Главная страница

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ЛЕКЦИЯ. СЕНТЯБРЬ 2011 Г.. Финансирование здравоохранения. Государство с помощью


Скачать 55.5 Kb.
НазваниеФинансирование здравоохранения. Государство с помощью
АнкорФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ЛЕКЦИЯ. СЕНТЯБРЬ 2011 Г..doc
Дата28.09.2017
Размер55.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ЛЕКЦИЯ. СЕНТЯБРЬ 2011 Г..doc
ТипДокументы
#21208
Каталог

С этим файлом связано 42205 файл(ов). Среди них: Geograficheskiy_enciklopedicheskiy_s.pdf, 245-_Atlas_Nach_kurs_geograf_6kl_Dushina_2016_-58s.pdf, Posuda_S_V_Vokhrintseva.pdf, Pedagogicheskiy_proekt_Bezopasnost_detey_v_prirode.pdf, Posuda_Produkty_pitania_Tematicheskiy_slovar_v_kartinkakh.pdf, ДОШКОЛЬНИК Презент к проекту Лето красное-безопасное.pptx.pptx, Червячок и яблоко.docx, Plan_god_vozrastnykh_grupp.pdf, smotrovye-stekla-alco-mia.pdf и ещё 42195 файл(а).
Показать все связанные файлы




ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей общества, типа и реальных возможностей экономики страны.

СЛАЙД 2.

По расчетам специалистов расходы на здравоохранение в процентах от ВНП (валового национального продукта) или, как сейчас говорят в нашей стране, ВВП (валового внутреннего продукта) составляют от 3% до 14%. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6-9 % ВНП, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества не менее 12 % ВНП.

Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для их решения необходимо тратить средства с максимальной эффективностью.

СЛАЙД 3. (таблица)

США, страна с либеральной рыночной экономикой, выделяло на здравоохранение (с учетом всех источников средств) более 14 % ВНП, не обеспечивая при этом доступности современного, качественного медицинского обслуживания для всего населения, хотя и имея высокосервисное медицинское обслуживание для достаточно богатых слоев населения.

Высокоразвитые страны с социальной рыночной экономикой, имеющие государственную (страховую и бюджетную) систему здравоохранения добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8 ВНП. Расходы на здравоохранение в нашей стране составляют около 4 % ВВП (ВНП), до начала реформ в СССР (РСФСР) на здравоохранение расходовалось в различные годы 3-5 % ВНП.
Слайд 4.

В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законом « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В соответствии с конституцией (статья 41 ) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Слайд 5

Источники финансирования охраны здоровья указаны в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Ими являются :

  1. средства бюджетов всех уровней,

  2. средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с законом Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,

  3. средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан,

  4. средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений.

  5. доходы от ценных бумаг,

  6. кредиты банков и других кредиторов,

  7. безвозмездные и/ или благотворительные взносы и пожертвования,

  8. иные источники, не запрещенные законом.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения (статья 11 закона « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации») предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения.

СЛАЙД 6.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются:

  • для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе РФ, органами государственного управления краев, областей, местной администрацией;

  • для обеспечения профессиональной подготовки кадров;

  • для финансирования научных исследований;

  • для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

  • для субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

  • для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

  • для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях;

  • для оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.


Слайд 7

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование (статья 12 выше названного закона). Эти средства находятся в государственной собственности и используются для оплаты медицинских услуг в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

ЛПУ любой формы собственности, имеющее лицензию и аккредитацию, финансируется на основе договоров с страховой медицинской организацией(СМО) и территориальным фондом ОМС.

СЛАЙД 8

Существуют следующие способы оплаты медицинской помощи:

- для амбулаторно-поликлинических учреждений: финансирование по смете расходов; по подушевому нормативу; оплата законченных случаев лечения; оплата отдельных медицинских услуг.

- для стационарных учреждений: финансирование по смете расходов,; оплата средней стоимости пролеченного больного; оплата законченного случая лечения; оплата за койко-дни.

При наличии системы медицинского страхования, в которой «деньги следуют за пациентом», распорядителями финансовых ресурсов системы становятся по существу врачи, которые проводя обследование больных и выбирая схемы лечения и объемы медицинских услуг, во многом определяют уровень содержания медицинского учреждения.


Слайд 9

Смета - финансовый план учреждения, где фиксируются расходы учреждения по утвержденным статьям:

Статья 1. Заработная плата.

Статья 2. Начисления на заработную плату ( на социальное страхование работающих).

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды.

Статья 8. Стипендии.

Статья 9. Расходы на питание

Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств.

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

Статья 18. Прочие расходы.

По ОМС оплачиваются 4 статьи расходов на медицинское обслуживание.
СЛАЙД 10.

Так как именно источники финансирования определяют систему здравоохранения страны, то здравоохранение Российской Федерации, законодательство которой позволяет использовать практически все имеющиеся в обществе источники финансирования, два из которых (государственный бюджет трех уровней, федеральный, территориальный и местный, а также средства обязательного медицинского страхования) гарантируются законом, - систему здравоохранения современной России называют общественной или бюджетно-страховой. Поскольку средства здравоохранения формируются и используются в основном на уровне территории, на этом уровне принимаются многие управленческие решения – такую систему здравоохранения называют децентрализованной.

Формирование и использование финансовых средств в здравоохранении современной России коренным образом отличается от того, которое было характерно для государственной, централизованной системы здравоохранения, существовавшей в СССР.

Сократилась до 10-12 % доля федерального государственного бюджета; основные расходы государственного бюджета идут из бюджета регионов и, как уже отмечалось, из отчислений на обязательное медицинское страхование.
Слайд 11.

Таким образом, в условиях развития рыночной экономики в РФ сегодня можно выделить бюджетную, страховую и частную ( по источнику) системы финансирования здравоохранения.
Типы систем финансирования здравоохранения

Модель финансирования

Основные черты

Бюджетная

Основывается на сборе налогов, из которых

формируется доходная часть бюджета, а затем

определяется расход на здравоохранение.

Страховая

Основывается преимущественно на целевом

взносе на медицинское страхование.

Часто выступает в форме сочетания страхового и

бюджетного финансирования.

Частная

Основывается преимущественно на взносах из личных

средств граждан, благотворительных фондов и т.п.



Слайд 12.

Данные отчетов, публикаций и выступлений специалистов позволяют говорить, что в РФ средства бюджетов трех уровней ( федерального, территориального и местного) составляют около 75 % всех расходов на здравоохранение, более 20 % средств поступает на здравоохранение через систему обязательного медицинского страхования, частные средства (общественных фондов, добровольного медицинского страхования, пожертвований, поступающие путем частной оплаты медицинских услуг и др.) составляют около 5 %. При этом потребности системы здравоохранения в оказании качественной медицинской помощи населению не удовлетворяются, а утвержденный бюджет выполняется с большим дефицитом, в среднем на 70 %.
СЛАЙД 13.

Дефицит бюджетных средств требует поиска других источников финансирования.

В условиях рыночной экономики внебюджетными источниками финансирования системы здравоохранения могут быть средства:

  1. ОМС и ДМС;

  2. организаций, заключивших договоры с организациями здравоохранения на предоставление медицинских услуг;

  3. инвесторов, финансирующих инновационные проекты, осуществляемые по инициативе и на базе организаций здравоохранения, гранты и изобретения в области новых медицинских технологий;

  4. образовательных медицинских и фармацевтических учреждений, использующих учреждения здравоохранения в качестве клинической базы;

  5. от арендной платы за пользование имуществом, закрепленным за учреждениями здравоохранения на праве оперативного управления;

  6. от деятельности, связанной с обучением медицинским технологиям медицинских работников, а также деятельности по санитарному просвещению населения на основании договоров с заказчиками;

  7. предприятий и иных организаций по предъявленным им искам о возмещении расходов на лечение граждан в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве, дорожно-транспортными происшествиями, отравлениями и инфекционными заболеваниями, связанными с нарушением санитарно-эпидемиологического режима;

  8. гуманитарной деятельности – в виде грантов (безвозмездных субсидий) или иной помощи (поддержки);

  9. от иных поступлений, не запрещенных законодательством РФ;

  10. от пациентов за предоставление им платных медицинских услуг.



Описанная ситуация позволяет согласиться с мнением специалистов, что перед здравоохранением стоят две основные задачи, которые так или иначе отражаются в экономической и социальной политике :

  1. Достижение достаточности финансовых ресурсов для выполнения программ медицинской помощи в соответствии с обоснованными потребностями населения.

  2. Повышение эффективности и качества работы системы здравоохранения.

перейти в каталог файлов
связь с админом