Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Мир мегалитов и мир керамики - Э. Л. Лаевская, 1997. Э. Л. Лаевскаямир мегалитов и мир керамикидве жудожественные


Скачать 21.94 Mb.
НазваниеЭ. Л. Лаевскаямир мегалитов и мир керамикидве жудожественные
АнкорМир мегалитов и мир керамики - Э. Л. Лаевская, 1997.pdf
Дата13.01.2018
Размер21.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMir_megalitov_i_mir_keramiki_-_E_L_Laevskaya_1997.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34652
страница2 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Керамическое искусство Передней Азии С конца позднего палеолита, когда наступает потепление и начинается таяние снега и льда, вода покрывает Южную и Центральную Европу. Равнины По, Роны, Рейна, Дуная превращаются в гигантские реки. По-видимому, именно это колоссальное наводнение, несравнимое по масштабам ни с каким локальным разливом рек Месопотамии, остается в памяти потомства как сказание о всемирном потопе. Причины катастрофы серьезно изучаются современными исследователями многих специальностей — астрономами и математиками, геофизиками и геологами, гляциологами и археологами, антропологами и филологами. Говорят об изменении наклона земной оси, о возможном столкновении Земли с небесным телом — астероидом или кометой, о захвате в земную орбиту Луны, об опускании некоего материка в Атлантическом океане и появлении Гольфстрима, согревшего Европу. Из многих гипотез явствует, что переход от древнего к среднему каменному веку связан с космическим катаклизмом и совпадает приблизительно с XII—X тысячелетиями дон. это есть со временем заката франко-кантабрийского пещерного искусства. Так или иначе, нона протяжении приблизительно трех тысячелетий, несмотря на улучшение климата, происходит падение численности населения и наблюдается регресс в каменной индустрии и художественном творчестве. Лишь к VIII—VII тысячелетиям до н.э. начинается постепенное оживление социальной и культурной жизни, ноне на Западе, слишком близко расположенном к предполагаемому центру катастрофы, а на Переднем Востоке. Здесь, в малоазийских долинах, недалеко от библейского Арарата, который остается в памяти человечества местом пристанища спасшихся от потопа людей, появляются крупные раннеземледельческие поселки, такие как Чатал-Хююк, Хаджилар, Джан Хасан. Это время открытий во всех областях деятельности, время приручения животных, развития земледелия, изобретения ткачества, первого употребления кованой, а затем и литой меди. Мощный сдвиг, получивший в науке название неолитической революции, обусловлен высвобождением творческих сил человечества на новом этапе его духовного развития.
Ближний Восток не входит в число ведущих центров изобразительного творчества древнего каменного века. Правда, на его территории найдены стоянки ашельской и мустьерской
культур, которые почти отсутствуют в других неевропейских регионах — например, в Индии ив Юго-Восточной Азии. Начиная с неандертальского периода восточные берега Средиземноморья оказываются тесно связанными с основным руслом развития европейского человека. В слое В пещеры Шанидар в иракском Курдистане существуют следы рисунков, сходных с франко-кантаб-рийской живописью, а в Анатолии открыто палеолитическое искусство западноевропейского типа. Эти факты, а также антропологические исследования могильников позволяют считать будущих свершителей неолитической революции прямыми потомками создателей пещерной цивилизации. Однако на всей территории Передней Азии не обнаружено ни одного памятника, который хотя бы отдаленно мог приблизиться к высокой изобразительной значимости кроманьонского искусства. Но со стадии мезолита Восток начинает опережать Запад. Сиро-финикийская степь и прилегающие к ней земли еще не выглядят как выжженная солнцем пустыня. Благодатный климат, не отягощенный последствиями оледенения, бытование именно здесь диких злаков пшеницы и ячменя во флоре, диких форм овцы, козы и свиньи в фауне делают возможным переход от потребительского образа жизни к производящему. На рубеже этого великого переломав Палестине возникает натуфийская культура.
Натуфийцы принадлежат к одному из ответвлений кроманьонской расы и, подобно своим предшественникам, первоначально селятся в пещерах или на площадках передними. Они устраивают погребения вождей при помощи валунов, как в традиционной архитектуре камня. Они хранят черепа предков и врагов, что характерно и для европейских мезолитических поселений. Они пользуются каменными орудиями, живут охотой. Плоть от плоти допотопного человечества, тем не менее именно натуфийцы создают новую систему существования и новые его формы. Они начинают заниматься земледелием, ив долине Иордана появляются первые оседлые поселки с жилищами, слепленными из глины. Одним из таких селений у большого источника и становится легендарный Иерихон, возникший в X тысячелетии до н.э. как деревушка и превратившийся около 8000 года до н.э. в город площадью не менее 4 гектаров. Здесь есть уже многие признаки высокой городской культуры Передней Азии — глинобитные дома из плоско-выпуклых кирпичей, знакомых археологам по будущим постройкам раннединастического Шумера, развитая система погребений, следы торговых сношений с
Анатоли-ей, Сирией, районами Красного моря. Но самое поразительное в ранненеолитическом Иерихоне — его укрепления, его мощные стены, которые подновляются в течение многих и многих веков, пока существует городи которые еще в конце II тысячелетия дон. э. служат серьезным препятствием для войск Иисуса Навина на пути его вторжения в Палестину. Укрепления раскопаны и даже сейчас производят внушительное впечатление. В скале пробит ров шириной 8,5 метра, за ним следует каменная пятиметровая преграда с предполагаемой кирпичной кладкой по ее верху. В стены встроена круглая башня с внутренней лестницей, цистерной и каналом для подачи воды. Эти атрибуты оборонного искусства, встречающиеся затем в истории всех времени народов, здесь, в IX — VIII тысячелетии до н.э., предстают перед нами впервые, знаменуя собой начало расцвета оседлой цивилизации Иерихон вообще — первый известный на Земле город. С него начинается отсчет не только оседлой, но и городской цивилизации. Это явление не менее поразительное, чем все прочие свершения неолитического творчества — земледелие, скотоводство, обработка металлов. В феномене города сосредоточено проснувшееся самосознание людей, их тяга к себе подобным, их выделение из мира природы в искусственно созданное обиталище, за специально построенную стену. Тенденция к схематизации, наметившаяся в петроглифике с конца каменного века, отражает стремление художника трансформировать жизнь, по-новому са-крализовать ее в соответствии с новым мифом — мифом мира человека. В символике изображений на камне, в появившихся в них повсеместно
33
Иерихон — самое значительное, ноне единственное натуфий-ское поселение. Для примера могут быть названы Эйнан в верховьях Иордана, Вади Фалла на горе Кармил, Бейда близ
Петры. Более того. Селения, стадиально близкие к натуфийским, распространяются не только
в Палестине, но ив Анатолии (Белдиби), ив Ираке (Шанидар, Джармо), и на территориях, культурно тяготеющих к переднеазиатскому региону (докерамическая Хироки-тия на Кипре или Лепенский Вир в бывшей Югославии. Все они, несмотря на оседлость, сохраняют черты преемственности с па-лео- и мезолитической цивилизацией — каменные выкладки погребений, высокий уровень каменной индустрии, чаши и украшения из камня и кости, культ черепов, каменные зооморфные и антропоморфные статуэтки. На Кипре ив Югославии, наиболее удаленных от Ближнего Востока, ив, ив тысячелетиях дон. э. жилища продолжают строить из известняка сведущими к ним каменными дорогами и мощенными камнем дворами. В самой же Передней Азии, на Анатолийском плато, в VII тысячелетии дон. э. рождается земледельческая культура, которая намного опережает и превосходит свое окружение. Если с натуфийца-ми Палестины связана хозяйственная революция — переход к оседлому образу жизни и земледелию, то жители малоазийских Чатал-Хююка, Хаджилара,
Джан Хасана находят первые художественные формы для выражения мировоззрения эпохи.
Мы уже говорили, что в Анатолии сохраняются отдельные памятники верхнепалеолитического периода. Таким образом, Малая Азия — уникальная часть Переднего Востока, где можно проследить непрерывную линию от пещерного искусства к искусству керамическому. Но это относится скорее к самой сфере изобразительной деятельности человека, чем к преемственности художественных форм. Во всяком случае, возникновение очагов земледелия на Анатолийском плато не связано с предшествующей натуфийской культурой. Чатал-Хююк (рис. 3) — самое ладье, колеснице, плуге воплощается культурное делание эпохи, подобно тому как во многих мифах и сказаниях основателем города становится так называемый культурный герой.
34
крупное поселение неолитической Передней Азии — более чем в три раза превышает Иерихон по площади и предполагаемой плотности населения. В глубину уходят двенадцать строительных горизонтов, укладывающихся по радиокарбонному методу в целое тысячелетие приблизительно 6500-5650 гг. до н.э.). Находки демонстрируют такой уровень обработки каменных изделий, что оставляют далеко позади все известные памятники ближневосточного ареала. Тоже можно сказать об инкрустациях поделок разными сортами камня, о тканях, о деревянной посуде, поразительной по разнообразию форм и мастерству. Хорошо организованные земледелие и скотоводство, развитая система торговли, монополия на сбыт очень ценимого обсидиана вплоть до Кипра, Леванта, Аравии, — все говорит о том, что в Чатал-
Хююке представлены самые перспективные элементы городской культуры неолита. Однако для историка искусств процветание этого анатолийского города таит в себе совершенно особый интерес, который всегда сопутствует истории человечества.
Если жилища Хирокитии сделаны из известняка, если глиняные постройки Шанидара базируются на каменном основании
то дома Чатал-Хююка выложены из кирпича. Они все целиком, от фундамента до крыши, созданы из нового материала, из мягкой, послушной человеческим рукам глины, столь отличающейся от твердых камня, кости, рога. Именно ее преобладание над остальными природными ресурсами в Передней Азии и ее свойства диктуют многие стилистические черты вновь возникающей художественной ментальности. В натуфийском Иерихоне жилища также слеплены из глиняных комьев, нотам еще очень сильна традиция камня в фундаментах, в погребениях, а главное — в укреплениях, в мощных валунах и плитах, являющихся как бы продолжением скалы, в которой выбит ров. Глиняные домики Чатал-Хююка лепятся один к другому террасами так, что потолок нижнего является двором верхнего. План города похож на пчелиные соты — недаром их образ повторен в стенной композиции одного из святилищ. Жизненное пространство сведено к минимуму улиц почти нет, нет отдельных подъездов, подходов к дверям, нет и дверей — в дом попадают через отверстие в крыше, по деревянной лестнице, ведущей с крыши соседа. Такая организация среды говорит, конечно, о сильном коллективном начале, о неразрушенном общинном сознании жителей Чатал-Хююка. Нов формах этих скученных, сбитых воедино глиняных строений, в не-
Рис. а. Интерьеры святилищ Чатал-Хююка
36
Рис. 46. Интерьеры святилищ Чатал-Хююка
расчлененности идеи дома, не имеющего даже дверного проема, просматриваются также особенности нового мироощущения. Каждое небольшое здание, весь город в целом воспринимаются как рукотворный слепленный ком, похожий на глиняную круглую пращу, применявшуюся в Передней Азии наряду с мезолитической европейской стрелой. Даже многочисленные святилища внешне не выделяются из общего улья — они также вкраплены в застройку, также располагаются не в естественных пещерах, а в специально построенных человеком помещениях. И материалом для создания сакрального интерьера (рис. 4) также служит не камень, а глина, которая используется и для жилищ, и для рельефов и скульптур и которая предваряет появление маленького лепного вместилища — сосуда, подобного большому лепному вместилищу — архитектурному сооружению. Начало этому процес-
Рис. в. Интерьеры святилищ Чатал-Хююка
Рис. г. Интерьеры святилищ Чатал-Хюкжа
су положено еще в Иерихоне, в самой идее рождения рукотворного города.
Да и можно ли назвать интерьеры храмиков большими Тесные и невысокие, они еще делятся на несколько комнат — обычно на четыре или пять. Низкие потолки, неровные проемы, отделяющие на разных уровнях находящиеся крохотные залы. Эти каморки содержат, однако, поразительный материал. Керамики в Чатал-Хююке еще не найдено — только в поздних слоях появля-
Рис. д. Роспись интерьеров святилищ Чатал-Хююка
38
ются грубые лепные изделия для хозяйственных нужд, которые никак нельзя рассматривать как произведения художественного творчества. Зато раскопки святилищ открывают редчайшие по сохранности и уникальные по содержанию, по семантико-стили-стической слитности росписи и рельефы. Собственно, это единственный дошедший до нас цельный ансамбль ближневосточного новокаменного века. Но дело не только в этом. Изобразительное наследие пещер переплетается здесь с новациями, создающими базу для дальнейшего развития искусства и мифологии. Отсюда берут начало многие явления не только месопотамской, но и эгейской, и даже греческой культур. Открытия Дж. Мелларта превращают Анатолийское плато из окраины полумесяца плодородных земель, каким оно казалось еще несколько десятилетий назад, в перекресток между прошлыми будущим человеческой цивилизации.
В сакральном пространстве анатолийских святилищ продолжает главенствовать Богиня-мать.
Поза родительницы с раскинутыми руками и ногами повторяется в рельефах ив стенных росписях она же прочитывается затем ив знаковом орнаменте малоазийской расписной керамики. С темой прихода в мир естественно сочетается тема смерти, ибо та, которая дает жизнь, может ее и отнять. На стенах грифы клюют обезглавленные людские тела символ гибели — клюв орла, соседствует с символом жизни — женской грудью а в погребениях под полами храмов рядом с человеческими костями найдены кости челюстей хищников. И всюду присутствует образ быка в рельефных и нарисованных головах и фигурах, в вылепленных и подлинных рогах на глиняных алтарях. На одной из фресок запечатлена сакральная игра с животным. Его же голова изображена под распластанными ногами роженицы — Богиня производит быка на свет. Неслучайно Дж. Мелларт считает, что именно в бычьем облике предстает мужской партнер Великой богини — ее возлюбленный и, одновременно, ее дитя. А Б. Судски и И. Павлу видят в сочета-
* Полумесяцем плодородных земель принято называть древневосточный ареал.
39
нии узора бычьих голов (так называемого мотива букрания) и женского знака — розетки, — символ священного брака. Добавим только, что этот орнамент неограничен эпохой неолита. Он бытует в Восточном Средиземноморье вплоть до античного времени включительно. Здесь зарождаются и те представления, которые воплощаются затем в бычьих навершиях арф из месопотамского Ура, в многочисленных глиняных статуэтках Юго-Восточной Европы, об искусстве которой нам еще предстоит говорить, в культе критского быка, дожившем до наших дней в мифах о Пасифае, Минотавре, Европе, и наконец, в рогах библейских жертвенников, прикосновение к которым избавляет преступников от кары
53
...Рога — непременная принадлежность и миной-ских святилищ, и Ф. Шахермейр еще до открытия Дж. Мелларта был убежден, что этим Крит обязан неолитической Анатолии. В языке линейного письма В слово pu-wo означает и быки муж. Среди фресковых изображений Чатал-Хююка встречается также двойной топор-лабрис — основополагающий символ ми-нойской религии и минойского искусства. А священная игра с быком, запечатленная в Чатал-Хююкском храме, затем многажды повторена в стенных росписях, мелкой пластике, глиптике Крита. Не исчезает она ив Малой Азии вплоть до эллинистической и римской эпохи. По мнению болгарского исследователя И. Маразова, она является возможной частью инициации, в результате которой юноша переходит из разряда мальчиков в разряд мужей. Отныне он считается способным воспроизводить и продолжать род, быть причастным к тайнам оплодотворения и рождения, но одновременно и смерти, символическим актом которой становится завершающая обряд тавроболия — убиение быка.
Но семантический комплекс Богиня - Бык — не единственный в Чатал-Хююке. В храме слоя VI найдена фреска, изображающая улей с последовательными фазами развития пчел от личинок до взрослых особей. Б. Судски и И. Павлу предлагают социальное толкование сюжета. Они видят в вариациях возраста насекомых отражение различного статуса членов рода. Действительно, в родовой структуре неолита может возникнуть аналогия между устройством роя и организацией человеческого общества. В стенном декоре неподалеку расположенного храма представлен город, разительно схожий с ульем. Да и реальный план Чатал-Хююка напоминает соты — мы уже об этом упоминали. Но социальная интерпретация не исключает иной. Идея перехода одного возраста в другой посвящена все тому же рождающему и умерщвляющему высшему началу. Улей уподоблен женскому чреву, которое зачинает и вынашивает таинственные ростки жизни, а следовательно, всегда связано с хтоническим, подземным, потусторонним, подобно сакральным пещерам палеолита. Пчела в восточносредиземноморском мире — постоянный атрибут женского божества. Дж. Мелларт сравнивает ее роль в культе анатолийской Великой богини ив культовом комплексе Артемиды Эфесской. До позднейших времен жрицы Артемиды носят название мелисса (пчела, а верховный жрец называется трутень. Тот же титул - мелисса - имеют и жрицы Деметры, Кибелы, Персефоны. В статье И. Маразова собран обширный материал о родстве различных эманации Богини-матери с пчелой в хеттском, критском, греческом, римском наследии вплоть до остаточных воспоминаний об их близости в представлениях христианской эпохи. Более того. Память освященном браке

Богини-пчелы и Бога-быка навечно закреплена в религии и мифологии, в прозаической литературе и поэзии, в фольклоре и языке древней и средневековой Европы. В этой связи упоминаются имена Вергилия и Овидия, Диодора и Павсания, Аппиана, Варрона, Порфирия. В маленьких глиняных постройках малоазийского города конца VII - начала VI тысячелетия дон. э, в рисунках на их стенах закладывается фундамент нашей цивилизации.
Под пчелиной фреской расположен фриз, на котором в три ряда в шахматном порядке изображены имитации отпечатков левой ладони человеческой руки. Они есть ив других раскопанных Здесь можно вспомнить строки О. Мандельштама, интуитивно воспринявшего глубинные смыслы древних мифологических пластов Возьми на радость из моих ладоней Немного солнца и немного меда, Как нам велели пчелы Персефоны. (помещениях и выделяются красной, розовой, серой, черной раскраской на светлом фоне обмазки, сплошь покрывая поверхность стены или образуя бордюр вокруг центральных композиций. Это поразительный по неожиданности мотив, впрямую возвращающий нас к художественным истокам человечества, к искусству палеолита. Там, в пещерах, гротах, навесах, среди быков, бизонов, коней, мамонтов, след руки, запечатленной красной охрой на каменном основании, служит одним из самых распространенных сюжетов. Почему же он возрождается здесь, в новом стадиальном и семантическом контексте, наполненном присутствием анатолийской Магна Матер? Дело в том, что рукав чатал-хююк-ской стенописи связана с Богиней не меньше, чем роженица, бык или улей. Противопоставление левого — правого существенно для мифологии и фольклора. Оно способствует не только пространственной ориентации, не только разграничению сакрального и профанного, доброго и злого. В палеолите, по Леруа-Гурану, левая сторона священна, она символизирует женское начало в противовес правому, мужскому. Ив Чатал-Хююке в постоянной повторяемости лишь левой ладони через века пронесено и закреплено свидетельство о присутствии здесь женского божества. А в балканском свадебном фольклоре вплоть до XIX века сохраняется память о левой пчеле — символе брака, зачатия и рождения. Таков смысл сближения улья и рук в композиционной схеме чатал-хююкского комплекса.
Вообще традиции палеолита очень сильны в этом поздненео-литическом памятнике. В глиняных святилищах, как ив каменных пещерах, почитаются Богиня-мать и бык. Перемешанные человеческие и звериные кости в погребениях, подлинные рога на алтарях, черепа быков и баранов, обмазанные глиной и превращенные, таким образом, в круглую скульптуру, — во всем просматривается неразрушенная общность религиозных представлений и художественной практики единой эпохи камня. В краски, которыми пользуются малоазийские художники, также подмешивается жир животных. В сцене игры с быком также главенствует огромный зверь, статичная фигура которого дана плоским красочным пятном в пределах линейного абриса. Только по
42
сравнению с палеолитическими собратьями $ык из Чатал-Хюю-ка огрублен и схематизирован, в нем нет подлинной жизненной пластики пещерных изображений. Зато сфера сакральной человеческой деятельности сгущена и усилена. Крошечные фигурки в разнообразных позах стоят, идут, бегут, пляшут перед гигантским животным, сбоку от него, сзади, прыгают и кувыркаются на его спине. В мелькании палочек ног, рук, мужских туловищ выделяются иными размерами и конфигурацией ребенок и женщина. Здесь же присутствуют собака и лошади, которые принадлежат миру людей, а не миру противостоящего им зверя. Образность палеолита и образность средиземноморского, левантийского мезолита встречаются на стене анатолийского святилища, подводя итоги свершениям искусства каменного века. Ибо в стилистике живописи Чатал-Хююка, также как ив ее семантике, видны не только следы прошлого, но и начатки будущего. Отпечатки руки не оттиснуты, а написаны краской на специально предназначенных для этого ритмически регулярных фризах. Естественность взаимодействия ладони и камня заменена орнаментальной стилизацией, использующей старый мотив в новых целях. Образ Богини на стенах схематизирован почти до неузнаваемости, в нем ничего не остается от преувеличенно материнских форм палеолитических «венер». В росписях рубежа
VII - VI тысячелетий дон. э, на пороге новой, керамической стадии анатолийского неолита,
изображения упорядочены, сведены к орнаменту, монограмме, как бы предваряя систему декора еще не появившихся глиняных сосудов. Звери скомпонованы в симметричные геральдические композиции, которые встречаются здесь впервые, а затем становятся одной из самых распространенных композиционных схем Отсюда явствует, что выезжающие на конях пикадоры — участники современной корриды, так естественно отождествляемые с рыцарскими традициями средневековой и постсредневековой Испании, на самом деле имеют несравненно более давнее происхождение, столь же давнее, как и сама игра с быком. И замечательно, что, несмотря на многажды менявшиеся за тысячелетия смыслы, главные анималистические герои остаются все теми же быком и лошадью палеолитической пещерной мистерии.
43
переднеазиатского искусства. Отдельные детали, несущие семантическую нагрузку, постепенно эволюционируют от реалий к знаку, уподобляются геометрическим символам, таким, как крест, ромб, плетенка. Все они будут повторены затем ив сюжете, ив художественном построении узоров гончарных изделий. Вспомним, что даже петроглифика Западной Европы, опирающаяся на реальную образность палеолитического искусства, постепенно схематизируется, подчиняясь требованиям времени. Рельефы и стенописи Чатал-Хююка впрямую предвосхищают возникновение изобразительного феномена расписной керамики. Еще одна характерная черта малоазийского докерамического этапа — это особенности его мелкой пластики. Здесь, как ив росписях святилищ, традиция, восходящая к палеолиту, переосмыслена в преддверии новых культурных путей. Небольшие каменные статуэтки, найденные в натуфийских слоях, могут быть как натуралистическими (например, рукоять серпа в виде оленя из Эль Вада), таки схематизированными (человеческие головы из Эй- нана). Постепенно появляются новые сюжеты — прежде всего сидящий на быке бог, бородатый или юный, а также эротические сцены. Нос точки зрения стиля, эта каменная скульптура столь же неподвижна и скована материалом, как изображения палеолитических «венер». Перелом наступает в тот момент, когда и мелкую пластику начинают лепить из глины. Некоторые образцы глиняных богинь дает Чатал-Хююк, но первенство здесь принадлежит Хаджилару. И хотя в Хаджиларе не найдены особые культовые постройки, многочисленные женские статуэтки (рис. 5) в жилищах говорят о существовании домашних алтарей и божеств. Фигурки повторяют тяжеловесность и утрированность тел классических образцов пещерной эпохи. Но фронтальности и неподвижности в них нет. Линии перетекают одна в другую, абрисы плавны и подвижны, позы сложны и многообразны. Женщина, сидящая натроне рожающая женщина женщина, лежащая на боку, на животе женщина в объятиях юного бога растительности — образ вечно воспроизводящей, рождающей и питающей основы мира дан не только в возвышенных материнских формах, но ив Рис. 5. Статуэтки Богини-матери из Хаджилара формах священного брака, в формах сплетающихся, соединяющихся, оплодотворяющих и оплодотворяемых мировых начал, роднящих эти первые символы природного культа с будущими вегетативными религиями Передней Азии и Эгеи. Для сравнения вспомним палеолитические рельефы бизонов из Тюк д'Одубера или изваяния «венер» из Дольни
Вестонице, где глина в руках ваятеля выглядит несравненно менее пластичной, чем известняк. Она уподоблена здесь косному камню — главному выразителю идеи мертвой заледенелой материи. В статуэтках Хаджилара оживает ограника изображений Восточной Испании. Только теперь она воплощается не в живописи на скалах, а в глиняной мелкой пластике. Неолитическое искусство Чатал-Хююка доживает приблизительно до середины VI тысячелетия дон. э. Нов более поздних малоазийских культурах Хаджилара и Джан
Хасана ни стенопись, ни рельеф не получают дальнейшего развития. В раскопках встречаются куски обмазки, покрытые примитивным геометрическим орнаментом или просто окрашенные в кремовый и красный цвет. В ближневосточном ареале возникает не существовавший доселе феномен — расписная керамика, которая на несколько тысячелетий становится главной формой изобразительного творчества и вбирает в себя художественные новации переднеазиатского докерамического этапа.
Что значит украшенный орнаментом сосуд Как он возникает Почему необходимо покрывать его поверхность живописным узором Рождение керамики в Передней Азии — не уникальный фактор деятельности неолитического человека. Поздний каменный век повсеместно связан с появлением глиняной посуды. Нов Западной, Центральной и Северной Европе, на восточном побережье Средиземноморья (в периоды до распространения здесь месопотамского влияния, в Африке гончарные изделия не украшены совсем или украшены простейшим процарапанными вдавленным узором в виде насечек, точек, ямок. Главная художественная направленность этих районов выражена в других видах изобразительного творчества — об этом мы еще будем говорить. Рождение ритуального сосуда с цельной системой росписи — мировоззренческая революция, тесно соприкасающаяся с изменениями, происшедшими в человеческом сознании и человеческой деятельности. В Передней Азии, а затем в прилегающих к ней Юго-Восточной Европе и Эгее, где наскальное искусство никогда не было достаточно развито, керамическая роспись, связанная с мифом и ритуалом, становится главным выразителем мироощущения и мироосознания эпохи.
Не пространство пещеры, небольшая каменная стена, а маленький рукотворный сосуд сосредоточивает теперь в себе весь окружающий мир. Магия документального воспроизведения действительности в таинственной темноте естественного укрытия, пассивное потребление природных даров, жизнь в поисках жилья и пропитания уходят в прошлое. Место постоянного обитания земледельца энеолита — городили родовой поселок.
Основные формы его деятельности — аграрные работы и скотоводство. Теперь он не только берет, но и по мере сил преобразует он — не
46
только дитя природы, не самое могучее среди прочих ее обитателей, но и устроитель своей жизни и своего мира. Изменяются созерцательные и мыслительные способности человека. Нет уже бесконечной смены картин, предстающих перед бродячим охотником и запечатленных в своей видимой неупорядоченности художником. У оседлого жителя появляется геометрический центр существования — родовое селение, прикрепляющее его к определенной точке земной поверхности. Над этой точкой происходит движение картин звездного неба, по отношению к этой точке определяется геометрика верха и низа, правого и левого. Круговорот дней и ночей, смена времен года и ритмика сельскохозяйственных работ
— все говорит не о хаосе, а о космосе, об устроенно-сти вселенной, о ее вечности и цикличности, статике и движении. Закономерность космического восприятия послепотопной эпохи зафиксирована в Библии И сказал Господь в сердце своем не буду больше проклинать землю за человека. и не буду больше поражать всего живущего. Впредь вовсе дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. Глиняную модель такой вселенной и создает человек-Творец. Микрокосм, который сделан руками и уподоблен по форме ладони-чаше, который приспособлен к пропорциям человека и служит его нуждам, но одновременно вмещает в себя весь мир во всей его целостности и упорядоченности, в объективной данности и субъективном осмыслении, — вот что такое расписной энеолитический сосуд.
Орнаментированная керамика появляется в Малой Азии в VI тысячелетии дон. э. Земледельческие поселения Северной Месопотамии с прекрасными образцами расписных блюди чаш датируются V тысячелетием. Слои с гончарной продукцией в Су-зиане и на Иранском плато относятся уже к IV — III тысячелетию дон. э. — энеолитическое керамическое искусство дольше всего сохраняется на восточной окраине переднеазиатского мира. Но сравнительно поздние произведения иранских мастеров никак нельзя назвать подражательными — это одна из вершин изобразительного творчества Переднего Востока эпохи энеолита. Напротив, художественная мысль западных районов (Сирии, Фи-
47
никии, Палестины) в данный период не идет дальше повторения простейших комбинаций малоазийских и северомесопотамских орнаментов — слишком сильна здесь связь с наследием докера-мического искусства каменного века. Рассматривая лучшие достижения раннего переднеазиатского гончарного творчества, мы будем ориентироваться натри его центра — на Малую Азию, Северное Двуречье и Иран с прилегающим с запада Эламом. Вглядимся в эти глиняные изделия в виде тарелок, чаш, бокалов, в эти нанесенные на светлую поверхность обмазки узоры. Они очень разнообразны. Геометрические элементы
— розетки и кресты, волюты и спирали, многоугольники и треугольники, прямые и волнистые линии. Природные формы — ветки растений, струи воды, выступы гор. Животный мир — змеи и скорпионы, рыбы и птицы, горные козлы, собаки, пятнистые хищники. Здесь присутствуют начатки всего будущего орнаментального творчества, отсюда последующая художественная мысль черпает бесконечные варианты декораций сосудов и живописных настенных композиций, резных камней и тканей. Многообразие воплощенных форм и явлений действительности роднит это первое керамическое искусство с предшествующей стадией изобразительного творчества—с пещерными и наскальными росписями приатлантической Европы и Западного Средиземноморья. Но гончар эпохи энеолита использует материал, отличающийся от естественной поверхности, которую расписывает палеолитический художник. Теперь мастер имеет дело с глиняным сосудом, и ему надо создавать новые средства выражения, находить новую художественную стилистику. Разнообразие рассматриваемой керамики объясняется не только обширным набором орнаментов. Каждый район воспроизводит эти орнаменты по-своему, рождает свои варианты об-щеэнеолитического художественного языка. Вот перед нами сосуды малоазийского Хаджилара (рис. 6), быть может, самые ранние в истории человечества
расписные сосуды. Они имеют форму горшков и кувшинов, чаши тарелок. Чаще всего декор нанесен красно-коричневой краской по розовой обожженной поверхности. Здесь есть сложные зигзаги, есть по видимости легко читаемые горошины, треугольники, розетки, кресты, лесенки. Но эти рисунки оказываются при ближайшем рассмотрении непростыми узорами, а зашифрованными в них и имеющими глубокое значение для создателей керамики символами. Так, три черточки, соединенные наподобие веточки-растения, являются схематизированным повторением оттиска человеческой руки. Треугольники и полукруги с двумя овалами — это головы с глазами. Лесенка из трех ступенек — это сидящая Богиня-мать. А взметнувшиеся по бокам орнаментальные волны или фланкирующие центральную лесенку две боковые — это звери, предстоящие Богине в геральдической композиции. В сложных переплетениях просматриваются изображения рогатой головы животного или длинной птичьей шеи и клюва. На тулове кувшина помещены один-два орнамента, выделяющиеся сложными контурами на светлом фоне обмазки. Это знаковая система, закрепляющая значения окружающего мира. Она граничит с пиктограммой, предваряет появление ранней письменности. Здесь нет еще цельного образа — все строится на подвижности, асимметрии, незамкнутости. Острый треугольник, из вершины которого появляется нависающая одинокая спираль. Длинные шеи и гротескно торчащие клювы двух геометрических фигур, возникающих из темного основания. Прихотли- Рис. 6. Керамика Хаджилара
49
вые сочетания треугольников и тоненьких линий, прямых и острых углов, изгибов и завитков
— таковы рисунки, даже вписанные в замкнутую рамочную композицию, включенные в упорядоченное построение общей системы росписи. Но сплошь и рядом и эти композиции основываются на асимметрии, на чуть видимом нарушении равновесия, создающем впечатление еле удерживаемого, балансирующего движения. Тектонические треугольники и ровные линии — но расположенные по косой вертикали, перерезающие поверхность сосуда. Симметричные лесенки, поднимающиеся с двух сторон к горлу горшка и мерно обтекающие его пологие бока, — нов центре покосившийся на одну сторону завиток с треугольником на склоненной спине. Повторяющие одна другую бегущие спирали — но их силуэты искажены, сведены судорогой сложного внутреннего движения. Орнамент оживает
на наших глазах, останавливается на грани геометрики и органики. Розетку-крест фланкируют руки, охватившие бока сосуда, кувшин смотрит глазами-спиралями и прорастает ручками- лапками, покоящимися на раздувшемся, как у лягушки, основании. Мир — превращение, мир
— запечатленный фрагмент, вырванный из целого, — такой предстает перед нами хаджиларская керамика.
Новая система осмысления окружающего овладевает пока только отдельными элементами и приспосабливает их к новой поверхности — поверхности глиняного изделия. Но иногда в этой единичности достигается такая степень обобщения, которая предопределяет дальнейший высочайший расцвет керамического искусства. Разомкнутая подвижная стилистика малоазийских эне-олитических орнаментов, шагнув через века господства переднеазиатских художественных систем, подготавливает дорогу для возникновения эгейского изобразительного творчества, является одной из его предшественниц. В уподоблении сосуда живому существу открывается отлитая в художественные формы сакральная значимость гончарного изделия. Она может быть прослежена еще в греческой геометрике и архаике, когда на могилах погребальные амфоры и статуи куросов взаимозаменяют друг друга. А прямоугольники и спирали, ромбы и кресты, объединенные
50
на хаджиларских тарелках в завершенные геометрические композиции, предшествуют керамике Северной Месопотамии V тысячелетия до н.э., где происходит окончательное сложение художественного языка переднеазиатской гончарной росписи.
Культура Телль-Халафа охватывает в V тысячелетии дон. э. большие районы севера
Двуречья, а ее влияние простирается вплоть до восточного побережья Средиземного моря. Лучшие образцы ее керамики найдены в раскопках Телль-Арпачии, холма, расположенного к юго-востоку от Ниневии — будущей столицы Ассирии. Это чаще всего сосуды в форме тарелок-чаш (рис. 7) с нанесенными на розоватую поверхность геометрическими узорами. И по форме, и по набору используемых орнаментов, и по композиционным схемам чаши периода Телль-Халафа близки хад-жиларским тарелкам. Только калейдоскоп сменяющихся узоров Хаджилара претворяется в Телль-Халафе в полный и уравновешенный образ. Ромб с вписанными в него четырьмя лепестками четко читается на светлом фоне, выделяет и акцентирует центр. Круговая форма чаши подчеркнута рядом параллельных ярусов по краю с тектоническим декором. Центр другой чаши отмечен розеткой, ритм светлых лепестков которой создает как бы пульсирующее свечение, живое сияние из единой центральной точки. Но это победное органическое цветение окружено двумя поясами с регулярным шахматным орнаментом, мелким, уплотненным, неукоснительно чередующимся. Он зависит от сияющей розетки, расходится от нее или сходится к ней самодовлеющая органика центра рождает упорядоченность периферии. Даже знакомое нам изображение рогатой головы животного — чаще всего бычьего черепа (мотив букрания») — вместо прихотливого, острого, графического обозначения на хаджиларских сосудах превращается в ус-
Рис. 7. Керамика Телль-Халафа
51
тойчивую четырехугольную фигуру, вписанную вкруг. Сам овал тарелки дает готовый образец геометрического совершенства. Нов Телль-Арпачии бока кувшинов и горшков также покрыты ритмическим орнаментом в виде чешуек или пересекающихся линий,
что подтверждает общее стремление халафской культуры к геометризованной тектонике. Однако не вся энеолитическая керамика Северного Двуречья похожа на халафскую. Южнее, в Самарре, существует совершенно иная керамическая школа, в которой органический мир не вытеснен за пределы художественного творчества. Основу самаррских гончарных росписей составляют изображения скорпионов и рыб, птиц и козлов. Иногда в общую орнаментальную схему вплетены даже фигуры мифологических антропоморфных персонажей. Есть и геометрические узоры. Они покрывают внешние стенки тарелок, как ив телль-халаф-ских изделиях. Но здесь узор не поярусный, он незамкнут отдельными полосами, неукоснительно чередующимися одна с другой. Штрихи-
«елочки», наклонясь вправо и влево, свободно пересекают поверхность стенок. Меандр, поступательное движение которого впоследствии использует эгейское и греческое искусство, расположен на краю тарелки. Окаймляющие реснички подчеркивают вращательную направленность декора. Плывут по кругу изгибающиеся, парящие силуэты рыб. Зигзагообразные птичьи шеи, как молнии, пронзают розовое пространство фона, разламывают ромб, который сами же и образуют. Они усиливают распад центральной свастики, подобный взрыву ядра. Птичьи хвосты вонзаются в фон как излучения этого космического хаоса — творения. На другой чаше сомкнутые фигуры козлов в зеркальном отражении обрамлены линиями рогов и их повторами в поле изображения. Динамичное вращение скорпионов рождает вихрь, подхватывающий и развевающий волосы женоподобных существ в центре композиции. Асимметричные рисунки Хаджилара кажутся рядом с самар-рскими росписями статичными. А между тем в динамике орнаментов Самарры есть своя жесткая закономерность. Они не повисают свободными завитками в пустом пространстве фона, как на хаджиларских сосудах. Они неразрывно связаны с чашей. Рыбы и скорпионы движутся по кругу, силуэты сцепленных козлов, птиц, антропоморфных фигур образуют ромбы и свастики. Внутренняя энергия декора следует логике формы, подчинена внешней данности. Геометрика доминирует над органикой, ив основе композиций ясно читаются фигуры круга, квадрата, креста. Культурные центры древнего Двуречья постепенно перемещаются с севера на юг. Вместе сними происходит передвижение и гончарного производства. В IV тысячелетии дон. э. оно базируется уже в южномесопотамских селениях, все более теряя свой творческий характер. Ко времени образования первых древневосточных государств расписной сосуд уступает место другим видам изобразительной деятельности. Но появляются новые области создания керамики - Сузиана и Иран. На восточной окраине Передней Азии идея возникновения глиняной сакральной утвари формируется, по-видимому, лишь к IV тысячелетию дон. э. Мы встречаемся здесь с уже знакомой по чашам Хаджилара и Телль-
Халафа геометрической орнаментикой. На блюде из Суз в центре изображен равноконечный темный крест, вписанный в светлый круг, который, в свою очередь, помещен в треугольник. Величественная композиция окаймлена с трех сторон волнистыми линиями — может быть, водами Мирового океана — и большими гребенками, похожими на солнечные лучи или на обозначение дождя. Те же Сузы демонстрируют примеры и фигуративного декора. Внутри чаши, в обрамлении треугольников и зигзагов-молний, стоит антропоморфная фигура со стрелами в руках — скорее всего, бог-громовник. Внутри другой чаши между журчащими струями умещается стадо двухголовых и многоногих мифологических существ.
Рис. 8. Сосуд из Персеполя
53
Среди находок из Персеполя есть знаменитый сосуд с двумя фигурами козлов (рис. 8). Завитки их рогов образуют рисунок свастики, стелющийся, заполняющий поверхность и предваряющий за тысячелетия утонченную декоративность ахеменидского искусства. Керамика Тали-Бакуна плотно, как ковер, заткана остроугольными узорами, внутри которых неожиданно проступают очертания присевшей и поддерживающей небесный свод Богини-матери или переплетающихся звериных тел. Причудливой геометрикой росписи Тали-Бакуна напоминают сосуды Хаджилара, хотя стилистически сними совсем не связаны и образуют свою, индивидуальную группу. Но что совершенно необычно в гончарных изделиях Элама и Персии — это создание завершенной композиции не в углубленном круге чаши-тарелки, а на внешних стенках сосуда. Правда, с первых же шагов существования искусства керамики изображения помещаются на чашах не только внутри, но и снаружи, а на горшках и кувшинах — только снаружи. Но они состоят либо из отдельных знаков, как в Хаджиларе, либо из сплошного орнамента, как в Телль-Халафе. Сузские и иранские мастера используют высокий сосуд с закругленным дном или бокал, расширяющийся кверху. Это позволяет заполнить стенки горизонтальными ярусами, каждый из которых занят определенным сюжетом. На сосуде из Тепе-Сйалка наверху — ряд хищников из породы кошачьих, затем
растения со спиральными завитками, водные зигзаги и предметы, напоминающие лодки. На кубке из того же Тепе-Сиалка — выразительные силуэты птиц и текучие воды. На прекрасном бокале из Суз (рис. 9) — длинношеие птицы, ниже — собаки, еще ниже в рамке — козел с загнутыми рогами, в овале которых — ветка растения с клеточным орнаментом по бокам. Поражает монументальность замысла и исполнения этой росписи. Худож-
Рис. Бокал из Суз
54
ником использована и подчеркнута цилиндрическая форма — в бесконечной веренице птичьих шей-палочек, в стремительном беге-полете вытянутых по кругу собачьих тел. Динамика движения их не уступает самаррской и прямо предшествует идее возникновения цилиндрической печати. Но самаррские композиции, несмотря на то, что в них может входить несколько сюжетных элементов, очень цельны. Мощный круговой вихрь сбивает их в единый организм. Композиция сузского бокала сложнее. В ней сосуществует и стремительное вращение, и замкнутый силуэтный рисунок козла с декоративным равновесием овала рогов, треугольников туловища, отставленной кисточки хвоста. Сюда включены разномасштабные и разноподвижные узоры, демонстрирующие единство множественности, занимающие свое определенное место в ярусном и метопном членении поверхности вазы. В основе этой композиции — не круговая, а вертикальная схема с делением на отдельные этажи. Такая конструкция тяготеет уже к более позднему мифологическому сознанию, когда из единой космической субстанции вычленяются небесный мир — верх, срединный мир — земля и подземный мир — низ. Итак, взаимодействие органики декора и геометрики композиции, фигуративной и нефигуративной живописи играет решающую роль в энеолитических памятниках. Использование в гончарной росписи изобразительных элементов говорит о неразрывных связях с предшествующим этапом — с пещерными наскальным творчеством. Таковы керамика Самарры и большая часть сузской и иранской керамики. Создание самодовлеющей геометрической системы — явление абсолютно новаторское. Таковы изделия Хаджилара и Телль-Халафа, ив этом смысле они — совершенный продукт искусства энеолита. Но даже элементы живого мира подчиняются законам орнаментики, вмещаются в рамки нескольких композиционных формул. Керамическая роспись впервые в истории художественного творчества говорит по преимуществу языком узора, языком всеобъемлющего символа. Малая поверхность сосуда рождает экономию средств. Мы видим не'стаю птица нескольких ее представителей, не стадо козлов, а одного-двух животных. Одновременно присутствует и емкость образа, когда немногими деталями дается представление о всеобщем. Многообразие жизненных форм сводится к основным элементам овалы — рога, палочки ноги, треугольники — туловище. Иногда деталь вообще заменяет целое — например, заполняющие поверхность персепольского кубка рога-спирали оказываются важнее остальных деталей туловища изображенных здесь козлов. Реальный мотив подчиняется самодовлеющей декоративной заданности.
Те же процессы характерны и для семантического отбора. Розетка — это и солнце, и образ оживотворяемой солнцем растительности, и, может быть, знак присутствия Богини-матери, как много веков спустя, в Месопотамии, становится она символом Инанны-Иштар, одной из
женских эманации произрастающих природных сил. Бык — знак мужского божества и одновременно лунный символ. Треугольники — горы волнистые линии — вода, змея, подземный мир ромб и квадрат — вселенная крестили свастика — солярный знак. Каждая деталь росписи неслучайна и многогранна — она повествует на своем языке о целостной системе земледельческого энеолитического космоса. Для его воплощения наиболее пригодной оказывается форма вогнутой чаши, которая замыкает изображение в круговом обзоре, подобном линии горизонта. Недаром первые каменные печати с узорами, сходными с керамической орнаментикой, имеют вид «пуговиц»-штампов ив оттиске на глине дают туже форму круга. По кругу движутся орнаменты сосудов Самарры. Бесконечное круговое вращение лежит в основе и характерного для всего последующего искусства Передней Азии цилиндра-печати, в откатке которого многократно повторяется матрица оригинала. Это динамическое, пользуясь терминологией А. Бергсона, мироощущение противоположно каменному, магическому, статическому мироощущению палеолитической Европы. Оно соответствует первым земледельческим религиям сих поклонением органической природе, сих представлением о цикличности мира, о вечном возрождении и умирании, вечном круговращении бытия и небытия. В пещерной живописи Франко-Кантабрии жизнь зарождается в неорганическом каменном лоне мировой Богини. В ближневосточном керамическом искусстве, напротив, реалии абстрагированы, космос же подвижен и органичен. Начальные фазы схематизации образа и динамизации композиции мы находим еще в левантийской петроглифике. Но испанские художники средне- и новокаменного века существуют в русле западной фигуративной традиции. Переднеазиатские гончары создают абсолютно новую изобразительную реальность, адекватную преображающему, творческому пафосу эпохи. Что в записях сохраняется до нашего времени от первых проникновений человека в тайны творения Древнейшее наследие располагает библейским «шестодневом» и вавилонским эпосом «Энума элиш», египетскими сказаниями и обрывками шумерских, угаритских, хеттских преданий. Все они не идут дальше
III тысячелетия дон. э, хотя в своих геологически спрессованных слоях хранят следы гораздо более ранних напластований. Керамика дарит нам свидетельства тех эпох, когда нет еще письменности, но тысячелетиями существует художественное творчество — устное, словесное и фиксированное, орнаментальное. Если кроманьонскую культуру можно назвать
«ме-такультурой» современного человечества, то гончарные росписи Передней Азии начинают новый цикл цивилизации, завершающие этапы которого надо искать в Европе Нового и Новейшего времени.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей