Главная страница

Костыгина В.Н. Тру -ля-ля .Артикуляционная гимнастика.. Гимнастика для рук, ног дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными


Скачать 1.35 Mb.
НазваниеГимнастика для рук, ног дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными
АнкорКостыгина В.Н. Тру -ля-ля .Артикуляционная гимнастика..pdf
Дата03.05.2017
Размер1.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKostygina_V_N_Tru_-lya-lya_Artikulyatsionnaya_gimnastika.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#16268
Каталог
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь они так без костей Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лети далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция - автоматизированный навыка ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться спер вого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. В нашей книжке мы даем пример такой артикуляционной сказки. Выньте из середины книжки разворот В нем вы увидите те самые артикуляционные упражнения, которыми выбудете с ребенком регулярно заниматься и с которыми лучше познакомить малыша, как мы уже говорили, до чтения сказки. Читая сказку, пользуйтесь упражнениями как подсказкой большая их часть включена в текста на стрелочках возле картинок указаны для ориентира номера упражнений. Вы заметите, что некоторые слова в сказке оттенены. Эти слова ребенок может завами подговаривать, делайте передними небольшую паузу. Не старайтесь прочесть сказку целиком, остановитесь, если малыш устал. Вдаль нейшем, когда вы хорошо освоите упражнения, наверняка сможете вместе с малышом придумывать свои сказки.

В.Н. Костыгина, канд. пед. наук
ТРУ-ЛЯ-ЛЯ Артикуляционная гимнастика


Жил-был весёлый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Приоткрытом рте движения языка направо-налево.) Вниз посмотрел движение языка вниз. Ночью шёл дождь нет ли луж Вверх посмотрел движение языка вверх светит ли солнышко Закрыл окошко закрыть рот. Побежал Язычок в ванную умываться Движения руками и ногами, имитирующие бег) Открыл дверь ванной движение рукой. Дверь заскрипела
«Н-н-н...»
Надо смазать дверь, — подумал Язычок.
Вошёл он в ванную. Включил свет движение рукой)
— чик. Открыл кран круговые движения рукой)
— «чик-
чик-чик». Полилась горячая вода «Ш-ш-ш...» Ой — испугался Язычок и отдёрнул руки. Покажи, как он испугался показать испуг мимикой и движениями рук, тела. Надо открыть какую воду Правильно, холодную круговые движения рукой)
«чик-чик-чик». И Язычок открыл кран с холодной водой
«С-с-с...» Холодная водичка
соединилась с горячей и стала
тёплой. Язычок умылся. Почистил зубки сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот движения щёк, имитирующие полоскание. Умылся ещё раз круговые движения языка вокруг губ. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой круговые движения рук)
«чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой
«чик-чик-чик». круговые движения рук) Погасил свет чик движения рукой. Закрыл дверь
«Н-н-н...». И побежал весёлый Язычок на кухню завтракать движения руками и ногами, имитирующие бег.
на кухне мама печёт пироги. Мамочка, здравствуй — крикнул радостно Язычок. — Я тебя очень люблю Повторить, раскинув руки) Здравствуй, сыночек Я тебя тоже очень люблю Помогай мне тесто месить.
Пя-пя-пя...»

разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка положить широкий язык на нижнюю губу. Как ты думаешь, с какой начинкой Затем Язычок
выпил молока вот из такой чашечки. Сказал Спасибо испросил у мамы Мамочка, можно я пойду погуляю Попросите повторить) Мама ответила Конечно, можно, только не опоздай к обеду. дочку и весело задудел:
«Ду-
ду-ду!» Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой. А на крыше дома вот такая труба с напряжением вытянуть вперёд губы. В трубе
живёт весёлый ветер «У...у-у-у...», — Взял Язычок ду-
Окошко
* широко открыть рот — Чистим, зубки

* улыбнуться, открыть рот
« Месим тесто
* улыбнуться Чашечка
* улыбнуться
* широко открыть рот
* высунуть широкий языки придать ему форму чашечки те. слегка приподнять кончик языка) Дудочка
* с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) Заборчик
* улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы жарко
* закрыть рот — холодно
* кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно нижние и верхние зубы
* пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя...»
* покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Маляр
* губы в улыбке
* приоткрыть рот
* кончиком языка погладить покрасить) нёбо Грибочек
* улыбнуться
* поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
* присосать широкий язык к
нёбу Киска
* губы в улыбке, рот открыт
* кончик языка упирается в нижние зубы
* выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы Поймаем мышку
* губы в улыбке Лошадка
* вытянуть губы
* приоткрыть рот
* поцокать "узким" языком как цокают копытами лошадки) Пароход гудит
* губы в улыбке
* открыть рот
* с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...»
* приоткрыть рот
* произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка поймали мышку за хвостик)
Слоник пьёт»
* вытянув вперёд губы трубочкой, образовать хобот сло­
«Индюки болтают
* языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..." Орешки
* кончик языка с напряжением Качели
* кончик языка за нижние зубы Часики
* улыбнуться, открыть рот
* кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой Блинчик
* улыбнуться
ника»
* набирать водичку, слегка при этом причмокивая
* рот закрыт
* открыть рот
* приоткрыть рот
* положить широкий язык на нижнюю губу
* улыбнуться
* кончик языка за верхние зубы поочередно упирается в щеки
* на щеках образуются твердые шарики-«орешки»
Вкусное варенье
* улыбнуться
* открыть рот
* широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу Шарик
* надуть щеки
* сдуть щеки Гармошка
* улыбнуться
* сделать грибочек (те. при­
сосать широкий язык кн бу) Барабанщик
* улыбнуться
* открыть рот
* кончик языка за верхними зубами "дэ-дэ-дэ..."
«Парашютик»
* на кончик носа положить ватку
* широким языком в форме чашечки, прижатым к верхней губе, сдуть ватку сноса вверх Загнать мяч в ворота
* вытолкнуть широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
* дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать) не смыкать)
* не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы
пот он винтообразные движения указательного пальца, губы вытянуть в трубочку.
Весёлый маляр красил забор. Смотри, Язычок, — сказал маляр,
— возле забора вырос грибок. Как хорошо — ответил Язычок и вдруг увидел. как кошка ловит мышку за хвостик. Нельзя, Мурка — прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя Погрозить пальчиком) Побежал Язычок своей лошадке. Погладил е. Здравствуй, лошадка, — ласково
сказал Язычок Как он сказал Повторить с ласковой интонацией) Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!..» Как она обрадовалась Повторить голосом и подёргиванием головой) Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе цоканье языком. Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход
«Ы-ы...». Счастливого пути, пароход — помахал ему вслед Язычок. Как Язычок проводил пароход Помахать ручкой) Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом цоканье
языком. Здоровается Язычок со всеми. Здравствуйте, деревья Как он крикнул Повторить, раскинув руки) Здравствуй, небо Повторить, подняв руки вверх и широко их раскинув) И тут Язычок увидел солнце. Здравствуй, солнце Как он крикнул Радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув) Спрашивают деревья, небо, солнце Кто это снами поздоровался. Это — я — крикнул Язычок. Как он крикнул Вновь радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув) Кто это — я —
переспрашивают деревья, небо, солнце. Это Громко выкрикнуть своё имя) Скачет Язычок, скачет и прискакал он в зоопарк цоканье языком. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел, ослика.
«Иа-иа-иа!» — поздоровался ослик. Как он поздоровался Повторить) Язычок посмотрел, как умывается
весёлый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник. К ним подошёл индюк.
Он без умолку болтал «Бл-
бл-бл-бл-бл-бл...» Маленькая белочка угостила Язычка орешками. Покажи, какие были орешки. В зоопарке Язычок покатался на качелях. Покатался на маленьком автомобильчике
«Дрррррр...» Показать, как, держа руль, едут на машине) Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое — эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое
(Лакательное движение языкаты какое любишь мороженое Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. Посмотрел на часы, а часы стоят. Надо часы что (Движения рукой, имитирующие завод часов) Правильно — завести «тик-тик-тик». И часы пошли. Ой Меня же мама дома ждёт!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой цоканье языком. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики вот такие. И положила вкусного варенья. Покажи, какое варенье вкусное Повторить упр. 19). Мама сходила в магазин
игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук з. Угадай, какого цвета шарик Правильно, зелёного. Язычок надул шарик «Ф...ф...ф...». Ещё мама купила Язычку красивую гармошку и барабан. Вот такой. Язычок взял барабанные палочки и заиграл весёлый марш
«дэ-дэ-
дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ...» Он был очень рад новым игрушками очень рад, что вернулся домой к маме.

перейти в каталог файлов
связь с админом