Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Историография культуры мордвы. Этническая история мордовского народа


НазваниеЭтническая история мордовского народа
АнкорИсториография культуры мордвы.doc
Дата27.12.2017
Размер2.07 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИсториография культуры мордвы.doc
ТипНаучная работа
#33502
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по науке и образованию Пензенский Государственный Университет Медицинский институт

Научная работа

на тему:

«Этническая история мордовского народа»

Выполнил: студент гр.11ЛЛ5

Олин Алексей Петрович

Проверила: Кошелева А.И.

Пенза 2011 г.

План:

Введение_________________________________________________________4

  1. Российская наука о мордве (историография культуры мордвы)_______8

  2. История мордвы. Истоки формирования мордовского этноса_______ 14

  3. Формирование мордовской народности_________________________ 29

  4. Почему их так называют?_____________________________________ 33

  5. Община (семейно-общинные устои)____________________________ 35

  6. Семейные обряды и обычаи:___________________________________37

    • Свадьба;

    • рождение ребенка;

    • похороны и поминальные обряды;

    • праздники;

    • одежда и украшения

  7. Религия____________________________________________________60

  8. Основы конституционального строя Республики Мордовии. История Мордовии__________________________________________67

  9. Мордовская интеллигенция обсудила проблемы образования и культуры___________________________________________________76

  10. Следы древнего поселения____________________________________76

  11. Будет ли в Мордовии гражданское общество?____________________78

  12. В Мордовии арестованы производители "шпионской" техники_____ 78

  13. Смертность превышает рождаемость ровно в два раза_____________79

  14. Появилась новая мордовская радиостанция______________________80

  15. Мордовия соединилась с Чувашией____________________________ 80

  16. Пензенская мордва объединяется ______________________________81

Заключение ____________________________________________________ 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образцы текстов, фраз на русском, эрзянском и мокшанском языках_______________________________________________86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Галерея мордовского народа______________________ 90

Список используемой литературы___________________________________ 98

Введение.

События древности глубокой. Хорошо, что мы обращаемся к ним. Не зря же в народе говорят: без прошлого нет настоящего, и мы с радостью узнаем новые факты о наших предках, об археологических памятниках. Жителям нашего края хорошо знаком добрый и радушный, но в то же время гордый и независимый народ – мордва. И это не случайно, потому что именно на этих землях шел процесс ее формирования. Уже в I тыс. до н.э. предки мордвы – финноязычные племена городецкой культуры населяли Волго-Окское междуречье. В это время начинает складываться мордовский язык, относящийся к финно-угорской группе уральской языковой группы. Изучение культуры мордовского народа, как материальной, так и духовной, имеет длительную историю. В дореволюционной России оно велось в основном в русле этнографических исследований, организуемых Российской академией наук, научными обществами страны (Русским географическим обществом, Обществом естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, Обществом археологии при Казанском университете, Финно-угорским обществом), музеями (Кунсткамерой, Дашковским этнографическим музеем, Русским музеем и другими).

Правда, изучение это не было достаточно систематическим. Но уже тогда этнография, как особая научная дисциплина, в предмет которой входит исследование народной культуры, обладала довольно большим кругом не только фактических знаний о мордве, накапливавшихся ещё со средневековья (в летописях, описаниях путешествий, географических обзорах, официальных актах воевод, чиновников и миссионеров и т.д.), но и крупными исследованиями отечественных авторов, написанными на основе определённых историко-этнографических и культурологических концепций. Такие исследования начали выходить в свет в XIX веке, когда этнографическая наука оформилась в особую, самостоятельную отрасль знания (работы П.И.Мельникова, В.Н.Майнова, И.Н.Смирнова, А.Гейкеля, А.А.Шахматова, С.К.Кузнецова, М.Е.Евсевьева и другие).

Пензенский культурный слой является собой богатейшие кладези достижений, открытий и подвигов достойных людей отечества. Эти культурные и духовные ценности определяют весомый и непреходящий капитал «малой родины» и составляют немеркнущую славу «большой родины» - России.

…О том, что издревле наши земли населяла мордва, буквально «кричат» гидронимы и топонимы даже в местах, где и намека нет на присутствие мордовских поселений.

Родину, как известно, не выбирают. Если привелось появиться на свет в какой-то конкретной точке на карте, то очень важно понять - в какой стране-стороне живешь ты, и что за люди окружают тебя.

Познание же сущности исторического процесса, его закономерностей на 1примерах прошлых поколений позволяет создать подлинную картину жизни современного общества, т. е. сформировать объективное представление об обществе - научное мировоззрение.

Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Историческая неграмотность может привести к ложным представлением об историческом процессе, а человек может стать игрушкой в руках политических авантюристов.

Примечательно в этом отношении суждение известного русского историка В.О.Ключевского, считавшего, что история " учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее воли или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней". .

Актуальность изучения истории, и прежде всего истории своего народа, своего Отечества, проявляется, во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях, опираясь на прошлый опыт; во-вторых, в возможности предвидеть будущее развитие, уяснив исторические закономерности и найдя в истории прошлого аналогичные ситуации; в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировой истории и свое место в историческом процессе. (1)

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм, долг перед обществом, показывает роль личности в истории, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

При изучение истории возникает историзм мышления - одна из предпосылок формирования активной и целенаправленной личности. Обращение к прошлому, к истории, позволяет, прежде всего, лучше познать современность и заглянуть в будущее. Именно на это свойство исторических знаний указывает В.Г.Белинский, отмечая, что "мы вопрошаем и допрашиваем прошлое, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".

Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей (или всемирной) истории. На научном языке слово “история” (от греч. historia-рассказ о прошедшем) понимается двояко процесс развития природы и общества, движение во времени, и как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников. Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом. Успехи людского общежития, достижения культуры являются результатом деятельности одного народа, они создаются совместными усилиями всех народов, постоянно (1) взаимодействующих друг с другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения подобно звеньям смыкались в непрерывную цепь, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и стало частью нашего существования, а от нас перейдет к тем, кто придет нам на смену. Этот сложный процесс является главным содержанием всемирной истории, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий изображающей жизнь народов.

1. Историография культуры мордвы.

Российская наука о мордве.
Важным источником сведений о культуре средневековой мордвы служат русские летописи. Мордовский народ - близкий сосед русского народа, поэтому понятен интерес к нему со стороны русских летописцев. Наиболее ранним, дошедшим до нас русским летописным сводом считается «Повесть временных лет» - первая официальная киевская княжеская летопись, составленная в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В этой летописи о мордве говорится в четырёх местах (трижды – в обширной вводной части и один раз в датированной). Излагая вопросы относительно расселения народов в «полунощных» (северных) странах, Нестор писал: «…а по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык».

В более поздних летописях, особенно составленных во Владимиро-Суздальском княжестве, находившемся в непосредственном соседстве с «землёй Мордовской», количество сведений о мордве возрастает. Так, в летописных сообщениях, относящихся к XII – XIV вв., говорится о «Мордве

Пургасовой», «Пургасовой волости», под которой исследователи обычно подразумевают русское население, подвластное мордовскому владыке – инязору (оцязору) Пургасу.

Лаконичные летописные строки, как правило, свидетельствуют о важных военных походах, победах или поражениях русских князей в столкновениях с мордовскими князьями. Но иногда в них содержатся весьма ценные сведения о хозяйстве и материальной культуре мордовского народа, его поселениях и жилищах, военном снаряжении и пр. Так, под 1228 год в русской летописи сказано: «О войне на Мордву. Тоя же зимы, генваря в XIV, князь великий Юрьи, и Ярослав, и Константиновичи Василко и Всеволод идоша на Мордву, и Муромскыи Юрьи Давидович. И вшедше в землю Мордовскую в Пургасову волость, и жита пожгоша и потравиша, живущих же в волости Пургасове посекошо мечем нещадно, а прочих в плен поимаша и послаша восвояси. Мордва же слышавшее вбегоша в леса в тверди своё, а которые не убегаша, и тех избища».1

Из этого летописного отрывка можно сделать вывод, что мордва занимались земледелием и скотоводством. Поскольку упомянутая война происходила зимой, то «жечь» и «потравить» в это время можно только хлеб, находившийся не на корню, а в скирдах. Судя по этнографическим данным, оставлять хлеб на зиму в скирдах, т. е. не обмолоченным, - обычай, сохранившийся в мордовской деревне вплоть до недавних времён. Наличие запасов необмолоченного хлеба в январе – признак, свидетельствующий о значительном развитии земледелия и зернового хозяйства. Хлеб составлял основное богатство мордвы, и именно сложенное в скирды на полях близ сёл

«жито» не случайно было выбрано противной стороной первым объектом разорения.

Летопись указывает и на типы мордовских поселений: села и тверди. Первые были неукреплёнными многодворными поселениями из срубных жилищ, а вторые – лесными городищами-крепостями, в которых мордва укрывалась в случае опасности. В летописях говорится о мордовских «властях», «погостах» и «зимницах». Власти – это волости, на которые подразделялась «земля Мордовская»; погосты – административные центры этих волостей, служившие, вероятно, местопребыванием мордовских князей и их дружин; зимницы – поселения хуторного типа, возводимые обычно на лесных полянах, использовавшихся для хлебопашества. Помимо постоянного жилища, зимницы имели также хозяйственные постройки и инвентарь, гумна, житницы, запасы зерна и корма, рабочий скот.

В русских летописях есть ценные известия об оружии средневековой мордвы, которым служили, в частности, сабли, рогатины и сулицы (разновидность копья с широким двулезвийным ножом на древке).

По свидетельству «Царственной книги», во время похода Ивана IV на

Казань мордва не только снабжала русские войска продовольствием, транспортом, сооружала мосты и прочие, но приняла активное участие в военных действиях против татар. «Живущии же в тамошних странах Черемиса и Моръдва и прочии,- сообщал автор указанной летописи,- иже прежде враждебни, тогда же покоряхуся и приходящее к благочестивому царю великому князю, дающееся во всю его волю государеву, и вся потребная приношаху, хлеб и мёд и говяды, ова дарованием, иная же продаваху, и мосты на реках делаху, и везде станы стройны бяху, и всё бесчисленное воинство всякими потребами изобиловаху».

Таким образом, анализ русских летописей показывает, что этнокультурные взаимосвязи мордвы с восточными славянами начались ещё в период Киевской Руси. Раннее включение мордвы в сферу влияния Киевской, затем Владимиро-Суздальской Руси, великих Московского и Рязанского княжеств, Нижегородского княжества, наконец, единого Российского государства способствовало укреплению этих связей. Летописные источники свидетельствуют о том, что мордва - один из осёдлых народов Восточной Европы, характеризующийся древней земледельческой культурой. Другой важной отраслью её хозяйства было животноводство.

В русском летописании не отразилось деление мордвы на эрзю и мокшу, хотя, эти этноструктурные подразделения мордвы в первой половине второго

тысячелетия нашей эры, то есть в то время, когда составлялись указанные летописи, уже существовали. 1

В XV-XVI веках идёт процесс постепенного сближения мордвы с возвышающимся Московским княжеством, который закончился присоединением её к Российскому государству. С включением мордвы в состав России объём информации о ней значительно возрос. Множество чисто этнографических сведений о мордве содержат документы и акты XVI-XVII веков. К настоящему времени большая их часть опубликована и стала интенсивно использоваться исследователями.

По значимости все материалы для изучения мордовского народа можно разделить на три группы. Для определения типов мордовских поселений, топонимии мордвы, так же, как и антропонимии, хозяйственных занятий незаменимый источник представляют писцовые книги, межевые, жалованные, разъезжие грамоты, челобитные. Для изучения дохристианских верований, процесса христианизации мордвы, а также синкретических форм религии и обрядов, антиклерикальных движений народов, важную роль играют духовные грамоты, донесения миссионеров. Общественная и семейная жизнь, обычное право, правовое положение мордвы в Российском государстве находят отражение в воеводских, оброчных грамотах, боярских приговорах, в грамотах на кормление, сыскных книгах, судебных показаниях, допросных речах, купчих.

В XVIII веке, когда в России впервые стали проводить специальные научные исследования, включавшие и изучение культуры народов, её населяющих, это коснулось и мордвы. Важную роль в хоре коллекций мордовского народного костюма сыграла Кунсткамера, основанная в 1714 году. В 1725 году начала свою деятельность Российская академия наук, организовавшая крупнейшие экспедиции, часть из которых проводила исследования на территории Среднего Поволжья. Важно отметить, что уже в это время народная культура стала изучаться в качестве источника при решении проблем происхождения народов, их этнического родства.

Одним из первых обратил внимание на родство «народов финского корпуса В.Н.Татищев. «А понеже и сибирские народы, - писал он,- финляндского языка употребляют и мордвины, которые во время Порфирородского в тех же дремучих лесах жили, в которых и ныне жительство имеют; магиары же, которых ныне венграми называем, знатно, ради близости мордвинцов и иных народов финского корпуса, что от оного языка к своей речи примешали… Всех народов, которые также речи употребляли, сродство их я вижу».1

Очень верно и важно замечание Татищева, что «мокша» и «мордва» составляют один народ: «…в Руси доднесь народ сарматской моксели, моши и мокшане именуются и с мордвою один народ есть». Любопытен вывод Татищева, что мокшане – «народ сарматской». Хотя это утверждение в целом не утверждается работами современных исследований, однако, наличие значительного сарматского момента в культуре мордвы бесспорно.

Участники Академических экспедиций (1768-1774 года – Паллас, И.И. Лепёхин, И.-П. Фальк, И.-Г. Георги) значительно дополнили и углубили наблюдения и выводы Татищева, собрали большой этнографический материал о мордве, в том числе и коллекции, представленные в Кунсткамеру.

Г.-Ф. Миллер, будучи проездом в Казани, сумел за сравнительно короткий срок собрать данные, которые легли в основу его книги о живущих в Казанской губернии народах. Он приводит словарь, включающий более 300 мордовских слов, весьма ценный не только как лингвистический, но как этнографический источник.

Критикуя Ф.-И. Страленберга, который писал о мокше и мордве, как о двух самостоятельных народах, Г.-Ф. Миллер замечает: «При сём приметил я, что Страленберг пишет о некотором языческом народе, который будто живёт между Ломовым, Тамбовом и Пензою, по его названию именуемый мохшиане; но под сим именем должно разуметь мордву, ибо они сами себя не называют мордвою, но маша, а некоторые из них эрзе. В оных местах инаго народа кроме мордвы не обретается; и то весьма странно, бут-то мохшиане есть особый народ».

Особо следует остановиться на взглядах М.В.Ломоносова, внёсшего существенный вклад в разработку проблемы этногенеза славянских и финно-угорских, или «чудских», как он их называл, народов, выявление их этногенетических и этнокультурных связей. М.В.Ломоносов является едва ли не первым выразителем мысли о том, что в образовании русского народа принимали участие не только «славенские», но и «чудские» племена: «…и то правда, что от преселений и дел военных немалое число чудского поколения соединилось со племенами славянским и участие имеет в составлении российского народа».1

М.В.Ломоносов правильно считал территорию расселения финно-угорских народов, или «чуди», в прошлом значительно большей: «Многие области, которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемы были, после славянами наполнились. Чуди часть с ними соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку. Это показывают некоторые остатки чудской породы, которые по словесным преданиям от славянского поколения отличаются, забыв употребление своего языка. От сего токмо многих сёл, но рек и городов и целых областей чудские имена в России, особливо в восточных и северных краях, поныне остались. Немалое число чудских слов в нашем языке обще употребляются».

С глубоким уважением пишет М.В.Ломоносов о чудских народах как западных, так и восточных, об их древней культуре и общении со славянами, в результате чего ещё в древности происходило взаимное слияние: «…уже и тогда чудь со славянами в один народ по некоторым местам соединились. После того в первые христианские времена и в средние веки ещё много больше меж ними совокупление воспоследовало».

Анализируя проблему происхождения финно-угорских народов, М.В.Ломоносов пришёл к выводу, что «…Ливония, Естляндия, Ингрия, Финия, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зарыня говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение соё от одного начала».1
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей