Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

13. латинская силлабика. Древнейшее общеиндоевропейское стихосложение, по современным реконструкциям, было силлабическим


Скачать 15.02 Kb.
НазваниеДревнейшее общеиндоевропейское стихосложение, по современным реконструкциям, было силлабическим
Дата24.09.2019
Размер15.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла13. латинская силлабика.docx
ТипДокументы
#63603
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Древнейшее общеиндоевропейское стихосложение, по современным реконструкциям, было силлабическим. Но в германских и славянских языках оно постепенно превратилось в тоническое, а в греческом и латинском- в квантитативное метрическое. Эволюция греческого и латинского индоевропейского стиха состояла в следующем: урегулированность окончания индоевропейского стиха стала постепенно распространяться не только на предпоследний слог, но и на предшествующие, и постепенно охватила весь стих.

Такими «метризированными силлабическими» были размеры раннегреческой лирики: алкеев 11- сложник, сапфический 11- сложник, анакреонтов 8- сложник и др. Затем был новаторский шаг: было принято, что долгий слог по продолжительности равен двум кратким и может ими заменяться. Таким образом, сложился классический античный стих, временный объем которого был постоянен, а слоговой колебался. В таком виде античный квантитативный стих существовал более тысячи лет. Но к 4-5 в. н.э. в греческом и латинском языках произошли важные изменения: перестала ощущаться разница между долгими и краткими слогами, исчезла фонетическая база квантитативной метрики. Но необходима была иная система стихосложения. Такой оказалась вновь силлабика: с потерей долгот стих стал ощущаться как последовательность однородных слогов с более или менее урегулированным положением ударения в окончании строк.

Перестраиваясь из квантитативной метрики в общедоступную силлабику, поэзия должна была выработать новые размеры, от которых требовалась, во-первых, равносложность и, во-вторых, фиксированная концовка стиха. Образцом для этого, понятным образом, служили старые квантитативные размеры: гексаметр, тетраметр, триметр и диметр. Но из-за распущений долгих слогов и стяжений кратких число слогов в строках этих размеров было колеблющееся: нужно было его выровнять. И тут вдруг оказалось, что разные античные размеры поддаются этому в различной степени.

Для полного перехода к силлабике нужно было сделать строки равносложными, т.е. отказаться от традиции замены одного долгого двумя

краткими. В гекзаметре это не удалось, его ритм больше играл неравносложностью, чем ритм других размеров, поэтому этот размер так и не перешел из квантитативной метрики в силлабику. Это имело важные последствия: утратилась традиция единственного популярного античного размера на основе трехсложного ритма (–UU), и поэтому во всей последующей европейской поэзии трехсложные размеры остались второстепенными по сравнению с ямбом и хореем. Остальные квантитативные размеры сумели упроститься до равносложности и перешли в силлабику. Триметр превратился в 12- сложник 5ж + 7 м (д), тетраметр- в 15-сложник8 ж+ 7 м (д), рядом с которым развивался укороченный 13- сложник 7 м(д)+ 6ж, так называемый вагантский стих, «ямбический диметр»- в 8- сложник 8 д(м). Так сложились основные размеры латинской средневековой силлабики. В греческой средневековой силлабике из-за иного акцентного строя греческого языка в тех же размерах развились других окончания:в силлабическом 12- сложнике - 5ж + 7ж, а в 15- сложнике – 8 м(д)+ 7ж.

Во всех этих размерах тоническая упорядоченность не ограничивалась окончаниями полустиший и стихов, а постепенно распространялась и на предшествующую часть стиха: 8- сложник, 12- сложник и греческий 15-сложник приобретали (чем дольше, тем больше) подобие ямбического, а латинский 15- сложник и 13- сложник – хореического силлабо-тонического ритма. Еще одним новшеством на переходе от античного к средневековому стихосложению стало появление в латинской поэзии рифмы сперва односложной, а затем двусложной: это было средством подчеркнуть цельность стиха и компенсировать утрату стопного строения. По образцу латинской силлабики складывается силлабика и в новых романских языках, заимствуя из нее все основные размеры.

Но, кроме метрического стихосложения, квантитативного, и ритмического стихосложения, изосиллабического, в средние века возник еще и третий тип стихосложения, называвшийся в Германии «секвенция», а во Франции (как это ни странно) — «проза». Это было тоже силлабическое стихосложение, но не изосиллабическое, не равносложное, как в рассмотренных выше 8-, 12-, 15- и 13-сложнике. Здесь текст был строфический, а строфы состояли из силлабических строчек разной длины, но в одной и той же последовательности — скажем, 8,9,9, 11, 13, 7 и опять 8, 9, 9, 11, 13, 7 слогов. При этом в аналогичных строчках каждой строфы ударения и словоразделы стремились располагаться сходным образом.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей