Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Развитие речи подготовительная группа. Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий


НазваниеГербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий
АнкорРазвитие речи подготовительная группа.doc
Дата17.04.2019
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи подготовительная группа.doc
ТипДокументы
#45325
страница7 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

   Февраль

   Занятие 1. Чтение русской народной сказки


   «Никита Кожемяка»[18]

   Цель.Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
   Ход занятия

   «Мы так много с вами читаем, что боюсь, не забыли ли вы русские народные сказки, не путаете ли сказки с рассказами», – начинает беседу воспитатель.

   Дети называют сказки. Если ребенок ошибается и вспоминает авторскую литературную сказку, его надо похвалить, но ответ не засчитывать.

   Затем педагог называет произведения, с которыми дети познакомились в этом учебном году.

   Воспитатель читает новую сказку. Говорит, что это русская народная сказка. И уточняет, что народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Поясняет, что сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике А. Афанасьева.

   Педагог просит детей объяснить, почему это сказочное произведение.

   Завершая занятие говорит: «Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

   Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте


   Цель.Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.
   Ход занятия

   «Хотите подготовиться к школе? – спрашивает у детей педагог. – Тогда будьте повнимательнее и поактивнее. Морская волна высока и сильна.Как думаете, что я произнесла? Можете повторить предложение? А назвать слова со звуком л? В словах волнаи сильназвук лстоит? (В середине слова.)Теперь негромко повторите эти слова. В них один и тот же звук лзвучит по-разному. Услышали?

   Сейчас очень трудное задание. Услышав в слове мягкий звук ль, надо хлопнуть в ладоши и сразу же положить руки на стол. Работайте самостоятельно.

   Итак: Юла – Юля – кальмар – ладошка – легонькая – Любушка – голубушка.

   Мы с вами умеем играть в игру „Я – вам, вы – мне“, не так ли? Но сегодня мы будем считать не слова в предложении, а части слова. Итак, слово луна(дети выкладывают на стол нужную карточку из математического набора или две фишки). Назовите части слова. (Лу-, -на.)».

   Педагог обращает внимание детей на картинки (одна на двоих) с изображением жука, лисы, раков, розы, вазы, гусей и др. Дети называют изображения, а потом определяют, из скольких частей состоит слово – название предмета.

   Воспитатель просит детей сосчитать и назвать части в словах коты, мыши.

   «А теперь вы можете дать мне задание, сказав: „Валентина Викторовна, сосчитайте части в моем слове“, – говорит педагог. – А слово – название картинки перед вами. Итак, я называю слово малина. (Дети кладут на столы соответствующие карточки или фишки.) А теперь задание мне дает (называет имя ребенка)».

   Упражнение повторяется 3–4 раза.

   «Давайте немного пошалим», – предлагает воспитатель и просит дополнить услышанное слово «неправильным» глаголом.

   «Будьте внимательны, – объясняет воспитатель. – Слово, которое уже прозвучало, повторять нельзя. За это вы получите штрафную фишку.

   Итак, оказались мы в сказочной стране. Там кошки квакают, лягушки рычат, медведи…, мыши…, рыбы…, тигры…, волки…».

   Завершая занятие, педагог напоминает, что сегодня дети учились быть внимательными и осваивали новое сложное умение – делить слова на части.

Занятие 3. Работа по сюжетной картине


   Цель.Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.
   Ход занятия

   Педагог выбирает для занятия любую сюжетную картину и предлагает ее вниманию детей. Спрашивает, о чем картина, как лучше ее назвать.

   Воспитатель напоминает детям о том, что они уже знают, как составлять план рассказа по картине. Интересуется, зачем нужен план. (Чтобы избежать повторов, чтобы рассказ был логичным.)

   Дети предлагают первый пункт плана. Если вариантов несколько, выбирается один из них. Затем дети формулируют остальные пункты плана.

   «Мы составили хороший план рассказа по картине, – продолжает беседу воспитатель. – Теперь очень важно удачно начать рассказ. Какие будут предложения?»

   Воспитатель вместе с детьми оценивает наиболее интересные вступления к рассказу.

   Затем дети выбирают фразу, завершающую рассказ, и 2–3 ребенка составляют рассказ по картине.

   По ходу рассказа желательно делать пометки в тетради, если дети допускают ошибки в построении предложений. Позже нужно выяснить у детей, как должно звучать предложение (или слово), произнесенное сверстником.

   Занятие 4. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»[19]


   Цель.Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
   Ход занятия

   Педагог предлагает детям послушать былину про русского богатыря Илью Муромца. Уточняет, слышали ли они что-нибудь об этом богатыре и как они его себе представляют.

   Воспитатель читает отрывок из былины (в записи А. Гильфердинга). Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Соглашается, что былина написана совсем не так, как привычные, легкие и понятные стихи: «Так народ давным-давно рассказывал о своих героях, и рассказы эти называли былинами. В былинах говорилось о героях, которые жили на русской земле, защищали ее от врагов и нечисти, например, от Соловья-разбойника, в страхе державшего простых людей».

   Педагог зачитывает соответствующий отрывок из былины.

   «Только подвиги этих былинных героев были иногда преувеличены, – продолжает воспитатель, – поэтому былины – необычные литературные произведения. В них реальные герои и события иногда описаны так, что они воспринимаются как сказочные. Мог ли, например, один человек, даже если он силы необыкновенной, победить целое войско?»

   Воспитатель читает следующий отрывок:


У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно…
А подъехал как ко силушке великой,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он ту силу всю великую.


   Заканчивая занятие, педагог предлагает вниманию детей репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря».

   Если у детей появится желание узнать о двух других богатырях, следует пообещать им найти былины о них.

   Занятие 5. Лексические игры и упражнения


   Цель.Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
   Ход занятия

   «Ох и трудное задание вы сегодня будете выполнять, – начинает занятие педагог. – Проговорите про себя слова день – лень. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Не надо объяснять, что обозначают эти слова. Обратите внимание на звуки. (В слове „день“ был звук дь, а в слове „лень“ появился звук ль.)

   Произнесите еще два слова: кот – кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? И еще два слова: сын – сон».

   Педагог формулирует новое задание. «Что такое коса? (Особым образом заплетенные волосы, рабочий инструмент, песчаная отмель.)Получается, что слово одно, а значений много. Это многозначное слово.

   Многозначными также являются слова: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить значения этих слов. (Ключ (к замку, родничок), листок (с дерева, бумажный), кран (подъемный, кран у самовара, водопроводный кран).)[20]

   Воспитатель напоминает детям о том, как друзья обиделись на Незнайку – сочинителя стихов. И уточняет: «Что их обидело? Надеюсь, что мы с вами будем удачливее Незнайки и наши рифмовки будут приятными для слуха».

   Педагог предлагает детям закончить четверостишия:


Говорит котенку «кыш!»
Неприветливая мышь,
А котенок сладко спит
…….


Кот на завтрак съел омлет,
Следом – несколько котлет,
Ну а после бутерброд
…….
Е. Лаврентьева


   Затем педагог просит дошкольников подобрать слова с противоположными значениями:

   спать – бодрствовать;

   встать – лечь;

   мириться – ссориться;

   снимать – надевать;

   раздевать – одевать;

   хмуриться – улыбаться.

   «А теперь угадайте предмет, который я задумала», – формулирует воспитатель последнее задание. Дети задают уточняющие вопросы, постепенно сужая круг поиска.

   Занятие 6. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»[21]


   Цель.Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
   Ход занятия

   Воспитатель интересуется у детей: «Знакомо ли вам слово музыкант?А бывают ли звери-музыканты и не в цирке, а в дикой природе?»

   Педагог читает рассказ В. Бианки «Музыкант». Затем дает детям возможность обменяться впечатлениями и предлагает пересказать произведение. Вызвав ребенка, воспитатель советует ему пригласить сверстника, с которым они вместе будут пересказывать рассказ.

   Пересказ начинает педагог (до слов: «Старик отложил скрипку…»). Затем просит ребенка продолжить рассказ (до фразы: «Звук слышался с опушки»). Далее пересказывает второй ребенок (оставшуюся часть произведения или только его часть, концовку может рассказать педагог).

   Потом текст пересказывают другие дети. Их может быть двое или трое – те части рассказа, которые пересказывал педагог, теперь может рассказать ребенок.

   Занятие 7. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»


   Цель.Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.
   Ход занятия

   «Богатыри земли Русской Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович жили давным-давно. А встречаются ли богатыри в наше время?» – начинает занятие педагог.

   Выслушав ответы детей и не обобщая их, воспитатель предлагает послушать рассказ Е. Воробьева «Обрывок провода». Прочитав рассказ, предоставляет детям возможность обменяться впечатлениями.

   «Интересно, сколько времени мы можем простоять вот так, как солдат? (Показывает.) На прогулке попробуем. А Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом пули свистели, мины рвались», – напоминает педагог и читает концовку рассказа со слов: «И до поздней ночи, пока не отгремел бой…»

   «Так не перевелись богатыри на земле Русской? – повторяет педагог вопрос, заданный в начале беседы. – Богатырский характер оказался у солдата, богатырская выдержка».

   Занятие 8. Повторение пройденного материала


   Занятие проводится по выбору воспитателя.

   Март

   Занятие 1. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»[22]


   Цель.Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.
   Ход занятия

   Педагог интересуется, не забыли ли дети былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике и помнят ли они имена двух других богатырей, изображенных на картине В. Васнецова.

   «Алеша Попович, – говорит воспитатель, – самый молодой из богатырей, красивый, горячий. Что это значит – горячий человек?»

   Предлагает послушать былину «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Обращает внимание на отчество Тугарина и заслушивает предположения детей.

   Завершая занятие, воспитатель подтверждает мысль о том, что богатырь был молод и горяч: «Он прямо на обеде у великого князя стал ему замечания делать, над Тугариным насмехаться. Тугарин вежливее был, драку в княжеских хоромах не затеял, хотя и мог бы, силушку свою зная: огромен он был, из пасти пламя изрыгал».

   Воспитатель уточняет, нравятся ли детям былины, корректирует их ответы.

   Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте


   Цель.Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.
   Ход занятия

   «На одном из занятий мы выяснили, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель. – Звук зтоже может быть мягким и твердым: за-за-за, зя-зя-зя. В чем разница? (2–3 индивидуальных ответа.)

   Поиграем? Услышав в слове мягкий звук зь,хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко – зубки – зычный.А что обозначает слово зычный(голос)?»

   Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально.

   Далее воспитатель просит детей нарисовать на листах бумаги решетки, состоящие из четырех ячеек, и определить позицию звука св словах: снег – обсыпал – кисти – распустились. (Определив место звука в слове, дети снимают фишки с решетки.)

   Педагог сообщает, что эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза». Читает его полностью или в сокращении:


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.


На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.


И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.


А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


   Воспитатель сообщает детям, что им предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.

   Педагог произносит слог раи выясняет у детей, что это такое. (Часть слова.)Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на ра-(Рама, ракета, ракушка…)

   Затем открывает словарь и зачитывает следующие слова: радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор. Уточняет, все ли слова знакомы детям. Выясняет, кто такой раджа, что такое раздор, какими словами можно заменить слово развизжался. (Раскричался, расшумелся.)Просит определить позицию звука зв слове развизжалсяи место звука жв слове жужжит.

   «Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша».

   Затем дети предлагают педагогу слова, а он делит их на части.

   Занятие 3. Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»[23]


   Цель.Совершенствовать диалогическую речь детей.
Ход занятия

   Педагог интересуется у детей, знают ли они новые загадки. Заслушивает 4–5 детей.

   «Моя загадка посложнее, потому что это сказка-загадка, сочиненная Владимиром Далем. Эту фамилию вы еще не раз услышите, так как Владимир Даль составил словарь, которым люди пользуются до сих пор, хотя позже появилось много других словарей», – рассказывает воспитатель.

   Педагог читает сказку В. Даля «Старик-годовик» и предлагает вслушаться в слово годовик,которое поможет разгадать загадки.

   Дети высказывают свои предположения. Воспитатель, оценивая ответы, следит за их речевым оформлением.

   Разобравшись с первой загадкой, педагог подсказывает детям ответ на вторую загадку: четыре крыла у каждой птицы – четыре недели в каждом месяце. Предлагает дошкольникам после занятия рассмотреть календарь и посчитать количество недель в разных месяцах.

   «Я знаю, что вы можете назвать дни недели, – говорит педагог. – Называйте, а я буду считать. Итак, в каждой неделе семь дней. О каких же семи перьях в каждом крыле птицы идет речь в сказке?

   Остается последняя загадка: одна половина каждого крыла белая, вторая – черная. Что это значит?

   Вот какая необычная сказка-загадка вам теперь известна. Сейчас я прочитаю ее еще раз, а вы запоминайте. Потом загадаете загадки родителям, удивите их».

   Занятие 4. Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»


   Цель.Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.
   Ход занятия

   «Не заметили ли вы, что зимой длиннее – день или ночь?» – интересуется у детей педагог и читает:


– Ночь зимой – как черный кот,
День – как серенькая мышь.


   Какие необычные сравнения: „ночь зимой – как черный кот, день…?“ Эти строчки можно прочитать по-разному, делая акцент (ударение) на разных словах».

   Воспитатель повторяет строчки и просит 2–3 детей по-разному проговорить их.

   Педагог повторяет строчки еще раз и присоединяет к ним две следующие:


Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.


   Дети (2–3 ребенка) читают четверостишие. Затем его повторяет педагог, присоединяя следующие четыре строки:


Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьев,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев.


   Дети вместе с педагогом дважды проговаривают эти строчки, а 1–2 ребенка пробуют прочитать их самостоятельно.

   Воспитатель, повторяя последние четыре строки, присоединяет к ним завершающее четверостишие:


Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.


   Педагог обращает внимание детей на сравнение ночи и дня с котом: «Ночь зимой – как черный кот», а с наступлением весны «день – большой, блестящий кот».

   «Большой – понятно, так как день стал длиннее, а почему блестящий?» – спрашивает воспитатель. (Стало больше солнечных дней.)

   Педагог читает стихотворение полностью. Повторяет его, предлагая детям читать вместе с ним, но без голоса (тренировка артикуляционного аппарата).

   Дети не успевают запомнить стихотворение на занятии. На это им потребуется 2–3 дня. Они будут читать стихотворение без искажений, если педагог будет переодически повторять его (вечером, во время сборов на прогулку).

   Занятие 5. Лексические игры и упражнения


   Цель.Активизировать речь детей, учить их импровизировать.
   Ход занятия

   «Сегодня хорошая погода, – начинает занятие воспитатель. – А точнее? (Теплая, солнечная, прекрасная…)

   А на днях была плохая погода… (ветреная, с мокрым снегом, с гололедом…).

   У поэта Михаила Ясного, „Мирную считалку“ которого мы с вами часто вспоминаем, есть странное стихотворение:


– Здравствуйте, хвостаствуйте!
Как вы поживаете?
– Здравствуйте, мордаствуйте!
Вы нас не кусайствуйте!..


   Что вы об этом думаете? Можете повторить слова хвостаствуйте, кусайствуйте?


Так говорил с хвостом щенок —
И все его поймать не мог!


   Мы давно не играли с вами в игру „Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем“. Правила игры помните? Тогда я начну…»

   Педагог может, например, изобразить, как он болеет, когда по телевизору показывают футбольный или хоккейный матч.

   Затем вызывает 3–4 детей, желающих продемонстрировать свою импровизацию.

   «Проверим, – говорит педагог, – научились мы с вами сочинять интересные небылицы. – Итак, вы будете называть слова, а я запишу некоторые из них.

   Что, кто вокруг нас и далеко от нас…

   Какие бывают предметы, живые существа…

   Где они могут находиться…

   Что могут делать…»

   Воспитатель предлагает вниманию детей 3–4 нелепицы.

   Завершая занятие, педагог говорит детям, что будет рад услышать от них самостоятельно придуманные небылицы.

   Занятие 6. Весна идет, весне дорогу!


   Цель.Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
   Ход занятия

   Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой весенний месяц.

   «Чувствуете приближение весны? – интересуется воспитатель. – Кто какие приметы весны заметил? А вот что о ранней весне в стихотворениях говорится».

   Педагог читает стихотворения: Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды», Е. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!».

* * *


Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.


И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.


Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…


Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…


Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Ф. Тютчев



Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…


Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!


Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Ф. Тютчев


* * *


Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.


Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!


Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!


Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.


Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.


Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!


Зачем так радует ее
И солнце, и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?


Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
Е. Баратынский


   Воспитатель спрашивает у детей, какое стихотворение им понравилось. Читает то из них, которое понравилось большинству детей. (Чаще всего – это «Зима недаром злится…».)

   Перед чтением педагог обращает внимание детей на необычные сравнения: весна – прекрасное, умывшееся снегом счастливое дитя; зима – злая ведьма, она еще не готова уступить место весне и злится на нее.

   Воспитатель подчеркивает, как красива и образна поэтическая речь, какая она звучная, складная.

   «Уметь писать хорошие стихи – редкий дар. Хорошие стихи живут долго. И эти весенние стихи написаны очень давно», – замечает педагог.

   Затем спрашивает у детей, не заметили ли они, как изменилась ночь (она как черный кот или уже нет?), как выглядит день (как серенькая мышка или..?).

   Педагог просит кого-нибудь из детей прочитать стихотворение П. Соловьевой «Ночь и день».

   Занятие 7. Лохматые и крылатые


   Цель.Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

   Предварительная работа.Педагог выясняет у детей, приходилось ли им наблюдать за повадками птиц, кошек, собак. Напоминает историю о коте, который привел поесть маленького ежонка. Просит вспомнить интересную историю о каком-либо живом существе и рассказать ее на следующем занятии.
   Ход занятия

   Педагог интересуется у детей, не забыли ли они выполнить домашнее задание, и предлагает рассказать истории из жизни животных.

   «Чтобы не перебивать вас, я буду отмечать в своей тетради самые интересные моменты в рассказе, а еще – те предложения, которые нужно построить иначе», – объясняет воспитатель.

   Заслушивает рассказы детей, объясняет, что особенно понравилось в каждом из них.

   Эта тема привлекательна для детей, поэтому воспитатель говорит, что интересные рассказы будут заслушиваться и на следующем занятии. Затем рассказывает детям свою историю о забавном голубом попугайчике.

   Кешке очень нравилась кофейная чашка. Когда она стояла на столе, Кеша ходил вокруг и что-то ласково говорил ей. Но если кто-то специально или нечаянно оставлял в чашке кофейную ложку, Кеша приходил в ярость. Он бежал к чашке, ругался, толкал чашку, добиваясь, чтобы ложка вывалилась. Тогда он отталкивал ложку подальше от чашки. Иногда ему удавалось сбросить ее на пол. Свесив голову, он еще какое-то время смотрел на своего врага, потом бежал к чашке и что-то нежно щебетал ей.

   Занятие 8. Чтение былины «Садко»[24]


   Цель.Познакомить детей с былиной «Садко».[25]
   Ход занятия

   Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они былины о богатырях земли Русской и как звали этих богатырей.

   «А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной былиной. Она не о богатыре, а об очень удачливом музыканте – гусляре (гусельщике), который своей волшебной игрой покорил царя водяного и всю его свиту, – рассказывает педагог. – А что дальше было, в былине не описывается – пропевается. Про купца новгородского по имени Садко и фильмы есть, и прекрасная песня сложена – „Песня варяжского гостя“. Возможно, что вы ее еще услышите».

   Педагог читает былину.

   Апрель

   Занятие 1. Чтение сказки «Снегурочка»


   Цель.Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.
   Ход занятия

   «Уже давно позади остался Новый год с Дедом Морозом, елкой и, конечно, со Снегурочкой, – начинает беседу воспитатель. – Про Снегурочку и балет есть, и опера, да и ни одно новогоднее представление без нее не обходится. Сегодня я познакомлю вас со сказкой, которая так и называется – „Снегурочка“».

   Педагог читает сказку, дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем интересуется, как выглядела Снегурочка, быстро ли подрастала. Заслушав ответы детей, читает: «И стала расти у старичков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».

   И уточняет: «Хорошая дочка была у стариков?» (Умная, работящая, смышленая, веселая, любящая.)

   Завершая занятие, воспитатель интересуется у детей, понравилась ли им сказка.

 Занятие 2. Лексико-грамматические упражнения


   Цель.Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
   Ход занятия

   Педагог напоминает детям о том, как богат русский язык и как важно правильно подобрать слово, чтобы точно описать предмет или действие. Приводит примеры.

   – «Задира лисичка – бежала по берегу моря и дразнила бычка – рыбешку морскую. Он обиделся и сказал ей: „У тебя шуба некрасивая“. Но на самом деле вместо слова некрасиваяв сказке „Как лисичка бычка обидела“ было другое, более выразительное слово. Какое?» (Косматая.)Какие еще слова можно было употребить вместо слова некрасивая(Грязная, лохматая, всклокоченная, облезлая…)

   – Существует много предметов круглой формы. Это… (мяч, шар, солнце, полная луна, обруч…).

   – Вещь может быть не просто красивая, а… (очень красивая, красивейшая, изящная, превосходная, великолепная…).

   – Крошка сын сказал отцу: «Буду делать хорошо… (не обманывать, не трусить, не обижать тех, кто слабее, не злиться…)»

   Воспитатель предлагает детям закончить стихотворения:


У Пегги был веселый гусь,
Он знал…
(все песни наизусть).
(Из шотландской песенки)



Обида
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
И… (щеночка, и кота)…
Э. Мошковская


   Затем педагог просит детей закончить предложения:

   – Мы не пошли гулять… Почему?

   – Если бы мы ушли гулять… То что?

   – Когда мы собрались гулять… Что произошло?

   – Чтобы не ходить гулять… Что сделали?

   – Прежде чем пойти гулять… Что сделали?

   После ответов детей следует повторить каждое предложение.

   Занятие 3. Сочиняем сказку про Золушку


   Цель.Помогать детям составлять творческие рассказы.
   Ход занятия

   «Нравится ли вам сказка про Золушку? – спрашивает у детей педагог. – И мне тоже нравится эта сказка. Но вы, должно быть, не знаете, что предшествовало этой сказке. Задолго до бала в королевстве появилась Фея Зла, которая очень-очень хотела выдать замуж за королевича свою племянницу. Но принц должен был обязательно влюбиться в Золушку. „Этому не бывать! Ведь не зря же я Фея Зла!“ – решила колдунья.

   Добрая Фея, крестная Золушки, была далеко. Она поручила мальчику, который хотел стать волшебником, защищать Золушку и помогать ей.

   Мачеха в очередной раз приказала Золушке за ночь очистить от мусора целый мешок гречки. И только девочка принялась за работу, как… Ваши версии, дорогие сочинители сказок…»

   После того как принимается одна из версий, педагог намекает на очередной злой замысел Феи: «Золушка побежала за ягодами, но вместо них попадались только мухоморы. А без ягод мачеха девочку на порог не пустит…»

   Дети придумывают, что произошло дальше.

   Затем воспитатель предлагает детям пофантазировать на тему, почему Золушка никак не могла сшить шляпки для дочек мачехи: ленты почему-то рвались и не завязывались.

   «Золушка так устала за последние дни перед балом, что решила найти отца и рассказать ему о своем тяжелом житье. Она побежала в лес – отец Золушки был королевским лесничим, но…»

   Завершая занятие, педагог интересуется у детей, понравилось ли им сочинять сказку.

   «Но сказка у нас не закончена, так как Фея Зла еще не покинула королевство. Если придумаете, как удалось от нее избавиться, расскажите мне».

   Занятие 4. Рассказы по картинкам


   Цель.Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
   Ход занятия

   Педагог, используя любой набор демонстрационных картинок, предлагает детям составить по ним рассказ. Предварительно он просит расположить картинки в определенной последовательности и обосновать свое решение.

   Воспитатель напоминает, что, составляя рассказ, нельзя пропускать картинки и что очень важно придумать вступительную фразу – введение в тему.

   Далее воспитатель раздает детям картинки с фабульным развитием действия, предназначенные для индивидуального рассматривания (один набор на двоих).

   Дети рассматривают картинки (одни и те же картинки могут быть на 3–4 столах (ксерокопии)). Педагог подсказывает, как лучше начать рассказ: «Однажды случилась вот какая смешная история» или «На моих картинках изображена очень веселая история» и т. п.

   Затем кто-нибудь из детей рассказывает о своих картинках. Воспитатель интересуется, у кого такая же картинка и будут ли дополнения к рассказу сверстника.

   Занятие 5. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте


   Цель.Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.
   Ход занятия

   Воспитатель напоминает детям о том, что они – будущие школьники – уже многое знают и умеют: «Например, вы знаете, что предложение состоит из слов, и умеете называть слова в предложении в правильной последовательности. Даже если это большое предложение, например, вот такое: „Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая“ (А.Пушкин „Зима! Крестьянин, торжествуя…“) Какими словами можно заменить слово удалая(Лихая, быстро несущаяся…)Давайте вместе проговорим предложение, чтобы запомнить его».

   Затем педагог «раздает» детям слова (Диме – бразды, Оле – пушистыеи т. д.) и просит произнести фразу, не переставляя и не пропуская слова.

   Воспитатель «раздает» слова другим детям, и они тоже проговаривают предложение.

   Третья группа детей выстраивает у стола педагога цепочку слов в правильной последовательности.

   Далее педагог просит дошкольников показать (любым способом), сколько частей в словах зималетит, беги, помидори назвать эти части.

   «В слове бегипервая часть бе-, – говорит воспитатель. – Вспомните другие слова, начинающиеся со слога бе-. (Бегемот, бетон, бегун, беда…)А из словаря я выписала вот какие слова: бедовый, бездельник, белек, белокурый, бесенок. Можете объяснить, что обозначают эти слова?

   Сегодня мы с вами будем учиться определять последовательность звуков в словах, – объясняет педагог новое задание. – Например, в слове мактри звука: м, а, к. В слове коттоже три звука. Какие? (К, о, т.)А сколько звуков в слове котыи что это за звуки? Назовите звуки в словах сыр, сыры».

   В конце занятия педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне». В ходе игры дети, предлагая воспитателю задания, усваивают терминыпредложение, части слова, звуки, что очень важно для их осознанного употребления.

   Занятие 6. Пересказ сказки «Лиса и козел»


   Цель.Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».
   Ход занятия

   «Людям в жизни постоянно приходится что-то рассказывать, – говорит детям воспитатель, – где были, что видели, что произошло; пересказывать фильмы, телепередачи, содержание книг. Поэтому мы с вами и учимся рассказывать и пересказывать. Очень интересно пересказывать русские народные сказки. В них присутствуют диалоги, встречаются необычные слова и выражения.

   Сегодня мы с вами будем пересказывать русскую народную сказку „Лиса и козел“».

   Педагог читает сказку.


   Лиса и козел

   Бежала Лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь. Сидит Лиса, горюет. Что тут делать? Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:

   – Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?

   – Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.

   А Козлу давно пить хочется.

   – Да хороша ли вода-то?

   – Вода-то хороша, – отвечает Лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

   Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится:

   – Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.

   Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел ее и видел.

   Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться.

   Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.

   Воспитатель обращает внимание детей на слова, которые употребляются в начале сказки: зазевалась, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь.

   «А вот идет по той же дороге Козел. Как он идет?» – уточняет педагог.

   Затем зачитывает диалоги Лисы и Козла и предлагает детям повторить их. Воспитатель проговаривает текст от лица Козла, а текст от лица Лисы проговаривает ребенок (2–3 повторения).

   Педагог читает сказку еще раз и вызывает для пересказа троих детей. Они пересказывают сказку в лицах до слов: «Козел сдуру и прыгнул…» Эти слова лучше проговорить педагогу. А отрывок «Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только Козел ее и видел» дети произносят хором.

   Затем текст пересказывают другие дети.

   Занятие 7. Сказки Г. Х. Андерсена


   Цель.Помочь детям вспомнить известные им сказки Г. Х. Андерсена.

   Предварительная работа.До занятия детям следует прочитать сказки «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок».
   Ход занятия

   Воспитатель напоминает детям уже известные им сведения о Г. Х. Андерсене: «Ганс Христиан Андерсен родился в маленькой и очень красивой стране Дании. Он рос в бедной семье, и никто не мог предположить, что он станет великим сказочником.

   Андерсен любил театр, хотел стать артистом, но артист из него не получился. Он стал писать пьесы для театра, а позже – придумывать разные забавные истории, которые очень нравились людям.

   А еще он любил вырезать из бумаги чудесные человеческие фигурки и орнаменты.

   Сказки Андерсена знают дети во всем мире. И вы тоже знаете его сказки. Какие?»

   Дети называют сказки. Педагог выясняет, какая сказка им особенно понравилась. Если названа сказка, которую детям не читали на занятиях, воспитатель просит ребенка рассказать ее содержание. При необходимости помогает.

   Далее педагог читает отрывки из сказок (по выбору детей).

   Занятие 8. Повторение


   Повторение пройденного материала.

   Май

   Занятие 1. Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»[26]


   Цель.Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.

   Предварительная работа.Воспитатель помещает текст стихотворения в родительском уголке и просит родителей рассказать детям о том уголке нашей Родины, где они были счастливы и куда, хотя бы и мысленно, не раз возвращались.

   Педагог читает стихотворение детям. Советует позже прочитать его своему первому учителю.
 Ход занятия

   Воспитатель спрашивает у детей, о чем им рассказали родители.

   «Подумайте и ответьте на очень трудный вопрос, – говорит воспитатель, – что такое Родина?»

   Заслушивая ответы детей, педагог обращает их внимание на родственные слова:родина – родился.

   «Россия – это наша страна, – продолжает разговор педагог. – Наша Родина огромна. Она разнообразна по климату, природе. Если человек, живущий в другой стране, например в Англии, попросит вас: „Расскажите о вашей родине“, – вы наверняка растеряетесь, думая, о чем рассказать. Но если вы вспомните любимый уголок Родины, то слова сразу найдутся.

   Я, к примеру, люблю вспоминать бабушкин дом в деревне, где мы с утра до вечера пропадали на речке с чистейшей водой, в которой под корягами жили раки, а на отмели крохотные пескарики легонько щипали нас за пятки. А у вас уже есть любимые уголки Родины?»

   Педагог заслушивает ответы детей и читает стихотворение З. Александровой «Родина» (в сокращении):


Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.


У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.


Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!


   «Запомнили, кому что вспоминается при слове Родина?» – спрашивает у детей педагог.

   Кто-нибудь из детей сообщает, что он запомнил, а педагог читает соответствующие строки стихотворения.

   Воспитатель повторяет первое четверостишие и предлагает детям читать его вместе с ним, но без голоса. Затем эти строчки читают 2–3 ребенка.

   Педагог повторяет четверостишие и присоединяет к нему вторую часть стихотворения. Затем просит детей закрыть глаза и представить березку-скромницу, ромашковый бугор и свой родной двор. Читает вторые четыре строки и просит 2–3 детей повторить их.

   Воспитатель повторяет второе четверостишие и присоединяет к нему третью часть стихотворения. Объясняет, что такое золотая целина.

   Заключительные слова стихотворения дети негромко проговаривают хором.

   Педагог читает стихотворение целиком. Затем произносит имя автора и говорит, как называется стихотворение.

   Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте


   Цель.Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.
   Ход занятия

   «Я хочу убедиться в том, что вы внимательны на занятиях и умеете работать самостоятельно, – говорит детям воспитатель. – Ответы на загадки сегодня вы будете сообщать мне на ухо. Итак, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук? Отвечать надо так: л, с».

   Педагог предлагает детям следующие пары слов: мак – рак, мама – лама, ком – лом, ком – сом.

   «А теперь поиграем в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит воспитатель. – Из каких частей состоит слово молоко?» (Мо-ло-ко.)

   Далее слово для анализа воспитателю предлагает ребенок. Затем педагог называет следующие слова: дома, домики, маки, макаки.

   Педагог объясняет детям новое задание: нужно назвать все звуки в слове, не пропуская и не переставляя их. Для анализа он предлагает слова: сок (с, о, к), ноты, роса, пыль.

   Воспитатель, поздравляя детей с наступлением весны, читает им стихотворение С. Есенина «Черемуха»:


Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.


   Педагог просит детей повторить предложение «Бежит, струится маленький серебряный ручей» и любым способом показать, сколько в нем слов. Затем «раздает» детям слова. Ребята друг за другом произносят их. Если они сбиваются, ответ не засчитывается и воспитатель «раздает» слова другим детям.

   Воспитатель читает стихотворение «Черемуха» еще раз и предлагает желающим детям выучить его наизусть (в сокращении).

   Занятие 3. Весенние стихи[27]


   Цель.Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.
   Ход занятия

   Педагог уточняет у детей, какое время года подходит к концу, напоминает, что май – последний месяц весны.

   «Весна – долгожданное и сказочно красивое время года, – рассказывает воспитатель, – поэтому и стихи о том, как преображается и расцветает природа, удивительно яркие и запоминающиеся. Послушаем?»

   Читает три стихотворения, например, «Сельская песня» А. Плещеева, «Уж верба вся пушистая» А. Фета, «Черемуха» С. Есенина.

   Затем спрашивает у детей, кому какое стихотворение понравилось. Читает то из них, которое запомнилось большинству дошкольников.

   Педагог читает еще два-три стихотворения, например: «Жаворонок» В. Жуковского, «Колокольчики мои…» А. К. Толстого, «Голубенький, чистый подснежник-цветок…» А. Майкова.

   Воспитатель повторяет понравившееся детям стихотворение и просит ребят внимательно рассмотреть иллюстрации[28] к прочитанным произведениям и выбрать понравившуюся.

   Занятие 4. Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»


   Цель.Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.
   Ход занятия

   Педагог спрашивает у детей, получили ли они удовольствие, рассматривая рисунки в книге[29], и какой из них им особенно понравился и почему.

   Дети, как могут, обосновывают свой выбор, а педагог дополняет их рассказы, например: «Вы, должно быть, не заметили, в какой нежно-зеленой дымке стоят березы на заднем плане картинки, какая здесь яркая зеленая трава разных оттенков зелени – от светло-зеленых до малахитовых. Даже одуванчики на фоне этого зеленого буйства кажутся блеклыми».

   Завершая эту часть занятия, воспитатель выражает уверенность в том, что если дети еще раз рассмотрят понравившиеся рисунки, то заметят что-то такое, что им не удалось увидеть ранее. «Буду рада, если вы поделитесь своими наблюдениями», – говорит педагог.

   «Мы с вами каждый раз радовались, когда обнаруживали очередную примету последнего месяца весны, – напоминает педагог. – А Виталий Бианки посвятил этому времени года рассказ, который так и называется – „Май“. Послушаем?»[30]

   Занятие 5. Лексико-грамматические упражнения


   Цель.Активизировать речь детей.
   Ход занятия

   «Я уверена, что вы хорошо будете учиться в школе, так как много знаете и умеете, – начинает разговор педагог. – Давайте проверим, насколько богат ваш словарный запас».

   Воспитатель предлагает вниманию дошкольников картинку, на которой изображены образцы тканей.[31]

   Указывая на образец ткани, воспитатель просит детей определить ее цвет и рассказать, что на ней нарисовано. Например: «Ткань в мелкие белые цветочки на оранжевом поле (оранжевая ткань с белыми мелкими, похожими на снежинки цветочками); белая ткань с крупными яркими синими цветочками – васильками».

   Далее педагог просит детей назвать предметы в единственном и множественном числе: один чулок и много… (чулок), один носок и много… (носков), одна чашка кофе и много чашек… (кофе), много роялей и один… (рояль),одно пианино и несколько (пианино), одно ухо и много… (ушей), одно пальто и много… (пальто), много простыней и одна… (простыня).

   Воспитатель дает детям новое задание: просит подобрать антонимы к словам: тяжело… (легко), соленая (рыба)… (свежая), густая каша… (жидкая), вареная (морковь)… (сырая), солнечная (погода)… (пасмурная), ветреная (погода)…(тихая), смелый (ребенок)… (робкий).

   В заключение педагог предлагает детям закончить стихотворные строки:


Океан волной играет,
Дельфиненочка… (качает).


Восемь ножек осьминог
Под скалою… (спрятать смог).


Рак-отшельник – смелый рак,
Он любитель… (ссор и драк).
Н. Майер

   Занятие 6. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»


   Цель.Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.
   Ход занятия

   «К концу мая в садах, огородах, на пустырях полным-полно крапивы, – начинает разговор педагог. – Хорошее это растение или вредное?»

   Заслушивает ответы детей и, не обобщая их, читает рассказ Э. Шима.

   «Что теперь вы скажете о крапиве? – интересуется воспитатель. – Стоит ей поклониться?»

   Педагог зачитывает соответствующий отрывок из текста, а затем читает весь рассказ.

   Воспитатель предлагает ребенку пересказать рассказ. Дошкольник может рассказывать один или с товарищем. Далее текст пересказывают другие дети.

   «В природе нет ничего лишнего, – говорит педагог. – И вредные осы, и прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид животных, например волки, в природе нарушается равновесие».

   Чтобы подтвердить это рассуждение, педагог вечером читает детям литературную сказку В. Бианки «Сова».[32]

   Занятия 7–8. Повторение


   Повторение материала (по выбору педагога).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей