Главная страница
qrcode

Эль Г.Н., Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия


Скачать 11.68 Mb.
НазваниеДинамичная песочная терапия
АнкорЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
Дата21.10.2017
Размер11.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭль Г.Н., Человек, играющий в песок.doc
ТипКнига
#29607
страница9 из 10
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ЧАСТЬ 9

про завершение работы на песочном поле и немного лирики

МОРЕ

Перед тем как построить на песочном поле свой внутренний мир или свои ощущения, можно предложить описать впечатление от встречи с морем. Сочинение о море расслабит клиента, погрузит в приятные ощущения, настроит на работу и глубокое проникновение во внутренний мир.

«Море. Ровная зеркальная гладь. Темное зеркало тайны, в кото­ром отражаются звезды. Пучина загадок и отгадок.

Убаюкивающее шипение прибоя. Свежесть и вкус жизни раство­ряются в какофонии звуков, уходят все сомнения и беспокойства.

Душу заполняют умиротворение и спокойная сила. Огромный прилив сил и ощущение, что все получится».

«Море — это сила, стихия. Мир, волны, пена».



Море

163

«Море бывает разное, но я больше люблю, когда оно с небольшой волной и теплое, тогда очень приятно покачиваться на волнах — туда и обратно, но так, чтобы не захлестывало. Но я человек земной, а не водный, поэтому больше всего я люблю с берега наблюдать за морем, мысленно сливаясь с ним, и его всплески очень благотворно действу­ют на меня, я успокаиваюсь, мне становится комфортно и спокойно. Очень важно для меня, что море не имеет противоположного бере­га — то есть я наблюдаю необъятную даль, что наполняет меня до­полнительной энергией».

«Море.

Я люблю море.

Я люблю южное море.

Оно теплое и большое.

Оно ласкает мое тело и лечит.

Я не чувствую своего веса и лечу на волнах к радости и удовлетво­рению.

Солнце греет мою макушку, а пяткам холодно. И это тоже хорошо.

Но там водятся медузы — скользкие, иные, жгущиеся. Брррррр.

Медузы — уходите. Аты, море, прими меня в свои объятия. Я тебя не боюсь. Ведь ты знаешь, как я тебя люблю.

И я не очень люблю море северное.

Оно слишком холодное, чтобы купаться часами.

А когда нельзя купаться, море становится вполовину бессмысленнее.

Поэтому я просто сижу на берегу.

Слушаю тебя.

Смотрю на тебя.

А лучше еще и развести огонь.

И почувствовать все стихии вокруг.

И быть счастливой».

«Уходя, море оставляет на песке мутный осадок, который рассе­ется ветрами».

Море в песочной терапии вовсе и не море. Это метафора подсо­знания и любви. Раскапывая песок, человек стремится заглянуть в свое подсознание. А подсознание просит любви. К миру, к людям, к себе, к жизни. Конечно, это прописные истины, записанные на скрижалях души. Но если эти скрижали заржавели или засохли, раз­рушены или засыпаны песком, их надо реставрировать. Этим и зани-

п«

164

Часть девятая

мается психолог. Всякий раз, наблюдая работу клиента, не переста­ешь удивляться изощренности людей, с которой они отговариваются от своих сокровенных потребностей. Как выставляют они впереди себя социальные постулаты. Как прикрываются нехваткой времени, занятостью. Как закрываются границами, барьерами и стенами, лишь бы не видеть и не слышать, что творится в их душе. Душа прорывает­ся через все преграды, море поднимает бурю, ураган, слезы льются через возведенные плотины. Мозг плавится от раскаленных мыслей, и остудить их может только одно — любовь.

ИСТОРИЯ МОЕЙ ДУШИ

Здравствуйте, меня зовут Ольга. Мне 28 лет. Я хочу вам рассказать о том, как я проходила сеанс Песочной Терапии. Попала я на него совершенно случайно. Меня пригласила на него подруга, которая уже некоторое время занималась на курсах по психологии — им требова­лись Подопытные Зайчики (простите, но кроликом себя уж точно не назову g). В тот момент я и сама занималась интенсивным самоко­панием (или как умные люди говорят — Личностным Ростом — ха) и поэтому с радостью согласилась поучаствовать и в этом действе.

Немного предвосхищая события, сразу же вам скажу, что этот се­анс произвел на меня огромное впечатление.

Домой я ехала «как пыльным мешком треснутая» — иначе и не скажешь. Заинтересовала?

Сеанс проходил в маленьком кабинетике, шкафы которого были заполнены игрушками, игрушечками, предметами и предметиками самого различного вида, рода, свойства и качества. Выбирай, что хо­чешь! Мне было предложено неограниченное время, две песочницы с сухим и мокрым песком, все эти предметы, которые воплощали мои несбывшиеся детские мечты и полная свобода творчества. Ах! Мож­но приступать к созданию экспозиции.

Так как никаких правил мне не объяснили, значит, можно следо­вать только своему внутреннему чувству. Прекрасно. Взгляд мгновен­но выхватывал из всего скопища милых сердцу предметов самые при­ятные и нужные.

Почему именно они? Не знаю. Нравятся и все тут! Руки верно слу­жили общему делу (хотя предметов попадало немало — на это после психолог обратила внимание, но, к сожалению, я так для себя и не разобралась — в чем же тут дело. Ничего — будем думать. Пятнад­цать минут прошли незаметно — я самозабвенно выставляла, вы­страивала, укладывала, укрепляла, трогала, любовалась, быстро пе­ределывала. Никакой рефлексии — просто наслаждение процессом.

Как в детстве.

Что же у меня получилось? С имперским размахом я охватила сразу две песочницы. Ну как же иначе? Надо воспользоваться всеми пре­доставленными возможностями. Как я это назову? Хм, да пожалуй-

166

Часть девятая

ста. Это вот композиция — «Я». А вот эта — «Мой мир». Почему? Не знаю — это первое, что пришло мне на ум.

Смотрю я на созданное мной — и это мне нравится. Чувствую, что так и надо.

Ну, а теперь мои наблюдатели приступают к анализу. Тут-то все и начинается. На смену безмятежности приходит настороженность. Такое чувство, что препарируют и режут по живому. То, что казалось тебе просто красивым и почему-то нужным, становится предметом изучения людей тебе чужих и незнакомых, к тому же обладающих знаниями, известными только им. Я сразу обрастаю щетинкой, ко­торая инстинктивно вздыбливается, как будто я мать, на детенышей которой кто-то покусился. Но в то же время я понимаю, что как раз-то я за этим сюда и пришла — чтобы сторонний профессиональный взгляд вскрыл душевные нарывы, которые я так долго упрятывала под защитными бинтами — хоть уже изрядно потрепанными и грязны­ми, но приросшими к коже. Неприятно. Но нужно.

Информация поступает шквалом. Что-то я сразу отсекаю — я по­нимаю — мир символов необъятен, и сразу понять и решить, что для человека значит то или другое, практически невозможно. Здесь тре­буется долгая и упорная совместная работа.

Что-то сразу ложится, как кусочек пазла, в уже проработанную мною схему. Хорошо. Будем работать. Но уже наваливается что-то новое. Сумятица. Хочется остаться в тишине и подумать. Но время поджимает. После того как все высказались, мне предлагают изме­нить что-нибудь в картинке. Говорят, что подобное действо поможет чуть ли не магическим путем изменить ситуацию. Не сейчас, я еще не готова — еще надо самой все проработать, подумать, осознать. А сейчас — полная неразбериха.

Я ухожу. Все остальные остаются работать с тем материалом, ко­торый был мною предоставлен. Мне хочется остаться.

Но невозможно быть в одно и то же время и пациентом и врачом.

Всю дорогу мысли одолевают меня. Самые различные. Карусель. Где-то смешно, а где-то и страшно. Но, несмотря на все то что было сказано выше — обо всех моих неприятных переживаниях, — внутри меня растет ощущение, что очень хорошо, что я прошла сквозь все это. Произошел некоторый сдвиг тех фаз, которые казались монолитными и навечно недвижимыми. Кровь мысли обновилась. Спасибо.

Уже прошло несколько месяцев с того сеанса. Я вам не скажу, что с того момента я стала другим человеком, произошли кардинальные изменения или этот сеанс изменил всю мою жизнь. Нет. Но он стал

История моей души

167

одной из вех, которую мне полезно было пройти, чтобы еще хоть на полшажочка приблизиться к идеалу гармоничной личности, которой я хочу стать. Огромное спасибо всем тем, кто мне помогал мне в этом».

Песочная терапия (часть 2), 18.03.2006

«Прошел практически год после моего первого опыта участия в Песочной Терапии. Жизнь шла своим обычным ходом — что-то про­исходило, были и печати, были и радости, иногда время бежало, на­полненное стихиями событий и мыслей, а иногда незаметно тащи­лось изо дня в день под грузом мысленных тягот. Воспоминания поистерлись, и шла я на терапию без особых ожиданий, погружен­ная в свои сиюминутные переживания и, к сожалению, тревоги. Без энтузиазма и особой надежды на результат. Просто интересно, да и кто откажется поиграть в песке, даже и в свои 28 лет?

А вышла я через два с лишним часа совершенно другим челове­ком. Энергия просто распирала, присутствовало даже ощущение какого-то чуда, которое сотворили три ведьмы в их современной мо­дификации. Удачное сочетание трех различных энергетик, направ­ленных на одно песочное поле, в котором разыгрывалось кукольное действо, отражающее мое подсознание.

Мне очень сложно даже вспомнить, что происходило. Я четыреж­ды меняла композицию. И всякий раз меня удивляло — как это воз­можно, что то, что привлекало мое внимание в самом начале, уже не имело никакого значения через 15 минут. Я делаю что-то, слушаю комментарии на уровне трактовки символов, значений места, отве­чаю на вопросы и, не успев допустить свой вечно мятущийся разум до осознания, нахожу удовлетворение в другой комбинации. И так несколько раз. И самое поразительное — результат. Прилив энергии и дикое удовлетворение, хоть и сопряженное с легкой усталостью.

В течение часа напряженной работы на уровне моего подсозна­ния произошли огромные подвижки, плоды которых я пожинаю еще и сейчас, неделю спустя. Поднялся уровень самооценки, стали само собой распутываться клубки из вопросов и сомнений, стоявшие ко­мом в голове в последнее время, сами собой приходят ответы на во­просы, снятся сны, полные символических значений.

Я думаю, что песочная терапия — это не панацея, но удачное под­спорье вашему стремлению познать себя. Это и помощь, при кото­рой работа свершается не на уровне вашего «рацио», а где-то глубже. И поэтому она гораздо эффективней. Приходите и стройте на песке домики, разрушайте их и возводите на их месте замки, разрушайте и их, и почувствуйте свободу! Огромное спасибо.

ЧТО МЫ ВЫБИРАЕМ

Что воля, что неволя — все равно.

Марья-Искусница

В песочной терапии все символично: и песочное пространство, и миниатюрные фигурки, и действия человека, и его произнесенное слово. Значения символов складывались веками. Психологи восполь­зовались вековым опытом предшествующих поколений. Каждый человек неповторим. Каждый человек зашифровывает и расшифро­вывает сам себя. Человек также является частью мирового контек­ста — ведь он живет в этом мире, в этой эпохе, в этом менталитете. Посмотрим на семантику песочной страны, услышим, что она нам расскажет, и почувствуем новые ощущения. Надеюсь, что они будут приятными или, по крайней мере, полезными.

Песок сухой или мокрый значит лишьто, что вы его выбрали. А же­лание добавить в песок воды подсказывает вам о вашей жажде. Вы иссушены эмоциями. Вам их некуда выплеснуть. Вам нужна любовь. Вы иссякли в борьбе за правое дело и нуждаетесь в живой воде. Вы устали от событий. Вы хотите вернуться к точке отсчета, которой яв­ляется внутриутробное состояние. Ваше горло пересохло от желания высказаться. О «Жажде целостности» вы можете прочитать у Крис­тины Гроф.

Итак, вы выбрали песочное поле. Что вы будете делать с песком? Ваше общение с подсознанием уже началось. Вы трогаете песок ру­ками, отключаете мозг, сейчас думать начинают руки. Они чувству­ют, что вам сейчас нужно. И если они построили гору — вы хотите достичь какой-то вершины. Подняться повыше и окинуть взором свой мир. Если руки раскопали озеро или реку, значит, вы хотите доко­паться до глубин всего верного советчика — подсознания. Если у вас получился остров — значит, желание отгородиться от всего мира скрывает за собой желание отдохнуть, либо спрятаться, убежать от проблем. Вы разделили мир на несколько частей реками, дорогами — значит, вы действительно разъединены. Куда течет ваша река? Слева направо или справа налево? Если влево — вы хотите увидеть свое про-

Что мы выбираем

169

шлое и произвести переоценку ценностей. Если река течет вправо, то вы хотите опрелелиться со своими новыми планами и целями. Снизу вверх или сверху вниз течет ваша река? Вверх — вы хотите со­вершить невероятное (по вашим меркам). Вниз — опуститься с небес на землю. Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента, то есть человека, который хочет решить то, чего он до сей поры не осознавал. Если ландшафт остался ровным, возможно, вы человек, достигший высокого духовного развития и целостности. Под руками человека ландшафт меняется в соответствии с его ощущени­ями. Он не думает, а чувствует, что сделает именно так, а не иначе, потому что именно так ему нужно сейчас.

После преображения ландшафта можно выбрать фигурки, кото­рые находят тот или иной отклик в вашей душе, которые привлекают вас, притягивают или завораживают. Выбирать можно все сразу, со­бирая фигурки в корзинку, а потом определить им место в песочном поле, или по одной, подходя каждый раз к стеллажам или шкафам, где находятся герои вашей страны. Расположив фигурки в поле, вы можете посмотреть, в какой его части они находятся. Слева — про­шлое, справа — будущее. В центре — главное. Если разделить поле на 9 частей: три по горизонтали и три по вертикали, крест посереди­не будет вашим настоящим.

Левая часть символизирует взаимоотношения со значимой жен­щиной, правая часть — со значимым мужчиной. По углам находится самое сокровенное. Верх поля — ваши полетные фантазии. Низ поля — ваши действия в настоящем. Если внизу пусто, то вы скорее «рассуждатель», чем человек действия. Что-то терзает вас и не дает адаптироваться в социуме, или вы мечтатель и фантазер, улетевший от решения реальных задач. Средняя часть содержит в себе эмоцио­нальный фон. Эмоциональная непроявленность или кинестетическая нереализованность могут повлечь за собой непредсказуемые послед­ствия в виде нервных срывов, истерик, криков, раздражения, апа­тий, депрессий, уходов в себя, нежелания контакта. Эмоциональная насыщенность может затмить разум и подтолкнуть человека к невер­ному, предвзятому решению.

После того как песочная картина завершена, внимательно рас­смотрите ее. Как вы назовете свое произведение? Что вам нравится, что не нравится? Что вы чувствовали, когда создавали свое творение? Что вы уже поняли? Что вы хотите понять? Что значит для вас та или иная фигура? Какая из них вы? А кто рядом с вами? Что здесь самое привлекательное для вас, и что непривлекательное? Почему именно

170

Часть девятая

так вы расположили свои фигурки? Вместе с психотерапевтом обо­значьте ваши ресурсы и ваши проблемы. Что бы вы хотели изменить в вашей картине? Какая взаимосвязь устроила бы вас больше? Мно­го вопросов, и на каждый есть ответ. Когда психотерапевт после дли­тельного созерцания задает вопрос: «Что бы вы хотели изменить в своей картине?», — он фактически спрашивает о том, что бы вы хо­тели изменить в своей жизни. Клиент может сказать: «Ничего». И бу­дет прав. Возможно, клиент скажет: «Я хочу подумать об этом». Зна­чит, ему надо об этом подумать. Некоторые готовы сразу что-то изменить, значит, они к этому готовы. Перестановка фигур на поле магическим образом меняет что-то в подсознании. Мистическим об­разом человек решает свои задачи, а, решив их, он открывает для себя новые горизонты, новое поле деятельности и продолжает жить той жизнью, которая уникальна и предназначена только для него.

Девушка засучила рукава и стала перемещать песок к себе, расчи­щая сверху Океан. Она сложила губы трубочкой, набрала в легкие воздух и стала дуть на голубую поверхность, чтобы очистить воду. Потом она радостно принесла верблюда и поместила его среди пес­ков. «Их же можно обратно потом убрать?» — был ее первый вопрос и утверждение. Осматривая полки с фигурками, она пошевеливает пальцами левой руки, правая при этом неподвижна. Фигурки берет двумя руками, рассматривает их, потом ставит на песочное поле, по­вторяя: «Какое забавное занятие». Взяв одну игрушку, говорит: «О! У меня такой был», — и не размещает его на песочное поле. Вы­бирая другие фигурки, она расставляет их в пространстве песочного поля. Потом она опускается пониже и ползает вокруг своей компо­зиции, осматривает со всех сторон и улыбается. Немного меняет ланд­шафт. И сообщает: «Я думаю, это все. Больше не хочется». Половину композиции составляет океан. «И с какой бы стороны я ни встала, все это продолжается за борта ящика. С одной стороны океан, с дру­гой стороны суша — и это бесконечно».

  • Как же называется твоя композиция?

  • «Жизнь».

  • Почему ты закопала часы?

  • Это время. Немного загадочное и пугающее. Оно есть в голове. И оно пробуждает.

  • Что это за малыш сидит на небесах?

  • Это младенец. Он смотрит за всем этим. Это бог. Он мудрый как ребенок. Он видит настоящий мир.

  • Что это за маленькая лодочка?

Что мы выбираем

171

  • Это люди. Они не знают, куда плывут. Они сильно утомлены. А этот пиратский флаг— забавненький. Как маска. Чтобы никто к ним не лез.

  • В угол задвинута — любовь?

  • Наверное, ей там не очень хорошо.

  • А что это за компания?

  • А это компания с гитарой. Они смеются над странами. Потому что страны — это бессмысленно. Публика — обезьяны, потому что они забавные и смешные. Они нарочиты и ничего не выражают. Жен­щин в композиции нет, потому что женщин не было подходящих. Может, обезьяны — это женщины.

  • Отчего сундук под гитаристом спрятан и что в сундуке?

  • В сундуке колокольчик. Это загадка, тайна. Колокольчик ассо­циируется не со звучанием, а с видом — он золотой. А звук слышен скорее из гитары.

  • А верблюд?

  • А верблюд — он такой маленький, чтобы подчеркнуть вечность, большое пространство. Вечность сейчас и в будущем. Я видела их в зоопарке.

  • Вечность?

  • Нет, верблюда. Я их видела только в зоопарке. Но я знаю, что они есть в природе. Просто я их не видела.

  • Что это за треножник в углу стоит?

  • Это прошлое. Оно есть, но не очень нужно. Не вызывает особо хороших ощущений.

Когда спрашиваешь, что значит для человека каждая выбранная им фигурка, он находит объяснения, которые помогают ему понять само­го себя. Теперь, когда мы вместе смотрим на композицию души, мы вместе видим, что в этой прекрасной композиции есть какая-то дис­гармония: сердечко, задвинутое в угол; колокольчик, спрятанный в сундук; пиратский флаг, закрывающий людей в лодочке от взора на­блюдающего младенца-бога; публика, укрывшаяся под маской обезь­ян. Кажется, что звуки гитары являются ерничаньем, а настоящий звук души спрятан в сундучке и зарыт глубоко в песок. Мы смотрим на ком­позицию с высоты птичьего полета и молчим. Через некоторое время девушка убирает флаг пиратов и меняет местами несколько фигур. Ей хочется откопать сундучок, и она открывает его. Внутри сундука от­крывается новое бесконечное пространство. Золотой колокольчик ста­новится виден. «Я хочу открыться», — говорит девушка. Лодка с людь­ми устремляется навстречу любви, и эту любовь созерцает бог.

172

Часть девятая

  • Хочется ли тебе оставить прежнее название или хочется назвать по—другому?

  • «Переход». Да, это переход. Я словно меняюсь.





Что мы выбираем

173

Не каждый человек хочет изменить, то, что неожиданно увидел в себе. Но если это очевидно, если видно, ЧТО нужно менять, человек создает новую картину мира, которая ему нравится больше. Такие перемены становятся его новой программой, и ему не надо прила­гать огромные усилия для преодоления невидимых препятствий. Новое состояние открывает новые жизненные ресурсы и мощный поток энергии.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Перед завершением сеанса пусть человек внимательно, с душой, посмотрит на свою работу, запечатлеет ее в себе и мысленно и чув­ственно возьмет ее с собой. Приобретя информацию или проделав работу на песочном ноле, человек созерцает самого себя.

В этот момент с ним происходит глубокое проникновение в под­сознательные слои психики. Он оказывается лицом к лицу со сво­ими лучшими и худшими проявлениями, которые он не осознавал до сих пор, но которые были ведущими стратегиями в его жизни. Опыт столкновения с самим собой дает необходимое ему в данное время понимание происходящего и показывает направление из­менения. Освобождение или принятие решения, или перемены, или понимание происходящего — во всяком случае, это состоя­ние созерцания атмосферы внутренних чувств. Если на поле про­изошли трансформации, то, возможно, предыдущее название уже не подходит к новой композиции, тогда человек называет ее по-новому и вместе с этим утверждает свое новое состояние, концен­трируя в заглавии энергию силы, энергию проделанного пути, энергию самостоятельности и веру в самого себя. Позвольте чело­веку наполниться проделанной работой, насытиться эмоциональ­ным состоянием, набрать побольше нужных ему ресурсов для даль­нейшего пути. В завершающий момент повторите ему все лучшее, что он сказал на сеансе. Скажите ему его слова, ибо самое важное для человека, — знать, что он прав. Картину, что он создал на пе­сочном поле, пусть он разместит внутри себя, собирая в ладони энергетику, исходящую от картины, и размещая в своем сердце, то что он узнал на сеансе, что он и так знал о себе, но в этот раз услы­шал другое звучание своих же слов. Услышал так, что это придает ему силы, радости, знания, уверенности и всего того, что так не­обходимо человеку.

В завершение работы мы приводим отрывок из книги Хосе Сти-венса «Приручи своих драконов», где представлены пункты, по ко­торым можно судить об органичной сильной личности, цель кото­рой состоит в самореализации и выживании рода.

Завершение

175

Полностью здоровая личность, полноценный здоровый человек демонстрирует такие качества.

Безусловное принятие самого себя и окружающих, независимо от их расы, возраста, пола и системы верований.

Способность признать свои ошибки, как форму обучения.

Ранимость и восприимчивость, сопровождающиеся, однако, твер­достью и ясным осознанием своих внутренних границ («Нет, ходить вы у меня по голове не будете).

Смелость быть честным перед собой и окружающими, не доходя­щую до жестокости.

Способность сказать «нет», когда это необходимо.

Способность быть самим собой — искренним, участливым по от­ношению к окружающим, отвечающим их нуждам и чаяниям.

Уверенность в своих силах, настойчивость и готовность пойти на разумный риск ради какого-то открытия, исследований или позна­ния чего-то нового.

Мужество воспринять критику, как направление для дальнейше­го роста и приобретения знаний.

Контролируемость своих действий, готовность принимать быст­рые решения и новые повороты в жизни.

Способность находить близкий контакт с окружающими.

Принятие ситуаций, которые невозможно изменить, такими, ка­кие они есть.

Смелость обратиться за помощью, когда она необходима.

Силу встретиться с душевной болью, пережить ее и идти дальше по жизни.

Способность простить себя и окружающих.

Простота в отношении материальных и духовных потребностей.

Щедрость в любви и вещах материального плана.

Доброта и уважение к своему телу.

Способность принимать решения и действовать согласно им.

Грациозность, чувство ритма и естественное ощущение времени.

Ответственность за свои мысли и поступки без вынесения обви­нений себе или окружающим.

Прямота и сдержанность, лишенные стремления причинить кому-либо боль или вред.

Легкость в спокойном ожидании намеченного срока.

Способность сказать «да» всему, что предлагает жизнь.

Способность внимательно слушать и правдиво отвечать на во­просы.

176

Завершение

Гибкость и легкая адаптация в сознании и манере поведения. Смелость принести извинения, когда это необходимо. Способность принять окружающих такими, какие они есть во всем многообразии их отличительных черт. Хорошее чувство юмора. Уважение ко всему живому и природным богатствам планеты.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом