МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ На протяжении столетий славяне выработали множество приемов и секретов лечения. Вот наиболее характерные из них: • смывание (купание, обливание, опрыскивание и т. д.); • выкуривание, в том числе и высечение над больным искр; • отпугивание; • отсос; • выгрызание, откусывание, выклевывание болезни; • топтание, катание, растирание руками больного места; • уничтожение, в том числе выбивание, топление, символическое убийство, обрезание; • изгнание болезни на тот свет. Наличие восьми методов лечения, по мнению автора, связано с общеславянским представ- лением о восьми частях души. И, следовательно, каждый из приведенных вариантов предназна- чался для исцеления от болезни, поразившей определенную часть души. 24 Кроме методов воздействия непосредственно на болезнь, по мнению автора, связанных с традиционными представлениями о составных частях души, существовали и специальные приемы, позволяющие передать болезнь. Они обусловлены обычным делением славянского мироздания на три части: мир богов, мир людей, мир предков. Вероятно, каждый из приемов соответствует сво- ему миру славянского мироздания, полностью согласуясь с его законами. Выбор целителями одного из этих приемов, видимо, диктуется представлениями о рождении человека в какой-то временной отрезок, соответствующий определенному миру славянского ми- роздания, и поэтому наиболее эффективен в конкретном случае: • передача болезни другому человеку, животному, растению — мир людей (Яви); • выкидывание болезни — мир богов (Прави); • закапывание в землю — мир предков (Нави). Энергетическое целительство Проблема защиты человека от вредоносного воздействия существует давно, не потеряла она своей актуальности и в настоящее время. У славян есть огромное количество средств «обороны» от злых сил, которые можно условно разделить на пассивные и активные. Пассивные не требуют затрат физической силы и выполняют свою защитную функцию через предмет, слово, символ. К ним относятся: обереги, рушники, магические символы, молитвы, заговоры, амулеты и т. д. «Святые руки» Исцеление больных определенными психофизическими методами известно с древних вре- мен. В наши дни оно имеет широкое распространение, привлекая к себе пристальное внимание специалистов, которые его детально изучают. Этот интерес вызван тем, что в настоящее время сняты некоторые ограничения на доступ к так называемым секретным знаниям в различных культурных и религиозных традициях. С давних времен, когда силы природы казались первобытному человеку сверхъестествен- ными, многие явления объяснялись с позиции вмешательства этих сил в жизнь человека и воздей- ствия на его здоровье. Большинство болезней воспринималось как результат нападения злого ду- ха. Представление о сверхъестественных силах вызывало у славян желание подчинить себе их, за- ставить работать на себя. Именно это, при опоре на древние представления о строении мира и его соотношении с «криницами силы» внутри человека, послужило толчком к созданию метода бесконтактного мас- сажа «Святые руки». Наиболее полно порядок определенных положений рук, применяемый в культовых обрядах, сохранился в традиции национальных танцев славян. Специалисты-хореографы отмечают, что в народной танцевальной практике большую роль играют кисти рук: исполнители интуитивно чув- ствуют их значение при воплощении пластического образа в целом. Движение рук в танце — это знаковая система, средство передачи национального характера, сформированного всем процессом развития этноса. При лечении энергией путем наложения рук, заговоров и других приемов народной медици- ны происходит следующее: целитель подавляет вибрации больного органа и настраивает его на частоту, которая характерна для здорового органа. В данном случае частота вибраций, передавае- мых целителем, служит своеобразным камертоном, что гармонизирует весь организм пациента. Каждое положение рук имеет свое ритуальное значение и помогает изменять психофизическое со- стояние человека. Метод мануального воздействия Народная медицина основывалась не только на лекарствах и медицинских препаратах, соз- данных самой природой, но и на действиях мануального характера: так называемое «правление живота», «поднятие почек» при их опущении, «поднятие желудка», устранение «загиба матки» и т. д. Эти приемы относились к тайным знаниям и передавались по наследству, в семье. Обращает на себя внимание распространенность и общность многих мануальных приемов в таких разных по климатическим условиям и отдаленных друг от друга громадными расстояниями местностях, как, например, Вологодская и Саратовская, Псковская и Орловская или Вятская гу- бернии. Маловероятно, чтобы явления эти были случайными, не имели бы одной общей причины 25 и не были связаны между собой какими-то невидимыми нитями. Эта причина и это связующее звено заключается в мировоззрении народа, какое остается одинаковым как у вологодского и сара- товского, так и псковского, орловского и вятского мужика. Теряясь своим началом в отдаленных временах, оно прошло неизмененным через века истории и в существенных чертах остается и до наших дней все таким же, каким было много сотен лет назад. Мануальной практикой занимались особые специалистки-стихи (массажистки) или париль- щицы. Последние работали с пациентом исключительно в пару, то есть в печах и банях. Натирали больных редькой, деревянным маслом, керосином, красным медом и т. д., сеанс длился довольно долго. Свои манипуляции лекари нередко сопровождают произнесением молитв и заговоров или усиленно втягивают в себя воздух — вдыханием уничтожают болезнь. Некоторые из них при по- носе у детей правят им «пердячью» (копчиковую) косточку. В настоящее время методы славянской мануальной техники собираются и пропагандируют- ся Александром Тимофеевичем Огуловым, директором учебно-оздоровительного центра «Предте- ча», хранителем уникальной старорусской методики мануальной терапии внутренних органов, но- сителем традиций народной медицины, автором множества книг и публикаций по этому вопросу. В предложенной им системе нет термина «болезнь», а существует лишь понятие «функцио- нальное ослабление органов» и понятие уровня «кругов воздействия», на котором находится дан- ный пациент. Отличительной чертой программы является мануальная терапия живота, что способ- ствует снятию уровневых напряжений с проекционных зон или соответствующих мышц и фасций, расположенных по всему телу и его периферии, что способствует быстрому их восстановлению и снятию болевого корешкового синдрома. Техника работы с внутренними органами заключается в обдавливании околоорганных про- странств руками. Сюда входят сдвиг внутренних органов в определенном направлении и соблю- дение законов последовательности манипуляций с органами и органными пространствами; массаж органных пространств через переднюю стенку живота и действия, служащие для фиксации орга- нов. Показаниями для применения данной техники являются следующие заболевания: холеци- ститы, панкреатиты, застойные явления в печени, бронхиты, язвы желудка и луковицы двенадца- типерстной кишки, колиты, хронические запоры, застойные явления в почках и в малом тазу, не- которые сердечные нарушения, заболевания щитовидной железы, моче- и желчнокаменная болез- ни и т. д. Прижигание Метод рефлексотерапии был известен издревле и практически всем народам. В русских сборниках (вертоградах) уже с XVI в. встречается указание, как нужно пользоваться «зело малыми шильцами» и производить точечное «жжение». В книге «Древнерусское врачевание» (XIX в.) Н. А. Богоявленский рассуждает о том, чей это метод — отечественный или греческий? Сведения о восточнославянском способе рефлексоте- рапии сохранились с XI в. в древнерусском апокрифе «О часах добрых и злых», где приведено расписание лечебных и профилактических кровопусканий с пояснением мельчайших деталей и дана схема точечного кровопускания с указанием 50 точек. Впоследствии метод рефлексотерапии стали забывать на Руси из-за утраты некоторых тонкостей применения, особенно связанных с «ча- сами добрыми и злыми». Отметим, что календарные сроки воздействия являются и в современной акупунктуре важнейшим фактором в диагностике и выборе метода воздействия. Прижигание — это лечебная манипуляция, основанная на воздействии теплом на акупунк- турные точки. Положительный результат при этом обусловлен иррадиацией и глубиной проник- новения тепла. Восточные славяне для прижигания применяли прутья из меди, бронзы, железа диаметром 10 мм, слегка расплюснутые на конце. Прутья нагревались в переносной жаровне (керамическом сосуде), куда помещали уголь от березы. Для более длительного прогревания брали шарики из сосновой смолы с добавлением корней девясила и других лечебных трав и растений — так называемый ладан, который был различных видов. Прямое прижигание делали редко. Древние лекари считали, что если прижигать через лист растения, то его (растения) сила перейдет в тело. 26 ПОЛУЧЕНИЕ СИЛЫ. СЛАВЯНСКИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ГИМНАСТИКИ. Одним из главных вопросов, возникающих перед целителями, был такой: «Где брать силы и как очищаться от вредоносной энергии?» Большинство из них используют давно сложившиеся и популярные народные традиции: посещение церкви, пост. Другие, наоборот, практикуют очище- ние природой. Сохранились также психофизические гимнастики, позволяющие как набрать, так и отдать ненужную энергию. В современном мире существует множество психофизических гимнастик, которые пользу- ются непреходящим спросом. Что это? Мода или определенное требование организма? Этого ни- кто не знает. Но опыт занятий показывает, что занимающиеся меньше подвержены стрессу и более психологически устойчивы. Славянские психофизические гимнастики мало известны, но это не свидетельствует об их ущербности по сравнению с другими. Но если видоизменить один из советов тибетской медици- ны: «лечитесь травами, которые растут в вашей местности», то можно предположить, что челове- ку, потомку древних славян, будет значительно легче практиковать психофизические гимнастики, созданные его предками. Эти гимнастики на протяжении веков адаптировались, подстраивались, в том числе и под генотип славянина. Но как они воздействуют на человека и в чем их отличие от ныне домини- рующих систем Индии и Китая? Йога— наиболее древняя и разработанная система психотренинга, имеющая в своем арсе- нале собственную философию. Главной целью ее является «слияние» с божеством или приобрете- ние определенных мистических качеств. Основное в йоге воздействие на организм происходит за счет накопления энергии неба, при полном игнорировании энергии земли. Это накопление идет путем активизации кундалини (силы, дремлющей у основания позвоночника), которая, обвивая спинной мозг, поднимается вверх, сти- мулируя энергетические центры (7 чакр). Цигун — система, разработанная на основании шаманских практик в Китае и прилегающих к нему территориях. Основная цель — достижение бессмертия, под которым подразумевалось в первую очередь физическое здоровье; оно и позволяло стать бессмертным, давая при этом опреде- ленные феноменальные возможности. Основное воздействие на организм в системах цигун происходит за счет накопления энергии земли, которая вначале собирается в нижнем энергетическом центре (дандьене), затем активизи- рует средний дандьен; последний после его активизации и наполнения сливается с нижним в одно целое. Соединение верхнего дандьена с образовавшейся энергетической зоной происходит по уже описанной схеме. В итоге все тело человека становится одним энергетическим сгустком, который благоприятно воздействует на организм. И наконец , славянские системы психофизических гимнастик.Абсолютно не разработаны, их основа — не в заимствовании имеющихся вокруг источников силы, а в активизации так называе- мой родовой силы; рассмотрим ее. Под понятием «родовая сила» автор имеет в виду силу, накопленную родом в течение мно- жества поколений, — своеобразный эгрегор, к нему имеют доступ, в том или ином виде, все пред- ставители данного рода. Эгрегор находится в определенной зависимости от места проживания рода. Подтверждение этому можно найти в традиционной славянской (польской) геральдике, основа которой — разде- ление территории по принадлежности к доминирующим родам. В соответствии с ее правилами, каждый дворянин, селившийся в новом месте, был обязан пользоваться гербом доминирующего в данной местности рода. Следовательно, можно говорить об определенной структуре, составляющей силу конкретно- го человека: первая и самая главная — энергия, накопленная его родом; вторая, играющая двоя- кую роль (дающая и забирающая), позволяет опереться на доминирующую силу в данной местно- сти. Следовательно, славянские гимнастики можно условно подразделить на две части. Первая увеличивает возможности человека «в черпании» силы в родовом эгрегоре — риту- альные гимнастики. 27 Вторая позволяет гармонизировать отношения с эгрегором данной местности — гимнастики силы. Ритуальные гимнастикиосновываются на общеславянских взглядах на отношения с пред- ками. Активизируют возможности человека за счет подключения к генетической памяти и психо- физическим возможностям рода. Гимнастики силыиспользуют представления об обожествленной природе, что позволяет со- гласовывать природные потоки силы с родовой силой занимающегося. ПСИХОТРЕНИНГ Наличие психофизических гимнастик требует разработанных систем психотренинга, осно- ванных на определенных мировоззренческих позициях. Славяне имели свою собственную модель мира, которая на протяжении множества веков подвергалась насильственному изменению со сто- роны христианства. Но жизнь показала, что изменялись не только представления славян, но и хри- стианская религия вобрала в себя многочисленные элементы, характерные для язычества. В начале XV в. кардинал д'Элис доносил в Рим: «Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в образованной смеси: христиан- ство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероуче- ние». Психофизические гимнастики в первую очередь ставят перед собой задачу психофизическо- го тренинга, позволяющего практикующему достигать определённых успехов, которые, в свою очередь, поднимают адепта над окружающими. В качестве примера можно привести одну древ- нюю белорусскую быль. В сказании о «богомолении» сопоставляются две традиции: языческая, заключавшаяся в пе- репрыгивании (тридцать раз в день) через колоду со своеобразной молитвой («табе, божа, мне, божа» ), и христианская — в посещении церкви и принятии причастия на Пасху. В языческом варианте прослеживается совмещение психотренинга (молитвы) и физических действий, в христианском — только массовый психотренинг (участите в службе). Оказывается, что после первой, языческой, можно было «ходить по воде», а после посещения церкви и принятия причастия этот навык исчез. «Жил в одной деревни мужик. До церкви не ходил, а дома молился, да не как все. Выйдет на улицу и прыгает через колоду с присказкой „табе, божа, мне, божа". Соседи, люди добрые все ему говорили чтоб сходил до церкви. Да некогда было мужику. Но пришло и его время, старый стал, о смерти задумался. А тут и Вяликдень (Пасха), ну и пошел он со всеми в церковь. А туда попасть только через речку. Все по мостку, а мужик по воде, как посуху. Отстоял службу. Посмотрел, как девки с хлопцами перемаргиваются, шляхта с купцами до- говаривается. Причастился и пошел со всеми домой. Попутчики опять на мосток, он же уверен- ный, что все грехи отдал в церкви, — опять по воде. Да только по пояс и провалился. Вскричал мужик, что это делается? Вместо того чтобы грехи в церкви отдать, так еще и на- брался. Прибежал домой и начал прыгать через колоду с присказкой „табе, божа, мне, божа"». В психофизических гимнастиках, наряду с физической частью, присутствуют и определен- ные методы психотренинга, которые можно разделить по доминирующей традиции на языческий и христианский . Языческий психотренинг В основе языческой традиции психотренинга лежат славянские представления об одухотво- ренности природы. Поэтому существовали общие для всех, а также отдельные для каждой риту- альной гимнастики методы психотренинга. Общий психотренинг. Под этим термином автор понимает систему психотренинга, выпол- нение которого возможно при исполнении любых ритуальных гимнастик. В первую очередь это система славянского созерцания символов и узоров. Психотренинг для гимнастики «Обнимание столба». В этой ритуальной гимнастике исполь- зуются два типа психотренинга, основанных на отношениях человека с идолом, олицетворением бога (их в языческое время устанавливали на капищах), и с деревом, которое в мифологической 28 модели представляется в виде универсального символа, объединяющего все известное мирозда- ние. Психотренинг для гимнастики «Лежание крестом». В нем проявляется обожествление земли и вера в способность щедро наделять человека своей силой. Христианский психотренинг Основное в христианском психотренинге — беззаветная вера в Христа и догматы христиан- ства. Образцом для подражания является земная жизнь Иисуса Христа с его самопожертвованием, презрением к своим мучениям ради спасения человечества. Славянский христианский психотренинг опирается на систему византийско-славянского православия — исихазм. Важнейшее здесь — упражнения для развития «духовного сердца» и его функции, что было главным на пути религии, на пути к Богу, на пути к совершенству. Классическое описание техники исихазма дал в XI в. монах Ксерокерского монастыря в Константинополе Семион: «Затвори двери твоей кельи, сядь в углу и отвлеки мысль твою от всего земного, телесного и скоропреходящего. Потом склони подбородок на грудь свою и устреми чув- ственное и духовное око твое на пупок свой; далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать, и отыщи глазами приблизительно то место сердца, где сосредоточены все способ- ности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозь тело твое; но когда проведешь в таком поло- жении день и ночь, тогда, о чудо, увидишь то, чего никогда не видал, увидишь весьма ясно, вокруг сердца твоего распространяется божественный свет». Слово «исихазм» происходит от греческого слова «исихия» — покой, безмолвие, отрешен- ность. Последователей данного учения называли исихастами — безмолвниками, молчальниками. Считается, что его появление совпадает с возникновением монашества. Наставлениями о безмол- вии полны древние отечники и митериконы. «Муж мудрый безмолвие видит» — исходный посыл этой системы. Целью исихазма было освобождение, то есть уподобление Богу через Иисуса Христа. Путь к освобождению лежал: 1) через очищение (катарсис), 2) просветление (фотисмос) 3) целеобретение (телейосис). Упомянутые три ступени характеризуют программу монаха созерцательного направ- ления. Монахи эмоционально-аскетического направления делили свое служение на два этапа: 1) практика, включающая в себя собственно аскезу и этическое совершенствование, то есть очище- ние и просветление, причем последнее осознавалось как духовно осязаемое присутствие в душе Логоса — Христа; 2) созерцание, предполагавшее развитие пламенной любви к Богу для единения с ним. Обе формы практики завершались экстазом (вне-себя-бытием), который в первом случае имел в виду выход за пределы всех подсознательных ограничений и ощущение Бога в форме гно- сиса, а во втором — предельное эмоциональное переживание единения перейти в каталог файлов |