Тушки-тутушки! Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка. Тушки-тутушки! Сели на подушки. Пришли подружки, Столкнули с подушки — Бух! Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 21 КачелиЦель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели. – Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели!Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей – покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка. – Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач»имитируются движения качелей – вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола. ЧасикиЦель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы. – Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!» – Давай поиграем вчасы!Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов – осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка. – Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, – часики могут тикать медленно и быстро. Догоню-догоню!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки. – Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить – дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка – обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать – попробуйте в другой раз. Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 22 Ладушки 1 Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши. Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши. На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша. – Давай похлопаем в ладоши – вот так. Ладушки-ладушки! – Где были? – У бабушки! – Что ели? – Кашку! – Что пили? – Бражку! Кашку поели, Бражку попили! Ш-у-у-у, полетели, На головку сели! Сорока-белобока Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями. Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке – «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку. Сорока-белобока Кашку варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты, сынок, мал, Нам не помогал, Тебе каши не дадим. 1 Далее, в разделе «Использование ритма в развитии речи», с. 207, также представлены игры «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока». Такое повторение оправдано различными целями проведения игр: в данном разделе это установление контакта со взрослым, а в последующей работе – развитие активной речи ребенка и подражания движениям взрослого.
Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 23 Коза рогатая Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями. Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец – получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп: «Кто каши не ест, Кто молока не пьет, Того забодаю, Забодаю, забодаю!»
Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 24 Развитие общего подражанияПодражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности. Таков в упрощенном виде механизм подражания. Механизм подражания объясняет многие особенности развития личности ребенка, формирования его характера. Ведь часто случается, что, несмотря на объяснения и увещевания близких, ребенок ведет себя «с точностью до наоборот»: его действия и поступки не соответствуют желаниям близких, стилю воспитания. Однако нередко это можно объяснить именно неосознанным механизмом подражания: копирование поведения значимого для ребенка взрослого на подсознательном уровне оказывается значительно сильнее воспитательных бесед, обращенных к сознанию. Приведем примеры. Если взрослый многократно объясняет ребенку, что переходить улицу можно только на зеленый свет светофора, а сам, тем не менее, перебегает дорогу на красный свет (на глазах у ребенка, или вместе с ним), ребенок будет делать то же самое. Или если взрослый часто и проникновенно беседует с ребенком о вреде курения, но сам при этом курит, с большой долей вероятности можно предположить, что ребенок тоже станет курильщиком, возможно, даже в юном возрасте. Таким же образом можно объяснить многие особенности поведения детей и черты характера, которые они копируют у родителей. Эти примеры характерны для старших детей, а мы вернемся к детям раннего возраста и проблеме развития речи. Учитывая механизм подражания, очень важно обеспечить ребенку правильную речевую среду: если маленький ребенок, начинающий говорить, тесно общается со взрослым, имеющим нарушения речи, то эти нарушения могут закрепиться в речи ребенка, даже несмотря на то, что у самого малыша есть все предпосылки для правильного развития речи. Однако механизм подражания может работать не только на подсознательном уровне. Педагоги и психологи вполне осознанно используют его в основе обучения. Так, если взрослый хочет закрепить у ребенка какой-либо навык, то многократно показывает действие или говорит слово, фразу, а малыш повторяет. Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т. п. (речевое подражание будет описано в разделе «Развитие речи»). Целенаправленно развивать следует, прежде всего, подражание движениям и действиям. Способность малыша подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так на начальном этапе логопедической работы именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания: Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимем руки вверх, топаем ножками, побе-жали-побежали и т. п. Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 25 Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети одновременно машут «крылышками» и бегают. Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметамии игрушками, т. е. серии логически вытекающих друг из друга движений. В таких действиях важны не только определенные движения, но и осмысление ребенком социальной значимости действия. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т. д. Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх. Описанные ниже игры расположены по возрастанию уровня сложности. Особое внимание советуем уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры «Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.). В основу перечисленных ниже игр положена следующая классификацияигр для развития общего подражания: Игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст стихотворения поэтапно сопровождается определенными, соответствующими сюжету действиями. Подвижные игры. Игры с использованием разнообразных движений. Обычно проводятся в группе, сопровождаются четкими инструкциями. Сюда же можно отнести игры на детской площадке – обучение детей умению качаться на разных видах качелей, съезжать с горки, пользоваться спортивными снарядами (лазать по лестнице, висеть на перекладине и пр.). Параллельно решается задача развития двигательной сферы детей. Игры с игрушками и предметами. В этих играх взрослый учит ребенка выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, действия – игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка, сачок) и др. Играя с детьми, соблюдайте правила речевого сопровождения. Во-первых, речевые инструкции должны быть четкими, понятными детям. Во-вторых, стихотворения, которые используются в игре, не должны быть слишком длинными (лучше, если взрослый выучит их наизусть), их содержание должно быть конкретным, понятным и интересным для детей раннего возраста, без излишней образности. В-третьих, речь педагога должна стать образцом для подражания: эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным энергичным голосом нормальной громкости. Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, могут проводиться как индивидуально, так и в небольших группах (3–5 детей). Лучше знакомить ребенка с новой игрой в ходе индивидуального занятия, а закреплять и расширять умения на занятиях в группе. Следует учесть, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу. Если в группе выделяются положительные лидеры, с которых можно брать пример, подражание сверстникам становится дополнительным стимулом для развития общего подражания. Помимо задач развития и обучения ребенка, игры для развития общего подражания несут в себе эмоционально положительный заряд, дают возможность подвигаться, доставляют детям удовольствие и радость. Игры со стихотворными текстамиКотятаЦель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами: – Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я. Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 26 Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания) Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь) Мишка косолапый Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям игру в мишку. – Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения! Мишка косолапый по лесу идет. (ходьба вперевалку) Шишки собирает, песенку поет. (делаем движения, словно подбираем с земли шишки) Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу) Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой) Заиньки Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков. – Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения! По лесной лужайке Разбежались зайки. (легкий бег) Вот какие зайки, Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 27 Сели зайчики в кружок,(присели) Роют лапкой корешок.(движение рукой) Вот какие зайки,Зайки-побегайки.(поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки») ЛадошкиЦель: развитие подражания движениям рук взрослого; обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие понимания речи; развитие кистей рук. Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление последовательности движений, сначала следует научить ребенка выполнять отдельные движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, вы сможете играть в «Ладошки». Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 28 – Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной! Ладошки вверх! (кладем на стол кисти рук ладонями вверх) Ладошки вниз! (переворачиваем ладони) А теперь их на бочок! (ставим ладони на ребро) И зажали в кулачок! (зажимаем ладони в кулаки). Вначале следует выполнять серию движений медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.
Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 29 Водичка Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив. – Я буду рассказывать стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной! Водичка, водичка! (перебираем пальчиками сверху вниз) Умой мое личико! (имитируем движения – «умываемся») Чтобы глазки блестели, (указательными пальцами показываем на глаза) Чтобы щечки краснели, (дотрагиваемся до щек) Чтоб смеялся роток, (улыбаемся) Чтоб кусался зубок! (пальцами изображаем укус) – Вот так мы умылись. Стали чистые и румяные! Лады-лады Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив. – Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной! Ой, лады, лады, лады! (показываем ладошки или хлопаем в ладоши) Не боимся мы воды! (мотаем головой) Часто умываемся,
Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 30 («умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица) Маме ( папе, бабе) улыбаемся!(улыбаемся, разводим руки в стороны). КапустаЦель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать. – Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будемготовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повто-ряйте за мной!Мы капусту рубим, рубим!(руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу) Мы капусту солим, солим!(руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим) Мы капусту трём, трём!(руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга) Мы капусту жмём, жмём!(руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак) – Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!ЦветкиЦель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите детям поиграть в цветы. Комментируйте свои действия словами: Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет» 31 – Представьте, что это полянка. А на полянке растут красивые цветы. Давайте, мыс вами будем цветками. Слушайте и повторяйте за мной!Наши красные цветки(согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком) Распускают лепестки.(пальцы расставляем в стороны) Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.(шевелим пальчиками) Наши красные цветкиЗакрывают лепестки.(снова соединяем пальчики в «бутон») Головками качают,(качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук) И тихо засыпают.(соединенные кисти рук подкладываем под голову). перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |