Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Эль Г.Н., Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия


Скачать 11.68 Mb.
НазваниеДинамичная песочная терапия
АнкорЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
Дата21.10.2017
Размер11.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
ТипКнига
#29607
страница8 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ЧАСТЬ 8,

в которой говорится

о прописных истинах, имеющих

непосредственное отношение к человеку

СОСТОЯНИЕ

Следует понимать, что человек, занимающийся созданием сюже­та, делает это впервые, волнуется, боится или испытывает другие чув­ства. «Мне было довольно трудно выбрать фигурки, я испытывала некую напряженность в связи с тем, что плохие фигурки вызывали у меня определенные ассоциации, а мне хотелось быть свободной от них» (из отзыва клиента). Поэтому психотерапевту следует быть очень внимательным и терпеливым. Закончив композицию, человек ждет, что ему скажут. На самом деле, он все себе скажет сам. Возможно, прежде чем строить песочный сюжет, ему пришлось преодолеть страх прихода к психотерапевту или переступить расхожее мнение «пойти к психотерапевту — сдаться!». Возможно, он надеется на терапевта, как на Господа, который за один сеанс изменит всю его жизнь. И если на другой день он не станет супербогатым или сверхсчастливым, то будет глубоко разочарован. Состояние клиента на выходе должно быть настроено на него самого. Потому что кто, как не он себе лучший друг, лучший прокурор и адвокат, лучший учитель и хозяин.

Молодой человек создает ландшафт, разгребая песок: в центре — маленькое озеро, справа — океан, вокруг озера возвышенности и горы. Завершив строительство, с улыбкой говорит: «Если бог не бу­дет против, то я буду высоко на небе». С этими словами он начинает выбирать фигурки. «Сначала деревья,— говорит он, — потом лодоч­ку. Красота! Ну, пусть будет вот так. Хочу, чтобы они смотрели на озе­ро». Однако поставил фигурки так, что они на озеро не смотрят. Не­которые фигурки он рассматривает и говорит: «Это я не буду ставить». Другие же берет с радостью: «Это хорошо, это круто! Я хочу много зелени». Молодой человек долго стоит у одной полки, той, которая ближе к песочному полю. «А есть какие-нибудь лошади? Я очень люблю их». Лошади есть. Увидев лошадей, он берет их, размещает в песочном поле и начинает осматривать другие полки с фигурками.

Теперь он более насыщенно заполняет поле. «Бабочки слишком большие, но это неважно. Это красиво». Размещает бабочек в про­странстве песка. «А есть невооруженные человечки?» — «Есть, эта­жом выше». Находит нужного человечка и еще одного. Затем, не гля-

Состояние

135

дя, хаотично ставит морских рыб. Выбирая фигурки, смеется. Наби­рает в ладони фигурки, затем рассматривает их и некоторые возвра­щает на полки.

«Классно», — говорит он, когда берет фрукты. «Это можно назвать посвящение яблоку. Оно такое большое». Размещает большое ябло­ко в композицию. «Все цветы вместе. Можно их все туда?» Кувшин­чики подержал и поставил на место. «Еще есть что-нибудь?» Берет пальму и ставит в песок. «Все!» «Я называю эту композицию «Равно­весие». Они все разные, но вместе. Я дал каждому свое пространство. Я решил не делать никому преграды».

Это человек сказал, что он решил не делать никому преграды. Но в углу песочного поля, отгороженный от всего мира, сидел взъеро­шенный человечек.

  • А что это тут в углу?

  • Легенда. Он не плохой. Он хочет жить, но прячется. Он хочет кого-то пугать, но не получается. Если бы он вышел, он бы понял, что он не один. Он такой, как все, но он этого не знает. Если бы он вышел, он бы узнал, что он такой как все.

  • Между бабочкой и человеческой фигуркой — фрукты. Это зна­чит, если я буду уважительно относиться к другим — всем хватит.

  • А что это за человек с гитарой?

  • Ой, не знаю! Это человек острова. Ему там нравится.

  • Ты сам где?

  • Я могу везде. В доме, Если честно, я могу быть только наблюда­телем.

  • Чей это костер?

  • Человека, который курит. Однажды я увидел человека, кото­рый курил с таким наслаждением, что мне тоже захотелось курить. Я попробовал. Никакого наслаждения. Но этот человек наслаждает­ся — это мое ощущение. Я не умею курить. Через этих людей я себя отражаю. Я хотел бы окунуться в море. Я очень люблю лошадей, ког­да они свободны. Здесь скорпион. Я скорпион по гороскопу. Кого-то они съедают, кто-то их съедает. Они жалят, только если на них напа­дают, защищаются. Но когда ты идешь, они разбегаются, освобож­дая дорогу. Они по-своему хороши. Опасны, но красивы.

Расспросив, о каждой фигурке и получив не просто ответы, а вы­сокохудожественные рассказы, мы обратились к косматой фигурке, забившейся в угол. Это оказались обиды и страх выразить свое мне­ние и свои чувства. Мы неоднократно повторяли этому человеку, что тот, кто сидит в углу, — «он такой как все, и если бы он вышел, он бы

136

Часть восьмая

узнал, что он такой как все». Выйти из угла уже было в сознании кли­ента. И когда он менял композицию, он убрал это существо, из-за которого у него дрожали колени, если он пытался выразить свое мне­ние. Мы не настаивали, чтобы он это сделал. Ему так захотелось. В ре­альной жизни этот шаг, отыгранный на песочном поле, позволил ему отстаивать свое мнение без дрожи в коленях.



На этой фотографии — результат перестроенной композиции, где мы отчетливо видим отпечатанные ладони. Эти отпечатки говорят о начале нового осознания себя как личности. Изначально на поле в разумной части стояла рыба. Это печать предыдущих мучительных размышлений. В левой части внизу транспорт — паровоз с часами и самолет с обломанным крылом. В правой части внизу тоже транс­порт — мотороллер. В верхнем углу высокая башня, маленький розо-венький домик и фонарь. В правой части вверху — эльф, сидящий на постаменте. В центре — новгородский храм и негритянка, которая держит над головой поднос с бабочкой. Негритянку обрамляет круг из небольших предметов: свеча, стеклянные сердечки. Картина аб­солютно равновесная. Из тех, в которую постороннему не войти. После однообразных объяснений, что означает каждая фигурка (де-

Состояние

137

вушка говорила: «Взяла, потому что нравится»), мы спросили: «Поче­му между ней и сегодняшним днем проложена граница из сердечек?»

Она не знала. Созерцание длилось долго. «Почему в центре стоит храм?» — «Когда мне плохо, я хочу уйти в монастырь». Перестраи­вать ничего не хотелось. Когда мы говорили значение какого-нибудь символа, девушка отвечала: «Да, так оно и есть». Но менять ничего не хотела. В сегодняшнем дне пустота. «Да, так и есть». Лампа сигна­лизирует о темноте, о том, что что-то хочется осветить, чего не вид­но. «Да, я не вижу, что мне делать». Транспорт означает желание из­менить ситуацию, не прилагая усилий. «Да. Так оно и есть». Моя коллега настаивала попробовать что-нибудь изменить, я настаивала, что ничего менять не надо, раз не хочется, не надо даже пробовать. Девушка словно была в ступоре. «Я все понимаю, — говорила она, — но менять ничего не хочу». Наполнившись безысходностью, наслу­шавшись себя, своего нежелания что-нибудь менять, она все же уб­рала границу между собой и сегодняшним днем. Сделав один шаг, ей захотелось сделать второй. Решительно встряхнувшись, она убрала рыбу без воды, и поставила в центр то, что мы видим на фотографии. В дальнейшем мы решили сознательно применять этот прием, когда один из нас предлагает менять композицию, а другой убеждает даже не пытаться это сделать. Мы обратили внимание на многоэтажность в символах девушки. «Наверху, — сказала она, — божественное, ду­ховное. Внизу — жизненное, чувственное».

Мы предложили еще что-нибудь переделать. «Захотелось лю­дей», — сказала она. И наполнила песочное поле разными людьми. «Это значит, что я могу общаться с разными людьми. Картина назы­вается „Вместе". Это в углу— монах». «Смею заметить, что это не монах». —«Ктожеэто? — берет в руки фигурку и рассматривает ее. — Женщина? Лучник? Убийца львов? Астронавт? Явно бдит, смотрит. Не таится ли там опасность. Атеперь он смотрит на звезды. Там тайны, которые скрываются. Заботливый. Пальцами не указывает». — Воз­можно, когда ты хотела уйти в монастырь, ты хотела чего-то другого, принимая за монаха, того, кто на самом деле монахом не был. А что это за фигурка, которая смотрит в другую сторону от остальных? Все смотрят в центр, а он вправо». — «Это китайский мудрец. Хотя, нет, теперь я вижу, что это монгольский певец. Это мое желание петь». Она посмотрела на композицию и сама себя спросила: «Куда это они направляются? — и сама себе ответила. — Сюда. Здесь интересно». — «Что тебе нравится в твоем поле?» — «Заполненность». В этой ком­позиции было заполнено все, кроме сегодняшнего дня. Пустота се-

138

Часть восьмая

годняшнего дня тянулась через все композиции, как бы они ни ме­нялись. Я спросила, считает ли она себя исключительным, необыч­ным человеком. «Да», — сказала она, но при этом выражение ее лица судорожно дернулось, она была явно смущена. «Это видно по полю». — «Как?» — спросила она. Я ответила, что если человек ста­вит китайца или негра («а сам при этом не негр и не китаец», — доба­вила моя коллега), то это говорит о том, что он не такой как все. Мысль эта понравилась ей. Мы чувствовали, что ей важно быть личностью необыкновенной, и она нуждалась в поддержке. Мы предложили по­строить ей еще что-нибудь.



Оставляя неизменным центр, она заменила некоторые фигурки, некоторые переставила. Композиция называлась «Ведьма».

«Слева — мистика. Мне нравится все мистическое, — сказала она. — Я ищу в интернете тексты и наслаждаюсь этим». — «А что это затри фигурки рядом?» — «Это — три в одном. Первая — элегантное светское, вторая —домашнее, третья — феечка, волшебная». Мы за­метили, что домашнее спит, и сообщили ей об этом. Она согласи­лась. Также мы заметили, что в сегодняшнем дне появились несколько предметов: кувшины, чаши и сердечко. На этом сеанс был завершен.

Состояние

139

Год назад она выставила в центре поля сухое дерево, сказала, что ком­позиция называется «Я», побрызгала его водой и ничего не захотела менять. Год назад она утверждала, что это мертвое дерево прекрасно. Мы не настаивали на переменах. Но мы очень надеялись, что это древо оживет в реальности, расцветет и даст плоды. Достаточно было того, что она увидела со стороны, что стало с ее душой. И хотя она сопро­тивлялась и утверждала, что сухое дерево — это прекрасно, она виде­ла воочию свое реальное состояние. Для возрождения дерева нужно было время, и мы встретились с ней через год.



МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ И КОНФЛИКТЫ

Не предъявляй претензий ни к себе, ни к богу, ни к прошлому.

Народная мудрость

Народная мудрость важнее народной глупости. Тем не менее вы можете заметить, как массовое увлечение некоторыми идеями мо­жет привести к конфликту с самим собой. Например, русская идея бессребреничества и получения мгновенного богатства по случаю. Емеля, золотая рыбка, Иван-дурак — все это есть народная мечта о справедливости. Было бы хорошо развить справедливость по отно­шению к себе. Вот вы исправно сидите на печи, едите калачи, а бо­гатство все не появляется, и королевна не предлагает заключить брак. Заметьте, что герои сказок все-таки кое-что делали, хотя бы сети сплели и за водой в зимнюю пору отправились. Так что послу­шайте, о чем вас просят или сами что-нибудь затейте. Если вы не увидели в сказке глубинного сознания начального действия, а об­ратили внимание лишь на результат, то вряд ли вам удастся его по­лучить, не услышав и не почувствовав, куда сейчас надо отправлять­ся. Стрелой стрелять или не стрелять. Рожь сторожить или коня седлать. Конфликт возникает как раз тогда, когда человек переста­ет слушать свое внутреннее состояние и следовать ему. Если вокруг вас разгорается конфликт, кто-то обидел, обманул, подставил, на­пал — значит, этот конфликт уже зрел внутри вас и теперь в разгаре. И сейчас самое время обратить внимание и расставить акценты — кто виноват. А виноваты только вы. Сравните несколько ситуаций, и вы заметите, что в некоторых аналогичных ситуациях вы ведете себя одинаково. Вы притягиваете к себе то, что накопилось внутри вас. Спустите пары или переведите стрелки: это означает, что пора пересмотреть отношение к самому себе. Конфликт есть руководство к действию, а не сведение счетов. Конфликт — не бедствие, а благо, ибо открывает новые перспективы. Если ваше внутреннее состоя-

{Лирное сосуществование и конфликты

141

ние вас не устраивает, самое время разобраться — почему. И солнце лучится светом. И жена по-прежнему хороша, и начальство умно — видимо, вы сами изменились и хотите чего-то большего от себя или хотите чего-то совершенно другого.

Возможно, вы уже нарастили такой слой защиты, что перекрыли себе обзор. Скрылись так, что и другие вас уже не видят. К вам пыта­ются достучаться, а вы не слышите. Если вам уже удалось нарастить пуленепробиваемый панцирь, не думайте, что вас никто не достанет. По человеческой природе человек открыт миру. Произведите вели­чайшее в мире открытие себя. Не обещаю, что вам станет легче, но интереснее будет точно.

ПЕСОЧНЫЕ ТЕКСТЫ

Ни одна картина, созданная на песочном поле, не похожа на дру­гую, каждая уникальна, как уникальны люди, создающие эти сюже­ты, как разнообразны характеры и жизненные события каждого че­ловека. Вглядываясь в композиции, ощущаешь и ищешь новые пути созерцания песочного поля. Автор песочного текста входит в состоя­ние диалога с самим собой, своим внутренним миром и через это об­щение входит в транс, в котором многие вещи, ранее непонятые, ста­новятся очевидными.

Синхронность и сбалансированность сенсорных чувств является наиболее гармоничным способом взаимодействия. Проблема возни­кает, когда существует однобокость, единственный выбор и един­ственный способ восприятия или поведения приводит в тупик. Вспомним сказку о Колобке с его единственной песенкой и един­ственным способом поведения отвлечь внимание и убежать. Одно­образный опыт сужает возможности выбора. И в нестандартной си­туации человек, как Колобок, теряется и не знает, что предпринимать.

В одной из работ верхняя часть поля оказалась пустой и девушка, ее создавшая, никак не могла понять, почему там вверху (в ее созна­нии) пусто, ведь она всю жизнь думает и прежде, чем что-то сделать, долго обдумывает и только потом принимает решение.

До того как она пришла к этой композиции, к установке на про­явление чувственности, ее предыдущая (первая) композиция имела пустую эмоциональную часть. Она все обдумывала, но ничего не про­чувствовала. Разум привел ее в тупик. И теперь, когда он ничего не может больше придумать, он отключился (временно), давая возмож­ность чувствам найти другие пути. Мы не знаем сколько понадобит­ся времени, но через какой-то промежуток, разумное и чувственное отношение к жизни сбалансируются и приведут к новым выборам и возможностям действовать.

На данной композиции видно, что человек руководствуется толь­ко чувственностью, и это может привести к однобокому развитию, к «колобковому» поведению. Здесь в программу не включены разум­ные способы поведения, а только эмоциональные. В конце реки по-

Песочные тексты

143



ставлен светильник, что говорит о том, как человеку важно понять, что с ним происходит, где источник неудач.

Увидев, где дисбаланс, человек стал заполнять поле разума сим­волами, называя их вслух, и в поле действия было поставлено дерево, как символ желания взаимоотношений с социумом.

Современная психология изучает людей со здоровой психикой. Такое отношение к человеку является гуманным и надежным.

Для того чтобы обратиться к психологу, не надо ждать, когда сой­дешь с ума, заработаешь невроз или впадешь в депрессию.

Множество тестов разработано специально для того, чтобы най­ти, где сбой в программе. Таким тестом является песочная компози­ция. Вот пример работы с девушкой, которая, занимаясь сетевым маркетингом, отрабатываетодну-единственную программу, которую приобрела на семинарах и тренингах сетевиков. Герои ее компози­ции мультяшные, что свидетельствует о произошедшей остановке в психическом развитии. Сама девушка изобразила себя бегемотиком, таким же инфантильным, как и те герои, к которым она спешит на помощь. Она не ощущает себя человеком. И все вокруг — маленькая игра в бизнес. Композиция называется «Помощь идет». С первого взгляда эта работа кажется милой и безобидной. Пингвинчик, жду-

144

Часть восьмая

щий бегемотика, чтобы вручить ему (ей) цветы и подарок. Змейка, как символ мудрости, поставленная в будущее. Маленькая собачка — охранник, которая не укусит, а хотя бы голос подаст, чтобы предуп­редить.

  • А зачем это лампа стоит в конце пути?

  • Это свет, к которому я стремлюсь.

  • Значит, находишься в темноте?

  • Нет. Просто хочу еще больше узнать. Свет — это знания.

  • Самое значимое в картине — корабль. Куда движется твой ко­рабль?

  • Туда — в будущее, туда же, куда и река.

  • Но, как специалист по кораблестроению, заявляю, что корабль развернут кормой по течению, а носом упирается в борт ящика. Всё, приплыли. Значит, ты плывешь задом наперед? Оказывать помощь. Может, помощь нужна тебе самой?

По лицу девушки двигаются эмоциональные волны. Она в недо­умении. Как же так, ведь ее ждут, ждут ее помощи, а она делает что-то не то. Вот стоит маленький лягушонок, у него нет возможностей путешествовать. Бегемотик поможет ему. А корабль плывет не в ту сторону, не вперед, а задом наперед. После понимания того, что про­изошло в ее подсознании, девушка начинает менять фигурки. Она превращает себя в человека, потому что, когда она подошла к биз­несмену в «бегемотиковом» виде, бизнесмен даже не увидел ее глаз под кепкой. Бегемотик вставал(а) на подставки и все-таки чувство­вал^), что в таком стиле общения не получится. Вот тогда-то и пре­вратился бегемотик в реального человека. Девушка и бизнесмен про­тянули друг другу руки.

Возник настрой на равенство. В будущем были поставлены плоды и ожидание успеха. На поле обозначились две программы. Одна по­ставленная извне, другая собственная. Появились деревья, как стрем­ление быть в социуме. Кораблик развернулся носом к будущему. Что ж, счастливого плавания и осмысления происходящего.

Во время создания ландшафта этот человек произносит такую фразу: «Руки не делают, что видит голова». В сюжете мы видим ожи­дание катастроф. Огромная волна надвигается на малюсенькую ло­дочку. Лодочка находится в той части поля, которая символизирует действие. В верхней части нет ничего. Человек живет «без головы». Движение волны и лодки направлено вверх.

Этот человек стремится осознать, что он делает, но после того, как все свершилось. Сюжет называется «Мы».

Песочные тексты

145











146 Часть восьмая

Девушка поставила по углам пальмовые заросли, в центр чашу. Когда она выбирала фигурки, она сказала, что сейчас построит муль-тяшную страну, чтобы убежать из зоопарка на свободу. Далее она ска­зала, что люди ей не нравятся. Работа называется «Мечта». Это мечта о благополучии. В центр она ставит чашу, что говорит о том, что ее актуальная задача — быть женственной. Вот ее благополучие — чув­ствовать свое женское начало, женскую сущность. Хотя внешне она обворожительна, стройна, красива, ухожена, хорошо одета. К воде стремятся маленькие черепашки, выброшенные когда-то насушу.

Деревья образуют квадрат. Это говорит о восприятии правильно­сти своего поведения, мыслей. В будущем она выбирает себя кош­кой, которая играет сама по себе. В углу прячется жираф. Он неук­люжий, его жалко. Сегодняшний день пуст. Много мыслей, мало эмоций.

Эмоции все в прошлом. Забившийся в угол неуклюжий жираф оказался самым дорогим существом из выставленных на поле. По всей вероятности, в детстве была дана сильная установка вести себя пра­вильно, и девушка постоянно контролировала, чтобы соответство­вать предписанным правилам взрослых. В результате на поле не вы­ставлено ни одного человека.



Песочные тексты

147



Случайные требования и правила становятся необратимостью. Естественный результат запретов естественного поведения замора­живает развитие. Какая-то часть перестает взрослеть. Внутри обра­зуется несколько возрастов. Они вступают в противоречия. Субъек­тивные взгляды упираются в несоответствие навязанным извне. Таким образом, человек получает два или несколько взглядов на одну ситуацию. Двойственность рассекает или создает границы внутри процесса. Событие поглощает другие события, изолируя их от ком­ментариев, запрещая осознавать, подвергать анализу и принимать собственное решение. Различие между тем, что запрещено и что раз­решено, поддерживается принятым внутренним законом.

В песочных текстах человек рассказывает через внешние события свои внутренние переживания, состояния, стремления, желания. Их подлинная суть закодирована в выбранных фигурках и во взаимоот­ношениях между ними в пространстве песочного поля. Какая-то одна несправедливость или конфликт распространяется на другие уровни человеческой жизни. Столкновения или избегание конфликтов вы­ковывают характер. Нельзя не удивляться, как сильно негативные аспекты влияют на внутреннее состояние и влекут за собой внешние изменения. Аномалии кажутся внезапными. Хотя при рассмотрении

10*

148

Часть восьмая

всегда оказываются накопленными. Цена, которую мы платим за не­внимательность по отношению к себе, высока. Нельзя не отметить, что адекватное представление о себе является основой душевного благополучия. Мы не можем существовать без взаимоотношений, без взаимокорреляций, без взаимовоздействий. Свойство человека быть открытым и расположенным к миру снимает многие проблемы и ста­вит новые задачи. Постоянство перемен является естественным при­родным состоянием нашей психики, разума и следующим из этого поведением, из которого складываются песочные истории.

ЖИЗНЬ КАК ЛЮБОВЬ

Послушайте, еще меня любите за то, что я умру.

Марина Цветаева

Родители нас обожают, педагоги нами восхищаются, мы готовы к великим свершениям — было ли с нами такое? Было. Но когда нас обижают и не любят, это запоминается на более длительный срок. Еще больше нас расстраивает непонимание. Мы не понимаем сосе­дей, родственников, начальство — они не понимают нас. Есть вещи гораздо важнее: понять себя. Это интереснее. Это окрыляет, подни­мает и дает развитие. Что толку, что мы понимаем своего соседа или друга? Толк в том, чтобы узнать, что движет нами.

А движет нами подсознание. Сознание лишь следует за ним. Дол­гое время мы изучали внешний мир: его геофафию, законы, расче­ты. Когда же мы познакомимся с собой? Мир внутри нас так же мно­гообразен и бесконечен, как и внешний. В нем, кроме химических и физиологических процессов, — слова и числа, образы, романы и фан­тазии. Если мы не узнаем свой внутренний мир, мы не сможем знать, как развиваться дальше, и тогда нам поставят цели другие. И мы за­будем о своей. Потому что чужая может оказаться ярче и привлека­тельней. Достигнув чужой цели, мы отметим это на веселой вечерин­ке, а потом вдруг станет грустно. И совсем непонятно будет, отчего. Когда же мы достигнем своей собственной цели, мы преисполнимся теплым чувством любви к себе, окружающим и миру. Это не значит, что, узнав свою цель, мы разбредемся по кельям, ведь цели многих людей совпадают и объединяют их.

Через призму радостной любви к себе мы сможем поддерживать и других людей. Цивилизация создала иллюзию человеческой силы и защищенности. Без семьи, сотрудников, друзей, учителей человеку трудно. Сыграем теперь в песок. Посмотрим на наши взаимоотно­шения со стороны. Кто-то сидит в углу и ждет, сам не знает, кого. Кто-то стоит в центре, на острове, отгородившись ото всех. Кто-то размахивает саблей. Кто-то спрятался за стенами замка. И при этом

150

Часть восьмая

хочет общаться. Не выходя из своего укрытия. Некоторые надели маски ведьмы, колдуна, чудовища или воина. Ждем любви, а сами агрессируем на всех.

Полюбите меня такого, каков я есть. Полюбим. А что мы получим взамен? Любовь меняется только на любовь. Ни деньги, ни подарки не могут быть эквивалентом.

Когда одной женщине было предложено построить композицию на тему «Любовь», она ее построила с таким вдохновением и разма­хом, что работа ее вызвала одновременно и восхищение, и недоуме­ние, ведь на предыдущем сеансе она выстроила композицию, кото­рая была лаконична и малоподвижна. Работа на тему «Любовь» показала, что в этой женщине скрыт непроявленный потенциал эмоционального потока. Все песочное поле было заполнено любов­ными парочками животных, зверей, рептилий, людей, кораблей и символов. Можно было расспрашивать о каждой фигурке и потра­тить много времени. Поэтому мы обратили ее внимание на неза­полненный участок поля. В верхнем левом углу не были поставле­ны фигурки, а была только маскировка из посаженных цветов. В этом углу оказались спрятанными взаимоотношения клиентки с матерью. После яркого короткого рассказа клиентка положила в пустое поле кисть винограда и сказала, что это тепло и солнце. Да­лее мы спросили, где она сама. И эта симпатичная женщина указа­ла на гориллу, говоря, что горилла такая элегантная, красивая и жен­ственная. Кроме того, мы обратили внимание на пары людей. Было ощущение, что эти пары не танцуют, как сказала клиентка, а дерут­ся. Так оно и оказалось. Эта женщина находилась в состоянии борь­бы со своим бывшим супругом, который постепенно превращал ее в гориллу. От такой неожиданной информации клиентка шмыгнула носом и принялась менять композицию. В результате горилла выш­ла из поля, и вместо дерущихся пар появилась пара, в которой муж­чина бережно поддерживал прекрасную женщину. Когда женщина расхваливала красоту гориллы, создалось впечатление, что ей ни­чего не захочется менять, и вся любовь такой и останется, но, выс­лушав себя до конца и насмотревшись на гориллу, женщина вдруг начинает менять фигурки, словно какое-то прозрение произошло внутри нее. Никто не говорил ей, что нужно все изменить, если бы она захотела остаться гориллой, пусть бы и оставалась ею. Может, так удобнее и справедливее. У гориллы ко всему еще отсутствовали глаза. Женщина не замечала, как она становится животным. «Да, вот и одежда у меня такая же, серая», — произнесла вдруг эта жен-

Жизнь как любовь

151

щина. Увидев свою одежду, она словно увидела себя, и в этот мо­мент ей и захотелось что-то переделать.

Она стала менять композицию, убирая дерущиеся-танцующие фигурки. Долго искала новую пару. Когда нашла, поместила эту пару в будущее. Подержала в руках свадебную фигурку, стоящую в центре. Куда они смотрят? Вверх! Они мечтают! Когда она занялась переме­нами, лицо ее раскраснелось, губы напряглись. Она меняла свой мир, всматриваясь в него. Понимая, что свой мир создает она сама, она переменила то, что так долго ее мучило. И выстроила себе то, что она хотела чувствовать.



Когда девушке А. было предложено сделать композицию на тему «Любовь», она нарисовала на песке квадраты и прямоугольники. Потом она посмотрела на полки с фигурками и сказала: «Здесь нет настоящих мужчин. Но я могу найти его».

Продолжая осматривать фигурки, она говорила: «Они мне по ро­сту не подходят. Я найду мужчину, но он мне не понравится. Одни отморозки и скрюченные уроды... Еще и падает... неустойчивый». На­конец, она выбирает фигурки мужчины и себя. Ставит их рядом на поле.

152

Часть восьмая

«Это мой сон, — произносит девушка.— Я видела этот сон. У меня на лице было ощущение любви. Такого в жизни не было. Квадраты — это дома. И мы над ними».

Мы замечаем, что это все-таки сон, и спрашиваем: а какая лю­бовь в реальности?

Девушка А. говорит, что тогда надо строить заново. «Не знаю, что строить мне предстоит. Ох... Любовь, — вздыхает она и рисует паль­цем дорогу. — Я хочу, чтобы было так, как я хотела». Вдоль дороги она устанавливает деревья, в начале пути ставит мужчину и женщи­ну. В конце дороги дом. «Ну, вот, — говорит она. — Это наш домик, мы в нем будем жить. И, конечно, лошадь. Где моя любимая красная лошадь? Ее нет, ускакала. Когда же она вернется?» Она долго осмат­ривает полки, но лошадь, которую брала на предыдущем сеансе, не находит, хотя мы видим, что лошадь стоит на прежнем месте. Вместо лошади она берет змею, свернувшуюся спиралью. Размещает спираль-змею возле дома. «Я бы еще качели поставила». Затем она начинает пристраивать «фигурку-себя» на руки к мужчине. И ставит мужчину, который несет ее на своих руках в начале аллеи. Мы обращаем ее вни­мание на деревья, которые перекрыли ей кругозор, отделили от про­шлого и от будущего. «Что значат для тебя деревья, если понимать,



Жизнь как любовь

153

что они являются символом социума?» — «Хочется убрать деревья, — говорит девушка, — они напрягают. Они контролируют меня. Если они не будут контролировать, я встану на ноги». Она берет «фигурку-себя» и начинает рукой приглаживать ей волосы, причесывать. «Да я знаю, когда меня не контролируют, я привожу себя в порядок». При­чесав волосы у куклы, она ставит ее в поле, начинает убирать дере­вья, словно освобождая пространство.



А такую необычную работу на тему «Любовь» сделала сорокалет­няя женщина и назвала ее «Я». На каждом ухе по спирали в виде змей. «Это мудрость, — говорит женщина, — чтобы она мне в ухо шепта­ла». Озеро в центре одновременно является ликом, Мы спрашиваем: «Что это за кристалл во лбу?» — «Это третий глаз. Я что-то вижу, хо­телось бы развить. Я хочу больше видеть». — «А над глазом?» — «Мыс­ли замкнутые. Они хорошие. Крутятся в одном направлении. Нет ши­роты и глубины». — «А над мыслями?» — «Ангел. Он с крыльями. Он летать может. Он прозрачный. Мне нравятся прозрачные вещи. Они чистые. Хочу видеть чистых людей. Чистые сердца. Они тоже у меня прозрачные. Хочу общаться с чистыми людьми. Духовно вымытые. Общение от чистого сердца. Я наслаждаюсь, когда это есть».

154

Часть восьмая



Удивительно то, что в поле есть все, что нужно человеку, чтобы решать жизненные задачи. Это и сила, и покой, и собранность, и, конечно, любовь. Убегая от происшествий и проблем, человек не бережет свои чувства, главное из которых — любовь. Часто на сеан­се ставятся задачи материального плана, карьерного, взаимоотно­шений в коллективе, семье и другие. И при этом в центр, который является самым значимым и актуальным местом, ставится символ любви. Сердце, чаша, кувшин, башня, рыба, свет и сердце, свеча и рыба, бог и чаша и т. п. Мы столько раз убеждались, как сильно че­ловек нуждается в любви, что можем утверждать, что это самое глав­ное чувство, которое человек стремится не растратить, сохранить, уберечь.

А потеряв, ищет его, потому что любовь делает человека объем­нее, увереннее и значимее. Любовь воспевали поэты. О божествен­ной любви говорят служители культа. Теперь любовь исследуют уче­ные. Без борьбы нет побед, — утверждает пословица.

Я бы сказала, что победы нет без любви. Потеряв чувство любви, человек теряет себя и начинает бороться с собой. Со своими привыч­ками, манерами, зависимостями. Любовь — это то, что восстанавли­вает все. Любовь дает покой, гармонию, наслаждение и не мешает ни

Жизнь как любовь

155

карьере, ни бизнесу, ни занятию любимым делом. Любовь дает кры­лья тому, кто хочет быть окрыленным. Любовь поддерживает здоро­вье, душу и мир. Мы не настаиваем на том, чтобы все было замеча­тельно. Жизнь есть жизнь. Она включает в себя все: счастье и страдание, трагедию и комедию, падения и взлеты. Но если вы ис­ключили из своей жизни любовь, вы впустите на ее место прямо про­тивоположное. И не поймете, почему вам так не везет, почему вам скучно, почему вас не любят. Отправляйтесь в путь, на поиски луч­шего, что поддержит вас в жизни, даст вам опору, уверенность в себе, вдохновение и полет.

ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМОСТЬ

Творчество заложено в каждом здоровом человеке одновремен­но с рождением и с программой на рост и развитие. Творчество — это не только рисование, романописание или музыкосочинение. Творчество — сущность человека, его причастность к божественно­му началу. Творчески можно сшить платье, выточить деталь, сва­рить борщ, испечь пирожки, прополоть грядку, прокатиться на ве­лосипеде. Творчество — это чувственный подход к любому делу, настрой гармоничного состояния и легкость в исполнении. Песоч­ная терапия — акт творческий. На песочном сеансе творчество проявляется в полной мере со всей его свободой и красотой. Отсут­ствие гибкости, замыкание на одном направлении, одной програм­ме отодвигает от человека творчество. Непонятное раздражение, уныние овладевают человеком. Что ж, хоть какие-то чувства есть. Неприятные негативные чувства говорят о том, что нужно обратить внимание на них. Не нужно такие чувства не любить. Неприятные ощущения — это просто ощущения, которые показывают, что в этом направлении нет смысла двигаться, что здесь не будет результата, что следует делать что-то другое. Что? Спросите об этом у своих чувств. Когда дорога выбрана правильно, тогда удача под ногу сама ступеньку подставляет. Тогда и появляются стремительность и лег­кость в достижениях любого плана. Все удается и получается. Пе­сочное творчество даст информацию о том, где у вас заклинило, почему вы остановились, что мешает идти вперед. Песок, как мета­фора земли, возьмет в себя и переварит ваш негатив, вода очистит и отмоет, очищающий огонь изменит, ветер придаст вам легкости и скорости в достижении целей. Руки, ваши собственные руки, под­держат вас и похвалят. Любое творчество помогает человеку быть творцом своей души, слушать себя и свое сердце, переваривать и переделывать на чувственном подсознательном уровне то, что про­исходит с вами в данный момент. Задача творчества — найти истин­ную сущность в самом себе, не подменяя ее внешними ценностями. Всякое творчество высшего порядка: живопись, танец, литература, театр, кино и т. п. — создает настрой на духовный рост, на развитие

Творчество как необходимость

157

и стремление к совершенству. Человек оттачивает мастерство, про­живает мгновения озарений и достижений. Творческое отношение к себе формирует человека, сочетающего высокую концентрацию и свободу одновременно.

Оценивая свое творчество, можно понять, что происходит в не­драх души, и если на сегодняшний день душа — как падший ангел, то завтра она в чистоте и сиянии стремится снова ввысь. Если вы рису­ете сегодня, то посмотрите, какими красками вы это делаете, если вы лепите, то обратите внимание на форму. Если вы готовите обед, убе­дитесь, удался он вам или нет.

Почувствуйте свои руки, ноги, туловище одновременно с вашим ритмом и настроем на жизнь. Освобожденное тело будет танцевать в созвучии с музыкой сфер. Если с вами вдохновение, то, значит, все в порядке. Если вас все «достало», то посетите психологическую кон­сультацию и узнайте, что из вас «достают». За мелочными дрязгами может оказаться скрытое душекрушение.

Чем больше вы притворяетесь, что все в порядке, тем больше об­манываете себя и разрушаете — свою душу, свою энергетику, свой по­кой, свою любовь, или «что еще есть у вас там».

Руки, коснувшиеся песка, вступают в творческий процесс и начи­нают разгребать то, что не смог понять разум. Творческое начало при­ближает человека к божественным стихиям. Слово «художник» пе­реводится «кто, как бог». И это самое вселенское начало, данное нам от рождения, нужно поддерживать, как огонь в костре или очаге. Может, поэтому наиболее популярной фигуркой является маленький костерок с котелком над ним, который есть в нашей коллекции. Этот костерок выставляет на поле каждый второй. Желание эмоциональ­ного тепла — необходимый элемент человеческих взаимоотношений. Пластичность тела, эмоций и разума создает лучшие условия для твор­чества. Жесткость и косность ограничивают его или вообще закры­вают творческие проявления. Включаясь в арт-процессы, в частно­сти в создание песочных композиций, человек открывает доступ к творческому потенциалу, который является необходимым в созида­тельной самореализации органичной сильной личности. Песочная терапия позволяет человеку отнестись творчески к себе. Выстраивая песочную композицию, он выстраивает себя. И в этом есть нечто мистическое. Он достает из себя свои внутренние символы, внутрен­ние ориентиры и убеждается в своей правоте или меняет то, что ему уже не пригодится, что он перерос. Само человеческое тело — это постоянный процесс изменений.

158

Насть восьмая

Творческое отношение к себе помогает успевать за этими измене­ниями. Накопленный опыт веков проявляется на чувственном уров­не и может оказаться таким сильным, что человек будет не в силах его пережить. В современных психологических исследованиях было обнаружено, что человек кодирует свои события символами и про­странством. Именно поэтому каждая фигурка содержит в себе целую историю. Выставляя на песочное поле фигурку, человек открывает целое действо, спектакль, который он прожил или который заплани­ровал на будущее. Кроме личной истории человек вписывает себя в мировой контекст бытия. О космическом влиянии на жизнь появля­ется все больше и больше подтвержденной информации. При этом в общепринятом воспитании современного общества слияние челове­ческой судьбы с космическим воздействием игнорируется всеми воз­можными способами. Постоянной суетой, изнурительной работой, просмотром телевидения, компьютерными играми. Но одновремен­но в этих действиях проявляется космический уровень человека. Самая простая компьютерная или фольклорная игра основана на при­частности человека к звездному движению, к космическому про­живанию. Самая простая сказка — это закодированный космос. Если человек не слышит своего космического начала или происхождения, его все равно заставят услышать это через других людей, через книги, через заболевания, через неожиданные случаи, через катастрофу или, в конце концов, смерть. Смерть, как явление космическое, воздей­ствует на человека сильнейшим образом и открывает перед ним но­вые непознанные ощущения, размышления. Смерть — это явление самого космоса.

Новое рождение почему-то принимается человеком более есте­ственно, чем смерть. Хотя и мать, и ребенок в период рождения проходят через страдания и смерть. Между рождением и смертью про­ходит человеческая жизнь. Эта жизнь включает в себя жизни преды­дущих поколений и жизнь всех живущих на земле. Мы зависимы друг от друга. Мы зависимы от космоса. От его погоды, даров, плодов, животных, растений, полезных и не полезных ископаемых, от дви­жения планет, от лунных фаз, от пятен на солнце. Но это уже другая история. В процессе песочной терапии проявляется то, насколько человек осознает себя с другими или же он одинок. Одиночество — это только чувство. На самом деле человек все равно связан со всем миром, и это чувство единения тоже можно ощущать внутри себя. Творчество — такое же космическое чувство, как и сама жизнь. Не­даром слово «творчество» созвучно со словом «Творец». Творческие

Творчество как необходимость

159

процессы необходимы человеку. Они так важны, что те, кто не нашел времени и сил для творческих воплощений, готовы платить певцам, актерам, художникам, музыкантам за то, чтобы они сделали это за них. Достижения великих творческих людей становятся достоянием страны или всего мира, и это подтверждает взаимосвязь людей. Твор­ческая потребность периодически вспыхивает в каждом человеке, проявляется в различного рода деятельности. От украшения себя кос­метикой, бижутерией и одеждой до мировых достижений. Через твор­чество человек познает другие состояния. В том числе состояние из­мененного сознания, выхода из тела, чтение мировых текстов, путешествия в иные миры, кармические переживания. Кому-то это страшно, для кого-то необходимо. Творчество — одна из лучших ак­тивных форм духовного роста. Творческое отношение к себе, к своей жизни способствует развитию каждого человека. А каждый человек — это и есть космос, его вселенское воплощение. Познавай себя — и ты познаешь весь мир.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей