Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гигиена, как медицинская наука, профилактической направленности


НазваниеГигиена, как медицинская наука, профилактической направленности
Анкорlekcii po gigiene.doc
Дата25.09.2017
Размер0.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlekcii_po_gigiene.doc
ТипЛекция
#19221
страница1 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ЛЕКЦИЯ №1


Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболевания людей, второй - предупреждение болезней и преждевременного

изнашивания организма, т.е. профилактика. Соответственно этому форми­ровались два направления в медицине: лечебное и профилактическое.

Родоначальницей лечебного направления является терапия, профилактического - гигиена. Слово "гигиена" происходит от имени древнегречес­кой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Гигиена - это наука о здоровье людей.

Кроме термина "гигиена", означающего "в цветущем здоровье", су­ществует термин "санитария" (происходящий от латинского слова Sanitas здоровье, которым обозначают практическую часть гигиены). В настоящее время как терапия, так и гигиена разделились на ряд лечебных (терапия) и профилактических (гигиена) научных дисциплин и областей практической деятельности, объединенных общей целью, но с различными методами ее достижения.

В состав профилактического направления входят общая гигиена, со­циальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена пита­ния, радиационная гигиена, военно-морская гигиена, гигиена физкультуры и спорта, санитарная токсикология, санитарная микробиология, паразито­логия и, наконец, весьма важная профилактическая дисциплина - эпидеми­ология инфекционных болезней.

Таким образом, современная гигиена представляет собой целое нап­равление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисцип­лин и областей практической деятельности врачей. Как и вся медицина, гигиена покоится на теоретическом фундаменте философии, точных (физи­ка, химия, математика) и общебиологических (общая биология, нормальная и патологическая физиология) наук.

 . ГИГИЕНА, КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

. Цель, предмет, объект и метод гигиены.


Цель гигиены как науки - охрана и укрепление общественного и лич­ного здоровья путем оздоровления природной и социальной окружающей среды, слагающейся из конкретных условий труда, быта и поведения чело­века. По современным представлениям (Устав Всемирной организации здра­воохранения), здоровье означает не только отсутствие болезней, но и максимальное физическое, психическое и социальное благополучие, позво­ляющее человеку наиболее эффективно выполнять свои общественные и тру­довые функции. Следовательно, здоровье человека является понятием биосоциальным при ведущей роли социального.

Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодейс­твия факторов природной и социальной среды и организма человека, исс­ледование причинно-следственных связей в системе "внешняя среда-здо­ровье человека", так как большинство случаев нарушения здоровья, бо­лезней и раннего старения организма является результатом взаимодейс­твия человека с неблагоприятными воздействиями внешней среды.

Основными объектами исследования в гигиене выступают здоровый человек (социальная группа, популяция, население региона) и внешняя сре­да. По происхождению факторы внешней среды делятся на природные, про­изводственные и бытовые. По своей природе факторы внешней среды разде­ляют на физические (климат, микроклимат помещений, атмосферное элект­ричество, шум, вибрация, ионизирующие и неионизирующие излучения и другие), химические (химический состав атмосферного воздуха жилых и служебных помещений), биологические (микроорганизмы, растения, грибы, насекомые, животные и продукты их жизнедеятельности) и социально-быто­вые (условия размещения, отдыха людей, питание, водоснабжение).

Метод гигиены отличается специфической профилактической направ­ленностью, заключающейся в предупреждении или ослаблении действия вредных факторов и использовании полезных факторов природной и соци­альной среды для достижения цели - сохранения и укреплении обществен­ного здоровья.

Специфичность метода гигиены заключается не только в его направ­ленности на устранение негативного влияния среды на человека, но и в способе реализации этой направленности: не путем непосредственного воздействия на человека (лечение), а через регламентацию комплекса на­учно обоснованных юридических, административных, технических, хозяйс­твенных и других мероприятий.

В гигиене применяются следующие конкретные методы исследования.

1. Метод гигиенического обследования объекта, в котором живут или

работают люди. Этот метод заключается в натурном исследовании условий труда, быта и отдыха, в сравнении выявленных условий с гигиеническими нормативами и в выработке рекомендаций по устранению выявленных сани­тарных нарушений.

2. Инструментально-лабораторный метод, сыгравший большую роль в превращении гигиены в научную дисциплину. При этом используется значи­тельное число частных методик для исследования физических, химических, биологических факторов окружающей среды, а также функциональных сдвигов, дающих представление о влиянии этих факторов на организм.

3. Санитарно-статистический метод, позволяющий оценить уровень общественного здоровья в том или ином коллективе, группе населения в связи с воздействием факторов природной и социальной среды по трем ос­новным группам показателей:

- санитарно-демографические показатели, характеризующие воспроиз­водство населения (рождаемость, смертность, причины смерти, средняя продолжительность жизни, конечные результаты воспроизводства);

- показатели заболеваемости и трудопотерь (первичная обращае­мость, госпитализация, трудопотери);

- показатели физического развития (рост, масса тела, функциональ­ные показатели).

4. Экспериментальный метод, используемый в научных исследованиях в интересах гигиенического нормирования, включающий в себя лаборатор­ные и натурные исследования.

Суммируя сказанное, современную гигиену можно определить как комплекс медицинских профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей, имеющих целью сохранение и укрепле­ние здоровья людей методом предупреждения болезней и преждевременного старения организма.

Гигиена как фундаментальная наука.


Науки принято делить по отношению к практике на фундаментальные и прикладные. Слово "фундаментальный" от латинского Fundamentus - осно­ва) имеет два значения: основной, главный и основательный, глубокий. Словарь Вебстера в качестве возможных значений этого слова приводит: "лежащая в основе чего-то теория или принцип" и "нечто основополагаю­щее для НТП".

Касаясь фундаментальных наук, БСЭ определяет их задачи как позна­ние законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных струк­тур природы, общества и мышления. При этом подчеркивается, что эти за­коны исследуются в чистом виде, безотносительно к их возможному ис­пользованию. А непосредственной задачей прикладных наук является при­менение результатов фундаментальных наук для решения конкретных соци­ально-практических проблем. Для таких наук критерием успеха служит ме­ра удовлетворения социального заказа.

Имея в виду сказанное, можно квалифицировать гигиеническую науку как равнозначную фундаментальную и прикладную, поскольку, признанная обосновывать здоровые условия жизни, труда и быта, она является научной основой для санитарной практики, а разрабатываемые ее научные ре­комендации имеют непосредственное практическое внедрение.

Законы гигиены.


Впервые фундаментальная профилактическая наука с многовековой ис­торией, предметом изучения которой является система "Здоровый человек - окружающая среда", сформулировала свои законы.

Итак, первый закон гигиены определяет, что нарушение здоровья лю­дей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социаль­но-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех усло­вий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма.

Второй закон гигиены отражает негативное экологическое влияние на окружающую среду человеческой деятельности, что происходит независимо от его воли и сознания. Без учета соответствующих санитарно-гигиени­ческих требований происходит прогрессивное загрязнение окружающей сре­ды и биосферы в целом.

Третий закон гигиены – закон отрицательного влияния на окружающую среду экстремальных природных явлений (вулканическая деятельность, ге­охимические аномалии, вспышки на Солнце, землетрясения, циклоническая и антициклоническая деятельность и т.д.).

Четвертый закон гигиены устанавливает положительное влияние на окружающую среду человеческого общества. Его соблюдение при внедрении экологически чистых технологий способствует приумножению условий, ко­торые улучшают качество жизни людей.

Пятый закон гигиены характеризует отрицательное воздействие заг­рязненной среды на здоровье человека. Действие этого закона находится в определенной зависимости от конкретного проявления требований второ­го и третьего законов. Так, в результате длительного загрязнения при неумелом землепользовании некоторых агроценозов в Гомельской области пестицидами и нитратами в сочетании с высоким радиоактивным фоном и содержанием полиметаллов в почвах региона создались условия для воз­никновения ксенобиотического синдрома среди беременных женщин и ново­рожденных, проявляющегося анемией, гипоксией, желтухой и микросимптомами поражения центральной нервной системы.

Шестой закон гигиены – положительное влияние природной среды на здоровье человека, которое необходимо не ограничивать, а только усили­вать (экологически чистая и доброкачественная пища, питьевая вода, ат­мосферный воздух, естественная инсоляция, УФ-излучение Солнца и т.д.). Таковы научные основы гигиены, ее 6 законов.

. Дифференциация гигиены как учебной дисциплины.


Разделами гигиенической науки являются гигиена труда, коммуналь­ная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, военная гигиена применительно к изучаемым объектам: промыш­ленным предприятиям, населенным местам, детским и школьным учреждени­ям, объектам общественного питания и предприятиям пищевой промышлен­ности, объектам военной техники.

Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-ги­гиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения.

Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций, раз­работанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных ме­роприятий. Например, гигиенические нормативы микроклимата, ПДК пыли и токсических веществ в воздухе, герметизация оборудования, создания вентиляции в цехах, применения рабочими индивидуальных средств защиты и т.д. Гигиенические нормативы водопотребления и качества воды требуют проведения ряда санитарных мероприятий по выбору места забора воды из водоисточника, систем очистки и обеззараживания воды, разработки мето­дов контроля за эффективностью обработки воды и др. За всеми этими ме­роприятиями ведется санитарный надзор.

. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ. СВЯЗЬ ГИГИЕНЫ С ЛЕЧЕБНОЙ МЕДИЦИНОЙ.


Начиная с глубокой древности гигиена обладала монополией на изу­чение факторов внешней среды и их влияния на здоровье людей. Еще древ­ние греки наделили мифического обожествленного врача Асклепия (Эскула­па) двумя дочерьми - Панакией и Гигиеей. Первой была отведена роль ле­чения больных людей, второй - профилактики болезней у здоровых путем устранения вредных факторов среды обитания, использования полезных и формирования на этой основе здорового образа жизни. Это формирование покоилось вначале на эмпирических наблюдениях за результатами взаимо­действия людей с окружающей природной и социальной средой и выражалось в виде обычаев, законов и религиозных правил. Позднее они суммирова­лись в первых научных трудах, принадлежащих знаменитому врачу древнос­ти Гиппократу (460-377г. до н.э.), таких как <<О воде, воздухе и мест­ностях>>, где он писал, что болезнь есть результат жизни, противореча­щей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает. С IX века, в Италии (Салерно) существовал университете, в котором идеи Гиппократа и римского врача Галена получили широкое развитие. На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины и изучении влияния внешней среды на здоровье сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, пра­вильном питании, уходе за детьми и т.п. Он впервые указал на возмож­ность распространения болезней через почву и воду. XV и XVI вв. озна­меновались зарождением капиталистического способа производства, что повлекло за собой развитие наук и искусства, в том числе и современно­го естествознания.

Медицина вообще, и гигиена в частности, преодолевая религиозные, схоластические представления о причинах болезни становится на естест­веннонаучный путь развития. Внешняя среда и условия жизни людей приз­наются ведущими в возникновении и развитии болезней. Врач и астроном Фракастро сообщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат "О заразных болезнях" (1546), а врач Раммацини - "Трак­тат о болезнях, обусловленных профессиями людей" (1700).

Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научнообоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях факторов внешней среды и эксперименте. Первыми крупными сочинениями, отвечающими этим требованиям, были руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 г. в Париже, и руководство по эксперимен­тальной гигиене английского врача Паркса, опубликованное в 1854 г. в Лондоне. Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого-гигиениста Мак­са Петтенкофера (1818-1901гг.) и созданной им школы гигиенистов.

В России, как и в других странах, зачатки эмпирических знаний о связи между условиями жизни и здоровьем возникли очень давно - еще в Киевской и Новгородской Руси. Они нашли свое отражение в трактате о быте зажиточной русской семьи "Домострое". Позже издается ряд указов об охране внешней среды и здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на су­конных фабриках ("Регламент", 1741), об обязательном извещении в слу­чае заразных болезней ("Наказ губернаторам и воеводам", 1743).

История отечественной медицины свидетельствует о глубоком понимании проблем гигиены выдающимися русскими клиницистами.

Один из основоположников русской терапевтической школы М.Я.Мудров (1776-1831), будучи профессором терапии медицинского факультета Мос­ковского университета, 3 июня 1809г. произнес свою знаменитую актовую речь под названием "Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих". В этой речи содержаться мыс­ли, не потерявшие своего значения и сегодня. Он говорил: "в полках и наипаче во флоте гораздо легче беречь, нежели возвращать потерянное здоровье". И далее: "Полковых лекарей и дивизионных докторов должность есть не столь лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье. Сытые и здоровые солдаты суть храбры, в трудах неутомимы, и, следовательно, непобедимы".

Широко известны слова Н.И.Пирогова: "Я верю в гигиену. Будущее принадлежит медицине предупредительной". С.П.Боткин как председатель Общества русских врачей считал необходимым, чтобы "глубокая идея оздо­ровления все более и более популяризовалось", чтобы мысль об" ... оз­доровлении, об ассенизации, канализации наших городов - этих центров и рассадников заразы - делалась все более и более возможной". Профессор терапевтической клиники Г.А.Захарьин в 1873г. в актовой речи в Мос­ковском университете сказал: "Победоносно спорить с недугом масс может лишь гигиена. Понятно поэтому, что гигиенические сведения необходимее, обязательнее для каждого, чем знание болезней и их лечение". Профессор Г.А.Захарьин подчеркивал: "Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии ..., самые успехи терапии возможны лишь под условием соблюдения гигие­ны".

Колыбелью первой в России кафедры гигиены явилась Медико-хирур­гическая академия, где она была организована в 1871г. профессором Алексеем Петровичем Доброславиным (1842-1889). День прочтения А.П.Доб­рославиным первой лекции - 19 ноября 1871г. - считается датой основа­ния кафедры гигиены. Она была названа кафедрой общей, военно-сухопут­ной и морской гигиены. Основоположник отечественной гигиены А.П.Доб­рославин - воспитанник академии, получивший усовершенствование у зна­менитых химиков Н.Н.Зимина, А.П.Бородина, А.Вюрца, Л.Пебля, у физиоло­гов Н.М.Якубовича и А.Роллета, у гигиенистов М.Петтенкофера и Р.Фойта. А.П.Доброславин написал первые оригинальные учебники на русском языке, основал первый гигиенический журнал "Здоровье" и гигиеническое общест­во. А.П.Доброславин обогатил гигиену ценными экспериментальными исследованиями и практическими рекомендациями в области гигиены питания, военной гигиены и в других областях гигиены.

Одним из основоположников отечественной научной гигиены по праву считается профессор Федор Федорович Эрисман (1842-1915). Швейцарец по происхождению, Ф.Ф.Эрисман наиболее плодотворно работал в Москве, где в 1882г. основал кафедру гигиены в Московском университете, в 1879-1885 гг. вместе с земскими врачами А.В.Погожевым и Е.В.Дементь­евым провел обстоятельное изучение санитарного состояния фабрик и за­водов в Московской губернии, результаты которого опубликованы в 10 то­мах.

ф.Ф.Эрисман - также автор трехтомного "Руководства по гигиене", "Профессиональной гигиены или гигиены умственного и физического тру­да". Его взгляды на сущность гигиены, изложенные во вступительной лек­ции, опубликованной в "Курсе гигиены" в 1887 г., не утратили своей ак­туальности и сегодня. Ф.Ф.Эрисман считал гигиену наукой об обществен­ном здоровье: "Лишите гигиену ее общественного характера ..., заявите, что гигиена не есть наука об общественном здоровье, а что она должна заниматься лишь изучением частных вопросов в стенах лаборатории, - пе­ред вами останется лишь признак науки, ради которой и трудиться не стоит".

. КОНЦЕПЦИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.


Понятие "диагностика" (распознавание) обычно связывают с клини­ческой, т.е. лечебной медициной. Очевидно, это понятие может быть распространено и на другие явления природы и общества, в т.ч. на фак­торы окружающей среды. Это отмечал в своих трудах основоположник гиги­ены в России А.П.Доброславин, который призывал врачей диагностировать "санитарные недуги" общества, формировать гигиеническое мышление, под которым он понимал умение диагностировать и устранять эти недуги. Он правомерно считал методику распознавания, изучения и оценки условий окружающей внешней среды идентичной таковой при определении и распоз­навании состояний человека в процессе диагностики болезни.

Современная гигиеническая диагностика представляет собой систему мышления и действий, имеющих целью исследование состояний природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление взаи­мосвязи между состоянием среды и здоровьем. Из этого следует, что ги­гиеническая диагностика имеет три объекта исследования - среду, здоровье и связь между ними. В настоящее время пока наиболее изученным является первый объект - окружающая среда, хуже - второй и очень мало третий.

В методологическом и методическом отношении гигиеническая диаг­ностика существенным образом отличается от диагностики клинической. Объектами гигиенической донозологической диагностики являетсяздоровый человек (популяция), среда и их взаимосвязь. Объект клиничес­кой (нозологической) диагностики - больной человек и весьма фрагмен­тарно, лишь в ознакомительном плане, - условия его жизни и труда. Предметом клинической диагностики является болезнь, ее тяжесть; пред­метом гигиенической донозологической диагностики - здоровье, его вели­чина.

Гигиеническая донозологическая диагностика может начинаться с изучения или, во всяком случае, с оценки имеющихся данных об окружаю­щей человека природной и социальной среде, а затем переходить к чело­веку (популяции). Клиническая диагностика начинается непосредственно с больного, у которого уже имеются и жалобы, и симптомы. Их надлежит увязать в логическую схему и сопоставить с существующей в учебниках, руководствах и сложившейся в результате опыта моделью болезни. Знание среды здесь играет второстепенную роль, оно непосредственно для диаг­ностики почти не нужно, ибо результат действия среды налицо, причем в манифестной форме.

Конечной целью гигиенической донозологической диагностики являет­ся установление уровня, величины здоровья, клинической - определение болезни и ее тяжести. Из этого следует, что при осуществлении гигиени­ческой донозологической диагностики в первую очередь должно оценивать­ся состояние адаптационных резервов организма, а затем уже функции и структуры, которые вообще могут быть ненарушенными, особенно структу­ра. При клинической диагностике наоборот и чаще всего выявляются нару­шения структуры, функции и реже - состояния адаптационных резервов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Завершая вводную лекцию о месте и значении гигиены в системе ме­дицинских наук, следует подчеркнуть, что гигиена - наука профилакти­ческая. Именно в настоящее время мы находимся на том этапе развития медицинской науки, когда встает вопрос о пересмотре профилактического направления всего нашего здравоохранения и более глубокого его внедре­ния в медицинскую практику. Поэтому в наши дни с особой актуальностью воспринимаются слова А.И.Нестерова: "Медицина профилактическая - это медицина этиологическая, патогенетическая и социальная в одно и тоже время; - это медицина научного и активного многостороннего воздействия как на больного человека, так и на окружающую среду".

Во всех цивилизованных странах профилактическое направление меди­цины является общепризнанным и наиболее эффективным. Попытки внедрить у нас в стране систему диспансеризации населения как метод профилакти­ки заметного эффекта не дали. В числе причин неудачи, наряду с отсутс­твием структур и механизмов, позволяющих развивать профилактику, сле­дует отметить незаинтересованность в проведении этой работы практичес­ких врачей, плохую подготовку студентов в медицинских институтах по этому разделу работы.

Главной задачей профилактики в нынешних условиях следует считать не выявление ранних признаков заболеваний, а улучшение состояния здо­ровья обследуемых и применение таких методов воздействия на человека, которые предотвращают возникновение и развитие заболеваний.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей