Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Г. Э. Адамович славянское целительство


Скачать 60.43 Mb.
НазваниеГ. Э. Адамович славянское целительство
АнкорAdamovich Slavianskoe celitelstvo [tfile.ru].pdf
Дата17.05.2017
Размер60.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAdamovich_Slavianskoe_celitelstvo_tfile_ru.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#19574
страница5 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
(лат. Unio mystica).
Наибольшего развития достигла система исихазма в центре восточного монашества на горе
Афон, которое оказывало традиционно большое влияние на Русскую православную церковь.
Метод внутренней, или духовной, молитвы, известный под именем «исихазм», принадлежит аскетическому учению Восточной церкви. Передавался от учителя к ученику устным путем, при- мером, духовным руководством. Эта наука была изложена только в начале XI в. в трактате, кото- рый приписывается св. Семиону Новому Богослову. Позднее она была предметом специальных сочинений монаха Никифора (XIII в.) и в особенности св. Григория Синаита, восстановившего практику внутренней молитвы на Афоне в начале XIV в.
С принятием христианства славянами на их территорию пришло и знание христианского психотренинга. Это в первую очередь — исихазм и его основная часть — Иисусова молитва.
Епископ Феофан, наставник духовной жизни и великий писатель XIX в., так говорит о цели духовной молитвы: «Чего ищут молитвою Иисусовой? — Того, чтобы канул в сердце благород- ный огонь... Ведать подобает, что когда искра божия попадет в сердце, молитва Иисусова раздува- ет ее в пламень; а сама не дает сей искры, а только способствует к принятию ее тем, что собирает мысли воедино и дает душе возможность стоять перед Господом и ходить в присутствии Его.
Главное — стояние и хождение пред Богом с вопиянием к Нему из сердца... Так пусть делают и все, ищущие благодатного огня, а о словах и положении тела не заботятся. Бог смотрит на серд- це».

29
Одним из первых христианских монахов, практиковавших аскетизм, был Кирилл Туровский
(около 1113—1190). После себя он оставил около 70 произведений различных жанров: молитвы, поучения, проповеди, притчи, каноны.
Правило монашеское заключается наиболее в молитве Иисусовой (основной технике иси- хазма). В таком виде обязательно оно вообще для всех монахов Православной церкви; в таком ви- де преподано оно ангелом преподобному Пахомию Великому (жил в IV в.) для его общежитель- ных монахов. В правиле говорится о молитве Иисусовой точно так как о молитве Господней, о пя- тидесятом Псалме и о Символе Веры — как об общеизвестных и общепринятых. Преподобный
Антоний Великий (III и IV вв.) завещает своим ученикам тщательные упражнения молитвою Ии- сусовою, говоря о ней как о предмете, всем хорошо известном. Объяснение этой молитвы стало появляться впоследствии, по мере оскудения живого познания о ней. Подробное учение о молитве
Иисусовой изложено Отцами XIV и XV столетий, когда упражнение в ней начало почти забывать- ся даже в среде монахов.
Ранее был описан христианский метод психотренинга Азбучная молитва,в котором соеди- нились две части: звуковая вибрация, на основании толковой азбуки «A3 СЛОВОМ СИМ МО
ЛЮСЯ БОГУ», и визуальная — созерцание букв глаголицы. Этот психотренинг также может быть использован при выполнении описанных в этой книге ритуальных гимнастик.
РИТУАЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ
Ритуальная гимнастика, что это? «Римлянин жил в постоянном страхе, что выполнил обря- ды, не так, как было необходимо. Малейший пропуск в молитве, неосторожное, неумелое движе- ние, неожиданное препятствие во время выполнения религиозного танца, поломка музыкального инструмента для жертвоприношений — этого было достаточно, чтобы этот обряд повторить с на- чала» — так описывает ритуальные действия римлянина-язычника польский исследователь мифо- логии М. Парандовский.
Раз есть регламентируемые действия во время выполнения ритуалов, то можно их назвать ритуальной гимнастикой. Ритуальные гимнастики ставят перед собой задачу психофизического тренинга, позволяющего практикующему его достигать определенных возможностей, которые, в свою очередь, поднимают адепта над окружающими.
Обращение к Богу (ритуальное действие) — видимо, это и есть объяснение сути ритуальных гимнастик, которые известны всем народам мира, а некоторые из них — йога и цигун — в на- стоящее время признаны мировым сообществом как средство поддержания психического и физи- ческого здоровья. Основной составной частью этих систем, позволяющей «добиваться» общения с
Богом и контролировать процессы, происходящие в теле, является дыхание.
А были ли ритуальные гимнастики у славян? Этот вопрос возник у автора после прочтения одной купальской песни, записанной в середине XIX столетия.
«Посередине села Волчьего,
То, то!
Здесь стояла баня дубовая,
Ту, ту, ту!
И ходили детушки богу молиться,
Столб обнимали,
Перед Сапухой крестом лежали.
Они думали: Богородица,
А эта Сапуха — Нечистая!»
Здесь обращают на себя внимание следующие моменты: «столб обнимали», «крестом лежа- ли». Именно эти словосочетания и дали толчок к возникновению ранее приведенного вопроса. На- чались поиски, в результате которых появились знания о наличии у славян ритуальных гимнастик, основанных на психофизических тренингах, принадлежащих как языческой, так и христианской традиции.
«Обнимание столба»
Обнимали «столб», судя по тексту купальской песни, чтобы помолиться Богу. Следователь- но, под понятием столб, скорее всего, подразумевалось изображение славянского божества.

30
Кроме этого есть в народе поверье о возможности получения силы и помощи у священных деревьев. Для этого необходимо найти свое дерево, обнять его, и оно заберет болезни, проблемы и даст сил для жизни. В челобитной нижегородских священников 1636 г. читаем следующее: «В седьмой четверг от Пасхи собираются жены и девицы под деревом, под березой, и приносят, как жертвы, пироги и каши и яичницы и, поклонившись березам, начнут походя песни сатанинские притопывая петь и в ладоши плескать и всяко беситься». Потом, усевшись, ели свои припасы, за- вивали венки и проч.
Следовательно, гимнастика «Обнимание столба» представляет собой набор сохранившихся в народной традиции обрядов, позволяющих более полно получать результат от общения со свя- щенными изображениями (деревянными идолами) и деревьями.
В ритуальной гимнастике можно выделить следующие моменты:
• физические — представлены упражнениями, которые способны благотворно влиять на здо- ровье;
• психофизические — контроль наполнения психофизических центров — «криниц силы» силой дерева или «столба»;
• ритуальные — особые способы обращения к Богу;
• магические — решение жизненных проблем. Для выполнения гимнастики с идолом необхо- димо иметь его. Если он есть, то добавляется и специальный психотренинг.
Психотренинг при работе с идоламивыглядит в виде трех ступеней:
• на первой — установление контакта с идолом, олицетворением конкретного языческого божества. Появление чувства получения или заимствования силы;
• на второй — ощутить себя идолом, олицетворением конкретного языческого божества, и наполниться его силой;
• на третьей — почувствовать идола как неотделимую часть славянского мироздания и через это понять его волю.
Священное дерево
Поклонение священному дереву существует у всех народов. У восточных славян эта языче- ская традиция сохранилась до наших дней — как в виде разукрашивания христианских храмов на
Троицу, так и в обычае ставить и украшать на Новый год елку.
Как правило, особо чтимые славянами деревья — это дуб, липа, береза; они соответствуют своим языческим богам и берут их функции.
Дуб обычно ассоциируется с главным богом языческого пантеона — Перуном, липа — дере- во богини Лады, береза — дерево Берегинь.
Также существует взаимосвязь деревьев и подрастающих детей. Принято было, если в семье есть девочки, около дома сажать калину, рябину и березу. В славянской вышивке и ткачестве тра- диционны символы этих деревьев с определенной конкретизацией: девушка — рябинка, калинка, березка. Наличие парней требовало посадки дуба, клена-явора и сирени.
До XX в. сохранялось обрядовое кормление деревьев, особенно берез (им носили хлеб-соль, завернутые в полотно, лен, деньги).
Культ дерева связан с культами обожествления природы. Согласно древним поверьям, в де- рево часто поселяется душа человека. Деревья могут ходить, разговаривать, превращаться в чело- века. Когда такое дерево рубят, то с него течет кровь и слышатся стоны.
Орешник. Орешник относился к «благословенным» деревьям, в которые «не бьет гром».
Сделанными из него крестиками украшали дома, втыкали их в поля и хозяйственные постройки, особенно в Юрьев день (6 мая), на Купалу (21—23 июня); считалось, что гроза обойдет стороной места, защищенные орешником. Гроза и гром не властны над самим деревом, но губительно влияют на его плоды. Орехи портятся от грома, чернея, как бы сгорая внутри.
Старому дереву лесного орешника, при отсутствии священника, можно было исповедаться: став на колени и обхватив его руками, человек каялся в грехах, просил у дерева прощения. Широ- ко использовался орех в качестве оберега от нечистой силы.
Все эти качества орешника, а в первую очередь то, что над ним не властен Громовержец (в славянской традиции Перун), указывают на отождествление орешника с Создателем славянского мироздания.

31
Дуб. Почитание дубов у восточных славян примерно до XVIII—XIX вв. сохраняло кое-где религиозный характер: возле них служили молебны, совершали бракосочетание, обращались к ним в заговорах, приписывая им целительную силу. Духовный Регламент 1721 г. констатировал, что «попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благо- словение».
Кое-где у старообрядцев-беспоповцев еще в середине XIX в. брачный союз заключался та- ким образом: парень, сговорясь с девицей, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом. В Воронежской губернии пользовался уважением древний обычай: выйдя из церкви после венчания, молодые направлялись к дубу и трижды объезжали вокруг.
В средневековых апокрифах дуб или железный дуб изображается как Мировое Древо: он был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе Божией» и держит на своих ветвях весь мир. Если верхняя часть дуба символизирует свет вечности, то его корни принадлежат зоне захо- ронения предков. Около корней находится вход в «тридевятое царство» — царство смерти. Види- мо, поэтому в некоторых славянских местностях к священным дубам приходили на Радуницу, принося в жертву дереву поминальные блюда, а на его ветках развешивали белые льняные рушни- ки.
На культовую роль дуба указывают и археологические находки: в 1975 г. со дна Днепра подняли древний дуб, в ствол которого было вставлено 9 кабаньих челюстей. В 1910 г. подобный дуб извлекли со дна Десны. Видимо, эти деревья использовались при совершении жертвоприно- шений.
У ряда европейских народов дуб посвящался верховному богу-громовержцу; на связь дуба с культом Перуна у славян указывает, в частности, название местности Перунов Дуб, упоминаемый в грамоте 1302 г.
Дуб служил для перенесения на него болезни. Для этой цели наиболее подходили дубы со сквозным отверстием, через которое можно было протаскивать детей. Потом такой дуб обвязыва- ли кушаком.
Осина. В народных представлениях — «проклятое дерево»; вместе с тем часто употребляе- мое в магических целях. Осину запрещалось сажать около дома (во избежание несчастья, в том числе болезней). На осину также «переносили» болезни, и по этому своему свойству она исполь- зовалась в исцелении, знахарстве.
Осину не применяли при строительстве, не топили ею печь, избегали сидеть в ее тени, не вносили в дом осиновых веток и др. Существовал запрет прятаться в грозу под осиной — «осину гром ищет».
На огне из осиновых веток ведьмы, по поверьям, готовили вредоносное зелье. Чтобы стать невидимым или оборотиться в волка, колдун должен был перекувырнуться через осиновые ко- лышки (числом 5) или через осиновый пень. Бросив ветку осины перед путником, колдун сбивал его с дороги. Желая завести дружбу с лешим, человек призывал его, стоя в лесу на поваленных осинках.
Известным магическим приемом было «заламы-вание осины». Человек, поссорившийся с соседом, работник, стремящийся" расстаться с хозяином, юноша, желающий навсегда покинуть родные места, заламывали вблизи дороги ветку осины со словами вроде «пойду и осиною заломлю дорогу», чтобы никогда не вернуться в родные места. Так же осину заламывают, чтоб оберечься от русалок.
Осина выступает действенным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами и хтоническими существами. Осину использовали в магических способах распознавания ведьмы. На огне из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, чтобы они не вредили людям, а также утопленников, похороненных на общем кладбище, что вызывало сильную засуху. (Существовало проклятье: «Чтоб ты сгорел на осиновом дереве!»)
В обрядах восточных славян осина применялась в качестве оберега. В ночь накануне Юрье- ва дня и в купальскую ночь с помощью осиновых веток, воткнутых в стены хлева, в ворота, в са- раи, оберегали скот от ведьм, отбирающих у них молоко. С той же целью при отеле коров на рог ей укрепляли кусочек осины; первое молозиво процеживали через осиновую дудочку и отдавали корове. Если у коровы кисло молоко, ее прогоняли через сложенные вдоль порога осиновые ветки.
Через осиновое полено, положенное в воротах двора, заставляли перешагнуть только что куплен- ную лошадь и пр.

32
При строительстве дома в углах фундамента втыкали осиновые колышки, охраняя дом от всякой беды. Защищаясь от лешего, человек, застигнутый ночью в лесу, ложился спать в круге, очерченном на земле осиновой палкой.
Качества дерева
При выполнении гимнастики «Обнимание столба» используются определенные качества де- ревьев, во время контакта различных частей тела с деревом, в различных видах взаимодействия с ним.
Наиболее полно славянская традиция использования свойств деревьев в качестве источников силы, позволяющих менять или усиливать психоэмоциональный настрой, сохранилась в системе
«9 кругов смерти». Считалось, что работа с различными деревьями помогает выработке требуе- мых качеств у занимающихся (см. табл. 18).
Качества дерева
Деревья
Для физического совершенства
Для магических дей- ствий
Для лечения органов
Для лечения психи- ческих недугов
Дикая груша
Твердость духа
Обретение уверен- ности, наработка « непробиваемой бро- ни»
Органы пище- варения
Неприятие чего-либо
Дуб
Сила
«Ритуал». Наработ- ка силы
Сердце
Упадок сил
Калина
Чувствительность «Мысли». Развитие сверхчувственного восприятия
Кровь, лимфа
Мнительность, тре- вожность
Осина
Скорость
«Испуг». Избавление от чего-либо, освобо- ждение
Нервная систе- ма
Излишняя возбуди- мость
Ель
Зрение
«Глаза». Увидеть со- кровенное, найти пропажу и т. п.
Органы зрения Мания, болезненная зависимость
Липа
Эластичность рук
«Порча». Защита любовного союза, се- мьи
Кожа, волосы
Депрессия, нежела- ние жить
Ива
Гибкость в сус- тавах
«Переход». Переход на новый уровень, перевоплощение
Сосудистая сис- тема
Заторможенность, от- сутствие гибкости
Можжевельник Духовность
«Свет». Обучение
Эндокринная система
Ухудшение памяти, реакции
Дикая яблоня
Дыхание
«Дыхание». Проти- востояние соблазнам.
Победа в спорах, спо- собность убеждать словами
Легкие, органы дыхания
Стеснительность, трудности в общении
Клен
Выносливость
«Тело». Материаль- ное благополучие
Мышцы, мяг- кие ткани
Блоки, зажимы
---- : -------
Сосна
Слух
«Теплота». Защита в пути.
Ухо-горло-нос
Потеря интереса к жизни
Рябина
Укрепление пальцев
«Сглаз». Защита от разного рода воз- действия.
Защита
Дома.
Печень
Агрессивность, раз- дражительность
Тополь
Легкость в дви- жении
«Кости». Успех, уда- ча в делах.
Опорно- двигательный аппарат.
Фобии (страхи). берёза
Наработка ударной техни- ки
«Поддел». Женская магия, очарование.
Для мужчин – по- нимания сути.
Мочеполовая система
Сексуальные рас- стройства

33
Магические методы
В качестве примера можно рассмотреть ритуальные магические действия в Девичий четверг, перед Троицей. «Девушки и дети на Троицу ходят в лес завивать венки. В молодом лесу выбирают три деревца — березу, рябину и елочку, плетут венки из их веток, обвязывают их пояском, укра- шают ими головы, а потом идут к реке и, бросая венки в воду, гадают по ним».
Согласно практикующим этот способ (и не только в Девичий четверг), основная цель его — найти для девушки или женщины мужчину. «Как только я остаюсь одна, я сразу же еду в лес и де- лаю ритуал. И мужчина появляется».
Выполнение гимнастики
Гимнастику «Обнимание столба» в настоящее время проводят только с деревьями, и она имеет ярко выраженное оздоровительное направление. Предварительно надо учесть следующие обязательные правила.
1м. Определение «своего» дерева.Под этим понимается установление контакта с деревом, которое находят:
• эмпирическим путем, то есть путем многочисленных контактов с деревьями;
• на основании знания качеств каждого вида дерева;
• на основе народных традиций, для выполнения определенных ритуальных действий.
2. Психотренинг при работе с деревьямивыглядит в виде трех ступеней:
• на первой — установить контакт с деревом до появления чувства получения или заимство- вания силы;
• на второй — ощутить себя деревом, что позволяет проследить процессы поднятия воды от корней до листьев и обратное движение питательных веществ, образующихся в листьях;
• на третьей — почувствовать дерево как неотделимую часть природы и через него понять, что она хочет.
Этот порядок позволяет не только получить живительную силу дерева, но и в определенных моментах решать свои проблемы в жизни и со здоровьем.
«Лежание крестом»
Крест — символ, известный практически всем народам мира. В Европе его узнали в V—IV тысячелетии до н. э., на юге России и Северном Кавказе — с начала II тысячелетия. У ранних хри- стиан обожествление креста вызвало сопротивление в связи с тем, что это был языческий символ.
Только в IV в. христианская церковь приняла его в качестве своей эмблемы. До принятия христи- анства народами Восточной Европы кресты были распространены в роли языческих символов.
Интересно, что в Великом княжестве Литовском церковные власти долгое время запрещали уста- навливать деревянные кресты на постаментах.
«Лежание крестом» — одна из сохранившихся ритуальных гимнастик древней практики сла- вян. Названия упражнений соответствуют пяти праздникам поминания предков — «дзядам», в наше время сохранившимся только на территории Белоруссии. «Дзяды» одновременно символи- зируют не только «смерть» природы, но и неизбежное прекращение жизненного пути и перехода
«на той свет», к предкам, каждого человека.
Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать их недовольство и всяческие беды. Верили, что покойники будут мстить своим родным, наказывая их болезнями, засухой, мором и другими несчастьями, если те не справили должным образом праздника Дедов и не оставили для душ поминального ужина.
Поминальные дни существовали у славян еще со времен язычества. С приходом на славян- ские земли христианства они в ряде случаев сменили свой образ, сохраняя при этом стародавние традиции и вобрав в себя черты новой религии. На это указывает наличие в католической и право- славной церкви специально назначенных дней для поминовения умерших.
Католическая церковь определила один день в году для почитания предков — День Всех
Святых 1 ноября (новый стиль). Православный календарь в качестве поминальных дней выделил несколько дат.
1. Мясопустная родительская суббота — за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде».
2. Родительские субботы — 2, 3 и 4-я неделя Великого поста.

34 3. Троицкая родительская суббота — перед праздником Святой Троицы.
4. Радоница (Радуница) — вторник, 9-й день после Пасхи.
5. Дмитриевская родительская суббота — суббота, ближайшая к 8 ноября, дню памяти вели- комученика Дмитрия Солунского.
В гимнастике «Лежание крестом» существует деление года на пять временных отрезков, в которые рекомендовалось выполнять определенные упражнения (рис. 5).
1. Суббота после 22-24 июня. Метод воздействия - испуг.
Олицетворение болезни - красивая девушка. В похоронном об- ряде обозначает момент смерти. Душа покидает тело и мечется по дому. Также символизирует момент рождения ребенка.
2. Суббота перед 8 ноября. Метод воздействия — сглаз.
Олицетворение болезни — козел. В похоронном обряде слу- жит символом дня похорон — 3-й день по смерти (первый по- минальный стол). Душа покидает дом. Также символизирует момент рождения ребенка.
3. Суббота после 1 апреля. Метод воздействия — порча. Олицетворение болезни — жаба. В похоронном обряде символизирует 9-й день по смерти (второй поминальный стол). Душа покида- ет землю. Также служит знаком первого ритуального купания ребенка.
4. Суббота перед 10-11 февраля. Метод воздействия - поддел. Олицетворение болезни - кош- ка. В похоронном обряде символизирует 40-й день по смерти (третий поминальный стол). Судный день, душа предстает перед Богом. Также обозначает обряд крещения — получение имени.
5. Суббота после 22—24 марта. Метод воздействия — чары. Олицетворение болезни — волк. В похоронном обряде символизирует 1 год по смерти (заключительный поминальный стол).
Из вышеперечисленного следует, что гимнастика «Лежание крестом» является своеобраз- ным ритуальным действием, связанным с культом поминовения предков.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей