Главная страница
qrcode

Доклад по дисциплине история медицины на тему Медико-хирургические училища 18 века


Скачать 207.59 Kb.
НазваниеДоклад по дисциплине история медицины на тему Медико-хирургические училища 18 века
Дата25.03.2020
Размер207.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmediko-khirurgicheskie_uchilischa.docx
ТипДоклад
#67935
Каталог

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«Приволжский исследовательский медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ДОКЛАД
по дисциплине история медицины

на тему

Медико-хирургические училища 18 века

Выполнили:

студенты лечебного факультета

группы 153, 154

Жукова О.А., Шахбанов И.М., Филатова Е.С., Кузьмина В.А., Опарин И.А.

г. Нижний Новгород

2020 г.
Медицинское образование в России в XVIII веке получали на медицинском факультете Московского университета (с 1764 года), Калинкинском (Петербург) медико–хирургическом училище, преобразованном позже в Императорский медико–хирургический институт, который находился под покровительством Екатерины II, а также в медико-хирургических училищах в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде.

С 1795 г. в медико–хирургических училищах был установлен 5-летний срок обучения (в 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища, эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий). На первых трех курсах изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. 4 и 5 курсы в основном были посвящены практике: практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.

Большую роль в организации медико–хирургических училищ играли предложения, разработанные А. М. Шумлянским и М. М. Тереховским. Учащиеся медико–хирургических училищ, в отличие от воспитанников госпитальных школ, были освобождены от непосредственного медицинского обслуживания больных, а профессорско-преподавательский состав — от выполнения административных обязанностей по госпиталям. Работа носила характер практических клинических занятий, дополнявших теоретический курс. В медико–хирургических училищах по сравнению с госпитальными школами были значительно расширены программы преподавания и изменен учебный план, учреждены кафедры, возглавляемые профессорами.




Кафедры

Каждое училище имело три кафедры: 1) анатомии, физиологии и хирургии; 2) патологии, терапии и мед. практики; 3) ботаники, лекарствоведения и химии. Имелись курсы рисования и латинского языка. В 1787 г. во всех медико–хирургических училищах была организована четвертая кафедра — акушерства, женских и детских болезней, а с 1793 г. введено преподавание математики и физики.
Должности учащихся

Окончание трех курсов давало право на звание подлекаря. На четвертом курсе изучались хирургия и акушерство. После сдачи экзаменов четвертого курса учащимся присваивалось звание кандидата хирургии. На пятом году обучения учащиеся обязаны были сделать четыре крупных операции на трупе и приготовить два анатомических препарата, кроме того, учащиеся дежурили в клинической палате, вели больных, имели под наблюдением учащихся третьего года обучения, представляли на рассмотрение профессорам составленные самостоятельно истории болезни. По окончании полного курса выпускникам присваивалось звание 
Медико-хирургические училища

Преподаватели

Наибольшее значение придавалось наглядности обучения. Так, профессору химии и ботаники предписывалось «производить перед глазами их учащихся действия на опытах, о котором говорил перед тем на словах»; профессору физиологии — «изъяснять физиологию во всей ее подробности, которая не только словами, но произведением физиологических опытов над живыми скотами сопровождаться долженствует». Профессора избирались «ученым собранием»; кандидат на должность профессора обязан был представить оригинальную научную работу, прочитать пробную лекцию на русском языке и ответить на вопросы по своей специальности. Для подготовки к профессорской должности при кафедрах устанавливались должности адъюнкта.
Отличия от Зап. Европы

Система обучения врачей в русских медико–хирургических училищах выгодно отличалась от медицинского образования, принятого в то время в большинстве стран Западной Европы. Училища имели анатомические театры, физические и химические лаборатории, медицинские библиотеки; преподавание клинических дисциплин проводилось на базе крупных госпиталей. Широкая разносторонняя программа теоретических курсов, ярко выраженный клинический метод преподавания основных медицинских дисциплин, продолжение материалистических традиций М. В. Ломоносова и его учеников — все это обеспечивало высокий уровень подготовки русских врачей. Вместе с тем в медико–хирургических училищах использовался также и положительный опыт работ зарубежных медицинских школ.

Сотрудники

В помощь профессорам назначались адъютант – профессора. При химическом театре работал лаборант, рисовальный мастер, библиотекарь и его помощник. Максимальные должностные оклады нужно было заслужить добросовестной работой.
Хозяйством академии заведовал эконом. В его распоряжении находились двадцать штатных хозяйственных работников. Содержание канцелярских служащих и канцелярские расходы укладывались в годовую сумму 850 руб. На ремонт зданий, покупку дров и свечей Медицинская коллегия выделяла дополнительные суммы. Надзор за поведением и обучением учащихся осуществлял инспектор.

Петербургская медико–хирургическая академия

18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву (директору Медицинской коллегии) подготовить материальную базу для открытия в Петербурге высшего медицинского учебного заведения — эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины. Академия создавалась на основе Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ. Руководящим органом Петербургской медико–хирургической академии являлась конференция. Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. В Академии была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.
Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей: П.Ф. Лесгафт (1861 г.), Н.Ф. Арендт (1805 г.), Е.С. Боткин (1889 г.), В.М. Бехтерев (1878 г.) и др.
Московская медико-хирургическая академия
Московская медико-хирургическая академия (ММХА)  — высшее медицинское учебное заведение, созданное в 1798 году на базе Медико-хирургического училища при 
Долгое время основной задачей правительства Российской империи в области медицины была работа на армию и флот, тогда как гражданское здравоохранение стало формироваться лишь в XVIII веке.

В начале XVIII столетия подготовка врачей осуществлялась в школах при военных ».

В потому что не в таком образе теперь существует учение
», и предлагал учредить новую высшую медицинскую школу. При докладе был приложен проект устава будущей академии, который, по мнению профессора Скориченко, был составлен доктором В 
перейти в каталог файлов


связь с админом