Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Доклад АС2017. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви


Скачать 154.85 Kb.
НазваниеДоклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
АнкорДоклад АС2017.docx
Дата24.12.2017
Размер154.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад АС2017.docx
ТипДоклад
#33415
страница3 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

Богословская наука. Теологическое образование

Архиерейский Собор 2013 года поручил Синодальной библейско-богословской комиссии «до очередного Архиерейского Собора завершить работу над Катехизисом Русской Православной Церкви»27. Практика показала, что эта задача требует больше времени, нежели ожидалось. В соответствии с решением прошлогоднего Собора28, текст был направлен всем архиереям, выразившим желание принять участие в его рецензировании, а также в синодальные и ведущие духовные образовательные учреждения. Затем текст был изменен с учетом поступивших отзывов. В частности, исходя из специфики катехизического жанра, были исключены фрагменты, в которых обсуждались дискуссионные богословские вопросы. Кроме того, текст был опубликован для широкого обсуждения, срок которого еще не истек. После обобщения замечаний планируется провести предметные дискуссии по отдельным темам, к примеру, посредством семинаров, объединяющих сторонников различных мнений.

В ходе обсуждения возник вопрос о статусе готовящегося издания. Должен ли он быть, как задумывалось ранее, соборно или синодально одобренным вероучительным текстом? Или же, как это предложили некоторые архиереи, клирики и миряне, лучше рассматривать его в качестве авторского изложения вероучения под названием, к примеру, «Катехизическое изложение основ православной веры»? Прошу вас высказаться по этому поводу.

Собором 2013 года предполагалось учреждение координационного центра, объединяющего усилия богословских учреждений Русской Православной Церкви и отвечающего за развитие богословской науки. Такой центр был создан Священным Синодом в том же 2013 году29. Его работа обеспечивается секретариатом Синодальной библейско-богословской комиссии. Основная деятельность центра в межсоборный период была сосредоточена на сопровождении процесса по признанию российским государством теологии в качестве научной дисциплины. Итогом длительной работы стало включение теологии в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации, а затем и в Номенклатуру научных специальностей в качестве самостоятельной отрасли наук и научной специальности. Спустя почти год был создан первый в истории российского государства диссертационный совет по теологии, а в этом году — защищена первая кандидатская диссертация по этой специальности.

Аналогичная возможность имеется на Украине, законодательство которой предусматривает не только включение богословия в число научных специальностей, но также возможность при определенных условиях признания государством богословской степени, полученной в духовном учебном заведении. В ряде иных стран канонической территории Русской Православной Церкви государством аттестованы бакалаврские или магистерские программы по теологии, но возможности защищать кандидатские или докторские диссертации нет, за исключением Литвы, где программа специальности составлена на основе католического вероучения.

Признание теологии в качестве научной специальности — это серьезный стимул и, в хорошем смысле, испытание для церковной богословской науки. Еще в 2014 году Координационный центр по развитию богословской науки исследовал, как ведется научная деятельность в духовных учебных учреждениях. Были выработаны направления дальнейшего улучшения церковной научной работы. В первую очередь речь идет о соблюдении тех требований, которые предъявляются к любому научному сообществу, в том числе относительно повышения уровня подготовки научных исследований и статей в научных журналах. Стоило бы в полной мере использовать имеющиеся возможности для развития серьезной научной богословской среды. Богословие должно восприниматься не только как совокупность предметов, которые преподают в семинариях, но и как серьезная научная отрасль.

Несколько слов о выполнении еще одного соборного поручения, касающегося развития взаимодействия с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений, а также закрепления, по крайней мере в России, большего количества бюджетных мест для студентов-теологов. В решении последней задачи удалось достичь существенных успехов: если в 2013/2014 учебном году число таких мест равнялось 293, то в текущем 2017/2018 учебном году их количество достигло 558. Менее очевидна результативность епархиальных советов по теологии, многие из которых пока что работают ситуативно. Во взаимодействии с Межведомственной рабочей группой по преподаванию теологии в вузах, епархиальным советам по теологии необходимо более системно включаться в научную жизнь регионов, а именно: анализировать потребность регионов в теологах, наблюдать за трудоустройством выпускников-теологов, привлекать их, а также студентов-теологов к церковным — особенно научным — мероприятиям, делать предложения по развитию теологического образования с учетом региональной специфики.
Религиозное образование и воспитание

В сфере религиозного образования основные задачи, определенные Архиерейским Собором 2013 года, касались воскресных школ30 и дошкольного образования31.

За прошедшие годы тема воскресных школ неоднократно обсуждалась на Высшем Церковном Совете. Предлагаемые ранее подходы были серьезно переосмыслены. Еще в 2012 году был утвержден первый Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ. На его основании с 2015 года по 2017 год была проведена аттестация воскресных школ на территории России и составлен их реестр. Этот процесс подтолкнул многие воскресные школы к привлечению дополнительных ресурсов и к повышению качества учебной составляющей. Но ведь основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни. Между тем, до последнего времени работа воскресных школ ориентировалась в первую очередь на практику дореволюционных церковно-приходских школ и на современную общеобразовательную систему. По этой причине в воскресных школах предлагались узкая линейка учебных дисциплин, жесткие требования к организационным формам, академический подход к наполнению учебных занятий. Некоторым учащимся школьный подход может быть близок, но для многих из них — обременителен. Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы, с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история.

По итогам состоявшегося обсуждения Высший Церковный Совет определил, что наряду с привычным школьным подходом к организации воскресной школы, приходам следует предложить иные методики, способствующие приобщению детей к основам веры. Ранее утвержденный Стандарт для воскресных школ был обновлен32, а Синодальный отдел религиозного образования и катехизации приступил к осмыслению новой задачи, которое также следует учитывать при выполнении ранее данного поручения по созданию современных учебников для воскресных школ. Попрошу председателя Отдела, митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия позже выступить и сообщить, что планирует предпринять возглавляемое им учреждение. Поскольку работа находится на начальном этапе и, следовательно, сейчас еще можно повлиять на окончательный результат, предлагаю членам Собора высказаться по всему комплексу тем, связанных с воскресными школами.

Высший Церковный Совет также обратил внимание на необходимость адаптировать документы, утвержденные Священным Синодом для воскресных школ на территории России, к другим странам. Было бы полезным услышать мнение по этому поводу архипастырей, несущих свое служение в разных странах канонической территории нашей Церкви.

Обсуждая тему духовно-нравственного воспитания детей, Высший Церковный Совет также поднял вопрос о возможном увеличении числа православных детских садов. Синодальным отделом была разработана образовательная программа и методическая база для включения духовно-нравственного компонента в программу детских садов. Эти документы составлены применительно к законодательству России, которое предусматривает соответствующую возможность, но они могут быть адаптированы и к законодательству других стран. Было бы также полезным развивать сеть православных детских садов, каковых в настоящее время единицы. Синодальный отдел религиозного образования готов оказать необходимую методическую поддержку тем митрополиям и епархиям, которые были бы готовы учреждать детские сады. Было бы полезным услышать соображения архиереев, имеющих подобный опыт. Что можно сделать для развития православных детских садов? Какие вы видите ограничения, исходя из опыта ваших епархий?

В своем прошлогоднем докладе я упоминал о необходимости найти новые подходы к обучению в воскресных школах детей старше 12 лет. Полученная с тех пор статистика подтверждает актуальность этой задачи. В российских воскресных школах, прошедших упомянутую выше аттестацию, 74% обучающихся — это дети до 11 лет включительно. Можно предположить, что в возрастной группе от 12 до 16 лет, к которой относятся оставшиеся 26% детей, большинство находится ближе к нижней возрастной планке. Найти правильные формы обращения к детям старшего школьного возраста со словами о Боге — это важная и непростая задача, находящаяся на стыке работы воскресных школ и миссии среди молодежи. При поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации в последние годы изданы неплохие пособия в этой сфере, однако пока что они носят довольно узкий характер и, в основном, описывают формирование при приходах подростковых объединений наподобие скаутских. Это — рекомендации полезные, но не универсальные. Было бы важным обсудить тему пастырского попечения о детях старшего школьного возраста в епархиях, а также провести семинары или круглые столы в ведущих духовных учебных заведениях при участии профильных общецерковных учреждений.

Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что методические пособия, как в области религиозного образования, так и в иных сферах, было бы правильнее распространять путем электронной рассылки, а не через издание книг с дальнейшей их закупкой епархиями и приходами. Очевидно, что целевая аудитория подобных текстов — это наиболее активные клирики и миряне, которые, за редкими исключениями, являются осведомленными пользователями электронных средств коммуникации. Электронное распространение снизит как издержки Издательства Московской Патриархии, так и затраты епархий и приходов, а тексты будут доступны самому широкому кругу людей.

Завершая тему религиозного образования, хотел бы пожелать, чтобы акцент в его развитии был в дальнейшем сделан не столько на создании нормативных документов, которые необходимы, но являются порой избыточно громоздкими, сколько на практической реализации поставленных задач в епархиях и на приходах при поддержке центральных церковных учреждений.
Монастыри и монашество

Центрами просвещения на Руси издревле были монастыри. Не случайно Собор 2013 года отдельное внимание обратил на необходимость выстроить «систему получения монашествующими богословского образования».33

Работу в этом направлении пока нельзя назвать в полной мере удовлетворительной. Лишь в 2015 году на утверждение Священного Синода была представлена Концепция создания и организации образовательных курсов для монашествующих. Еще позднее были разработаны Церковный образовательный стандарт по вопросам образования монашествующих и сопутствующие стандарту документы. На сегодняшний день сформирована документальная основа для организации базового образования монашествующих. Практическое осуществление соборного поручения до сих пор находится на начальной стадии, хотя мне известно, что в ряде епархий архипастыри уже в той или иной форме организовали обучение монашествующих. Синодальному отделу по монастырям и монашеству надлежит активнее участвовать в этой работе. Призываю всех вас, владыки, также уделить этому особое внимание. Если у вас есть какие-либо пожелания по этому поводу, прошу вас высказаться в ходе наших соборных заседаний.

В ходе изучения этой темы ряд епархий и монастырей предложили, чтобы образовательные курсы проводились на территории монастырей. Это позволит избежать вынужденного регулярного отсутствия монашествующих в обители для поездок в образовательные учреждения. Поскольку речь идет не о высшем образовании, но о преподавании базовых богословских знаний, это предложение было одобрено. При этом хотел бы предостеречь игуменов и игумений от попыток превратить это обучение в разновидность «бесед» с монахами. Обучение должно состоять из простых, но полноценных занятий и аттестации. Кроме того, напомню, что для монашествующих, представляемых к хиротонии в священный сан, требования к образовательному цензу не ограничиваются базовыми богословскими знаниями, но аналогичны требованиям к любым ставленникам.

Успешным можно назвать опыт проведения стажировок для кандидатов на игуменские должности прежде их утверждения Священным Синодом. От рекомендательной в 2011 году стажировка стала сегодня обязательной частью обучения таких кандидатов. Стажировка проходит, как правило, в одной из ставропигий или в крупном епархиальном монастыре, что позволяет кандидатам в игумены и игуменьи ознакомиться с внутренней жизнью современных монашеских центров нашей Церкви. Это особенно важно для тех, кто проходил свое монашеское послушание в отдаленных малочисленных монастырях. Как показала практика, одним из условий хорошего результата стажировки является личное участие игумена или игуменьи принимающего монастыря в обучении стажера. Постоянный контакт с ним принимающего настоятеля и отеческое попечение оказывают благотворное влияние и способствуют тому, чтобы стажер в будущем так же относился к тем монахам, которые будут вверены его руководству.

В ближайшие дни нам предстоит серьезный разговор о монашестве в связи с рассмотрением проекта Положения о монастырях и монашестве, который разрабатывался в течение почти семи лет в Межсоборном Присутствии. После разработки в профильной комиссии документ выносился на первое церковно-общественное обсуждение весной 2012 года и получил множество отзывов, после чего был направлен на доработку. Новый текст был опубликован летом 2014 года, после чего вновь дорабатывался, а затем был рассмотрен Пленумом Межсоборного Присутствия в январе сего года. Это поистине плод долгой и кропотливой работы, в ходе которой учитывались самые различные мнения. Это Положение, если оно будет нами соборно принято, должно послужить дальнейшему развитию современной монастырской жизни в русле исконных традиций русского монашества.
Миссионерская деятельность

Архиерейский Собор 2013 года определил несколько основных векторов миссионерской деятельности. Это так называемая внутренняя миссия, противосектантская работа и миссия среди коренных малочисленных народов34.

Что касается решения последней задачи, то усилиями Синодального миссионерского отдела, начиная с 2013 года, в епархии Дальнего Востока Крайнего Севера и Восточной Сибири был командирован в общей сложности 141 миссионер, а именно 92 священника и 49 мирян из числа студентов миссионерских учебных заведений. Опираясь на полученный опыт, можно сказать, что миссия среди коренных малочисленных народов наиболее успешна там, где в нее активно включается местная епархия, не дожидаясь призывов из синодальной структуры. В качестве положительного примера можно назвать Южно-Сахалинскую епархию, в которой в 2013 году был образован отдел по работе с коренными малочисленными народами. Помимо окормления крещеных представителей коренного населения, представители этого отдела на регулярной основе посещают национальные села, проводят встречи и беседы с населением, а также развивают сотрудничество с профильным региональным управлением и общественными организациями. Считаю, что именно таким образом, опираясь в первую очередь на местную инициативу, следует развивать данное направление церковной миссии, сохранив при этом практику временного командирования Синодальным отделом клириков для обеспечения регулярной богослужебной жизни в отдаленных населенных пунктах.

Относительно других векторов миссионерской деятельности прошлогодний Собор выразил озабоченность, а именно, счел «необходимым переосмысление и совершенствование миссионерской деятельности»35. Это касается, в первую очередь, «внутренней миссии», то есть просвещения тех, кто уже крещены, но не в полной мере приобщились к жизни Церкви, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие. Необходимо ясно определить, что такое миссионерская деятельность, а также как она должна осуществляться на общецерковном уровне и на уровне отдельных епархий или приходов.

Помимо прочего, в сфере «внутренней миссии» следует также уточнить распределение ответственности между синодальными и епархиальными отделами. В частности, надо обдумать, оправдано ли то, что катехизическая работа выделена из «внутренней миссии» и отнесена к компетенции отделов религиозного образования, повестка дня которых, как мы видели, и без того велика. И это при том, что, хотя «внутренней миссией» занимаются в рамках своей специфики и молодежные отделы, и структуры, окормляющие военнослужащих и другие учреждения, однако ответственность за «внутреннюю миссию» как целостное направление, требующее особого внимания, довольно размыта. К сожалению, в погоне за различными технологиями порой упускается из вида, что миссия — это не сборник методик, но конкретное делание. А именно: это просвещение тех людей, крещенных или еще нет, которые не знакомы или почти не знакомы с Евангельским посланием. Очень важно, владыки, чтобы мы сегодня тщательно обсудили, как развивать миссионерскую деятельность.

Отдельного упоминания заслуживает миссионерско-просветительская работа, адресованная казачеству. Казачьи объединения действуют в епархиях Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Во всех этих странах окормлением казачества занимаются более 1100 священников. Выстроена система взаимодействия с казачьими обществами, осуществляется координирование служения казачьего духовенства, оказывается методическая помощь епархиальным отделам. Наиболее важной задачей была и остается консолидация казачьих общин вокруг храмов, укрепление церковного сознания среди казаков, особенно среди казачьей молодежи.

Особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания.

Традиционно к миссии также относится противодействие сектам. Это еще одно направление деятельности, требующее более системной работы на общецерковном уровне, чтобы епархии и приходы, встречаясь с активностью тех или иных сектантских групп, получали своевременные и исчерпывающие практические консультации. В Синодальном миссионерском отделе имеется структура, которая обеспечивает правовое консультирование епархий при их противодействии сектантам. Следует расширить эту деятельность, чтобы рекомендации давались также в сфере профилактики сектантской угрозы и в сфере пастырского попечения о жертвах сект и об их семьях. В ряде епархий существуют епархиальные антисектантские центры с серьезными наработками. Необходимо, чтобы их опыт был доступен самому широкому кругу церковных миссионеров.

Актуальной является проблема неоязычества. Необходимо предпринять усилия, чтобы преодолеть эту угрозу умам и душам людей. Была проведена предварительная исследовательская работа, результаты которой направлены в епархии. Прошу тех Преосвященных владык, в епархиях которых есть успешный опыт противодействия неоязычеству, поделиться этим опытом.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей