Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Фисенко Е. Ю., руководитель социально-психологической службы мбоу сош 40 г. Нижневартовска


НазваниеФисенко Е. Ю., руководитель социально-психологической службы мбоу сош 40 г. Нижневартовска
Анкорmodel pp soprovojd fgos ooo mbou soh40 (2).pdf
Дата22.05.2017
Размер0.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmodel_pp_soprovojd_fgos_ooo_mbou_soh40_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#20713
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

Фисенко Е.Ю., руководитель социально-психологической
службы МБОУ СОШ №40 г.Нижневартовска
Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса в условиях федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Новый этап развития отечественной системы образования предполагает непосредственное участие педагогических коллективов образовательных учреждений в его становлении. Было бы опрометчивым говорить о том, что подходы, лежащие в основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, полностью перечеркивают ту систему, которая функционировала в образовании ранее. Стандарты нового поколения делают систему образования более единой и цельной: задаются качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание образования, четко определяется образовательный результат, который достигается каждым учеником.
Цель новых стандартов, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой - воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками, формирование которых возлагается, прежде всего, на образовательное учреждение. Таким образом, новые стандарты – это по сути своей следующий виток развития системы образования в России. И на этом витке педагогика и психология встречаются и идут далее рука об руку.
В лексикон педагога возвращаются понятия «универсальные учебные действия», «зона актуального развития», «зона ближайшего развития» и многие другие понятия, которые пришли из педагогической и возрастной психологии.
Исходя из факта, что основными отправными точками становятся понятия «содержание образования» и «результат», встает вопрос о том, как школа будет оценивать эффективность образовательного процесса, по каким показателям будут отслеживаться предметные, метапредметные достижения, оцениваться личностные результаты ребенка. А самое главное, как будет выглядеть шкала эффективности, и кто будет осуществлять контроль и оценку уровня развития предметных, метапредметных и личностных результатов.
В связи с этим меняются не только содержание УМК, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы, но и подходы к психолого-педагогическому сопровождению образовательно- воспитательного процесса в школе.

I. Требования к модели и программе психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса
1
.
1. Общие требования
Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования должна соответствовать требованиям
ФГОС ООО.
В идеале, механизмы, лежащие в основе модели, реализуются тем количеством специалистов, которое предусмотрено актуальным штатным расписанием образовательных учреждений.
2. Требования к методам и организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС и оценки сформированности универсальных учебных действий
Обоснование выбора диагностического инструментария
Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
– показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
– учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам.
Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);
– учет возрастной специфики сформированности видов УУД.
Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий
- адекватность методик целям и задачам исследования;
- теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
- адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
- валидность и надежность применяемых методик;
- профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
1
Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Методические рекомендации. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю.
Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 80 с.

- этические стандарты деятельности психологов.
Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.
Теоретическая обоснованность методик. Используются только такие методики, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.
Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.
Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам.
Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов.
Необходимо ограничить нецелевое использование и распространение диагностических методик. Это ограничение имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения.
Этические стандарты деятельности психологов.
Оценивание интеллектуальных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся, налагает серьезную ответственность на проводящих обследование специалистов. Следует также учитывать, что проведение любого психологического обследования ребенка возможно только при условии согласия его родителей.
II Методологическое обоснование модели психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации
ФГОС предполагает обеспечение развивающего характера образования и строится, главным образом, на дидактических принципах
2
, лежащих в основе развивающего обучения.
2
Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Методические рекомендации. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю.
Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 80 с.

Принцип
научности предполагает соответствие содержания сопровождения уровню развития современной педагогики и психологии, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Принцип воспитывающего воздействия базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.
Принцип
фундаментальности
и
прикладной
направленности сопровождения - это связь обучения с жизнью, теории с практикой.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.
Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых.
Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.
Принцип
единства
группового
и
индивидуального
воздействия предполагает оптимальное сочетание двух видов работы с учащимися. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой
– своему стремлению к обособлению.
Принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.
Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе.
Принцип продуктивности и надежности - если воздействие не приводит к достижению целей сопровождения, то в нем нет необходимости.
III
Модель
психолого-педагогического
сопровождения
образовательного процесса в условиях ФГОС ООО.
Предложенная модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на примере
МБОУ СОШ №40 г. Нижневартовска основана на модели организационной структуры психологического сопровождения образовательного процесса,
предложенная Никифоровой Г.В., Крупениной А.В., Нестеренко-Костенко
И.В
3
Схема
Модель психолого-педагогического сопровождения
ФГОС нового поколения
Представленная модель находится в процессе доработки, мы представляем только основу, на которую как на нить будет «собираться» по
«бусинам» непосредственно модель. Здесь, наряду со стандартными для педагогов-психологов видами работы (диагностика, коррекция, развитие и др.), едва ли не ключевыми становятся проектирование и моделирование образовательной среды.
Как уже отмечалось, новые ФГОС предполагают тесное сплетение педагогики и психологии. Там, где в предыдущей системе было разделение функций, при котором с нормой работал педагог, а с пограничными проявлениями нормы и некоторыми нарушениями работали узкие специалисты, теперь функция психолога не столько коррекционная и развивающая, сколько моделирующая и проектирующая. Нельзя сказать, что педагог-психолог больше не занимается специальными трудностями детей, занимается. Но помимо этого задача педагога-психолога содействовать изменению образовательной среды
3
Никифорова Г.В., Крупенина А.В., Нестеренко-Костенко И.В., Изменение содержания психолого- педагогической работы в условиях внедрения ФГОС// Справочник педагога-психолога. Школа №5, 2012 г.
под специальные потребности ребенка, проектирование модели взаимодействия педагога с такими детьми. Таким образом, наряду с субъектами образовательного процесса (родителями, педагогами и обучающимися) важной фигурой становится образовательная среда школы как таковая.
Стоит обратить внимание, что модель называется «Психолого- педагогического сопровождения…», что предполагает наличие в роли исполнителей как психологов, так и педагогов. Это связано с тем, что компетенции обучающихся как результат освоения основной образовательной программы формируются в ходе реализации этой программы, при этом урок служит основным средством, а учитель выступает главным действующим лицом, обеспечивающим формирование всех видов компетенций, включая метапредметные и личностные. Психолог больше выступает в роли специалиста, формирующего мотивационную сферу педагога, развивающего его креативность, содействующего готовности к инновационной деятельности.
Таким образом, воздействие педагога-психолога на образовательную среду в целом происходит через педагога. А так как процесс полностью взаимный, то педагогу-психологу придется полностью вникнуть и погрузиться в особенности образовательного процесса, образовательную программу, методику преподавания. А педагогу – в психологические аспекты урока.
Разберем некоторые задачи психолого-педагогического сопровождения с точки зрения ролей педагога и психолога.
1. Мониторинг эффективности образовательной среды:
Функции педагога-психолога
- исследует образовательную среду на предмет еѐ развивающего потенциала и психологической безопасности;
- осуществляет психологический анализ урока;
- диагностирует уровень сформированности УУД: личностных
(мотивация к обучению и познанию, осознанная профессиональная ориентация, коммуникативные навыки, смысло-ценностные установки и др.), регулятивных
(владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и пр.), познавательные (уровень развития компонентов мышления), коммуникативные
(социальное положение в группе, конфликтность).
Функции педагога
- диагностирует уровень сформированности УУД: личностных
(патриотизм, толерантность, наличие гуманистических, демократических и традиционных ценностей, освоение социальных норм, ценностей ЗОЖ и др.), регулятивных (умение ставить учебные цели, соотнесение результата и планируемого, планирование, самоконтроль и пр.), познавательные (умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, смысловое чтение и пр.), коммуникативные (умение сотрудничать и пр.).
2.
Моделирование и проектирование образовательной среды осуществляется совместно всеми участниками образовательного процесса. В рамках этого направления оказывается влияние на:
- образовательное пространство,

- образовательные маршруты,
- индивидуальные траектории развития учащихся.
3. Тьютерство:
Функции педагога-психолога
- обучение педагогов проектированию зоны ближайшего развития ребенка
- обучение педагогов формам и методам работы с одаренными детьми и пр.
Функции педагога
- проектирование ЗБР ребенка
- работа по поддержке и развитию одаренности ребенка.
4. Коррекция и развитие
Функция педагога-психолога
- психологическая коррекция неблагополучий и трудностей обучения и воспитания.
Функции педагога - педагогическая коррекция академической неуспеваемости и ситуативной учебной неуспешности.
Как уже отмечалось выше, состав названных задач носит иллюстративный характер. Понятно, что веер задач специалистов существенно шире.
IV
Направления
психолого-педагогического
сопровождения
образовательного процесса.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута
- комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
Скрининговые психологические исследования позволяют выявлять группу риска по заданному признаку. Общее количество респондентов, наличие затруднений и рисков у которых не является очевидным, сужается до группы с выраженной трудностью.
Причины возникновения затруднений и рисков, создающих проблемы при освоении учебной деятельности или в личностном развитии, выявляются путем индивидуальной углубленной диагностики. Инструментальный веер этого направления широк.

Психолого-педагогический мониторинг – это отслеживание состояния и развития образовательной среды средствами психологической и педагогической диагностики, которое позволяет оценить результативность осуществляемой педагогической деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Цель блока социально-психологического проектирования деятельности педагога-психолога - разработка и реализация психологических методов и приемов, обеспечивающих формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся, которые рассматриваются как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей