Главная страница

Гвидо Коста - Гонки на треке. Гвидо Коста гонки на треке


Скачать 2.23 Mb.
НазваниеГвидо Коста гонки на треке
АнкорГвидо Коста - Гонки на треке.pdf
Дата09.10.2017
Размер2.23 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGvido_Kosta_-_Gonki_na_treke.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#27658
страница7 из 9
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Четвертая неделя. Следует повторить работу, выполненную в предыдущую неделю, с той единственной разницей, что на трековом велосипеде будет установлена передача 23X7, руль опущен на
1 см, а седло поднято на 2 или 3 мм. В этот период финиши должны хронометрироваться опытным человеком, чтобы можно было контролировать степень достигнутой формы и устанавливать,
необходимо ли регулировать тренировку на шоссе и треке, увеличить или уменьшить ее интенсивность,
отработку рывков, продолжительных финишей и т. д. В самом деле, в последний период специализированной тренировки спринтер или его тренер могут заметить возможные недостатки, и,
естественно, тренировки будут ориентированы так, чтобы устранить их.

Гонщик, который не будет иметь достаточной скорости, должен дважды в неделю во время шоссейных тренировок взбираться на вершину подъема, по возможности асфальтированного, причем подниматься в туристском темпе или взявшись за плечо мотоциклиста, чтобы не утяжелять педаляж.
Развернувшись наверху, «нырнуть» по всей длине спуска, который имеет длинные участки прямых,
педалируя в очень высоком темпе. Ноги, вынужденные следовать за педалями, приобретут необходимую легкость. Для выполнения этой работы с большей эффективностью необходимо при случае применять очень маленькую передачу (48X22), в противном случае на большой передаче не будет достигнута цель приучить нижние конечности двигаться с большой частотой. Пройдя весь спуск,
нужно снова в медленном темпе преодолеть подъем и, достигнув вершины, развернуться и повторить спуск, стараясь не подпрыгивать на седле.
Если спринтер затрудняется в рывке, он должен выполнять много стартов с места с задержкой дыхания как на шоссе, так и на треке. Кроме того, производя на тренировке рывок вместе с другими гонщиками, он должен оставить им достаточный просвет, прилагая затем максимальное усилие, чтобы свести этот просвет до минимума. Рекомендуется также выполнять 2-3 раза в день в течение нескольких минут по 20-25 приседаний и несколько гимнастических упражнений в положении лежа на спине и на животе.
Если, наконец, будет замечено, что гонщик не поддерживает высокую финишную скорость, он должен выполнять большее число ускорений на шоссе и на треке, а также 2 или 3 раза в неделю — круг со стартом с хода, фиксируя время секундомером.
90
Неделя перед соревнованием. Находящийся уже в спортивной форме спринтер, который будет выступать раз в неделю в соревнованиях, в последние семь дней перед первыми гонками спортивного сезона должен тренироваться следующим образом:
П о н е д е л ь н и к — утром, едва встав с постели, выпить апельсиновый сок или хорошо подсахаренный фруктовый коктейль. Затем туалет и лишь 15 мин. специализированных упражнений,
прежде всего дыхательных. После этого нужно привести в порядок материальную часть велосипеда, как шоссейного, так и трекового. После полудня — массаж.
В т о р н и к — выполнить обычный туалет и утреннюю гимнастику, выпить стакан фруктового сока и позавтракать булочками или бисквитами с маслом и вареньем и кофе с молоком. Выехать на равнинное шоссе на передаче 48X18 и пройти 30-35 км. Пройдя примерно 20 км, сойти с велосипеда и несколько сот метров идти пешком, подскакивая на носках, чтобы размять ноги. Темп тренировки должен быть умеренный, не очень тихий, но без усилий, чтобы ноги вращали «в свое удовольствие». По возвращении домой сменить одежду и в течение 2 — 3 мин., но не более принять душ или теплую ванну. Обтерев тело мохнатым полотенцем, сильно растереть нижние конечности в направлении снизу вверх. Затем минут на двадцать лечь в постель, вытянув ноги и положив их на спинку кровати или уперев в стену комнаты.
После полудня тренировка на трековом велосипеде с передачей 23X7. Минут пятнадцать- двадцать кататься с другими гонщиками, сменяясь поочередно для лидирования. После 15-минутного интервала, во время которого зубчатка 23 заменяется на 24, сесть на велосипед и выполнить финиш в одиночку или с другими гонщиками. Во втором случае нужно стремиться перед последними 200 м находиться во второй позиции с просветом в три-четыре машины от случайного соперника. Ускорение следует начать за 230 м от линии финиша, но решающий рывок сделать метров за сто и попытаться обойти идущего впереди гонщика.
В интервале между первым и вторым спринтерскими заездами (на этот раз начинать в первой позиции) необходимо разучивать «сюрпляс», то есть стоять на месте в равновесии, повернув колесо направо при правой педали впереди и горизонтально расположенных шатунах (рис. 8).
Сначала нужно делать «сюрпляс» на прямых, а когда этот прием будет хорошо разучен, то и на входе в вираж, поворачивая голову вправо и влево, как бы следя за воображаемым соперником и никогда не останавливая взгляд на переднем колесе собственного велосипеда.
Рис. 8. В техническом арсенале спринтера не должен отсутствовать «сюрпляс». Вот пример «сюрпляса»,
выполняемого чемпионом мира Маспесом. Чтобы удерживать равновесие, нужно повернуть колесо в правую сторону, когда правая педаль находится впереди. На треке с совершенно ровными прямыми при повороте колеса влево вперед ставится левая педаль

Примерно после 10-минутного отдыха выполнить пару рывков с верха виража, но не делая рывок с места, поскольку передача увеличена и это может вызвать исключительное «затвердение» ног. После тренировки сделать массаж или самомассаж и около 20 час. поужинать. После ужина немного погулять и лечь спать не позже 22 час.
С р е д а — утром провести такую же, как и в предыдущий день, тренировку на шоссе, а после полудня — на треке. После 20-минутной разминки с другими гонщиками и на передаче 23X7 отдохнуть минут пятнадцать, сменив в это время передачу на 24x7. Выполнить два рывка с места на 150 м и пару рывков с верха виража к бровке на то же расстояние. После отдыха покататься в группе примерно 5
мин. без усилий. Сделав массаж, через час после ужина лечь спать.
Ч е т в е р г — утром тренировка на шоссе в спокойном темпе, дистанция 40 км. Время от времени делать ускорения на 600-700 м (повторить ускорение 2-3 раза с интервалом 5 мин. между ними), а последние километры пройти в достаточно высоком темпе, но без исключительных усилий. Днем —
отдых.
П я т н и ц а — утром пройти 30 км на равнинном шоссе. После полудня тренировка на треке,
обычная разминка в течение 20 мин. с другими гонщиками, с поочередным лидированием на передаче
23X7. Затем 15-минутный отдых, во время которого устанавливается передача 24X7. Сделать несколько рывков с верха виража и на прямых и после 5-минутного отдыха еще минут пять покататься с другими гонщиками. Вечером массаж, ужин, и через час — сон.
С у б б о т а — обычная ежедневная зарядка и прогулка на шоссейном велосипеде в течение часа в туристском темпе. Привести в порядок материальную часть, тщательно проверить трековый велосипед, приклейку однотрубок к ободам, почистить и смазать трущиеся детали (втулки, рулевую колонку, педали, цепь и т. д.).
Вечером перед ужином массироваться несколько дольше обычного (восстанавливающий массаж)
и лечь спать до 22 час.
91
День соревнований
И вот настал столь долгожданный день спортивного соревнования. Утром, поднявшись с постели
(в 8 час.), выпить обычный стакан фруктового сока, сделать туалет и легкую зарядку, не дольше 10 мин.
Рисунок 8. В техническом арсенале спринтера не должен отсутствовать
«сюрпляс». Вот пример «сюрпляса»,
выполняемого чемпионом мира Маспесом.
Чтобы удерживать равновесие, нужно повернуть колесо в правую сторону, когда правая педаль находится впереди. На треке с совершенно ровными прямыми при повороте колеса влево вперед ставится левая педаль

Позавтракать бисквитами с маслом, вареньем и кофе с молоком и совершить короткую прогулку (15-20
км) на шоссейном велосипеде в очень умеренном темпе. По возвращении домой сменить одежду и обтереться мохнатой рукавицей, пропитанной спиртом или одеколоном. Лечь в постель, положив ноги на спинку, и отдохнуть минут двадцать. К 11 час. (если соревнование начинается в 16) пообедать: 1-е блюдо: рис, сваренный в бульоне или с маслом, или овсяные хлопья; 2-е блюдо: бифштекс, или отварная курица, или отварная рыба со свежими или вареными овощами; 3-е блюдо: компот, свежие фрукты или фрукты в сиропе.
Напитки: минеральная вода не очень газированная или простая вода.
После обеда немного погулять пешком и часок отдохнуть (лежа), но не спать. Затем отправиться на трек на шоссейном велосипеде, по меньшей мере за 2 час. до соревнования, чтобы еще раз привести в порядок матчасть, сделать легкий массаж и покататься 15 мин. на тренировочных колесах и передаче
23X7. Отдохнуть 15 мин. и за это время сменить передачу на 24X7 и поставить «боевые» колеса с легкими трубками. Сделать еще несколько кругов в постоянном темпе и закончить финишем с нарастанием темпа на 250 м. Отдохнув несколько минут, пройти еще несколько кругов с финальным финишем на 200 м.
Сойдя с велосипеда, нужно хорошо закутаться (летом в жаркую, солнечную погоду нужно покрывать голову полотенцем или прятаться под зонтиком) и спокойно ждать начала соревнований. В
интервалах между гонками нужно принимать много пиленого сахара, который очень быстро усваивается организмом.
Если соревнование начинается вечером (в 21 час), нужно следовать той же программе, только пообедать не в 11, а в 13 час. и отдохнуть с 14 до 16 час. В 17 час. можно выпить стакан чаю с молоком или лимоном, съесть несколько бисквитов и немного вареных фруктов с большим количеством сахара.
Через час после окончания соревнований можно поужинать, не обильно, стремясь поменьше пить и избегая кофе, вина, пива или крепких спиртных напитков.
92
ТАКТИКА ГОНКИ
Нельзя установить заранее определенную тактику для всех спринтерских заездов, для бесчисленного количества случаев, зависящих от числа и качеств участвующих гонщиков, размеров и покрытия трека, крутизны его виражей и т. д. В общих чертах можно подсказать характерные основные нормы и тактические комбинации, на основе которых можно действовать с успехом в зависимости от различных ситуаций, встречающихся при проведении спринтерских гонок.
Чтобы выбрать наиболее подходящую тактику в зависимости от ситуации, гонщик должен быть смышленым и одаренным мгновенной интуицией, поскольку успех в спринтерских гонках (не следует забывать об этом) не всегда есть прямой результат грубой силы, а прежде всего мышления гонщика. То,
что обычно на спортивном жаргоне именуют «классом», это не просто природный дар, но драгоценный металл, который отбирается, шлифуется, очищается от покрывающей его окалины. В самом деле,
работа спринтера гораздо более тонкая и деликатная, чем у шоссейника или другого специалиста трековых гонок. Ошибка, совершенная в шоссейной гонке, всегда может быть устранена — если только она допущена не на последних метрах группового финиша, тогда как малейшая невнимательность в спринтерском заезде, недостаточно быстрая реакция в момент решающего действия почти всегда непоправимы, потому что спринт разыгрывается за несколько секунд,, а иногда все решают доли секунды. Отсюда необходимость все хорошо взвесить, предвидеть, избегать ошибок и стремиться навязывать собственную инициативу, не дожидаясь проявления ее со стороны соперника. Кроме того,
мыслящий спринтер должен часто менять тактику, иначе он даст противникам опасное оружие против самого себя, обнаруживая собственные планы еще до начала «боя».
93
Основные нормы. Для определения некоторых из наиболее общих тактических вариантов гонки надо учитывать следующие факторы:
1 . Ч и с л о у ч а с т н и к о в з а е з д о в . В матчевых заездах двух спринтеров тактика проще, чем в заездах трех или большего числа гонщиков, поскольку число комбинаций, могущих возникнуть во время заезда, ограничено, а кроме того, приходится следить лишь за одним соперником, достоинства и недостатки которого надо знать. При групповых заездах проблема осложняется, особенно если два гонщика объединятся против третьего.
2 . Р а з м е р и к о н с т р у к ц и я т р е к а . Нельзя применять одну и ту же тактику гонки,
выступая на 200-метровом и 333-метровом треках, а также на треке с короткими или с длинными прямыми. В одном случае (200-метровый трек или трек круглой формы) выгодно находиться впереди
перед последними 200 м, в другом (трек длиной свыше 333 м и с длинными прямыми) лучше вторая позиция, поскольку речь идет о заезде двух гонщиков.
3 . К а ч е с т в а с п р и н т е р а - с о п е р н и к а . Когда гонщик, имеющий сильный рывок,
встречается с соперником, отличающимся длинным финишем с постепенным нарастанием, он применяет одну тактику, а когда его соперник также владеет сильным рывком, совершенно другую.
94
Матчевые заезды. Спринтерский заезд двух гонщиков не столь эффектен, как трех или большего числа гонщиков, но он, несомненно, более спортивен, потому что устраняется возможность непроизвольного или преднамеренного соглашения между двумя гонщиками в ущерб третьему и является наиболее эмоциональным видом гонок на треке.
В самом деле, зрители (речь идет о страстно любящих и отлично разбирающихся в этом виде спорта), присутствующие при заезде двух чистых спринтеров, наэлектризованы не только в момент собственно финиша или финального броска на самых последних метрах, но увлекаются и горячо переживают «сюрпляс», финты и «стычки» гонщиков, пытающихся любой ценой занять лучшую позицию во время первого круга гонки. С большим интересом и вниманием следят они за спортсменами, которые — на манер двух боксеров на ринге, с напряженными мышцами и нервами —
выжидают благоприятный миг, чтобы броситься в решающую атаку при малейшей невнимательности соперника.
Гонщик, применивший неожиданный прием, должен быть точен, безошибочен и своевременен в своих действиях, иначе, встретив соперника с более быстрой реакцией, он может попасться на
«встречный удар», говоря на боксерском жаргоне, и результат будет обратным желаемому.
В матчевом заезде гонщик, находящийся во второй позиции, допустил бы грубую ошибку,
оставаясь «на колесе» соперника в момент атаки последнего. Правда, следуя непосредственно за его спиной, он будет иметь преимущество меньшего сопротивления воздуха, но в то же время, поддерживая ту же скорость, что и первый гонщик, и не имея достаточной «точки опоры», он не сумеет обойти его рывком. Напротив, если он оставит просвет в несколько машин, то будет иметь хороший ориентир и сможет с большей эффективностью достичь высшей, чем у противника, скорости и обойти его, или, как говорят велосипедисты, «сделать прыжок».
В матчевых заездах гонщик, начинающий финиш в первой позиции, почти наверняка будет побежден соперником по вполне понятной причине, если только нет заметной разницы в их классе.
Поэтому возникает вопрос: какую тактику должен применять гонщик, находящийся в первой позиции,
чтобы иметь какую-нибудь вероятность успеха, и какой контрманевр должен выполнить гонщик во второй позиции, чтобы не проиграть противнику, идущему впереди? Ответить на это не просто, а поэтому ниже даются возможные и наиболее частые комбинации, которые встречаются в матчевых заездах, чтобы спринтер мог выбрать наиболее подходящие варианты и применять их практически в подходящий момент.
Г о н щ и к в п е р в о й п о з и ц и и . Если на 400-метровом треке гонщик начинает финишировать за 220-230 м с постепенным ускорением на обычной передаче и с противником «на колесе», то он с вероятностью 99 процентов будет им побежден. Поэтому необходимо стремиться начать финиш рывком, оторвавшись на несколько длин машины от соперника, чтобы иметь прочную
«точку опоры» и не допустить обгона. Во избежание неожиданного рывка гонщика со второй позиции спринтер, идущий впереди, должен на первом круге выбирать положение у бровки или у барьера, чтобы следить за соперником только с одной стороны полотна (внешней или внутренней), без излишних и непрерывных поворотов головы то влево, то вправо. Кроме того, он должен стремиться оттянуть возможно дальше начало рывка, ни на мгновение не теряя из виду спортсмена, следующего позади. В
том случае, если лидирующий гонщик не получил достаточного просвета перед соперником после неожиданного рывка, он должен, вместо того чтобы продолжать свой финиш до конца, ослабить действие и выждать момент, когда соперник поведет решающую атаку.
Г о н щ и к в о в т о р о й п о з и ц и и . Нет нужды дожидаться линии последних 200 м, чтобы повести решающую атаку на лидирующего гонщика, в противном случае можно опоздать. Если соперник еще колеблется, когда до черты остается 220-230 м, необходимо с помощью финтов побудить его сделать рывок. Если он сделает это, то нужно решительно атаковать примерно за 120 м до финиша
— выдерживая все время хорошую «точку опоры» — таким образом, чтобы оказаться рядом с ним в начале финишной прямой и обойти его на последних метрах. В противном случае, то есть если ведущий гонщик не сделает рывок за 200 м, надо воспользоваться моментом, когда его шатуны находятся в положении «мертвой точки» (то есть когда они расположены прямо перпендикулярно полотну трека), и,
слегка коснувшись локтем соперника при обходе, сделать решительный рывок, продолжая его до линии финиша.
Г о н щ и к в п е р в о й п о з и ц и и . После удара колокола гонщик, находящийся в первой позиции и медленно ведущий гонку, примерно за 220-230 м до финиша нажимает на педали назад или внезапно тормозит ход, касаясь переднего колеса кистью руки в перчатке и делая при этом вид, что хочет остановиться и пропустить соперника вперед, но в то же время внимательно наблюдает за ним,
чтобы заметить рывок, могущий последовать в этот момент. Если гонщик, находящийся во второй позиции, попадется на удочку, то есть начнет тормозить педалями, чтобы остановиться, в этот момент первый делает решительный рывок и, низко склонившись над рулем, работает в полную силу до самого финиша.
Эта тактика успешно применяется на практике, особенно опытными гонщиками, и по этому поводу вспоминается знаменательная встреча между чемпионом мира среди профессионалов Харрисом и чемпионом мира среди любителей Сакки, разыгранная на «Вигорелли». Когда оставался один круг и зазвонил колокол, англичанин, шедший впереди с просветом в четыре или пять машин и внимательно следивший за всеми движениями флорентийца, сделал вид, что останавливается в «сюрпляс», чтобы пропустить соперника вперед, но, когда последний перчаткой затормозил переднее колесо, Харрис сделал неожиданный рывок и получил преимущество метров в тридцать. Погоня Сакки была тщетной,
хотя он и сделал необыкновенно мощный спурт, но его было уже недостаточно, чтобы ликвидировать такой просвет.
Г о н щ и к в о в т о р о й п о з и ц и и . В случае когда лидирующий гонщик медленно ведет гонку и примерно за 220-230 м до черты начинает нажимать на педали назад или тормозить переднее колесо перчаткой, надо молниеносно принять решение, следует ли повторить действия соперника или же,
сделав неожиданный рывок, получить преимущество и сохранить его до конца.
Г о н щ и к в п е р в о й п о з и ц и и . Другой эффективный тактический вариант для гонщика,
идущего впереди, часто применяемый с успехом, заключается в том, что после удара колокола лидирующий велосипедист допускает приближение соперника к себе, но когда переднее колесо последнего (при входе в последний вираж) достигает уровня его каретки, он «привязывает» противника в этом положении. Кроме того, можно препятствовать действиям находящегося сзади гонщика легкими виляниями заднего колеса (удары «рыбьего хвоста», как говорят французы), но не чрезмерно акцентированными, во избежание дисциплинарного наказания со стороны судей гонки. От входа в вираж и до выхода на финишную прямую нужно слегка приподняться кверху (но не выходя за линию спринтеров) и в тот момент, когда соперник, в свою очередь, из-за этого маневра вынужден будет отклониться вверх, решительно броситься вниз и продолжать ускорение до самого финиша.
Если гонщик во второй позиции при отходе ведущего гонщика вверх (который при этом остается в зоне спринтеров) попытается пройти с внутренней стороны полотна, последний сможет «прижать» его в зону отдыха, нарушив тем самым действия соперника и не рискуя при этом быть наказанным судьями.
Г о н щ и к в о в т о р о й п о з и ц и и . Если гонщик, начинающий финиш с первой позиции с постепенным ускорением за 230 м до черты, попытается подпустить соперника до уровня каретки,
последний (у входа в вираж) уходит из этого положения, внезапно «поднимаясь на дыбы» к верху виража с последующим немедленным «нырком» к бровке. Таким образом он получает двоякое превосходство: во-первых, «отцепится» от противника, чтобы получить эффективную «точку опоры», а во-вторых, использует наклон виража для увеличения скорости, с тем чтобы обойти соперника в подходящий момент.
Г о н щ и к в п е р в о й п о з и ц и и . Обычно при ударе колокола гонщик, идущий впереди,
начинает проходить финишную прямую, приближаясь к барьеру, чтобы подняться на самый верх предпоследнего виража. Как известно, на стыке прямой с входом в вираж имеется заметный наклон, и когда второй гонщик начнет на него подниматься, первый, уже находящийся в высшей точке виража,
используя элемент неожиданности, привстав с седла, решительно «ныряет» к бровке.
Г о н щ и к в о в т о р о й п о з и ц и и . Гонщик, идущий сзади, должен очень внимательно следить за противником, и когда тот, сбавив скорость, начнет подниматься вверх, нужно воспользоваться этим и мгновенно броситься к бровке. Этот неожиданный рывок будет более эффективным, когда первый гонщик в момент рывка соперника имеет шатуны в положении «мертвой точки».
Если план удался, то есть получено такое преимущество, которое может быть сохранено до конца, то нужно продолжать свой финиш. В противном случае необходимо «подняться на дыбы» к ограде, пропуская соперника вперед, и занять вторую позицию с надлежащим просветом.

В одном из трех финальных заездов чемпионата мира в спринте среди любителей в Льеже в 1957
г. итальянец Пезенти, следуя этой тактике, сделав мгновенный рывок, получил преимущество в 20 м перед Руссо. Когда последний начал подниматься на предпоследнем вираже, чтобы более эффективно сделать рывок сверху при выходе из него — за счет спуска на стыке с прямой — и шатуны его находились в положении «мертвой точки», итальянский чемпион, который маневрировал таким образом, чтобы не синхронизировать положение своих шатунов с шатунами соперника, сделал решительный рывок и, получив хорошее преимущество, сохранил его до конца.
Приведенные комбинации являются основными и наиболее часто встречающимися в матчах спринтеров. Различное их осуществление зависит от быстроты реакции и сообразительности гонщика,
применяющего их для достижения лучшего результата. На зимних треках, длина которых обычно менее
250 м, тактика заездов двух гонщиков значительно проще. Надо стремиться вести гонку за 200 м до финиша, поскольку гонщику во второй позиции будет трудно обогнать лидера и он вынужден в попытке обойти его из-за краткости прямых постоянно идти с внешней стороны полотна, затрачивая много энергии.
95
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом