Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе.doc Методичка РПС 3класс. Документ Microsoft Office Word3. Договор на оказания туристических услуг


Скачать 50.54 Kb.
НазваниеДоговор на оказания туристических услуг
АнкорМетодические рекомендации Организация работы над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе.doc Методичка РПС 3класс
Дата03.11.2017
Размер50.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Office Word3.docx
ТипКурсовая
#30673
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гражданского права и процесса

Курсовая работа

по гражданскому праву

на тему

Договор на оказания туристических услуг

Выполнил: студентка

3 курса, 32 группа

Шнайдер Э.М.

Научный руководитель:

Сторожева А.Н.

Красноярск, 2013

Введение
Туризм в начале ХХ в. стал одним из ведущих направлений социально–экономической деятельности большинства государств. Развитие современной экономики России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристического бизнеса. 
С начала 90–х гг. Российская Федерация приступила к формированию национального туристического рынка, который в настоящий момент активно становится частью международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма становится разработка современного, свеобъемлющего законодательства с учетом норм международного права, законодательства стран СНГ И Европы. 
Реализуя провозглашенные Конституцией Российской Федерации права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения, граждане сталкиваются с одним из видов осуществления предпринимательства - туристской деятельностью. 
Туристский бизнес - одна из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. 
Туризм характеризуется значительным количеством субъектов, осуществляющих туристическую деятельность, тем самым удовлетворяющих разнообразные и все возрастающие потребности туристов в путешествиях и отдыхе. Договорные отношения туриста с турфирмой складываются как отношения заказчика и исполнителя – глава 39 ГК РФ1 «Возмездное оказание услуг». В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору о возмездном оказании услуг исполнитель (турфирма) обязуется по заданию заказчику (туриста) оказать (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. 
Однако в отличие от многих других видов оказания возмездных услуг туристические услуги имеют свою особую специфику. Ее суть в том, что помимо гражданского законодательства, туристическая деятельность регламентируется Федеральным законом РФ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,2 Законом РФ « О защите прав потребителей»3 и целым рядом других нормативно–правовых актов. 
В настоящее время действуют следующие нормативные акты, имеющие отношение к туризму: Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации; Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации; Правила оказания услуг общественного питания.

Активное развитие туризма, растущие потоки выезжающих на отдых россиян - все это требовало и требует законодательной защиты российских туристов от недобросовестного выполнения своих обязанностей туристическими компаниями. 

1.Туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности
В любой деятельности самым актуальным является вопрос дефиниций, позволяющий адекватно толковать предмет, объект. Условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности. Именно поэтому первая статья Закона о туризме посвящена основным понятиям в туризме. Нужно отметить, что споры вокруг туристской терминологии ведутся давно. Неоднократно вносились поправки, выдвигались различные версии и трактовки ключевых понятий.

К способам государственного регулирования туристской деятельности относится установление общих правил осуществления различных видов предпринимательской и иной хозяйственной деятельности в сфере туризма и туристской индустрии, порядка и правил осуществления контроля и надзора; разработка и нормативное введение технического регулирования в сфере туристской индустрии; защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; создание прогрессивных методов регулирования.

 В ФедералЬном законе №132–ФЗ1 туризм определяется, как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. 
Таким образом, среди важнейших признаков, по которым деятельность в сфере путешествий можно причислить к туристской деятельности, выделяют следующие: 1) временность выезда, 2)постоянное место жительства, 3) цели туризма, 4) ограничение в занятии оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. 

Некоторые специалисты понимают туристскую деятельность как деятельность по оказанию туристских услуг. При этом туристская услуга рассматривается как деятельность, направленная на удовлетворение потребностей туриста непосредственно в рамках проходящего тура (например, услуги по размещению, питанию, перевозке и т.д.).

Деятельность по организации путешествий – это деятельность, при которой турист (заказчик) получает с помощью туристической фирмы (исполнителя) права требования на оказание услуг по перевозке, размещению в гостинице (аренда), по питанию и т.д. Таким образом, туристическая фирма не может являться испонителем этих услуг в рамках туристской деятельности. 

Туристская деятельность в общем случае единообразно определяется как деятельность туристов, организаторов туризма и государства. Однако собственно туристские услуги оказываются совершенно другим исполнителем – не организаторами туризма (в большой части посредниками), а именно непосредственными исполнителями – перевозчиками, средствами размещения, питания и т.д. Причисление этих хозяйствующих субъектов к сфере туризма – ключевой вопрос, особенно в части льгот и иных приоритетов. 

Закон о туризме выделяет широкую категорию понятия « индустрия туризма», но не развивает ее в последующих положениях, т.е. детально регулирует только деятельность туроператоров и турагентов, опуская проблемы регулирования собственно туристских услуг. 
В качестве туроператоров или турагентов могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Закон о туризме не устанавливает особых требований к организационно-правовым формам туристских организаций, более того, нет указания на коммерческую направленность данного вида деятельности, то есть они могут создаваться в любых организационно-правовых формах, юридических лиц, предусмотренных законом, даже некоммерческих. Представляется необходимым законодательно устранить данный пробел, указав на то, что туристская деятельность является предпринимательской деятельностью.

2.Правовая природа договора оказания туристских услуг 

2.1 Понятие туристской услуги .

Так, Федеральный закон N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" рассматривает туристские услуги как «туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта». При этом, в действительности речь идет не о договоре купли-продажи, а о договоре возмездного оказания услуг.

 «Туристическая услуга» является комплексным понятием, т.е. включает в себя разнообразные услуги (перевозку, размещение, питание и многие другие), которые предлагаются в совокупности. Из смысла понятия «международное туристское путешествие» следует, что основными услугами для международного туриста являются перевозка и размещение. Нормативное закрепление такого положения имеется в Директиве, согласно которой перевозка или размещение в комплексе с одной или несколькими услугами, предлагаемыми туристу за общую цену, представляет собой «услуги, включающие все».

В соответствии со ст.9 Закона о туризме туроператор при формировании и продвижении туристского продукта приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. 
Туристские услуги в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о туризме относятся к группе объектов технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке. Из этого следует, что должны считаться фактически утратившими силу положения Закона о туристской деятельности, касающиеся стандартизации и сертификации, а также все иные нормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательные требования к туристическим услугам и проведение в их отношении обязательной сертификации. 

При рассмотрении обслуживания в сфере туризма возникает несколько основных вопросов, прежде всего определение понятия туристского обслуживания и его содержание. 

Обслуживание является собирательной категорией, использующейся для характеристики деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей граждан. Осуществляя эту деятельность, организации оказывают услуги, выполняют работы, продают в розницу товары. Таким образом, понятие «обслуживание» является более широким, чем понятие «услуга» (последнее является составной частью первого).  Договор оказания туристских услуг оформляет только одно обязательство, в силу которого исполнитель обязуется предоставить туристу весь комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, то для обозначения действий, направленных на удовлетворение потребностей туристов, целесообразно использовать термин «туристские услуги», а не «услуги по туристскому обслуживанию». В результате приходим к выводу о том, что договор, оформляющий отношения по предоставлению туристу комплексной туристской услуги, должен называться договором оказания туристских услуг. 
Таким образом, в юридической литературе приводится следующее определение туристической услуги– это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающих целям туризма.
2.2 Общая характеристика договора оказания туристских услуг. 

Договор оказания туристских услуг занимает одно из центральных мест в туризме, в том числе международном. В отличие от неорганизованной туристской поездки, регламентируемой множеством разнообразных гражданско-правовых договоров, заключаемых туристом с исполнителями отдельных услуг, для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом, которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания. 

Указанный договор не имеет общепринятого наименования в международной практике и торговле. Единственным международным правовым актом, содержащим унифицированные нормы, посвященные рассматриваемому договору, является Международная конвенция по контракту на путешествие, принятая в 1970 году, но не вступившая в силу. В Конвенции используется понятие "организованный контракт на путешествие", которое означает любойконтракт, в соответствии с которым одно лицо, выступающее от своего имени, обязуется предоставить другому лицу комплекс услуг за общую цену.

Договор оказания туристских услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель-туроператор) в целях осуществления туристской поездки туриста обязуется предоставить другой стороне (заказчику, которым может являться не только турист, но и лицо, приобретающее услуги не для себя) комплекс услуг (как минимум две), одной из которых является перевозка или размещение, а также иные услуги, а заказчик обязуется их оплатить.

Рассматриваемый договор является консенсуальным, двусторонне-обязывающим, возмездным. Как правило, договор оказания туристских услуг - публичный. В силу положений главы 39 ГК РФ сторонами рассматриваемого договора являются исполнитель и заказчик. 

В Законе о турдеятельности называются два вида субъектов, осуществляющих туристскую деятельность: туроператор и турагент, понятия которых не раскрываются. Различие между ними можно установить на основании определений туроператорской и турагентской деятельности. В соответствии со ст. 1 Закона о турдеятельности к туроператорской относится деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а к турагентской - деятельность по его продвижению и реализации. 

Одной из особенностей договора оказания туристских услуг является возможность туроператора привлекать к исполнению договора третьих лиц. 

Следующая особенность рассматриваемого договора заключается в том, что его субъектом всегда выступает турист. Турист – это потребитель. Однако, учитывая то, что среди туристских целей в законе названы профессионально-деловые цели, поэтому статус туриста как потребителя зависит от целей осуществляемой поездки; этот статус должен определяться судом исходя из гибкого толкования нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следующей особенностью рассматриваемого договора является то, что стороной, заключающей договор по туристскому обслуживанию, может быть как сам турист, так и иное лицо, действующее в его пользу. 
Возможность заключения договора в пользу туриста - третьего лица следует из ст. 430 ГК РФ.

Классификация договоров по туристскому обслуживанию может быть проведена по различным основаниям. Во-первых, договоры могут заключаться в пользу его участников, т.е. между туристом и туроператором, или в пользу третьих лиц, т.е. между туроператором и другим лицом в пользу туриста [33]. 
Во-вторых, классификация может быть проведена в зависимости от способа заключения договора. Статья 9 Закона о турдеятельности предусматривает два способа: а) договоры, формирование комплекса услуг по которым осуществляется туроператором самостоятельно; б) договоры, условия которых формируются по конкретному заказу туриста. Подобное деление договоров характерно не только для России, но и для других стран. 
В-третьих, договоры могут подразделяться в зависимости от целей туристской поездки, указанных в предусмотренных законодательством определениях туризма и туриста. 
В-четвертых, классификация может быть проведена по наличию либо отсутствию в туристском правоотношении иностранного элемента.

Таким образом, договор оказания туристских услуг является центральным элементом в организованном туризме, поскольку усилия всех хозяйствующих субъектов в данной сфере направлены на то, чтобы обеспечить организацию туристской поездки, инструментом осуществления которой как раз и выступает рассматриваемый договор. 

3. Содержание договора оказания туристских услуг .
3.1 Предмет договора и его существенные условия 

Согласно ст. 779 ГК РФ договор оказания туристских услуг возмездный. Следовательно, исходя из природы договора данного вида, существенным условием в нем должна быть цена или порядок ее определения. 

Иные существенные условия туристского договора предусмотрены ст. 10 Закона о туристской деятельности, а именно: 
полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; 
размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; 
сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; 
общая цена туристского продукта в рублях; 
информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; 
права, обязанности и ответственность сторон; 
условия изменения и расторжения договора; 
сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; 
сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. 

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон. 

Главной новеллой Закона от 5 февраля 2007г. № 12–ФЗ стало введение обязательного финансового обеспечения ответственности туроператоров за неисполнение либо некачественное исполнение своих обязанностей по договору о предоставлении туристических услуг. «...Осуществление туроператорской деятельности допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение)» - ст. 4.1 Закона. На территории Российской Федерации все туроператоры - в том числе реализующие туристический продукт, сформированный иностранным юридическим лицом, - должны теперь иметь указанное финансовое обеспечение.

Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора и с 1 июня 2008 г. не может быть менее 10 миллионов руб. - для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере международного либо внутреннего и международного туризма (а с 1 июня 2007 г. и до указанной даты размер их финансового обеспечения не может быть менее 5 миллионов руб.). Для туроператоров, работающих только внутри страны, размер финансового обеспечения с 1 июня 2007 г. установлен в 500 тысяч руб. и в июне 2008 г. меняться не будет. 

Еще одним из обязательных условий осуществления туроператорской деятельности является включение туроператора в Единый федеральный реестр туроператоров[38]. Ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма. Законом подробно регламентируется порядок внесения сведений о туроператоре в Реестр и устанавливаются основания отказа во внесении в Реестр таких сведений. В Реестре содержатся сведения о туроператоре (полное и сокращенное наименования; место нахождения и почтовые адреса головного офиса и филиалов туроператора; сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм); сведения об учредителях туроператора и др.), а также размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также наименование страховщика (или иного гаранта). 
3.2 Права и обязанности сторон 

Изложенние в Законе о туризме прав туриста начинается с указания стадий услуги, когда эти права начинают действовать: это стадия не толко ее исполнения (во время путешествия, включая транзит), но и подготовки к ней.

Под подготовкой к путешествию следует понимать намерение туриста заказать услугу, высказанное конкретной турорганизации, что делает туриста потребителем согласно определению этого понятия в Законе РФ «О защите прав потребителей». 
При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на: 
- необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и проживания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; 
- свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; 
- обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; 
- возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ; 
- содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи; 
- беспрепятственный доступ к средствам связи. 
Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан: 
- соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; 
- сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; 
- соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и проживания там, а также в странах транзитного проезда; 
- соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. 

Отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, предоставляет льготы социального характера. 

Дополнительные требования к организации путешествий лиц с ограниченной дееспособностью устанавливаются Правительством РФ. 
Турист имеет право на информацию об обычаях страны, которую он собирается посетить. Выезжающий турист не обязан обладать специальными знаниями, поэтому турфирма должна предоставить брошюру или специальный вкладыш с информацией о правилах пребывания в стране, обычаях местного населения (в том числе религиозных). 
Турист имеет право на безопасность. Под безопасностью понимаются личная безопасность туристов и сохранность их имущества. 
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. 
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставляют федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов. 
Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.

Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах. 
Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. 

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания. 

Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий. 
Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания. 
Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия. 
Перед выездом за рубеж каждому гражданину необходимо также получить заграничный паспорт, визу на въезд в иностранное государство, приобрести билет, пройти регистрацию, таможенный и паспортный контроль. 
3.3 Ответственность сторон за нарушение договора
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в договоре на оказание туристских услуг должна быть закреплена ответственность сторон в случае нарушения условий договора. 
Закон устанавливает ответственность туроператора перед туристами (заказчиками) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Туроператор отвечает перед туристами (заказчиками) за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами или иными российскими нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона). 

Следует заметить, что на практике, в большинстве случаев в договоре турфирмы подробно расписывают ответственность туриста, а свою ответственность ограничивают либо указывают, что фирма несет ответственность за нарушение обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 
Как уже было ранее сказано, любой потребитель, в том числе и турист, имеет право на то, чтобы оказываемые услуги не причиняли вред его здоровью, жизни и имуществу. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, а также вследствие непредставления достоверной или полной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от его вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях.

Статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность турфирмы за ненадлежащую информацию в том случае, если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге или исполнителе повлекло: 
приобретение услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. При этом, как подчеркивает Д.М.Сорк[45], обнаружить, что оказываемая услуга не соответствует предоставленной во время заключения договора информации, турист сможет только на месте, когда отказаться от поездки уже невозможно. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые турист, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). 

При невозможности использовать приобретенную услугу по назначению потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Данное право может быть реализовано до отправления в поездку в случае, когда путевка приобретается заранее.

Следующий вид ответственности - это ответственность за нарушение сроков оказания услуг. Чаще всего турфирмы уже после заключения договора переносят сроки начала и окончания путешествия, объясняя это отсутствием билетов на самолет, номеров в гостинице и т.п. Однако в силу ст. 314 ГК РФ и ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязательства должны исполняться в срок, установленный договором. В случае просрочки турист вправе: 
а)назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию услуги и потребовать уменьшения цены за оказание услуги. Соглашение о переносе срока также должно быть оформлено в письменном виде и подписано двумя сторонами. Чаще всего турфирмы делают исправления в договоре или путевке и не обязывают туриста подписаться под исправлениями. Такой перенос срока будет односторонним изменением условий договора. Как показывает практика, ни одна турфирма при переносе срока путешествия не уменьшает цену путевки. Вероятнее всего, потому, что турист даже не подозревает о такой возможности; 
б) поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; 
в) потребовать уменьшения цены за оказание услуги; 
г) расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, причиненных туристу в связи с нарушением сроков начала и окончания путешествия. Убытки должны быть возмещены в течение 10 дней после предъявления соответствующего требования туристом. За нарушение данного срока ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойку в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки). 

Законодательством о защите прав потребителей предусматривается ответственность турфирмы за обнаруженные туристом недостатки в выполненной работе. Недостаток - несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги. Существенным недостатком является тот, который делает невозможным или недопустимым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением, либо который не может быть устранен либо делает результат услуги иным, чем предусмотрено договором, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. В силу ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» обнаружение в уже оказанной услуге недостатков дает право туристу по своему выбору требовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги.

Обнаружение существенного недостатка в уже оказанной услуге или существенного отступления от условий договора дает туристу право расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги. Эти убытки также должны быть возмещены в 10-дневный срок с момента предъявления соответствующего требования туриста. За нарушение этого срока предусматривается взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойки в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки). 

Закон также предусматривает, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Кроме этого, при вынесении решения в пользу туриста суд вправе вынести решение о взыскании с турфирмы, нарушившей права потребителя (туриста), в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (туриста).

Соответственно нормы ГГУ дают туристу широкие правомочия в отношении турфирмы в случае нарушения его прав. Турист может требовать устранения недостатков обслуживания, снижения цены поездки, расторжения заключенного договора, а кроме того, возмещения понесенных им убытков. В качестве таковых в литературе приводятся следующие примеры: падение на плохо уложенном гостиничном ковре, заболевание вследствие некачественности пищевых блюд, хищение багажа при автобусной поездке. Между тем турфирмы по-прежнему продолжают включать в свои каталоги и рекламу условие об ограничении их ответственности. Однако в силу норм Уложения такое ограничение ответственности не может быть ниже трехкратной стоимости турпоездки и не распространяется на случаи причинения вреда здоровью. 

Помимо сказанного, турист вправе требовать от турфирмы в случае срыва поездки или существенного ее ухудшения соразмерного денежного возмещения и за напрасно использованное время отпуска. Эта норма, воспринявшая ранее сложившуюся судебную практику, дает право на возмещение морального вреда, который должен оцениваться по совокупности всех обстоятельств. 
Наконец, ввиду возможной и встречающейся неплатежеспособности турфирмы, некоторые из которых являются мелкими обществами с ограниченной ответственностью, с 1994 г. действует правило Гражданского уложения, согласно которому турфирма должна предъявлять туристу страховое свидетельство кредитного института о ее платежеспособности, а при отсутствии такового турфирма до окончания поездки вправе требовать от туриста не более 10% стоимости тура.

Заключение
На сегодняшний день существует большое количество научной литературы, посвященной особенностям управления, маркетинга, менеджмента туризма, и в практической деятельности туристских фирм уделяется больше внимания тонкостям и объемам продаж, бухгалтерскому учету и налогообложению туристской деятельности. Вместе с тем недостаточно правовой литературы, научных исследований, учебных пособий, раскрывающих содержание нормативно-правовой базы, учитывающих правовые аспекты осуществления туристской деятельности. Однако именно правовая подготовленность субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, позволяет избежать большинства наиболее распространенных ошибок, обеспечить эффективное удовлетворение потребностей в соответствующих услугах, добиться успеха в конкурентной борьбе и в конечном итоге достичь основной цели - получения предпринимательского дохода. 
В любой деятельности самым актуальным является вопрос дефиниций, позволяющий адекватно толковать предмет, объект. Особая коллизия связана с двумя терминами «туристский» и «туристический». В Гражданском кодексе РФ употребляется термин «туристический», а в Законе о туризме и в специальных нормативных актах – «туристский». Ст.22 указанного Закона говорит о необходимости привести все иные нормативные правовые акты в соответствие с данным Законом. Но, тем не менее, в юридической литературе некоторые специалисты продолжают использовать термин «туристические». В связи с этим, следует внести в Закон статью, в которой бы термины «туристский» и «туристический» приравнивались в значении и влекли бы равные правовые последствия. 
В качестве туроператоров или турагентов могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Закон о туризме не устанавливает особых требований к организационно-правовым формам туристских организаций, более того, нет указания на коммерческую направленность данного вида деятельности. Представляется необходимым законодательно устранить данный пробел, указав на то, что туристская деятельность является предпринимательской деятельностью. 
Туристские услуги в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о туризме относятся к группе объектов технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке. Из этого следует, что должны считаться фактически утратившими силу положения Закона о туристской деятельности, касающиеся стандартизации и сертификации, а также все иные нормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательные требования к туристическим услугам и проведение в их отношении обязательной сертификации. 
При этом, следует обратить внимание на то, что Реестровый номер туроператора согласно ст. 10 Закона является существенным условием договора о реализации туристского продукта, таким образом, отсутствие номера делает такой договор недействительным . 
Это дало основание некоторым авторам приравнивать внесение сведений о туроператоре в Реестр к лицензированию деятельности туроператора. 
Вместе с тем представляется, что решения, принятые законодателем в отношении нормирования требований и сертификации работ и услуг в сфере туризма являютсяся ошибочными, поскольку при их осуществлении остается проблема обеспечения безопасности. А эти вопросы не могут решаться в добровольном порядке, они требуют государственного регулирования. 
Отсутствие надлежащего закрепления понятия договора оказания туристских услуг, а также различия между нормами ГК РФ и Закона о турдеятельности долгое время служили основанием для дискуссии в отечественной юридической науке о приоритете между указанными актами и, как следствие, о правовой природе рассматриваемого договора. 
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что договор оказания туристских услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель-туроператор) в целях осуществления туристской поездки туриста обязуется предоставить другой стороне (заказчику, которым может являться не только турист, но и лицо, приобретающее услуги не для себя) комплекс услуг (как минимум две), одной из которых является перевозка или размещение, а также иные услуги, а заказчик обязуется их оплатить 
Особенность ответственности туроператора как лица, предоставляющего услуги, состоит в том, что туроператор отвечает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение третьими лицами, на которых было возложено исполнение обязанностей, - «если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не будет установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо» (ст. 9 Закона). Таким образом, налицо конструкция, предусмотренная ст. 403 ГК РФ «Ответственность должника за действия третьих лиц». 
Главной новеллой Закона от 5 февраля 2007г. № 12–ФЗ стало введение обязательного финансового обеспечения ответственности туроператоров за неисполнение либо некачественное исполнение своих обязанностей по договору о предоставлении туристических услуг. Такие правила более соответствуют международной практике. 
По мнению специалистов, для уяснения и правильного решения рассматриваемых вопросов, которые для нашей правовой доктрины и практики во многом являются новыми, полезно ознакомиться с зарубежным законодательством в сфере туризма, доктриной и практикой в данной области. 
Таким образом, проблемы развития правового регулирования туристических отношений в Российской Федерации, унификации норм законодательства в соответствии с международными стандартами были и остаются актуальным вопросом, требующим дальнейшего изучения и исследования. 

Список литературы 

Нормативная литература:

1.Конституция РФ // "Российская газета" N 237, 25.12.1993. 
2.  Гражданский Кодекс РФ ч. 1, 21.10.1994 г. (в ред. 03.06.2006г.) // "Российская газета" N 238-239, 08.12.1994. 
3.  Гражданский Кодекс РФ ч. 2, 26.01.1996 г. (в ред. 02.02.2006г.) // "Российская газета" N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996. 
4. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132–ФЗ (ред. 05.02.2007 г.)« Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №46. 
5. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2007.№7. 
6.  Закон РФ «О защите прав потребителей», 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. 27.07.2006г.) // "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766. 
7.  Постановление Правительства РФ от18.07.2007 г. №452 « Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта»// СЗ РФ.2007.№30. 
8.  Постановление Правительства от 15.08.1997 г.№1025 (ред.01.02.2005) «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ.1997.№34. 
9. Постановление Правительства от 30.06.1997 г. №490 (ред.01.02.2005) «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» //СЗ РФ.1997.№18. 
10. Постановление Правительства от 15.08.1997 г. №1036 (ред.10.05.2007) «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» // СЗ РФ.1997. №34 
11. Туристические услуги. Общие требования ГОСТ р 50690–2000 утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 №295–ст// опубликован не был. Консультант Плюс. 

Специальная литература 

1. Антипина Е.Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2004. N
2. Беляева Н.А. Сертификация туристических услуг // Налоги (газета).2006.№43. 
3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. К.3.М.,2002. 
4.  Викулова О.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».М.2008. 
5. Волошин Н.И. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности // Журнал российского права.2002.№11.
6. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристической деятельности: Учебник. М. 2004. 
7. Вольвач Я.В. Догоаор и путевка в отношениях по оказанию туристических услуг // Адвокат. 2005. №6. 
8. Вольвач Я.В. Гражданско–правовые способы защиты прав и интересов туриста по туристическому договору // Адвокат. 2004. №8. 
9. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004.
10. Гражданское право: Учеб.: В 3-х т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2005. Т. 1. 
11.  Гуляев В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности.М.: ПРИОР.1998. 
12.  Зинченко С., Газарьян Б. Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства // Хозяйство и право. 1997. N 2. 
13.  Корчевская Л.И. Финансовые гарантии для туристов. Страхование ответственности туроператоров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. №9. 
14.   Муталиева А.А. Туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности // Предпринимательское право.2006.№2. 
15.  Парций Я.Е. О стандартизации и сертификации в области туристской деятельности // Законодательство и экономика. 2003. 
16.  Парций Я.Е. Научно–практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».М.1998. 

1 Гражданский кодекс РФ ч.2, 26.01.1996 (в ред. 03.06.2006).

2 ФЗ от 24.11.1996. №132-ФЗ (ред. 05.02.2007.) «Об основах туристской деятельности в РФ»//СЗ РФ. 1996. №46.

3 Закон РФ «О защите прав потребителей», 07.02.1992г. №2300-1 (в ред.27.07.2006.)//РФ. 1992.№15.ст.766.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей