Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков р и л на лексическом материале


НазваниеГадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков р и л на лексическом материале
Анкор53Гадасина Л[1].Я., Ивановская О.Г. Эффективное.
Дата22.09.2017
Размер1.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла53Гадасина Л[1].Я., Ивановская О.Г. Эффективное...doc
ТипУрок
#16943
страница2 из 36
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1-й этап
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ


Количество часов: при дислалии 5-7; при дизартрии 7-14

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

(ДЛЯ ДИСЛАЛИКОВ И ДИЗАРТРИКОВ)

Содержание работы

1. Ходьба

2. Гимнастика рук и ног

3. Гимнастика туловища

4. Комплексная гимнастика конечностей и туловища

5. Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки

Виды работ

1. Выполнение гимнастических упражнений

2. Игры на развитие координации и чувства ритма

РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ РУК

И ПАЛЬЦЕВ (ДЛЯ ДИЗАРТРИКОВ)

Содержание работы

1. Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев), проба «ребро — кулак — ладонь»

2. Вычерчивание фигур на доске

3. Обведение шаблонов

4. Вырезание ножницами различных фигур

5. Разбирание по сортам семян, по цвету мозаик

6. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру

7. Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары

8. Показывание пальцев по два и по три

9. Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определённые цели

Виды работ

1. Выполнение упражнений в классе под наблюдением логопеда

2. Самостоятельная работа дома

Оборудование

Комплекты пластинок, ножницы, трафареты, мозаики, мячи, резиновая груша, пластилин, скакалки

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА,

ЗРИТЕЛЬНОГО, СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ

Виды работ

Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

а) «Делай так»;

б) «Что изменилось?»;

в) «Чего не стало?»;

г) «Составление целого предмета из частей»;

д) «Найди фигурку по подобию»;

е) «Кто больше запомнит или увидит».

Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

а) «Угадай, чей голос»;

б) «Улиточка»;

в) «Улови шёпот»;

г) «Жмурки с голосом»;

д) «Где позвонили?»;

е) «Скажи, что звучит»;

ж) «Лягушка»

Оборудование

Предметные картинки, игрушки, дидактические игры

Звучащие игрушки

РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Содержание работы

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

1) «Оскал»;

2) «Хоботок»;

3) «Хоботок» с последующим «оскалом»;

4) «Трубочка»;

5) Раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы;

6) Удерживание бумажных трубочек;

7) Комбинированные упражнения под счёт;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

1) Язык широкий («лопаткой);

2) Язык узкий («жалом»);

3) Поочерёдное высовывание языка («лопаткой» — «жалом») 4-5 раз подряд;

4) Поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы;

5) Язык вправо — влево;

6) Втягивание и вытягивание широкого языка;

7) Удерживание языка в состоянии покоя;

8) Присасывание спинки языка к нёбу;

9) Прищелкивание;

10) Комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

Примечание. При парезах наиболее трудным является подъём языка.

Для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц

Виды работ

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые).

2. Самостоятельные упражнения.

3. Отработка артикуляционных движений под счёт.

4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука.

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор.

6. Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки»)

Оборудование

Настенное зеркало, индивидуальные зеркала, марлевые салфетки, бумажные трубочки

2-й этап

ПОСТАНОВКА И КОРРЕКЦИЯ ЗВУКА

Количество часов: при дислалии 2-5; при дизартрии 5-8

ЗНАКОМСТВО С АРТИКУЛЯЦИЕЙ ЗВУКА

Виды работ

1. Показ артикуляции перед зеркалом.

2. Показ профиля данного звука.

3. Показ положения языка кистью руки.

4. Наглядная демонстрация вибрации языка.

5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков).

6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков)

Оборудование

Зеркала настольные, зеркало настенное, профили звуков, шпатели, игровой материал

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]

Содержание работы

1. Работа над вспомогательными звуками:

а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т — т — т»);

б) присоединение голоса (даёт «д — д — д»);

в) выполнение сильного задувания, вызывающего трепетание кончика языка («т — т — т — ттрррр»).

2. Механическая помощь при постановке звука:

а) удерживание кончика языка у верхних дёсен шпателем;

б) вызывание дрожания кончика языка вибратором от звуков «ззз», «жжж», чаще «ддд» (упражнение «Балалайка»)

Виды работ

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:

а) игры на выработку вибраторных движений кончика языка;

б) работа над силой выдоха;

в) имитационные игры

Оборудование

Полоски бумаги, карандаши, пробирки, соломинки и лодочки разных размеров, воздушные шарики, игрушка «тёщин язык»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДИЗАРТРИКОВ (ДОПОЛНИТЕЛЬНО)

Содержание работы

1. Игра в « болтушку » или « индюшку », где высунут язык и на звук [а] он болтается между зубами.

2. «Фырканье лошади»— тип кучерского [р] («тпррр» — задувание и дрожание обеих губ).

3. Растягивание уздечки в случае бокового произношения

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Л]

Содержание работы

Первый способ: вызывание межзубного [л]:

а) «Улыбка»;

б) прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий);

в) также с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.

Второй способ: постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или [ы]:

а) «Качели» (для губного [л]);

б) «Качели» с одновременным произнесением «а — а — ааа» или «ы — ы — ыыы».

Механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКА

Содержание работы

Работа:

а) над точностью;

б) над чистотой (без вспомогательных движений);

в) над плавностью (без толчков);

г) над силой (с напряжением);

д) над темпом (от замедленного к быстрому);

е) над достижение устойчивости полученного результата

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИЗАРТРИКОВ

(ДОПОЛНИТЕЛЬНО)

Содержание работы

Работа над голосом

1. Вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса.

2. Произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса.

Работа над дыханием

1. Выработка плавного длительного выдоха.

2. Работа над силой выдоха

Виды работ

Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания

3-й этап

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННОГО ЗВУКА В РЕЧИ,

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,

ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

И АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Количество часов: при дислалии — 5-20; при дизартрии 10-15

РАБОТА НАД ЗВУКОМ

Содержание работы

1. Звук в слоге:

а) открытом;

б) закрытом;

в) в звукосочетаниях.

2. Звук в слове:

а) в начале;

б) в середине;

в) в конце;

г) в сочетаниях с гласными.

3. Звук в предложении.

4. Звук в тексте.

5. Пословицы, поговорки, стихи.

6. Скороговорки.

Виды работ

1. Произнесение и чтение слов, слогов и предложений.

2. Работа с таблицами.

3. Работа с игровым материалом, картинками.

4. Чтение текстов.

5. Работа с деформированным текстом.

6. Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

Оборудование

Слоговые таблицы, игрушки, игры, предметные и сюжетные картинки, картинки к загадкам и скороговоркам

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Содержание работы

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

2. Формирование фонематического анализа

3. Развитие синтетической деятельности

4. Развитие фонематических представлений

5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1.

Виды работ

1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово.

2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности.

3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов.

4. Игра «Услышь своё имя».

5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок).

6. Отхлопать ритмическую структуру слова

2.

Виды работ

1. Определить первый звук в слоге, слове.

2. Определить последний звук.

3. Назвать все входящие в слово звуки.

4. Определить количество звуков, слогов, слов.

5. Назвать звуки по порядку.

6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него.

Оборудование

Мячи, флажки, «светофорчики», конверты с кружками, предметные картинки.

3.

Виды работ

1. Составить из названных звуков слог, слово.

2. Игра с мячом «Доскажи словечко».

3. Составить из букв разрезной азбуки слово.

4. Игра «Умный телефон»

4.

Виды работ

1. Подобрать слово на заданный звук, слог.

2. Придумать слово по количеству звуков, слогов.

3. Подобрать картинки на звук.

4. Преобразовать слова:

а) добавить начальный или конечный звук;

б) изменить гласный или согласный;

в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;

г) работать с использованием схем (вписать буквы в кружки);

д) разгадать ребусы, шарады

5.

Виды работ

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

а) по опорным словам;

б) по сюжетным картинкам;

в) на заданную тему;

г) придумывание части рассказа.

3. Инсценирование сказок.

4. Работа со сказками-фильмами

Оборудование

Игрушки, сюжетные картинки (для 1-3 классов), картинки по развитию речи (для 1-3 классов), настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения.

4-й этап

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА

В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

Количество часов: при дислалии 8; при дизартрии 10

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД ЧИСТОТОЙ

И ЛЁГКОСТЬЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ ЗВУКА В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РЕЧЬ

5-й этап

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. РАБОТА

НАД СЛЕДУЮЩИМ ЗВУКОМ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Количество часов: при дислалии 7; при дизартрии 10

Виды работ

1. Письмо слогов, слов и предложений под диктовку с выделением данного звука.

2. Списывание слогов, слов и предложений с доски.

3. Работа с деформированным речевым материалом:

а) восстановление пропущенных звуков, слогов, слов;

б) дописывание слогов, слов;

в) составление слов из слогов;

г) замена картинки словом в предложении и связном тексте.

4. Письменные ответы на вопросы.

Оборудование

Таблицы с деформированным текстом, предметные картинки, карточки с различными письменными заданиями, сборники диктантов, сборники по исправлению недостатков звукопроизношения

Исправление и коррекция недостатков
произношения звуков [р] — [р']


Недостатки произношения звуков [р] — [р'] называются ротацизмом, а замена этих звуков другими — параротацизмом (от названия греческой буквы р). Звук [р] имеет своеобразное и сложное произношение. При правильном произношении этого звука мы слышим рокот, который образуется при дрожании переднего края языка у альвеол верхних резцов при прерывистых взрывах сильной струёй воздуха. Губы раскрыты в зависимости от последующего гласного. Чем сильнее оттягиваются уголки рта по типу звука [и] (улыбки), тем крепче средняя часть языка прижимается к верхнему нёбу, а кончик языка остаётся свободным и может производить вибрацию при прохождении сильной воздушной струи. Голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято.

Для звука [р] характерна сложная артикуляция, требуется значительная подвижность языка и сильная подача воздушной струи.

Артикуляция звука [р'] отличается от артикуляции [р] тем, что кончик языка вибрирует не у альвеол, а ниже, иногда у нижнего края верхних зубов. Средняя часть спинки языка несколько приподнимается.

Методики исправления ротацизма описаны в разработанных планах уроков.

Исправление и коррекция недостатков
произношения звука [л]


Недостатки произношения звуков [л] — [л'] называются ламбдацизмом (от названия греческой буквы «лямбда»), а замена этих звуков другими — параламбдацизмом.

Звук относится к группе язычно-губных звуков. При произнесении звука [л] губы и зубы раскрыты в зависимости от последующего гласного. Кончик языка прикасается к верхним зубам или к десне, корень языка приподнят, боковые края (оба или один) несколько отстают от боковых зубов, образуя одну или две боковые щели, через которые и проходит выдыхаемый воздух. Голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято. Получается твёрдый звук [л].

Если же при несколько опущенном корне языка средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, то образуется мягкий [л'] (искажение произношения звука [л'] у школьников встречается редко).

Звук же [л] является одним из наиболее сложных по артикуляции звуков русского языка, поэтому появляется он в детской речи сравнительно поздно и подвержен наибольшим различным искажениям.

Методики исправления звука [л] описаны в разработанных планах уроков.

За белые рощи и ливни косые,

За желтые нивы и взлёт

журавлей,

Любите Россию,

любите Россию —

Для русского сердца

Нет звука милей.

О. Милявский
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей