Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС. Группа раннего возраста (0-1,5 г.)Возрастные особенности Отличительной особенностью ребенка


НазваниеГруппа раннего возраста (0-1,5 г.)Возрастные особенности Отличительной особенностью ребенка
АнкорМетодические рекомендации по созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.pdf
Дата06.04.2017
Размер3.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_sozdaniyu_predmetnoy_razvivayusch
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#13855
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Группа раннего возраста (0-1,5 г.)
Возрастные особенности:

Отличительной особенностью ребенка
данного возраста является быстрый
темп физического, психического и
социального развития.

Интенсивно развиваются слуховое и
зрительное восприятие, двигательная
активность, восприятие речи и
речевое общение.

Формируется умение доводить два -
три предметных действия до
результата.
Департамент образования г.Москвы
Центральное окружное управление образования
Окружной методический центр
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ
ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
В СООТВЕТСТВИИ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ТРЕБОВАНИЯМИ
АЛЬМАНАХ
«Предметная развивающая среда детского сада»
Москва, 2011 год

Ответственные редакторы:
Образцова А.Д. - начальник дошкольного отдела ЦОУО ДО г.Москвы
Цепелева М.Ю. - руководитель СП ОМЦ
Составители:
Шпаковская Л.И. – главный специалист ЦОУО
Бонченкова Т.Г. - методист СП ОМЦ
Крошкина С.Б. – методист СП ОМЦ
Аниканова Н.Е. - методист СП ОМЦ
Капитонова Э.А. – зам заведующей ЦРР детский сад № 1777
Колчевская С.В. - Ст. воспитатель ГОУ детский сад № 1733
Пестова С.В. - ст. воспитатель ГОУ детский сад № 773
Дубкова О.П. - ст. воспитатель ГОУ детский сад № 1257
Нараевская И.В. - зам. заведующей ЦРР детский сад № 2336

Содержание.
1. Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ
в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
2. Особенности построения предметно – развивающей среды в группах раннего возраста (от 0 до 3-х лет).
2.1. Группа раннего возраста (0 - 1,5 л.)
2.2. Группа раннего возраста (1,5 - 3,0 л.)
3. Особенности построения предметно – развивающей среды в группах дошкольного возраста (от 3,0 до 7,0 лет).
3.1. 2-я младшая группа (3,0 - 4,0 л.)
3.2. Средняя группа (4.0 – 5,0 л.)
3.3. Старшая группа (5,0 – 6,0 л.)
3.4. Подготовительная группа (6,0 -7,0 л.)
4. Интерьеры помещений детского сада. Варианты оформления
5. Мониторинг качества предметной развивающей среды ДОУ.
6. Литература.

Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ
в соответствии с Федеральными государственными требованиями. *
Предметная развивающая среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основными функциями
предметной развивающей среды, являются:

сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;

гуманизация дошкольного образования;

защита ребенка от некомпетентного педагогического воздействия;

повышение эффективности и качества дошкольного образования;

критериально - оценочная функция.
Принципы организации предметной развивающей среды:

соответствия педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);

вариативности (соответствие виду ДОУ, региональному компоненту и культурным традициям);

комплексирования, гибкого зонирования и мобильность развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);

разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.

При создании предметной развивающей среды должны учитываться основные направления развития ребенка (познавательно-речевое, физическое, социально-личностное,
художественно-эстетическое), также специфика детского сада.
Психолого – педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику, и обеспечивать среду, как общими, так и специфичными материалами для девочек и мальчиков.

Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (группы).

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зона его ближайшего развития.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности
ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства
(игровая,
продуктивная,
познавательно-исследовательская,
коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, двигательная).
Содержание предметной развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями ФГТ (физическая культура, здоровье, безопасность,
социализация,
труд,
познание,
коммуникация,
художественная
литература,
художественное творчество, музыка) и обеспечивать развитие, обучение и воспитание детей.

Группа раннего возраста (0
-
1,5 г.)
Возрастные особенности:

Отличительной особенностью ребенка
данного возраста является быстрый
темп физического, психического и
социального развития.

Интенсивно развиваются слуховое и
зрительное восприятие, двигательная
активность, восприятие речи и речевое
общение.

Формируется умение доводить
два -три предметных действия до
результата.

Требования к созданию предметно
-
развивающего пространства:

Гибкость зонирования для самостоятельных игр,
игр со взрослыми и сверстниками (игры рядом).

Безопасность и простор для развития
двигательной активности, в том числе
самостоятельной.

Яркость, чистота основных цветов игрового
материала.

Стимулирование речевой деятельности и
эмоциональных реакций.
Оборудование и игровой материал:
Горка-манеж с игрушками.
Дидактический стол с наборами вкладышей, пирамидок
(3-5 колец), колпачков, шаров основных цветов.
Сюжетно-образные
игрушки
(куклы
из
ткани,
полиэтилена,
резины,
животные…),
игрушки
отображающие.
Предметы быта (посуда, ванночка для «мытья» куклы,
одежда и ткань для пеленания куклы).
Двигатели (каталки, тележки, машины, коляски…).
Озвученные и заводные игрушки, куклы-неваляшки.
Мягкие строительные модули.
Мячи разных размеров (в том числе мягкие и
звучащие).

Физическое развитие
Зона активных игр
Горка, сухой бассейн, игровой материал для стимуляции движений

Познавательно-речевое развитие
Интерактивное настенное панно
Дидактический стол
Книжный уголок

Социально-личностное развитие
Варианты организации
пространства для сюжетных игр
малышей

Художественно-эстетическое развитие
Среда для самостоятельной и совместной творческой деятельности детей и взрослых

Группа раннего возраста (1,5
-
3г.)
Возрастные особенности
:

Данный возрастной период отличается
интенсивным формированием речи,
развитием эмоционального взаимообщения,
а в последствии - ситуативно-делового
общения.

Совершенствуются основные движения,
развивается предметная деятельность,
наглядно-действенное мышление,
произвольность поведения и появляются
действия с предметами заместителями.

Совершенствуется самостоятельность в
предметно-игровой деятельности и
самообслуживании.

Требования к созданию предметно
-
развивающего
пространства:

Гибкое зонирование для самостоятельных
игр, взаимодействия со взрослым и
сверстником (от игры рядом к игре вместе).

Предметный игровой материал располагается
в «поле восприятия» детей.

Крупный, яркий, безопасный и прочный
игровой материал отражает основные
осваиваемые в данном возрасте эталоны
(размер, цвет, форму…).
Рекомендуемые зоны детской
деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Парикмахерская», «Больница»,
«Водитель».
Уголки:
ряженья, книжный, музыкальный,
физкультурный, дидактики, экспериментирования,
центр воды и песка; продуктивной деятельности и
творчества, природный.
Зона активных игр:
подвижных, строительных, конструктивных и др.

Физическое развитие
Оборудование для стимуляции
двигательной активности

Познавательно-речевое развитие
Варианты дидактических столов
Развивающие модули
Центр воды и песка

Социально-личностное развитие
Игровая среда для мальчиков и девочек

Художественно-эстетическое развитие
Уголки, стимулирующие
детскую художественно
-
творческую деятельность

II младшая группа (3-4 г.)
Возрастные особенности:

Для детей данного возраста игра
становится ведущим видом
деятельности, поведение остается ещѐ
ситуативным, а общение становится
внеситуативным.

Развитие мелкой моторики,
воображения, наглядно-действенного
мышления активизируют
самостоятельную и организованную
продуктивную деятельность.

Продолжает развиваться половая
идентификация.

Требования к созданию предметно - развивающего
пространства:

Соблюдение принципов интеграции,
динамичности, многофункциональности
предметной развивающей среды.

Свобода беспрепятственного
передвижения к желаемым объектам.

Игровой материал отображает
многообразие мира и выступает
своеобразным эталоном предметов
окружающего.
Рекомендуемые зоны
детской деятельности:
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья», «Магазин», «Парикмахерская»,
«Больница», «Моряки».
Уголки:
ряженья, театральный, книжный,
изобразительного творчества, музыкальный,
дидактических игр, физкультурный, природы и
экспериментирования, дежурства по
столовой.
Зона активных игр: военные, путешественники,
строители, спортстмены-физкультурники,
водители транспорта и др.

Физическое развитие
Оборудование группы
для физического развития

Познавательно-речевое развитие
Пространство
для игрового
экспериментирования
Экологическая диорама
Уголок художественно
-
речевой
активности

Социально-личностное развитие
Поликлиника
Семья
Строители

Художественно-эстетическое развитие
Пространство для
театрально
-
игровой
деятельности
Музей русской народной игрушки
Уголок народного творчества

Средняя группа (4-5 лет)
Возрастные особенности:

В данном возрасте развивается
наглядно-образное мышление,
познавательная мотивация
стимулирует активность речевого
общения.

Развивается конкурентность и
соревновательность.

В игровой деятельности появляются
ролевые взаимодействия,
происходит разделение на игровые и
реальные ситуации.

Двигательная сфера характеризуется
позитивными изменениями мелкой и
крупной моторики, совершенствуется
техническая сторона продуктивной
деятельности.

Требования к созданию предметно- развивающего
пространства:
соответствие принципу небольших
полузамкнутых микропространств для игр
подгруппами
обеспечение свободного перемещения детей
и организации игрового пространства.
сочетание реалистичных игрушек и
игрушек-заместителей, способствующих
развитию творчества, воображения и
познания.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Парикмахерская»,
«Супермаркет», «Почта», «Гараж», «Путешествие».
Уголки:
книжный, театрализованной деятельности,
изобразительного творчества, конструирования,
дидактических игр, музыкальный, физкультурный,
природы и элементарного экспериментирования,
путешествий, дежурства.
Зона активных игр:
военные, путешественники, строители
спортстмены-физкультурники, водители
транспорта и др.

Физическое развитие
Оборудование
физкультурных уголков

Познавательно-речевое развитие
Дидактическое и развивающее
игровое пространство
(экологическое, литературное,
этно
-
культурное
)

Социально-личностное развитие
Условия для организации
сюжетно
-
ролевых игр

Художественно-эстетическое развитие
Пространство для
музыкально-театрализованной
и изобразительной деятельности

Старшая группа (5-6 л.)
Возрастные особенности:

Достижения этого возраста
характеризуется распределением
ролей в игровой деятельности;
структурированием игрового
пространства, дальнейшим
развитием изобразительной
деятельности, отличающейся
высокой продуктивностью.

Продолжает развиваться образное
мышление, совершенствуется
функция обобщения, что является
основой словесно-логического
мышления, формируется
произвольность поведения и
психических процессов.

Требования к созданию предметно- развивающего
пространства

Мобильность и гибкость игровой среды, не
навязывающей готовых сюжетов.

Наличие разнообразных центров развития
(экспериментирования, художественного
творчества и т.д.).

Предпочтение играм повышенного уровня
сложности (развивающим, конструктивным,
головоломкам и др.).

Учет гендерного подхода.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Салон красоты», «Супермаркет»,
«Медицинский Центр», «Скорая помощь», «Дом
моды», «Телевидение», «Почта», «Фотостудия»,
«Строители», «Путешественники-исследователи»,
«Цирк», «Театр».
Центры:
художественного творчества, книжный,
дидактических и настольно-печатных игр,
физкультурно-спортивный, природы и
экспериментирования, краеведения, мини-музеи.
Зона активных игр:
военные, спасатели, ГИБДД, путешественники,
строители, спортстмены-физкультурники и др.

Физическое развитие
Оборудование группы
для физического развития и
двигательной деятельности

Познавательно- речевое развитие
Центры речевой, исследовательской
и экспериментальной деятельности

Социально-личностное развитие
Условия для организации сюжетно
-
ролевых игр

Художественно-эстетическое развитие
Пространство для
продуктивной и театрализованной
деятельности (разные виды театров)

Подготовительная к школе группа (6-7 л.)
Возрастные особенности:

В данном возрасте дети обладают
высоким уровнем познавательного и
личностного развития.

Игровые действия детей становятся
более сложными (проигрываются
разнообразные жизненные
ситуации), в связи с этим игровое
пространство усложняется.

Продолжает развиваться
воображение, произвольность,
внимание, речевое общение, навыки
обобщения и рассуждения,
формируется абстрактное
мышление.

Активно развиваются разные виды
творчества.

Требования к созданию предметно- развивающего
пространства:

Высокая мобильность и возможность
самостоятельного моделирования детьми
игрового пространства (использование
продуктов детской деятельности).

Создание условий для развития творчества,
воображения, самовыражения и
самореализации ребенка.

Тематическое разнообразие центров,
направленных на развитие познавательной
активности и произвольности.
Рекомендуемые зоны детской деятельности
Сюжетно-ролевые игры:
«Торговый центр», «Скорая Помощь», «Ветеринарная
лечебница», «Дом Моды», «Фотостудия», «Школа»,
«Бюро путешествий», «Почта», «Космос» и др.
Центры:
экспериментально-исследовательской
и
проектной
деятельности,
художественного
творчества, театрализованной деятельности и др.
Мини-музеи, библиотека, планетарий.
Зона активных игр:
военные,
спасатели,
строители,
спортстмены-
олимпийцы, ГИБДД, архитекторы-конструкторы.

Физическое развитие
Оборудование группы
для физического развития и
двигательной деятельности

Познавательно-речевое развитие
Условия для организации
проектной деятельности

Социально-личностное развитие
Условия для организации сюжетно
-
ролевых игр
(космос, магазин
-
ателье, школа , мастерская)

Художественно-эстетическое развитие
Пространство для
продуктивной и театрализованной
деятельности (разные виды театров)

Интерьеры помещений детского сада.
Варианты оформления
Интерактивное панно «Здравствуйте, я пришел!»
Информационное пространство рекреаций и холлов ДОУ
Коллективная работа «Сказочный город»

Интерактивное пространство рекреаций и холлов ДОУ
Зимний сад и выставка детского творчества
«Космическое путешествие»
«Играем в сказку»
«Город математиков»

Оформление рекреаций
Выставочные экспозиции
Зона активных игр «Улицы города»

Физкультурный зал
Современное сертифицированное физкультурно-спортивное оборудование

Музыкальный зал

Кабинеты специалистов ДОУ
Зона развивающих игр
Оборудование для коррекционно-развивающей работы
Зона индивидуальной работы с ребенком
Зона подгрупповой работы с детьми

Сенсорные комнаты

МОНИТОРИНГ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГРУППЫ
Уважаемые коллеги!
Мониторинг предполагает всестороннее изучение условий для организации предметной
развивающей среды ДОУ и еѐ соответствие ФГТ.
Современные Федеральные государственные требования ориентируют всех специалистов ДОУ на осуществление работы по 10 образовательным областям, которые обеспечивают развитие ребенка по 4-м основным направлениям:

физическое

познавательно - речевое

социально - личностное

художественно - эстетическое.
Предполагается, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности:

игровой

коммуникативной

трудовой

познавательно-исследовательской

продуктивной

музыкально-художественной

чтение художественной литературы

физической.

Содержание анализа
Самооценка
(1 балл)
Оценка
(1 балл)
1
Безопасность :
1.1
Соответствие требованиям СанПиН 2.4.1.2731-10
1.2
Наличие сертификата качества игрового материала и оборудования
Соответствие требованиям инструкций по охране жизни и здоровья детей:
1.3
Наличие игрового материала и оборудования без повреждения наружных поверхностей
1.4
Отсутствие травмоопасного игровой материала и оборудования
1.5
Фиксирование игрового оборудования и мебели к стенам и полу
ИТОГО: 5- соответствует требованиям безопасности
4- частично соответствует
0-3- не соответствует
Дата____________________________________________________________
Группа (возраст) _________________________________________________
Воспитатель_____________________________________________________
Программное обеспечение образовательного процесса________________________________________________________

2
Предметно-развивающая среда**
(соответствие современным требованиям и принципам):
2.1
Доступность и свобода выбора игрового материала
2.2
Соответствие возрастным особенностям и учет «зоны ближайшего развития»
2.3
Учет полоролевых интересов детей
2.4
Мобильность, комплексирование, гибкое зонирования (изменение функций предметно-игрового пространства)
2.5
Эстетика оформления (за каждую позицию 1 балл):
единство стиля гармония цвета наличие в интерьере произведений искусства наличие детских работ
2.6
Рукотворный материал (дидактический, игровой)

3
Создание условий для детской деятельности:
3.1 игровой
3.2 продуктивной
3.3 познавательно-исследовательской
3.4 коммуникативной, чтения художественной литературы
3.5 трудовой
3.6 двигательной
3.7 музыкально-художественной
4
Информационное пространство для родителей ***
4.1 наглядность
4.2 эстетика оформления
4.3 содержание информационных материалов
4.4 наличие информации о каждом воспитаннике группы (фотоматериалы, детские работы и др.)
4.5 материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс группы
4.6 наличие материалов по использованию нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
ИТОГО: 20 -23 балла (со 2 -4 пункта) - соответствует современным требованиям
11-19 баллов - частично соответствует
10 и менее баллов - не соответствует
* Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Проект
ФИРО)
** «Методические рекомендации к созданию предметно- игрового пространства в группе»
***«Алгоритм оформления стендовой информации»
Все рекомендации можно найти на портале ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»

Перечень документов, методических рекомендаций и литературы,
использованных при составлении сборника
1.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 655 от 23.11.2009 года)
2.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
3.
Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
4.
Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
5.
Методические рекомендации по предметно-развивающей среде в детском саду (сост. ОМЦ ЦОУО, 2010г.)
6.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я группы раннего возраста (под ред. Гогоберидзе А.Г., 2008г.)
7.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы,
Средняя группа, Старшая группа, Подготовительная группа (под ред. Гогоберидзе А.Г., 2008г.)
8.
Журнал «Старший воспитатель»,2011 г., рубрика «Формируем предметно-развивающую среду».
9.
"Дошкольное воспитание" № 12 \2010, рубрика "Предметно-развивающая среда",
10. "Дошкольное воспитание" № 3\2011, рубрика "Предметно-развивающая среда"
11. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды можно найти на портале ЦОУО
ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»
____________________________________
*
Методические рекомендации по организации предметно
-
развивающей среды можно найти на портале
ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»

Москва, 2011 г.
Центральное окружное управление образования
Окружной методический центр
Альманах №1

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей