Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 71 «Почемучка»
Развитие у детей 3 - 4 лет интереса к изобразительной деятельности
посредством нетрадиционной художественной техники –
скатывание бумаги.
Подготовила Ковалева Е. А., воспитатель
Старый Оскол
2013
«Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности»
Г.А. Флерина Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Интерес – важный стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению его интеллекта.
Поскольку в основе развития интереса к художественно-творческой деятельности лежат любознательность и наблюдательность, взрослый учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содействует и развитию желания рисовать, лепить, складывать узоры; вместе с формирующимся умением смотреть и видеть перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительного. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир интересного у него значительно шире.
Нетрадиционные техники дают детям возможность создавать выразительные художественные образы доступными им изобразительными средствами. Они демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Их несомненным достоинством является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию психических процессов интеллектуальной и личностной сферы дошкольников. У них совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные способности и навыки.
Использование в работе разных нетрадиционных техник позволило сформировать у детей 3-4 лет живой интерес к изобразительной деятельности, которая приносит ребенку радость творчества, сопутствует благоприятной эмоциональной атмосфере, формирует у детей трудолюбие, активность, самостоятельность и инициативность, умение дружно трудиться, уважать труд взрослых и сверстников.
Особое значение в дошкольном возрасте имеет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными показана взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи ребенка. Поэтому необходимо помочь стать пальчикам ребёнка ловкими и умелыми.
Большие возможности для развития и тренировки движений пальцев рук заложены в использовании приема скатывания бумаги. Это позволило использовать данный прием в работе с детьми 2 младшей группы. Остановлюсь на этом подробнее.
Работа с детьми осуществлялась в рамках художественно-продуктивной деятельности. Дошкольники осваивали технику бумажной пластики в игровой форме, в совместной деятельности с педагогом, а также в самостоятельной творческой деятельности. Позиция педагога менялась по мере развития интереса детей и овладения навыками работы с бумагой.
Во время работы в мастерской воспитатель побуждал детей к активной продуктивной деятельности: они с радостью создавали коллажи, рисовали, лепили, конструировали и так далее. В эти часы шло интенсивное развитие детского творчества, закрепление приемов и техники работы с разными изобразительными материалами, применение нетрадиционных способов художественного творчества в новых условиях самостоятельной деятельности. Именно в процессе такого непосредственного общения в ходе совместной деятельности дети узнают радость совместного творчества, происходит обогащение содержания детских рисунков, поделок, конструкций.
Дети в этом возрасте чутко воспринимают цвет, не боятся красок, радостно переживают встречу с ними. Под руководством педагога они осваивают разные способы и приемы работы красками. Учатся работать широко и смело, смешивая краски на листе бумаги, ритмично наносят красочные пятна – мазки с помощью пальцев руки (пальчиковое примакивание) или выполняют оттиск ладошкой с последующей дорисовкой деталей кистью, а также украшают поверхность с помощью специальных штампов, используют другие приемы и техники. Такие техники можно использовать в комплексе, дополняя ими друг друга. Как только интерес к работе падает, демонстрируются новые интересные приемы работы с уже известными материалами.
Педагог поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов. Он выставляет удавшиеся работы ребенка, тем самым поощряя его. Иногда помогает, показывает, как справиться с задуманной работой, как подобрать цвет, смешать краски и т. п. Учит применять имеющиеся знания и навыки для передачи новых форм, цветосочетаний, композиций. Так, шаг за шагом, воспитатель повседневно формирует интерес к данному виду деятельности.
Прием скатывания бумаги рекомендуется к использованию с трех лет. Основными средствами выразительности являются фактура и объем. Поделки изготавливаются из салфеток либо цветной двусторонней бумаги.
Для работы в первую очередь необходимы бумажные салфетки разных цветов и оттенков. Для малышей лучше брать мягкие салфетки, позволяющие легко их скатывать.
И конечно, понадобится клей. Для приклеивания бумажных шариков из салфеток лучше пользоваться клеем ПВА, но можно намазывать рабочую поверхность и клеящим карандашом.
Работа с салфетками проходит в определённой последовательности:
ребёнок отрывает от салфетки полоски. Салфетку он держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает полоски. При этом развивается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке. Это достаточно сложные действия для ребёнка четвёртого года жизни. И если ребёнку такие действия удаются с трудом, то можно разрешить ему отрывать от салфетки кусочки (среднего размера, не мельчить). Но в течение года обязательно следует показать малышу, как отрывать от салфетки полоски;
готовые полоски ребёнок мнет в руках, пока бумага не станет мягкой, затем скатывает из нее бумажные шарики. В идеале это делается тремя пальцами (большим, указательным и средним) круговыми движениями. Таким образом, развивается мелкая моторика пальцев, участвующих в процессе письма. Скатывать шарик тремя пальцами ребёнку ещё достаточно сложно, поэтому на начальном этапе ему можно разрешить скатывать бумажные шарики ладонями. Но в последующем обязательно следует показать, как раскатывать шарики тремя пальцами. Их размеры могут быть различными: от маленького (ягода рябины) до большого (снежный ком, облако);
• затем бумажный комок опускается в клей и приклеивается на контур рисунка, нарисованный на плотной основе, бумаге или цветном картоне. Важно научить ребенка плотно прижимать шарики друг к другу и не выходить за контур. При этом тренируются мышцы рук, мелкая моторика, развивается координация и точность движений.
Детям предлагаются картинки с изображением разных предметов, животных и сюжетов. Изображения частично раскрашены, что облегчает деятельность малыша. Это важный момент в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Ребёнок ещё не может долго сосредоточиваться на одном виде деятельности; ему очень хочется скорее получить результат и заслуженную похвалу взрослых.
Картинка по желанию ребенка обрамляется в рамку, что позволяет продемонстрировать ее окружающим и самому ребёнку красиво оформленной, и придаёт ей законченный вид.
Если картинки ребёнок дарит близким людям, друзьям, гостям, педагогам, если детскими работами постоянно украшается не только интерьер группы, но и все помещения детского сада, квартиры к любому празднику или событию (Новый год, Международный день матери, день рождения ребёнка или членов семьи и пр.), то ценность этих работ значительно возрастает.
Работа с картинками осуществляется следующим образом: детям показывается картинка и излагается проблема изображённых героев (предметов и объектов). Предлагается им помочь. Вместе с детьми отбираются салфетки нужного цвета (либо в зависимости от сюжета предлагается это сделать каждому ребёнку самостоятельно). Далее идёт подготовительная работа, которая включает в себя отрывание полосок и скатывание шариков. Готовые шарики желательно складывать в отдельные стаканчики или коробочки с крышками. Когда количество шариков будет достаточным, можно приступить к их наклеиванию на картинку.
На всех этапах предусматривается и допускается помощь взрослых. Однако не следует стремиться всё сделать самим за малыша.
Довольно часто ребёнку данного возраста ещё не хватает терпения скатать нужное количество шариков. Скатав 3-5 шариков, он стремится приступить к их приклеиванию. На первых порах предоставьте ему эту возможность. Но постепенно количество скатываемых шариков необходимо увеличивать («Давай скатаем ещё один (два, три) шарик, а потом начнём приклеивать»).
На четвертом году жизни малыши впервые начинают осваивать коллективные формы работы. Подобная форма организации художественной деятельности ребенка имеет два очень ценных момента.
Во – первых, результат совместной работы по – новому воздействует на каждого из членов детского коллектива, вселяет чувство уважения к себе, дает ощущение значимости выполненной работы.
Во – вторых, в процессе коллективной деятельности формируются первичные навыки социализации, столь важные для полноценного становления личности ребенка.
Важно, чтобы во время выполнения коллективных работ была создана атмосфера доверия, и педагог поддерживал идеи и деятельность каждого ребенка, поощрял их первые шаги в творчестве, помогал рассматривать допущенные ошибки как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное. Особое внимание следует уделять созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки.
В результате такой планомерной работы малыши начинают видеть всю многогранность красоты окружающего мира. Ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без нее невозможно представить жизнь.
В педагогической работе нет стандартов, и не может быть готовых рецептов. Любой совет нуждается в глубоком осмыслении, умении применять его на практике творчески, с учетом конкретных условий. А это требует от педагога высокой ответственности, постоянных раздумий и поиска. Желаю вам успеха на этом поприще!
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |