Главная страница

Г. А. Флерина Дошкольное детство это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Интерес важный стимул к расши


НазваниеГ. А. Флерина Дошкольное детство это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Интерес важный стимул к расши
Анкор768424.doc
Дата01.11.2017
Размер56 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла768424.doc
ТипДокументы
#30465
Каталог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 71 «Почемучка»

Развитие у детей 3 - 4 лет интереса к изобразительной деятельности

посредством нетрадиционной художественной техники –

скатывание бумаги.

Подготовила Ковалева Е. А., воспитатель

Старый Оскол

2013

«Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чув­ствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности»

Г.А. Флерина
Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Интерес – важный стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению его интеллекта.

Поскольку в основе развития интереса к художественно-творческой деятельности лежат любознательность и наблюдательность, взрослый учит детей смотреть и видеть, при­влекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содействует и раз­витию желания рисовать, лепить, складывать узоры; вместе с формирующимся умением смотреть и видеть перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительно­го. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг се­бя то, чего не заметит другой, значит, и мир интересного у него значительно шире.

Нетрадиционные техники дают детям возможность создавать выразительные художественные образы доступными им изобразительными средствами. Они демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Их несомненным достоинством является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию психических процессов интеллектуальной и личностной сферы дошкольников. У них совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные способности и навыки.

Использование в работе разных нетрадиционных техник позволило сформировать у детей 3-4 лет живой интерес к изобразительной деятельности, которая прино­сит ребенку радость творчества, сопутствует благоприятной эмоциональной атмосфере, формирует у детей трудолюбие, ак­тивность, самостоятельность и инициативность, умение дружно трудиться, уважать труд взрослых и сверстников.

Особое значение в дошкольном возрасте имеет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными показана взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи ребенка. Поэтому необхо­димо помочь стать пальчикам ребёнка ловкими и умелыми.

Большие возможности для развития и трениров­ки движений пальцев рук заложены в использовании приема скатывания бумаги. Это позволило использовать данный прием в работе с детьми 2 младшей группы. Остановлюсь на этом подробнее.

Работа с детьми осуществлялась в рамках художественно-продуктивной деятельности. Дошкольники осваивали технику бумажной пластики в игровой форме, в совместной деятельности с педагогом, а также в самостоятельной творческой деятельности. Позиция педагога менялась по мере развития интереса детей и овладения навыками работы с бумагой.

Во время работы в мастерской воспитатель побуждал детей к активной продуктивной деятельности: они с радостью создавали коллажи, рисовали, лепили, конструировали и так далее. В эти часы шло интенсивное развитие детского творчества, закрепление приемов и техники работы с разными изобразительными материалами, применение нетрадиционных способов художественного творчества в новых условиях самостоятельной деятельности. Именно в процессе такого непосредственного общения в ходе совместной деятельности дети узнают радость совместного творчества, происходит обогащение содержания детских рисунков, поделок, конструкций.

Дети в этом возрасте чутко воспринимают цвет, не боятся красок, радостно переживают встречу с ними. Под руководством педагога они осваивают разные способы и приемы работы красками. Учатся работать широко и смело, смешивая краски на листе бумаги, ритмично наносят красочные пятна – мазки с помощью пальцев руки (пальчиковое примакивание) или выполняют оттиск ладошкой с последующей дорисовкой деталей кистью, а также украшают поверхность с помощью специальных штампов, используют другие приемы и техники. Такие техники можно использовать в комплексе, дополняя ими друг друга. Как только интерес к работе падает, демонстрируются новые интересные приемы работы с уже известными материалами.

Педагог поощряет даже небольшие проявле­ния творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов. Он выстав­ляет удавшиеся работы ребенка, тем самым поощряя его. Ино­гда помогает, показывает, как справиться с задуманной работой, как подобрать цвет, смешать краски и т. п. Учит применять имеющиеся знания и навыки для передачи новых форм, цветосочетаний, композиций. Так, шаг за шагом, воспитатель повсе­дневно формирует интерес к данному виду деятельности.

Прием скатывания бумаги рекомендуется к использованию с трех лет. Основными средствами выразительности являются фактура и объем. Поделки изготавливаются из салфеток либо цветной двусторонней бумаги.

Для работы в первую очередь необходимы бумажные салфетки разных цветов и оттенков. Для малышей лучше брать мягкие салфетки, позволяющие легко их скатывать.

И конечно, понадобится клей. Для приклеивания бумажных шариков из салфеток лучше пользоваться клеем ПВА, но можно намазывать рабочую поверхность и клеящим карандашом.

Работа с салфетками проходит в определённой последовательности:

  • ребёнок отрывает от салфетки полоски. Салфетку он держит в ле­вой руке, а правой от верхнего края отрывает полоски. При этом разви­вается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя паль­цами и силовое распределение мышц в руке. Это достаточно сложные дей­ствия для ребёнка четвёртого года жизни. И если ребёнку такие действия удаются с трудом, то можно разрешить ему отрывать от салфетки кусочки (среднего размера, не мель­чить). Но в течение года обязательно следует показать малышу, как отры­вать от салфетки полоски;

  • готовые полоски ребёнок мнет в руках, пока бумага не станет мягкой, затем скаты­вает из нее бумажные шарики. В идеале это делается тремя пальцами (боль­шим, указательным и средним) кру­говыми движениями. Таким образом, развивается мелкая моторика пальцев, участвующих в процессе письма. Ска­тывать шарик тремя пальцами ребён­ку ещё достаточно сложно, поэтому на начальном этапе ему можно раз­решить скатывать бумажные шарики ладонями. Но в последующем обяза­тельно следует показать, как раскаты­вать шарики тремя пальцами. Их размеры могут быть различными: от маленького (ягода рябины) до большого (снежный ком, облако);

затем бумажный комок опускается в клей и приклеивается на контур рисунка, нарисованный на плотной основе, бумаге или цветном картоне. Важно научить ребенка плотно прижимать шарики друг к другу и не выхо­дить за контур. При этом тренируются мышцы рук, мелкая моторика, развива­ется координация и точность движений.

Детям предлагаются картинки с изображением разных предметов, животных и сюжетов. Изображения частично рас­крашены, что облегчает деятель­ность малыша. Это важный момент в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Ребёнок ещё не может долго сосредоточиваться на одном виде деятельности; ему очень хочется скорее получить результат и за­служенную похвалу взрослых.

Картинка по желанию ребенка обрамляется в рамку, что позволяет проде­монстрировать ее окру­жающим и самому ребёнку красиво оформленной, и придаёт ей закончен­ный вид.

Если картинки ребёнок да­рит близким людям, друзьям, гостям, педагогам, если детскими работами постоянно украшается не только интерьер группы, но и все помещения детского сада, квартиры к лю­бому празднику или событию (Новый год, Международный день матери, день рождения ребёнка или членов се­мьи и пр.), то ценность этих работ значительно возрастает.

Работа с картин­ками осуществляется следующим образом: детям показывается картинка и излагается пробле­ма изображённых героев (предметов и объектов). Предлагается им помочь. Вместе с детьми отбираются салфетки нужного цвета (либо в зависимости от сюжета предлагается это сделать каж­дому ребёнку самостоятельно). Далее идёт подготовительная работа, кото­рая включает в себя отрывание поло­сок и скатывание шариков. Готовые шарики желательно складывать в отдельные стаканчики или коробочки с крышками. Когда количество шари­ков будет достаточным, можно при­ступить к их наклеиванию на картинку.

На всех этапах пред­усматривается и допускается помощь взрослых. Однако не следует стре­миться всё сделать самим за малыша.

Довольно часто ре­бёнку данного возраста ещё не хва­тает терпения скатать нужное количе­ство шариков. Скатав 3-5 шариков, он стремится приступить к их приклеи­ванию. На первых порах предоставь­те ему эту возможность. Но постепен­но количество скатываемых шариков необходимо увеличивать («Давай ска­таем ещё один (два, три) шарик, а потом нач­нём приклеивать»).

На четвертом году жизни малыши впервые начинают осваивать коллективные формы работы. Подобная форма организации художественной деятельности ребенка имеет два очень ценных момента.

Во – первых, результат совместной работы по – новому воздействует на каждого из членов детского коллектива, вселяет чувство уважения к себе, дает ощущение значимости выполненной работы.

Во – вторых, в процессе коллективной деятельности формируются первичные навыки социализации, столь важные для полноценного становления личности ребенка.

Важно, чтобы во время выполнения коллективных работ была создана атмосфера доверия, и педагог поддерживал идеи и деятельность каждого ребенка, поощрял их первые шаги в творчестве, помогал рассматривать допущенные ошибки как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное. Особое внимание следует уделять созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки.

В результате такой планомерной работы малыши начинают видеть всю многогранность красоты окружающего мира. Ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без нее невозможно представить жизнь.

В педагогической работе нет стандартов, и не может быть готовых рецептов. Любой совет нуждается в глубоком осмыслении, умении применять его на практике творчески, с учетом конкретных условий. А это ­требует от педагога высокой ответственности, постоянных раздумий и поиска. Желаю вам успеха на этом поприще!


перейти в каталог файлов
связь с админом