Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

курсовая№1. Е. В. Калмыкова ио. Фамилия личная подпись


Скачать 493.55 Kb.
НазваниеЕ. В. Калмыкова ио. Фамилия личная подпись
Дата20.11.2019
Размер493.55 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлакурсовая№1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#65257
страница1 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Тольяттинский государственный университет
Гуманитарно-педагогический
(наименование института полностью) Кафедра Дошкольная педагогика и психология»_________
(наименование кафедры полностью)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование код и наименование направления подготовки, специальности) Дошкольная дефектология направленность (профиль) КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине (учебному курсу)
_________ Общая и экспериментальная психология наименование дисциплины (учебного курса) на тему Экспериментальное исследование словесно-логического мышления у подростков Студент
Е.В.Калмыкова ИО. Фамилия) личная подпись) Руководитель
Т.Ю.Плотникова ИО. Фамилия) личная подпись) Оценка
________________ Дата
________________ Тольятти 2018
2 Оглавление Введение.
3 Глава Теоретические подходы к изучению проблемы словеснологического мышления у подростков ………………………………………
6 1.1 Понятие словесно-логическое мышление в психологии.
6 1.2 Особенности словесно-логического мышления у подростков.
10 Глава 2 Экспериментальное исследование словесно-логического мышления у подростков ……………………………………………………...
18 Организация и методы исследования словесно-логического мышления у подростков ………………………………………………………………….
18 2.2 Анализ результатов экспериментального исследования словеснологического мышления подростков ……..………………………………….
21 Заключение.
31 Список используемой литературы …………………………..……….……..
33 Приложение …..…………………………….………………………………..
35
3 Введение Тема исследования актуальнатем, что именно в этом возрасте дети переходят наследующий этап интеллектуального развития и способны к рассуждению, доказательству, абстрактному мышлению. Поэтому очень важно, чтобы словесно-логическое мышление формировалось равномерно с дошкольного возраста до подросткового и развивалось далее. О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии сними. В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Развитие суждений у школьника происходит постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, словесно-логическое мышление начинает развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов, которые начитают изучать как разв подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для исследования. Многие психологи занимались изучением словесно-логического мышления. Разработкой проблемы словесно-логического мышления в разные возрастные периоды занимались Г. Богин, Н. Видинеев, Л. Выготский, Дж. Грин, И. Ильясов, З. Калмыкова, Л. Обухова, Ж. Пиаже, Д. Слобин. Как показал анализ психологической литературы, проблема сформированности словесно-логического мышления изучена недостаточно.
Проблема
исследования
: каковы особенности и уровень развития словесно-логического мышления у подростков Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности и уровень развития словесно-логического мышления у подростков.
4 Объект исследования словесно-логическое мышление. Предмет исследования особенности и уровень развития словеснологического мышления у подростков. Для достижения цели поставлены следующие задачи
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы изучения словесно-логического мышления у подростков.
2. Подобрать комплекс методов диагностики на выявление особенностей и уровня словесно-логического мышления у подростков.
3. Выявить особенности и уровень развития словесно-логического мышления у подростков.
4. Проанализировать результаты исследования особенностей и уровня развития словесно-логического мышления у подростков.
Поставленные задачи реализовывались с помощью следующих методов исследования

- теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме словесно-логического мышления у подростков
- эмпирические (тестирование с помощью следующих методов диагностики школьный тест умственного развития КМ. Гуревича,
М.К. Акимовой, ЕМ. Борисовой, В.Г. Зархина, ВТ. Козловой,
Г.П. Логиновой, тест структуры интеллекта Дэвида Векслера,
тест Закономерности числового ряда на оценку логического мышления
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования. Гипотеза исследования существует мнение, что в подростковом возрасте мышление интеллектуализируется, но само формирование словеснологического мышления проходит на протяжении всего этого периода. Уровень словесно-логического мышления повышается по мере взросления подростка подростки 12-ти лет отличаются низкими средним уровнем развитости данного вида мышления, у подростков 13-14 лет преобладает
5 средний уровень развитости и уровень выше среднего, летний возраст отличается самыми высокими показателями развитости словеснологического мышления. Практическая значимость данные результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, учителями в воспитательной и обучающей работе с подростками разных возрастов, а также для проведения уроков, мероприятий по улучшению развития словесно-логического мышления. База исследования:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 Центр образования городского округа Октябрьск Самарской области. Исследование проводилось среди 12 учеников 6, 7, 8 и 9 классов. Возраст испытуемых 12-15 лет. Структура курсовой работы:формируется из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы
(20 источников,
1 приложение. Работа проиллюстрирована 4 таблицами и 2 рисунками.
6 Глава 1 Теоретический подход к проблеме словесно-логического мышления у подростков
1.1 Понятие «Словесно-логическое мышление в психологии
Словесно-логическое мышление – это немаловажная составляющая в интеллектуальном развитии человека, представляющая собой наиболее высокий этап развития мышления. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления.
Основой словесно-логического мышления является взаимодействие логического мышления и речи. Главная функция речи у человека все-таки состоит в том, что она является инструментом мышления. Тот факт, что мышление неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Электромиографическое исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая – в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экспериментально доказано, что фазическая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая – общим повышением речедвигательной активности [6, c. 87]. Оказалось, что все виды мышления человека, связанны с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия её редукцией. Существует, по-видимому, некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности речедвигательных
7 реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и четко. Но, несмотря на то, что речь и логическое мышление так тесно связаны, они имеют разные генетические корни. Первоначально их функции были совершенно различны и развивались они отдельно. Исходной функцией речи являлась коммуникативная функция. Сама речь, как средство общения, возникала в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе стем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, то есть факт мышления [16, c. 93]. По мере приобретения людьми новых знаний об окружающей среде, определения связи между явлениями формировалось мышление. Затем знания стали более осознанными и широкими. Они позволяли обсуждать и искать решение каких-либо проблем в уме, делать умозаключения. Поэтому, по сути своей, логическое мышление – это процесс мышления, при котором человек использует логические конструкции и рассуждения, на основе которых в итоге строятся определенные выводы.
Многие современные ученые считают, что хоть мышление и речь неразрывно связаны, они являются как по генезису, таки по функционированию относительно независимыми реальностями. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С. Выготский. Слово, писал он, также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления [2, c. 268]
8
Л.С. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, то есть в том, который Ж. Пиаже обозначил началом следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью происходит критический переломный момент речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым
[3, c. 58]. Признаками наступления этого переломав развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса он все чаще начинает спрашивать взрослых как это называется) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом, как за средством общения, на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, таки для решения задач. Одними тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Для ребенка практически становится доступным как таковое само значение слова
[7, c. 183]. Итак, формирование словесно-логического мышления происходит постепенно. В процессе обучения происходит овладение мыслительной деятельности,
приобретается способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений и обобщений.
Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции, возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.
Вследствие словесно-логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от
9 чувственного опыта. Сего помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт — и чувственный, и наглядный.
Словеснологическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений. Синтез – это мыслительная операция, которая позволяет в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они являются неразрывными и не могут существовать друг без друга анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Сравнение – это мыслительная операция, которая заключается в сопоставлении свойств предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними. Обобщение – это мыслительная операция, заключающаяся в объединении множества предметов или явлений по одному общему признаку или нескольким общим признакам. Входе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее. В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях выводах, правилах. Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.
10 Классификация – это мыслительная операция, заключающаяся в объединении объектов по группам существенных признаков, которые для них характерны. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков, которые малосущественны например, в алфавитных каталогах, но удобных в оперативном отношении
[10, c. 26]
Словесно-логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и владение красноречием. Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек, имеющий хорошую базу знаний, не может донести свои знания окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Человек, который красиво говорит, ноне имеет никакой логики в своей речи, все равно, что глухой.
1.2 Особенности словесно-логического мышления у подростков Подростковый возраст – это период перехода из детства во взрослую жизнь. Это второй наиболее яркий этап в развитии ребенка после Фазы
Эдипа (от трех до шести лет. Эти две стадии связаны между собой похожими психическими процессами. Душевные переживания подросткового периода долгое время были и остаются в центре внимания как родителей, таки специалистов психологов, психоаналитиков и психотерапевтов.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и
11 совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность [13, c. 261]. У подростков появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании, которое в определенной мере реализуется ив учебной деятельности, переходящей на более высокий уровень, особенно в период младшего подросткового возраста (ДБ. Эльконина) и приобретающей для ребенка при наличии эффективного психолого-педагогического воздействия новый личностный смысл, превращаясь в деятельность по самообразованию и самосовершенствованию.
А подростковый возраст – это как раз период наиболее существенных изменений и качественных и количественных в развитии мышления. Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания наиболее эффективных условий реализации интеллектуального потенциала школьника-подростка [19, с. 46]. Младшие подростки (от 11 до 12 лет) по концепции Ж. Пиаже находятся на стадии развития мышления, которая называется стадией конкретных операций. На этой стадии у детей появляются некоторые способности к логическим рассуждениям, которые все же еще очень конкретны. Это определенные элементы объекты, отношения или размеры операции сложение или вычитание правила и свойства, которые описывают способы выполнения этих операций. Одна из причин возникновения логического мышления – то, что теперь ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу. Это дает возможность понять отношение части к целому, целого к частями отношения между частями
12 одного целого. Детина этой стадии знают, что различные объекты можно объединять в группы по размеру, в алфавитном порядке или по возрасту и что любой объект может одновременно принадлежать к нескольким классам. Умственные операции на этой стадии становятся обратимыми, например, кошки и собаки вместе могут рассматриваться как категория домашние любимцы, а категория домашние любимцы может делиться на подкатегории кошки и собаки [18, с. 286]. Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям, самостоятельному формулированию гипотезы, предположительного рассуждения, исследования и сравнивания между собой различных альтернатив при решении одних и тех же задач. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению, особенно в последних классах школы. Подростков начинают привлекать предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметами явлениям у подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека. Видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные [17, c. 144]. В подростковом возрасте продолжает развиваться логическое мышление, имеющее характер теоретического
– рефлексивного. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими, а рассуждения, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, представляются в словесной, гипотетико-дедуктивной форме. Освоение в процессе обучения системой научных понятий развивает у школьников среднего звена основы понятийного и теоретического
13 мышления, которое позволяет ученику решать учебные задачи, ориентируясь на внутренние, существенные свойства и отношения. Включенное в процесс обучения мышление подростка многообразно проявляется в нем в плане понимания учебного материала, овладения необходимым содержанием, способами действий, решением разнообразных задачи проблем, постановкой целей, рефлексивной регуляцией. В подростковом возрасте, слет вырабатывается формальное мышление, которое дает подростку возможность рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией он может, чувствуя себя легко, ориентироваться только на одни общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логики рассуждения. Подросток может совершать гигантский по своему качеству скачок – он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все варианты событий, которые могут случиться, – и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем и сможет предотвратить нежелательные последствия [9, c. Стремление открыть реальное в возможном предполагает, что подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих проверки и доказательств. Подросток уже может, как это делает взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу, методу, гарантирующему составление исчерпывающего перечня всех возможностей.
Изучаемый в школе и специальных заведениях материал становится для подростка условием для построения и проверки свих гипотез. Такое погружение в реальную человеческую жизни, конечно же, происходит
14 постепенно, приумножаясь к концу подросткового – началу юношеского возраста. Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему признаков. Данное обстоятельство кардинально меняет мышление. Таким образом, можно сказать, что социальная жизнь видоизменяет интеллект через воздействие трёх посредников языка (знаки, содержания микровзаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) правил, которые назначены мышлению (коллективные логические или дилогические нормы. В этом случае новые возможности мышления вырабатываются присваиваемыми социальными отношениями. Мы можем предположить примерную схему того, как размышляет подросток. Он начинает с организации различных элементов сырых данных методами конкретных операций. Затем этим организованным элементам придается форма утверждений или предложений, и они могут комбинироваться разными способами между собой. Далее комбинации рассматриваются как гипотезы, подлежащие подтверждению или опровержению в последующем исследовании [20, c. 302]. Гипотетические вопросы составляют область возможного при решении задачи подросток считает своей задачей определение реального положения вещей их последовательной эмпирической проверки. Подросток становится способным не только представлять возможные различные пути преобразования некоторых данных для эмпирического испытания, но может и логически истолковывать результаты этих эмпирических проб. То есть подростки мыслят и решают проблемы разносторонне, обосновывают различные варианты наблюдаемых результатов. Поскольку они способны предвидеть различные возможные варианты еще до наступления реального события, их редко удивляют необычные результаты. Помимо того, что подросток способен парить над
15 действительностью посредством планирования и контроля своих свободных фантастических построений, он научается прекрасно рефлектировать свои умственные действия и операции и получать от этого интеллектуальные эмоции [11, c. 420]. С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени начинает отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования не только к интеллекту юноши, но и девушки, которые одновременно предъявляются и их сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на совершенно новый стиль общения с подростками, больше, апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствами рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение. Такое обращение может нести за собой превращение внешней речи по большей части во внутреннюю речь
[15, c. 299]. Конечно, в такой речи больше преобладает смысл над значением доведенный до высшей точки, но данный тип речи и есть процесс мышления, который можно рассматривать лишь в виде внутреннего плана речевого мышления. При достаточном внимании к подростку, выстраивании диалога с ним, выслушивание мнения, можно избежать проблем в формировании обоих типов речи. Становление речи ребенка происходит с некоторым опережением грамматики над логикой. Однако данная особенность неудивительна, ведь овладение союзами потому что, несмотря на, чтобы, так как, хотя в его речи происходит раньше, чем смысловыми высказываниями, которые им соответствуют. Л.С. Выготский писал, что движение семантики и звучания слова в овладении сложными синтаксическими структурами не совпадают в развитии [8, c. 289].
16 Это несовпадение более отчетливо выступает в функционировании развитой мысли далеко не всегда грамматическое и логическое содержание всего предложения идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает многими понятиями, происходит лишь частичное слияние этих двух субъектов [4, c. 14]. Особенности мышления у ребенка в раннем возрасте влияют и на взрослую жизнь. Дети, которые в свое время не научились коммуникации, вырастают замкнутыми от внешнего мира. Как правило, люди, имеющие успехи в гуманитарных науках, обладают вербальным мышлением. Таким людям легко рассуждать и рассказывать о понятиях бытия, о философских учениях, об искусстве и поэзии. Недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка
[12, c. 169]. Неразвитость словесно-логического мышления приводит к тому, что человеку довольно сложно бывает формулировать свои мысли именно вслух, тогда как в голове они создают стройные и красивые ряды. Также, если этот вид мышления неразвит, у человека может быть страх выступления перед публикой, так как будет страх перед тем, что не получится грамотно донести свои мысли. Таким образом, подростковый возраст представляет собой сложную структуру межличностных взаимоотношений, становление подростка, как личности, развитие у него всех процессов мышления, которые в большей или меньшей мере взаимодействуют между собой. За этот маленький промежуток
17 времени мышление претерпевает значительные изменения происходит переход от конкретного к формальному или теоретическому мышлению, развитие логического словесного мышления. Причём этот переход происходит не сразу, а постепенно младшие подростки уже способны к логическим рассуждениям, оперированию словарным запасом, но приоритетным формальное мышление становится только у старших подростков. Для успешного умственного развития подростка ему необходимо уделять больше внимания в данный возрастной период. С помощью словесно-логического мышления подросток выражает собственное мнение, устанавливает коммуникационные отношения, анализирует информацию и делает выводы. Теоретический анализ литературы по выбранной теме исследования позволяет сделать следующий вывод В современной психологии понятие словесно-логического мышления или по-другому вербального мышления рассматривается как процесс мышления, который характеризуется отвлеченными знаковыми структурами. Формирование словесно-логического мышления происходит под влиянием различных факторов таких, как личные взаимоотношения с окружающими людьми, самостоятельное познание мира, которые и определяют уровень развития вербального мышления. В жизни подростка данный вид мышления играет наиболее важную роль. Ведь для выражения собственного мнения, общения с другими людьми необходимо именно словесно-логическое мышление. Умения рассуждать, делать выводы на основе имеющихся данных, составлять связные и лаконичные предложения, умение рассказывать о предметах, явлениях, событиях, все эти умения являются ведущими в развитии словесно-логического мышления у подростков.
18 Глава 2 Экспериментальное исследование словесно-логического мышления у подростков
  1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей