Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Солодкова М.И. и др. Современный образовательный менеджмент. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций Челябинск чиппкро 2014


НазваниеДополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций Челябинск чиппкро 2014
АнкорСолодкова М.И. и др. Современный образовательный менеджмент.pdf
Дата01.09.2017
Размер1.44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSolodkova_M_I_i_dr_Sovremenny_obrazovatelny_menedzhment.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#25549
страница1 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования Утверждено решением Ученого совета
ГБОУ ДПО ЧИППКРО Протокол № 3 от 03 октября 2014 г. Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления реализацией ФГОС дошкольного образования Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций Челябинск
ЧИППКРО
2014

УДК 371.1+378.091.398
ББК 74.104+74.489.478 С
Авторы-составители: МИ. Солодкова, Г. В. Яковлева, ТА. Сваталова, С. Н. Обухова, Г. Н.Кузнецова, Н. В. Литвиненко, Е. А. Рыбакова, А. В. Копытова, ГА. Рябова, А. В. Пелихова, К. П. Зайцева Современный образовательный менеджмент. Принцип госу-
дарственно-общественного управления реализацией ФГОС дошкольного образования : дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций / под ред. МИ. Солодковой, Г. В. Яковлевой. – Челябинск : ЧИППКРО,
2014. – 256 с. Данная программа разработана в рамках работ по реализации мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на
2011–
2015 годы обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государ- ственно-общественному управлению образованием. Программа обеспечивает развитие у педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций теоретических представлений и способов практической деятельности по разработке, принятию и реализации управленческих решений в области государственно-общественного управления в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивает развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог.
УДК 371.1+378.091.398
ББК 74.104+74.489.478
© ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2014 С

Содержание Пояснительная записка .......................................................................... 6 Учебный план образовательной программы ...................................... 21
Учебно-тематический план образовательной программы ............... 23 Содержание разделов образовательной программы ......................... 33 Методические рекомендации по реализации рабочей программы (по разделам) Раздел 1. Современные нормативно-правовые основы образования .......................................................................................... 61 Тема 1.1.
Образовательная политикана современном этапе. Современные нормативно-правовые основы образования ........................................................................................ 61 Тема 1.2.
Правовые основы формирования системы образования на различных уровнях. Федеральный закон Об образовании в РФ (№ 273-ФЗ ................................................. 66 Тема 1.3.
Нормативно-правовые основы дошкольного образования. Структура и содержание федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ................................................................. 70 Раздел 2.
Теоретико-методологическое и психологическое обоснование государственно-общественного управления реализацией ФГОС дошкольного образования .......................................................................................... 84 Тема 2.1. Государственно-общественное управление образованием сущность, основные понятия, история вопроса. Модель государственно-общественного управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ................ 84 Тема 2.2. Психолого-педагогическое обоснование государственно-общественного управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ............................................. 130 Тема 2.3. Обновление профессиональной деятельности руководителя и педагога дошкольного образовательного учреждения в осуществлении государственно- общественного управления образованием .................................... 138
Раздел 3. Содержательные и процессуальные аспекты
государственно-общественного управления реализацией ФГОС дошкольного образования ......................... 150 Тема 3.1. Нормативно-правовые основания государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ дошкольного образования .............................................................. 150 Тема 3.2. Соотношение государственной и общественной составляющей в управлении образованием. Пути повышения эффективности государственно- общественного управления реализацией основных образовательных программ дошкольного образования .............................................................. 156 Тема 3.3. Организационно-правовые формы органов государственно-общественного управления сущность и назначение, организация и основные направления деятельности ......................................... 169 Тема 3.4. Реализация принципа открытости и гласности в системе государственно-общественного управления образования как законодательный аспект ..................................... 176 Раздел 4. Прикладные аспекты государственно-общественного управления реализацией ФГОС дошкольного образования .............................................................. 188 Тема 4.1. Обязательная отчетность образовательного учреждения, формы ее представления самообследование, отчет по результатам самообследования, открытый доклад, сайт образовательного учреждения ....................................................... 188 Тема 4.2. Технология подготовки самообследования и отчета по самообследованию формы представления ............... 192 Тема 4.3. Разработка программ по вовлечению и участию родителей и учащихся в деятельность органов государственно-общественного управления образования ................................................................. 204 Тема 4.4. Концептуализация эффективного опыта реализации основных образовательных программ общего образования на основе государственно- общественного управления ............................................................ 213
Контрольные задания по содержанию образовательной программы ............................................................. 231 Библиографический список по реализации образовательной программы ............................................................. 234 Темы рефератов по реализации образовательной программы ............................................................. 251 Рекомендации для слушателей по подготовке и оформлению реферата ..................................................................... 256

6 Пояснительная записка Актуальность В последние годы в дошкольном образовании происходят значительные изменения на основе Федерального закона Об образовании в Российской Федерации меняются образовательные парадигмы, реализуется национальная образовательная инициатива Наша новая школа, осуществляется введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Процессы развития дошкольного образования усложнились и затрагивают практически все элементы образовательной системы, поскольку появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и экономический статус дошкольных образовательных учреждений. Переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, изменение статуса бюджетных учреждений, изменение механизмов финансирования дошкольных образовательных учреждений, новая система оплаты труда – это только самые крупные из нововведений самого ближайшего времени, которые должны быть освоены всеми образовательными учреждениями ив которые будет включен педагогический коллектив и администрация каждого образовательного учреждения. В данных условиях актуализируется проблема включения в процессы управления не только государственных и муниципальных структурно и системы государ- ственно-общественного управления. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией. Усиление роли общественности в управлении ДОУ все более актуализируется в условиях реализации Федерального закона Об образовании в Российской Федерации и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

7 Развитие общественной составляющей в управлении дошкольным образовательным учреждением позволяет учитывать общественные запросы на его качество и условия образования детей дошкольного возраста, а также привлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно увеличивая общественную прозрачность их использования. Партнерский диалог общества, государства и профессиона- лов-педагогов позволяет создать систему анализа и обосновать необходимость учета новых аспектов качества дошкольного образования в ситуации, когда общественность оценивает систему образования нес точки зрения выполнения текущих функций, ас точки зрения реализации поставленных передней целей в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Ключевым условием расширения и повышения эффективности участия общественности в управлении дошкольным образованием была признана его институционализация, важнейшее проявление которой – участие гражданских институтов в формировании и реализации образовательной политики, стратегий и программ развития дошкольного образования в формировании ресурсной базы ДОУ, бюджета системы образования ив контроле за его эффективным исполнением в формировании общественного, гражданского заказана содержание и качество дошкольного образования с ориентацией системы образования на его реализацию, осуществление общественного контроля качества дошкольного образования. Важным эффектом инновационного развития дошкольного образования является становление целостной государственно- общественной системы управления, которая позволит повысить роль всех участников образовательного процесса родителей, педагогов, образовательных учреждений, общественности, административных и управленческих структур обеспечить развитие дошкольного образования как открытой государственно- общественной системы создать механизм общественного контроля образовательной политики укрепить материально- техническую базу дошкольных образовательных учреждений за

8 счет привлечения в ДОУ внебюджетных средств стимулировать инновационные процессы в дошкольном образовании.
Государственно-общественное управление позволит ДОУ чутко и своевременно реагировать на запросы родителей (законных представителей) воспитанников, общества, что обеспечит более качественное выполнение учреждением свое предназначения формирование общей культуры воспитанников, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, социальной успешности ребенка. Одним из механизмов обеспечения качества дошкольного образования сегодня становится профессиональный стандарт Педагог, как нормативное и методологическое основание проектирования содержания дополнительных профессиональных программ и научно-методической работы в образовательных организациях. Профессиональный стандарт является системообразующим механизмом повышения качества работы педагога. Руководитель и педагог дошкольной образовательной организации обеспечивают активизацию деятельности общественности в осуществлении государственной образовательной политики в конкретной дошкольной образовательной организации. Участие общественности в управлении дошкольными образовательными организациями приобретает особое значение в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В этой части четкое видение роли и места общественности в управлении дошкольными образовательными организациями может обеспечить их эффективное развитие. С целью оказания методической помощи руководителями педагогам дошкольных образовательных организаций по решению вышеназванных проблем разработана образовательная программа повышения квалификации Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления реализацией ФГОС дошкольного образования. Данная программа разработана в рамках работ по реализации мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием. Программа предназначена для руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель и задачи образовательной программы Цель образовательной программы (далее программа) – нор- мативно-правовая и методическая поддержка руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций в освоении современных подходов к формированию системы государ- ственно-общественного управления в дошкольной образовательной организации. Задачами образовательной программы являются обеспечение общего ознакомления управленческих и педагогических работников системы дошкольного образования с историческими современным опытом государственно-общест- венного управления в системе образования формирование методологической культуры управленческих и педагогических работников дошкольного образования в вопросах проектирования государственно-общественного управления в системе управления ДОУ; формирование общего понимания управленческих и педагогических работников системы дошкольного образования структуры, функций и задач деятельности государственно- общественного управления в образовательном учреждении обучение педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций современным методам разработки различных форм государственно-общественного управления и формирования на данной основе систем управления образовательной организацией развитие у педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций теоретических представлений и способов практической деятельности по разработке, принятию и реализации управленческих решений в области государствен- но-общественного управления формирование компетенций управленческих и педагогических работников системы дошкольного образования в реализации задач государственно-общественного управления враз личных видах деятельности дошкольного образовательного учреждения развитие профессиональной компетентности педагога и руководителя ДОО, соответствующей требованиям профессионального стандарта педагога, обеспечивающей достижение качества дошкольного образования в условиях современной образовательной политики отражение профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог в педагогическом опыте.
Требования к квалификации слушателей Слушатели, обучающиеся по образовательной программе Современный образовательный менеджмент. Принцип государ- ственно-общественного управления реализацией ФГОС дошкольного образования, должны иметь высшее профессиональное педагогическое, дошкольное) образование. Описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в процессе обучения Профессиональные компетенции, качественное изменение которых предполагается осуществлять в процессе обучения в рамках реализации первого раздела готовность применять меняющиеся правовые нормы в сфере образования в практике государственно-общественного управления. Профессиональные компетенции, качественное изменение которых предполагается осуществлять в процессе обучения в рамках реализации второго раздела готовность реализовывать государственно-общественное управление с учетом специфики уровня образования способность проектировать и реализовывать модель госу- дарственно-общественного управления с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способность организовывать сотрудничество субъектов государственно-общественного управления для обеспечения качества дошкольного образования.

11 Профессиональные компетенции, качественное изменение которых предполагается осуществлять в процессе обучения в рамках реализации третьего раздела способность проводить проблемно-ориентированный анализ актуальной системы государственно-общественного управления в ДОУ; способность разрабатывать механизмы участия общественности в управлении дошкольным образовательным учреждением готовность решать управленческие задачи на основе возможностей механизмов государственно-общественного управления в ДОУ. Профессиональные компетенции, качественное изменение которых предполагается осуществлять в процессе обучения в рамках реализации четвертого раздела готовность к осуществлению внутреннего аудита профессиональной компетентности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога готовность осуществлять способы партнерского взаимодействия с семьями воспитанников готовность применять технологии подготовки самоанализа и публичной отчетности способность разрабатывать маркетинговые стратегии в целях обеспечения качества дошкольного образования готовность реализовывать маркетинговые технологии в целях обеспечения качества дошкольного образования. Планируемые результаты Планируемые результаты обучения руководителей ДОО в рамках реализации первого раздела
– актуализация и расширение знаний слушателей о правовых нормах, регламентирующих деятельность в сфере образования
– направленность слушателей на своевременное овладение и осмысленное применение действующих правовых норм в сфере образования знание нормативной и правовой базы, регулирующей госу- дарственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании, взаимодействие органов государственно-общественного управления с внешней и внутренней средой ДОУ; понимание основных функций, форм, методов и механизмов участия общественности в управлении дошкольным образовательным учреждением понимание экономических основ и механизмов государ- ственно-общественного управления дошкольным образованием актуализация и расширение знаний слушателей о профессиональном стандарте педагога как нормативном и методологическом основании проектирования системы научно- методической работы, как самого педагога, таки образовательной организации в целом. Планируемые результаты обучения руководителей ДОО в рамках второго раздела общая готовность и позитивная мотивация обучающегося к реализации задач государственно-общественного управления в конкретном дошкольном образовательном учреждении понимание необходимости, сущности и специфики госу- дарственно-общественного характера управления образованием, его отличий от предшествующих типов и моделей управления общим образованием овладение соответствующим понятийным аппаратом и терминологией понимание слушателями прикладного контекста модели государственно-общественного управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуализированное стремление слушателей интерпретировать государственно-общественного управление реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основных образовательных программ дошкольного образования сточки зрения влиятельных психологических концепций и теорий направленность слушателей на обновление профессиональной деятельности в осуществлении государственно-общест- венного управления дошкольным образовательным учреждением установка слушателей на осмысленное использование модели государственно-общественного управления реализацией

13 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и психолого-педагогических концепций в ее реализации. Планируемые результаты обучения педагогических работников в рамках реализации третьего раздела понимание сущности, основных ценностей и механизмов деятельности органов государственно-общественного управления образованием и их роли в становлении и развитии гражданского общества, роли и места ДОУ в этом процессе знание и понимание существующего состояния и проблем
ДОУ, решение которых зависит от действия органов государ- ственно-общественного управления понимание специфических проявлений, задач, возможностей и ограничений государственно-общественного управления образованием в зависимости от уровня образовательной системы понимание основных функций, форм, методов и механизмов участия общественности в управлении образовательным учреждением Планируемые результаты обучения педагогических работников в рамках реализации четвертого раздела освоение опыта решения типичных задачи преодоления затруднений и препятствий, возникающих входе становления и развития органов государственно-общественного управления следование в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с современным законодательством Российской Федерации 273 ФЗ, ФГОС ДО, Профессионального стандарта педагога отражение профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог в педагогическом опыте
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей