Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Развитие речи подготовительная группа. Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий


НазваниеГербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий
АнкорРазвитие речи подготовительная группа.doc
Дата17.04.2019
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи подготовительная группа.doc
ТипДокументы
#45325
страница2 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Планы занятий

   Август – сентябрь


   В эти месяцы перед выходом на прогулку, а также на прогулке (южные районы страны) детям читают стихотворения о наступившей осени, программные сказки А. Пушкина («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)[2]. После прочтения сказок желательно прослушать эти произведения в аудиозаписи в благоприятствующее этому процессу время.

   Также следует прочитать детям сказку Дж. Родари «Волшебный барабан» (из серии сказок, у которых три конца). Затем можно предложить дошкольникам сочинить свою концовку к сказке.

   Если в детском саду существует традиция читать детям перед сном, лучше выбирать небольшие спокойные произведения, которые чаще всего читаются в одной тональности. Это могут быть и книги, которые читаются по главам: А. Гайдар, «Чук и Гек», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (пер. с швед. Л. Лунгиной), Т. Энгер, «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (пер. с норвеж. Л. Брауде) и т. д.

   Следует познакомить детей с новыми играми[3]. Научив нескольких детей игре, нужно поручить им объяснить правила игры сверстникам. Для ребенка это престижно и полезно, так как умение что-то понятно объяснить, при этом не раздражаясь, – задача не из простых.

   Игра «Достань приз»


   На пол кладется канат, на конце его ставится приз. Кто пройдет по канату с завязанными глазами, не оступившись, получит этот приз.

   Игра «Веселые художники»


   С завязанными глазами на листе ватмана или доске надо нарисовать автопортрет (или просто веселую мордочку). Тот, чей портрет будет удачнее, побеждает в этой игре.

   Игра «Смотай шнур»


   На середине шнура завязывают узелок, на концах прикрепляют по простому карандашу. Нужно намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка, побеждает.

   Игра «Ну-ка, попади!»


   На пол ставят неглубокую миску. Каждый игрок должен забросить в нее три теннисных шарика с расстояния пяти шагов. Забрасывают по очереди, друг за другом. Побеждает тот, кто забросит больше всего шариков.

   Сентябрь

   Занятие 1. Подготовишки


   Цель.Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.
   Ход занятия

   «Вы теперь самые старшие в детском саду, – начинает беседу педагог. – А как называется наша группа? Подготовительная к школе.

   Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Не забывайте, отвечая на вопросы, контролировать свою речь. Теперь вам это уже по силам. Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику?»

   Воспитатель заслушивает ответы детей, привлекает их к обсуждению высказываний сверстников. Педагог напоминает, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что…», «Мне кажется, что…».

   «Это позволит не обидеть товарища, высказывая сомнение в правильности его суждений», – объясняет воспитатель.

   «Читать и писать вас обязательно научат в школе, – продолжает разговор педагог. – А сейчас нам надо научиться слушать и слышать педагогов; работать не отвлекаясь; толково, понятно рассказывать о чем-либо, пересказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках. Справимся? Давайте проверим, умеете ли вы слушать и слышать».

   Воспитатель читает первые две строки из четверостишия М. Лапыгина:


«Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?


   Отвечайте! (Дети часто не обращают внимания на слово «кран» и делятся своими познаниями о том, откуда берется вода.)

   А ответ прост:


В дом, сад, огород
Провели водопровод».


   Затем воспитатель показывает детям любую картинку-путаницу и объясняет задание: «Я даю вам три минуты на то, чтобы вы рассмотрели картинку. Разговаривать при этом нельзя. Потом вы расскажете, что на ней не так. Я засекаю время… Покажите (на пальцах, на карточках из математического набора), сколько несуразиц вы обнаружили. А теперь перечислите, что не так на картинке».

   Сначала педагог заслушивает тех детей, которые заметили меньше всего неправильностей.

   В конце занятия педагог подводит итог: «Убедились, что быть внимательными совсем не просто. На наших занятиях мы научимся быть внимательными».

   Занятие 2. Летние истории


   Цель.Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительные к прилагательным.

   Предварительная работа.«Школьникам задают домашние задания, – говорит педагог, – и я тоже хочу дать вам задание на дом. Вспомните какой-нибудь интересный случай, который произошел с вами летом. Можно посоветоваться с родителями».
   Ход занятия

   «Сегодня мы заслушаем ваши летние истории, – начинает разговор воспитатель. – Но сначала подумайте о том, как начать рассказ. Какие будут предложения?»

   Педагог выслушивает детей и оценивает их ответы. Напоминает, что надо контролировать свою речь, избегать повторов и лишних, ненужных слов.

   Воспитатель может предложить детям свою летнюю историю в качестве образца.

   Затем заслушивается несколько рассказов.

   Заметив, что дети начинают уставать, воспитатель может предложить им выполнить дидактическое упражнение «Подбери слово», предварительно сообщив, что остальные летние истории будут обязательно заслушаны позже.

   «Русский язык очень богат, – говорит педагог. – Как вы думаете, чем он богат? Деньгами? Драгоценными камнями? Русский язык богат разнообразием слов. К одному и тому же слову можно подобрать много других слов. Например, я произнесу слово голубой, а вы добавите… Голубое небо, голубые глазки, голубой шарф… А какие слова можно подобрать к слову свежий (глубокий…)

   Занятие 3. Звуковая культура речи (проверочное)


   Цель.Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
   Ход занятия

   Педагог просит детей объяснить, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (фишки (мелкие предметы), картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши).

   Воспитатель следит за правильностью употребления детьми слов, конструированием предложений.

   Затем читает «Считалочку» А. Шабунина:


Шли
Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Пять.
Стали
Ноги
Вытирать.
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.


   Педагог объясняет детям задание: «Послушайте забавную считалку еще раз. Будьте внимательны. Сосчитайте слова со звуком ци поднимите нужную карточку… (Два слова.)Сейчас я повторю считалку, а вы сосчитайте слова со звуком чи поднимите соответствующую карточку. (Три слова.)

   А теперь очень сложное задание. Сосчитайте слова со звуком р(Десять слов.)То, что вы ошиблись, не беда. А вот то, что вы работаете несамостоятельно, плохо.

   Теперь новое задание. Быстро нарисуйте решетку из трех ячеек. Отметьте фишкой (фишками), где в слове сундучок(или сучок) слышится звук ч; в словеплащ– звук щ, в слове жужелица– звук ж.

   Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношука-. Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на ка-каша, камыш, канарейка-. Вы вспомнили, да и то с моей подсказкой, лишь несколько слов, начинающихся на ка-.В действительности в русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус.

   Все ли слова вы знаете? А кто такой кадет? А кавалер? Что такое казус?»

   Затем воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц.

   «Сентябрь – первый месяц осени. Как вы думаете, слово или предложение я сейчас произнесла? В предложении чаще всего несколько слов. В этом предложении их..? (Четыре.)Назовите слова в том порядке, в котором они стоят в предложении».

   Завершая занятие, педагог выясняет у детей, чему они сегодня научились.

   «А еще, – добавляет воспитатель, – мы тренировали внимание».

   Занятие 4. Лексико-грамматические упражнения


   Цель.Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.
   Ход занятия

   Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат их словарь. Затем дает детям задание: «Какими словами можно ответить на вопрос „кто это“? (Иногда детям необходима подсказка, например, название какого-либо животного.) А на вопрос „что это“?

   Вспомните слова, отвечающие на вопросы: „Какой?“ (Синий.), „Какая?“(Сладкая.), „Какое?“ (Холодное.)

   Перечислите, что может делать человек. Вспомните повадки животных».

   Далее воспитатель показывает детям картинку с изображением различных сумок[4] и выясняет, с какой сумкой они пойдут в сентябре в школу.

   «А кому и для чего нужны остальные сумки?» – уточняет воспитатель.

   Предлагая рассмотреть картинку с изображением головных уборов (из того же пособия), педагог спрашивает: «Кто в какой шапочке отправится в школу? А кому и в каких случаях потребуется шляпа (платочек в горошек)?»

   Занятие 5. Для чего нужны стихи?


   Цель.Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.
   Ход занятия

   Педагог показывает детям сборники стихов: одного автора и разных авторов, обычные и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книгах напечатаны стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, стихи серьезные и шуточные. Затем предлагает обсудить ряд вопросов:

   – Зачем люди пишут стихи?

   – Как вы узнаете стихотворение на слух? (В стихотворении строчки рифмованные, очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность.)Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как он мучился и потом отказался быть поэтом.

   – Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:


Зимнее утро
(отрывок)


Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин


   – Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?

   Выслушав рассуждения детей, воспитатель обобщает: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

   В средней и старшей группах мы учили очень хорошие стихотворения. Давайте вспомним их».

   Педагог читает первые строчки из русских народных песенок: «Тень-тень-потетень», «Дед хотел уху сварить»; из стихотворений Ю. Кушака «Олененок», А. Барто «Я знаю, что надо придумать», И. Сурикова «Детство», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная», И. Белоусова «Осень».

   Воспитатель просит детей прочитать любое стихотворение (заслушивается 2–3 ответа). Если дети забыли программные стихотворения, надо прочитать 2–3 произведения. (Программные стихотворения следует читать и вне занятий.)

Занятие 6. Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»


   Цель.Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

   Предварительная работа.Попросить музыкального руководителя рассказать детям о том, что у мужчин-певцов разные голоса – бас, баритон, тенор, и подтвердить рассказ музыкальными фрагментами.
   Ход занятия

   «Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой „Как осел петь перестал“ в обработке Джанни Родари. Мы знаем его сказку „Волшебный барабан“», – начинает занятие воспитатель.

   Педагог читает или рассказывает новую сказку.


   В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.

   Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:

   – Кто из вас самый красивый?

   – Я, йя! – сразу же закричал осел.

   – Хорошо, ты самый красивый.

   – А кто же самый сильный?

   – Я, йя! – закричал осел раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.

   – Ладно, – сказал лев. – А кто здесь самый глупый?

   – Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.

   Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь:

   – Я, йя, йя!

   «Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка? – продолжает разговор воспитатель. – Доказать можете?

   (Следит за правильностью речи.) А как вы понимаете слово поучительная(история)?

   Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый, самый сильный и самый глупый.)И что случилось? Жаль, конечно, что осел потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут: „Иа! Иа! Иа!“

   А как люди зовут тех, кто ведет себя подобно ослу из сказки?»

   Воспитатель читает сказку еще раз. Затем предлагает пересказать ее в лицах. Педагог выбирает ребенка на роль осла, а «осел» назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора.

   Потом пересказ повторяется с новыми исполнителями.

   Занятие 7. Работа с сюжетной картиной


   Цель.Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
   Ход занятия

   Педагог предлагает вниманию детей любую картину из серий, предназначенных для работы по развитию речи в детском саду. Спрашивает, о чем картина и как ее озаглавить. При этом он напоминает, что название картины должно отражать ее содержание и по возможности оно должно быть кратким.

   Воспитатель заслушивает ответы детей и предлагает им выбрать самое удачное название. Если необходимо, дает свой вариант названия.

   «Представьте, что вам предстоит составить рассказ по этой картине, – продолжает разговор педагог. – С чего вы начнете? Помните о том, что первая фраза может очень украсить рассказ».

   Выслушивает ответы детей и при необходимости предлагает свою вступительную фразу.

   Далее педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они учились составлять план рассказа по картине. Интересуется, что это такое, и предлагает составить план рассказа. Затем оценивает предложенные варианты (3–4 ответа).

   «Вступление есть, план есть. Остается завершить рассказ оценкой картины в целом. У кого какие варианты?»

   Педагог предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ по картине. Затем интересуется у ребенка, легко ли ему было рассказывать.

   Воспитатель объясняет детям, что, руководствуясь планом, можно избежать повторов и ненужных в рассказе слов, например, таких: «а потом», «а еще», «и вот».

   «Итак, чему мы сегодня учились?» – спрашивает педагог.

   В конце занятия предлагает поиграть в игру «Я задумала предмет».

   Воспитатель загадывает предмет, а дети, пытаясь отгадать его, задают наводящие вопросы, например: «Живой? Неодушевленный? В помещении? На улице? Большой? Тяжелый? Сделан из…»

   Если останется время, педагог может предложить детям угадать другой задуманный им предмет.

   Занятие 8. Беседа о А. Пушкине


   Цель.Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
   Ход занятия

   Педагог читает детям 2–3 фрагмента из произведений А.Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье…» (из стихотворения «Осень»), «Буря мглою небо кроет…» (из стихотворения «Зимний вечер»), «У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»). Затем спрашивает у детей, не знают ли они автора этих поэтических строк. И уточняет: «Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?»

   Воспитатель рассказывает детям о великом русском поэте: «В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина. Многие из вас уже слышали сказки о попе и его работнике Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле. Эти сказки вы услышите еще не раз, так как их часто читают по радио, спектакли по ним ставят в театрах. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки».

   Заканчивая занятие, педагог читает отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане…» (по выбору детей).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей