Главная страница

любовь (Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»). Дворянское гнездо


Скачать 254.26 Kb.
НазваниеДворянское гнездо
Анкорлюбовь (Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»).pdf
Дата25.01.2018
Размер254.26 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlyubov_Tema_lyubvi_v_romane_I_S_Turgeneva_Dvoryanskoe_gnezdo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#35463
страница1 из 3
Каталогid83238363

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: Щенок на сутки.doc, Problemy_i_argumenty.docx, A8.docx, Literaturnye_primery.doc, dir2 | Шолохов - Судьба человека.docx, C_2.pdf и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Роман И. С. Тургенева "Дворянское гнездо" раскрывает сущность отрицательного влияния крепостного права на развитие русского общества и, как следствие, вырождения "дворянских гнезд". Роман рассматривает период резких противоречий между западниками и славянофилами.
На фоне этих глубоких и актуальных для того времени идейных споров развертывается история любви Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной.
Лаврецкий получил прескверное воспитание. Отец его, желая закалить тело и дух сына, заставлял жить по
- спартански, для умственного развития штудировать международное право и математику, а для развития "рыцарских чувств"
- геральдику.
Подобное воспитание не смогло обезобразить душу юноши
- уж слишком здраво он мыслил и умел отличать мишуру от настоящего. Но после смерти отца Лаврецкий остался один в огромном мире, не имеющий конкретных представлений о реальной жизни, вынужденный на ощупь, вслепую выбирать нужные пути.
Не научил его отец и еще одной чрезвычайно важной для мужчины вещи
- разбираться в женщинах. И именно в эту ловушку попадается молодой Лаврецкий.
Увидев в театре Варвару Павловну Коробьину
- молодую красивую девушку, недавно вышедшую из института, он влюбляется в нее с первого взгляда. Позже он женится на ней, не зная, что представляется ей всего лишь "выгодной партией".
Проходит несколько лет "счастливой" семейной жизни, на протяжении которых "нежная",
"любящая" Варвара Павловна плетет интриги за спиной мужа. Лишь воля случая
- записка ее любовника, найденная Лаврецким случайно,
- заставляет его прозреть. Он покидает жену, оставив ей приличное содержание. Немного позднее он узнает, что у них родилась дочь.
Спустя какое
- то время, вернувшись в Россию, Лаврецкий встречается с Лизой Калитиной.
После предательства жены герой утратил веру в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако его общение с Лизой постепенно воскрешает былую веру во все чистое и прекрасное. Сначала, еще не отдавая самому себе отчета в своих чувствах к Лизе, Лаврецкий желает ей счастья. Под влиянием своего печального жизненного опыта, он внушает девушке, что личное счастье превыше всего, что жизнь без него становится серой, тусклой. Лаврецкий убеждает Лизу искать личного счастья и сожалеет о том, что для него самого эта возможность уже утрачена.
Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и, видя, что их взаимопонимание с каждым днем растет, Лаврецкий начинает мечтать о возможности личного счастья и для себя самого.
Внезапное известие о смерти Варвары Павловны окрыляет его надеждой на возможность перемены жизни, на счастье с Лизой.
Но блеснувшая для Лаврецкого надежда оказалась призрачной. Весть о смерти жены оказалась ложной, как выяснилось с приездом Варвары Павловны и ее дочери. Это ставит героя перед выбором; личное счастье с Лизой или долг по отношению к жене и дочери.
Продолжая считать высшим благом в жизни человека счастье, Лаврецкий склоняется перед долгом, признавая тем самым, что иногда человек вынужден пожертвовать всем ради долга.

Суть проблемы заключается еще и в том, что герой поставлен в такие условия, при которых он не волен поступать так, как хочет. Лиза глубоко религиозна. Брак для нее священен, как союз, освященный религией, а то, что создал Бог, человек разрушить не властен. Потому она отходит в сторону, заставляя и Лаврецкого покориться своей участи.
Проводя параллели "Лаврецкий
-
Лиза" и "Лаврецкий
-
Варвара Павловна", автор показывает нам, что есть истинная любовь, а что
- лишь мираж.
Варвара Павловна, кажущаяся на первый взгляд почти идеальной,
- красивая, умная, прекрасная хозяйка и жена
- на поверку оказывается умелой интриганкой. Она духовно бедна, что видно даже из ее описаний внешности: "Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась; чуткая, молодая жизнь играла в каждой черте ее смуглого, круглого, миловидного лица; изящный ум сказывался в прекрасных глазах, внимательно и мягко глядевших из
- под тонких бровей, в быстрой усмешке губ, в самом положении ее головы, рук, шеи; одета она была прелестно". Такова Варвара Павловна. Но нигде мы не встречаем подобного яркого, четкого и подробного описания внешности Лизы. Это легко объяснить: в
Лизе главное
- духовная красота, поэтому автор не обращается столь подробно к ее внешнему облику, дабы не заслонить то основное, к чему он привлекает внимание читателя.
Варвара Павловна, напротив, за яркой внешностью не имеет ничего интересного. Она обладает способностью подстроиться под обстоятельства, но душа ее совсем не привлекательна.
Вот ради благополучия этой женщины и расстаются Лиза и Лаврецкий. Но Лиза до конца верна себе. Лаврецкий пытается поговорить с нею в церкви, но она, не говоря ни слова, уходит. Да и зачем разговаривать? К чему сыпать соль на раны и вести бессмысленные разговоры? Все это причинит лишь боль и ему, и ей самой. При встрече героев в монастыре
Лиза так же безмолвно проходит мимо Федора Ивановича. И права Лиза: изменить уже ничего нельзя, а потому даже намеки на прошлое болезненны да и ни к чему.
Такова любовная коллизия в романе. Долг и счастье
- что важнее? Герои выбрали долг, но правы ли они? Этот спорный вопрос, и решает его чаще всего даже не человек, а сама Жизнь.

Тема любви в лирике А. А. Фета
В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни, современники отмечали холодность, даже некоторую жестокость Фета в жизни. И, может быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире
Фета —
мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения.
Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.
И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.
Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.
Ты отстрадала, я еще страдаю...
В тиши и мраке таинственной ночи...
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта —
это стремление к идеалу и надежда за воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика поэта наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви —
это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания.
Например, как стихотворение ―На заре ты ее не буди‖ наполнено различным смыслом.
Вначале вроде бы показан тихий, спокойный сон девушки, но уже потом появляется какое
- то напряжение...
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон.
Эта строка указывает на болезненное состояние. Любовь Фета —
это костер, как и поэзия

пламя, в котором сгорает душа:
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
здесь человек сгорел!
Но время шло, а любовь его не угасала, она была настолько велика, сильна, что даже его друзья удивлялись, как он смог написать стихотворение ―На качелях‖ по прошествии сорока лет.
―Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трепетало от ветра‖
,

пишет Фет в письме к Полонскому. Насколько же память о своей девушке рождает такие воспоминания, не дает покоя в течение всей жизни!

Поэзия поэта —
это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которому он отдал все, что испытал, пережил, потерял.
Конечно же потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, поэт пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант, который открыл ему дорогу в поэзию для выражения своих чувств и переживаний.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь —
это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. ―Любви все возрасты покорны‖.
Любовь —
прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым.
Возможно, смерть любимой девушки раскрыла талант великолепного поэта, который написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и тоски и в то же время наполненные радостью, счастьем и жаждой жизни.

Тема любви в лирике М.И. Цветаевой
Почему так мало в литературе поэтесс? Потому, что женщины не умеют писать стихи? Или потому, что у них недостаточно тщеславия, чтобы выступать в печати со своими шедеврами, и они пишут для себя, в стол? Мне кажется, что верно второе утверждение. Да, у женщины множество неотложных ежедневных дел, она хранительница очага, мать, она чаще выступает музой, чем тем, кто эту музу воспевает.
Но все же в русской литературе есть женщины
- поэты, о которых узнал весь мир. Это
А.Ахматова и М.Цветаева. Как не похожи их стихи… А что, собственно, удивляться, ведь
«мужские» стихи тоже нельзя назвать похожими друг на друга. Какой человек –
такое и творчество. Ахматова и Цветаева совершенно разные люди, с разными судьбами. Одна была замужем несколько раз, вторая однажды… Одна никогда не покидала Родины, даже в самые отчаянные моменты, другая эмигрировала…
Именно из
- за разности этих поэтов в русской литературе существует противостояние интересов –
кто
- то любит Ахматову, но не понимает Цветаеву, и наоборот. Похожая ситуация с Лермонтовым и Пушкиным. Даже есть такие термины, для обозначения приверженцев того или иного творца –
лермонтоведы и пушкиноведы.
Но возвратимся к нашим поэтессам… Для меня более близкими и интересными кажутся стихи Цветаевой. Она несдержанней и импульсивней, чем Ахматова; она более открыта и безжалостна к себе. К тому же мне приятна еѐ ирония в стихотворениях. Вот, например, одно из самых известных еѐ произведений:
Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Какой интересный оборот, как тонко подмечены чувства… Автор как будто ищет все возможные плюсы того, что нет любви. И она их находит, почти уверяется сама, почти заставляет верить и нас, читателей, и вдруг…
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня –
не зная сами!
-
Так любите…
За то, что вы больны –
увы! –
не мной,
За то, что я больна –
увы! –
не вами!
И все! Вся печаль, вся ирония выходит на поверхность. Стихотворение мгновенно меняет свое настроение. А нам становится жалко и обидно, что нет любви, что не получилось. И в душе только один вопрос: «Почему?» Но героиня молчит, мы больше не слышим еѐ, стихотворение закончилось…
Так могла написать только Цветаева! И за это стихотворение о любви
- нелюбви я еѐ боготворю. Понятно, почему прославленный режиссер Рязанов из сонма поэтической литературы для своего фильма выбрал именно это произведение. Оно, несомненно, гениально!
Отличительной чертой цветаевской любовной лирики Цветаевой является еѐ нарочитая эротичность и грубость. Поэтесса обращает внимание на внешние проявления любви: поцелуи, объятия… Еѐ лирическая героиня опытна в любовных делах и немного цинична:
Я лежу сейчас ничком
-
Взбешенная! –
на постели,
Если бы вы захотели
Быть моим учеником…
Или в другом стихотворении:

Откуда такая нежность?

Не первые эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала темней твоих…
Героиня смущается говорить впрямую о любви, она как бы боится произнести это слово –
«любовь». Отсюда различные перифразы: « вы больны не мной…», «такая нежность…»,
«нежнее и бесповоротней / Никто не глядел вам вслед…», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…». А все это можно заменить одним словом –
люблю. Но героиня боится, и в этом страхе проглядывает еѐ настоящее лицо. Она нежна до самозабвения, и вся эта циничность только маска, за которой горячее, ранимое хрустальное сердце, которое так легко разбить.
Потому и о разлуке героиня говорит перифразами, намеками, боясь все спомнить до конца:
Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще –
раскрывать
Двери! –
Настежь в темную ночь!
Только штрих, но как много сказано! За этим коротким «настежь» бездна боли, которую со стороны не измерить.
Но у лирической героини есть и еще одна грань –
она не только ранима и страстна, она знает цену тихому женскому счастью. В еѐ багаже множество стихов, которые описывают скромные радости семейной жизни, спокойной и тягучей. Вот одно из них
:
Я хотела бы жить с вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице –
Тонкий звон
Старинных часов –
как капельки времени.
Вот такая она –
лирическая героиня Цветаевой: страстная, ранимая, любящая и нежная.
Она –
настоящая женщина.

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева
На протяжении всего своего творческого пути, Ф.И.Тютчев создавал великолепную поэзию о любви. На мой взгляд, причина стол сильной эмоциональной окрашенности любовной лирики поэта кроется в ее автобиографичности. Любовная лирика Тютчева может быть прочитана как своеобразный интимный дневник, в котором отразились его бурные романы с Эрнестиной Дернберг и с Е.А.Денисьевой. Однако, это автобиографизм особого рода: в стихах нет прямых упоминаний об именах возлюбленных поэта.
Любовь у Тютчева –
почти всегда драма, роковой поединок неравных человеческих сил.
Это чувство непостижимое, таинственное, исполненное волшебства. Но счастье любви недолговечно, обреченное не выдерживать роковых ударов судьбы. Более того, и сама любовь может осмысляться как приговор судьбы:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была.
Любовь, таким образом, ассоциируется со страданием, тоской, душевной болью, слезами.
Поэт предстает перед нами страстной, увлекающейся личностью, человеком с горячим, любящим сердцем. Он настойчиво повторяет эпитет «роковая страсть», «встреча роковая», «роковое слиянье», «поединок роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной». Именно в стихах, посвященных Елене Александровне Денисьевой, раскрывается «блаженно
- роковая» любовь поэта.
В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» прием кольцевой композиции подчеркивает мысль об убийственной силе любви. Две одинаковые строфы усиливают ощущение личной трагедии лирического героя; в словах поэта звучит страшное предсказание –
о гибели любимого человека. Внутри проникнутой пафосом безнадежности и обреченности формы стихотворения –
повествование о последствиях
«буйной слепоты страстей». Строки, создающие обрамление, стали афоризмом. Они существуют вне стихотворения, потому что в них заключена глубокая печальная по своей эмоциональной окрашенности мысль, выраженная с невероятной силой:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Восклицательный знак в конце строфы –
не только средство выражения экспрессии, он еще указывает на неизбежность гибели глубокой, самоотверженной, страстной любви
Неминуемая разлука придает трагизм любви, мысль о неизбежном расставании заложена в само основание этого высокого и неземного чувства. Лирический герой неимоверно страдает, ведь он, не желая того, становится причиной духовной трагедии, гибели любимой женщины. Риторические вопросы и восклицания –
яркое художественное средство, способное передать сильнейшие изменения, которые произошли с женщиной, сумевшей так самоотверженно полюбить, полюбить до полного самоотречения:
Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Лирический герой преклоняется перед красотой женщины и перед силой ее страсти.
Риторическое восклицание «Жизнь отреченья, жизнь страданья!» заключает в себе мысль о роковой судьбе влюбленной до самозабвения женщины. Эти строки также стали крылатыми, в них заключен глубокий обобщающий смысл. Также в стихотворении Тютчев использует излюбленный прием противопоставления. С одной стороны мы видим
«толпу», которая способна втоптать в грязь самые прекрасные душевные движения. В данном случае толпа является символом жестокого общественного мнения, основанного на осуждении любого проявления человеческого поведения вне принятых моралью этого общества границ. Именно такая «толпа», враждебная естественным проявлением сильных эмоций, выносит «ужасный приговор», вторгается в святое, клеймит
«незаслуженным позором» и обрекает человека на невероятные душевные муки.
Несколько раз повторяется в стихотворении слово «боль», именно оно определяет то состояние любимой женщины, из которого ей уже не выйти, которое всегда будет сопровождать ее в состоянии любви:
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
Лирический герой испытывает неутихающее чувство вины перед возлюбленной за произошедшую «роковую встречу», за то, что он невольно стал палачом своей возлюбленной, слепым орудием судьбы. Драматическая история любви в этом произведении стала не только отражением частной жизни Тютчева. Поэтический дар лирика расширил границы любовного романа. Тонкий психологизм, глубокие эмоции сделали это стихотворение достоянием любовной лирики Тютчева, отразившемся во внутренней жизни каждого читателя.
В последние годы жизни в лирике Тютчева утверждалась мысль о том, что любовь, даже трагическая,
- символ подлинного человеческого существования, без которого жизнь немыслима. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца. По
Тютчеву, только любовью можно спастись и «в старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования.

Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия»
Мать сказала детям: —
Живите.
А им придется мучиться и умирать.
М. Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами —
любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение, драматическое звучание сложного переломного времени. Оттого его романы и повести пользуются неизменной популярностью у новых и новых поколений читателей.
В романе ―Белая гвардия‖, во многом автобиографическом, писатель рассуждает о непреходящих ценностях нашего I мира —
долге перед родиной, друзьями, семьей.
В центре повествования дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья.
Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы
1918-
1919 годов в Киеве.
Украина того времени становится ареной ожесточенных 1боев между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами.
Трудно было в то время разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа (писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие (друзья Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру, но, обманутые генштабом и союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.
Полковник Малышев пытается спасти своих подчиненных от бессмысленной гибели, рассказав им о предательстве штаба и высшего командования.
Мышлаевский предлагает уничтожить орудия, склады боеприпасов, но полковник его останавливает, возражая: ―Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить‖.
С этого времени драматические события нарастают: ранен Алексей Турбин, едва не гибнет Николка, Елена жестоко обижена мужем, бежавшим вместе со штабом и немцами.
Кажется, все рушится и нет спасения в этом мире, но они смогли сплотиться в своем уютном доме, привычной обстановке, среди старых и преданных друзей.
Булгаков не дает развернутой картины дома Турбиных, а лишь отдельные детали, которые подчеркивают теплоту, сердечность обстановки —
―кремовые шторы на окнах, часы... тонк
- танк и много
- много книг‖. Эта обстановка, знакомая с детства, умиротворяет, внушает спокойствие и уверенность, что вскоре все успокоится, надо лишь пережить это сложное

Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы так или иначе не освятить бессмертную тему любви. Писатели по
- разному видели это чувство. Для одних оно было проклятием, для других –
благословением, для третьих –
патриотизмом, для четвертых –
материнством… Но так или иначе, никто не отказывал своим героям в счастье любви.
Известно, что И.С. Тургенев вообще проводил всех своих основных персонажей через испытание любовью, еѐ силой. И прохождение этого испытания предопределяло судьбу героя, его оправдание или порицание в глазах читателя и автора. Отказаться от любви значило умереть духовно, а неспособность любить значило и не жить вовсе.
Мне кажется, Михаил Булгаков по
- особенному освящает эту тему в своем романе
«Мастер и Маргарита». У писателя одной из особенностей является то, что тема любви в произведении раскрывается как бы в двух ипостасях. С одной стороны, ее выразителем является Иешуа Га
-
Ноцри, с другой –
Маргарита и Мастер.
Любовь, воплощением которой является Иешуа, полнее всего раскрывается, на мой взгляд, в нижеприведенном эпизоде: «Я думаю,
- странно усмехнувшись, ответил прокуратор,
- что есть еще кое
- кто на свете, кого тебе следовало бы пожалеть более, чем
Иуду из Кириафа, и кому придется гораздо хуже, чем Иуде! …люди, которые, как я вижу,
- прокуратор указал на изуродованное лицо Иешуа,
- тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырех солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда

  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом