Необходимость подготовительного этапа Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего – игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться. Особенности речевого сопровождения занятия Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого. Организация специальных игр Ребенок 2–3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др. Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др. Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 12 Развитие общения и сотрудничества со взрослымРазвитие эмоционального общения со взрослымПрежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5–3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос установления контакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди могут разобрать произношение этих слов, понять их смысл. Добиться доверия ребенка в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких – эмоциональные игры. С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми – деловое и личностное, общение со сверстниками. Обычно маленькие неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями «Скажи!», «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть. Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 13 ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности: знакомство; игры с использованием игрушек и предметов; контакт руками; телесный контакт. Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий: Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой; Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием; В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теп-лую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает; В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ееначало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны; В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок). Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение. Игры для налаживания контакта с ребенкомДай ручку!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. – Давай здороваться. Дай ручку!Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу. Привет! Пока!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 14 Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. – Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. – Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется – педагог машет рукой. – Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. – Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми. Хлопаем в ладоши! Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами: – Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: – Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 15 Ку-ку!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: кукла Петрушка (в ступке). Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался). – Ой! Кто это там прячется? Кто там?Затем Петрушка показывается со словами: – Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз. Лови мячик!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений. Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик. Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо. – Давай поиграем в мячик. Лови мячик!Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры. – Кати мячик! Оп! Поймала мячик! Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 16 Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка. Петрушка Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо). Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется. – Я Петрушка – веселая игрушка! Привет-привет! Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои. – Давай здороваться! Дай ручку! После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия. – Давай хлопать в ладошки – хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля- ля-ля! Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит. Котёнок Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок. Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его. – Смотри, какой к нам пришёл котёнок – маленький, пушистый.
Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 17 Давай погладим котёнка – вот так.Действие сопровождается стихотворением: Киса, кисонька, кисуля! —Позвала котёнка Юля.Не спеши домой, постой! —И погладила рукой.Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком. ШарикЦель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони). Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть. – Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты уга-дывай, в какой он руке.После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь. – В какой руке шарик – угадай! Правильно угадал – вот он, шарик, смотри! Давайспрячем шарик еще раз!Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно. Солнечный зайчикЦель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев). Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. – Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает – прыг-скок!Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика. – Потрогай зайчика – вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает – поймай зай-чика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке – не достать!Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями – дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия. Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 18 Платочек Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался). Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами: – Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу – накиньте платок ему на голову. – Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау! После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно. Прятки Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: большое одеяло или плед. Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место. В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра. Водящий взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места – под стол, в шкафы и т. д. – со словами: – Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать! Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции – напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается – ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят. Хлопушки Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним. Детка хлопать так умеет, Своих ручек не жалеет. Вот так, вот так-так, Своих ручек не жалеет!
Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 19 Коготки-царапкиЦель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией. Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую. У белого котенкаМягкие лапки.На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы – котенок «выпускает» коготки-царапки. Но на каждой лапкеКоготки-царапки!Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть. Киса, Киса! Брысь!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить – при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину. – Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят – «Киса! Киса!» – держи ладошки.А когда говорят «Брысь!» – быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь!Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется при- Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 20 гласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника – ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны. Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль. Тритатушки – три-та-та!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов: – Тритатушки – три-та-та! Тритатушки – три-та-та!По ровненькой дорожке!Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка. По ровненькой дорожке,По ровненькой дорожке,По кочкам, по кочкам,По ухабам, по ухабам,Прямо в яму —Бух! перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |