ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей общества, типа и реальных возможностей экономики страны.
СЛАЙД 2.
По расчетам специалистов расходы на здравоохранение в процентах от ВНП (валового национального продукта) или, как сейчас говорят в нашей стране, ВВП (валового внутреннего продукта) составляют от 3% до 14%. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6-9 % ВНП, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества не менее 12 % ВНП.
Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для их решения необходимо тратить средства с максимальной эффективностью.
СЛАЙД 3. (таблица)
США, страна с либеральной рыночной экономикой, выделяло на здравоохранение (с учетом всех источников средств) более 14 % ВНП, не обеспечивая при этом доступности современного, качественного медицинского обслуживания для всего населения, хотя и имея высокосервисное медицинское обслуживание для достаточно богатых слоев населения.
Высокоразвитые страны с социальной рыночной экономикой, имеющие государственную (страховую и бюджетную) систему здравоохранения добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8 ВНП. Расходы на здравоохранение в нашей стране составляют около 4 % ВВП (ВНП), до начала реформ в СССР (РСФСР) на здравоохранение расходовалось в различные годы 3-5 % ВНП. Слайд 4.
В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законом « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
В соответствии с конституцией (статья 41 ) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Слайд 5
Источники финансирования охраны здоровья указаны в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Ими являются :
средства бюджетов всех уровней,
средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с законом Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,
средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан,
средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений.
доходы от ценных бумаг,
кредиты банков и других кредиторов,
безвозмездные и/ или благотворительные взносы и пожертвования,
иные источники, не запрещенные законом.
Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения (статья 11 закона « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации») предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения.
СЛАЙД 6.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются:
для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе РФ, органами государственного управления краев, областей, местной администрацией;
для обеспечения профессиональной подготовки кадров;
для финансирования научных исследований;
для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;
для субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях;
для оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Слайд 7
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование (статья 12 выше названного закона). Эти средства находятся в государственной собственности и используются для оплаты медицинских услуг в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
ЛПУ любой формы собственности, имеющее лицензию и аккредитацию, финансируется на основе договоров с страховой медицинской организацией(СМО) и территориальным фондом ОМС.
СЛАЙД 8
Существуют следующие способы оплаты медицинской помощи:
- для амбулаторно-поликлинических учреждений: финансирование по смете расходов; по подушевому нормативу; оплата законченных случаев лечения; оплата отдельных медицинских услуг.
- для стационарных учреждений: финансирование по смете расходов,; оплата средней стоимости пролеченного больного; оплата законченного случая лечения; оплата за койко-дни.
При наличии системы медицинского страхования, в которой «деньги следуют за пациентом», распорядителями финансовых ресурсов системы становятся по существу врачи, которые проводя обследование больных и выбирая схемы лечения и объемы медицинских услуг, во многом определяют уровень содержания медицинского учреждения.
Слайд 9
Смета - финансовый план учреждения, где фиксируются расходы учреждения по утвержденным статьям:
Статья 1. Заработная плата.
Статья 2. Начисления на заработную плату ( на социальное страхование работающих).
Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.
Статья 4. Командировки и служебные разъезды.
Статья 8. Стипендии.
Статья 9. Расходы на питание
Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств.
Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.
Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.
Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.
Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.
Статья 18. Прочие расходы.
По ОМС оплачиваются 4 статьи расходов на медицинское обслуживание. СЛАЙД 10.
Так как именно источники финансирования определяют систему здравоохранения страны, то здравоохранение Российской Федерации, законодательство которой позволяет использовать практически все имеющиеся в обществе источники финансирования, два из которых (государственный бюджет трех уровней, федеральный, территориальный и местный, а также средства обязательного медицинского страхования) гарантируются законом, - систему здравоохранения современной России называют общественной или бюджетно-страховой. Поскольку средства здравоохранения формируются и используются в основном на уровне территории, на этом уровне принимаются многие управленческие решения – такую систему здравоохранения называют децентрализованной.
Формирование и использование финансовых средств в здравоохранении современной России коренным образом отличается от того, которое было характерно для государственной, централизованной системы здравоохранения, существовавшей в СССР.
Сократилась до 10-12 % доля федерального государственного бюджета; основные расходы государственного бюджета идут из бюджета регионов и, как уже отмечалось, из отчислений на обязательное медицинское страхование. Слайд 11.
Таким образом, в условиях развития рыночной экономики в РФ сегодня можно выделить бюджетную, страховую и частную ( по источнику) системы финансирования здравоохранения. Типы систем финансирования здравоохранения
Модель финансирования
| Основные черты
| Бюджетная
| Основывается на сборе налогов, из которых
формируется доходная часть бюджета, а затем
определяется расход на здравоохранение.
| Страховая
| Основывается преимущественно на целевом
взносе на медицинское страхование.
Часто выступает в форме сочетания страхового и
бюджетного финансирования.
| Частная
| Основывается преимущественно на взносах из личных
средств граждан, благотворительных фондов и т.п.
|
Слайд 12.
Данные отчетов, публикаций и выступлений специалистов позволяют говорить, что в РФ средства бюджетов трех уровней ( федерального, территориального и местного) составляют около 75 % всех расходов на здравоохранение, более 20 % средств поступает на здравоохранение через систему обязательного медицинского страхования, частные средства (общественных фондов, добровольного медицинского страхования, пожертвований, поступающие путем частной оплаты медицинских услуг и др.) составляют около 5 %. При этом потребности системы здравоохранения в оказании качественной медицинской помощи населению не удовлетворяются, а утвержденный бюджет выполняется с большим дефицитом, в среднем на 70 %. СЛАЙД 13.
Дефицит бюджетных средств требует поиска других источников финансирования.
В условиях рыночной экономики внебюджетными источниками финансирования системы здравоохранения могут быть средства:
ОМС и ДМС;
организаций, заключивших договоры с организациями здравоохранения на предоставление медицинских услуг;
инвесторов, финансирующих инновационные проекты, осуществляемые по инициативе и на базе организаций здравоохранения, гранты и изобретения в области новых медицинских технологий;
образовательных медицинских и фармацевтических учреждений, использующих учреждения здравоохранения в качестве клинической базы;
от арендной платы за пользование имуществом, закрепленным за учреждениями здравоохранения на праве оперативного управления;
от деятельности, связанной с обучением медицинским технологиям медицинских работников, а также деятельности по санитарному просвещению населения на основании договоров с заказчиками;
предприятий и иных организаций по предъявленным им искам о возмещении расходов на лечение граждан в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве, дорожно-транспортными происшествиями, отравлениями и инфекционными заболеваниями, связанными с нарушением санитарно-эпидемиологического режима;
гуманитарной деятельности – в виде грантов (безвозмездных субсидий) или иной помощи (поддержки);
от иных поступлений, не запрещенных законодательством РФ;
от пациентов за предоставление им платных медицинских услуг.
Описанная ситуация позволяет согласиться с мнением специалистов, что перед здравоохранением стоят две основные задачи, которые так или иначе отражаются в экономической и социальной политике :
Достижение достаточности финансовых ресурсов для выполнения программ медицинской помощи в соответствии с обоснованными потребностями населения.
Повышение эффективности и качества работы системы здравоохранения.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |