Главная страница

Эль Г.Н., Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия


Скачать 11.68 Mb.
НазваниеДинамичная песочная терапия
АнкорЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
Дата21.10.2017
Размер11.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
ТипКнига
#29607
страница6 из 10
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ЧАСТЬ 6,

в которой можно прочесть о том, что композиция и цвет влияют на внутреннее состояние и отражают это состояние на песочном поле

КОМПОЗИЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

В творческих студиях изучают композиции, придавая им смысл гармонии и психологического воздействия. На песочном поле фи­гурки в соединении с ландшафтом образуют единое целое и дают до­полнительную информацию о внутреннем состоянии через компо­зиционное соединение.

В работе, организованной прямолинейно, проявляются такие же прямолинейные «правильные» мотивы, которые вошли в рефлектор­ную программу. Нарушение программы вызывает нарушение спокой­ного восприятия мира. От раздражения до невроза. В таком случае одно раздражение влечет за собой другое. Сюда же относятся квад­ратные композиции. Прямые и квадратные композиции при первом рассмотрении кажутся правильными и устойчивыми. Однако при более внимательном рассмотрении и контакте можно заметить, что людям с такой композицией трудно общаться, потому что всякое новое влечет нарушение устойчивости у такого человека. Всякое рас­хождение с его стереотипами он будет воспринимать, как личную обиду. Таким людям свойственны ригидность, негибкость мышления, а их эмоциональное реагирование будет соответствовать какому-то однонаправленному проявлению. Поведение также подчинено обще­принятым или лично утвержденным нормам. Такие люди тверды в своих намерениях и несгибаемы в принятии решения. Конечно, об­щение с ними затруднено, и даже, может быть, невыносимо. Чаще всего такие люди демонстрируют непонимание ситуации, ими вла­деют навязчивые идеи, необоснованные страхи. Над ними довлеют родительские правила: «Веди себя хорошо», «Будь послушным», «Ты хорошая девочка». Все, что нарушает эти правила, отправляется в недоступные недра бессознательного. Вытеснивто, что нарушаетспо-койную картину мира, человек успокаивается, а внутренний голос старательно заглушается. Человек игнорирует предостерегающие зна­ки, не допускает осознания происходящего, не слышит своих чувств и дожидается взрыва. Сдерживаемое раздражение, несоответствие ожидаемых чувств внешним проявлениям эмоций порождает болез­ни, усталость, снижение жизненной активности.

Л&мпозиция пространства97

;.• Замкнутая в круг композиция дает ее автору иллюзию гармонии, ^[а самом деле это замкнутое пространство, которое закрывает ос­тальной мир и не дает человеку развиваться, замыкая его в себя, как в тюрьму. Многие ритуальные народные игры организованы так, что «человек должен вырваться из круга или не попасть в него. ;, Вот композиция, в которой очаг души огорожен кругами: первый круг людей, расположенных вокруг очага, второй круг — деревья, третий круг организован предметами, четвертый круг — вода вокруг острова. В иллюзорном, гармонически очерченном мире человек может не заметить, как очутился в состоянии крайнего физического истощения и психического срыва.



В песочном поле композиция — диагональное рассечение про­странства, что является показателем душевного раскола. Дорога, река, берег, граничащий с сушей, означают, что в человеке два разделен­ных пространства. Он не может попасть ни в то, ни в другое. Либо мечется между ними, не в силах их объединить. Такая композиция всегда конфликтная. Диагональ — путь из угла в угол, из проблемы в проблему.

98

Часть шестая











Композиция пространства

99











100

Часть шестая

Чаще всего человек, завершая сеанс, выравнивает пространство, создавая из него единое целое.

Ящик для песочной терапии — прямоугольный, провоцирующий своей формой к изменениям. В психологической расшифровке пря­моугольная фигура — знак человека, стремящегося переменить свое сегодняшнее положение дел, свое состояние, свои отношения. В этой провокационной форме песочного ящика проявляется на поле то, что мешает свободному развитию. А изменение есть наше естественное состояние, органическое, связанное с физиологией. Мы все время меняемся. Растем. Взрослеем. Надеваем новые одежды. Узнаем но­вых людей, страны, события. Наше сознание развивается, расширя­ется память.

Накопленная информация меняет картину мира. Человек, оста­ваясь пластичным, легко ориентируется в происходящих переменах.

Ведь меняются даже законы и каноны. И если возникает нечто, что мы не в силах осознать, это может стать препятствием к дальней­шему развитию и достижениям. Так что если фигурки расставлены вдоль стенок ящика и образуют прямоугольную композицию, это говорит о том, что человек хочет что-то исправить, но не понимает, как это сделать.

Треугольный рисунок композиции представляет нам человека це­леустремленного, способного достичь своей цели. Треугольник мо­жет быть образован из трех предметов одного цвета среди других. Общая линия из фигурок может составлять треугольную форму. Тре­угольник, как выпущенная стрела, направлен в одну точку, туда, где обозначена его цель. Композиционный треугольник может указать на значимое место в композиции. Это может быть актуальной про­блемой или целью. Естественно, что решение проблемы тоже может быть целью. Осуществление такой цели откроет путь для решения действительной жизненной задачи.

Композиция хаоса проявляется у человека в период депрессий, переходных периодов. Хаос может быть организован расположени­ем фигурок. Фигурки могут быть просто брошены в поле или навале­ны кучей. В одной работе фигурки были расставлены правильными рядами, но цветовой хаос не соответствовал выстроенному порядку и выдавал желание человека быть менее ограниченным и более сво­бодным.

Композиция спирали обнаруживает на поле объемное восприя­тие мира. Принятие мира во всех или многих его проявлениях (с. 101).

Композиция пространства

101

























102

Часть шестая



Пластичные линии говорят о человеке общительном, психологи­чески мягком, добром, контактном.

Композиция песочной картины дает общее впечатление о внут­реннем состоянии человека. Все, что в данный момент находится в душе, выносится на поверхность песочного поля. Поле может быть ровным. Следы на поле могут производить впечатление ран и шра­мов. Дороги и реки показывают, куда завели проблемы. Горы пока­зывают, как трудно и напряженно человек достигает своих целей. Мы заметили, что открытые пространства соответствуют людям откры­тым, общительным, контактным. Люди, обремененные проблемами, организуют свое поле так, чтобы были изолированные места, закры­тые изгородями, или создают окруженные водой острова. Вландшаф-те, как в зеркале, отражаются психические процессы, которые при­нимают вполне определенные значения. Язык поля, закодированный в линиях пейзажа, способствует открытию новых областей исследо­вания, полных неожиданностей, превосходящих самые смелые ожи­дания своих создателей.

Композиция пространства

103











РИТМ ПЕСОЧНОГО СЮЖЕТА

На песочном поле часто отражается внутренний ритм автора пе­сочного мира. Это может быть равновесие, повторение точного ко­личества фигур или симметричное расположение их. И тогда по фи­гурке, которая выпадает из ритма, можно определить, где самое большое напряжение, чтб беспокоит автора такой композиции.

Хаос фигурок на песочном поле говорит о том, что энергия дан­ного человека неуправляема и может привести к непредсказуемым результатам.

Прямолинейные композиции показывают, что человек недоста­точно пластичен и, если что-то не соответствует его планам и пред­ставлениям, он может выйти из себя, разозлиться или расплакаться, что для решения его задач вовсе необязательно, гораздо эффектив­нее оставаться в ресурсном состоянии и находить новые способы до­стижения результата.

Некоторые сюжеты концентрируются в каком-то месте, оставляя пустые пространства. Композиция кажется перекошенной. Скорее всего, некоторые качества этого клиента окажутся гипертрофирован­ными, а некоторые — неразвитыми, зачаточными.

Перегруженное фигурками поле может сообщать о щедрости че­ловека и жизненной активности, но может указывать на то, что «за деревьями леса не видно». Особенно, если в сюжете множество рас­тений и деревьев, что свидетельствует о проблемах, имеющихся у че­ловека во взаимоотношениях с обществом.

Скрытые барьеры могут быть выстроены из милых цветочков и трав. Конечно, изгороди, камни, кубики, насыпи являются очевид­ными препятствиями. А реки, линии, травы, дороги, мосты могут незаметно перекрыть взгляд, путь, свет.

На картине песочного поля можно заметить, что фигурки могут создать общее движение в каком-то направлении. Например, центро­стремительное, или замкнутое в круг, или направленное в угол, или в будущее (слева направо) или в прошлое (справа налево). Направление может быть от эмоций к действию, или от мечты к реализации. Если движение направлено снизу вверх, это значит, что человек сначала де­лает, а потом думает, что же он такое сделал и зачем. Если направление

ритм песочного сюжета

105

движения реки, дороги, фигурок или всей композиции — сверху вниз, хо человек сначала планирует, продумывает, только потом действует.

Движение, направленное справа налево, то есть из будущего в про­шлое, говорит о том, что у человека в прошлом — нерешенные про­блемы или неудачи или трагические события, в которых он застрял. Атак как подсознание независимо от человека старается решить про­шлые проблемы, это отнимает много энергии, не дает человеку осу­ществлять его планы и мешает дальнейшему развитию. В таком случае следует остановиться, разобраться, что случилось в прошлом, решить проблемы и продвигаться дальше с новыми задачами и силами.

Зеркальная композиция прошлого и будущего может сообщить нам о том, что будущее будет таким же, как прошлое. И тогда, ориен­тируясь на свое прошлое, человек может планировать свое будущее более осмысленно, а не хаотично двигаться в будущее. Если повторе­ние кажется клиенту застоем, он может внести в свою картину мира что-нибудь новое.

Композиционно все фигурки и дороги могут быть направлены к центру. Это означает, что человеку хочется осознать и понять все, что он выставил на песочном поле. Все силы направлены на осуществле­ние задуманной идеи или актуальной цели.

Фигурки, размещенные по углам, означают задвинутые в угол про­блемы. Здесь у психотерапевта большой соблазн вытащить поскорее фигурки из углов и найти им другое место. Не спешите. Возможно, для человека важнее, чтобы его фигурка стояла в углу, а не на всеоб­щем обозрении. Узнайте точно, что хочет решать клиент, а не то, что кажется вам несовершенным. Психолог выполняет тот запрос или ту задачу, которую поставил клиент.

Одинокая фигурка в песочном поле может означать внутриутроб­ное состояние, желание вселенского покоя или смерти, начало но­вого пути или завершение предыдущего.

Ответы можно найти не в композиции фигурок, а в пустоте поля. Незаполненные пространства могу сигнализировать, что здесь скрыты основные события или трудновыполнимые действия, неуспех, нежела­ние двигаться, непонятое и неосознанное. Пустые пространства вовсе не означают, что в них ничего нет, в них есть то, чего человек не хочет видеть. Ритм песочного сюжета подтверждает порядок в душе, мыслях, действиях человека или указывает на беспорядок. Сбились с ритма — значит, его нужно восстановить. В некоторых случаях внешний ритм может завладеть человеком так, что он перестанет слышать и ощущать себя через эти ритмы. В таком случае на поле мы не увидим самого авто­ра, он будет отсутствовать или будет замещен абстрактной фигуркой.

РАВНОВЕСИЕ

Композиционное равновесие показывает, что человек стремится к выравниванию ситуации, к уравновешиванию взаимоотношений и чувств. Равновесные композиции говорят о человеке гармоничном, целенаправленном, общительном. Его мироощущение направлено как внутрь себя, так и во внешний мир, к людям. Его пространство наполнено содержанием и множественными смыслами. Активная жизненная позиция, стремление к пониманию и осознанию проис­ходящих вокруг него процессов позволяют ему быстро налаживать контакт и находить взаимопонимание с разными людьми.

Абсолютно уравновешенные композиции песочного пространства могут предшествовать конфликту или кризису. Если в композиции полный покой и гармония, то это похоже на совершенство. Однако, чтобы постороннему человеку, событию или новому знанию проник­нуть в равновесную композицию, придется что-то подвинуть, нару­шить, изменить. Нетрудно догадаться, что, разрушая совершенство, можно получить неадекватную реакцию. Защищая свое равновесие и довольство, человек рискует потерять контакт с кем-то или не за­метить чего-то лучшего, отвергнуть новые приятные или полезные знакомства. Равновесные композиции показывают, что человек может ограничить свое общение минимумом контактов, чтобы сохранить свой покой. События в его жизни — часто повторяющиеся и однооб­разные. Друзья его — старинные и проверенные. Такой покой может быть затишьем перед бурей.

Сбалансированные композиции могут указывать на то, что чело­век кроме своего конфликта ничего не видит, не слышит, не замечает.

Когда картина на песочном поле представляет собой равновесную композицию, то она сообщает нам о двойственности внутреннего со­стояния. С одной стороны, — это стремление к гармонии, с другой — человек может ограничивать себя, чтобы не нарушать свой порядок.

Неравновесные композиции также информируют о внутреннем состоянии человека. Фигурки, расставленные на какой-то одной ча­сти поля говорят о том, что человек несбалансирован. Что его броса­ет из крайности в крайность и раскачивает, как корабль среди волн.


г
>авновесие

107











108

Часть шестан











-равновесие109

'**•——■ —

(.. В композиции может быть перегружен участок поля, символизи­рующий прошлое или будущее, верх песочного пространства или низ. Если фигурки выставлены в верхней части, это говорит о человеке, который много мечтает и мало делает. У такого человека отсутствует опора на реальность. Такой человек жаждет что-нибудь делать, но ему все время что-то мешает или отвлекает. Если все герои сосредоточе­ны внизу песочного поля, то такой человек делает много, но не дума­ет, что получится. В результате многоделания он не имеет удоволь­ствия и признания, потому что чаще всего дела его импульсивны, ||елки и суетны. Фигурки, расставленные в середине песочного поля, которая символизирует эмоциональную сферу, говорят о том, что че­ловек вкладывает много эмоций в свои дела. Более того, в работе он ^щет эмоциональных впечатлений, а не реального результата. Вот пример такой работы.



Посередине песочного поля протекает река, на берегах которой расставлены мультяшные фигурки. Эта женщина действительно эмо­циональна и может работать только с одной категорией людей, а имен­но—с людьми беспомощными, не состоявшимися в социальном плане. Работая, она получает эмоциональное удовлетворение от но­вых встреч, новых ощущений, впечатлений. Хотя она постоянно го­ворит о бизнесе, в результат своих встреч она не включает получение Материальной прибыли. Не понимая, почему она не достигает мате­риального успеха, она продолжает получать удовольствие от обще­ния. Именно такая программа складывается на песочном поле. Уви-

110

Часть шестая

дев со стороны, что заключено в ее кодировке бизнес-процесса, она соглашается с тем, что происходит в ее реальной жизни, и спрашива­ет, что ей делать. Психолог отвечает, что это — ее подсознание, ее соб­ственное поле, и она может делать в нем все, что считает нужным. Клиентка начинает менять композицию на песочном поле.



Равновесие в композиции показывает стремление человека к внут­ренней уравновешенности. Неравновесие выявляет утраченный по­кой. Внутренняя неравновесная композиция влечет внешнее стрем­ление к беспокойству, к неуравновешенным состояниям. Хотя человек думает, что кто-то выводит его из себя, кто-то рядом несо­вершенен и не устраивает его. В такой ситуации человек глубоко внут­ри сам себя не устраивает. И он будет тянуться к таким людям, кото­рые изначально ему не нравятся. При этом, оставаясь недовольным другими, будет недоволен собой. В таких случаях поле показывает, что другие люди не виноваты в том, что у этого человека такой дисба­ланс. Приведя поле в соответствие, можно выровнять человеческие взаимоотношения. И позволить человеку получать удовольствие от своей жизни.

ЗОЛОТО НА СИНЕМ

Сочетание неба и солнца, — эти два цвета сами по себе оказывают благотворительное воздействие. Погружаясь в песок, руки оказыва­ются в голубом и желтом цвете. Один цвет холодный, другой — теп­лый. Их сочетание дает космическое ощущение гармонии и торже­ство содружества. Одно сменяется другим. Из хаоса возникает порядок и наоборот. Из тьмы выходит свет, из земли — дерево. Солн­це, вода и земля приносят плоды совместными усилиями. Эти вели­кие компоненты зашифрованы в песочном поле. Солнце, вода и земля уничтожают и поглощают все живое, и они же всему дают рождение. Мы — заложники великой формулы жизни. Цветовое впечатление от композиции также дает дополнительную информацию о психоло­гическом и физическом состоянии человека на данном этапе. Ком­позиции могут быть блеклыми, серыми и могут быть насыщенными, цветными. О цветовых взаимоотношениях можно прочитать в иссле­дованиях Макса Люшера. Можно посмотреть на цветовой круг, ко­торым пользуются художники, обратиться к исследованиям цвета Гете. Конечно, люди выбирают цвет в соответствии со своим состоя­нием. Если много оранжевого цвета — значит, у человека низкое дав­ление. На подсознании он поддерживает себя цветом. Красно-зеле­ные тона показывают активный контраст. Разноплановый человек выберет все цвета радуги. Белый цвет включает в себя все цвета и со всеми сочетается. Хаотические цвета говорят о таком же состоянии в душе. Гармоничное сочетание раскрывает гармоничные возможно­сти человека. Если какой-то цвет выбивается из общего соответствия, можно получить дополнительную информацию, осознав, почему цвет находится в противодействии с общим тоном. Отсутствие цвета, се­рость также сообщает о соответствующем состоянии человека в дан­ное время. На картине может отсутствовать какой-то один цвет, то есть человек его игнорирует, и это тоже дополняет информацию о состоянии человека. Возможно, человек какой-то цвет вообще не любит и относится к нему с пренебрежением или отрицанием. По­смотрите, что он отрицает, исключая цвет из своего сознания. В подсознании это цвет, конечно, будет присутствовать. Показатель-

112

Часть шестая

ным примером является работа женщины, которая, обратив внима­ние на оранжевые цветы, спросила: «Неужели кто-то берет такое ди­кое сочетание цвета?» И через некоторое время взяла то, что она от­вергала, и отвергнутым оказалось то, чего ей хотелось: «чего-то весеннего, веселого». Цветная радость ожидания. До этого цветовая гамма ее композиции была коричнево-серой со спрятанным в «тон-нельке» ярко-красным колокольчиком.

Цветовые предпочтения человека глубоко исследованы и описа­ны в работах Макса Люшера, к которым мы вас и отсылаем. Владея цветовой кодировкой психосостояний, можно видеть, чтб в данный момент беспокоит человека. Символике цвета особенно сильное значение придавалось в эпоху Возрождения. По цвету можно было определить принадлежность к сословию, к профессии, душевное со­стояние, например, черные траурные одежды говорили о том, что у человека горе. Одежду зеленого цвета полагалось носить во время ожидания ребенка, комната для новорожденного также готовилась в зеленых тонах. Сочетание голубых, красных и золотых цветов сви­детельствовало о святости. Одежду пурпурного цвета могли наде­вать только приближенные к богам императоры. В нашу унифици­рованную эпоху, когда люди стараются не проявляться в одежде, предпочитая бесцветный вариант (серо-бело-черно-коричневые тона преобладают, и это считается классикой), цвет все равно про­рывается, и по этому прорыву можно увидеть настроение человека. На песочном поле может быть выставлена фигурка, предпочтенная не по форме, а по цвету. Человек так и скажет: «Хочется чего-то яр­кого, красного» или наоборот: «Синего, спокойного». «Почему-то хочется зелени», — начнет размышлять другой. «Эти подсолнухи притягивают меня желтым цветом», — заявит третий. И это будет означать, что человеку нужен не цвет, а то, что за ним скрывается. Тепло, радость, покой, уверенность, энергия, активность, умиро­творение или что-то новое, неизведанное. Спросите об этом у кли­ента. Или объясните ему, что с ним происходит, потому что в наш век занятости и скоростей человек может не успеть осознать свои ощущения, свое состояние противоречия. Песочное поле дает так много информации, что можно в ней захлебнуться, перенасытить себя и клиента. Важно почувствовать главное и работать именно с этим. Сделав один шаг к изменению существующего положения вещей, человек начинает автоматически менять и другое, что при­мыкало к негативу, стопору или заболеванию. Выйдя из тормозив­ших его состояний, человек испытывает облегчение. Поворотные

Золото на синем113

пункты способствуют изменению всех сфер восприятия и возрож­дают движение, — как внутреннее, так и внешнее.

В этой работе присутствуют в основном зеленый и коричневый цвета. Коричневый цвет сообщает о том, что человек истощен на физическом уровне (в соответствии с семантикой цвета М. Люше-ga). Зеленый цвет говорит о непреклонности человека и его упрям-ртве по отношению к ситуации. Работа называется «Эдем».



Еще одна работа с такими же тональными отношениями. Зеле­ный и коричневый цвета показывают, что человек уже истощен сво­им упрямством, но продолжает двигаться в неверном направлении, мучая и разрушая себя.

В этих двух работах, выполненных молодыми людьми, посред­ством цвета и насыщенности поля фигурками можно наблюдать энер­гию, творчество и активную жизненную позицию.

114

Часть шестая











Золото на синем.

115



Каждый цвет несет в себе семантику состояний на данном этапе. Активный человек, выставляющий на поле яркие красные, желтые цвета, будет активно преобразовывать поле. Работа в коричневых то­нах говорит о физическом истощении человека. Выясните, каким способом он обычно восстанавливается, и дайте свои рекомендации. Хаотический подбор цветов взывает о преображениях. Синие карти­ны могут свидетельствовать о желании человека успокоиться или о том, что он погружен в мир прошлого или мечты, то есть оторван от реальности. Белые тона показывают, что человек ждет признания и одобрения в обществе. Нюансов много. Цвет может быть ведущим в получении информации о состоянии человека.

Необходимо узнать, что для человека значит цвет. Очень часто человек сообщает ту же информацию, что сказал бы ему психотера­певт. Поэтому надо понимать, что услышанное человеком изнутри важнее сказанного извне. И первое слово, и последнее всегда за кли­ентом. Цветные работы и бесцветные имеют значение в определении внутреннего состояния. Это также дает возможность заглянуть за ширму человеческой психики. Маска, которую человек использует в общении, может прирасти так, что он уже не замечает, где он сам, а где его роль. Маска может болеть. Если грубо снять маску можно

116

Часть шестая

повредить кожу, к которой она приросла. Цвет, как уже говорилось, может показать, в каком направлении действовать. Какого цвета не хватает человеку, чтобы быть естественным? Можно не сдирать мас­ки, а просто дать нужный цвет, который эту маску растворит. Это не метафора, а психологический прием, способствующий восстановле­нию человека. Какого цвета вам не хватает? Предложение наполнить­ся нужным цветом может оказаться более эффективным, чем обуче­ние новому способу поведения или фармацевтические вливания. Цветовая гамма поля определяет слабые и сильные позиции человека. Цвет, как и слово, восстанавливает целостное состояние человека.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом