Главная страница
qrcode

Методические рекомендации по созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС. Группа раннего возраста (0-1,5 г.)Возрастные особенности Отличительной особенностью ребенка


НазваниеГруппа раннего возраста (0-1,5 г.)Возрастные особенности Отличительной особенностью ребенка
АнкорМетодические рекомендации по созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.pdf
Дата06.04.2017
Размер3.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_sozdaniyu_predmetnoy_razvivayusch
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#13855
Каталог

Группа раннего возраста (0-1,5 г.)
Возрастные особенности:

Отличительной особенностью ребенка
данного возраста является быстрый
темп физического, психического и
социального развития.

Интенсивно развиваются слуховое и
зрительное восприятие, двигательная
активность, восприятие речи и
речевое общение.

Формируется умение доводить два -
три предметных действия до
результата.
Департамент образования г.Москвы
Центральное окружное управление образования
Окружной методический центр
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ
ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
В СООТВЕТСТВИИ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ТРЕБОВАНИЯМИ
АЛЬМАНАХ
«Предметная развивающая среда детского сада»
Москва, 2011 год

Ответственные редакторы:
Образцова А.Д. - начальник дошкольного отдела ЦОУО ДО г.Москвы
Цепелева М.Ю. - руководитель СП ОМЦ
Составители:
Шпаковская Л.И. – главный специалист ЦОУО
Бонченкова Т.Г. - методист СП ОМЦ
Крошкина С.Б. – методист СП ОМЦ
Аниканова Н.Е. - методист СП ОМЦ
Капитонова Э.А. – зам заведующей ЦРР детский сад № 1777
Колчевская С.В. - Ст. воспитатель ГОУ детский сад № 1733
Пестова С.В. - ст. воспитатель ГОУ детский сад № 773
Дубкова О.П. - ст. воспитатель ГОУ детский сад № 1257
Нараевская И.В. - зам. заведующей ЦРР детский сад № 2336

Содержание.
1. Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ
в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
2. Особенности построения предметно – развивающей среды в группах раннего возраста (от 0 до 3-х лет).
2.1. Группа раннего возраста (0 - 1,5 л.)
2.2. Группа раннего возраста (1,5 - 3,0 л.)
3. Особенности построения предметно – развивающей среды в группах дошкольного возраста (от 3,0 до 7,0 лет).
3.1. 2-я младшая группа (3,0 - 4,0 л.)
3.2. Средняя группа (4.0 – 5,0 л.)
3.3. Старшая группа (5,0 – 6,0 л.)
3.4. Подготовительная группа (6,0 -7,0 л.)
4. Интерьеры помещений детского сада. Варианты оформления
5. Мониторинг качества предметной развивающей среды ДОУ.
6. Литература.

Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ
в соответствии с Федеральными государственными требованиями. *
Предметная развивающая среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основными функциями
предметной развивающей среды, являются:

сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;

гуманизация дошкольного образования;

защита ребенка от некомпетентного педагогического воздействия;

повышение эффективности и качества дошкольного образования;

критериально - оценочная функция.
Принципы организации предметной развивающей среды:

соответствия педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);

вариативности (соответствие виду ДОУ, региональному компоненту и культурным традициям);

комплексирования, гибкого зонирования и мобильность развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);

разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.

При создании предметной развивающей среды должны учитываться основные направления развития ребенка (познавательно-речевое, физическое, социально-личностное,
художественно-эстетическое), также специфика детского сада.
Психолого – педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику, и обеспечивать среду, как общими, так и специфичными материалами для девочек и мальчиков.

Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (группы).

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зона его ближайшего развития.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности
ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства
(игровая,
продуктивная,
познавательно-исследовательская,
коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, двигательная).
Содержание предметной развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями ФГТ (физическая культура, здоровье, безопасность,
социализация,
труд,
познание,
коммуникация,
художественная
литература,
художественное творчество, музыка) и обеспечивать развитие, обучение и воспитание детей.

Группа раннего возраста (0
-
1,5 г.)
Возрастные особенности:

Отличительной особенностью ребенка
данного возраста является быстрый
темп физического, психического и
социального развития.

Интенсивно развиваются слуховое и
зрительное восприятие, двигательная
активность, восприятие речи и речевое
общение.

Формируется умение доводить
два -три предметных действия до
результата.

Требования к созданию предметно
-
развивающего пространства:

Гибкость зонирования для самостоятельных игр,
игр со взрослыми и сверстниками (игры рядом).

Безопасность и простор для развития
двигательной активности, в том числе
самостоятельной.

Яркость, чистота основных цветов игрового
материала.

Стимулирование речевой деятельности и
эмоциональных реакций.
Оборудование и игровой материал:
Горка-манеж с игрушками.
Дидактический стол с наборами вкладышей, пирамидок
(3-5 колец), колпачков, шаров основных цветов.
Сюжетно-образные
игрушки
(куклы
из
ткани,
полиэтилена,
резины,
животные…),
игрушки
отображающие.
Предметы быта (посуда, ванночка для «мытья» куклы,
одежда и ткань для пеленания куклы).
Двигатели (каталки, тележки, машины, коляски…).
Озвученные и заводные игрушки, куклы-неваляшки.
Мягкие строительные модули.
Мячи разных размеров (в том числе мягкие и
звучащие).

Физическое развитие
Зона активных игр
Горка, сухой бассейн, игровой материал для стимуляции движений

Познавательно-речевое развитие
Интерактивное настенное панно
Дидактический стол
Книжный уголок

Социально-личностное развитие
Варианты организации
пространства для сюжетных игр
малышей

Художественно-эстетическое развитие
Среда для самостоятельной и совместной творческой деятельности детей и взрослых

Группа раннего возраста (1,5
-
3г.)
Возрастные особенности
:

Данный возрастной период отличается
интенсивным формированием речи,
развитием эмоционального взаимообщения,
а в последствии - ситуативно-делового
общения.

Совершенствуются основные движения,
развивается предметная деятельность,
наглядно-действенное мышление,
произвольность поведения и появляются
действия с предметами заместителями.

Совершенствуется самостоятельность в
предметно-игровой деятельности и
самообслуживании.

Требования к созданию предметно
-
развивающего
пространства:

Гибкое зонирование для самостоятельных
игр, взаимодействия со взрослым и
сверстником (от игры рядом к игре вместе).

Предметный игровой материал располагается
в «поле восприятия» детей.

Крупный, яркий, безопасный и прочный
игровой материал отражает основные
осваиваемые в данном возрасте эталоны
(размер, цвет, форму…).
Рекомендуемые зоны детской
деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Парикмахерская», «Больница»,
«Водитель».
Уголки:
ряженья, книжный, музыкальный,
физкультурный, дидактики, экспериментирования,
центр воды и песка; продуктивной деятельности и
творчества, природный.
Зона активных игр:
подвижных, строительных, конструктивных и др.

Физическое развитие
Оборудование для стимуляции
двигательной активности

Познавательно-речевое развитие
Варианты дидактических столов
Развивающие модули
Центр воды и песка

Социально-личностное развитие
Игровая среда для мальчиков и девочек

Художественно-эстетическое развитие
Уголки, стимулирующие
детскую художественно
-
творческую деятельность

II младшая группа (3-4 г.)
Возрастные особенности:

Для детей данного возраста игра
становится ведущим видом
деятельности, поведение остается ещѐ
ситуативным, а общение становится
внеситуативным.

Развитие мелкой моторики,
воображения, наглядно-действенного
мышления активизируют
самостоятельную и организованную
продуктивную деятельность.

Продолжает развиваться половая
идентификация.

Требования к созданию предметно - развивающего
пространства:

Соблюдение принципов интеграции,
динамичности, многофункциональности
предметной развивающей среды.

Свобода беспрепятственного
передвижения к желаемым объектам.

Игровой материал отображает
многообразие мира и выступает
своеобразным эталоном предметов
окружающего.
Рекомендуемые зоны
детской деятельности:
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья», «Магазин», «Парикмахерская»,
«Больница», «Моряки».
Уголки:
ряженья, театральный, книжный,
изобразительного творчества, музыкальный,
дидактических игр, физкультурный, природы и
экспериментирования, дежурства по
столовой.
Зона активных игр: военные, путешественники,
строители, спортстмены-физкультурники,
водители транспорта и др.

Физическое развитие
Оборудование группы
для физического развития

Познавательно-речевое развитие
Пространство
для игрового
экспериментирования
Экологическая диорама
Уголок художественно
-
речевой
активности

Социально-личностное развитие
Поликлиника
Семья
Строители

Художественно-эстетическое развитие
Пространство для
театрально
-
игровой
деятельности
Музей русской народной игрушки
Уголок народного творчества

Средняя группа (4-5 лет)
Возрастные особенности:

В данном возрасте развивается
наглядно-образное мышление,
познавательная мотивация
стимулирует активность речевого
общения.

Развивается конкурентность и
соревновательность.

В игровой деятельности появляются
ролевые взаимодействия,
происходит разделение на игровые и
реальные ситуации.

Двигательная сфера характеризуется
позитивными изменениями мелкой и
крупной моторики, совершенствуется
техническая сторона продуктивной
деятельности.

Требования к созданию предметно- развивающего
пространства:
соответствие принципу небольших
полузамкнутых микропространств для игр
подгруппами
обеспечение свободного перемещения детей
и организации игрового пространства.
сочетание реалистичных игрушек и
игрушек-заместителей, способствующих
развитию творчества, воображения и
познания.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Парикмахерская»,
«Супермаркет», «Почта», «Гараж», «Путешествие».
Уголки:
книжный, театрализованной деятельности,
изобразительного творчества, конструирования,
дидактических игр, музыкальный, физкультурный,
природы и элементарного экспериментирования,
путешествий, дежурства.
Зона активных игр:
военные, путешественники, строители
спортстмены-физкультурники, водители
транспорта и др.

Физическое развитие
Оборудование
физкультурных уголков

Познавательно-речевое развитие
Дидактическое и развивающее
игровое пространство
(экологическое, литературное,
этно
-
культурное
)

Социально-личностное развитие
Условия для организации
сюжетно
-
ролевых игр

Художественно-эстетическое развитие
Пространство для
музыкально-театрализованной
и изобразительной деятельности

Старшая группа (5-6 л.)
Возрастные особенности:

Достижения этого возраста
характеризуется распределением
ролей в игровой деятельности;
структурированием игрового
пространства, дальнейшим
развитием изобразительной
деятельности, отличающейся
высокой продуктивностью.

Продолжает развиваться образное
мышление, совершенствуется
функция обобщения, что является
основой словесно-логического
мышления, формируется
произвольность поведения и
психических процессов.

Требования к созданию предметно- развивающего
пространства

Мобильность и гибкость игровой среды, не
навязывающей готовых сюжетов.

Наличие разнообразных центров развития
(экспериментирования, художественного
творчества и т.д.).

Предпочтение играм повышенного уровня
сложности (развивающим, конструктивным,
головоломкам и др.).

Учет гендерного подхода.
Рекомендуемые зоны детской деятельности:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Салон красоты», «Супермаркет»,
«Медицинский Центр», «Скорая помощь», «Дом
моды», «Телевидение», «Почта», «Фотостудия»,
«Строители», «Путешественники-исследователи»,
«Цирк», «Театр».
Центры:
художественного творчества, книжный,
дидактических и настольно-печатных игр,
физкультурно-спортивный, природы и
экспериментирования, краеведения, мини-музеи.
Зона активных игр:
военные, спасатели, ГИБДД, путешественники,
строители, спортстмены-физкультурники и др.

Физическое развитие
Оборудование группы
для физического развития и
двигательной деятельности

Познавательно- речевое развитие
Центры речевой, исследовательской
и экспериментальной деятельности

Социально-личностное развитие
Условия для организации сюжетно
-
ролевых игр

Художественно-эстетическое развитие
Пространство для
продуктивной и театрализованной
деятельности (разные виды театров)

Подготовительная к школе группа (6-7 л.)
Возрастные особенности:

В данном возрасте дети обладают
высоким уровнем познавательного и
личностного развития.

Игровые действия детей становятся
более сложными (проигрываются
разнообразные жизненные
ситуации), в связи с этим игровое
пространство усложняется.

Продолжает развиваться
воображение, произвольность,
внимание, речевое общение, навыки
обобщения и рассуждения,
формируется абстрактное
мышление.

Активно развиваются разные виды
творчества.

Требования к созданию предметно- развивающего
пространства:

Высокая мобильность и возможность
самостоятельного моделирования детьми
игрового пространства (использование
продуктов детской деятельности).

Создание условий для развития творчества,
воображения, самовыражения и
самореализации ребенка.

Тематическое разнообразие центров,
направленных на развитие познавательной
активности и произвольности.
Рекомендуемые зоны детской деятельности
Сюжетно-ролевые игры:
«Торговый центр», «Скорая Помощь», «Ветеринарная
лечебница», «Дом Моды», «Фотостудия», «Школа»,
«Бюро путешествий», «Почта», «Космос» и др.
Центры:
экспериментально-исследовательской
и
проектной
деятельности,
художественного
творчества, театрализованной деятельности и др.
Мини-музеи, библиотека, планетарий.
Зона активных игр:
военные,
спасатели,
строители,
спортстмены-
олимпийцы, ГИБДД, архитекторы-конструкторы.

Физическое развитие
Оборудование группы
для физического развития и
двигательной деятельности

Познавательно-речевое развитие
Условия для организации
проектной деятельности

Социально-личностное развитие
Условия для организации сюжетно
-
ролевых игр
(космос, магазин
-
ателье, школа , мастерская)

Художественно-эстетическое развитие
Пространство для
продуктивной и театрализованной
деятельности (разные виды театров)

Интерьеры помещений детского сада.
Варианты оформления
Интерактивное панно «Здравствуйте, я пришел!»
Информационное пространство рекреаций и холлов ДОУ
Коллективная работа «Сказочный город»

Интерактивное пространство рекреаций и холлов ДОУ
Зимний сад и выставка детского творчества
«Космическое путешествие»
«Играем в сказку»
«Город математиков»

Оформление рекреаций
Выставочные экспозиции
Зона активных игр «Улицы города»

Физкультурный зал
Современное сертифицированное физкультурно-спортивное оборудование

Музыкальный зал

Кабинеты специалистов ДОУ
Зона развивающих игр
Оборудование для коррекционно-развивающей работы
Зона индивидуальной работы с ребенком
Зона подгрупповой работы с детьми

Сенсорные комнаты

МОНИТОРИНГ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГРУППЫ
Уважаемые коллеги!
Мониторинг предполагает всестороннее изучение условий для организации предметной
развивающей среды ДОУ и еѐ соответствие ФГТ.
Современные Федеральные государственные требования ориентируют всех специалистов ДОУ на осуществление работы по 10 образовательным областям, которые обеспечивают развитие ребенка по 4-м основным направлениям:

физическое

познавательно - речевое

социально - личностное

художественно - эстетическое.
Предполагается, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности:

игровой

коммуникативной

трудовой

познавательно-исследовательской

продуктивной

музыкально-художественной

чтение художественной литературы

физической.

Содержание анализа
Самооценка
(1 балл)
Оценка
(1 балл)
1
Безопасность :
1.1
Соответствие требованиям СанПиН 2.4.1.2731-10
1.2
Наличие сертификата качества игрового материала и оборудования
Соответствие требованиям инструкций по охране жизни и здоровья детей:
1.3
Наличие игрового материала и оборудования без повреждения наружных поверхностей
1.4
Отсутствие травмоопасного игровой материала и оборудования
1.5
Фиксирование игрового оборудования и мебели к стенам и полу
ИТОГО: 5- соответствует требованиям безопасности
4- частично соответствует
0-3- не соответствует
Дата____________________________________________________________
Группа (возраст) _________________________________________________
Воспитатель_____________________________________________________
Программное обеспечение образовательного процесса________________________________________________________

2
Предметно-развивающая среда**
(соответствие современным требованиям и принципам):
2.1
Доступность и свобода выбора игрового материала
2.2
Соответствие возрастным особенностям и учет «зоны ближайшего развития»
2.3
Учет полоролевых интересов детей
2.4
Мобильность, комплексирование, гибкое зонирования (изменение функций предметно-игрового пространства)
2.5
Эстетика оформления (за каждую позицию 1 балл):
единство стиля гармония цвета наличие в интерьере произведений искусства наличие детских работ
2.6
Рукотворный материал (дидактический, игровой)

3
Создание условий для детской деятельности:
3.1 игровой
3.2 продуктивной
3.3 познавательно-исследовательской
3.4 коммуникативной, чтения художественной литературы
3.5 трудовой
3.6 двигательной
3.7 музыкально-художественной
4
Информационное пространство для родителей ***
4.1 наглядность
4.2 эстетика оформления
4.3 содержание информационных материалов
4.4 наличие информации о каждом воспитаннике группы (фотоматериалы, детские работы и др.)
4.5 материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс группы
4.6 наличие материалов по использованию нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
ИТОГО: 20 -23 балла (со 2 -4 пункта) - соответствует современным требованиям
11-19 баллов - частично соответствует
10 и менее баллов - не соответствует
* Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Проект
ФИРО)
** «Методические рекомендации к созданию предметно- игрового пространства в группе»
***«Алгоритм оформления стендовой информации»
Все рекомендации можно найти на портале ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»

Перечень документов, методических рекомендаций и литературы,
использованных при составлении сборника
1.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 655 от 23.11.2009 года)
2.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
3.
Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
4.
Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
5.
Методические рекомендации по предметно-развивающей среде в детском саду (сост. ОМЦ ЦОУО, 2010г.)
6.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я группы раннего возраста (под ред. Гогоберидзе А.Г., 2008г.)
7.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы,
Средняя группа, Старшая группа, Подготовительная группа (под ред. Гогоберидзе А.Г., 2008г.)
8.
Журнал «Старший воспитатель»,2011 г., рубрика «Формируем предметно-развивающую среду».
9.
"Дошкольное воспитание" № 12 \2010, рубрика "Предметно-развивающая среда",
10. "Дошкольное воспитание" № 3\2011, рубрика "Предметно-развивающая среда"
11. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды можно найти на портале ЦОУО
ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»
____________________________________
*
Методические рекомендации по организации предметно
-
развивающей среды можно найти на портале
ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»

Москва, 2011 г.
Центральное окружное управление образования
Окружной методический центр
Альманах №1

перейти в каталог файлов


связь с админом