Электродвигатели с совмещёнными обмотками. Обмотка двигателей с совмещёнными обмотками может быть однослойной, одно-двухслойной, двухслойной и трёхслойной с диаметральным или укороченным шагом. Схемы укладки двигателей с совмещёнными обмотками для замены обычных обмоток Число пазов Обороты в минуту 3000 1500 1000 750 600 500 12 18 24 27 30 36 42 45 48 54 60 72 Совмещённые обмотки с параллельным соединением фаз. Схема соединений совмещённых обмоток с параллельным соединением фаз Совмещённые обмотки с последовательным соединением фаз. Схема соединений совмещённых обмоток с последовательным соединением фаз.
Пример пересчета двигателя с обычной обмоткой на совмещённую. При одинаковом количестве секций в фазах основной и совмещённой обмоток Пересчет схемы укладки обычной обмотки на совмещённую. Сдвиг между основной и совмещённой обмоткой составляет 30 электрических градусов. Начало совмещённой обмотки укладывается через Zx пазов от начала основной обмотки. Для примера возьмем двигатель серии А. Пересчет выполняем на совмещённую обмотку с последовательным соединением фаз Таблица №1 Тип Р кВт Ток А U Соединение фаз N d мм а Мкг у Da Di L1 Z1 4A90L2 3.0 6,1 220/380 Δ/Y 44 1.08 2.51 149 84 100 24 1. Сдвиг от начала основной обмотки до начала совмещённой у этого двигателя будет 2 паза. Данный двигатель имеет однослойную обмотку. Для перехода на совмещённую воспользуемся типовой схемой укладки обычной двухслойной обмотки для двигателей с количеством пазов 24. Рис 1 3. Проверяем по Рис 1 сдвиг от начала основной обмотки до начала совмещённой, в нашем случае 2 паза. Катушка обмотки четырёхсекционная и соответствует условиям расчета. Получится двухсекционная катушка для основной обмотки и двухсекционная катушка для совмещённой. Сдвиг от начала основной 2 паза. 4. Рисуем схему укладки с совмещёнными обмотками. Рис 2. Основная обмотка катушки в фазах с нечётными номерами. Совмещённая обмотка катушки в фазах сч тными номерами. Обратите внимание, что основная и совмещённая обмотки расположены в разных пазах, но об этом чуть позже.
Рис 2 5. Пересчитываем однослойную обмотку двигателя на двухслойную. Количество витков в пазу остаётся 44, а количество витков в секции уменьшаем в два раза. При переходе с однослойной обмотки на двухслойную с укороченным шагом нужно увеличивать число витков в пазу, а чтобы обмотка поместилась в паз сечение провода приходится уменьшать. В данном случае мы оставляем количество витков в пазу 44, после расчёта получится двигатель с увеличенным током холостого хода, нов нагрузке благодаря характеристикам совмещённой обмотки ток не превысит номинального. Таблица №2 Тип Р кВт Ток А U Соединение фаз N d мм ау. Основная обмотка остается без изменения (22 витка в секции, диаметр провода 1,08), совмещённую обмотку пересчитываем со звезды на треугольник. Количество витков в секции после пересчета 38 . Сечение провода после пересчета 0,529 . По. 7. После пересчета обычной обмотки на совмещённую с последовательным соединением фаз, получился электродвигатель имеющий следующие обмоточные данные Таблица №3 Тип Р кВт U Обмотка Соединение фаз N d мм ау Основная Y 22+22 1.08 24 Совмещённая Δ 38+38 0,80 8. По Рис 2 основная обмотка занимает пазы 1;2;5;6;9;10;13;14;17;18;21;22, а совмещённая обмотка занимает пазы 3;4;7;8;11;12;15;16;19;20;23;24. По Таблице №3 диаметр провода для основной обмотки 1,08 мм, для совмещённой диаметр провода 0,80 мм. Соответственно ток в катушках и пазах обмоток будет разным. Для выравнивания тока в катушках пересчитаем основную обмотку на две параллельные ветви. При пересчете обмотки электродвигателя с одной параллельной ветви на две параллельные ветви количество витков увеличивается в два раза, а сечение провода уменьшается в два раза. Новое количество витков в основной обмотке получилось 44 . Новое сечение провода в основной обмотке получилось 0,458 . По. После пересчета основной обмотки, получилось Таблица №4 Тип Р кВт U Обмотка Соединение фаз N d мм ау Основная Y 44+44 0,77 24 Совмещённая Δ 38+38 0,8 10. По Таблице №4 диаметр проводов основной и совмещённой обмоток примерно одинаковый, соответственно и ток в катушках будет близким к равному. Двигатель можно перематывать поданным Таблицы №4, номы рассчитываем совмещённую обмотку с последовательным соединением фаз и есть возможность выполнить обмотку с одинаковыми витками в катушках и одинаковым проводом. Для этого квиткам в секции основной обмотки прибавляем витки в секции совмёщенной и делим на 2, получилось 41 , складываем сечения основной обмотки и совмещённой и делим на 2, получилось сечение провода 0,493 По обмотки двигателя 4A90L2 с новой обмоткой Заполнение паза в новой обмотке превышает заводскую, поэтому воспользуемся проводом 0,77. 11. После пересчета получилось Таблица №5 Тип Р кВт U Обмотка Соединение фаз N d мм ау Основная Y 41+41 0,77 24 Совмещённая Δ 41+41 0,77 Схема соединений совмещённой обмотки с последовательным соединением фаз 3000 об/мин. Количество параллельных ветвей в основной обмотке а, совмещённой а перейти в каталог файлов
|