Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Постановка звуков по Е.Ф.Архиповой. Губы растянуты в положении Забор


НазваниеГубы растянуты в положении Забор
АнкорПостановка звуков по Е.Ф.Архиповой
Дата08.09.2019
Размер82.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПостановка звуков по Е.Ф.Архиповой.doc
ТипДокументы
#58066
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ЗВУК [Л]


Губы растянуты в положении «Забор».

Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.

Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.

Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхае­мого воздуха не может проходить через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Нарушения

1. Отсутствие звука.

2. Межзубный.

3. Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).

4. Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).

5. Звук [л] произносится мягко, как [л'].

Звук [л] может заменяться на [р], [в], [б, [у], [j], [н], [ы], [к], [г].


1. л—j] и других в словах, близких по звуковому составу («ле­нок-венок, лоск-воск, галка-гайка, рожки-ложки, репка-лепка» и др.), в слогах, среди фонем.

2.
а) «Надуй щеки». Цель — укрепление мышц щек.

б) «Втяни щеки». Цель — укрепление мышц щек.

в) «Сдуй ватку». Цель — выработка направленной воздушной струи.

г) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель — выработка сильной направленной воздушной струи.

3.
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы разомкнуты на ширину полутора паль­цев. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот.

б) «Забор» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Под счет до 5—7.

в) Произносить [а] — оскал — широко открыть рот, облизывать верхнюю губу в момент произнесения [а].

г) «Забор» — «Трубочка», для активизации губ.

4.
а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное ва­ренье». Цель: подъем кончика языка кверху.

б) «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы».

в) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить кратко [а].

г) «Качели».

д) Пощелкать кончиком языка, беззвучно.

е) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье», «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъем задней части спинки языка вверх.

1.
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком. Получается «ал-ал-ла-ла».

2.
а) Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», просунуть широко рас­пластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными [а—ы] («лла-ллы-аллл»). Контроль — теплая воздушная струя.

б) «Пароход гудит» — широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыыы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа».

в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.

г) При сильном оскале положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить язык, продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в меж­зубном положении, затем переводится в зазубное.

3.
Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Язык поднять к альвеолам, лого­пед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заме­нять названием упражнения «Пароход гудит».

При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.

Замена [л] на [j]


а) различение на слух звуков [л-j] (в словах, близ­ких по звуковому составу («стол-стой, галка-гайка»), в слогах среди фонем.

б) беззвучно пощелкать языком.

а) «Пароход» — язык в межзубном положении, ребенок произносит [ы].

б) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить [ыа].

в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «включить» голос на звук [а], кончик языка прижимать к верхней губе.

Замена [л] на [у]


а) Чередовать упражнение «Забор» — «Трубочка».

б) Удерживать положение «Забор» под счет до 5—7.



а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», кончик языка за верхними зуба­ми, тянуть [л] — «Пароход».

б) Из положения «Мост» протянуть гласный звук [а] и язык прижимать к верхней губе.

Замена [л] звуком [в]


а) опустить нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до пяти.

б) опускать и поднимать нижнюю губу указатель­ным пальцем, поставленным на нее (сначала это де­лает логопед, потом сам ребенок).

в) выполнять упражнение «Забор» под счет до пя­ти, зубы обнажены.

Замена звука [л] звуком [г]


а) Покусать кончик языка.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — Мост», «Парус» — «Вкусное варенье».

в) Выполнить чередование упражнений: «Моло­ток» — «Вкусное варенье».

При других видах параламбдацизмов выполняются те же упражнения, что и при отсутствии звука. При параламбдацизме необходимо после автоматиза­ции звука провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи.


ЗВУК [Р]


Губы разомкнуты и обнажают зубы.

Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).

Корневая часть языка опущена.

Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.

Нарушение произношения звука [р]:

1. Отсутствие звука.

2. Горловое (велярное или увулярное).

3. Боковое (слышится [рл']).

4. Носовое (слышится [нг]).

5. Одноударное.

6. Мягкое произношение ([р-р']).

Звук [р] заменяется на:

1. [л]

2. [j]

3. [Д]

4. [в]

5. [г]

.

1.
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.

б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пу­зырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит.

в) «Фокус»: положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа.

г) «Фокус»: положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать.

д) «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумаж­ный шарик с силой, чтобы он улетал далеко.
2.
а) Выполнить упражнение «Забор» — «Трубочка».

б) Выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Забор», в каждом положении удерживать под счет до пяти.
3.
а) Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

б) Наказать непослушный язык. Пошлепать губа­ми, покусать зубами.

в) «Вкусное варенье». Широким языком облизы­вать верхнюю губу сверху вниз.

г) Выполнить упражнение «Парус». Широкий язык упирается в альвеолы.

д) «Маляр» — широкий язык гладит по нёбу в передне-заднем направлении.

е) «Молоток» — из положения «Парус» стучать языком по альвеолам со звуками [д] или [т] (при горловом дефекте) — звук «ттт», а при других вариантах звук «ддд».

ж) «Цоканье» — прищелкивание языком с переменным темпом (держать подбородок).

з) Выполнить упражнение «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10.

и) «Почистим зубы» движением кончика языка сверху-вниз по зубам.

к) Выполнить упражнение «Дятел»: стучать язы­ком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд»).

При ротацизме и параротацизме постановка зву­ков одинаковая.

1.
а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок­но» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с си­лой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка — «Мотор».

б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок­но» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» (см. раздел «20 упражнений с функциональной нагрузкой»). Положение кончика языка ре­бенка — у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» — единичные удары языком по альвео­лам, затем выполняет упражнение «Дятел» — чередо­вание единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе — «д-ддд», затем подключается уп­ражнение «Пулемет» — это сильный толчок выдыхае­мой струи, заставляющий кончик языка вибрировать. Предварительно такой выдох формируется на подго­товительном этапе.
2.
Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор».
3.
а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок­но» — «Мост» — «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем логопед большим и указательным пальцем плотно прижимает к небу бо­ковые края языка. Середина языка и уздечка должна оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набуха­ет» и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5—2 пальца, упраж­нение повторять, увеличивая напор воздуха, пока «дж» не перейдет в «тр» — «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получа­ется вначале короткое «тр» — «Мотор».

б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок­но» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) — «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быст­ром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»).

Ребенку предлагается быстро произносить длин­ный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик язы­ка находится у альвеол). Надо, чтобы ребенок выпол­нял это упражнение перед зеркалом, видя быстрые колебания кончика языка. Темп этих ударов посте­пенно учащается, и колебания кончика языка произ­водятся в различном темпе. Образованные в резуль­тате ритмичных ударов языка звуки соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дры-дро» — «Мотор».
4.
Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения. Два варианта вибрации: 1 — шпатель совершает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) — колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызы­вает вибрацию не только кончика языка, но и всей пе­редней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь.
Рекомендации:

1. При использовании механической помощи (зонд, шпатель, палец ребенка) необходимо располагать их под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости, но не горизонтально. Горизонталь­ное положение, например, шпателя приходится на середину подъязычной связки, что недопустимо.
2. Фиксируется внимание ребенка при появлении первых признаков «Моторчика», вызванного механи­ческой помощью, на ощущениях вибрации и харак­терном звучании. С этого момента вместо зонда или шпателя начинают использовать в качестве механи­ческой помощи палец ребенка. Предварительно гото­вят к этому палец ведущей руки на занятиях пальце­вой гимнастики. Формируют тонкие дифференциро­ванные движения пальца (например, упражнение «Оса» — круговые движения прямым указательным пальцем, упражнение «Балалайка», когда прямой па­лец вибрирует на натянутой резинке, струне и т. д.). В специальной литературе есть данные, что вибри­рующие движения, т. е. мелкие, ритмичные сокраще­ния мышц руки и пальца предшествуют вибрации кончика языка.
а) Выполняют последовательно серию упражне­ний «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», т. е. широкий кончик языка находится за верхними зуба­ми. Длительно произносить звук [з], [ж] или [д], в это время шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, затем зонд заменить на палец ребенка.
б) Выполняем предыдущие упражнения. Начина­ем вибрацию с помощью шпателя, а продолжаем без него. Если самостоятельно вибрация языка не выра­батывается очень долго, начинаем автоматизацию звука [р] в слогах, словах с механической помощью (лучше при помощи пальца), рекомендуется произ­носить слова: «дрова, друг, друзья, трава, труба» и др.


Специалисты Центра:
учителя – логопеды

педагоги - психологи

учителя - дефектологи

социальные педагоги

Окажут Вам консультативную помощь.
  • Проведут диагностику речевого и психического развития Вашего ребенка.
  • Установят причины, вызывающие нарушения поведения ребенка или трудности в учебе.
  • Проведут коррекционно-развивающую работу с детьми.

    Запись на консультации:

    41-25-16

    Время работы:

    Понедельник-пятница:

    с 09.00-17.00

    E-mail:

    cpmpkmurmansk@rambler.ru

    Государственное областное бюджетное образовательное учреждение

    «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
    Постановка сонорных звуков

    (по методике Е.Ф. Архиповой)


    Подготовлен учителем-логопедом

    ЦПМПК Т.А. Шистеровой

    2013
    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей