Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Мир мегалитов и мир керамики - Э. Л. Лаевская, 1997. Э. Л. Лаевскаямир мегалитов и мир керамикидве жудожественные


Скачать 21.94 Mb.
НазваниеЭ. Л. Лаевскаямир мегалитов и мир керамикидве жудожественные
АнкорМир мегалитов и мир керамики - Э. Л. Лаевская, 1997.pdf
Дата13.01.2018
Размер21.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMir_megalitov_i_mir_keramiki_-_E_L_Laevskaya_1997.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34652
страница5 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Тем не менее есть в критском керамическом искусстве XVII в. дон. э. произведение, которое характеризует конец среднеминой-ской эпохи не только как время потерь и поисков. Это знаменитая ваза с лилиями из Кносского дворца. Цветовое решение светлого узора по золотисто-песочному фону идет от стиля Камарес. Здесь, правда, большее, чем в среднеминойской керамике, подчинение рисунка стройных цветов форме высокого, чуть расширяющегося кверху бокала. Прямой центральный стебель и два боковых, отклонившихся вправо и влево, составляют своеобразную геральдическую группу, напоминающую знак
УК
- h египетской письменности и похожие на него растительные мотивы египетской фресковой живописи. Конечно, сходство это лишь композиционное. Знаковое изображение в минойском памятнике наполняется живой жизнью растения. Волюты головок стелятся по поверхности вазы, создавая повторяющийся ритмичный спиралевидный рисунок. Тонкая обработка декора, подчинение его единому замыслу — все говорит о следовании минойским традициям. Но здесь впервые происходит важнейшая для критского вазового орнамента трансформация. Не спиральный декор наполнен вегетативной энергией, а, напротив, цветок уподоблен спиральному декору. Обещанное орнаментом Камарес превращение неживого в живое совершается для нас именно в этой вещи. Несомненно, она была не единственной. Ваза с лилиями одновременна очень похожей на нее фреске из виллы в Амниссосе и другим произведениям стенной живописи Крита, появление которой датируется тем же XVII в. дон. э. Гончары могут теперь опереться на опыт изображения хотя и стилизованного, но предметного мира. Однако органическое чувство формы и одновременное ощущение жизни в ее своеобразии помогают минойским мастерам найти необходимую грань между реальностью и декоративностью. Именно лилия с ее головками-волютами соединяет в себе и прихотливую грацию природного творения, и напоминание об основном художественно-знаковом символе Крита — спиральном декоре. Кажется, что орнаментальный изгиб линий, канонический завиток живут в самом цветке, рвутся наружу, и только через них эта внутренняя сущность его и может быть выражена.
Ваза с лилиями — переходная между двумя периодами — соединяет в себе наследие прошедшей и открытия грядущей эпохи эгейского искусства. Стебельки и листики на сосудах начала XVII в. до н.э. не проходят бесследно для опыта гончарных художников. В так называемом растительном стиле позднеминой-ского I периода мы видим те же хрупкие побеги, тонкие ветки, острые листья, узнаем индивидуальные свойства каждого растения. Светлая поверхность чаши с раскинутыми на ней, чуть наклонившимися травинками напоминает о пространстве неба, моря, о низком горизонте и пересекающих его стеблях наложенные друг на друга и тесно покрывающие кувшин листья создают впечатление труднопроходимых зарослей темные тюльпаны упруго изгибаются под порывами ветра. Удачно выбранный мотив, каждый раз особо найденное композиционное решение, цвет (темный на светлом, салатовый на белом) — все направлено на создание определенных ассоциаций, на возникновение связи между частными общим, деталью и целостной картиной, которая только намечена и обращена к творческому воображению зрителя.
По словам Б. Р. Виппера, тема критского искусства — весь мир, включая маленькую раковину или колеблемое морским ветром растение. Для керамики этот мир ограничивается именно растением — здесь нет ни наземных животных, ни людей. Да и из всего богатства флоры избираются в основном только побеги травы — бесконечной в своем разнообразии и одновременно напоминающей листья и отростки неизобразительного орнамента. Даже теперь, когда потенциальная изобразительность предшествующего декора выведена на поверхность и реализована, мастера остаются верными все тому же знаку и узору, который лежит в основе вазовой орнаментики и разрушение которого означает конец древнего керамического искусства. Стебли травы на чаше с одинаково раскинутыми листьями, с одинаковым наклоном вправо повторяются через определенный промежуток, заполняя своими вертикалями все пространство от нижней линии позема до верхней линии у горла сосуда. В кажущейся хаотичности зарослей на кувшине прослеживается определенная упорядоченность, определенная ритмика. Наклон тюльпанов следует изогнутой форме ойнохойи, на которой они изображены. Мы видим натуру, но натуру ритмизованную, по прекрасной формулировке Ф. Матца. Реальные элементы бытия, не уничтожаясь и не переходя в геометрические узоры, приводятся в связь с общей композицией и с конструкцией сосуда. Они едины, как едины каркас и орнамент энеолитической керамики, как едины в своей форме и живописи изделия Камарес. Именно к яичным скорлупкам ближе всего чашечки и кувшины растительного позднеминойского стиля. Именно оттуда происходит и точная рассчитанность композиции, и хрупкость, и изысканность мотивов, и склонность к миниатюрной разработке — все те традиции среднеминойской керамической росписи, которые закладывают основы критской художественной образности и выражают в совершенной и законченной форме основные ее особенности.
В верности единому культурному руслу более всего убеждает одно из самых пленительных явлений минойского искусства — морской стиль керамической росйиси, последний чисто критский художественный стиль. Возникнув во второй половине XVI столетия дон. э, он существует очень недолго — по-видимому, до катастрофы начала XV века, положившей конец творческому развитию островной цивилизации. Он вбирает в себя все самые главные открытия минойского искусства и на последнем подъеме подводит им итог. Морской стиль — настолько критское явление, что он часто заслоняет остальные варианты вазовой живописи, приобретает хрестоматийный характер, подобно наиболее известным произведениям фресковой живописи. Действительно, ваз морского стиля известно немного, и они связаны даже нес центральными столичными районами (из Кносса происходит только один фрагмент этого типа, ас восточными поселениями острова - с Гурнией, Палекастро, Като-Закро*. Фест, Маллия, Агиа-Триада, Филакопи могут
похвастаться одной-двумя вещами в Греции морской стиль вообще не найден
99
Географической локальности вторит и стратиграфическая локальность находок этой керамики. В стороне от главных мест исторических свершений, в короткий срок расцветает и гибнет последний плод поздней критской культуры.
Главной сюжетной основой этого стиля оказываются не растительный мир, не вегетативные силы земли, а море и рожденные им создания — осьминоги и моллюски, рыбы и морские звезды, раковины и кораллы. Море, которое на сосудах среднеминой-ского периода хоть и редко, но напоминает о себе в изображениях рыб и осьминогов, которое незримо присутствует на вазах Камарес, на чашечках растительного стиля, в бесконечных как волны спиральных раппортах, в порывах морского ветра, гнущего цветы и травы, теперь безраздельно завладевает воображением критских мастеров. В этих кувшинах, ритонах и флягах сконцентрирован морской характер всей эгейской культуры, восприятие моря как плодоносящего божественного целого, как изначальной матери-воды, подобной матери-земле. С морем и его обитателями в минойскую керамику проникает животный мир, которого она раньше избегала. Но и здесь художники остаются в пределах дозволенного в керамическом искусстве, берут те формы, которые приближаются к растению, к орнаменту, продолжают быть верными ритмизованной натуре. Напоминающие розетки морские звезды, похожие на тончайший узор моллюски и кораллы располагаются на поверхности ритона. Осьминог охватывает и держит вазу. Интенсивность энергии изображения, его взаимодействие с конструкцией сосуда, его утонченная продуманность роднят морские росписи с росписями Камарес. Начало и конец минойского художественного творчества отмечены чертами единого законченного стиля. Заполняющие пространство, прихотливо переплетающиеся щупальца осьминога персонифициру-
* Дворец в Като-Закро и назван, предположительно, местом их изготовления.
80
ют спирали и ленты ранней керамической орнаментики. Два функциональных отверстия между горлом вазы и ее ручками дублируют и укрупняют овалы глаз чудовища, повторяющиеся округлые выпуклости его присосок. Эти пустые безличные глазницы предельно концентрируют образ. Они смотрят на зрителя из той бездны, откуда всплывает, как бы прилипая к стеклянным стенкам аквариума-сосуда, сам царь непознаваемых водных глубин. Осьминог становится воплощением природных сил, претворяется в древний орнаментальный знак, одновременно не теряя ни реальности, ни своих характерных свойств.
Но светлые узоры среднеминойской керамики выделяются и концентрируются на темном фоне, стараясь его преодолеть и выйти за его пределы. Изображениям морского стиля преодолевать нечего. Светлый фон не создает границ, темный рисунок превалирует, захватывает пространство и творит форму самого предмета. Недаром, как подмечено Б. Р.
Виппером, в это время оказывается предпочтение двум наименее конструктивным видам сосудов. У фляги нет тела, нет ни верха, ни низа она подобна мыльному пузырю или огромной капле. чудесным образом скристаллизовавшейся в пространстве. Ритон не имеет ножки, никакого прочного основания и напоминает висящую в воздухе сосульку морской воды»
103
Неоформленная, вечно подвижная морская стихия оказывается наиболее адекватной окончательному развеществлению минойского художественного видения.
Тесное слияние с природой, стремление раствориться в окружающем, вобрать его в себя, овладеть им так, что подчас исчезают границы вещи и мира, характерно не только для стилистики критского керамического искусства. Этими же чертами отмечена вся минойская культура, все ее виды и проявления. Критские дворцы (рис. 12) — Старые, возникшие на рубеже III - II тысячелетия дон. э, и Новые, сменившие их около XVII в. дон. э, — состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений. Они настолько не подчинены регулярному плану, настолько прихотливы и запутанны, что рождают образ Лабиринта, из которого нет выхода. Архитектура дворцов основывается на чередовании массы и пространства, помещений, находящихся на разных уровнях, затемненных и освещенных помещений. Эта ритмика создает из отдельных элементов единое целое, удерживает его в балансирующем равновесии, наглядно выраженном в форме критской колонны. Она не изобразительна, как не изобразителен керамический декор

Камарес. Она не антропоморфна, хотя ее пропорции можно сблизить с широкими в плечах и узкими в бедрах мужскими фигурами минойского изобразительного искусства. И тем не менее можно представить себе уподобление ее не только живому, но и высшему существу в культе Зевса-колонны и Артемиды-колонны
104
, в геральдических композициях, которые хорошо известны по Львиным воротам в Микенах и по сюжетам крито-микенской глиптики.
Для сравнения вспомним каменные лотосы и папирусы Луксора и Карнака. Огромные, тесно поставленные, все они выполняют одну и туже функцию — держат ряд зарядом балки перекрытий, как держали их столбы ранних заупокойных храмов Древнего царства.
Луксорские и карнакские колонны — те же столбы, массивные и неподвижные. Сходство с нильскими растениями для них — момент чисто внешний органические формы подчиняются их каменной природе. Красные кносские колонны, выделяющиеся на фоне стены, акцентирующиеся в пространстве, взбегают вверх по пролетам лестниц, рассыпаются внутри помещений, поддерживают портики, фланкируют двери и окна. Их функции бесконечны в своем разнообразии, подобно разнообразию форм архитектуры, их породившей. Они выявляют внутреннюю жизнь архитектурных масс, их движение и покой, сосуществование и взаимоотталкивание. Не в уподоблении потолка храма небу, а колонн — гигантскому каменному лесу выражается на Крите представление о мироздании. Не символ, не намек на живое в неживом, в мире мертвой и косной материи, а сама жизнь этой материи, сама конструкция, сопряжение перекрытий и опор, вертикалей и горизонталей, подъемов и спадов — это тот же мерами вспыхивающий и мерами угасающий ритм космической жизни, которым оживотворены бегущие спирали, разорванные ленты, процветшие пальметки керамического орнамента. Многие столетия спустя это же обожествление и мифологизация материи, выявление присущей ей внутренней энергии, внутренних законов ее существования ляжет в основу греческой философии и греческого классического искусства. Взаимодействие архитектурных масс явится в зримом образе фронтонных и метопных ги-ганто- и кентавромахий, а волевое усилие колонн периптера свяжется с фигурами куросов, а затем и кор Эрехтейона.
На рубеже средне- и позднебронзовой эпохи и фресковое искусство Крита обретает
совершенные формы выражения. Оно рождает темы и образы, которые даже во фрагментах и обломках дают представление об особом стиле, особом духовном наполнении минойской культуры. Парижанка, Дамы в голубом, дельфины и рыбы, куропатки и кошка в зарослях всплывают в нашей
83
памяти при упоминании о критской цивилизации Теперь уже нельзя сказать, что Крит чем-то отличается от древневосточных стран, что он выражает себя только в архитектуре и керамике, что живопись его — анахронизм для эпохи бронзы — ограничивается вазовой декорацией. Теперь жизнь минойского государства во всех его проявлениях, религиозных и общественных, — в дворцовых помещениях, на священных участках, в окружающей природе
— запечатлена во фресковой живописи.
Репрезентативное изображение «Царя-жреца», повторяющее трехчастное египетское членение фигуры на плоскости темная окраска мужских и светлая — женских тел двухмерность, неразрушающая поверхность стены, — кажется, что восточная живопись обрела еще одну опорную точку, дала еще одно ответвление. Но вглядимся в Голубую птицу из Кносса — пятно, почти неограниченное линией и акцентированное лишь поднимающимся вверх синим клювом. Посмотрим на мраморные переливы голубого орнамента, продолжающего расплываться вокруг фигуры птицы, образующего среду, с которой она составляет единое целое. А как двумя мазками красной краски переданы мягкие, чуть приоткрытые губы Парижанки А тяжелые головки цветов, как бы белым кружевом окаймляющие Собирателя шафрана Не раскрашивание внутри контура, а динамичный и подвижный мазок лежит в основе критской стенной росписи. Если линия — тоне ограничивающая, а обегающая, извилистыми подъемами и спадами обтекающая профиль, змеящаяся в женских прическах, ломающая и изгибающая человеческую фигуру в виде центробежной дуги. Если длящийся рассказ — тов следующих одна за другой сценах, замкнутых в горизонтальной ленте. Она переползает со стены на стену без учета конструкции помещения точно также, как динамичные орнаменты линейной керамики рвутся выйти за пределы формы сосуда. В центре этого горизонтального двухмерного пространства — человек, окруженный землей сверху и снизу, свисающими цветами сверху и снизу, горами сверху и снизу. Пейзаж охватывает фигуры людей и животных, они оказываются внутри него, становятся его частью, подобно нерукотворным храмам — пещерам, гротам, рощам, подобно самой Бо-
84
гине-матери, покровительнице природного мира, все и вся пронизывающей своим присутствием.
На Крите вокруг дворцов и поселений нет оборонительных стен, которые ограничивают их естественный рост, отделяют их от окружающего пространства. Нет монументальных памятников и ансамблей, требующих четкой структурной формы. Предпочтение отдается мягкой глине, слоновой кости, гипсу. Делаются небольшие статуэтки, динамичные, неконструктивные, ярко раскрашенные. На Крите отсутствуют стенные надписи, отсутствует желание сохранить в веках память о себе. Некоторые исследователи считают, что кроме глиняных табличек с линейным письмом В, представляющих лишь документы административно-хозяйственной отчетности, существовали менее стойкие материалы для письма, не пережившие тысячелетий. Но можно согласиться с Ю. Е. Чистяковым, что, вероятнее всего, записанных хроник или литературных произведений просто не было
105
Литературное творчество не записывалось, оно было устным. В платоновском «Тимее» так определяется это свойство средиземноморской цивилизации в отличие от письменных цивилизаций Древнего Востока. выжившие на протяжении многих поколений умирали, не оставляя по себе никаких записей и потому как бы немотствуя»
107
. Культура, вся основывающаяся на движении, растворении и созидании, возрождении и умирании, не испытывает необходимости закреплять свое историческое существование в надписях на стенах храмов и дворцов или в анналах летописей. Для нее естественнее выразить себя в мифе или в росписи хрупкого керамического сосуда. Даже вооружение критян, даже способы ведения боя говорят о той же направленности — например, тяжелый панцирь неизвестен на острове до позднеминойского периода, а фехтование и кулачный бой, требующие от противников легкости и подвижности, достигают высокой ступени развития. Все течет —
эта мысль эфес-ца Гераклита через тысячелетие как бы улавливает и концентрирует в себе мироощущение древней Эгеи.
* Сохранился великолепный фрагмент фрески с острова Фера (Санто-рин) с изображением кулачных бойцов.
85
Таков путь художественной культуры керамического региона — от первобытных земледельческих общин до государственности мощной морской державы, от живописного декора на поверхности сосуда до возникновения всех элементов изобразительного творчества. Тем не менее, и на таком стадиально позднем этапе керамика остается здесь основополагающим фактором художественного развития. Более того. Динамика декора, мягкость и подвижность форм, свойственные гончарной изобразительной культуре с момента ее возникновения, претворяются и оформляются на Крите в цельную систему.
Мы проследили развитие минойского искусства от возникновения до времени высших его достижений. Мы специально останавливались не на отличиях одного периода от другого, не на новых приобретениях и открытиях, которые есть в критской культуре также, как и во всякой другой, анатом, что объединяет различные временные стадии и художественные явления. Цельность критской культуры поразительна — возможно, этому способствует и ее островной характер. С первого шага до последнего, во всех видах и проявлениях Миноя демонстрирует приверженность особому, только ей свойственному стилистическому языку. На его основе мы попытаемся воссоздать внутреннее наполнение этой цивилизации, присущее ей мировоззрение. Критское погружение в природную жизнь может быть воспринято современным сознанием как чистая «пейзажность», подобно тому, как греческий миф о человеке породил некогда винкельмановско-лессин-говский образ безмятежной и эстетизированной Эллады. На самом деле, многие символы критской религии, зафиксированные в вазовой и монументальной живописи, уже известны современной науке. Несомненно священный смысл имеет основополагающая для минойского художественного творчества спираль. Недаром ее изображением отмечены и фасад горного святилища на ритоне из Като-Закро, и стол для возлияний из Феста. Мужское божество в виде быка постоянно встречается и во фресках, ив пластике, ив керамике (например, знакомый еще со времен Чатал-Хююка мотив «букрания»). Значимость связанного стем же мужским божеством двойного топора-лабриса А. Ф. Лосев сравнивает лишь со значимостью креста в христианскую эпоху. Комбинация двойного топора и деревянной колонны, известная по ми-нойской глиптике, рассматривается иногда как символ брака Неба и Земли, о том же мифе, по мнению Кука, свидетельствует и живопись саркофага из Агиа-Триады
112
. Змеи в руках змеиных богинь, змейка, вплетающаяся в прическу Парижанки, относятся к распространенным хтоническим атрибутам. Но наряду с этими явно читаемыми мотивами есть и другие, которые тонут в общем потоке сюжетов, захватывающих цельностью и силой погружения в природную жизнь, своеобразием ее трактовки. Вспомним, например, чашечки Камарес с рельефным изображением ракушек. Раковины — один из символов женского начала во многих религиях, начиная с эпохи палеолита, — найдены при раскопках в кносском тайнике вместе с другими культовыми предметами извлекаемые из них трубные звуки используются в богослужении. Душа, принимающая зримый образ птицы, — мотив и палеолитической сцены с мертвыми египетских иероглифов, и египетского искусства о душе — летящей птице в античной религии говорит А. Ф. Лосев
114
. А. Эванс считает изображение птиц, сидящих на ритуальных предметах, внешним выражением божественного присутствия. А бабочка, по одной из реконструкций помещенная рядом с фигурой «Царя-жреца»? На ее символическом значении в критском искусстве настаивает С. Маринатос
116
. В греческом языке слово vi/ихл обозначает и бабочку, мотылька и душу' Это обожествление воздушных существ. Но тоже относится и к морским существами к самому морю как к целому. Прекрасно подобранные сведения о поклонении морю содержатся в статье А. В. Болдырева
118
. Автор, правда, основывается на греческом материале, но многие
факты, особенно касающиеся раннего времени, связанные с Орфеем, с Элевсинскими мистериями, заимствуются эллинами из предшествующей восточносредиземномор-ской мифологии. О моллюске-наутилусе как животном, близком к Владычице морей, будущей Афродите, пишет ПА. Флоренский
119
, подчеркивая, что «наутилический орнамент — не украшение, а священный символ жизни. На символическое
87
значение осьминога указывает С. Маринатос
121
, а изображения дельфина и летучих рыб найдены в том же тайнике, что и раковины, рядом с мраморным крестом и змеиными богинями».
Обожествление вегетативной жизни также не вызывает сомнений — оно естественно для религии Крита с поклонением Богине-матери и ее спутнику — юному богу растительности.
Миной-ский Крит, по-видимому, изобилует девственными лесами, и строительный лес, который доставляли Тутмосу III... кефтиу, оставался обычным материалом для постройки кораблей во всем Средиземноморье. Культ дерева, зафиксированный многими изображениями глиптики, подтверждается существованием священной кипарисовой рощи около пещеры Зевса на Иде
123
. Почитается и отдельная ветвь — она возлагается наряду с кувшином для возлияний и лабрисом к рогам посвящения, а на вазах растительного стиля мы видим изображение ветки оливы или плюща. Чтима и виноградная лоза на кувшине с
Феры коллекции Афинского национального археологического музея помещен орнамент из гроздьев винограда. Ныне скалистый Крит славится в древности не только своими лесами — он вообще считается одним из наиболее плодородных и цветущих островов. Для нужд парфюмерии используются анис и шафран, фиалки и розы, а соседний Кипр ив греческое время называют благовонным островом. Шафран и крокус посвящены Великой богине, о значении лилии как символа страны пишет С. Маринатос
128
. Цветок этот связан и с лабрисом
— переплетения двойных топоров с лилиями и головами быков найдены в керамических росписях. А гибридные формы лилий в религиозных сценах, таких как «Царь-жрец», А. Эванс считает гиациантом
129
, мифологический комплекс которого М. Нильссон сближает не только с Аполлоном, но и с критским Зевсом. Вспомним гомеровский сакральный брак Зевса и Геры
— ложем богам служит Гаргарская вершина Иды, взрастившая донник росистый, шафран и густые цветы гиацинта. В схолиях на Гесиода сказано, что бык-Зевс, похитивший собиравшую цветы Европу, из пасти своей дышал шафраном. Ахилл Татий в описании картины на сюжет Похищение Европы подробно останавливается на изображении огороженного (священного) луга, где под листьями кустов на грядках рядами цветы росли, нарциссы и розы с миртами. Мы знаем еще один эпизод с собиранием цветов в греческой мифологии — похищение Коры Аидом, а известная кносская фреска Собиратель шафрана некоторыми исследователями ставится в связь с Элевсином
134
. О происхождении Деметры Элевсинской и всего комплекса мистерий из древнего культа Артемиды, более всего популярного на Крите, пишет М. Нильссон
135
, а орфики считают Персефону матерью критского Загрея-Диониса
136
Примеры можно было бы продолжить, но и из сказанного ясно, что обожествление мира в целом и во всех его проявлениях, пантеизм, который знаком нам по греческой религии, делает в ми-нойском искусстве священным все изображаемое, и нет ничего, что выходило бы за грани этого живого, произрастающего и цветущего божественного космоса. В нем нет места многим сторонам жизни — например, труду или войнам, хорошо известным в рельефе и живописи Египта. Цветы и травы, бабочки и птицы, животные и люди создают в своей совокупности некое подобие Элизия, страны блаженных, где жизнь и смерть безболезненно переходят одна в другую в вечном космическом процессе. Но наряду с дворцом-святилищем, наряду с огороженным священным участком, священной рощей, лугом существуют и подвальные крипты для религиозных церемоний, игорные пещеры — естественные храмы Великой богини и Зевса Идейского. Например, пещера Психро на горе Ласити с мощеным участком, огражденным циклопической кладкой, с верхним помещением, где сооружен алтарь, с подземельем, источником, сталактитовыми пещерами, естественными туннелями- переходами и водными каналами в центре горы представляет собой целый город. Она является, подобно кносскому Лабиринту и его обитателю Минотавру, отражением
таинственной хтонической жизни и неожиданным. напоминанием в этом мире солнца, моря и вегетативного цветения о начале начал — палеолитических пещерах, также связанных с культом Великой богини. Эта жизнь порождает своих служителей-аскетов, свои кровавые жертвоприношения, свои оргии. Вот другая сторона минойской религии, повернутая не
89
только к возрождению природы, но и к ее умиранию, уподоблению ее бессмертной человеческой душе. Именно это двуедин -ство будет впоследствии закреплено на греческой почве в мистериях Деметры и Персефоны.
Однако при сравнении минойской и греческой религий напрашиваются параллели не только с
Элевсинскими таинствами, но и стем комплексом представлений, стой особой атмосферой взаимоотношений с богом и служения ему, которые содержатся в культе Диониса. Многие перечисленные нами священные символы критского искусства, особенности критского богопочитания так или иначе входят затем в дионисийский культ. Так, афинский праздник
Анфестерий — это праздник Диониса, души цветов. От мифов, связанных с Гиацинтом, тянется нить не только к Аполлону, но и к Криту и к Дионису. Менады часто мыслятся со змеями в волосах ив руках, подобно Парижанке или статуэткам змеиных богинь. В дионисийских изображениях Ольвии двойной топор сочетается с бычьими черепами, увенчанными лозой и плющом. Рев быка служит вакханкам сигналом для начала оргий, вовремя которых их жертвами становятся те же быки. По словам Плутарха, Дионис — не только бог вина, но и бог влаги вообще и, следовательно, бог морской влаги, моря. Во второй день Анфестерий, празднующий виноградную гроздь и виноградное вино, статуя Диониса выносится в морской ладье. Почитаемым символом дионисийской религии является также и дельфин. Миф о бракосочетании с Ариадной также связывает Диониса с Критом. М. Нильссон называет Ариадну минойской богиней. Культ ее распространен не только на Крите, но и на других восточносредиземноморских островах. Так, на Наксосе празднуются два праздника в честь Ариадны — один веселый, посвященный ее браку с Дионисом, другой печальный — в связи с ее смертью. В Аргосе гробницу Ариадны показывают в храме критского Диониса. Осхофории — праздник сбора винограда и маслин — учрежден Тесеем также в честь Диониса и Ариадны
152
Здесь приведены только некоторые отрывочные свидетельства, взяты лишь некоторые необходимые нам аспекты проблемы, которую можно было бы сформулировать как Крит и Дионис Ни мифология, ни изобразительная традиция, ни современная наука не противоречат помещению этих двух понятий не только рядом, но и во внутреннем взаимодействии одного с другим. Однако дело не только в отождествлении многих особенностей критского богопочитания с будущим культом сына Семелы. Для нас гораздо важнее сближение стилистики минойского искусства с теми дионисийскими чертами, которые наиболее характерны для греческого осмысления религиозного наследия от орфиков до неоплатоников, до поэмы Деяния Диониса Нонна Панополитан-ского, подытожившего уже в V векен. э. античную традицию.
Рождение Диониса (второе — по сложной системе орфических представлений) происходит уже в исторические времена. Поклонение ему завоевывает право на существование. Он сам, со свитой, ходит из страны в страну и учреждает свой культ. Греция, Азия, Индия — такова протяженность его следования. Служительницы Диониса — вакханки — всегда изображаются в бурном движении они бегут в горы, перескакивают через расселины, их одежды развеваются, голоса усиливаются и множатся горным эхом. В позднем гимне критскому Зевсу, происходящему из Палекастро, бог призывается в винные чаши, в стада, на поля, в ульи, в города, на корабли, и каждое прошение начинается со слова прыгни (устремись с оплодотворением (пер. А. Ф. Лосева). Здесь же переводчик замечает «... это посещение бурное. Зевс проносится (Прыгает, скачет. Но связь Дионисас движением не ограничивается только земным пространством — с севера на юг, с запада на восток. Как бог растительности, он соединяет также небо, землю и подземный мир, причастен как к жизни, таки к смерти. Он двойственен и двумя своими сторонами — умирающий и воскресающий — охватывает и вмещает космические явления, существующие между этими крайними точками
бытия. Дионис — все во всем, он — растекающаяся цельность. Аполлон — единство, Дионис — множество, — это основной постулат всех богословских и философских систем античности, базирующихся на раннем дионисизме. Связь с ним достигается экстазом, священным безумием, в котором личность выходит из своих границ и сливается с космической жизнью. Так совершается единение отдельного с общим.
91
Не находим ли мы здесь соприкосновения стем отношением к миру, пространству, движению, которые открываются в миной-ском искусстве Не сказывается ли в критской художественной культуре глубинная причастность догреческому восточносреди- земноморскому дионисизму II тысячелетия дон. э После трудов В. И. Иванова, который интуитивно его нащупали работ А. Ф. Лосева, который документально доказал его существование, мы можем представить себе, насколько пронизывает «пра-дионисийство» мифологическое и мистериальное творчество Крита. Это явление еще не связано с именем самого Диониса. Он только несколько раз назван в пилосских табличках, он только упомянут у Гомера. Ему еще предстоит воскреснуть на греческой почве вначале в. дон. э. и породить значительные новации эллинской философии и эллинского искусства. Но по сути, по внутреннему ощущению, по стремлению вырваться заграницы отдельного предмета, слиться с окружающими вместить его в себя, по непреодолимой никакими формальными преградами склонности к движению минойское искусство может рассматриваться как одно из проявлений средиземноморского стихийно-природного осознания жизни, многие элементы которого входят позднее в дионисийский культ. Отсюда цветение мира в критской керамике и монументальной живописи, пейзажи, запечатлевшие отдельные фрагменты текучести Вечного (А. Ф. Лосев), цветовое пятно, неограниченное линией и готовое изменить очертания. Отсюда подчеркнутое, аффектированное движение человеческих фигур в стенных росписях, мелкой пластике и глиптике, отсюда же специфика архитектурного творчества, в основу которого положено подчинение материи движению, освещению, цвету. План
Кносского дворца напоминает запутанную нить Ариадны или рисунок Лабиринта, запечатленный в танце, во фресковом изображении, помещенный на критских монетах, повторенный в спирали или меандре орнамента. Линия на ходу, не останавливаясь, создает особый тип человеческого профиля, змеится в волосах, изгибается мягкими дугами в контурах животных и сама стремится вырваться за пределы вещного мира, развоплотиться и бежать, свиваясь и развиваясь в горизонтальных рамках бесконечного плоскостного пространства.
Отсутствие индивидуальной отстраненности в восприятии жизни говорит о природно- непосредственном взгляде на миро той детскости, которая, по словам беседующего с
Солоном египетского жреца, изначально присуща эллинской цивилизации. Этот единый в жизни и смерти мировой цикл отличается от гомеровского царства мертвых, лучше которого даже участь живого поденщика В эпосе также, как ив орнаментах геометрической керамики начала I тысячелетия дон. э, отражена точка зрения иной культуры и иной стадии развития, с уже расчлененным представлением о верхе и низе, земле и преисподней, человеке и мире. Разделение на высший, средний и подземный мир есть ив восточных космогониях
163
По мнению НА. Иофан, с которой мы совершенно согласны, в отличие от этой вертикальной модели минойская культура дает свою, горизонтальную, вернее даже не горизонтальную, а вытянутую по горизонтали, но бесконечно возвращающуюся, несущую в себе идею вечной смены и вечного родства бытия и небытия. Здесь выявлено древнейшее мировосприятие земледельцев — создателей святилищ, мелкой пластики и керамики Чатал-
Хююка и Хаджилара, вращающихся по кругу мировых вихрей самаррских чаш, не говоря уже о стелящихся и бегущих узорах гончарных изделий Юго-Восточной Европы. И какой орнаментальный знак может лучше служить этой цели, чем спираль, устремленная вперед, но заключенными в ней витками многократно повторяющая форму круга Или спиральный раппорт, растекающийся, заполняющий все новое и новое пространство, но содержащий тоже постоянное напоминание о кругообразном возвращении Этаже горизонтальная устремленность, преобразованная в линию, сдерживает внутреннюю подвижность критской стенной живописи в двухмерных рамках, ме-

* Ах, Солон, Солон Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!»
161
**Любопытно, что в поздней греческой традиции дионисийский дифирамб называется круговым хором в отличие от четырехугольника в честь Аполлона, а во Фракии в честь Диониса строят круглые храмы жду верхней и нижней границей пейзажного обрамления. Даже архитектура критских дворцов лишена глубинной протяженности, лишена единого анфиладного устремления. Ее рассредоточенное в стороны лабиринтное движение также сохраняет своеобразную плоскостность.
О внутренней близости критского наследия и эллинского дио-нисизма говорят и некоторые факты в истории греческого искусства. Ионийско-эолийская островная и малоазийская культура архаической Греции охватывает территориально как раз те области, которые наиболее удерживают и сохраняют впервой половине I тысячелетия дон. э.
минойские традиции. Здесь древние сказания претворяются в гомеровский эпос, здесь появляются первые натурфилософы и среди них — уже цитировавшийся нами Гераклит сего философией текучего, изменчивого, неповторяемого. Отсюда эллинские мореходы и торговцы отправляются основывать колонии и достигают берегов Испании и Италии, Южного Причерноморья, Крыма и Кавказа. Вновь, после замкнутости геометрической эпохи, раздвинуты горизонты, увидены и почувствованы море, морские просторы, ритм движения волн. Ими рождены и рассказы о странствиях Одиссея и аргонавтов, и вьющиеся линии растительных узоров, и орнаментальная вязь, покрывающая амфоры и ойнохойи. Активизировавшаяся торговля открывает Греции культурные богатства Передней Азии и Египта. Появляются подражания восточным сюжетами композициям в бронзе и глиптике, появляется египетско-финикийская форма печати-скарабея. На вазах среди геометрических узоров возникают борющиеся или предстоящие Богине геральдические группы, чудовищные сфинксы и химеры, львы, терзающие оленей. Керамический стиль, сложившийся кв. дон. э, носит в науке название ориентализирующего. Нов рядах животных, шествующих друг за другом, в четверках коней, запряженных в колесницы, в розетках и свастиках, разбросанных в незаполненном поле вазы, чувствуется близость к еще одному источнику, гораздо более органичному для Эллады, чем Восток, — к эгейскому искусству II тысячелетия дон. э. Свиваются в пальметки лозы и бутоны, формы кувшинов начинают утолщаться и круглиться.
Зарождается
94
новое направление на Крите, а в числе ведущих его центров можно назвать крупные ионийские города. Усиливается орнаменталь-ность в архитектуре, в рельефе, в круглой пластике. Коры Акрополя с дробящимися складками их одеяний, с бегущими по плечам локонами причесок вызывают в памяти подвижную линию критского искусства. В исследованиях по античному изобразительному творчеству эти памятники всегда связываются с возрождением эгейских традиций. Но архаика — время расцвета и дионисии-ского культа, время введения его в Афинах Писистрата и его преемников. Более того. Архаическая эпоха остро ставит вопрос о религиях Аполлона и Диониса в их противостоянии ив их слиянии в масштабах всей Эллады
170
. И на всем протяжении развития греческого искусства усиление эгейских черт одновременно усилению почитания Диониса, а победа континентального дорийского идеала связана с исчезновением или ослаблением его культа (например, в гомеровские века или в период строгой классики).
Это также доказывает, что минойско-ионийское мировосприятие несет в себе видение, родственное дионисийскому, и само является стихийно-дионисийским, хотя и существует до оформления мифологического образа сына Семелы. Неслучайно так гармонично всплывает в творчестве великого вазописца архаической Эллады Эксекия, в его знаменитом Дионисе в ладье, представление о замкнутом микрокосме, плодоносящем морском чреве, с божественным кораблем посредине. Идея, рожденная еще доминойским, кикладским искусством, для нас особенно существенна тем оформлением, которое она получает в Греции
VI в. дон. эВ рамках мифа о тирренских корабельщиках, минуя повествовательный и событийный момент, мастер в высочайшем по художественному уровню решении отражает все основные аспекты восточносредиземноморских верований о Вакхе — его морскую природу, его связь с ладьей, с образом дельфина и символом виноградной лозы. Вот какими
жизнеспособными оказываются эти представления — они питают еще начало классической эпохи, знаменующей конечную точку древнего стихийно-природного осознания мира Что же это заявление, охватившее огромные европейские территории и донесенное до нашего времени в виде орнамента Оно воплощается затем ив развитых формах искусства, ив развитых мифологических формах. Что можно сказать о его первых носителях Эти вопросы встают перед исследователями начиная с х гг. вплоть до настоящего момента. И большинство ученых сближает создателей ленточной керамики с индоевропейцами или родственными индоевропейцам племенами. Более того. В очень многих работах их отождествляют с фракийцами
171
, населявшими эти районы в исторические времена. Конечно, название условно. По-видимому, речь должна идти о протофракийцах, также как о протолувийцах, протохеттах — о той большой этнической, языковой и культурной общности, которой еще предстоит разойтись по разным территориальными историческим путям. Но мнение о фракийцах как носителях ленточного декора интересно в контексте нашей темы вот с какой точки зрения по античной традиции культ Диониса приходит в Грецию с севера, из
Фракии
172
. Древних авторов поддерживают У. Виламовиц и О. Керн, Э. Роде и Т. Кречмер. Особое поклонение Дионису во Фракии сохраняется ив историческую эпоху — обширный материал по этой теме собран в книге Г. Михайлова
173
. В мифе откладывается глубинная народная память, он выполняет роль своеобразной духовной летописи. В живом предании сохраняется факт, записанный также языком древнейшего искусства мироощущение, вошедшее затем в дионисизм, рождается в Юго-Восточной Европе. Энеолитическая орнаментика свидетельствует о духовной жизни предков восточносредиземноморской цивилизации, и, основываясь на анализе художественных источников, мы можем сделать свои выводы о происхождении культа сына Семелы и о сложении фундамента эгейского искусства. * Конечно, мы прослеживаем лишь одну линию происхождения культуры Крита. Она воплощается прежде всего в керамическом декоре и связана непосредственно с темой нашей работы. За пределами рассмотрения остаются другие составляющие минойского художественного творчества — малоазийские, египетские, африканские, западно- средиземноморские влияния.
96
С начала позднеминойского периода в Средиземноморье усиливается процесс критской колонизации. Минойские колонии охватывают острова Эгейского моря, сиро-финикийское и малоазийское побережье. Торговое и культурное влияние державы Мино-са достигает Месопотамии на востоке и Испании на западе. В эту орбиту втягивается и материковая Греция, где возникает микенская культура. Ее начало датируется XVII в. дон. э, временем постройки Новых дворцов на Крите. Ее главные центры — Микены и Тиринф (рис. 13),
Аргос, Спарта и Пилос — располагаются в южной части Балканского полуострова, наиболее близко примыкающей к эгейскому островному миру. Миноя переселяется на материк, расцветает здесь оазисами дворцов с фресковыми изображениями женских процессий, певцов и летящих птиц. Спиральный орнамент, который отсутствует в среднебронзовой Греции, покрывает теперь надгробные стелы и входные колонны гробниц-толосов, металлические изделия и керамические сосуды. Появляются ритоны в виде головы быка и сцены с быком на кубках из Вафио, сделанных критскими мастерами. Появляются животные в позе летучего галопа и осьминоги, бабочки и лилии на золотых чашах, пластинах и нагрудниках. Ввозятся островные перстни-печати. На вазах лабрисы, растения, крупные ленты бегущих спиралей соединяются в характерных для позднеминойского стиля сочетаниях. В этом повороте мате
Рис. 13. Тиринф. План
97
рика к морю, в этом приятии чужой культуры тонут, казалось бы, все оттенки самостоятельного видения. Точка зрения А. Эван-са, впервые объединившего Крит и Микены в единый художественный феномен, понятна и естественна. Однако при ближайшем рассмотрении под верхним критским слоем можно угадать пласты, несвязанные с Миноей и вовсе от нее отличные.
Вопрос о причинах смены среднеэлладского периода микенским не может считаться решенным в современной науке. Обилие выдвинутых в связи сданной проблемой предположений не уступает количеству гипотез о возникновении минойской цивилизации. Эллинская мифология сохраняет рассказы об иноземных пришельцах, о множестве триб и диалектов на территории позднебронзовой Греции. Картина, которую демонстрирует ми- кенское искусство, столь же сложна и многослойна. В Арголиде возникает один из центров мировой культуры II тысячелетия дон. э, впитывающий достижения соседних стран, открытый влияниям, связанный как с материком, таки с островным эгейским миром. И тем не менее микенское художественное творчество может рассматриваться как целостное явление. В архитектуре ив живописи, в керамике ив прикладном искусстве здесь, как и на Крите, прослеживается единое стилистическое русло. Оно диаметрально противоположно Криту и обнаруживает явную местную направленность, родственную как среднебронзовой Греции, таки будущей дорийской Элладе. Даже подчиняясь минойской традиции, материковые мастера постепенно осмысляют ее и перерабатывают.
Островное изобразительное творчество мы начинали рассматривать с керамики. Попытаемся проследить развитие и микенского гончарного искусства, выявить его закономерности и сопоставить их со стилистикой критской вазовой орнаментики. Уже среди позднеминойских сосудов XVI в. дон. э. известна группа памятников, выполненных в нехарактерной для Крита манере. Это вазы так называемого узорчатого или зрелого стиля. В их росписи продолжают использоваться спиральные и растительные орнаменты, но появляются и новые для гончарной
живописи символические лабрис, щит, мотив букрания», ветка оливы. Сними в минойский декор впервые проникает изобразительность, несвязанная с воплощением витальной органики. Знак, выражающий понятие, становится главенствующим, символика начинает превалировать над стилистикой. Двойные топоры, бычьи головы, побеги оливы и плюща, спирали — все соединено в росписи одного сосуда, скомпоновано и размещено так, чтобы не нарушить и подчеркнуть его структуру. Статичность общего впечатления еще усиливается цветовым решением — орнаменты нанесены темной краской по светлому фону. Темный силуэт подчеркивает линейное начало, отделяет изображенные предметы один от другого. Даже раппорт напоминает здесь не живописные, растекающиеся узоры сосудов
Камарес, а штампованные спирали Спроса. Требование большой плоскости уже не определяется тягой декора к распространению вширь, но обнаруживает стремление к нарочитой монументализации. Эти тенденции, противоположные традициям подвижного, формообразующего орнамента, возникают внутри искусства Крита и подготавливают его завоевание иной художественной концепцией. В период наивысшего расцвета ми-нойская культура делает шаг по пути новой встречи островного мира с материком, по пути слияния Миной и Греции в единую крито-микенскую цивилизацию.
Стремление к укрупнению масштаба, к использованию всей поверхности стены наблюдается в это время и во фресковой живописи. В таких композициях, как «Царь-жрец» или Игра с быком, нарастает линейная ритмика. Победа чуждого начала особенно заметна в поздней Фреске с грифонами из тронного зала Кносского дворца. Она датируется уже второй половиной XV в. дон. э, временем предполагаемого завоевания Крита микенца-ми. К тому же периоду относится и дворцовый стиль критской керамики. Некоторые ученые считают его результатом местной художественной эволюции, другие же — начиная с А. Эванса (и их большинство, — видят здесь явление, принесенное микенскими завоевателями. В Греции дворцовый стиль возникает вначале Даже если часть этого впечатления отнести за счет не очень удачной реставрации, общая тенденция все-таки остается в. дон. э. одновременно с первыми голосовыми сооружениями. Наиболее популярным становится большой трехручный сосуд минойского типа с декором, повторяющим мотивы критского растительного или морского стиля. Это самое раннее копирование микенскими мастерами островных изделий. До XV в. до н.э. минойские сосуды экспортируются на материк, но история элладской керамики идет собственным путем, связанным с местными традициями ранней и средней бронзы.
Первые же вазы микенских шахтовых гробниц конца XVII —
XVI вв. дон. э. демонстрируют принадлежность к совершенно иному стилистическому кругу, чем критские гончарные изделия. Корпус пифоса покрыт ритмически чередующимися ромбами. Горизонтальные линии, многократно повторяющиеся на горле ив нижней части тулова, нанесены на другой сосуд. Эта приверженность к геометрическим фигурами прямым линиям характерна для некоторых типов ранней керамики — кикладской, кипрской, а также матовой среднеэлладской. Однако в центре микенской вазы, между двумя ярусами параллельных полос, появляется опоясывающая кувшин веточка со спиральками. Попарно соединенные завитки, как бы прообразующие рисунок ионийской капители, помещены и под горлом вазы. Контрастируя с простым геометрическим узором, выделяясь на светлом фоне обмазки, крутые маленькие волюты подобны молодым побегам. Это начальное цветение, первые криволинейные орнаменты, первое приобщение материковых художников к органическим формам вос-точносредиземноморского искусства.
Но вот перед нами так называемые эфирейские кубки XV в. дон. э. — времени максимального слияния микенских художественных традиций с островной гончарной культурой. Розетки и лилии, крокусы и моллюски-аргонавты, — хорошо знакомый набор излюбленных критских мотивов. Но узор становится не живописным, а графическим. Он отделен от природной среды — воздуха, ветра, воды — невидимо присутствующей в минойском изображении, делающей его частью окружающего пространства. Верх кубка сглажен, превращен в объемную поверхность, на которой удобно помещаются волюты цветка
или раскинутые щупальцы.
100 Линейно прочерченные темной краской, они теряют связь с реальным предметом, который призваны изображать, становятся неживой лилией и не наутилусом — их схематизированным знаком. Да и сами сосуды «... приобретают теперь определенную, прочную структуру. Они стоят на крепкой ножке, которая. подчеркнута широкой полосой черной глазури. Корпус вазы отделяется и от ножки, и от горлышка, как профилировкой. форм, таки. узором. Каждый элемент. выполняет свои определенные тектонические функции»
177
В орнаментике больших амфор повторяются в определенной последовательности спиралевидные отростки моллюсков, веточки водорослей и коралловых рифов. Мы вспоминаем здесь о «ритмизированной натуре критского декора. «Ритмизация» остается, а вот натура меняется почти неузнаваемо. Темные абрисы предметов, выделяясь на светлом фоне, создают вязь сложных линейных рисунков. Щупальцы осьминогов утончаются, листья плюща чередуются с орнаментальными розетками. Крона пальмы и верх папируса превращаются в две волюты, подобные волюте цветка на эфирейских кубках. Появляется восточная геральдическая композиция, не привившаяся на Крите в силу знаковой замкнутости и упорядоченной симметрии. Постепенно исчезает. любовь к случайным, живописным сочетаниям. тенденция к динамике, к диагоналям, к вращательному движению, которая господствовала в критской керамике, начиная со стиля Камарес. Орнаментальный узор опять становится статическим, разбивается наряд горизонтальных полос, подчеркивает вертикальные оси сосуда линия снова торжествует над красочным пятном. В этих элегантных трехручных амфорах, где, казалось бы, минойское искусство торжествует победу, местные черты проявляются с особой силой. Полностью овладев островной изобразительной системой, научившись не только подражать ей, но и трансформировать ее, греческие мастера постепенно от нее освобождаются.
Морские мотивы в микенской керамике не иссякают с исчезновением дворцового стиля. Мы находим осьминогов и моллюсков и на амфорах, и на эфирейских кубках, и на глиняных саркофагах-
101
ларнаках второй половины II тысячелетия дон. э. Но кто узнает минойский мир подводных существ в этих поставленных вертикально столбиках аргонавтов, подчеркивающих вытянувшуюся и истончившуюся ножку бокала, в этих щупальцах, покрывающих всю поверхность амфоры изгибающимися лентами Геометризация теперь непросто стилизует объекты изображения. Она проникает внутрь вещей, развоплощает их, уподобляет неизобразительной орнаментике, из которой они все когда-то возникли. Однако, если спирали и ленты энеолитической керамики несли в себе энергию будущего расцвета искусства, были полны его возможностями и его формами, то декор позднемикенских ваз лишен какой бы тони было органики. Глаза осьминога превращаются в два кружка, которым вторят завитки на концах отростков, а соцветие папируса обозначается перекрещивающимися под углом линиями с несколькими параллельными дугами. Крупные бегущие спирали или бесконечный раппорт уже не встречаются. По плечам вазы располагаются изящные спиральные веточки и волюты, пустое пространство заполнено штрихованными треугольниками. Можно увидеть и чисто геометрический мотив — например, скорлупки, подобные сотовым ячейкам. Внизу, начиная с середины тулова и до ножки, чередуются широкие и узкие горизонтальные линии, как бы материализующие вращение гончарного круга, натягивающие канаты и нити вокруг центральной оси амфоры. Они странным образом возвращают нас к начальным шагам эгейской керамики, к критскому стилю Агиос Онуфриос. Только на критских кувшинах линии располагались нерегулярно позднемикенский горизонтальный орнамент упорядочен. Он выявляет архитектонику амфоры и подчиняется ее законам. Такое оформление нижней части вазы становится в это время почти обычным. Попадаются даже сосуды, целиком покрытые параллельными линиями, без добавления какого-либо иного декора. Но иногда тяга к строгой структурности вдруг нарушается, и мы видим вертикальные полосы или волнистые линейные узоры, пересекающие амфору по диагонали и прямо восходящие к раннебронзовым прототипам. Так проявляется стремление всякой угасающей цивилизации вернуться к своим
истокам Процесс постепенного застывания орнаментальных форм, победа статического и графического начала, распадение целостной системы вазовой росписи особенно наглядно прослеживается на поздних этапах существования микенской керамики. Сосуды стиля зернохранилища, датирующиеся рубежом ХШ-ХП вв. дон. э, украшены волнистыми линиями, концентрическими полукругами, горизонтальными полосами. Используются лишь отдельные компоненты эгейской гончарной живописи. Они вынуты из общего контекста, остановлены, использованы в новых композиционных комбинациях. Если до этого момента мы могли говорить о трансформации критского наследия, то теперь варианты превращений исчерпаны, и перед нами предстает искусство антиминой-ское по своей направленности. Ближе всего оно стоит к домикен-ской, среднеэлладской эпохе и по наиболее часто употребляемым формам сосудов, и по геометризации мышления, и по стремлению ограничить декор простейшими элементами, почти свести его на нет. От этих ваз всего шаг также до протогеометрических греческих амфор — те же прямые и волнистые линии, те же концентрические круги, тоже деление на ярусы и метопы. Материковое искусство выполняет роль разрушителя островного наследия, связуя воедино домикенскую и послемикенскую традицию. Конечно, нельзя забывать о требованиях времени крито-микенская цивилизация близится к своему завершению. Однако дело не только в стадиальных причинах. Прежде всего здесь срабатывают локальные художественные закономерности. Знаменательно высказывание НА. Сидоровой о том, что на вазы дворцового стиля могли оказать воздействие изделия из металла и камня — по четкости рисунка. роспись им не уступает»
179
Не живописное видение порождает эту орнаментику, несмотря на всю ее сюжетную и композиционную близость минойской вазописи. Не подъемы и спады спиралей и лент керамического декора воплощают для жителя позднебронзовой Греции основы мироздания. Сквозь образы и формы, зародившиеся в подвижной, вечно меняющейся атмосфере островной ментальное, пробивается совершенно иной художественный идеал с приверженностью к замкнутости, к тектонике, к неподвижности тяжелых масс и монументальных объемов
Микенская архитектура известна по нескольким типам построек. Это прежде всего — ранние шахтовые погребения затем гроб-ницы-толосы, появившиеся в конце XVI—XV вв. дон. э и, наконец, — крепости и дворцы. Все они совсем по-иному относятся к окружающему пространству, чем архитектура Крита. Захоронения XVI в. дон. э. в Микенах, так называемые шахтовые гробницы, образуют два могильных круга, отграниченных тесно поставленными каменными плитами. Такие сооружения не встречаются в минойском Средиземноморье, зато они близки мегалитическому погребальному зодчеству. Каждая гробница отмечена стоящей известняковой плитой. Мужские памятники украшены рельефами, женские довольствуются лишь гладью отесанного камня. В крепостной архитектуре (рис. 13) мощные глыбы циклопической кладки стен, пилонов, сводов преображают растекающийся критский лабиринт в военное укрепление. Деление дворца на внутренний двор, продомос и мегарон рис. 14) подчеркивает его целевую устремленность. Интерьер главного зала четко организован благодаря поддерживающим перекрытия колоннам, очагу в центре, трону правителя у противоположной от входа стены. Почти тысячелетие спустя ранние эллинские храмы повторят и переработают замкнутые и упорядоченные формы мегарона. Самостоятельностью и законченностью архитектурного решения отличаются и тол осы (рис. 15). Они восходят к курганным погребениям евро-пейско-средиземноморского круга, и их поздние сородичи доживают до второй половины I тысячелетия дон. э. — например, на далеких берегах Северного Причерноморья, в окрестностях Пантикапея — Керчи. Коридор-дромос, выложенный плитами, ведет в массивную, темную, замкнутую во внутреннем пространстве камеру.
Несомненно, то, что мы можем видеть в развалинах, — это остов микенской архитектуры. Сверху на него набрасывалось ми-нойское покрывало — роспись стен, яркие ткани. В быту использовали островные украшения и утварь. По пилосским таб-
104

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей