Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Мир мегалитов и мир керамики - Э. Л. Лаевская, 1997. Э. Л. Лаевскаямир мегалитов и мир керамикидве жудожественные


Скачать 21.94 Mb.
НазваниеЭ. Л. Лаевскаямир мегалитов и мир керамикидве жудожественные
АнкорМир мегалитов и мир керамики - Э. Л. Лаевская, 1997.pdf
Дата13.01.2018
Размер21.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMir_megalitov_i_mir_keramiki_-_E_L_Laevskaya_1997.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34652
страница9 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Рис. 35.
Стонхендж. Общий вид центральной части
не менее он порожден зодчеством больших камней и является его апогеем и итогом. В сердцевине своей Стонхендж — круг, огороженный менгирами, то есть кромлех, один из основных типов мегалитического строительства. Да, каменный мир Запада — непластичный мир прямых углов, нов нем есть свои полукружья и окружности. Мы много раз встречались сними. Не говоря уже об орнаментах ирландских и бретонских гробниц, это круглые и эллипсовидные камеры скальных погребений Сицилии и Липарских островов дольмены и цисты, окруженные вертикально поставленными камнями в Сардинии, на Корсике, во французской культуре Сены — Уазы — Марны овальные курганы, огороженные валунами в Средней и Северной Европе захоронения под курганами, выделенные деревянными и каменными столбами. Встречаются урны и цисты в окружении камней даже в Карпатах — на стыке каменного и глиняного ареалов. Кромлехи Бретани, Британии, Ирландии,
Оркнейских островов уже вплотную приближают нас к месту возникновения ансамбля под
Солсбери. По мере неоли-тизации Англии, долго остававшейся мезолитической, здесь возникают крытые галереи, дольмены с коридорами, курганные насыпи, каменные выкладки. Собственно Британия, Уэльс, Шотландия буквально усеяны монументами мегалитической эпохи. Чем дольше живешь здесь, тем больше и больше. видишь вокруг. следы жилья и трудов доисторического человека. Это давно исчезнувшее племя напоминает о себе повсюду
— вот его пещеры, вот могилы, вот огромные каменные глыбы, оставшиеся там, где, по- видимому, были его капища. Как ни странно, эта цитата взята не из специального труда или путеводителя, а из знаменитой Собаки Баскервилей» Артура Конан-Дойля
311
, который любили тонко чувствовал историю и прекрасно воспроизвел пейзажный фон
174
повести. Сумрачные, теряющиеся за горизонтом торфяные болота и серые однообразные холмы — вот характерный ландшафт Юго-Западной Англии, как графства Девоншир, откуда доктор Ватсон пишет Шерлоку Холмсу, таки находящейся неподалеку от него
Солсберийской равнины.
Итак, Стонхендж не одинок. Рядом с ним расположены многие архитектурные памятники, возможно, современные ему или более древние, но, несомненно, связанные с ним в культурном и художественном отношении. Это прежде всего курганы — насыпные холмы с захоронениями. В радиусе приблизительно 35 километров от Стонхенджа их найдено около
350 — больше, чем в любом другом районе Британии. Старейшие из них называются длинными могильниками. Насыпи из обломков мела, которым богаты данные места, возводятся между 3000 и 2000 гг. дон. э. Наиболее значительная из них — курган в Вест-
Кеннете длиной в 107 метров, являющийся самой большой из известных доисторических могил Англии и Уэльса. Ряды менгиров высятся с боковина задней стороне кургана. В передней части — само погребение центральный коридор с ответвлениями для пяти камер. Трудно вообразить более внушительное место упокоения, чем этот огромный холм, окаймленный белыми траншеями, обложенный камнем, с каменными столпами, охраняющими вход. Длинные могильники перемежаются круглыми, более поздними, из которых большие содержат мужские кости, а меньшие, непритязательные — женские. Еще одно сооружение почтив километре к северу от Стонхенджа — Курсус. Его латинское название Бега ничего не говорит о его назначении и лишь традиционно сохраняется св. Курсус представляет собой полосу около 90 метров в ширину и 2,8 километра в длину, с тянущимися по бокам рвами и валами. Может быть, это ритуальная дорога или место для каких-то обрядов. С одного конца Курсус обрывается у длинного могильника, с другого — соединен с двумя круглыми надгробными насыпями.
Затем — Вудхендж в 3 километрах к северо-востоку от Стонхенджа. Уже из названия явствует, что сооружен был кромлех («хендж» — в английском варианте) из дерева, от которого, естественно, ничего не дошло, кроме отметин столбов. Сохранился круг диаметром около 60 метров, вал, внутри вала — ров. Предполагают, что на столбах лежала кровля с высоким гребнем и отверстием в центре. Вудхендж мог быть храмом и местом народных собраний. Кроме того, в нем найдено захоронение с возможными следами человеческих жертвоприношений. В 27 километрах от Вудхенджа на холме Овертон-хилл расположено так называемое Святилище. Кроме деревянных столбов, основания которых найдены и исследованы, здесь высятся два кольца вертикальных камней. Два ряда менгиров (более 100 пар) окаймляют
176
аллею, ведущую от Святилища к Эвбери (рис. 36), отстоящему от него на 2,5 километра. Это наиболее известный и наиболее значительный из окружающих Стонхендж комплексов. Он сильно разрушен, так как находится под домами, улицами и полями одноименного селения и даже не воспринимается сразу как целостный ансамбль. Лучше всего монумент просматривается с воздуха. Тогда становится понятно, что состоит он из огромного кромлеха, диаметром 350 метров, и окружен рвом и валом. Кроме того, два круга камней помещены внутри главного хенджа. И наконец — Силбери-хилл (близ Вест-Кеннета ив километрах к северу от Стонхенджа). Это самый большой из искусственных холмов Европы по словам Дж.
Хокинса, — ее великая пирамида. Коническая гора с пологими склонами имеет
сохранившуюся высоту 40 метров, а диаметр основания — свыше 180 метров. Несмотря на то, что Силбери-хилл похож на гигантский могильник, погребение в нем до сих пор не найдено и назначение его неясно.
Таким образом, Солсберийская равнина неслучайно оказывается местом возведения
Стонхенджа. Задолго до его появления она уже священна для неолитического населения Британии, как священны земли вокруг бретонского Карнака, как священны они везде, где культовые постройки возникают одна за другой на протяжении веков. Также постепенно, на протяжении веков, создается и сам Стонхендж. Около пятисот лет он существует, видимо, как скромный деревянный кромлех. Затем, около 1900 г. дон. э. начинаются каменные работы, которые длятся дох гг. «Стонхендж был построен. примерно на тысячу лет позже египетских пирамид и за несколько столетий до падения Трои. Создание его совпало повремени с расцветом минойской цивилизации на Крите. Стонхендж был совсем новым в те времена, когда Авраам жил в Харране; прежде чем он стал старым, народ израильский побывал в плену египетском и был выведен из него Моисеем. Еще нет Львиных ворот в
Микенах, еще не свершена реформа Эхнатона и не существует амарнского искусства, еще многие века отделяют Восточное Средиземноморье от рождения библейских пророков и
Гомера... А здесь, на пустынном зеленом острове за Столпами Геракла, вином мире ив ином измерении, Западная Европа подводит итог своей великой каменной цивилизации.
Не сразу рождается целостное решение. Стонхендж — непросто титаническое нагромождение камней, как может показаться несведущему зрителю. Его природная монументальность уживается с тончайшим человеческим расчетом, с мощным размахом архитектурного видения и инженерного конструирования. К постройке от реки Эйвон ведет дорога, обозначенная менгирами и подобная аллеям Бретани. В пределах аллеи располагается так называемый пяточный камень, опоясанный дополнительным рвом. Два земляных вала и ров между ними, когда-то наполненный водой, огораживают святилище. В ограде поставлены два концентрических каменных круга (внешний несет на себе покрытие из плит) и один полукруг — подкова. Внутри этого замкнутого овала стоят пять трилитов*, окаймляя
горизонтальный алтарный камень. Каменным кругам вторят три ряда лунок, заполняющих пространство между внешним хенджем и внутренним рвом. В один ансамбль собраны все варианты мегалитических сооружений — подобия грибовидных дольменов стоящие менгиры спиральные лабиринты круги кромлехов; насыпь, напоминающая о курганах ров, часто служащий границей захоронений и мест для жертвоприношений. Здесь повторяются архитектурные образы стелы, погребения, святилища, сводя воедино различные сакральные функции, создавая свое целостное воплощение вселенной, насквозь проникнутое реальностью пространства и его преодоления. В Стонхендже, также как в аллеях менгиров Бретани, модель мира разомкнута. Ряды каменных столбов, земляной вали вода, воздух и солнце — все природные элементы являются равноправными составляющими действа, процессии, на которую рассчитан Стонхендж. Человек движется в заданном направлении и ритме, соизмеряет свой шаг с чередованием менги-
В традиции изучения Стонхенджа трилитами принято называть мегалитическую конструктивную ячейку из трех камней двух вертикальных и лежащего на них горизонтального.
178
ров входной аллеи, видит возникающее передним сооружение в различных ракурсах и пространственных совмещениях. Трили-ты постепенно увеличиваются к центру, подводя взор к главному пилону — самой большой конструкции во всей гигантской структуре монумента. Участники церемонии вытягиваются впрямую линию на дороге, образуют спираль, входя в концентрические лабиринты, вторят абрису круга внутри кромлеха или трех овалов земляных лунок. Люди сами становятся необходимым компонентом архитектурного оформления и реализуют его скрытые орнаментальные срормы, претворяясь в живой действенный орнамент. Как свойственно великому произведению искусства, Стонхендж взаимодействует с современным исследователем на равных, открывая ему свои художественные и мировоззренческие тайны. Шаг за шагом погружаясь в образы и мысли четырех-тысячелетней давности, мы отрешаемся от бытовых реалий, забываем, что создатели главного ансамбля Солсберийской равнины существуют на рубеже каменного века и века металла. Орудия обитателей Британских островов эпохи энеолита найдены во множестве. Это уже упоминавшиеся нами кирки из рогов оленя, лопаты из бычьих лопаток, обточенные камни, деревянные молотки. Обладатели этих первобытных орудий и есть вдохновители, зодчие, исполнители, создавшие Стонхендж. В солсберийский мел, отличающийся особой твердостью, при помощи удара каким-то тяжелым предметом вгоняется костяная кирка. Затем ее поворачивают из стороны в сторону, чтобы выломать кусок, который передается по цепочке или уносится в корзине. Выяснено, что при такой технике за 9 часов тяжелейшего труда рабочий может выкопать 1 кубический метр породы. А доставка валунов А установка их — стоящих, вертикальных, и лежащих на них, горизонтальных А твердость камня, который камнем же надои обрабатывать Итак изо дня вдень, из года в год, из поколения в поколение — более трехсот лет тяжкого труда, потонувшего в величии результата. Пирамиду
Хеопса возводят десятки тысяч рабов Стонхендж — сотни, самое большее — тысячи. Ноне рабов, а свободных, воодушевленных общей религиозной идеей людей. Они, подобно строителям средневековых соборов, добровольно отдают
179
этим камням труд, умение, силы. Когда необработанные или первично обработанные глыбы прибывают в Стонхендж, начинается более тонкая их шлифовка. Затем требуется опустить многотонный валун в твердую землю на необходимую глубину и зафиксировать его. Монолиты расставлены на своих местах с точностью попадания до 30 сантиметров. Вершинам менгиров придается вогнутость, а нижней стороне перекладин — выпуклость, чтобы воспрепятствовать скольжению. Более того. Вертикали столбов снабжены энтазисами, создающими зрительную иллюзию прямой линии — это за тысячелетие до рождения системы греческого ордера. Далее. Верхние уровни трилитов и кольца совпадают значит, производятся дополнительные измерения и обколка уже после установки камней. Это только выборочные примеры технических сложностей и достижений художников и каменотесов Англии II тысячелетия дон. э. Перед нами — не стихийное, не варварское нагромождение. Перед нами — архитектура, продуманная, исчисленная,
ювелирно выполненная. С огромными валунами обращаются как с микролитами, шлифуя их, придавая им нужную форму, выводя и выписывая ими монументальный каменный орнамент, как будто в руках у мастера глиняный сосуд и кисточка для нанесения живописного узора. Какую же смысловую нагрузку несет Стонхендж? Основная ли мегалитическая идея создания вечного дома движет строителями, или восьмое чудо света значит для них нечто большее, чем просто памятник смерти Сразу можно ответить британский монумент служит гробницей. В нем обнаружено несколько следов захоронений. Правда, мы сталкивались стем, что большие кромлехи Запада необязательно являются местом упокоения. Но они обязательно находятся поблизости от цисты, дольмена, галерейного погребения и часто соединены сними аллеей менгиров. Что касается погребений вокруг
Стонхенджа, тов них нет недостатка — длинными и круглыми могильниками покрыта вся равнина Кроме того, при исследовании памятника выяснена следующая существенная деталь. Лунки последнего ряда, опоясывающего внешнее каменное кольцо (так называемые лунки Обри), засыпаны дробленым мелом с добавлением обугленной утвари

180 булавок, мелких сосудов, керамических черепков итак далее. Это обычный набор жертвенных предметов, который встречается, например, и вокруг менгиров Бретани. Нов
Стонхендже дробленый мел — основное составляющее почвы, на которой стоит постройка, его земли — смешан с золой кремированных человеческих костей. И таких засыпок сделано несколько. Таким образом, Стонхендж поставлен на людском прахе, он связан с ним, настолько связан с идеей смерти, что она лежит в самом его основании. Память о поклонении предкам в этом месте остается в веках, и зафиксирована она в Истории бриттов Гальфрида Монмутско-го. Он пишет, что Стонхендж построен волшебником Мерлином как надгробие бриттским воинам, вероломно убитым на этом месте саксами
31
*. Однако, если солсберийский кромлех и не лишен свойства всех больших камней так или иначе соседствовать с памятью смертной, она одна не исчерпывает всех его функций. В кругах близлежащего ансамбля Эвбери чередуются столпообразные и ромбовидные валуны. Упоминалось, что некоторые исследователи трактуют их как мужские и женские символы. Это — естественное предположение. Ромб
— характерный знак Богини-матери во многих древних религиях, ас фаллическим значением менгира и стелы нам уже приходилось сталкиваться. Кстати, ив самом
Стонхендже один из важнейших композиционных и смысловых ориентиров — пяточный камень — имеет явно выраженную фаллосообразную форму. Многие из валунов внутреннего кольца и подковы Стонхенджа также приближены к форме ромба или столпа. Но вертикали преобладают — в знаковой системе культа плодородия здесь превалирует мужское начало. Значит — культ смерти и культ плодородия. Альфа и омега миросозерцания мегалитического человека. Но и этим не исчерпывается смысловая значимость воздвигнутого им сооружения. Дж. Хокинс упоминает, что резные деревянные и раскрашенные колонны Святилища могли быть похожи на ритуальные столбы индейцев, бытовавшие в их среде еще в XIX в. Но тогда они похожи и на африканские тотемы, и на тотемы Океании, и на столбы в славянских капищах, где также присутствуют рвы и валы. Кромлехи поздненеолитической Британии стадиально родственны образу капища как такового. Стонхендж, Вудхендж, Святилище, Эвбери суть гигантские капища, следы своеобразной «капищной цивилизации, первобытно-древней, но дожившей на крайнем западе Европы до II тысячелетия дон. э. и ставшей современницей истории хеттов, Вавилона, минойского Крита. И эта пережиточная древность в следующем семантическом слое Сто-нхенджа поразительно и неожиданно смыкается с новейшими достижениями науки. Обязаны мы этим астроному Джеральду Хо-кинсу, профессору Бостонского университета и сотруднику Смит-соновской астрофизической обсерватории. Англичанин по происхождению,
он глубоко заинтересовался Стонхенджем и первый догадался свести лицом к лицу памятник мегалитического зодчества и электронно-вычислительную машину. Результаты оказались феноменальными по значимости. На ориентацию Стонхенд-жа по Солнцу обращали внимание многие астрономы. Но Хокинс рассчитали вычислил каждую точку каждого камня и каждую линию, соединяющую столбы и арки/Пересказывать всю систему его изысканий нет необходимости — его труд доступен нашему читателю. Остановимся лишь на главных выводах книги, так как астрономическое назначение Стонхенджа — непросто еще один штрих в изучении памятника и еще одно отвлеченное сведение о нем. Стонхендж возводился в эпоху, когда нет расщепления на образ и знание, и без понимания его космической функции многие образные моменты в его постижении остаются нераскрытыми. По Дж.
Хокинсу, главная ось монумента указывает на восход вдень летнего солнцестояния, когда Солнце поднимается прямо надпяточным камнем, а проемы трилитов фиксируют это положение. Есть также ориентир зимнего солнцестояния и все другие точки движения как Солнца, таки Луны. Каждая гигантская арка трилита вместе с какой-либо аркой внешнего кольца обязательно нацелены на одно из положений светил. 56 лунок Обри, заполненные мелом, яркие, заметные, — наглядный календарь затмений, а главное кольцо из 30 камней отсчиты-
* Из всех работ о Стонхендже книга Дж. Хокинса и Дж. Уайта — единственная, переведенная на русский язык.
182
вает дни месяцев. Географическая широта, на которой возведен Стонхендж, практически оптимальна для того, чтобы необходимые солнечные и лунные направления дали в плане постройки прямой угол. Стоит сдвинуть памятник к югу или к северу, и вся астрономическая геометрия претерпит кардинальные изменения фигура, образуемая опорными камнями, превратится из прямоугольника в параллелограмм. Совершенные формы ансамбля окажутся искривленными. Строители не допустили этого. Они создали монументальную геометрическую модель вселенной и поместили эту модель на единственную широту в северном полушарии, ей соответствующую. Цель, к которой триста лет шли, сменяясь, поколения британских племен, была достигнута.
Вот зачем понадобилась строителям Стонхенджа ювелирная, почти «микролитическая» обработка тех «макролитов», с которыми они имели дело. Вот зачем они добивались абсолютно точной постановки каждого камня на предназначенное только для него место. В расположении камней, в сменяющих один другой основных планах сооружения и даже в выборе для его постройки Солсберийской равнины содержится огромное богатство информации. Стонхендж представляет собой уникальную криптограмму, художественные формы которой тесно спаяны сих функциональной значимостью. И какая простота, гармония, симметрия Зодчие каждый раз идут к искомому результату самым прямыми естественным путем, подобно архитекторам всех великих эпох, будь то греческая классика или западноевропейская романика. В кромлехе Солсберийской равнины нет ничего стилизованного, ничего надуманного, художественно сгущенного. Это прекрасно сработанный инструмент и величественное произведение искусства, вычислительный календарь каменного века и храм солнцепоклонников. Отмеченные валунами-ориентирами небесный путь светила и земное шествие, земной человеческий путь совмещаются, как только молящийся попадает в этот мир камня и солнца, в этот священный предел, где восходящий диск венчает пяточный камедь, где лучи пронизывают пустоты между пилонами ив определенное время точно попадают на каменную плиту. Рассчитанная режиссура света, действенное участие в жизни светила, в
183
его приходах и уходах, делают Стонхендж огромным органом, улавливающим ритмику космоса. Р. С. Ньюэллу принадлежит следующая замечательная догадка «... так как план
Стонхенджа напоминает захоронение, то он в некотором роде — погребальный храм Солнца, которое уходит в подземный мир в конце года. Действительно, огромный кромлех на Солсберийской равнине — не только человеческая гробница, но и место умирания и возрождения светила, поклонение которому во множестве зафиксировано на мегалитическом Севере. Вспомним хотя бы круглые солярные знаки и сакральные ладьи с
дисками в петроглифах Швеции и Норвегии или модель культовой повозки из Трунд- хольма. В британском святилище также заложено концентрическое движение по кругу. А камни внешнего и внутреннего колец установлены так, что рисунок их по отношению один к другому напоминает в плане колесо с короткими спицами — основополагающий символ Солнца. В контексте Стонхенджа как места солярного культа становится понятными преобладание здесь фаллических столбов над женскими ромбами. Храм посвящен мужскому божеству — богу-Солнцу, богу-Небу — и эта мужская направленность гармонирует с каменной мощью, незыблемостью, неоргиастичностью больших камней постройки в отличие от подвижной текучести керамического мира критской Великой богини. Кстати, имя чародея Мерлина, которого Гальфрид Монмут- ский называет строителем Стонхенджа, выводят из искаженного имени древнекельтского бога неба Мэрддина
318
. Ему могли поклоняться в таких же каменных капищах. Водном из уэльских преданий утверждается, что до появления людей Британия называлась «Клас
Мэрддин» — Удел Мерлина». Не только сама жизнь небесных светил занимает британца конца каменного века. Небо шлет знаки, необходимые в труде. Все наши нынешние знания о небе, полезные для сельского хозяйства, опираются главным образом на наблюдения. восхода неподвижных звезд, их захода и четырех важнейших точек двух Тропиков, или солнцестояний, и двух равноденствий, которые делят годна четыре четверти по различным временам, — пишет Плиний. Да, такие религиозно-прагматические наблюдения существенны даже для античной эпохи. Вспомним, какие великие поэты занимаются темой сельскохозяйственных работ — Гесиод в Трудах и днях, Вергилий в «Георгиках». И до настоящего времени рудименты древней нераздельной слитности культа и календаря сохраняются в системе вычисления дат иудейской и христианской Пасхи. Во II тысячелетии дон. э. эта связь неразрывна и определяет, регламентирует быт. Земледелие укореняется в Центральной и Западной Европе позже, чем в восточном ареале, и не везде развивается равномерно. Но кромлех на Солсберийской равнине возводится сотни лет. Первые строители Стонхенджа — скотоводы. Это носители культуры кубков, перекочевавшие в Англию с материка. Стонхендж помогает узнать, когда начинать вспашку, когда — сев, когда — уборку урожая. Образ каменной вселенной, бесконечно повторяющейся в концентрических кругах, бесконечно вращающейся, удаляющейся в круговом движении от центра и возвращающейся, сжимающейся до одной точки алтарного камня, вселенной, оживотворенной лучами солнца, таинственно освещаемой светом луны, — эта огромная модель мира отсчитывает не только его пространственные вехи, но и временные отрезки. Мощные трилиты улавливают, фиксируют ритмику лет, сезонов и месяцев, недель и дней. Живой орнамент больших камней Стонхенджа, реально воплощающий пространственно-временные категории, помогает лучше понять не только мегалитическую архитектуру, не только резные узоры на ее стенах, но и декор керамических изделий, в который нельзя проникнуть и который нельзя измерить. Стадиальная общность мегалитов и керамики рождает единство их семантического языка, независимо от их диаметрально противоположной стилистической и образной направленности. В кругах, спиралях, треугольниках, ромбах гончарной росписи зафиксированы те же пространственно-временные ритмы земледельцев и скотоводов, записанные на изобразительном языке иной культуры. Но естественно, что новые данные о Стонхендже углубляют прежде всего наше понимание мира мегалитов. Зодчество больших камней едино, и храм на
Солсберийской равнине включает канонические для мегалитики элементы. Так что же, вся западная архитектура III—II тысячелетий дон. э. связана с астрономической прагматикой? Искусство больших камней очень плохо изучено вообще, ас данной точки зрения тем более. Но кое-что и сейчас уже известно. Многие таула на Минорке ориентированы по солнцу и луне. Вудхендж направленна точку восхода вдень летнего солнцестояния. Это положение отмечают два камня, специально выделенные среди деревянных колонн кромлеха. Особый интерес вызывают кольца-выкладки, которые, как уже говорилось, во множестве покрывают Англию, Шотландию, Ирландию, Скандинавию, Беломорье. В Карелии они именуются лабиринтами, по-гэльски их называют «турсаканы» — плакальщики, а в Корнуэлле, напротив, — веселые девы. Александр Том, почетный профессор инженерных наук в Оксфорде, тщательно изучив и измерив ряд таких колец, приходит, как и Дж. Хокинс, к удивительным результатам. Одни из этих сооружений — правильные круги. Другие же кажутся неправильными, небрежно вычерченными такие неправильные окружности лежат в основании некоторых могильников Карнака. На самом деле, по мнению Тома, они состоят из двух половин — точного полукруга и части, сплющенной и вытянутой в соответствии с вычислением числа л. Встречаются среди выкладок и сложные для расчетов правильные эллипсы, и фигуры, которые невозможно вычертить без теоремы Пифагора. Трудно поверить, что они знали эту теорему, но похоже на то, что знали, — пишет Дж. Хокинс. Далее он дает замечательную формулировку Они записывали свои результаты камнями»
325
Исследован и еще один мегалитический монумент — Каллениш на Льюисе, самом северном из Гебридских островов. Ансамбль датируется приблизительно 1500 г. дон. э. и состоит из аллеи, кромлеха, центр которого отмечен менгиром, и еще нескольких расположенных поблизости камней. Каллениш, подобно Стонхенджу, поставлен близ своей критической широты, удаление от которой грозило бы постройке искривлением всех ее форм. Ось аллеи памятника, расположение камней круга, число менгиров аллеи неслучайны и имеют свое астрономическое обоснование. В его контексте Каллениш
186
предстает одним из самых ранних известных нам лунно-солнечных календарей. Как утверждает Хокинс, строители Стонхен-джа и Каллениша могли также располагать основами знаний точной навигации
326
В том, что людям океанической мегалитической культуры известны определенные сведения о космосе или, тем паче, о навигации, нет ничего невозможного. Поздний неолит — это вообще, как мы уже говорили, тысячелетия земледельческой и городской революций, эпоха, когда человечество в разных областях земли изобретает и осваивает плуг, колесо, пандус, рычаг, парус, арку, прядение, ткачество, гончарный круг, выплавку металла, изготовление стекла, печение хлеба, пивоварение. Однако этот всеобщий всплеск творческого потенциала приобретает в мире мегалитов особый оттенок. Выше упоминалось о сокровенной архитектурной символике больших камней. Астрономическое назначение Стонхенджа передается учеными жрецами из уст в уста, подобно всем данным практического характера, хранящимся в их среде. В отличие от Передней Азии и Восточного Средиземноморья, где рано возникают религии Богини-матери, на Западе, в рамках продолжающейся магической традиции, накапливаются эзотерические сведения об окружающем мире. Тайнознание рождает знание «... магия есть первобытный двойник науки. Сакральные религии, помогающие овладеть вселенной, осознаются впоследствии как реалии естественнонаучные. Этой особенности духовного строя мегалитического человека и обязан своим появлением Стонхендж, в котором в точных кругах и гигантских монолитах, расположенных по строгому плану, явлена, закреплена и умножена тенденция зодчества мира камня реально познать пространство и время. Религиозное мироощущение, в основе своей всегда более созерцательное, чем магическое, не испытывает нужды в создании абсолютного подобия и творит свою новую реальность, свое умозрение в красках на стенках хрупких керамических сосудов.
Именно благодаря вещественности воплощения мегалитическая архитектура стремится вместить в себя все известные ей космогонические элементы. Уже курган предстает как некий синтез
187
погребального памятника. Стонхендж в этом смысле оказывается примером всеобщего и абсолютного решения. Миф возрождающегося и умирающего Солнца нигде в мегалитике, насколько мы ее знаем и насколько она до нас дошла, не осуществлен с такой полнотой, как в этом пантеоне светил. И нигде не достигнуто такого наглядного взаимодействия двухосновных составляющих мегалитической вселенной — Солнца и Камня. Тяга к камню, культ камня явно просматривается в Стонхендже. Его не может заслонить ни единство архитектурного замысла, ни образное единство памятника. Разные валуны, разные их формы, разные цвета соседствуют в святилище. Пяточный камень — почти необработанный, естественный песчаник, опоясанный собственным рвом, который подчеркивает его особую значимость. Внешнее кольцо — из темно-серых местных сарсенов. Второе кольцо и подкова
— из голубоватых камней, привезенных с гор Преселли в Уэльсе. Они включают в себя несколько разных пород, подобранных по цвету, — долерит, риолит, вулканический туф. Алтарная плита вообще уникальна сточки зрения минералогии. Это бледно-зеленый песчаник со множеством слюдяных вкраплений, загорающихся сиянием в тот рассчитанный момент, когда на алтарь попадают солнечные лучи. Он доставлен с побережья Уэльса, отстоящего еще на
50 километров от преселльских карьеров. Меловая почва Солсберийской равнины также использована в постройке — благодаря ей выделяется кольцо лунок Обри и сверкает белизной внутренний вал.
«Стонхендж удивительно живописен. Я готов просидеть здесь весь летний день, следя, как укорачиваются и снова удлиняются его тени (Г. Джеймс. Но кроме чисто художественных задач в подборе камней по цвету есть какой-то скрытый от нас смысл. На дне почти каждой лунки покоится осколок голубого риолита. Что это Жертвоприношение Священный символ, положенный в основание постройки, подобно человеческому праху Есть еще одна, может быть косвенная, параллель, указывающая на сакральность голубых камней главного кромлеха под Солсбери. Известно, что обитатели Англии каменного и бронзового века наносили на свои тела голубую татуировку. Менгиры Бретани также имеют свой цвет — они серо-зеленые, гранитные. В Нью-Грейндже зеленые валуны опорной стены соседствуют с входными плитами из белого кварца. Камни разной породы используются и для устройства курганов Северного Причерноморья. В Стонхендже режиссура цвета вторит режиссуре света, сосредоточивая водной постройке многообразие минералогических красок Земли. Священно все, что связано с монолитами. Священна доставка — «... вполне возможно, что камни устанавливались в ритуальном порядке, а затем перевозились на нужное место. Священен каждый отдельный камень — некоторые (особо почитаемые) почему-то взяты из функционирующего в то время кромлеха
Эвбери и перенесены в Стонхендж
335
. Знаменателен следующий отрывок из Истории бриттов, касающийся возведения Стонхенджа: На это Мерлин заметил Если ты хочешь украсить могилы убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларао в Ибернии. Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных также, как это сделано там, они тут встанут навеки. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям......Там нет камня, который был бы лишен лекарственных свойств»
336
И еще один компонент космогонической культуры мира присутствует в Стонхендже. Это вода. Аллея соединяет Святилище с рекой Эйвон, рукотворным продолжением которой являются рвы, окружающие храм. Система рвов и валов — воды и земли в их культивированной, возделанной человеком ипостаси — составляет обязательную принадлежность почти всех крупных мегалитических сооружений. Вода и земля, вернее — суша, вообще дают образ мира, образ географической среды, рождающей развитую мегалитику. Средиземноморье, но более всего — Атлантика с ее безбрежными просторами океана, со скалистыми берегами, с пеной прибоя в скалах и фьордах образует то необходимое природное обрамление, в которое вписываются и ансамбли Бретани, и
189
петроглифы и курганы Скандинавии, и гробницы Ирландии. Каменные селения Оркнейских островов, Каллениш, стоящий на самой северной точке Гебридов, на границе обитаемой ойкумены и неведомых водных путей, — все это памятники, соседствующие со Стонхенджем, служащие его обрамлением. Астрономами и мореходами называет создателей мегалитов В.
В. Иванов. Кто бы ни были эти люди, они закладывают фундамент последующей культуры Западной Европы по крайней мере вплоть до первых веков II тысячелетняя, э. Еще в 1899 г. профессор АТ. Эванс пишет «... Стонхендж представляет собой высокоразвитый образец погребальной культуры, где. поклонение усопшим предкам могло соединяться с поклонением кельтскому Зевсу в этом случае божество почиталось там в образе священного дуба. Действительно, дуб, чтимый в будущей кельтской мифологии, также связан с кромлехами поздненеолитической Британии. В Армингалле близ Норвича два рва опоясывают гигантские дубовые столбы до 2 метров в диаметре основания и, вероятно, до 60 метров высоты. Дерево определяет и архитектуру Вудхенджа, и начальные стадии возведения Святилища. И сам Стонхендж в первых своих вариантах существует в виде деревянной постройки. Очевидно, в мифологическом ряду Солнце — Камень — Земля — Вода дерево, особенно в лесных зонах, может заменять камень. Но замена эта ощущается мегалитическим сознанием как неполнота воплощения и при первой же возможности восполняется каменным образом вселенной. Еще в VIII в.н. э. у Ненния, в рассказе о дивах дивных Ирландии, читаем Тут есть. озеро, в котором дерево превращается в камень. Люди вырезают деревянные чурки и, придавим различный облик, бросают в озеро, и они остаются там целый года по истечении года эти изделия становятся каменными Замечательно, что средневековая Англия не только помнит о древней сакральной значимости дуба, но и связывает ее с камелотским циклом. Так, хронист XII в. Гиральд Камбрейский, повествуя о чудесно обретенном в Гластонском аббатстве погребении Артура, в качестве вместилища для тел короля и его жены Геневы называет выдолбленный дубовый ствол 190
—£
ТОНХеН
дж - не только венец мегалитического искусства, но и абсолютное выражение его сути. Все художественные средства, которыми пользуются строители солсберийского солнечного храма вся образная структура памятника не выходят за грани стилистики мегалитики. Камни Стонхенджа огромны и никак не соотносятся с людскими пропорциями. Расстояния между пилонами трилитов столь малы, что туда с трудом входит голова человека Принцип количественной монументальности, доминанта громадных валунов выдержаны с неукоснительной последовательностью. Налицо и сакральность плана сооружения, сокровенная солярная информация, заложенная в его основании. Г. Вибе замечает Если на
Стонхендж смотреть с земли, нельзя заметить никакого порядка. Он внушителен, только когда его видишь в плане, сверху. Однако неолитический человек не располагал самолетами, чтобы взирать с них на свое творение. Поэтому он, быть может, сообщало своем умении силам неба. своим богам. Что касается внушительности Стонхенджа, здесь можно не согласиться с доктором Вибе — ансамбль впечатляет со всех точек зрения. Что же касается основного смысла приведенной цитаты, то — да, подобно очень многим мегалитам, храм на
Солсберийской равнине настолько несоизмерим снами, что его нельзя охватить одним взглядом, отождествить с собой, как это происходит, например, с постройками греческой ордерной архитектуры. Здесь превалирует нечеловеческое, а сверхчеловеческое, не субъективное, а объективное. Те же причины заставляют древнее население Арморики сооружать свои гигантские многокилометровые выкладки, а зодчих английских кромлехов устанавливать менгиры наиболее гладкой, обработанной стороной не вовне, а вовнутрь, поворачивать их фасадом не к зрителю, а к священному участку. Есть в Стонхендже и характерное для архитектуры больших камней сложное, многоступенное построение, и овладение пространством, властно захватывающим как можно большую территорию. Не только аллея менгиров, соединяющая Стонхендж с рекой Эй-вон, подводит к храму. Существует еще одна современная ему трехсотдвадцатикилометровая дорога, которая тянется от Солсберийской равнины к Норфолкскому побережью севернее Лондона. Она осуществляет выход ансамбля к морю и расширяется на своем протяжении, по словам Хокинса, в гигантское «супершоссе с четырехрядным движением. Зачем. людям, возможно, еще не знавшим колесных повозок, понадобилась такая широкая дорога Кто шел или ехал по ней за долгие века до того, как римляне проложили прямые и узкие дороги?..»
343
Вся жизнь мира мегалитов, весь размах, все пропорции этой жизни заставляют вспомнить строки Библии В то время былина земле исполины, особенно же с того времени, как сыны
Божий стали входить к дочерям человеческими они стали рождать им это сильные, издревле славные люди. Если вспомнить, что сказано это о допотопной эпохе, то есть, предположительно, о современниках франко-кантабрийской цивилизации, то каменотесы Западной Европы III—II тысячелетия дон. э. оказываются их достойными продолжателями.
Да, Стонхендж не одинок. Да, он выражает существо мегалитической идеи. В нем сосредоточено все самое существенное, что есть в искусстве больших камней. Ион окружен этими камнями — все ансамбли Солсберийской равнины, соединенные аллеями менгиров и перемежающиеся могильниками, складываются в единую систему. А вокруг — сотни памятников, разбросанных по Англии, Уэльсу, Шотландии, Ирландии. Дальше — Скандинавия, усеянная выкладками, курганами, надгробными стелами. Это к северу от
Стонхенджа, куда указывает идущая от него Норфолкская дорога. А к югу, на противоположном берегу Ла-Манша — ансамбль Бретани, который составляет вместе с постройками Солсберийской равнины самую сердцевину мегали-тики. Затем — погребальная архитектура культуры Сены — Уазы — Марны, толосы Пиренейского полуострова, сооружения Балеарских островов и Корсики, нураге Сардинии. Круглые кромлехи центра — Англии и Бретани — как спирали керамических узоров концентрируют и сгущают энергию, которую, раскрутившись, отдают вытолкнутым из них каменным аллеям. Аллеи вливаются в следующие круги — и дальше, дальше, все более разрежаясь к северу и югу, но присоединяя все новые и новые территории. Вот он — наглядный захват мегалитического пространства,
192
икона мира, реально развернутая на тысячах километров, на священных погребальных полях от Скандинавии до Средиземноморья. И вот он — пространственный, архитектурный аналог того образа, который мы видим награвированных камнях Гавр Инис, а еще раньше — в мобильном искусстве палеолита. Едины не только сами памятники, так похожие один на другой, что существует теория о миссионерском распространении мегалитического воззрения из какой-то единой точки. К выводам об общности населения Западной Европы
III—II тысячелетия дон. э. приходят и лингвисты. Есть свидетельства подобного рода ив древних преданиях, записанных в ирландской Книге Завоеваний. Согласно ей, пути народов, бесконечно выплескивающихся на остров, почти всегда пролегают через Испанию и Северную Африку. На западных островах пришельцы оседают, их странствия кончаются. Здесь они оказываются отрезанными от постоянных контактов, легко поддерживаемых посуше. Все хенджи Британии, за исключением солсберийского, датируются неолитическим периодом, хотя на материке бытование кромлехов относится уже к эпохе бронзы. Совпадая повремени, круги континентальной Европы и Англии не совпадают по стадии. В Ирландии постройки больших камней возводятся ив железном веке. Стонхендж — детище этой застойной традиции. В его архитектуре мегалитика увековечена и прославлена спустя тысячелетие после ее возникновения. Но прославлена она именно благодаря позднему появлению английского Святилища. В главном храме Солсберийской равнины, большей своей частью принадлежавшем уже бронзовой эпохе, есть такая завершенность и укрупненность замысла, такое техническое совершенство, которые невозможны для неолитического творчества. Отставание британской культуры оборачивается консолидацией форм, подведением итогов и созданием, перефразируя Дж. Хокинса, памятника смерти и жизни, на многие тысячелетия пережившего своих творцов Тем же путем, по Гальфриду Монмутскому, в Британию приплыли троянцы, а по Неннию, в Ирландию — предки скоттов. ( См Галъфрид Монмутский. История бриттов).
193
С связи со Стонхенджем возникает еще одна чрезвычайно важная проблема — итоговая для основной темы нашей работы. В Британии, Ирландии, Скандинавии нет рельефов богини погребений. Здесь, вдали от средиземноморской культурной почвы, камень присутствует в своем основном качестве, не стараясь принять чуждый ему образ материи. И если ирландские гробницы покрыты тонкой сетью орнамента, тов Стонхендже нет и его. Каменные столпы английского кромлеха говорят сами за себя. Но все-таки рельефы в храме под Солсбери есть. Их немного. На некоторых из сарсеновых камней внешнего круга вырезано в общей сложности до тридцати пяти изображений топоров и кинжалов. Это неудивительно. Бронзовый век, как уже говорилось, отмечен ростом роли вооружения, и рельефные рисунки

Стонхенджа могут служить заменой подлинных вотивных приношений. Могут они быть и символами-напоминаниями присутствия в валунах той силы, которая в южных стелах принимает вид громовницы, гро-мовника, жреца или вождя. Важно другое. Среди оружия, вырезанного на столпах Стонхенджа, есть изображение кинжала в ножнах микенского типа. Датировка рельефа по ряду признаков устанавливается с большой точностью — приблизительно 1670 г. дон. э. Собственно, и сам факт появления такого рисунка вполне объясним — по всей Европе бронзовой эпохи распространено подлинное микенское оружие или местные его имитации. Есть оно ив Британии. Англия этого периода уже демонстрирует те черты, которые становятся для нее характерными на всем пути ее дальнейшего развития. Она сочетает островную отъединенность и консерватизм традиций с активным торговыми культурным обменом мирового масштаба. В курганах уэссекских племен, являющихся строителями Стонхенджа на его завершающих этапах, найдены фаянсовые бусы из Египта и топоры из Ирландии, кусок балтийского янтаря в золотой критской оправе и гагатовые ожерелья скоттов, микенские выпрямители для стрел и миниатюрные сосуды из Нормандии, амулеты-секиры из северонемецких земель и булавки из Центральной Европы. Фаянс, оружие, золотые кубки из Восточного Средиземноморья — обычная погребальная утварь уэссекских вождей. Если при этом вспомнить импульсы эгей-
194
ских влияний, донесших спиральный орнамент до Скандинавии, тоне покажется странным мнение о прямых взаимодействиях Британии и крито-микенского мира в середине и второй половине II тысячелетия дон. э. Его сторонник Р. Аткинсон, проводивший археологические исследования в Стонхендже, считает, что связи были очень значительными. Он находит восточносредиземномор-ские черты не только во многих предметах из могил
Солсберий-ской равнины и окружающих территорий. Он находит их в самой системе погребений, помещенных внутри Стонхенджа. Труд Р. Ат-кинсона совершенно вином свете представляет нам английскую уэссекскую культуру и ее носителей
352
Однако из своих ценных исследований английский археолог делает более чем странный вывод. Он приходит к мысли, что сам Стонхендж построен выходцами из Восточного Средиземноморья. Мыслить так — значит не понимать, к сожалению, основных стилистических закономерностей развития как мегалитического, таки эгейского искусства. Уникальный Стонхендж, Стонхендж — шедевр архитектурного и инженерного замыслов, является плотью от плоти зодчества больших камней — мы об этом уже не разговорили. Он не может быть выведен ни из какой иной традиции, кроме мегалитической. Если бы другие крупные памятники Западной Европы, прежде всего самой Британии (к примеру — Эв Бери, были изучены также, как изучен знаменитый солсберийский кромлех, может быть, последний показался бы менее уникальными более традиционным. Даже если и предположить участие в создании святилища каких-то пришлых мастеров, их вклад совершенно растворен в местном культурном субстрак-те, и вычленить его невозможно. Тем не менее теория Р. Аткин-сона интересна именно как свидетельство тесных взаимодействий Британии и Эгеи II тысячелетия дон. э.
Но мы располагаем и неизмеримо более ранними свидетельствами. Это прежде всего место из сочинений историка I в. дон. э. Диодора Сицилийского, которое приводится во всех научных трудах о Стонхендже. Диодор описывает остров гипербореев, расположенный далеко на севере. На этом острове родилась Лето — мать Аполлона, и более всего в Гиперборее почитают солнечного
195
бога. И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме.
Гипербореи... очень дружелюбно относятся к греками особенно к афинянами делосцам, которые унаследовали эту доброжелательность с самых древних времен. Говорят, что некоторые греки посещали Гиперборею и оставили в храме богатые подношения. Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет это период, за который звезды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место. При своем появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролет от весеннего
равнодействия до восхода Плеяд... А, цари этого города и хранители святилища именуются
Бо-реадами, так как они происходят от Борея, и должности эти передаются в их роду из поколения в поколение. Удивительное свидетельство. Сферический храм, посвященный Солнцу, где наблюдают небо, где точно знают периоды ухода и возвращения звезд, время наступления весеннего равнодействия и восхода Плеяд... Дж. Хокинс, проведший многие дополнительные исследования в контексте данного отрывка, объясняет чисто астрономически и девятнадцатилетний цикл посещения острова Аполлоном. Цикл этот связан с периодичностью затмений. Диодора Сицилийского называют историком-универсалом, и, скорее всего, он основывается на подлинных знаниях северных стран восточное - редиземноморскими торговцами янтарем, которые передвигались по сухопутным янтарным путям или совершали морские переезды. Что еще известно из античной традиции о гипербореях? Плиний сообщает подробности, типичные для всякой страны блаженных благоприятный климат (но это же подчеркивает и Диодор), отсутствие вражды и болезней. Но есть ив его повествовании детали, похожие на подлинные реалии. Гипербореи живут в лесах и рощах, где поклоняются своим богам — действительная практика пришельцев-кельтов, а до них мегалитического населения Западной Европы. На-ночь они прячутся в пещерах — какое-то отдаленное воспоминание о долго сохранявшейся
196
на Западе культуре пещер. Великий Пиндар восклицает Нина кораблях, ни посуше не отыщешь ты дивной дороги к главной агоре гипербореев».
То, что ученые греки и римляне могут сохранять память о далекой стране на севере, не так уж удивительно. Гораздо удивительнее, что многие тысячелетия не имеющий письменности анг- ло-ирландский мир помнит о своих контактах с Восточным Средиземноморьем. Здесь основное слово — за уже цитированной нами Книгой Завоеваний. Ее свидетельства тем более ценны, что Ирландия, в отличие от Британии, никогда не была завоевана римлянами, и преемственность преданий не прерывалась в ней вплоть до I тысячелетняя, э. включительно. Третий по счету народ, приплывший в Ирландию, согласно Книге Завоеваний, прибыл в нее из Греции через Скифию. Из Греции ведет свой роди четвертый народ. Из Греции происходят и трудолюбивые земледельцы фир болг, натаскивавшие в мешках плодородные земли на пустоши. Из Греции — и пришельцы, названные «туата де дананн» — народ Даны. Они отличаются большой ученостью и на своей родине ходят между афинянами и филистимлянами. Через Грецию в Британию пролегают пути троянцев ив Истории Гальфрида»
356
. Так что же Может быть, действительно, все эти свидетельства говорят о тесной связи двух регионов Может быть, в рассказе Диодора Сицилийского, в словах Пинда-ра об «агоре гипербореев» речь действительно идет о Стонхенд-же? Строительство на Солсберийской равнине одновременно расцвету минойской цивилизации. Две важнейшие кульминационные точки двух разнопространственных ойкумен совпадают повремени. Есть и еще общее и Крит, и Британия — острова. И на томи на другом острове, благодаря их отъединенности, происходит закрепление древних традиций. И тот, и другой являются транзитными зонами, перекрестками торговых и культурных путей. Эта двойственность, видимо, помогает создать ив Англии, и Таким образом, они мореходы. Вспомним, кстати, что у Диодора афиняне названы друзьями гипербореев наряду с делосцами — особыми почитателями Аполлона.
197
в Миное вершины художественного выражения мира мегалитов и мира керамики. Нона этом их сходство кончается. Критская архитектура почти не пользуется камнем, он ей чужд. На каменном цоколе возводятся стены из кирпича-сырца с деревянными балками и переплетами. Даже колонны Кносского дворца вырезаны из дерева, затем оштукатурены и расписаны, подобно керамическому изделию, которое покрывается обмазкой и разрисовывается. Даже базы колонн и полы — по большей части не каменные, а гипсовые, то есть сделаны из мягкого материала, легко поддающегося формовке.
Еще отчетливее различие мира керамики и мира мегалитов проступает в их понимании пространства. Не только памятники больших камней поглощают его. Минойские архитектура, живопись, мелкая пластика, вазопись также взаимодействуют с пространством, стараются с ним слиться, в него перетечь — все это уже рассматривалось в предыдущей главе.
Но именно — слиться и перетечь. Вся стилистика критского изобразительного творчества
— это стилистика растекающейся цельности. План Кносского дворца с лепящимися одно к другому помещениями-сотами, ячейки которых могут беспредельно расти вширь, более всего похож на план Чатал-Хююка. Бегущая в двухмерной плоскости линия росписей как повилика оплетает данное ей пространство, завивается в нем, растекается параллельно плоскости стены. Щупальца осьминогов охватывают шаровидную основу вазы. Как непохоже это по-женски обвивающее, изгибающееся, иллюзорное стремление на волевую, покоряющую, направленную не вширь, а вглубь поступь менгиров, завоевывающих реальные территории, печатающих свой мерный шаг в многокилометровых комплексах Бретани и Солсберийской равнины Как непохожи эти покрытые красным лаком, атектонические, балансирующие колонны на огромные недвижные валуны галерейных гробниц Испании или трилитов
Стонхенджа! Они также противоположны друг другу, как противоположны мировоззрения, их породившие вечно умирающая и воскресающая, изменчивая и закономерная религия
Богини-матери — и прямолинейная антитеза жизни и смерти, от которой спасает лишь предельное усилие, волевой магический акт. Гипербореей греческих источников и сказаний могут быть расположенные за Столпами Геракла Британские острова сих средоточием — сферическим храмом Стонхенд-жем. Но может быть, Гиперборея — это вообще мир мегалитов», настолько чуждый и противоположный Восточному Средиземноморью, что он представляется потусторонним — тем более, что он действительно полон памятью о мертвых и памятниками мертвым. Недаром Калипсо семь лет удерживает здесь Одиссея. Имя нимфы (КаХиую — та, что скрывает) указывает на ее связь со смертью, а ее остров локализуется, по античной традиции, на Крайнем западе. Таким образом, он соседствует с Мальтой, где высятся храмы и гробницы, с Балеарами, где стоят по берегам каменные могилы — наветас. Этот мир камня и смерти — достойный антагонист Крита и Греции. Ему есть что сказать и есть что противопоставить.
Эллинская Гиперборея — земля Аполлона. Бог неба, бог солнца, он более всего похож на божество, которому поклоняются в Стонхендже. Но Аполлон — и бог искусства, творчества, умения, делания, бог формообразующих устремлений эпохи бронзы. И эта его черта также связывает с ним храм на Солсберийской равнине — не только великий художественный памятник, но и уникальный астрономический прибор. Вот продолжение легенды о Мерли- некоторый советует королю для постройки Стонхенджа привезти из Ирландии (древней
Ибернии) камни под названием Пляска Великанов. Посланные короля, как ни стараются, не могут сдвинуть монолиты. Тогда «Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. сдвинул камни с. легкостью. заставил перетащить их к кораблями на них погрузиться. и установил вокруг могил не иначе чем они были расставлены на горе Килла-рао... и доказал тем самым, что разум сильнее мощи. В Истории бриттов говорится, что посланных от короля было 15 тысяч человек. Здесь явно указание на тяжелые массовые работы. Но вот что замечательно — чародей Мерлин переносит Пляску Великанов из Ирландии на
Солсберийскую равнину не колдовством. Он применяет собственные орудия, он пользуется техническим искусством и гордится своим разумом, победившим
199
«мощь». Он — герой технической металлургической эпохи, также как и Аполлон — строитель троянских стен. Вспомним — у ворот Трои найдены каменные столбы-менгиры, которые, по мнению ряда исследователей, и могут быть первыми изображениями Аполлона — хеттского Апулунаса, хранителя врат Илиона
360
. Вообще малоазийское побережье и прилегающие к нему острова — Лесбос, Лемнос, Хиос, Киклады — в III тысячелетии дон. э. стоят на границе между миром мегалитов и миром керамики, как бы колеблясь и выбирая, каким путем пойдет дальше развитие искусства Восточного Средиземноморья. Во втором слое Илиона присутствуют ритуальные каменные топоры, подобные топорам Бретани и европейской культуры шнуровой керамики. А в Трое I найдена стела с типично мегалитической трактовкой лица в виде перевернутой греческой со. Каменная кладка
«крепкостенной» Трои, каменные дома, их каменная обстановка — лежанки, скамьи, очаги, но обмазанные глиной. Полиохни на Лемносе — мощные каменные стены с бастионами, но
дома из кирпича-сырца. Ха-ландриани на Сиросе — два ряда циклопических стен с башнями, дома из камня, полы каменные, глиной не обмазаны. Погребения — в цистах ив толосах. Зато другие поселения Киклад стен не имеют. Лерна на восточном берегу Греции, напротив
Киклад-ских островов — крепость с двойными стенами и башнями, захоронения в каменных цистах, нов глиняных пифосах. На этом фоне процветает нерасписная керамика сложных форм, оказавшая влияние на всю Южную, Центральную и Западную Европу бронзовой эпохи. Да и уникальные гончарные изделия Спроса, о которых мы не разговорили, украшены спиральным орнаментом, ноне живописным, а врезанным, подражающим металлической штамповке.
Здесь царствуют металл и камень, здесь развивается своеобразная крепостная культура, знакомая керамическим территориям еще по укреплениям Иерихона. Эта двойственность прерывается лишь на Крите начала II тысячелетия дон. э, и Восточное Средиземноморье быстро превращается в цветущую Миною с четко выраженной керамической ориентацией. Но прививки мегалитического творчества в восточном регионе на этом
200
не кончаются. Хетты приносят в Малую Азию такое ощущение необработанной тяжести камня как основы мироздания, что рядом с ним сложенные из отесанных квадров
«аполлонийские» стены Трои действительно выглядят как произведение искусства, как еще один пример разума сильнее мощи. Но более всего в русле нашей темы нас должна заинтересовать архитектура микенской Греции. Она начинается с двух кругов шахтовых гробниц. Гробница не дворцов — их уничтожили позднейшие постройки, а погребения остались нетронутыми, по-видимому, как наиболее почитаемая часть раннего акрополя Микен. Погребальный круг В огорожен валунами, круг А — двойным кольцом из стоящих каменных плит. Да это же хорошо знакомая нам форма кромлеха И сами могилы, прямоугольные, выложенные камнем, подражают цистовым захоронениям. И стелы над ними, гладкие или украшенные низким рельефом, напоминают надгробные плиты Скандинавии. Золотые маски, закрывавшие лица умерших, изучены и проанализированы с антропологической точки зрения Э. Фишером, который установил, что микенские правители. были, наиболее вероятно, нордического типа, совершенно отличного от арменоидной или восточной, африканской и альпийской рас, также как почти наверняка и от крито-минойского или средиземноморского типа. С Востока на Запад шли металлургия, керамика, спиральный орнамент, с Запада на Восток — мегалитика... И далее все зодчество Микен и Тиринфа отмечено чертами искусства больших камней циклопические стены крепостей с бастионами у входов купольные толосы с дро-мосами, не отличающиеся от всех толосовых западносредизем-номорских гробниц архитектура Львиных ворот, похожая как на хеттские, таки на мальтийские образцы. Вот они истоки представлений о двух изобразительных традициях доантичной Европы. Они уловлены тончайшим локатором эллинского художественного чутья и претворены в мифо- эстетические категории «дионисийского» и «аполлонийского». Эти традиции составляют основу греческого, а следовательно, — и всего последующего европейского искусства.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей