Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Эдвард Н. Люттвак государственный переворот


НазваниеЭдвард Н. Люттвак государственный переворот
Анкорluttwak-gosudarstvennyj perevorot.pdf
Дата15.05.2017
Размер4.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаluttwak-gosudarstvennyj-perevorot.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19084
страница1 из 27
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Эдвард Н. Люттвак
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
Практическое пособие
Перевод с английского: Edward N. Luttwak. Coup d'Etat: A Practical
Handbook / Русский фонд Содействия Образованию и Науке — Москва,
2012.г. — 326 с.
ОБ АВТОРЕ
Эдвард Hиколае Люттвак родился в 1942 году в Трансильвании (Румыния)
Его детство прошло в Италии и Израиле. Он окончил Лондонскую школу экономики (London School of Economies) и Университет Джонса Хопкинса
(Johns Hopktns University) в США. где получил докторскую степень.
Сфера профессиональных интересов и опыта Люттвака широка.
Стратегия и геополитика. Люттвак - всемирно признанный специалист по военной стратегии, советник президента США Рональда Рейгана. Он исполнял функции консультанта в Совете национальной безопасности
США (Office of Ihe Secrtjiary of Défense the National Secunty Council) a также в Государственном Департаменте США (The U. S Department of
State) В настоящее время Люттвак является экспертом Центра
1
стратегических и международных исследований (Center for Stratégie and
International Studies - CSIS) и выступает в роли советника в ряде других правительственных общественных организаций.
Методология социальных наук. Эдвард Люттвак ввел в обиход ряд понятий, ныне широко используемых в социальных науках, он считается основоположником геоэкономики. Но что более существенно - Люттвак разработал особую методику комплексного анализа устройства и функционирования государств (как маленьких и неустойчивых государственных образований, так и сверхдержав - или империй) В наиболее концентрированном виде его методологические разработки изложены в книгах «Стратегия логика войны и мира» (Strategy the Logic of
War and Peace) и «Тактика политических переворотов» (Coup d Etat
Practical Hand- book) Очевидно что автор этих работ активно использует представленные в них теоретические разработки и в своей практике советника по стратегии и в научных изысканиях, проводимых им в области истории.
История. Первая научно-историческая книга была издана Эдвардом
Люттваюм в 1976 году «Стратегия Римской империи» (The Grand Strategy of trie Roman Empire) Затем последовал длительный перерыв, в ходе которого автор совершенствовал свой методологический аппарат и проверял теоретические разработки на практике, а также изучал византийские источники и работы своих коллег-историков. В ноябре 2009 года в издательстве Гарвардского университета вышла книга «Стратегия
Византийской империи» (The Grand Strategy of the Byzantine Empire) над которой автор работал около двадцати лет В США этот труд сразу же привлек внимание историков-византинистов, антиковедов, специалистов по военной истории.
В России работы Люттвака ранее не издавались.
«Государственный
переворот:
Практическое
пособие».
Данная книга вышла в свет в 1968 году, с тех пор она была переведена на
14 языков и претерпела много переизданий. В России она издается впервые. Содержание книги очень хорошо характеризуют следующие цитаты из предисловий к изданиям разных годов:
Эдвард Люттвак. 1968. «Это — практическое руководство к действию, своего рода справочник. Поэтому в нем нет теоретического анализа государственного переворота; здесь описаны технологии, которые можно применить для захвата власти в том или ином государстве. Эту книгу можно сравнить с кулинарным справочником, поскольку она дает возможность любому вооруженному энтузиазмом — и правильными ингредиентами — непрофессионалу совершить свой собственный переворот; нужно только знать правила»;
Уолтер Лакер, 1978. «Сегодня эта книга,- возможно, представляет даже больший интерес, чем в 60-е: последнее десятилетие показало, что теперь государственный переворот — отнюдь не редкое для цивилизованного мира исключение, а обыденное средство политических изменений в большинстве стран — членов ООН»;
2

Эдвард Люттвак. 1979. «На протяжении прошедших с момента первого издания настоящей книги лет мне часто говорили, что она послужила руководством к действию при планировании того или иного переворота. Однако один-единственный случай, когда ее использование четко доказано, не является весомым аргументом в пользу подобного рода утверждений: переворот, который имеется в виду, был поначалу очень успешным, но потом провалился, приведя к большим жертвам».
Посвящается моему отцу Иосифу Люттваку и моей матери.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Что такое государственный переворот?
2.
Когда возможен государственный переворот?
3.
Стратегия государственного переворота
4.
Планирование государственного переворота
5.
Осуществление государственного переворота
Приложение А. Экономика репрессий
Приложение Б. Тактические аспекты государственного переворота
Приложение С: статистика
Эдвард Люттвак. Анализ его книг и статей уже изданных в России и еще не переведенных на русский язык
Государственные перевороты в контексте противостояния двух сверхдержав в период «холодной войны»
ПЕРЕЧЕНЬ СХЕМ
СХЕМА I Альтернативные формы правительства
СХЕМА IL Формальное и реальное правительство
СХЕМА III Средства телекоммуникации в распоряжении правительства
СХЕМА IV «Физические» цели организаторов переворота»
СХЕМА V Физические цели в прибрежном городе
СХЕМА VI Последовательность действий и временные сроки (тайминг)
СХЕМА VII «Шум» и анализ информации в разведке
СХЕМА VIII Время, необходимое командам для достижения их целей в «час ноль»
СХЕМА XIX Единовременное проникновение в систему обороны и время, необходимое для этого различным командам
СХЕМА X Политический лимит выживания с точки зрения налогообложения
СХЕМА XI Формула Дювалье
Схема XII «Умный» захват хорошо укрепленных объектов
Схема XIII Общая структура блокирующей позиции
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
ТАБЛИЦА I Формальные структуры и реальная цепочка командования
ТАБЛИЦА II Страна X. Потенциальные силы вмешательства
3

ТАБЛИЦА III Оптимальная стратегия проникновения
ТАБЛИЦА IV Роль этнических меньшинств в сирийской политике
ТАБЛИЦА V Выпуск 19 года военной академии страны X: нынешние карьерные позиции
ТАБЛИЦА VI Братья Ареф в Ираке, 1958-1968. Исследование их взаимной лояльности
ТАБЛИЦА VII Батальон № 1: перспективы привлечения военнослужащих к участию в перевороте
Таблица VIII Проникновение в вооруженные силы Португалии
(отвлеченный пример)
ТАБЛИЦА IX Проникновение в вооруженные силы Западной Германии
(отвлеченный пример)
ТАБЛИЦА X Группы, которые влияют на формирование американской политики по Ближнему Востоку. Формальные и неформальные
Таблица XI Альтернативные формы правительства
ТАБЛИЦА XII СМИ. На Ближнем Востоке и в Африке в серёдине 1967 года
ТАБЛИЦА XIII Средства политической телекоммуникации в Гане
Таблица XIV Механика возможного вмешательства лоялистских сил
ТАБЛИЦА XV Первое коммюнике нового режима: выбор стиля
ТАБЛИЦА XVI Данные национальных счетов страны X. (Предполагается равное распределение дохода)
ТАБЛИЦА XVII Данные национальных счетов по стране X (после финансирования пропаганды и полиции)
Таблица XVIII Данные национальных счетов по стране X (средства, которые можно направить на развитие)
ТАБЛИЦА XIX Канун переворота: силы государства, полностью перешедшие на нашу сторону (отвлеченный пример)
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Государственный переворот», блестящая и оригинальная книга, написанная совсем еще молодым человеком, впервые была опубликована в 1968 году и немедленно привлекла к себе внимание. Впоследствии ее перевели на многие языки. Сегодня эта книга, возможно, представляет даже больший интерес, чем в 60-е: последнее десятилетие показало, что теперь государственный переворот — отнюдь не редкое для цивилизованного мира исключение, а обыденное средство политических изменений в большинстве стран — членов ООН.
В настоящее время в мире больше военных диктатур, чем парламентских демократий, и случаев, когда эти диктаторские режимы свергаются «народными восстаниями», мы наблюдали совсем не много.
Гораздо чаще один военный диктатор сменяется другим или несколькими.
Несмотря на все эти тенденции, на изучение государственных переворотов до сих пор существовало некое табу. Некоторые критики данной книги
Люттвака явно не знали, как ее оценить. Легко понять почему.
Шокирующей кажется сама мысль, что во многих частях мира с равной легкостью государственный переворот может быть осуществлен небольшой группой людей, и это свидетельствует о том, что они — будь толевые,
4
правые или центрист!» — усвоили элементарные уроки современной политики.
Маркс и Энгельс много писали о революции, но почти ничего — о технологии ее совершения; единственным в XIX веке левым лидером, сформулировавшим детальные инструкции в этом отношении, был Бланки, но успехом его деятельность, по сути, не увенчалась. У него был предшественник Габриэль Нод, чей труд был опубликован в Париже в конце XVII века, а перевод на английский язык доктора Уильяма Кинга появился в 1711 году: «Политические размышления о высокой политике и мастерстве государственных переворотов» (Dr. William King: «Political considerations upon Refined Politicks and the Master Strokes of Stale»). «Гром падает с небес, прежде чем его можно услышать, молитвы произносят, прежде чем на них созывает колокол; кто-то подвергается удару, думая, что он сам его наносит, страдают те, кто никогда этого не ожидал, и умирают те, кто думал, что находится в полнейшей безопасности; и все это делается под покровом ночи и темноты, среди штормов и замешательства». Эти слова не утратили актуальности и сегодня.
Но Нода забыли на долгие времена. К тому же его концепция
«мастерского переворота» была, в любом случае, гораздо шире, чем государственный переворот в современном смысле этого понятия. В наше время появились целые библиотеки по вопросам объективных условий, в которых происходят революции, о войнах гражданских и крестьянских войнах, революционных и внутренних, о партизанской борьбе и терроризме. Однако почти ничего не написано о государственных переворотах, и это несмотря на то, что в последнее время было очень мало революций, а «объективные условия» — всегда только один из факторов, участвующих в генезисе революций. Рассмотренные в таком ракурсе государственные перевороты весьма неудобны как для практических политиков, так и для политологов. Ибо на основе
«объективных условий» можно легко построить модели и схемы, в то время как государственные перевороты непредсказуемы и практически уже по определению являются смертельными врагами всяких упорядоченных гипотез и концепций. Как можно научным образом вычислить политические амбиции нескольких людей, занимающих важные стратегические позиции?
Все это достойно сожаления, но не умаляет необходимости более тщательного и детального изучения государственных переворотов. Ибо, согласно всем признакам, они станут «волной будущего» — то есть распространятся шире, чем другие, более активно обсуждаемые формы политического насилия. Исследуя партизанскую войну, я пришел к выводу, что в большинстве Стран «третьего мира» армия является самым сильным претендентом на политическую власть. За последние пятнадцать лет произошло примерно 120 военных переворотов, в то время как только пять партизанских движений смогли прийти к власти — и только три из них смогли сделать это после переворота в Португалии в 1974 году.
Функцией партизанского движения снова стало то, что первоначально ее и составляло — прокладывание пути к власти для регулярной армии: партизаны создают беспорядки, а в седло власти вскакивают совсем иные люди. Еще в большей степени это относится к террористическим группам.
Правда, в некоторых частях мира осуществить военный переворот стало сложнее. Когда-то командир танковой бригады в какой-нибудь
5
ближневосточной стране мог рассматриваться как потенциальный претендент на политическую власть. Теперь это уже не так, отчасти из-за централизации военного командования, а отчасти потому, что политическая полиция теперь работает эффективнее. Но если в этих частях мира перевороты и стали более редкими, они по-прежнему являются единственной формой политических изменений, которую можно рассматривать в настоящее время.
Тем не менее хотя перевороты непредсказуемы, и к ним не применимы известные методы интерпретации (не говоря уже об их прогнозировании), они содержат в себе повторяющиеся сценарии — «все то же самое, но всегда по-другому» — того, что происходит с момента, когда замышляется заговор, до реального захвата власти. Настоящая книга представляет собой важную веху на практически не тронутом до сих пор поле исследований.
Уолтер Лакер,
Вашингтон — Лондон, октябрь 1978
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Это — практическое руководство к действию, своего рода справочник. Поэтому в нем нет теоретического анализа государственного переворота; здесь описаны технологии, которые можно применить для захвата власти в том или ином государстве. Эту книгу можно сравнить с кулинарным справочником, поскольку она дает возможность любому вооруженному энтузиазмом — и правильными ингредиентами — непрофессионалу совершить свой собственный переворот; нужно только знать правила. Пара слов в качестве предостережения: прежде всего, для совершения успешного переворота должны иметься определенные предпосылки, точно так же как для приготовления ухи первым делом нужно подобрать правильный сорт рыбы. Во-вторых, читателям настоящего справочника следует помнить, что наказание за неудачу может быть гораздо более серьезным, чем необходимость есть консервы, если уха не удалась (зато и потенциальная награда, конечно, гораздо весомее.)
Возможно, мне возразят: если данный справочник окажется неточным или ведущим к непредвиденным последствиям, не подвергнутся ли его читатели серьезной опасности? И напротив — если он окажется точным, не приведет ли это к беспорядкам и волнениям? В свою защиту могу сказать только то, что перевороты уже стали обычным делом, и если в результате прочтения книги большее количество людей научатся их осуществлять, это будет всего лишь шагом на пути к «демократизации» переворотов, чему должны аплодировать все сторонники либеральных убеждений.
Наконец, необходимо отметить, что рассматриваемые в книге технологии являются политически нейтральными, исследуются только с точки зрения цели захвата власти и не затрагивают последующую политику пришедших к власти режимов. Желающие подробнее ознакомиться с данной темой могут обратиться к некоторым зарекомендовавшим себя научным исследованиям, среди которых можно назвать «Роль военных в слаборазвитых странах», под редакцией Дж.
6

Джонсона («The Role of the Military in Under-Developed Countries», edited by
J. J. Johnson), «Человек на коне» С. Э. Файнера (S. Е. Finer, The Man on
Horseback) и главу «Организация вооруженных сил» книги Мэрион Дж.
Леви «Модернизация и структура общества» (Marion J. Levy Jr's,
Modernization and Structure of Societies).
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1979 ГОДА
На протяжении прошедших с момента первого издания настоящей книги лет мне часто говорили, что она послужила руководством к действию при планировании того или иного переворота. Однако один- единственный случай, когда ее использование четко доказано, не является весомым аргументом в пользу подобного рода утверждений: переворот, который имеется в виду, был поначалу очень успешным, но потом провалился, приведя к большим жертвам. Его главный организатор, министр обороны, который хотел добиться еще более значительного положения, был схвачен и вскоре казнен. При обыске в его домашнем кабинете нашли французское издание этой книги, испещренное пометками. В свою защиту я мог бы сказать, что рецепты книги не были усвоены и исполнены должным образом. Однако не думаю, что должен оправдываться, поскольку не собирался написать учебник по типу «сделай сам». Моя цель была совершенно иной: изучить значение политической жизни в отсталых странах, известных как «слаборазвитые».
Когда замысел книги только зарождался, западные интеллектуалы были страстно увлечены событиями в «третьем мире». Это была атмосфера надежд и ожиданий в отношении новых государств Африки и Азии, которые тогда впервые появились на мировой арене. Даже Латинская
Америка вызывала новый интерес и новые надежды — в значительной мере стимулированные программой Кеннеди «Союз ради прогресса», с энтузиазмом, как и все проекты Кеннеди, воспринятой общественным мнением.
Но больше всего, вне всяких сомнений, публику интересовала
Черная Африка, и зачастую этот интерес был весьма эмоциональным.
Распад колониальных империй Великобритании и Франции тогда еще продолжался, и новые африканские страны были самыми новыми в мире.
Их ужасную нищету не могли полностью скрыть живописные ландшафты, а практически полное отсутствие образованного класса общества бросалось в глаза. Однако на Западе лишь немногие правые экстремисты и еще меньшее количество специалистов по Африке «старой школы» утверждали, что независимость африканским странам была предоставлена слишком рано. От этого незначительного меньшинства отмахнулись как от расистов и реакционеров. Просвещенные круги на Западе были абсолютно уверены: силу новым государствам даст свежая энергия народа, освободившегося от летаргии колониального господства; молодежь этих стран скоро получит образование и станет техническими специалистами, профессионалами и государственными служащими; при условии некоторой помощи Запада можно ожидать резкого ускорения экономического развития, а это, в свою очередь, вскоре устранит отсталость и бедность, вызванные колониальной эксплуатацией. Более того, нам говорили о моральном превосходстве этих новых государств. Молодые лидеры-
7
идеалисты, которые боролись за независимость, должны были стать важной идейной силой на мировой арене.
Будучи студентом Лондонской школы экономики, автор настоящей книги слышал все эти рассуждения, звучащие как истина в последней инстанции. У меня не было никакого желания пополнить ряды небольшой кучки правых, которые выступали против распада британской колониальной империи. Однако я считал, что описанная выше общепризнанная точка зрения безнадежно далека от реальности; наши лучшие умы, казалось, теряли всякую способность к критическому осмыслению, когда речь шла о «третьем мире». Здесь не место рассуждать о скрытых эмоциональных причинах, которые могли бы объяснить такую явную неудачу интеллекта. Бесспорно лишь то, что оптимистичный взгляд на будущее «третьего мира» был очень широко распространен, хотя все очевидные факты полностью ему противоречили.
Меня заставила усомниться в будущем этих государств и ценности их вклада в международную жизнь вовсе не их бедность. Бедность не всегда тормозит культурное или социальное развитие, и, в любом случае, у некоторых из самых малообещающих в этом смысле стран было потенциальное богатство в виде нефти. Что касается отсутствия необходимых административных структур, оно, конечно, тоже не было фатальным недостатком: мало что разрастается столь же быстро, как государственный бюрократический аппарат. И даже чувства, которые испытывали бедняки, когда СМИ говорили им о тех немногих, что купаются в роскоши, казались мне не столь уж опасными. Представлялось, что «революция растущих ожиданий» — еще один слоган, придуманный западными интеллектуалами для оправдания грядущих лишений, — осталась нереализованной.
Однако был и остается один, но фатальный, недостаток, неотвратимо ведущий новые государства к беспорядку внутри страны и беспомощности на международной арене: отсутствие того, что эти страны не могли ни создать сами, ни получить из-за границы, — реального гражданского политического общества. Сформулировать, что это, собственно говоря, такое, не так уж легко. Для начала, пожалуй, стоит вспомнить известное сравнение нации с государством. Новые государства возникли потому, что колониальные власти передали свои полномочия тем политическим лидерам, которые агитировали за независимость; конкретнее, новым лидерам отдали контроль над армией, полицией, налоговыми органами и административным аппаратом, ранее работавшим на колониальные власти. Старые слуги империй служили своим новым хозяевам якобы ради новых целей. Но их методы и фактическая идеология оставались все теми же продуктами времен колониальных империй, сформированными по лекалам ценностей ИХ политических сообществ. Не существовало органической связи между автохтонными культурами и инструментами государственной власти, и такая связь не могла возникнуть. Прежде всего, в каждом новом государстве обычно была не одна, а несколько автохтонных культур, причем различных, зачастую противоположных друг другу. Более того, методы и операционные технологии, которые автохтонные культуры могли бы органически применять, обычно совершенно не годились для удовлетворения потребностей современной, то есть западной жизни. Проблема не в том, что такой диссонанс сделал бы государственный аппарат слабым, а скорее
8
в том, что он сделал бы этот аппарат бесконтрольным и слишком сильным.
Последствия теперь очевидны в полной мере. Правители новых государств наделены всей полнотой власти над индивидами, которые могут предоставить современной государственной машине новые технологии, средства телекоммуникации и современное оружие. Но поведение этих правителей не ограничено законом или моральными стандартами, которые должно утверждать и защищать настоящее гражданское общество, даже если оно требует всего лишь лицемерия со стороны власть предержащих.
Прежде всего, поведение упомянутых правителей не ограничено политическим давлением, так как угнетенным не предоставляют тех электоральных возможностей, которые есть в западных демократиях, и у них нет социальных структур, где могла бы развиваться и координироваться политическая деятельность. Отсюда тотальный произвол власти, который заменил колониальное безвластие на территориях новых государств. Существовавшая всегда взятка теперь стала абсолютно нормальным инструментом в любых взаимоотношениях между гражданином и государством; детальное и навязчивое угнетение заменило дистанционный авторитаризм колониальных дней, так как ни бюрократы, ни полицейские не связаны никакими принципами законности
— или хотя бы установленными законами формальными процедурами — которые ограничивали колониальную власть. В результате регламентация общественной жизни переходит все границы. Законопослушный гражданин не может быть уверен в неприкосновенности свободы, жизни и собственности, поскольку закон не дает защиты от его хранителей, которые сами же его и нарушают.
Если колониализм и являлся преступлением, то его самым большим прегрешением было бездействие, в то время как хрупкие автохтонные культуры, эмбриональные современные общества и национальные меньшинства, не способные защищать себя, попали в руки политических лидеров, оснащенных мощной машиной современного государства.
Злодеяния Иди Амина
1
были достаточно очевидными, чтобы привлечь постоянное внимание западных СМИ. Однако Иди Амин полностью прав, когда утверждает, что эти СМИ относятся к нему несправедливо. От Алжира до Занзибара народами Африки управляют автократы, чей неограниченный контроль над государственной машиной позволяет им следовать любому пороку и совершать любые эксцессы. В одной стране правитель может быть алкоголиком, в другой он может вообще запретить употребление алкогольных напитков, так как ОН думает, что это противоречит религии; в одной стране правитель может претендовать на любую женщину или мальчика, которые ему приглянулись, а в другой — казнить за прелюбодеяние; в одной стране могут свободно импортироваться бесполезные товары роскоши, но нет иностранной валюты для приобретения самых необходимых медикаментов, а лидер другой страны волен объявить, что нельзя импортировать даже книги, хотя валюта бесполезно накапливается на счетах в иностранных банках.
Прежде всего, имеют место систематическое использование инструментария армии и полиции для подавления собственного населения и приватизация общественного достояния в фантастических масштабах. В
1
Иди Амин — диктатор Уганды в 1971-1979 годах. — Примечание переводчика.
9
то время как вице-президент США был вынужден подать в отставку, поскольку получал взятки (или считалось, что получал) — и все были поражены размерами сумм, о которых шла речь, в странах «третьего мира» за такие деньги нельзя было бы купить и второстепенного министра. Логика, согласно которой политическая власть может обеспечить личное благосостояние, универсальна, и обогащение властей предержащих является феноменом, который можно обнаружить во всем мире. Но есть разница в том, как данная логика действует в новых государствах, и речь здесь не только о масштабах: это не вспомогательный элемент, а сама суть процесса осуществления политического контроля, и никаких ограничений здесь не наблюдается.
Открытая коррупция в новых государствах — прямое следствие отсутствия гражданского общества. Только в гражданском обществе могут зародиться эффективные нормы политической жизни, которые будет осознавать и принимать каждый гражданин. Без гражданского общества не может быть эффективных норм. А без этих норм, естественно вырастающих из ценностей и убеждений общества, государство представляет собой не более чем машину подавления. Именно в этом случае государственный переворот становится возможным, потому что над аппаратом власти, как и над любым механизмом, можно получить контроль, захватив самые важные рычаги управления. Поэтому, исследуя государственные перевороты, я на самом деле писал о политической жизни в новых государствах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей