Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ФОРМИРОВАНИЕ познавательной АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Формирование познавательной активности у дошкольников. Познавательная активность это


НазваниеФормирование познавательной активности у дошкольников. Познавательная активность это
Дата01.04.2019
Размер28.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФОРМИРОВАНИЕ познавательной АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.docx
ТипДокументы
#44452
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ФОРМИРОВАНИЕ познавательной АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Познавательная активность это:
Интерес ребенка к получению новых знаний, умений, навыков;
Стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира;
Внутренняя целеустремленность и потребность использовать разные способы действия к накоплению расширению знаний и кругозора;
Активное практическое использование накопленных знаний, умений и навыков.
Ребенок проходит следующие стадии познавательного развития:
Любопытство
Любознательность
Развитие познавательного интереса
Развитие познавательной активности.
Познавательная активность складывается под влиянием самых разнообразных факторов:
Объективных: окружающие условия; личности педагогов и родителей; приёмов и методов обучения
Субъективных: мотивация; любознательность; воля, усидчивость и т.д. самого ребенка.
Познавательная активность дошкольника носит избирательный характер, возникает при включении ребенка в лично значимую для него деятельность.

Познавательная активность включает в себя следующие компоненты:
Мотивационно-стимулирующий;
Содержательно-деятельный;
Эмоционально-оценочный.
Развитие познавательной активности проходит следующие этапы: мотив, познавательный интерес, познавательная активность, познавательная деятельность.

Дети с ЗПР имеют особенности, которые затрудняют развитию познавательной активности:
Ограниченный запас общих сведений об окружающем;
Отставание в развитии речи;
Несформированность психических процессов: слабая память, неустойчивое внимание, медлительность и их пониженная переключаемость.
Детям с ЗПР необходим более длительный период для приема и переработки информации, возвращение и многократное повторение, закрепление полученных знаний, представлений, приёмов и навыков.

В своей работе использовала следующие методы:
Наглядный;
Словесный;
Практический.
Все методы связаны между собой, могут, как правило, использоваться одновременно в различных видах деятельности, т.к. направлены на решение определенных образовательных задач, на освоение материала.

Например, «Знакомство с зимующими птицами» - педагог использует: - - словесные методы (рассказ, беседа);

- наглядные методы (иллюстрации, прослушивание голосов птиц, просмотр слайдов, фильмов);

- практические методы(дидактические игры, кормление птиц на прогулке, домашнее задание: принести корм для птиц, сделать с родителями кормушку).

В работе с детьми использовала:
    Наглядные методы:
    Рассматривание картин, иллюстраций, книг, предметов
    Наблюдения, экскурсии;
    Слушание записей: голосов птиц, животных, зверей; речи людей и музыкальных произведений; голосов природы – пение птиц, шум моря, дождя, ветра
    Макеты, пособия;
    Использование ИКТ и ТСО
    Показ и объяснение способов действия(ИЗО, конструирование).
    Наблюдения – один из доступных методов познания. Проводить его надо целенаправленно, продуманно, использовать всесторонне.
    Мы смотрим глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

    Поэтому, развитие способности наблюдать означает развитие способности мыслить, а не просто смотреть, слышать.

    В старшем дошкольном возрасте дети способны сами ответить на свой вопрос из раннего детства «Почему?». Например, на вопросы, которые задавались детям:


    -Почему качаются ветки деревьев?


    -Почему на асфальте лужи, а на земле их нет? А на земле, когда бывают?


    -Почему снег тает в помещении?


    -Почему земля(почва) к полудню оттаивает, утром ведь был лед? А что будет к вечеру? К утру?


    -Почему осенью меняется цвет шерсти у зайца?


    -Зачем черепахе нужен панцирь, а ежу колючки?


    -Почему рыбы плавают?


    -Могут ли растения без света, влаги и тепла расти?

    Используя свой предыдущий опыт и знания, дети не только отвечают на вопросы, но и объясняют, доказывают, аргументируют свои ответы.

    Однако, желание задавать вопросы у детей не должно исчезать. Вопросы от детей говорят об их желании узнавать что-то новое, разобраться в различных процессах, связях, следствиях происходящего вокруг них. Вопросы детей меняются от «Почему? Зачем?» до «Я хочу узнать? Мне интересно узнать? Я не понял, почему?».
      Дети очень любят экскурсии. Экскурсия – это вид занятия, который требует развернутого плана, предварительной подготовки, последующего обсуждения.
      Экскурсии в библиотеку перешли в разряд «Посещение библиотеки», т.к. они проходят регулярно, являются совместным проектом с определенной тематикой: «Знакомство с библиотекой»; «Где и как хранятся книги?»; «Для чего нужны библиотеки?» и т.д.

      В библиотеке проходят постоянно дни открытых дверей, презентации, мероприятия, посвященные известным писателям, поэтам, художникам, а также памятным датам и праздникам. Особенно детям запоминаются и эмоционально воспринимаются экскурсии в цирк, театр им. А.П.Чехова, в Трогательный зоопарк.

      Экскурсии, поездки очень важны для дошкольников – это выход за пределы привычного окружения (детского сада), это окружающая среда, которая не только интересна, но и поможет адаптироваться к новым условиям, нормам и правилам поведения в общественных местах.

      3. Использование компьютерных технологий, средств ТСО и ИКТ прочно вошло в повседневную жизнедеятельность и образовательный процесс дошкольников:

      - просмотр кинофильмов, слайдов, иллюстраций, сказок;

      - занимательные игры, викторины, развивающие программы;

      -слушание записей: голосов птиц, животных, зверей; музыкальных произведений; голосов природы(пение птиц, шум моря, дождя, ветра).

      4. Использование иллюстраций, картин, макетов, пособий присутствуют почти на всех занятиях, в мероприятиях, играх.

      В подготовительной группе при достаточной сформированности процессов мышления, стало возможным использование знаков, символов, моделей, опорных схем, таблиц.

      Наглядный метод на практике тесно связан со словесным, т.к. наглядная демонстрация всегда сопровождается словом.
        Словесный метод использовали, как самостоятельный.
        Словесный метод – это система взаимосвязанных последовательных действий педагогов, направленных на освоение материала, так и как методический прием – элемент действия, разового действия, для реализации и модификации метода:

        - чтение художественной и познавательной литературы;

        - беседы(предварительная, итоговая, обобщающая);

        - рассказ педагога(с объяснением, показом, демонстрацией) – может быть кратким, выборочным, развернутым в зависимости от цели, поставленной программной задачи;

        - словотворчество: придумывание сказок, составление рассказов, загадывание-отгадывание загадок, скрытого смысла, мудрости в пословицах;

        - использование фольклорных материалов, использование литературных художественных произведений в аудиозаписях известных артистов, как образца правильного литературного языка, выразительной интонации.

        III. Практический метод развития познавательной активности предполагает формирование умения конструировать свою деятельность, используя свои знания, умения и навыки на практике, искать ответы на вопросы, аргументировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

        В работе с детьми подготовительной группы использовали следующие приёмы:
        Эксперименты и опыты;
        Моделирование;
        Коллекционирование, выставки;
        Дидактические игры, задания, упражнения;
        Праздники- развлечения, конкурсы, викторины;
        Трудовые поручения.
        1.Экспериментирование – это метод развития познавательной активности, который основан на практической деятельности поискового характера, направленной на познание свойств, качеств предметов, материалов, связей и взаимодействий или зависимости явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы и методы воздействия на него.

        Как правило, он используется при познании живой и неживой природы, но его возможности значительно шире: его можно использовать при знакомстве с техническими устройствами(бытовыми приборами), инструментами, предметами для труда, при сравнении предметов одежды, обуви, посуды( из чего, что сделано и как это влияет на их свойства).

        Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, делать вывод, подтверждать или опровергать собственные представления.

        Эксперименты с водой – доступный для проведения и интересный детям. Например: «Есть ли у воды вкус?»

        Детям предлагается попробовать питьевую воду, затем сладкую, кислую, соленую.

        Дети определяют, что если в воду добавить бесцветные вещества(соль, сахар, лимонную кислоту), то изменится только вкус. Если добавить сок(морковный, свекольный), то измениться и вкус и цвет. При добавлении различных красок изменяется цвет.

        Не все вещества растворяются в воде, как бы исчезают в ней, превращаются вводу. А если опустить в воду яблоко, мандарин? Что с ней будет?

        Опыты с водой и предметами можно проводить постоянно:

        Плавает – тонет, уходит в песок(исчезает), делает землю, глину – мягкой.

        Детям подготовительной группы доступны и интересны исследование свойств самой воды: горячая, холодная, превращается в лед – замерзает, при нагревании льда - тает, при кипячении(очень сильном нагревании) – превращается в пар, испаряется, исчезает в воздухе.

        Игры-эксперименты: «Что замерзнет, а что нет?»; «Что растает, а что нет?»; «Что утонет, а что нет?».

        Круговорот воды в природе, смена времен года, особенности природы и погоды в разные времена года – при доступном и интересном наблюдении активизирует познавательную деятельность детей, способствует развитию интереса узнать что-то новое.

        При проведении эксперимента – опыта у детей возникает не только интерес, но и вопросы и ответы.

        Провели такой опыт: «Один стакан с водой поставили на подоконник, куда попадают солнечные лучи. Другой – в темный угол, а третий на полку и накрыли крышкой. Сравнили объем воды в стаканах через неделю. И предложили детям подумать, объяснить, что произошло и почему, что повлияло на изменение объема воды.(Первый стакан – на солнце вода нагревалась и испарялась, как в чайнике при кипячении, но очень медленно; второй стакан – вода тоже испарялась, но её осталось намного больше, т.к. она не нагревалась; третий стакан – вода осталась почти в том же объеме, но на крышке образовались маленькие капельки, крышка с внутренней стороны стала влажной.)

        Такой опыт – эксперимент позволил детям понять. Что свойства воды меняются в зависимости от температуры. После такого эксперимента предложили детям применить эти знания и объяснить:


        - почему мы потеем, когда бегаем, прыгаем, активно двигаемся?


        - почему мы потеем и много пьем воды летом, особенно, если находимся на солнце?

        Дети самостоятельно смогли выводы, ответить на вопросы, но у детей тоже возник вопрос: «А куда делась вода?»; «Куда исчезает вода из луж после дождя с асфальта?»

        Детям рассказали, как вода постепенно собирается в облака, тучи, а когда тучи становятся тяжелыми от воды и их становится много, вода в виде дождика, дождя, ливня возвращается на землю.

        Дети впервые задумались о воде, как о самом главном в жизни для людей, зверей, птиц, растений.

        «А что будет, если вдруг исчезнет вода?» Все живое погибнет, воду надо беречь.

        Экспериментальная деятельность позволяет развить у детей способность к мыслительному экспериментированию, т.е. моделированию.

        Моделирование – использование предметных, предметно-схематических и графических моделей.

        Детям предлагали различные ситуации, как правило, проблемные для решения которых надо совершить ряд последовательных действий, опираясь на свой опыт, используя раннее полученные знания. Это поисковые задания и моделирование различных действий.

        - «Я старший брат» – маму вызвали на работу, пошла на рынок, в магазин – мне поручили присмотр за младшим братом.

        - «Бабушка заболела»(ей стало плохо, а дома никого нет, мы с ней вдвоем).

        -«Я заблудился»(в парке, в магазине).

        Дети очень любят изображать животных, зверей, обычно сказочных. Для закрепления представлений детей о домашних, диких животных, зверях предлагали следующие задания:

        -Представьте себе, что вы котенок, щенок, львенок, волчонок и т.д. Опишите, расскажите свой день, как вы провели в этом образе.

        Коллекционирование и выставки – это наглядное обобщение, отражение интересного, практического, познавательного опыта детей.

        В течение года все значимые события, чтобы они запечатлелись в памяти детей отражались в продуктивной деятельности – индивидуальной, совместной со сверстниками, педагогами, родителями.

        «Золотая осень», «Урожай», «Новогодняя сказка», «Ферма домашних животных», «Насекомые», «Джунги» и т.д.

        Дидактические игры, задания, упражнения – один из самых интересных, доступных и действенных практических методов активизации познавательной деятельности, способствующих развитию психических процессов – восприятия. Внимания, памяти, мышления. Это целая система различных видов дидактических направлений для решения программных задач используется педагогами в повседневной деятельности.

        В старшем дошкольном возрасте использовали такие игровые задания, которые заставляют ребенка задуматься, сделать вывод, умозаключение, самостоятельно составить представление о предмете, явлении, событии.

        -Что произошло бы, если…


        -Что будет?

        -Что случиться, если…


        -Почему это случилось?


        -Когда это бывает?


        -Что сначала, что потом?

        -Чудесный сундучок(мешочек, коробочка)

        Упражнения – эксперименты должны не только показывать разные свойства предметов, но и заставлять ребенка понимать причину. Например: игра – эксперимент «Звонкие баночки»(коробочки) – испытать, какой звук издает молоточек, если ударять им по баночкам, наполненным водой, песком, мелкими камешками, пустой баночкой. Какие звуки будут, если ими потрясти.

        Трудовые поручения – практический метод познавательной деятельности. Они могут быть индивидуальными, совместными, коллективными.

        Трудовые поручения – это проектная деятельность. В ней для достижения результата необходимо спланировать ряд последовательных действий, составить план-модель исполнения задания, определить порядок действий, предположить видимый, ощутимый результат.

        Все компоненты познавательной активности собраны и проявляются в таких формах практического метода, как праздники, развлечения, конкурсы, викторины, соревнования.
        Праздники – развлечения, конкурсы, викторины проводились в течении года:


        перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей