ЭКОНОМИЧЕСКАЯ П.
Основоположники – Г.Тард, Дж. Катона.
ЭП изучает психол.механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями, факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей. Изучает воздействие внешних экономических факторов на поведение и самочувствие человека.
ЭП возникла на пересечении традиционных отраслей П.: П. труда и орг., соц., и П.управления.
Решает проблемы 3 основных типов экон.реальности, на которых встречаются субъекты:
- сфера рынка: покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительское поведение,
- сфера бизнеса: предпринимательство и деловая активность,
- сфера общества: поведение граждан в ответ на эконом.политику, инфляция, теневая экономика, безработица.
Основные направления:
изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в раб.группах, командах, формирование благоприятного соц.-психол. климата в коллективе,
изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения,
психол.консультация и проф. ориентация,
исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения,
изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления,
П. предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента,
П. конкурентоспособности на рынке труда, П. различных форм занятости,
психол.аспекты конфликтов в экономич.среде и меры их профилактики и регулирования,
П. поведения личности и группы в эконом. ситуациях,
П. поведения клиента, акционера, сотрудника организации,
П. мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации,
П. экономического выбора и предпочтений.
Важнейшая функция ЭП в управлении – психол.обеспечение проф.деятельности менеджера, которое направлено на повышение эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психол.проблем, стоящих перед организацией.
П. в рекламе
Оценка рекламного материала, психол.обоснование кампании в целом, определение эффективности воздействия, мотивационные исследования, изучение образа марки. ЮРИДИЧЕСКАЯ П.
Разделы:
- криминальная – преступность, личность преступника, мотивы преступления,
- судебная – психол.особенности участников уголовного и гражданского процесса, свидетельских показаний, поведения обвиняемого, психол.факторы допроса (СПЭ)
- пенитенциарная (исправительная).
Первые работы по ЮП – публикации немецких ученых Эккартегаузена и Шаумана.
1 пол.19 в. – публикации о преступности и личности преступника в связи с естественными науками. Биологизаторский подход – Ч. Ломброзо.
Конец 19 в. – соц.-психол.подход к преступности (Тард, Ковалевский, Грот).
Начало 20 в. – П. расследования преступлений и свидетельских показаний. Экспериментальный подход – Бехтерев.
50-60-е гг. 20 в. – фундаментальные исследования по ЮП: Луваж «П. и преступность» (1956), Абрахамсон «Криминальная П.» (1961).
Основные сферы деятельности психологов ЮП:
- криминальная П.
- П. потерпевшего,
-П. несоврешеннолетних
- психол.основы предварительного расследования,
- П. судебной деятельности,
- пенитенциарная П.
В последние годы: правовая П., П. и психотехника юриста, П. адвокатской деятельности, психол.особенности правоохранительной деятельности.
Криминальная П. – изучает психол.закономерности формирования преступной установки и преступного умысла, психол.аспекты подготовки и совершения преступления, создания преступного стереотипа поведения. Исследует личность преступника и психол.пути воздействия на него, психол.особенности преступных групп, неосторожной преступности.
Уголовно-правовые задачи:
- установление вменяемости (способности быть виновным),
- форма вины (умысел/неосторожность),
- мотивы преступления,
- эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, влияющее на степень и характер ответственности.
На предварительном следствии психолог:
- консультант по делу,
- специалист,
- эксперт.
Проблемы в уголовном процессе:
- общеконсультативная помощь справочного характера,
- непосредственное участие в производстве следственных действий,
- длительное участие в качестве постоянного консультанта.
СПЭ
Задача – оценка ситуации преступления, личности обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. В России: А.Брусиловский «СПЭ: ее предмет и методика» (1939 г.)
Цель – заключение, которое будет доказательством по уголовному делу.
СПЭ назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. СПЭ направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.
Как род СПЭ может быть условно разделена на виды (отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих родовых объектов исследования):
- экспертизу психических (эмоциональных) состояний;
- экспертизу индивидуально-психологических особенностей;
- экспертизу психических процессов.
Родовым объектом СПЭ является психическая деятельность лица в ситуациях, имеющих юридическое значение. Судебно-экспертному психологическому исследованию подвергаются живые лица, требующие очного обследования; лица, в отношении которых обследование проводится заочно (в отсутствие лица либо в отношении умершего лица, посмертные); вещественные доказательства (тексты, видео-, аудиозаписи, материализованные продукты деятельности); документы и материалы дела.
Основные задачи СПЭ:
Установление способности психически здоровых подэкспертных лиц, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями.
Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность.
Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций.
Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
Установление у испытуемого лица индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний1.
Пенитенциарная П. – изучает факты, закономерности, механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, соц.-психол.явления в их среде, эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками ИУ в процессе исполнения различных видов наказания. Основные направления:
- психол.диагностика личности осужденного, выявление дефектов саморегуляции, правовой социализации,
- разработка долгосрочных программ коррекции,
- осуществление мер терапии.
- разработка новых моделей отбывания наказания,
- восстановление у осужденных соц.связей
- работа с сотрудниками ИУ.
Психол.служба в юридической практике.
Задачи:
- повышение психол.надежности сотрудников,
- оказание психол.помощи.
1 Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. – М.: Проспект, 2010. – 464 с. С. 361 – 366.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |