Главная страница
qrcode

23 ФГТ предмет синтезатор. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства


НазваниеДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Дата02.09.2019
Размер229 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла23 ФГТ предмет синтезатор.doc
ТипПрограмма
#62881
Каталог

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Заинская детская музыкальная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»


Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ВСИНТЕЗАТОР

Заинск 2014 «Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД «ЗДМШ»
«___»________ 201 г.
«Утверждаю»

Директор: Краснова А.В.

______________

(подпись)

«____»__________ 201 г.
Данная программа основана на примерной программе по учебному предмету «Электронные музыкальные инструменты. Программы для ДМШ (музыкальных отделений ДШИ). Клавишный синтезатор» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», разработанном Институтом развития образования в сфере культуры и искусства, Москва 2012, iroski.ru


Преподаватель первой квалификационной категории по классу

фортепиано ЗДМШ

Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, заведующая отделом специального фортепиано ГАОУ СПО РТ «Альметьевский музыкальный колледж им. Ф.З. Яруллина»

Преподаватель первой квалификационной категории, заведующая отделения «Специальное фортепиано» ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский колледж искусств»

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;………………………………………………………………………………….4

1.2 Срок реализации учебного предмета;……………………………………… ……..5

1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;………………………………………5

1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий;………………………………..5

1.5 Цели и задачи учебного предмета;…………………………………………………5

1.6 Обоснование структуры программы учебного предмета;……………… ……….6

1.7 Методы обучения;……………………………………………………………..…….7

1.8 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;…………………………………………………………………………………8
II. Содержание учебного предмета
2.1 Сведения о затратах учебного времени;……………………………….………….8

2.2 Годовые требования по классам;………………………………………..………..10
III. Требования к уровню подготовки обучающихсяIV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;……………………………………24

4.2 Критерии оценки;…………………………………………………………….…….24
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1 Методические рекомендации;…………………………………………………….25

5.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;……..27

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1 Список рекомендуемой нотной литературы;………………………………..…..28

6.2 Список рекомендуемой методической литературы;………………………..……29
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.



Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, расширить кругозор, приобщить к новейшим достижениям технического прогресса в области музыки, дать возможность узнать и почувствовать дух авторства и соавторства в процессе создания музыкальных аранжировок.

1.2. Срок реализации учебного предмета «Синтезатор»

Срок освоения программы для детей, достигших возраста 10-11 лет и обучающихся соответственно в 4 классе ДМШ и ДШИ, составляет 3 года.
1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Дополнительный инструмент» (синтезатор):

Таблица 1
Виды учебной нагрузки
4-6 классы
Количество часов (общее на 3 года)

Максимальная нагрузка
198 часов
Количество часов на аудиторную

нагрузку
99 часов

(из расчета 1 час в неделю)
Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу
99 часов

(из расчета 1час в неделю)


1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика и с имеющимся у него уровнем владения фортепиано.
1.5 Цели и задачи учебного предмета «Синтезатор».

Цели:




Задачи:
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;
  • формирование у учащихся оркестрового мышления, расширение тембровой палитры, способности адаптироваться в различных моделях синтезаторов и цифровых фортепиано.

    1.6 Обоснование структуры учебного предмета «Синтезатор».

    Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

    Программа содержит следующие разделы:
    сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.
    В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

    1.7 Методы обучения

    В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

    Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
    Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

    Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях.

    1.8 Описание материально-технических условий реализации

    учебного предмета «Синтезатор».

    Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

    Учебные классы для занятий по предмету «Дополнительный инструмент. Общий синтезатор» оснащены фортепиано, цифровым фортепиано, 1-2 синтезаторами, удлинителями и шнурами, и имеют площадь не менее 12 кв. метров. В концертном зале для выступлений имеется усилитель звука и колонки, также в школе есть библиотека. Во время концертных выступлений уровень звука регулируется на пульте звукооператором.
    II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    «СИНТЕЗАТОР».
    2.1 Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Синтезатор», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

    Таблица 2

    Срок обучения – 3 года


  • Распределение по годам обучения
    Классы
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    Продолжительность

    учебных занятий

    (в неделях)
    -
    -
    -
    33
    33
    33
    -

    -
    Количество часов на аудиторные занятия(в неделю)
    -
    -
    -
    1
    1
    1
    -
    -
    Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения)
    99
    Количество часов на внеаудиторную

    (самостоятельную)

    работу (часов в неделю)
    -
    -
    -
    1
    1
    1
    -
    -
    Общее количество часов на внеаудиторную

    работу (на все время

    обучения)
    99
    Общее максимальное

    количество часов на весь

    период обучения
    198

    Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

    Виды внеаудиторной работы:

    - выполнение домашнего задания;

    - подготовка к концертным выступлениям;

    - посещение учреждений культуры;

    - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

    Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

    По истечении 3-хлетнего учебного курса, учащийся должен уметь:

    - включать и выключать синтезатор;

    - включать демонстрационные песни;

    - играть в Normal- режиме и с автоаккомпанементом;

    - играть в ансамбле;

    - знать все основные итальянские обозначения гармонических функций;

    - свободно ориентироваться в буквенной системе;

    - подбирать тембры в зависимости от характера и стиля произведения;

    - регулировать точку разделения;

    - играть правой рукой мелодию под записанный на дискету аккомпанемент;

    - набирать программу для выбранной песни (тембры, стиль, темп, мультипэды);

    - записывать песни на дисковод;

    - заносить тембры в регистрацию памяти и переключать во время игры;

    - играть мелодию в ансамбле, одновременно включая мультипэды, и кнопку

    «гармония-эхо»";

    - уметь по инструкции разобраться в 2-3 более простых моделях синтезаторов (в зависимости от наличия в школе).
    2.2 Требования по годам обучения

    Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развитие эстетического вкуса у учащихся является выбор репертуара, в котором основное место отводится изучению произведений русских, зарубежных классиков, композиторов национальной татарской культуры, а также современных авторов. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю и фактуре, а также подходящим для аранжировки.

    Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В программе находит отражение оснащение школы электромузыкальными инструментами и учитываются их технические возможности.

    В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или зачетного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. Возможна также работа с ансамблем из 2-3 синтезаторов или с ансамблем синтезаторов с цифровым фортепиано, но эта работа ведется на уроках и консультациях в рамках основного предмета, без выделения ее в отдельный предмет.
    1 год обучения
    Синтезатор -1 час в неделю.

    Самостоятельная работа - не менее 1 час в неделю.

    Учебный план


    2 четверть: контрольный урок (текущая аттестация)


    4 четверть: зачет. Требования: 2 разнохарактерных произведения, одно из них с автоаккомпанементом.


    1 полугодие

    Подключение синтезатора, техника безопасности. Знакомство с кнопками voice, , style, tempo/tap. Демонстрационные песни. Изучение тембров по группам, стилей. Специфика взятия звука на синтезаторе. Игра в ансамбле с преподавателем под метроном. Мультипэды. Использование мультипэдов одновременно с мелодией. Игра в ансамбле разными голосами одновременно. Точка разделения. Клавишная перкуссия. Автоаккомпанемент, его секции. Громкость автоаккомпанемента. Отключение дорожки автоаккомпанемента. Взятие мажорных, минорных аккордов в режиме CASIO CHORD.

    2 полугодие

    Транспонирование. Сустейн. Кнопка Sinhrostart. Установка одного нажатия. Кнопка Garmonie/echo. Игра 2-хкуплетных форм с помощью регистрации памяти. Изучение итальянских обозначений CDEFGAH, игра автоаккомпанемента по цифровкам. В течение учебного года учащийся должен пройти 8-10 произведений различных жанров.

    С первого урока предполагается знакомство с инструментом, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации. Репертуар в основном формируется из произведений педагогического репертуара для фортепиано и переложений для клавишного синтезатора.


    На зачете исполняются 2 разнохарактерных произведения произвольных жанров, одно из них с автоаккомпанементом.

    Выбор репертуара для классной работы, зачетов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности. Произведения с автоаккомпанементом можно исполнять как на цифровом фортепиано (при наличии функции автоаккомпанемента в данной модели), так и на клавишном синтезаторе, тем самым вводя в работу второй электромузыкальный инструмент уже на первом году обучения.


    Normal-режим


    Акимов Ю. Полифоническая пьеса

    Артемов В. Канон

    Барток Б. Диалог

    Глинка М. Полифоническая пьеса

    Моцарт Л. Менуэт d - moll, Бурре d-moll, Менуэт F-dur, Аллегро B-dur

    Скарлатти Д. Ария

    Телеман Г. Пьеса

    Шевченко Н. Канон



    Беркович И. Сонатина Соль мажор

    Бетховен Л. Сонатина Соль мажор

    Гедике А. Соч.36 Сонатина До мажор, Маленькое рондо.

    Клементи М. Соч.36. Сонатины №№1,2

    Хаслингер Т. Сонатина До мажор

    Гедике А. Соч.46. Тема с вариациями До мажор

    Жилинский А. Сонатина, ч. 2,3

    Плейель И. Сонатина Ре мажор, ч. 1



    Беркович И. Мазурка

    Гайдн Й. Анданте

    Гречанинов А. Первоцвет

    Кабалевский Д. Соч.27 30 детских пьес (по выбору), Маленький вальс

    Леденев Р. Вприпрыжку. Немножко грустно

    Майкапар С. Соч.33 Миниатюры: Раздумье, Росинки

    Соч.28 Бирюльки: Пастушок, Сказочка, Колыбельная

    Прокофьев С. "Детская музыка": Марш

    Самонов А. Тихая речка

    Семенов В. Заиграй, моя волынка

    Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом" (по выбору)

    Шостакович Д. "Детская тетрадь" (6 пьес)

    Штейбельт Д. Адажио ля минор



    Гнесина Е. " Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих"

    Лемуан А. Соч. 37 "50 характерных прогрессивных этюдов"

    Лешгорн А. Соч. 65 Избранные этюды для начинающих

    Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера, 1 ч.

    Черни К. Соч. 139 (по выбору)

    Шитте Л. Соч. 108, "25 маленьких этюдов"

    Автоаккомпанемент
    Барток Б. Венгерская народная песня

    Белорусская полька

    Брамс Й. Колыбельная

    Варламов А. Вдоль по улице метелица метет. На заре ты ее не буди

    Кария - Закария. Татарская детская песня

    Качурбина М. Мишка с куклой танцуют полечку

    Кравченко Б. Мамин вальс

    На улице скрипка играет

    Кабалевский Д. Маленькая полька

    Мой соловей. Татарская народная песня в обработке А. Музафарова

    Подоляночка. Украинская народная песня

    Савельев Б. Если добрый ты. Неприятность эту мы переживем

    Санта - Лючия. Неаполитанская песня

    Соловей - голубь. Татарская народная песня

    Спадавеккиа А. Добрый жук

    Степь да степь кругом. Русская народная песня

    Филиппенко А. Снежинки

    Шаинский В. Кузнечик

    Шуберт Ф. Форель

    Эрнесакс Г. Едет- едет паровоз


    Вариант 1

    Моцарт В. Менуэт d-moll.

    Шуберт Ф. Форель (автоаккомпанемент).

    Вариант 2

    Штейбельт Т. Адажио ля минор.

    Варламов А. Вдоль по улице метелица метет (автоаккомпанемент).

    Вариант 3

    Майкапар С. Пастушок.

    Эрнесакс Г. Едет- едет паровоз (автоаккомпанемент).

    Вариант 4

    Гендель Г. Чакона До мажор.

    Обр. А. Музафарова. Мой соловей (автоаккомпанемент)
    2 год обучения
    Синтезатор - 1 час в неделю.

    Самостоятельная работа - не менее 1 час в неделю.

    Учебный план


    2 четверть: контрольный урок (текущая аттестация).


    4 четверть: зачет. Требования: 2 разнохарактерных произведения, одно из них с автоаккомпанементом.


    1 полугодие

    Операции с дисководом. Форматирование, сохранение. Цифровые эффекты (реверберация, хорус, DSP). Воспроизведение песен с диска. Построение секстаккордов, квартсекстаккордов, септаккордов, уменьшенных аккордов в автоаккомпанементе. Игра в режиме FINGERED. Построение более сложных септаккордов от черных клавиш.

    2 полугодие

    Игра пьес с переключением секций автоаккомпанемента. Квантизация. Редактирование начальных данных. Именование песен. Игра классических пьес на сплошной клавиатуре без точки разделения. Игра несложных пьес с разделением клавиатуры. Оркестровка классической музыки. Подбор тембров и шумов для юмористической музыки.

    В течение учебного года учащийся должен пройти 8-10 произведений различных жанров.


    Normal- режим


    Бах И. С. Маленькие прелюдии Фа мажор и ре минор.

    Гедике А. Сарабанда.

    Гендель Г. Менуэт ре минор, Инвенция Соль мажор.

    Корелли А. Сарабанда

    Майкапар С. Прелюдия и фугетта до-диез минор.

    Моцарт Л. Бурре, Марш

    Скарлатти Д. Ария



    Бетховен Л. Сонатина Соль мажор

    Гедике А. Сонатина До мажор.

    Глиэр Р. Рондо.

    Диабелли А. Сонатина Фа мажор.

    Жилинский А. Сонатина, ч. 2,3.

    Клементи М. Соч.36 Сонатина До мажор

    Кулау Ф. Вариации Соль мажор.

    Моцарт В. Шесть легких сонатин, Легкие вариации До мажор

    Николаев А. Сонатина, ч. 1.

    Рожавская Ю. Сонатина, ч. 3.

    Чимароза Д. Сонаты ля минор, Соль мажор, ля минор.



    Ахиярова Р. В дремучем лесу, Галоп, Игра, Крокодил, Погоня.

    Гречанинов А. Мазурка

    Григ Э. Соч.12: Танец эльфов, Вальс ля минор

    Жиганов Н. Марш.

    Кабалевский Д. Токкатина, Медленный вальс.

    Косенко В. Соч.15 "24 детские пьесы для фортепиано". Скерцино, Вальс,

    Дождик.

    Куперен Ф. Кукушка.

    Лукомский Л. 10 пьес: Разговор, Вальс

    Майкапар С. В кузнице.

    Прокофьев С. Соч.65. Сказочка, Марш, Утро, Прогулка

    Шостакович Д. "Танцы кукол": Гавот, Шарманка

    Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская песенка,

    Болезнь куклы, Полька, Немецкая песенка, Мазурка, Марш деревянных

    солдатиков.



    Беркович И. Маленькие этюды по Паганини.

    Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть

    Лак Т. Соч.172. Этюды

    Лешгорн А. Соч.66 Этюды

    Лемуан А. Соч.37 "50 характерных прогрессивных этюдов"

    Майкапар С. У моря ночью.

    Парцхаладзе М. Осенний дождик.

    Тигранян В. Этюд.

    Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Г.Гермера

    Автоаккомпанемент

    Блантер М. Катюша.

    Гайдн Й. Немецкий танец.

    Гладков Г. Песня атаманши и разбойников. Песенка друзей.

    Глинка М. Вальс. Полька.

    Гречанинов А . Колыбельная.

    Ехал казак за Дунай. Украинская народная песня.

    Зацепин А. Песенка о медведях.

    Крылатов Е. Кабы не было зимы. Крылатые качели.

    Купревич В. Пингвины.

    Мендель Дж. Тень твоей улыбки.

    Мокроусов Б. Одинокая гармонь.

    Моцарт В. Колыбельная.

    Николаев И. Маленькая страна.

    Папетти Ф. Одинокий пастух.

    Пастух. Словацкая народная песня.

    Паулс Р. Золотая свадьба.

    Рамирес А. Жаворонок.

    Рыбников А. Песня Красной шапочки. Я тебя никогда не забуду.

    Сен- Санс К. Лебедь.

    Ходим кругом. Татарская народная песня.

    Чичков Ю. Песня о волшебном цветке.

    Шаинский В. По секрету всему свету. Голубой вагон. Песенка мамонтенка.

    Мир похож на цветной луг.

    Эстонский народный танец.


    Вариант 1

    Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская песенка.

    Рамирес А. Жаворонок (автоаккомпанемент).

    Вариант 2

    И. С. Бах Маленькая прелюдия Фа мажор

    Шаинский В. Голубой вагон (автоаккомпанемент)

    Вариант 3

    Кулау Ф. Вариации Соль мажор.

    Паулс Р. Золотая свадьба (автоаккомпанемент)

    Вариант 4

    И. Беркович. Мазурка.

    Купревич В. Пингвины.
    3 год обучения
    Синтезатор -1 час в неделю.

    Самостоятельная работа – не менее 1 час в неделю.
    Учебный план


    2 четверть: контрольный урок (текущая аттестация).


    4 четверть: зачет. Требования: 2 разнохарактерных произведения, одно из них с автоаккомпанементом.


    1 полугодие

    Подбор тембров для романтических пьес, эстрадных, джазовых, фантастических, игра с разделением клавиатуры. Игра пьес с записанным автоаккомпанементом на дискету. Игра произведений в несколько куплетов с использованием 4-х вариантной оркестровки регистрации памяти + кнопка удвоения голоса.

    Самостоятельный подбор по слуху аккордов аккомпанемента под мелодию. Знакомство с другими моделями синтезаторов, уметь находить на них знакомые функции и исполнить произведения из своей программы.

    2 полугодие

    Игра более сложных классических пьес в современной эстрадной обработке. Самостоятельный подбор тембров для аранжировки классических, народных, современных эстрадных, джазовых произведений в различных жанрах: песня, танец, марш, вальс, и т.д. Подготовка к итоговому зачету.

    В течение учебного года учащийся должен пройти 8-10 произведений.


    Normal- режим


    Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги

    Сарабанда и ария из Французской сюиты до минор

    Гендель Г. Сарабанда с вариациями ре минор

    Гедике А. Трехголосная прелюдия

    Глинка М. Четыре двухголосные фуги

    Кабалевский Д. Летним утром на лужайке. Прелюдия и фугетта.

    Лядов А. Канон Соль мажор.

    Мясковский Н. Соч.33 "Легкие пьесы в полифоническом роде"

    Фрескобальди Дж. Токката ля минор.



    Бетховен Л. Сонатина Фа мажор

    Бетховен Л. Вариации на швейцарскую тему

    Бетховен Л. Соч. 49 Соната Соль мажор, N20

    Клементи М. Соч.36 Сонатины Фа мажор, Ре мажор

    Кулау Ф. Сонатина До мажор.

    Моцарт В. Сонатины: №6 До мажор, №4 Ре мажор

    Мелартин Э. Сонатина соль минор.

    Чимароза Д. Сонаты (по выбору)

    Шуман Р. Соч.118 Детская соната Соль мажор



    Барток Б. Сборник "Детям" (по выбору)

    Бетховен Л. Весело- грустно

    Гедике. А. Соч.8 Миниатюры (по выбору)

    Глиэр Р. В полях, Ариэтта

    Григ Э. Соч.12, Соч.38

    Дварионас Б. Маленькая сюита

    Майкапар С. Соч.8 Токкатина, Мелодия («Маленькие новеллетты»)

    Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса ля минор

    Музафаров А. По ягоды.

    Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка": Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние,

    "Ходит месяц над лугами"

    Свиридов Г. Парень с гармошкой.

    Скарлатти Д. " Пять легких пьес"

    Чайковский П. Соч.39 Детский альбом (по выбору)

    Шостакович Д. Танцы кукол (по выбору)

    Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества (по выбору)

    Яхин Р. Зима.



    Беренс Г. Соч.61 и 88 "32 избранных этюда"

    Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"

    Лешгорн А. Соч.66 Этюды (по выбору), соч.136, №№ 2-5,9,10,12

    Майкапар С. Стаккато- прелюдия.

    Черни К. "Избранные фортепианные этюды", под ред. Г. Гермера,

    Соч.139, тетради 3,4, Соч.299 (по выбору)

    ..Автоаккомпанемент

    Альбинони Т. «Адажио»

    Андерссон Б. «Счастливого нового года».

    Батыркаева Л. «Все мне тебя напоминает»

    Бах И.С – Гуно Ш. «Аве Мария»

    Гладков Г. «Романс Дианы» (из к\ф «Собака на сене»)

    Город 312. «Останусь пеплом на губах»

    Дашкевич В. Увертюра из т\с «Шерлок Холмс»

    Дунаевский М. « Королевна» (репертуар Т.Булановой)

    Зубков Н. «Школьная пора» (репертуар Т. Овсиенко)

    И. Крутой. Песня Герды из мюзикла «Снежная королева»

    Кельми К. «Замыкая круг».

    Костюк А. «Я не колдунья».

    Круг М. Приходите в мой дом (репертуар В.Цыгановой)

    Крылатов Е. «Прекрасное далеко»

    Кузнецов С. «Белые розы» (группа «Ласковый май»)

    Куртис Э. «Вернись в Сорренто»

    Кэри М. «Без тебя»

    Лебедев В. «Разлука».(из к\ф «Гардемарины»)

    Леннон Дж., Маккартни П. «Вчера»

    Мексиканская народная песня «Челита»

    Меладзе К. Песня принца из Мюзикла «Золушка»

    Мориа П. «Токката».

    Морикконе Э.Музыка из к\ф «Профессионал»

    Неизвестный автор. «Березы». Из т\с «Участок»

    Неизвестный автор. «Клен ты мой опавший»

    Неизвестный автор. «Уходило лето» (репертуар группы «Баккара»)

    Новиков А. «Смуглянка»

    Рыбников А. «Последняя поэма»

    Рыбников А. Песня Мурьеты из Мюзикла «Звезда и смерть Хоакина

    Мурьеты»

    Уэббер Э. «Воспоминание»

    Чайковский П. «Старинная французская песенка»

    Шварц Е. Музыка из к/ф «100 дней после детства»

    Шевченко А. «Иногда»

    Шмитц М. «Принцесса танцует вальс»

    Шуберт Ф. «Аве Мария».

    Яхин Р. «Белый парус»


    Вариант 1

    Н. Любарский. Вариации на тему русской народной песни


    Вариант 2

    Д. Кабалевский. Вариации Фа Мажор


    Вариант 3

    И. С. Бах Маленькая прелюдия ми минор

    Новиков А. Смуглянка (автоаккомпанемент)

    Вариант 4

    Глиэр Р. В полях

    Альбиони Т. Адажио (автоаккомпанемент)
    III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Дополнительный инструмент» (синтезатор), который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

    - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,самостоятельному музыкальному исполнительству;

    - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности электромузыкального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, а также самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

    - знание в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров

    - знание художественно-исполнительских возможностей цифрового фортепиано синтезатора;

    - знание профессиональной терминологии;

    - наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальныхпроизведений разных жанров и форм;

    - навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлятьпроцессом исполнения музыкального произведения;

    - навыки по использованию музыкально - исполнительских средстввыразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованиюхудожественно оправданных технических приемов;

    - наличие творческой инициативы, сформированных представлений ометодике разучивания музыкальных произведений и приемах работы надисполнительскими трудностями;

    - наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

    - наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы.


    IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
    4.1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

    Оценка качества реализации программы "Синтезатор» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

    Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: зачетах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

    Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

    Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов.

    Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих учебный год, занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

    По итогам зачета выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на последнем зачете 12 полугодия должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных, отечественных и татарских композиторов.
    4.2 Критерии оценок

    Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

    Критерии оценки качества исполнения

    По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:


    Таблица 3
    Оценка
    Критерии оценивания выступления
    5 («отлично»)
    технически качественное и художественно

    осмысленное исполнение, отвечающее всем

    требованиям на данном этапе обучения
    4 («хорошо»)
    оценка отражает грамотное исполнение с

    небольшими недочетами (как в техническом

    плане, так и в художественном)
    3 («удовлетворительно»)
    исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
    2 («неудовлетворительно»)
    комплекс серьезных недостатков, невыученный

    текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
    Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. Но по сложившейся традиции в МБОУ ДОД «Заинская ДМШ» с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

    Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодияучебного года.

    V .МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
    5.1 Методические рекомендации

    Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

    В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

    Преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

    Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над ее совершенствованием. Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента. В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

    Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

    В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
    5.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

    - самостоятельные занятия должны быть регулярными исистематическими;

    - периодичность занятий - каждый день;

    - количество занятий в неделю - от 1,5 часов.

    Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

    Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности и синтезатору. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
    VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И
    МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
    6.1 Список рекомендуемых нотных сборников

    Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М., Музыка, 2012

    Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но. М., Музыка, 2010

    Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана. М., Музыка, 2011

    Беренс Г. Этюды для фортепиано. М., Музыка, 2005

    Бертини А. Избранные этюды. М., Музыка,1992

    Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей. М., Музыка, 2012

    Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано. М., Музыка, 1992

    Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М., Музыка, 2011

    Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1. М., Музыка, 2011

    Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2. М., Музыка, 2010

    Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано. М., Музыка, 2010

    Глиэр Р. Пьесы для фортепиано. М., Музыка, 2010

    Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2. М.,Музыка, 2011

    Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов. М., Музыка, 1999

    Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано. М., Музыка, 2011

    Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано. М., Музыка, 2004

    Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано. М., Музыка, 2006

    Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37. М.,Музыка, 2010

    Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66. М., Музыка, 2005

    Милич Б. Маленькому пианисту. Кифара, 2012

    Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс. Кифара , 2006

    Фортепиано 4 класс. Кифара, 2001;

    Моцарт В. Шесть сонатин. М., Музыка, 2011

    Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина,М., Музыка, 2010

    Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков. М., Музыка, 2011

    Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский. М., Музыка

    Чайковский П. Детский альбом. Соч.39. М., Музыка, 2006

    Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40. М., Музыка, 2005

    Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера. М., Музыка, 2011

    Черни К. Школа беглости. Соч. 299 . М., Музыка, 2009

    Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003

    Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. М., Музыка

    Шуман Р. Альбом для юношества. М., Музыка, 2011
    6.2 Список рекомендуемой методической литературы

    1.Электронные музыкальные инструменты. Программы для ДМШ (музыкальных отделений ДШИ). Клавишный синтезатор. Издательство «Методиздат», Москва 2001г. Методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры комитета по культуре правительства Москвы. Институт худ. образования Российской академии образования.

    Составители: И.М. Красильников, М.А. Крюков, А.Ю. Апухтин.
    Важов С. Школа игры на синтезаторе. СПб., Композитор, 1998.
  • Володин А. Электромузыкальные инструменты. М., 1997.
  • Красильников И. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании М., 2002.
  • Красильников И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. М., 2007.
  • Красильников И. Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Москва, 2004.
  • Красильников И., Глаголева Н. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). Учебно-методическое пособие. М., Ижица, 2004.
  • Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. М., Владос, 2004.
  • Красильников И., Алемская А., Клип И. Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. М., Владос. 2005.
  • Пешняк В. Самоучитель игры на синтезаторе. М., Композитор, 2000.
  • Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. М., Композитор, 2000.
  • Тимонин М. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. Изд. 5. Арт- сервис, 2006.

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом