятью заборами и надеждой, что все само рассосется. Не рассасывается. Наоборот, нарастает боль и саморазрушение. Повернитесь к себе лицом и поймите, ЧТО вы теряете, когда теряете свою доброту, любовь и щедрость чувств. ВЫБЕРИТЕ ЗДЕСЬ «СЕБЯ» И НАЙДИТЕ СВОЕ МЕСТО
Выбрав из множества фигурок свое соответствие, человек размещает его в песочном поле и, при содействии психолога, может понять, что на современном этапе он собой представляет. Человек может сказать, что здесь нет ничего, с чем бы или с кем он себя соотнес. Ни одна фигурка на него не похожа. Возможно, такой человек мучается выбором и не может понять, что ему нужно. Возможно, такой человек стереотипен и не гибок или наполнен страхом разоблачения. «Меня здесь нет», говорит человек.
Значит, его действительно нет, он не чувствует себя, своей полезности или своей надобности, не осознает своего развития и самореализации. Такие люди ждут, когда их позовут и распорядятся ими. Они рады и счастливы быть при ком-то. Человек может выбрать себя в виде животного или ягоды, или корабля, или человека. С каким качеством он себя ассоциирует? Если выбрана фигурка животного, то, соответственно, этим человеком владеют животные инстинкты. Никто не может сказать, что он не человек, но что-то животное, находящееся внутри него, хочет выбраться на свободу. Возможно, под видом животного присутствует черта характера, являющаяся ведущей в принятии решения. Дикие животные могут быть необузданными страстями, а домашние — сильной зависимостью от кого-либо. Представленный в виде мультяшной фигурки, человек не адекватен реальности, возможно, инфантилен, в маске, или он вовлечен в ситуацию, где ему приходится притворяться маленьким и беззащитным, и он не может проявить свои истинные чувства. Возможно, такой человек играет определенную роль в социуме или выполняет поставленную ему программу, например, дома — хозяин, на работе — исполнитель. Возможно, этому человеку не хватает той черты характера, которая находится в животном, поставленным на поле: силы льва, власти медведя, прыткости белки, хитрости лисицы, могущества орла.
Спросите об этом у самого человека. Что является ведущим в его жизни — флагом, звездой, слоганом, девизом? Где он расположен:
Ш'ВыбеЬите здесь «себя * и найдите свое место69
£.—
в центре, в прошлом, в будущем, в эмоциях, мечтах или действиях? Если человек ставит себя в виде светильника, ясно, что ему не хватает света, не электрического, а духовного. Если в поле выставлены плоды, то человеку хочется каких-то достижений. Если он ставит себя в виде какого-нибудь урода, это не значит, что он такой и есть, возможно, таким его хотят видеть близкие. Человеку важно познать себя, так как, познав себя, он познает весь мир. И хотя мир за бортом песочного поля гораздо больше, человек, так или иначе, связан со всем миром. Счастье — это и означает быть со всем миром, быть его частью или частью чего-либо еще.
МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
Где лучшее место на песочном поле? Везде. Каждый участок дает информацию. Самым значимым считается центр. Слева прошлое, справа — будущее. Посередине — настоящее. Нижнее поле — действия и поступки, верхнее — мечты, фантазии, планы, средняя часть включает в себя эмоции. Где же человеку лучше? В мечтах или действиях? Всегда по-разному. Где актуальнее в данный момент, там он и находится. Все же лучшая позиция — сегодняшний день. Находясь в сегодняшнем дне, имея опыт прошлого и цели, желания в будущем, человек спокойно и с достоинством совершит то, что ему положено совершить. Что же ему положено совершить? На этот вопрос не ответит ни один психолог. Он может научить человека слушать себя самого. Слышать себя, быть созвучным с собой — это правило, которое даст ощущение правильности. Вместо «там хорошо, где нас нет», все явственнее стало звучать: «Хорошо там, где мы есть, где мы были. Прекрасно то, что мы видели. Нам нравится то, что мы слышим. То, что мы узнали, нам очень нужно». Что же делать, если это не то, что мы ожидали, если мы разочарованы или подавлены? Вот здесь и пригодится дополнительная информация. Расставьте фигурки на песочном поле, всмотритесь в них и послушайте себя. Где находятся просчеты? Что мы делаем для того, чтобы нам было плохо? Возможно, ваша депрессия — всего лишь перенастройка на другой уровень или на новый возраст. Может быть, это просто остановка для размышлений или переоценка ценностей. Если в природе наступила зима, мы знаем, что будет лето, и просто зимой живем немного по-другому, в соответствии с сезоном. В каждом возрасте свои радости, в каждой семье свои традиции, в каждой стране своя культура. Возьмем все самое лучшее. Солнца хватит на всех — и на человека и на травинку. Где же мое место под солнцем?
СОЗДАЙТЕ СЮЖЕТ БИТВЫ
Создание сюжета битвы поможет найти те «ветряные мельницы», С которыми сражается человек. Внутренние враги кромсают и мучают, притягивают врагов извне, да и энергии требуют и забирают столько, что не хватает на созидание. Поиск внутреннего врага — дело захватывающее и увлекательное, еще более увлекательна борьба с ним. Способы борьбы или примирения выбирает сам клиент.
Человеку С. было предложено посмотреть на фигурки, выбрать нужные и создать сюжет сражения. Прежде всего, он насыпал холмик в центре, вверху металлической емкостью. Затем выбрал самых Крупных воинов и разместил их слева, после этого в центре он разместил воинов поменьше, вперемежку с животными и, наконец, справа поставил домашних животных: кошку, козла, лошадь, корову. По jiepe задавания вопросов о значении для него фигурок выяснилось,
11
Часть четвертая что это космическая битва человечества с силами природы. На поле разместились подземные силы огня, воздуха, воды и самая значимая фигура владела пустотой и светом. Силы космоса — равнодушные и могучие. Человечество, как муравьи, завоевывает свое пространство, защищая все, что есть на земле. В зоне будущего разместились фигурка кошки, что означало удобство для С, и фигурка коровы, обозначающая полезность. Все пространство человека и земли было направлено в сторону прошлого и защищало будущее. Вверху расположилась разведка: крыса, потому что она роет норки и может подрыться хоть куда, и кошка, потому что тихо ходит. Внизу на холме львица и лев, спешащие к ним на помощь. В целом, картина вызывала очень теплые эмоции. После предложения попробовать развернуться к будущему, С. сказал, что ощущает незащищенность. И выстроил себе защиту от равнодушных природных сил в виде рва с водой. в резерве оставил разведку и двух бдительных воинов. Теперь воины могли заняться хозяйственными делами. С. также присыпал ноги «космических сил» песком, чтобы они двигались помедленнее, чтобы успеть среагировать на их проявления. В работе шестилетнего мальчика шло сражение за еду. Динозавры хотели захватить еду, которую он выращивал в теплице (огурцы и ка- 13дайте сюжет битвы
73 русту)- Сражение вел Бэтмен. Он мог перемещаться по всему полю. Дерево, символизирующее социум, было отгорожено изгородью, чтобы в битве его не повредить. А в этой работе идет битва за здоровье. Насекомые символизируют позвоночник, который был когда-то поврежден, и теперь его нужно поддерживать в здоровом состоянии. Сюжеты битвы желательно предлагать людям неагрессивным, добрым или вялым. Потому что в процессе работы может выясниться, что они вялые потому, что все время находятся в состоянии борьбы и тратят все силы организма на изнурительную борьбу с невидимыми врагами. Завершив сражение на песочном поле, человек начнет использовать свои силы для других целей. ПУТЬ В ПЕСКАХ
Заколодела дорожка, замуравела.
(Из русской народной сказки)
Путь на песочном поле может быть обозначен рекой, дорогой, тропинкой, направлением взгляда, транспортом, указателем и т. п. Наиболее благоприятным направлением является движение от прошлого к будущему. Так как это и есть путь, определенный рождением. Песочное поле может остаться ровным. Это может быть потому, что человек не хочет раскрываться, находится в депрессии или только что вышел из трудной ситуации. Ровное поле также может быть у человека духовно развитого, целостного.
Так что однозначных рецептов в работе с песочным полем нет, хотя определенные правила все-таки есть. Все вопросы задавайте автору песочной композиции. Все ответы в его душе.
Направление движения дороги или реки может быть сверху вниз или снизу вверх. Так как условно нижнее пространство поля — действие, среднее — эмоции, а верхнее — разум, то, соответственно, движение вверх будет означать, что человек сначала совершает действия, а потом осознает их. Движение сверху вниз означает, что человек сначала обдумывает планы, потом принимает решения, а потом приступает к действию. Движение в средней части говорит о том, что человеком владеют эмоции, и для него главное — не поступки, а отношение к ним, эмоциональные ощущения и соответствующая реакция на них. Ему все равно: плакать или смеяться, любить или ненавидеть, лишь бы происходило что-то эмоционально яркое, впечатляющее и сверхчувственное.
Движение справа налево говорит о застревании человека в какой-то сложной ситуации, из которой он самостоятельно не может выбраться и нуждается в помощи, совете, прощении или «пинке». Он не чувствует выхода, не находит пути решения проблемы и потому не продвигается далее в своем психическом развитии. Прошлые переживания, размещенные в будущем, становятся целью движения, потому что они все время впереди и замещают собой истинные ценно-
■fjfatn»впесках 75
рти, возвращая человека к прежним переживаниям, разборкам, подменяя настоящие достижения, провоцируя снова и снова решать нерешенные проблемы или переживать и пытаться понять, что же произошло на самом деле.
После того как мы предложили элегантной женщине выстроить дуть в песках, нам стало видно, что это действительно путь, тяжелый и изнуряющий. На поле было поставлено всего три верблюда и прочерчен глубокий ров от угла в угол, из нижнего края в верхний. По обе стороны пути были помещены несколько деревьев и в ментальном поле разрыт маленький «оазис». Три верблюда шли один за другим, но не по дороге, а рядом с ней. Пока она строила свой путь в песках, она тяжело вздыхала и встряхивала головой. Картина получилась суровая. Мы спросили, что значат для нее верблюды. Она ответила: выносливость, чтобы вынести все тяготы пути. Что есть такое, что тебе нужно вынести? И почти мгновенно она поняла, что за ситуацию она проживает сейчас. Выслушав ее историю, мы спросили, почему она отделила разум от действия. И указали на глубокий ров, разделяющий по горизонтали из угла в угол ее поле. После некоторого молчания она стала разглаживать ров, который сначала казался просто дорогой, на которую она не может встать. Разравнивая поле, она соединила ментальную часть со своими действиями. При этом она повторяла: «Мне надо успокоиться, притихнуть и просто наблюдать за происходящим. Да, мне надо успокоиться». Она увидела, что верблюды — это не просто верблюды, а ее семья, и что караван направлен не в угол, а к маленькому озеру в ментальной части. Ее подсознание вело в нужную сторону, к осознанию происходящего.
76
Часть четвертая Когда предлагаешь человеку выстроить путь в песках, первая ассоциация у него — пустыня. Человек сначала испытывает напряжение, затем, успокоившись, начинает создавать композицию. В поле может появиться оазис, а может остаться пустынная местность. Во всяком случае, информация будет ошеломляющая. В первую очередь, для клиента. Песок пустыни провоцирует человека найти в своем подсознании жаждущую решения задачу. Что-то такое, к чему трудно добраться. Для этого нужна выносливость. Выносливость, конечно, есть. Даже если человек думал, что ее нет. Решение такой задачи, которая требует силы, концентрации и воли, делает человека еще более выносливым и сильным. Если задача решена на песочном поле, она будет решена и в жизни.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |