Главная страница

Гвидо Коста - Гонки на треке. Гвидо Коста гонки на треке


Скачать 2.23 Mb.
НазваниеГвидо Коста гонки на треке
АнкорГвидо Коста - Гонки на треке.pdf
Дата09.10.2017
Размер2.23 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGvido_Kosta_-_Gonki_na_treke.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#27658
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Гвидо Коста
ГОНКИ НА ТРЕКЕ

Перевод М. Барамия
GUIDO COSTA
CORRERE IN PISTA
Milano 1960
1
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
К
нига Гвидо Коста представляет для спортсменов и тренеров большой интерес. Это первая переведенная на русский язык книга известного итальянского специалиста по велосипедному спорту на треке, в значительной мере раскрывающая его взгляды на проблемы подготовки гонщиков высшего класса.
Автор представил ее читателю как итог многолетнего обобщенного опыта сильнейших велосипедистов-трековиков мира.
К этому можно добавить, что за годы, прошедшие после издания в Италии этой книги, практика работы Гвидо Коста показала, что он продолжает быть одним из крупнейших, если не самым крупным,
тренером мира, так как по числу подготовленных спортсменов, отмеченных высшими титулами, с ним не может конкурировать ни один тренер. Гвидо Коста только в 1960-1964 гг. вновь подготовил 11
олимпийских чемпионов и 6 чемпионов мира, не считая примерно такого же количества призеров.
Гвидо Коста выработал эффективную систему воспитания и тренировки гонщиков, которая приносит успех в минимально короткий срок. Нельзя обойти молчанием факты, подтверждающие это.
После триумфальной победы .воспитанников Коста на «Велодромо Олимпико» в Риме, где они выиграли все золотые медали, последовала неожиданная его отставка с поста технического директора национальной команды Италии - тренера сборной команды страны, - явившаяся следствием интриг.
Коста вынужден был в поисках работы обратиться в ряд стран и в 1961 г. получил приглашение
Датского союза велоспорта. Уже через несколько месяцев работы Гвидо Коста Дания на чемпионате мира 1962 г., состоявшемся в Милане, впервые после 1949 г. приобрела чемпиона мира в индивидуальной гонке преследования на 4 км - им стал Кай Эрик Енсен, а команда преследователей завоевала второе место. Итальянские зрители, осведомленные о судьбе Коста, исключительно тепло приветствовали своего земляка с новым успехом, а радости самого Коста не было предела.
Он еще раз доказал руководителям итальянского велоспорта, что является большим тренером и что с ним поступили несправедливо.
На этом же чемпионате мира итальянские велосипедисты уже сдали свои позиции, не заняв ни одного призового места в гонках на средние дистанции, а на следующий год в Льеже потеряли и титул чемпиона в спринте, которым владели до этого непрерывно в течение семи лет. Такого провала в гонках на средние дистанции национальная команда Италии еще никогда не имела: ни в индивидуальной, ни в командной гонке ни один итальянец не вошел в 1/4 финала, выбыв из дальнейшего розыгрыша еще в предварительных заездах.
Накануне Олимпийских игр в Токио осенью 1963 г. руководство велоспортом Италии вынуждено было восстановить Гвидо Коста на должность технического директора на треке.
В течение одного года Коста вновь сделал итальянскую национальную команду сильнейшей в мире, выигравшей командное первое место и завоевавшей на треке в Токио 2 золотые и 4 серебряные медали.
Все гонщики как минимум получили серебряные медали, а Петенелла, Бьянкетто (второй раз) и
Дамьяно стали олимпийскими чемпионами.
Этот небольшой экскурс в историю поможет читателю с должным вниманием отнестись к мыслям и советам Гвидо Коста.

Книга, несомненно, имеющая ряд достоинств благодаря простому, доступному изложению материала, ярким примерам из практики сильнейших велосипедистов всех времен -представителей многих стран и большому числу апробированных советов и рекомендаций, не может дать конкретные ответы на решение всех проблем. Но, прочтя ее, читатель получит многие сведения, которые помогут ему правильно: решать возникающие в практической работе частные задачи. В связи с этим необходимо сказать, -что не только Коста (во многих местах книги), но и многие другие--известные тренеры, по велоспорту постоянно подчеркивают, что невозможно дать советы на все случаи жизни, особенно в методике тренировки, а поэтому и нет смысла детально говорить о конкретных ситуациях. Право принять то или иное решение предоставляется только тренеру, и он не должен быть ничем связан (что и имеет место на практике). Так они выдвигают тренера на особую роль, наделяя его большими полномочиями и подчеркивая первостепенную значимость тренера в принятии окончательного решения.
Такая постановка вопроса позволяет иногда зарубежным тренерам прикрыть свое нежелание делиться методическими знаниями, а в отдельных случаях и скрыть серьезные пробелы в своей профессиональной подготовке и образовании.
Вторая часть последнего замечания к Гвидо Коста не относится, а первая часть может относиться настолько, насколько читатель почувствует, что Коста знает значительно больше, чем написал в этой книге.
У Гвидо Коста нет теоретических выкладок и пространных общих рассуждений. Все вопросы методики тренировки, режима, техники и тактики гонок рассматриваются с позиций практики и отдельно по видам соревнований.
Коста рассматривает проблемы не по степени их важности, а как бы знакомясь с велосипедным спортом на треке, в соответствии с естественной последовательностью такого ознакомления. Этим его книга значительно отличается от наших методических пособий.
Коста не разделяет тренировочных программ для любителей и профессионалов и фактически говорит лишь о подготовке профессионалов. Он нигде не упоминает об особенностях подготовки велосипедистов, работающих на производстве или в учреждениях или учащихся. Это серьезное обстоятельство заставляет предупредить читателя о необходимости значительно корректировать отдельные рекомендации, прежде чем использовать их для спортсменов, занятых на производстве или учащихся.
Однако сделанное предупреждение не отрицает возможности эффективного и рационального применения большинства советов такого специалиста, как Гвидо Коста, для улучшения подготовки всех велосипедистов-трековиков и повышения их спортивного мастерства.
В отдельных случаях Коста, с нашей точки зрения, уделяет излишнее внимание узким бытовым,
или техническим вопросам и совсем не касается таких широких и важных проблем, как воспитание гармонично .развитой личности спортсмена, достижение при занятии спортом не только физического,
но и морального и духовного совершенства.
Говоря о возможности добиться успехов, Гвидо Коста призывает читателей концентрировать внимание на выработке исключительно серьезного отношения гонщиков к занятию велосипедным спортом. В приведенных биографиях сильнейших гонщиков мира их спортивные успехи выглядят только как стремление к победе. На деле это не совсем так. Коста обходит вопрос о стремлении велосипедистов-профессионалов побольше заработать своими успешными выступлениями и впоследствии использовать накопленный капитал для получения прибылей и не говорит о не менее сильном желании велосипедистов-любителей стать профессионалами с последующим аналогичным продолжением карьеры. Это вызвано тем, что будущее спортсмена поставлено на карту. Нельзя отрицать, что это сильный стимул, заставляющий серьезно подходить к тренировке, но он не обеспечивает гарантированного успеха в жизни, так как из многих тысяч велосипедистов только единицы благодаря особой физической одаренности выходят в профессионалы. Коста не касается этих вопросов, но мы должны помнить, что перед советским тренером стоит задача подготовить не только высококвалифицированных спортсменов, но и идейных строителей коммунистического общества.
В связи с оригинальностью впервые публикуемого у нас материала мы считаем необходимым дать некоторые разъяснения по отдельным разделам.
В разделе «Специальные трековые велосипеды» Коста приводит таблицы, разработанные для подбора рамы в соответствии с особенностями строения тела гонщика. Ими следует воспользоваться,
так как подбор велосипеда и его оснащение - непременное условие полного использования возможностей спортсмена. Некоторые рекомендации подобного рода в нашей велосипедной литературе
публикуются впервые. К ним нужно внимательно отнестись и проверить, выдержаны ли они применительно к вашим велосипедам. С рекомендациями по подбору рамы, колес, однотрубок, шатунов и т. д. следует особенно считаться, так как они проверены многолетней практикой лучших велосипедистов мира.
Говоря о передачах, автор предлагает читателям таблицы укладок в метрах различных передаточных соотношений. Точный подбор передачи невозможен, если гонщик не знает диаметра применяемых им колес (колесо с накачанной однотрубкой). Меньшие передаточные отношения, как видно из таблиц, при колесах большего диаметра могут дать большую укладку, и наоборот.
При подборе передач следует также исходить из оптимального (наиболее удобного,
выработанного и закрепленного) и максимального ритмов вращения шатунов, так как несоответствие передачи условиям гонки приведет к неполному использованию возможностей: занижение передачи потребует увеличения темпа движений, что можно сделать в незначительной степени, а завышение передачи ввиду возникновения большего сопротивления педалей не позволит поддерживать выработанный ритм.
В разделе «Специализация гонщика» дается несколько поверхностный обзор вопроса и не приводится никаких объективных данных, помогающих определить потенциальные возможности и профиль наиболее благоприятного совершенствования спортсмена. Здесь даны лишь характеристики сильнейших гонщиков мира различных специальностей. Однако практические советы по выбору специальности, основанные на проявлениях тех или иных личных качеств молодых гонщиков в обязательных в Италии для всех начинающих велосипедистов шоссейных гонках, заслуживают самого серьезного внимания при определении будущей специализации спортсменов.
В вопросах подбора посадки ведущая роль отводится взглядам тренера, и снова не дается никаких объективных рекомендаций. Поэтому правильная установка посадки пока является искусством наиболее опытных и мыслящих тренеров и, в общем-то, удается далеко не всем. Однако приятно отметить, что большинство рекомендаций по установке посадки, приведенных Коста, совпадает с нашими представлениями об этом.
Касаясь педалирования, Гвидо Коста считает непринужденное легкое круговое педалирование основным, что создает стиль трекового гонщика, и убедительно аргументирует это. Он невольно выступил на стороне тех наших тренеров, точка зрения которых совпадает с мнением Коста. Другие же варианты педалирования вызываются лишь временными переключениями и краткими изменениями в режиме работы мышц с целью отдыха. Коста считает, что при выработке стиля педалирования ведущую роль будет играть собственный сознательный контроль гонщика за правильностью выполнения кругового педалирования. Ради справедливости следует отметить, что итальянских гонщиков- трековиков с плохим стилем и неотработанной техникой педалирования, пожалуй, никто и никогда не видел.
Нашим тренерам следует значительно больше внимания уделять выработке правильного стиля педалирования и закреплению его, начиная от самых молодых велосипедистов и кончая гонщиками,
уже много лет занимающимися, но так и не нашедшими своего стиля.
В разделе «Режим жизни» Гвидо Коста конкретно излагает ряд очень полезных рекомендаций,
что подтверждает исключительную серьезность рассматриваемой проблемы. Глава написана с глубоким знанием дела и наталкивает на мысль, что за этим непринужденным изложением скрыты еще более интересные детали, учитываемые им в работе с велосипедистами национальной команды Италии.
В разделе «Общий характер подготовки и тренировки» Гвидо Коста как одно из основных правил для достижения успеха гонщика на треке приводит положение о необходимости полноценно отдыхать.
Касаясь тренировочного режима дня накануне соревнований, Коста рекомендует соблюдать в этот день абсолютный покой.
Однако, по нашему мнению, эта рекомендация не должна применяться так абсолютно. Надо исходить из индивидуальных качеств, особенно гонщикам-преследователям. Кстати, Коста сам в разделе о тренировке спринтера рекомендует в день, предшествующий соревнованию, после обычной утренней зарядки сделать прогулку на шоссейном велосипеде в течение часа в туристическом темпе, а гонщику-преследователю он рекомендует в этот день короткую тренировку на шоссе примерно на 20
км.
Раздел «Физиологические процессы при тренировке» свидетельствует о том, что ведущие тренеры в своей работе опираются на глубокие научные исследования и отчетливо представляют пути прогресса спортивных достижений.

Приведенная там таблица функциональных показателей содержит данные о большой жизненной емкости легких у всех выдающихся итальянских гонщиков - олимпийских и мировых чемпионов.
Очевидно, далеко не последнюю роль в этом играют рекомендуемые Коста специальные дыхательные упражнения, которые нашими велосипедистами практически не применяются, несмотря на то, что их большая эффективность убедительно показана в работах Д. П. Полякова.
Молодым гонщикам нужно обязательно заниматься дыхательной гимнастикой регулярно и круглый год.
Касаясь далее динамики нагрузок. Коста особенно серьезно предупреждает о недопустимости переутомления и перетренировки, так как возможные органические изменения часто бывают необратимыми и могут прервать спортивную карьеру велосипедиста.
Следует отметить большое искусство Гвидо Коста управлять процессом тренировки и повышать кондицию своих гонщиков к важнейшим состязаниям.
Раздел «Спринтерские гонки» начинается словами: «Не существует типа тренировки,
действительного для всех». Далее Гвидо Коста часто ссылается на примеры индивидуальной тренировки, не говоря при этом об основных общих, обязательных для всех положениях, которые имеют место в подготовке всех без исключения спринтеров. Однако отдельные примеры и советы представляют большую ценность. Их применение на основе принципов и методов нашей советской системы спортивной тренировки, не исключающей индивидуализации, несомненно, поможет в подготовке высококлассных гонщиков на треке.
По всей вероятности, Коста не случайно первым привел пример тренировки, как он сам говорит,
великого французского спринтера Эмиля Фриоля, который ежедневно ездил по шоссе на велосипеде без свободного хода. Такой вид тренировки спринтера лег в основу существующей современной подготовки к спринту в большинстве западноевропейских стран, в первую очередь в Италии. Так, перед
Олимпийскими играми 1960 г. итальянские спринтеры ежедневно тренировались на шоссе, сочетая это с 4-5 тренировками в неделю на треке. Высоко оценивая исключительные качества выдающегося бельгийского спринтера, семикратного чемпиона мира Джефа Шеренса, Коста в своей работе со спринтерами использует наиболее рациональное из тренировок Фриоля и Шеренса. Конечно, теперь тренировочные нагрузки выше и спринтеры работают очень много на шоссе и треке, то есть делают то,
что выполняли и Фриоль и Шеренс вместе взятые. Именно такую систему подготовки применял и пятикратный чемпион мира Реджинальд Харрис (Англия), который закончил выступать в 1956 г.
Пожалуй, конкретные примеры наиболее доходчиво, чем общие слова, сообщают о различных системах подготовки. Но здесь Коста уходит от необходимости рекомендовать, что принесет наибольшую пользу, оставляя это право за опытом тренера. Для нас же наиболее важно вооружить людей такими знаниями, чтобы они на месте могли избрать правильную систему подготовки, так как даже наиболее талантливые тренеры в одиночку не в состоянии решить задач массового развития велосипедного спорта в нашей стране.
Гвидо Коста по-своему рассматривает вопросы периодизации спортивной тренировки.
Переходный период у итальянских гонщиков (декабрь и половина января) включает, как и у нас,
широкий комплекс средств. Однако до последнего времени зимняя горная подготовка велосипедистов у нас почти не использовалась, а для спортсменов, серьезно готовящихся зимой к новому сезону, холод не должен служить помехой.
Предостерегая от раннего применения интенсивных упражнений, Коста приводит древнюю пословицу, которая не отвечает современным представлениям о тренировке. Пословица гласит:
«Накоплять силу, чтобы делать усилие, а не делать усилие, чтобы стать сильным». Не все взгляды древних приемлемы в наше время. Эта пословица, в сущности, не мобилизует на большой тренировочный труд. Однако здесь Коста лишь хотел подчеркнуть необходимость естественного врабатывания организма, не допуская форсирования тренировки, что имеет всегда отрицательные последствия.
Далее Коста дает ряд очень ясных и полезных рекомендаций. Важнейшей из .них для подготовки спринтера является применение езды на велосипеде без свободного хода круглый год.
Отличительная особенность книги состоит в том, что советы даются, в основном, гонщику,
самостоятельно тренирующемуся, и автор обращается непосредственно к спортсмену, а не к его тренеру.
Многие советы Коста по организации режима дня имеют большое практическое значение; к сожалению, у нас на такие «мелочи» часто не обращают достаточно внимания.

Как заметит читатель, предлагаемый Коста в разделе «День соревнований» тренировочный режим требует всего дня полностью. Спортсмены, занятые на производстве или учащиеся», вынуждены будут значительно изменить предлагаемый распорядок дня.
Переходя к тактике спринта, Коста очень хорошо подчеркивает необходимость мыслить в ходе гонки.
Следует предостеречь читателя от необоснованного применения легкого влияния заднего колеса
(ударов «рыбьего хвоста») при езде в первой позиции. Это очень тонкий маневр, к которому можно прибегать в исключительных случаях, когда спринтер в совершенстве овладел всем арсеналом технических приемов, а самое главное, когда это может принести положительный эффект, но не дисквалификацию за кроссинг.
Большое значение для успешного осуществления рывка в матчевых заездах имеет положение шатунов велосипеда своего и соперника. Пока наши спринтеры сознательно еще не создают таких выигрышных для себя ситуаций, как это сделал Пезенти в одном из финальных заездов первенства мира
1957 г., о чем рассказал Коста.
Трудно переоценить применяемую Коста систему подготовки гонщиков на тандемах, которая принесла Италии золотые медали олимпийских чемпионов в Риме и Токио.
Нужно отдать должное итальянским специалистам, и особенно Коста, которые считают положительную эмоциональность при занятии велосипедным спортом важнейшим условием успешной подготовки и участия в соревнованиях.
Советские тренеры и спортсмены часто во время крупнейших международных соревнований наблюдали ярко выражаемые итальянскими гонщиками эмоции.
Не менее важно и умение Коста организовать необходимую психологическую подготовку и настройку на активную борьбу у своих спринтеров. Например, каждый год Коста отбирает третьего спринтера за двое суток до первых заездов чемпионатов мира, устраивая на этом же треке решающие заезды за право участвовать в первенстве мира. Первые два участника определяются заранее, но и они здесь же проводят три спринтерских заезда с предельным напряжением сил. Эмоциональная и психологическая подготовка должна занять более значительное место и у наших гонщиков.
В последующих разделах, рассказывающих о других видах гонок, Гвидо Коста дает аналогичные советы, как и для подготовки к спринтерской гонке.
Следует лишь , отметить, что, ничего не сказав о самой подготовке к гонке на время на 1 км с места, Коста дает хорошие советы о распределении усилий, технике преодоления дистанции, указав на главное - стабильность техники на последнем круге. Очень тонко должна подбираться и передача в зависимости от обстоятельств. Поэтому надо отдавать предпочтение шестерням с полудюймовым шагом.
Заканчивая вторую часть книги описанием неклассических гонок на треке (групповых и парных),
Коста дает яркую и полную характеристику качеств, которыми должны обладать участники этих гонок.
Можно лишь добавить, что указанные гонки, в свою очередь, и вырабатывают все перечисленные качества и очень ценны как самое эффективное средство формирования высококвалифицированного гонщика на треке любой специальности.
Приведенные Коста в разделе «Общая физическая подготовка» рекомендации по физической подготовке с помощью широкого круга средств полностью совпадают с нашими взглядами на эту проблему. Особенности терминологии автора не помешают читателю понять существо рассматриваемых вопросов.
Медицинский контроль, на наш взгляд, изложен недостаточно глубоко.
Читателю, желающему углубить свои знания, можно посоветовать обратиться к учебному пособию «Велосипедный спорт» издательства ФиС, 1965 г., где в разделе врачебного контроля врач - специалист по велосипедному спорту Р. Гуральник обстоятельно раскрывает сущность проблемы.
Коста, говоря о различных видах контроля за состоянием гонщика, предлагает методы, часть из которых может быть доступна для самонаблюдений самому спортсмену и потому может свободно применяться.
Заканчивает свою книгу Гвидо Коста несколькими замечаниями о допингах, где дает достойную отповедь любителям их применения. Однако автор выступает за то, чтобы использовать некоторые фармакологические средства в целях ускоренного восстановления работоспособности, то есть средства,
помогающие организму более активно и быстро преодолевать последствия утомления. Правда, Коста почти не называет их, но врачи и тренеры должны найти и рационально использовать восстановительные средства.

В заключение следует выразить уверенность- в том, что книга Гвидо Коста найдет у читателя признание и, несомненно, поможет в работе по велосипедному спорту на треке.
Заслуженный тренер СССР В. Бахвалов
2
ОТ АВТОРА
Идея написать книгу «Гонки на треке» родилась в результате настойчивости, с которой многие болельщики, гонщики, спортивные директора и руководители обращались ко мне, чтобы получить советы по способам проведения тренировок в таких специальных видах велоспорта, как спринт,
преследование, тандем, стайерские ,парные, индивидуальные и т.п. гонки, о применяемых тактических вариантах, используемых передачах, технических характеристиках велосипедов и по многим другим проблемам, касающимся соревнований на велодромах.
Я с энтузиазмом принялся за работу, но не претендовал на создание трактата о велоспорте. То,
что изложено в этой книге, — это лишь практические сведения и советы, предназначенные для поклонников трека, для молодёжи, намеревающейся посвятить себя этому виду спорта, и для тех спортивных руководителей, которые редко имеют возможность присутствовать на соревнованиях по треку.
Советы, которые вы получите, позволю себе сказать это, продиктованы моим личным опытом гонщика, опытом, приобретённым за 15 лет спортивной деятельности, проходившей преимущественно в Северной Африке и за границей, и много лет работы в качестве национального технического комиссара профессионалов и любителей Союза велосипедистов Италии.
С 1950 г., то есть с момента моего назначения техническим комиссаром, я имел возможность сблизиться с наиболее известными трековыми гонщиками и тренерами мира. Наблюдая, обмениваясь мнениями по различным системам тренировки, тактике гонок, режиму жизни и другим важным вопросам, я смог накопить личный опыт, который помог мне в подготовке наших спортсменов к наиболее важным международным соревнованиям и позволил им завоевать 19 званий чемпионов мира и
4 лавровых венка на олимпийских играх, и, кроме того, установить многочисленные мировые рекорды,
и одержать ряд побед в международных «Больших призах»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом