Коляда — богиня зимнего солнце- стояния, зимнее воплощение жены Перуна и мать Даждьбога. Житняя Баба была у древних славян (по мнению академика Никольского) боги- ней плодородия. Житняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах, и кто ей поклоняется, всегда имеет хоро- ший урожай на поле. Изготавливали Жит- нюю Бабу во время Дожинок, или славян- ского праздника Багача, посвященного окончанию уборки урожая, из последнего снопа — перевязывали его рушником, об- ливали «грамничной» водой и ставили (в христианское время) под иконы. Богиня-Мать — обобщенный образ женского начала, проявляемого в деторож- дении и воспитании ребенка. Почитается как Мать-Родительница. 27 ЗОН ТЕЛА В древней практике славян существо- вало деление тела на определенные участ- ки, на которые оказывали воздействие во время лечения (метод выкачивания). Деле- ние на двадцать семь частей восходит к ве- рованию в «трижды девять берегинь». Оно активно используется в системе славянско- го целитель-ства «Святые руки», где сохранился метод деления человеческого тела на 27 зон, то есть на 9 кругов в трех мирах славянского мироздания (9x3 = 27). Система зон дается на рисунке 2. ДУША Традиционно во всех религиях вопрос жизни связан с душой и телом. Исследуя информа- цию о представлениях славянина-язычника о душе и теле, можно достоверно утверждать: - Тело считалось состоящим из восьми частей. В славянской мифологии число 8 ассоцииру- ется с душой, вернее, с ее частями. В болгарской и древнерусской книжной традиции широко рас- пространен сюжет сотворения Адама из восьми элементов мироздания: тело взято из земли, кости -— от камней, кровь — от моря, глаза — от солнца, мысли — от облаков, «от света — свет», от ветра — дыхание, от огня — теплота. - В состав этих восьми частей входила душа. Это положение достаточно полно отражено в сохранившихся и используемых в народной медицине заговорах. «Заговоры ка;с бы законсервиро- вали древний эпический матеоиал, стали проекцией мифа. Например, образ человека выполнял функцию элемента, который связывает пространство, время, микро- и макрокосмос — та или иная часть его тела имела свою проекцию в окружающем мире. В связи с этим в образных параллелях наблюдаются стабильные соответствия: плоть — земля, кров,» — вода, волосы — растения, кости и зубы — камни, зрение (глаза) — солнце, слух (уши) — стороны мира, дыхание (душа) — воздух, голова — небо». - Существовало только восемь путей проникновения болезней в тело. - Душа и тело неотделимы друг от друга. 8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ В любой системе лечения главное — поставить правильный диагноз. Именно он позволяет определить методы и средства излечения болезни. У каждого народа существуют целители, кото- рые, опираясь на опыт и традиции веков, а также на проверенные методы народной медицины, дают свою классификацию и трактовку различных заболеваний. Обычно обращаются к целителям не только для того, чтобы вылечить конкретную болезнь. Зачастую это определенный набор бытующих в народе представлений о всевозможных воздейст- виях завистников, использующих приемы черной магии. Диагнозы, которые ставят народные ле- кари в этом случае, имеют следующие названия: болезни судьбы (кармические), родовые, быто-вые. Нижеприведенные способы диагностики помогают понять причины появления проблем, но не все можно охватить в книге. Поэтому автор советует обращаться к дипломированным специа- листам, а если проблема связана со здоровьем — к врачам. БОЛЕЗНИ СУДЬБЫ Под понятием «болезни судьбы» автор, в контексте народной славянской медицины, подра- зумевает «болезни, влияющие на судьбу человека и его отношения с окружающими». Сейчас их часто называют заимствованным из Индии термином «кармические болезни». Появление их опре- делено временем рождения человека на свет (славянский гороскоп), и распознаются, и излечива- ются они традиционными народными методами диагностики и целительства. «Болезни судьбы» мало известны, так как на протяжении тысячелетия христианская церковь всеми доступными средствами «выбивала» из памяти славян информацию о перерождении (реин- карнации) и все то, что содержало знание о нём. В частности, был предан забвению славянский языческий гороскоп с определенными сведениями о двадцати семи мирах, в которых возможно перерождение славянина. Традицию трудно уничтожить, видимо, поэтому и сохранился, вобрав в себя и христианское учение, славянский метод вербальной психокоррекции «Азбучная молитва». В его основе лежит славянский алфавит, при помощи которого определяются так называемые «болезни судьбы». Вербальная психокоррекция Алфавит — условный порядок букв, наделяемый сакральным смыслом. В качестве примера можно привести ритуал освящения католических храмов, когда епископ писал на полу посохом латинский и греческий алфавит по крестообразным линиям, что обозначало единение заветов или народов посредством креста (Христа). Использование названий букв славянского алфавита в качестве звуков для медитации, а их изображений для созерцания может быть объяснено в сравнении с санскритскими буквами, кото- рые являются своеобразными краткими молитвами (бинджа — мантрами). На их сакральное значение указывает возникший в XIII в. во Владимире новый стиль укра- шения браслетов буквами. В частности, использовалась буква «Ж», имеющая собственное имя «живите». Слово «живите» — не констатация проживания, а повелительная форма от глагола «жить» — «живите!» или более обобщенно — «пусть всё живёт!». Под изображением буквы «Ж» также подразумевалось «древо жизни» из языческого миро- здания. Следовательно, можно говорить о своеобразной шифровке каждой буквы славянского ал- фавита. Видимо, следующим этапом этой традиции было использование славянами букв в качестве именных печаток и гербов. Рассматривая русские гербы, можно заметить сходство с буквами сла- вянского алфавита, как следствие, гербы на Руси пошли от именных печаток, а не от знаков на знаменах или щитах. В гербах наиболее часто встречаются буквы — П, М, Т (покой, мыслите, твердо), а также и буква А (аз). Славянские народы в древности пользовались двумя азбуками: глаголицей и кириллицей. Кириллица получила свое название от имени Константина-Кирилла, ученого-миссионера из Бол- гарии (г. Солунь), которому издавна приписывается ее изобретение. А название «глаголица» про- исходит от славянского слова «глаголати» (говорить). 9 Каждая буква в славянском алфавите имела свое имя, из них складывались осмысленные фразы: А (аз) Б (буки) В (веди) — «я буквы знаю»; Г (глаголь) Д (добро) Е (ость) — « письмен- ность есть добро»; Р (рцы) С (слово) Т (твердо) — «произносим слово твердо». Древнейшим славянским алфавитом считается глаголица, которая базировалась в основном на сочетании трех символических фигур — креста (Христос), треугольника (Троица) и круга (Бог Отец), а также линий, повторенных во многих случаях дважды и трижды. Многочисленные исследователи глаголицы согласны в том, что столь стройная, продуман- ная, а местами далее и вычурная алфавитная система могла выйти из-под пера только одного че- ловека, действовавшего по единообразному замыслу. В древнерусском литературном памятнике «Сказание о русской грамоте» (ХII в.) сильно акцентировано божест- венное происхождение славянского алфавита: «Грамота русская не кем не явлена, но токмо самем Богом Вседержителем». Азбучная молитва Одной из частей системы вер- бальной психокоррекции является азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славян- ских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам созда- тель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константином Фило- софом). Другие приписывают ав- торство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епи- скопу Преслава Великого), живше- му на рубеже IX—X вв. К настояще- му времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков аз- бучной молитвы XII—XVII вв. Азбучные молитвы (иногда на- зываемые толковыми азбуками) — особая форма изложения религиоз- ных истин, передающая в удобном для запоминания виде различные во- просы православного вероучения. Каждая такая молитва пред- ставляет собой акростих (греч.— «край строки»), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Ниже приводится вариант тол- ковой азбуки «A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ» (обнаруженной среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадле- жавшем когда-то патриарху Никону) (табл. 3). Молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской аз- буки (глаголицы и кириллицы) и их названиями.
10 Толкование фамилии, имени, отчества В системе толкования фамилии, имени, отчества существуют две традиции: простая и слож- ная. Простая традиция за основу берет представление, что по первым буквам фамилии, имени, отчества можно определять качества человека, а также, основываясь на «Аз- бучной молитве», составить пер- сональную охранную молитву и его оберег. Качества человека. Рассмотрим их на примере (табл. 4). У нас получилась следующая фра- за: «Я говори есть», которую можно представить в следующем виде: «Я го- ворю то, что есть». Охранная система, основанная на созерцании и звуковой вибрации Для созерцания используется графиче- ское изображение букв, написанных глаголи- цей. Использование звуковой вибрации, со- ответствующей фамилии, имени и отчеству, разделено на 3 этапа: первый этап — личная молитва; второй этап — название букв; третий этап — звуки букв. В качестве примера определения звуковой вибрации — таблица 5. Рекомендуется звуковые вибрации, используемые в системе «Азбучная молитва», петь, а не говорить. Следует заметить, что звуки, предложенные для созерцания в Аз- бучной молитве, можно применять и в других славянских медитативных сис- темах. Стихии Мир, в котором жил славянин- язычник, был подвластен четырем при- родным стихиям: Земли, Воды, Воздуха и Огня. «Огонь — царь, водица — ца- рица, земля — матушка, ветер — гос- подин». Так говорится в русской пого- ворке о четырех стихиях, управляющих миром. Каждой стихии соответствует свой временной отрезок (табл. 7). Четыре стихии подчинены Белбо- гу и Чернобогу. Рассмотрим их взаимо- отношения. Белбог — место нахождения — восток (где восходит солнце), мир све- та; подчиненные стихии — вода и огонь; «вода очищает от всего нечисто- го, огонь пожирает всякую нечисть». По образному русскому выражению, огонь — «богатырь — воевода, а вода — сама себе царь». 11 Вода считается кровью земли. Вода бывает мертвая (мир Нави), живая (мир Прави), обычная (мир Яви). Воплощением воды в среднем мире был аист. По старинному поверью, аисты охраняют дом от пожара: если и загорится — так начнут носить в клювах воду да и заливать огонь. Обидеть аи- ста, разорить его гнездо — великую бе- ду накликать на свою голову. Огонь в языческих представлени- ях — сын неба. Огонь огню рознь. Раз- личались: небесный огонь (посланный богами) (мир Прави), земной (мир На- ви) и «живой» (полученный трением) (мир Яви). Древние славяне называли их всех «водврожденными» (сыновьями и внуками воды). Воплощением огня в этом мире был петух. В современном крестьян- ском быту петух признается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняю- щим от пожаров. Поэтому и ставят де- ревянного или железного петуха на коньке крыши. В старину петух был посвящен богу Световиту (Святовиду) и считался лучшей умилостивительной жертвой богу огня — Сварожичу. «Петух поет — значит, нечистой силе тем- ной время прошло!» Чернобог — место нахождения — запад (где заходит солнце); мир мрака; подчиненные сти- хии — земля и ветер. Остров Буян (земля, первоначально — небесный остров, жилище славянских богов), охраняемый буйными ветрами. Земля — в земле деды-прадеды лежат, из земли всякое слово слышат (русская поговорка). В летописных памятниках читаем: «Земля сотворена, яко человек... камение яко тело имать, вместо костей корения имать, вместо жил древеса и травы, вместо власов былие, вместо крови — воды...» Ветер — воплощением ветра в этом мире был ворон. Ворон — птица вещая. Живет, по пре- данию, до трехсот лет, а все оттого, что питается мертвечиною. Ворон — олицетворение ветра — Стрибожьего внука — и, по словам старинных преданий, не только «приносит бурю» на своих черных крылах, но и «воду живую и мертвую». Стрибог — дед всех ветров, бог ветра, шторма и разрушений. Его идол находился во влади- мирском пантеоне на почетном месте. По некоторым источникам, поддерживал воров и похитите- лей людей. Был не всегда популярен. Стрибог — Сварожич, сын Сварога. Бог вихря, урагана. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения. В старинных заговорах сохранилась магическая формула, состоящая из пяти слов и читаемая с четырех сторон, что отождествлялось с четырьмя ветрами. Осталось предание о чаровнице, супруге бога ветров — Стриге. «Стрига огромного роста, с распущенными волосами, впалыми щеками и зелеными кошачьими глазами. Стрига не имеет по- стоянного жилья; она расхаживает по деревням, и ее появление наводит ужас на беременных женщин. Стрига подменит ребенка, иногда изувечит его, а если рассердится, то и на глазах у всех размозжит ему головку о камень. Можно, однако, и задобрить Стригу. Беременная женщина, встретясь с нею, приглашает ее к себе в избу на время родов. Стрига является. Ей все угождают. Оказывают особое уважение, и иногда дело улаживается: ребенок цел. Стрига не боится даже святой воды. Для сохра- нения ребенка от Стриги его купают ежедневно до захода солнца». Человек и стихии Представления о влиянии стихий на человека, в зави- симости от фамилии, имени, отчества и даты рождения, из- вестны и существуют в традиции различных народов. «Бо- 12 лезни судьбы» тоже зависят от них. В системе вербальной психокоррекции «Азбучная молитва» существуют два метода опреде- ления «болезней судьбы» — считается, что каждая буква славянского алфавита принадлежит од- ной из четырех стихий. Первый метод основывается на том, что все зависит от фамилии человека (бог наделил); второй — на сопоставлении фамилии, имени, отчества и даты рождения. Первый метод определения воздействия стихий на человека Фамилия — обозначение рода. Сколько есть прославленных родов, а сколько проклятых! Как разобраться, что нам несет дарованное Богом рождение в конкретном роду? В качестве при- мера опять возьмем фамилию Астрожский.Вначале мы разбиваем фамилию в соответствии с правилами русского языка на корень, суффикс и окончание и записываем в таблице 8. Затем под каждой буквой проставим ее принадлежность к определенной стихии, найдя ее с помощью табли- цы 10. В корне находятся три стихии: вода (4), огонь (1) и земля (1). В суффиксе — две стихии: земля (1) и огонь (1). В окончании — одна стихия: земля (2). На основании данных, приведен- ных в таблице, можно предположить следующее. Корень — основа фамилии указывает на покровительство Белбога (5 из 6 букв), что, в свою очередь, говорит о доминировании в этом роду возможностей управления, духовности, сражение с вредоносными силами. Следовательно, человеку, носящему данную фамилию, можно рекомендо- вать занятие руководящих должностей, служение богу и т. д. Суффикс — первая корректировка главной силы, направленной на ее использование в этом мире. В нашем случае здесь противо- стояние двух сил — земли и огня. Окончание — приземление ос- новной силы к действительности, к реалии жизни, на что, в частности, и указывает воздействие стихии земли. Именно окончания приземляют фамилию, поэтому у разных народов они имеют свои типичные варианты, рассмотрим их. Для русских — «ов», вода и вода. Для украинцев — «о», вода. Для белорусов — «ий» и «ич», земля—земля и земля—огонь. Второй метод определения воз-действия стихий на человека Предлагаемый способ основыва- ется на следующих постулатах, харак- терных для славянской языческой тра- диции: 1. Боги определяют, в каком роду должен родиться человек (фамилия) — мир Прави. 2. Люди выбирают ему имя — мир Яви. 3. Предки дают отчество — мир Нави. В каждом из миров славянского мироздания на человека воздействует определенная стихия природы — огонь, вода, ветер, земля. Общая стихия, которая влияет на все миры славянского мироздания, обусловлена датой ро- ждения. Вначале определяем принадлежность к стихии на основе букв (даты рождения). 13 Пример: Астрожский Георгий Евгеньевич, родился 12 марта. Находим доминирующую стихию по дате рождения: 12 марта соответству- ет зодиакальному знаку Рыбы, управи- тель которого — стихия воды (табл. 9). Затем, используя таблицу 10, вы- ясняем принадлежность букв стихиям. Заполняем таблицу 11. По таблицам 12 и 13 смотрим, ка- кое влияние оказывает та или иная сти- хия. На этом заканчивается подготови- тельный этап, на основании которого мы заполняем карту «Влияние стихий на человека». В итоге получаем следующее (см. карту «Влияние стихий на человека»). В получившейся карте мы видим, что у Астрожского Г. Е. доминирующее влияние оказыва- ет Вода, которую уравновешивают остальные три стихии. Это особенно важно, так как домини- рующая стихия не совсем благоприятна. РОДОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Под понятием «родовые заболевания»» в контексте народной славянской медицины, автор подразумевает болезни, свойственные какому-то одному роду в течение нескольких поколений. Вызванные «родовым проклятием» недуги распознаются традиционными народными методами диагностики. Термин «родовое проклятие» часто встречается в практике народного целителя. Считается, что только очень сильный целитель может его снять, но и то не всегда. С чем это связано? По-видимому, с недостаточно хорошо разработанными способами точного определения причины родового проклятия. В практике диагностики и лечения целитель большей частью осно- вывается на использовании личного ясновидения, что, возможно, не всегда дает достаточную ин- формацию для выбора средств лечения. Попытаемся проанализировать сведения о «родовом проклятии» и представить разработан- ный метод его определения и классификации. 14
|