Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Мир мегалитов и мир керамики - Э. Л. Лаевская, 1997. Э. Л. Лаевскаямир мегалитов и мир керамикидве жудожественные


Скачать 21.94 Mb.
НазваниеЭ. Л. Лаевскаямир мегалитов и мир керамикидве жудожественные
АнкорМир мегалитов и мир керамики - Э. Л. Лаевская, 1997.pdf
Дата13.01.2018
Размер21.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMir_megalitov_i_mir_keramiki_-_E_L_Laevskaya_1997.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34652
страница3 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Глава третья
СТИЛИСТИКА КРИТО-МИКЕНСКОГО ИСКУССТВА И ЕЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
Мы рассмотрели появление керамики в Малой Азии ив Северной Месопотамии, ее развитие и расцвет, приведший к вершинам изобразительного творчества энеолитической эпохи. В отличие от консервативной традиции западного мира камня, керамическая культура оказывается необычайно мобильной во всех ее аспектах. Она включает в себя такие разнозначимые, но по смыслу близкие компоненты, как убыстрение темпа развития земледельческого общества по сравнению с застойностью общества присваивающего подвижность вновь возникающей религиозной системы, связанной с вегетативными культами Богини-матери; пластическую мягкость гончарных и малых скульптурных форм, воплощенных в податливом материале — глине вертящийся гончарный круг, который постепенно заменяет ручную лепку сосудов. Принципиальная динамичность мышления проявляется здесь и еще водной особенности — в постоянно возникающих на протяжении VI-IV тысячелетий дон. э. многочисленных вариациях керамической орнаментики, которая постепенно распространяется не только в пределах Передней Азии, но и захватывая прилегающие к ней территории Юго-Восточной Европы. На землях современных Правобережной Украины, Молдавии, Венгрии, Румынии, Болгарии, бывшей Югославии в поздненео-литическую эпоху развиваются культуры так
называемой ленточной керамики, хорошо известные поселениям типа Стара За-гора,
Бонтешти, Гумельницы, Ариушд, Кукутени, Петрены, Три-полье. Их создатели — земледельцы, охотники, скотоводы, значительно опередившие в развитии окружающие племена, — выступают носителями изобразительной традиции, которая непосредственно связана с малоазийским искусством. Для всех поселков, найденных на этой огромной территории, характерны глинобитные жилища с глиняными лежанками, печами и алтарями, женские антропоморфные и зооморфные статуэтки, многочисленные расписные сосуды. Однако энеолитические мастера Дунай-
58
ско-Днепровского бассейна непросто повторяют образцы, созданные переднеазиатскими художниками. Прекрасно обожженная, разнообразная по формам, совершенная по исполнению, европейская ленточная керамика несет в себе новый образ, зерно совершенно нового художественного феномена. В керамике Северного Двуречья даже подвижное изображение включено вкруг или ограничено четкой формой тарелки, бокала, чаши. Ленточный орнамент стелется по стенкам сосуда, переползает на горло, ручки, уходит за круговую рамку днища. Узор не подчиняется конструкции изделия, живет по своим законам. Динамика художественного мышления оборачивается постепенным высвобождением орнамента из-под власти формы. Разорванные пересекающиеся ленты, заполненные параллельными линиями сгустки энергии — закрученные спирали, выявляющие интенсивную внутреннюю жизнь узора летящие спирали, как бы вытолкнутые длинной ножкой, на конце которой они повисают. На сосуде из поселения Журы завитки, отходящие от главного стержня, напоминают процветшие ветви, орнамент прямо ассоциируется с органической природой, останавливается на грани декора и изобразительной вегетативности. Не закономерность и регулярность природных чередований и смена сама смена, переход из одного состояния в другое акцентируется ив спиральных рисунках керамики, ив спиральных украшениях построек может быть, та же идея лежит ив основе кругового или спирального расположения трипольских домов. В упругих завитках, в прорастающих ответвлениях, в живой органике керамического узора провидится близость с бегущими спиралями и растительными орнаментами минойского Крита. Сходство не только образное, но и фактическое таблица вариантов спирали расписной дунайской керамики, составленная Ф.
Шахермейром
67
, почти целиком приложима к будущей критской вазописи. Естественно, близость здесь только вскрывает общие корни, она только генетическая. В стадиальном и художественном отношении речь идет о разных явлениях. Первые века III тысячелетия до н.э. отмечены в Египте постройкой пирамид, в Месопотамии — архитектурой, скульптурой, глиптикой раннединастичес-
59 кого периода. Складываются особенности государственного устройства, внутреннее своеобразие каждого народа, складываются религия, язык, фольклор и письменность. На этом фоне анахронизмом выглядят расписные сосуды Европы, знаменующие собой последний переднеазиатско-европейский рубеж предыстории и истории. На краю обитаемого мира проходит свой путь развития последняя поздненеолитическая культура полосы древних цивилизаций, типичная в ряду предшествующих и одновременно отличная от них в силу своей завершающей роли, изолированности и территориальной принадлежности. Она несет в себе зародыши замечательного расцвета, сама же умирает, отрезанная от магистральных путей развития, с которыми в это время уже связаны Центральная и Южная Греция и восточносредизем-номорские острова. Но и черноземные пространства Европы — только одна из остановок на пути эволюции интересующего нас орнамента. Корни его уходят вглубь Европейского материка, заселенного в V-IV тысячелетиях до н.э. племенами линейно-ленточной керамики. О взаимодействии ленточной и линейно-ленточной культур много писали и пишут. Археологи решают, происходит ли юго-восточная посуда от центральноевропейской или в
своем начале сосуществует с ее поздними этапами. Мнение о генетической зависимости сменяется мнением о каких-то иных, менее тесных связях. Распространившиеся на стыке некерамических и керамических районов, от Бельгии и Восточной Франции на западе до Молдавии и Среднего Поднестровья на востоке, линейно-ленточные изделия — ранние и примитивные. Хозяйство основано на кочевом земледелии, общество живет без военной организации, без храмов, почти без ритуальных предметов, без тканей и печатей. Несовершенных форм лепные сосуды покрыты гравировкой, возвращающей нас к первоначальным стадиям керамического ремесла. Процарапанные композиции характерны для гончарной продукции и погребальных рельефов западного художественного круга — об этом мы будем говорить в следующей главе. Но центральноевропейские неолитические узоры дают нам первое представление о будущих спиральных и меанд-
60
ровых орнаментах. Во врезанных линиях, не творящих, а творимых, не напрягающихся в волевом усилии, а послушно следующих за рукой гончара, заложены тем не менее основы дунайско-балканского искусства медно-каменного века. Спираль помещена на боках сосуда незавершенные обрезанные спирали соединены с меандрами разных форм и размеров меандр и спираль стелятся по поверхности предмета. Но пока это еще не живописный рисунок, готовый совершить переход от неживого к живому, от орнаментики к органике, а лишь графическая фиксация определенной знаковой системы. Независимо оттого, как связаны друг с другом более ранняя и примитивная линейно- ленточная и более поздняя и развитая ленточная керамики, независимо оттого, составляют ли они единое явление или следуют друг за другом как ступени общего художественного прогресса, — неизбежно рождается вопрос почему же при их бесспорном родстве возникает столь различный результат Чем объяснить, что своего абсолютного выражения керамическая Европа достигает не в западной ветви, первоначальной и основополагающей Междуречье Рейна и Эльбы, где впервые появляются новые элементы, где найдены новые стилевые варианты декора, по-видимому, очень скоро оказывается отрезанным от остальной массы родственных племен. Носители центральной европейской культуры новокаменного века перемещаются на юго-восток, в теплый климат, на плодородные лёссовые земли. Несомненно, не проходит бесследно и близость очагов древних цивилизаций, о тесных связях с которыми говорят религиозные, лингвистические, антропологические параллели. Недаром еще среди первых исследователей Триполья были ученые, настаивающие на его восточном, малоазийском происхождении недаром до сих пор археологи стараются определить меру автохтонного и средиземноморского вкладов в черноземную европейскую культуру. Как бы проявился западный субстрат (по Ф. Шахермейру) без Месопотамии, уже создавшей к этому времени телль-халафское и самаррское искусство, без Малой Азии, уже прошедшей вершины Хаджилара и Чатал-Хююка? Однако восточное влияние действует здесь опосредованно. Оно выявляет и стимулирует возможности самостоятельного развития. В отдаленных районах, не подверженных его прямому воздействию, рождается орнаментика наиболее чистого стиля, те образцы спирального декора, которые можно считать классическими. Не так обстоит дело с греческой поздненеолитической культурой. Греция не остается в стороне от единого процесса развития энеолита Юго-Восточной Европы. Фессалийская культура Димини (рис. 10) и территориально, и хронологически, и стилистически примыкает к культурам ленточной керамики. Мы встречаем здесь и овальные формы укреплений, и женские глиняные статуэтки, и уже знакомые нам динамичные керамические узоры. Разорванные ленты, не продолжающие друг друга, встречающиеся под разными углами, опоясывают кувшин, подчеркивают его кривизну, его шарообразность, движение его поверхности. В центре — как материализованный
символ этого внутреннего движения, внутренней энергии — свернутая в клубок спираль. образные спирали, цепляющиеся друг за друга, дающие меандровые ответвления, прорастающие в стороны, стелятся по поверхности другого сосуда. Вихревое линейное движение, сгущающееся тремя спиралями, заполняет дно чаши. Но меандр, покрывающий этот же сосуд снаружи, обрезан с двух сторон линиями, останавливающими его движение. В центре вставлена шахматная доска — мотив, мерная ритмичность которого используется во всей переднеазиатской керамике. Для неолитической Греции свойственно соединение двух принципов орнаментики, тектонического и атектонического. Особенно это заметно в рисунках позднего диминийского стиля, где отдельно взятая спираль замыкается в центре сетчатых прямоугольников. Рис. 10. Керамика Димини
РИС
1 1 . керамика Сескло
Подобно населению халколитической Эллады, состоящему из средиземноморцев и дунайцев
71
, подобно природе Балканского полуострова, занимающей переходное положение между Европой, Африкой и Передней Азией, характер декора греческих гончарных изделий с первых же шагов свидетельствует об особой роли Средиземноморья как культурного средокрестия между Передним Востоком и Европой. В этой встрече Греция не одинока. Черноземная Европа и Малая Азия вырабатывают общий архитектурный тип мегарона, общие формы керамических изделий. И если спиральный декор — результат именно центрально- и южноевропейского творчества, то образная база для его появления уже заложена в предшествующем искусстве малоазийско-балканского круга. Вспомним еще раз росписи хаджиларской керамики. Тектонический мир восточной орнаментики формально не нарушен, он только чуть изменен, чуть сдвинут, и это чуть создает колеблющиеся в равновесии, внутренне готовые к движению образы. Та же готовность к движению в декоре греческой культуры Сескло рис. 11), предшествующей Димини, оживляет треугольники, рвущиеся вверх в виде языков пламени. В керамике доминойского Крита III тысячелетия до н.э. — в стиле
Агиос Онуфриос — тонкие и толстые красно-коричневые полосы покрывают сосуд горизонтально, вертикально, наискось. Они встречаются и пересекаются, рас-
* Среди них есть и прямые предшественники бегущих спиралей. Только линии еще не ложатся свободно, а угловаты и напряженны.
63
ходятся и сближаются. Они балансируют на грани покоя и движения, воплощая динамику и напряженность бытия. Для росписи следующего повремени стиля Василики характерны
расплывающиеся пятна лака, подтеки, переливы цвета, предваряющие господство цветового пятна в минойской фресковой живописи. Процесс постепенно просыпающегося к самостоятельной жизни орнамента оказывается характерным для всего Восточного Средиземноморья и получает наивысшее свое развитие в феномене черноземной европейской керамики.
Мы проследили распространение нового спирального узора и его вариантов на европейских территориях, начиная с ранней линейно-ленточной керамики, появившейся в Центральной Европе в IV тысячелетии дон. э. Затем на юго-восточных черноземных землях в конце IV - начале III тысячелетия до н.э. расцветает орнаментика ленточных сосудов. К ним органически примыкает гончарное искусство северной Греции — Фессалии. Попытаемся сравнить декор европейского культурного ареала с восточным. Посмотрим, встречается ли в энеолитическом и ранне-бронзовом творчестве Передней Азии подобный орнамент, и если да, то каковы его отличия.
Спирали посвящены многочисленные исследования. Это мотив, известный Древнему Востоку и даже довольно распространенный в его искусстве. Спираль бытует в ранних наскальных рисунках Судана, в додинастической керамике Египта. Спиральные подвески — символ богини деторождения в Египте и Месопотамии. Спираль знакома нам по глиптике Джемдет-
Насра и по металлическим находкам царских гробниц Ура. Концентрические круги, напоминающие замкнутые египетские спирали, украшают сосуд из Хаджилара
75
. Волюты керамики Сиалка и Те-пе-Гиссара, уже упоминавшиеся нами спиралевидные рога козлов на персепольских чашах говорят о возможности включения в этот перечень и восточных районов Передней Азии. Только анализируя варианты спирали, только вскрывая стилистический смысл тех или иных изменений, мы можем выделить какие-то локальные группы и уяснить наличие или отсутствие между ними художественных связей.
64
Как мы уже говорили, идея движения в восточном искусстве всегда сопряжена с ограничивающей ее геометрикой. Так, например, раскинутые по поверхности рога козлов замкнуты формой сосуда, завершены в своем рисунке. На шумерском шлеме Мес- каламдуга маленькие спиральки волос золотой прически расположены обособленно друг от друга. Рядом, ноне вместе существуют круги и спирали на египетском сосуде. Что общего у этих изображений со стелющимися, движущимися, формообразующими рисунками европейских гончарных изделий Орнамент ленточной керамики в том виде, в каком он составляет совершенно особый гончарный стиль, не имеет параллелей в предшествующем и одновременном восточном искусстве. Поиски путей его возникновения приводят нас не в центры древних цивилизаций, а в Среднюю Европу позднекаменной эпохи. Вновь возникший балкано-дунайский творческий феномен необычайно важен для последующей истории искусства. На его основе зарождается и расцветает цивилизация Восточного Средиземноморья с развитой государственностью и развитой религиозно- художественной системой — первая цивилизация мира керамики. Это минойская культура Крита. Крит не участвует активно в искусстве неолитической и раннебронзовой эпохи. По образному замечанию НА. Сидоровой, он в этот период как бы накапливает силы для грядущего расцвета. Однотонные, с процарапанным прямолинейным орнаментом критские сосуды не входят в число мировых художественных достижений каменного века и говорят о связях острова с некерамическим, скорее всего, с египетским художественным ареалом. Изделия стилей Аги-ос Онуфриос и Василики предвосхищают многие черты будущего минойского искусства, но тем не менее остаются местным явлением середины и второй половины III тысячелетия дон. э. К концу III тысячелетия становится заметен упадок в ранее процветавшем производстве каменных сосудов. В расписную керамику проникают новые элементы. Но все эти изменения не предвещают близкого скачка, неожиданной трансформации Крита на рубеже III и II тысячелетий дон. э. в центр новой культуры, импульсы которой, разойдясь по всему Средиземноморью, превращают его из переднеазиатской окраины в колыбель европейской цивилизации. Крит, расположенный между Европой, Азией и Африкой, самим своим географическим положением притягивает и улавливает различные перекрещивающиеся влияния, чтобы каждое сделать кирпичиком в собственной постройке. Эта черта характерна для всякой складывающейся культуры, но особенно — для Средиземноморья, обладающего своей художественной индивидуальностью и вместе стем лишенного географической замкнутости, свойственной, например, Египту. Исследователи находили и находят в основании минойской культуры западносреди-земноморские и ливийские, египетские, малоазийские и переднеазиатские черты. Памятники искусства дают ответы на многие вопросы, волнующие современную науку, ведут своей дорогой в мире сталкивающихся гипотез и проблем. Как распространяется декор европейской энеолитической керамики Какими путями он приходит из Европы в Эгеиду? Спиральный орнамент появляется в критской керамической росписи на сосудах раннеминойского III периода, в конце III тысячелетия дон. э. Узенькие полоски бегущего декора, написанные белой краской по обмазке, располагаются по тулову кувшина горизонтально, пересекают его по диагонали, ложатся на темную поверхность светлыми бликами. В смысле живописной свободы штриха и выявления возможностей орнамента они предвосхищают завоевания развитого II тысячелетия до н.э. Но есть в этих ровненьких спиральных лентах связь и с предшествующим искусством периода ранней бронзы. В Средиземноморье это время отмечено расцветом Трои, городами Лесбоса, Лемноса и Ар-голиды. Внушительные фортификационные сооружения, храмы, дворцы, благоустроенные жилища, обилие золотых вещей — все это говорит о высокой городской цивилизации, связанной с переднеазиатскими центрами. Месопотамия и Анатолия так явно доминируют, так явно их превосходство, что не только прилегающие острова и Греция, но и Македония, и Юго-
Восточная Европа втягиваются в их орбиту, следуют за ними на протяжении всего раннебронзового века. Можно говорить об общем изобразительном языке III тысячелетия дон. э. От Анатолии и Кавказа до Болгарии и Венгрии превалирующим типом керамики становится однотонная посуда - черная, серая, кирпично-красная. Правда, она не изобретена в эту эпоху. В новокаменном веке производство нерасписной утвари существует параллельно с живописной традицией. Ноне из этого второстепенного русла неолитического наследия черпаются образы новых произведений. Источник их иной. Что вспоминается прежде всего в художественной культуре ранней бронзы Египетские пирамиды, статуи, рельефы хрестоматийны. Они накладывают определенную каменную печать на все искусство Египта Древнего царства. А в Месопотамии Находки царских гробниц Ура — золотой шлем Мескаламдуга, золотые украшения Шуб-Ад, золотой козел, золотой бык, венчающий арфу, золотой сосуд, золотой кинжал. Золото и глубокий тон лазурита, тончайшая обработка вещей, демонстрация роскоши и мастерства владения материалом. В Малой Азии в этот же ряд могут быть поставлены хаттские металлические штандарты и прекрасные золотые сосуды, в Троаде — так называемые сокровища царя
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей