Лексико – грамматические упражнения по теме
«Грибы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор). 2. «Съедобный – несъедобный».
Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.
Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д. 3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.
Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д. 4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.
Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница. 5. «Какой, какое?».Образование относительных прилагательных.
Суп из грибов – грибной.
Блюдо из грибов – грибное. 6. «Скажи наоборот».Составление ССП с союзом а.
Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.
У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.
Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.
У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая. 7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик. 8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.
На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?
Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек? 9.Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).
Съедобный или несъедобный гриб?
Что из него можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Ягоды» 1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква). 2. «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти.
Первая малинка, вторая малинка… и т.д. 3. «Лесная – садовая».
Морошка – это лесная ягода.
Клубника – это садовая ягода и т.д. 4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.
Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода. 5. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д.
Клюква (какая?) - … . 6. «Назови сок и варенье».Образование относительных прилагательных.
Сок из смородины (какой?) - смородиновый
Варенье из смородины (какое?) - смородиновое и т.д. 7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Мандарин, черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник, голубика. 8.Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору), по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?
Какая на вкус?
Съедобная или несъедобная?
Что из нее можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Овощи» 1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль). 2. «Один-много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Помидор – помидоры – много помидоров и т.д. 3. «Счет овощей». Согласование ИС с числительными.
Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д. 4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д. 5. «Какой, какая, какое?».Образование относительных прилагательных.
Сок из помидоров – томатный и т.д.
Грядка с огурцами – огуречная и т.д.
Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей. 6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.
Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает). 7. «Что делал? Что делала? Что делали?».Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.
Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают). 8. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.
Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают. 9. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Лук, репа, подорожник, чеснок; баклажан, морковь, помидор, груша; перец, клубника, тыква, фасоль. 10. «Скажи наоборот».Подбор антонимов.
Кабачок большой, а огурец – маленький.
Картофель крупный, а редис – мелкий.
Перец внутри пустой, а морковь – полная.
Помидор мягкий, а огурец – твердый. 11. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану:
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на ощупь?
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить? Лексико – грамматические упражнения по теме
«Фрукты» 1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя). 2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Персик – персики – много персиков т.д. 3. «Счет фруктов». Согласование ИС с числительными.
Одно яблоко – два яблока – пять яблок.
Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д. 4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д. 5. «Назови сок и варенье».Образование относительных прилагательных.
Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.
Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов. 6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.
Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет). 7. «Что делал? Что делала? Что делали?».Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.
Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают). 8. «Назови, какое дерево?». Образование относительных прилагательных.
Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня.
Дерево с грушами – груша – грушевое.
Дерево со сливами – сливовое – слива.
Дерево с персиками – персиковое – персик.
Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос. 9. «Четвертый лишний». Классификация предметов.
Персик, хурма, репа, банан; лимон, малина, абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко. 10. «Скажи наоборот».Составление ССП с союзом а.Подбор антонимов.
Персик большой, а абрикос маленький.
У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.
Апельсин больше, а мандарин меньше.
Лимон кислый, а персик сладкий. 11.Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору), по плану:
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Деревья» 1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень). 2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Клен – клены – много кленов и т.д. 3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одно дерево – два дерева – пять деревьев.
Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов и т.д. 4. «Чьи плоды (семена)?». Поиск соответствующего понятия.
Желуди растут на – дубе.
Яблоки растут на – яблоне.
Круглая шишка на – сосне.
Длинная шишка у – ели.
Грозди рябины растут на – рябине.
Сережки растут на – березе, ольхе, иве. 5. «Какой лист, какая ветка?».Образование относительных прилагательных.
Лист березы – березовый и т.д.
Ветка тополя – тополиная и т.д. с названиями остальных деревьев. 6. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.
Лист (что делает?) – желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет (дерево, крона, почки, корни, ветви). 7. «Подбери предмет со словом «сосновый». Образование относительных прилагательных.
Бор (какой?) – сосновый (шишка, кресло, мебель, полено, запах, хвоя, иголки). 8. «Назови рощу». Образование относительных прилагательных.
Если в роще растут березы, то эта роща называется – березовая (дубы, осины, ивы, клены). 9. «Какие бывают леса?». Поиск соответствующего понятия.
Если в лесу растут дубы, осины, березы, то этот лес – лиственный
Если в лесу растут сосны и елки, то этот лес – хвойный
Если в лесу растут ели, березы, дубы и.т.д., то этот лес – смешанный. 10. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Клен, рябина, ель, осина; яблоня, груша, слива, рябина; береза, дуб, клен, смородина. 11.Составить описательный рассказ про деревья (по выбору), по плану:
Как называется дерево?
Хвойное, лиственное или фруктовое?
Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?
В каком лесу растет?
Какую роль дерево играет в окружающем мире?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Осеняя одежда, обувь, головные уборы» 1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка). 2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Носок – носки – много носков т.д. 3. «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных.
Это чья шапка? – Моя.
Это чей кроссовок? - Мой.
Это чьи перчатки? – Мои.
Это чье пальто? – Мое. 4. «Подбери предмет». Согласование ИС с местоимениями.
Моя – кепка ... ; мой - носок … ; моё – пальто … ; мои – туфли … . 5. «Счет одежды». Согласование ИС с числительными.
Одно пальто – два пальто – пять пальто
Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т.д. 6. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Плащ (какой?) – кожаный, теплый, черный и т.д. 7. «Какой, какая, какое, какие?».Образование относительных прилагательных.
Шарф из шерсти – шерстяной.
Платок из шелка – шелковый.
Куртка из кожи – кожаная.
Пальто из драпа – драповое.
Сапоги из резины – резиновые 8. «Четвертый лишний». Классификация предметов.
Куртка, сапоги, пальто, плащ; кофта, кепка, брюки, шарф. 9.Составить описательный рассказ про осеннюю одежду, обувь, головные уборы (по выбору), по плану:
Что это?
Из какого материала сделана?
Какого цвета?
Из каких частей состоит?
В какое время года носят?
Назначение (мужская, женская или детская).
Какие действия можно выполнять с одеждой, обувью или головным убором (чистить, гладить, стирать)? Лексико – грамматические упражнения по теме
«Осень» 1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дождь – дождик (дождичек) – дождики (лужа, ветер, туча, сад, солнце, дерево, лист, лес, птица, урожай). 2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Месяц – месяцы – много месяцев и т.д. 3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одно дерево – два дерева – пять деревьев и т.д. 4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Осень (какая?) – золотая, дождливая, пасмурная, красивая, урожайная и т.д. 5. «Скажи со словом «осенний». Согласование ИС с ИП.
Небо (какое?) – осеннее; ветер (какой?) – осенний; аллея (какая?) – осенняя; тучи (какие?) - осенние (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто). 6. «Назови, какая погода». Образование качественных прилагательных.
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если на улице холодно, какая погода? – холодная.
Если пасмурно – пасмурная.
Если сыро – сырая.
Если хмуро – хмурая.
Если солнечно – солнечная.
Если ясно – ясная. 7. «Он (она) – они». Образование множественного числа глаголов, ИС и ИП.
Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая). 8. «Скажи наоборот». Поиск антонимов.
Осень ранняя – осень поздняя.
День веселый – день грустный.
День солнечный – день пасмурный.
Облако белое – туча черная.
9. Составить описательный рассказ про осень, по плану:
Когда наступает осень?
Осенние месяцы.
Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).
Что делают птицы и животные осенью?
Труд человека в осенний период.
Осенняя одежда.
Любишь ли ты осень? Почему?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Перелетные птицы» 1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо). 2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Стриж – стрижи – много стрижей и т.д. 3. «Счет птиц». Согласование ИС с числительными.
Один грач – два грача – пять грачей и т.д. 4. «Назови детеныша». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
Скворец – скворчонок – скворчата.
Стриж – стриженок – стрижата.
Лебедь – лебеденок – лебедята.
Аист – аистенок – аистята.
Журавль – журавленок – журавлята.
Утка – утенок – утята. 5. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных.
Клин лебедей – лебединый.
Караван журавлей – журавлиный.
Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей). 6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Журавль, цапля, утка, голубь; скворец, ворона, воробей, голубь. 7. «Улетели птицы». Употребление родительного падежа ИС в ед. и мн. числе.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д.
Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д. 8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.
Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне. 9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.
Ласточка – щебечет.
Грач – кричит «гра».
Соловей – заливается, свистит, щелкает.
Кукушка – кукует.
Журавль – курлычет.
Жаворонок – звенит. 10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану:
Кто это?
Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом?
Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).
Как поет? Чем питается?
Как называют ее детенышей?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Насекомые»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук). 2. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |