Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков р и л на лексическом материале


НазваниеГадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков р и л на лексическом материале
Анкор53Гадасина Л[1].Я., Ивановская О.Г. Эффективное.
Дата22.09.2017
Размер1.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла53Гадасина Л[1].Я., Ивановская О.Г. Эффективное...doc
ТипУрок
#16943
страница36 из 36
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36

Урок 45
Автоматизация и дифференциация
[р] и [л] обобщающий урок


Лексическая тема: Системные отношения в лексике.

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [р] и [л], работать над развитием фонематического анализа, систематизировать словарь.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Уточнение произношения звуков [р] и [л].

Работа с профилями артикуляции звуков [р] и [л] в слогах.

V. Автоматизация и дифференциация звуков [р] и [л] в слогах.

Дети читают слоговые таблицы, подставляя по очереди звуки [р] и [л]

1)

... а

...э

... ы

...о

…у

2)

а...

э...

ы...

о...

у...

3)

а...э

а...а

а...ы

а...о

а...у

4)

э…а

э...э

э...ы

э...о

э...у

5)

ы...а

ы...э

ы...ы

ы...о

ы...у

6)

о...а

о...э

о...ы

о...о

о...у

7)

у...а

у...э

у...ы

у...о

у…у

8)

...па

...пэ

... пы

... по

...пу

9)

...ба

...бэ

... бы

...бо

...бу

10)

...фа

...фэ

... фы

...фо

...фу


VI. Автоматизация и дифференциация звуков [р] и [л] в словах и предложениях.

1. Игра «Большие манёвры».

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [р] и [л] в словах и предложениях, развивать умение детей делать сообщения, производить фонематический анализ слов, составлять предложения по опорным словам.

Оборудование для игры: два «шахматных» поля 8x8 клеток, на одном из которых цветные клетки чёрные, на другом — жёлтые, в белых клетках — изображения различных видов вооружения (для чёрных — содержащие [р] в названиях: ружьё, револьвер, граната, торпеда, ракета, вертолёт, корабль; для «жёлтых» — содержащие [л] в названиях: пулемёт, пистолет, револьвер, лимонка, самолёт, вертолёт, подводная лодка, корабль). Ещё для игры понадобятся картонные квадратики по числу белых клеток и кубик с цифрами (точками) от одного до шести.

Правила игры:

1-й вариант: Одни воюют за «чёрных», другие — за «жёлтых». По очереди бросают кубик. Сколько выпало, столько картонных квадратиков надо взять и закрыть ими клеточки на поле противника. Побеждает тот, кто первым выведет из строя военную технику противника.

2-й вариант — «Разведчики»: Перед началом игры вся техника закрывается картонными квадратиками. Играющие по очереди бросают кубик и снимают с поля противника столько квадратиков, сколько на нём выпадет. Побеждает тот, кто первым раскроет военные тайны противника.

3-й вариант — «Военные мемуары»: После окончания игры дети рассматривают всю изображённую военную технику, определяют, какие изучаемые звуки были в её названиях, где в словах они звучали и составляют с этими словами предложения. Например: пулемёт, ружьё, пистолет, револьвер — стреляют. Граната, лимонка — взрываются, поражают ближайшую цель. Торпеда, ракета — поражают дальнюю цель. Самолёт и вертолёт — летают. Подводная лодка, корабль — плавают. Самолёт и вертолёт — техника для воздушного боя, а подводная лодка и корабль— для морского.

2. Игра «Жилища».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, развивать умения детей делать обобщения и находить различия, производить анализ слов.

Оборудование: картинки, карточки с заданиями.

а) Понятие «Дом» (картинки: дом, берлога, дупло, логово, нора, человек, медведь, белка, волк, лиса).

Дети называют слова по картинкам, анализируют их на наличие изучаемых звуков, составляют предложения. Другой вариант — парная картинка.

б) Понятие «Помещение» (старинные слова).

Дети читают тексты по карточкам и своими словами объясняют понятия.

В низенькой светёлке

Огонёк горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

Загадка

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

3. Игра «Антонимы».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей находить антонимы, работать над анализом слов.

Оборудование: карточки с заданиями.

Правила игры: ведущий читает слова. Дети, у которых есть антоним к данному слову,поднимают руки. Соседи детей, поднявших руку, проверяют их. Антонимы анализируются, с ними составляются предложения.


1-я карточка




2-я карточка




3-я карточка

работа

работать

радовать

радоваться

радостный

радость

разводиться




отдых

бездельничать

огорчать

грустить

печальный

горе

жениться




разговорчивый

разгораться

различие

разный

разлука

развязывать

развязка


4-я карточка




5-я карточка




6-я карточка

молчаливый

гаснуть

сходство

одинаковы

встреча

завязывать

завязка




лживый

трусливый

трудолюбивый

весёлый

глупый

голодный

близкий




правдивый

смелый

ленивый

грустный

умный

сытый

далёкий

7-я карточка




8-я карточка




9-я карточка

сладкий

румяный

острый

солнечный

полный

веселиться

светлый




горький

бледный

тупой

пасмурный

пустой

тосковать

тёмный




яркий

работа

вежливость

польза

горе

прилежный

простой

10-я карточка




11-я карточка




12-я карточка

бледный

безделье

грубость

вред

радость

ленивый

сложный




полезно

закрывать

отвага

веселье

лето

начало

жарко




вредно

раскрывать

трусость

грусть

зима

конец

холодно




13-я карточка




14-я карточка

редкий веселье




честный печаль

чистый прилет




грязный отлёт

хорошо враг




плохо друг

здоровье




болезнь

4. Игра «Синонимы».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей находить синонимы, работать над анализом слов.

Оборудование: карточки с заданиями. Правила игры: ведущий читает слова. Дети, у кого есть синонимы к данному слову, поднимают руки. Их соседи проверяют.

1-я карточка




2-я карточка




3-я карточка

любить

любознательный

разведчик

гладить

любезный

трусливый

неуклюжий

неотложный

крикливый




лелеять

пытливый

лазутчик

ласкать

вежливый

боязливый

неловкий

немедленный

горластый




любопытный

обходительный

пугливый

неповоротливый

срочный

плаксивый

бесстрашный

мрачный

строение




4-я карточка




5-я карточка

грустный

храбрый

пасмурный

здание

боец

ограда

ребята

умный

танцовщица




печальный

смелый

хмурый

постройка

солдат

забор

дети

мудрый

балерина


5. Игра «Ёлочки».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей анализировать слова-квазиомонимы.

Оборудование: изображение новогодней ёлки, которая украшена белыми и чёрными шарами, парные картинки.

Правила игры: дети называют картинки, определяют, какой звук есть в названии, помещают картинки со звуком [р] на чёрные шары, с [л] — на белые.

Картинки:

рак — лак бурка — булка

ложки — рожки лейка — рейка

игра — игла вал — вар

рама — лама

6. Игра «Восстанови слова».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей анализировать слова-квазиомонимы.

Оборудование: карточки с заданиями.

Правила игры: дети читают стихи, догадываются, о каких словах идёт речь, анализируют эти слова и составляют с ними предложения.

С «Л» нами питаются,

А с «Р» — бодаются. (ложки — рожки)
На верху каланчи

День и ночь кричат ВРАЧИ.

А о чём они кричат,

Вы спросите у ВРАЧАТ.
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь — поставь меня в вазу.

Но с буквою «К» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу! (роза — коза)

VII. Развитие фонематического анализа.

Игра «Дорожки».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, развивать возможности фонематического анализа.

Оборудование: карты с наклеенными картинками, содержащими звуки [р] — [л] в словах усложняющейся звуко-слоговой структуры.

Например: стол — стул — дятел — крокодил — мотоцикл.

Платок — платье — слон — клубника — тарелка — булка — яблоко — волк — вилка — белка.

Правила: дети называют картинки, анализируют слова, составляют с ними предложения, пытаясь найти общее и различное в представленных понятиях.

Например: Стол и стул — это мебель. Дятел — птица, а крокодил — животное.

VIII. Подведение итогов работы.

IX. Индивидуальная работа.


1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей